Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БИЛИБИН
5, С. 206-207 опубликовано: 24 июня 2009г.


БИЛИБИН

И. Я. Билибин. Портрет. 1901 г. Худож. Б. М. Кустодиев (ГРМ)
И. Я. Билибин. Портрет. 1901 г. Худож. Б. М. Кустодиев (ГРМ)

И. Я. Билибин. Портрет. 1901 г. Худож. Б. М. Кустодиев (ГРМ)
Иван Яковлевич (4.08. 1876, пос. Тарховка под С.-Петербургом - 7.02.1942, Ленинград), рус. живописец, театральный художник, график. Происходил из старинного купеческого рода, упоминаемого в XVI в., во времена царствования Иоанна Грозного, и приобретшего известность в нач. XVII в. благодаря именитым купцам, обосновавшимся в Калуге (портрет прадеда художника - Я. И. Билибина - в ГЭ, худож. Д. Г. Левицкий).

В 1896 г. Б. с серебряной медалью окончил 1-ю с.-петербургскую гимназию, затем поступил на юридический фак-т С.-Петербургского ун-та (1896-1900). В 1895-1898 гг. посещал Школу Императорского об-ва поощрения художеств. В 1898 г. занимался в Мюнхене в студии проф. А. Ажбе (Ашбе). В сент. того же года поступил в школу-мастерскую кнг. М. К. Тенишевой в класс И. Е. Репина, через 2 года перешел вольнослушателем в мастерскую Репина в Высшее художественное уч-ще Академии художеств (1900-1904). С 1900 г. сотрудник ж. и член объединения «Мир искусства», одновременно представлял свои работы на выставках товарищества.

Гапсельга Павенецкого у. Олонецкой губ. Акварель. 1904 г. Худож. И. Я. Билибин (ГРМ)
Гапсельга Павенецкого у. Олонецкой губ. Акварель. 1904 г. Худож. И. Я. Билибин (ГРМ)

Гапсельга Павенецкого у. Олонецкой губ. Акварель. 1904 г. Худож. И. Я. Билибин (ГРМ)

В поисках национального рус. стиля Б. обратился к изучению деревянной архитектуры Севера, вышивки, кружева, резьбы по дереву, рукописных и старопечатных книг, иконописи. В определении направления его работы значительную роль сыграло творчество художников «абрамцевского кружка» В. М. Васнецова и Е. Д. Поленовой, особенно их выставка 1899 г. в С.-Петербурге. Однако работы Б. отличались свойственной рус. модерну графичностью, яркостью и декоративностью, художник использовал в них достижения совр. европ. графики (О. Бёрдсли) и японской ксилографии. Важную роль в развитии стиля Б. сыграло изучение рус. этнографии в Тверской губ. (в усадьбе Егны Весьегонского у.) и поездка в 1903-1904 гг. в Вологодскую, Архангельскую и Олонецкую губернии по поручению этнографического отдела Русского музея Александра III для собирания этнографических материалов и фотографирования памятников старины (часть зарисовок памятников древнерус. зодчества была выпущена общиной св. Евгении Красного Креста в виде открыток).

Известность Б. принесли циклы иллюстраций к рус. народным сказкам («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-Лягушка», «Марья Моревна» и др.), к сказкам А. С. Пушкина («Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»), изданным в 1901-1910 гг. Эти циклы стали в ряд высших достижений мировой книжной графики.

Мон-рь св. Георгия Хозевита. Акварель. 1924 г. Худож. И. Я. Билибин (ГРМ)
Мон-рь св. Георгия Хозевита. Акварель. 1924 г. Худож. И. Я. Билибин (ГРМ)

Мон-рь св. Георгия Хозевита. Акварель. 1924 г. Худож. И. Я. Билибин (ГРМ)

Яркий талант Б. проявился и в его театральных эскизах к операм Н. А. Римского-Корсакова («Снегурочка», 1905; «Золотой петушок», 1909), М. П. Мусоргского («Борис Годунов», 1908), к драмам Лопе де Вега («Фуэнте Овехуна», 1911) и Педро Кальдерона («Чистилище св. Патрика», 1911) и др.

В 1907 г. Б. приглашен в Школу Императорского об-ва поощрения художеств для преподавания в классах графики и композиции, к-рые он вел вплоть до 1917 г. С 1916 г. Б. избран председателем Комитета об-ва «Мир искусства» и включен в список художников, представляемых к званию академика.

В 1917 г. переехал в Крым, в Батилиман, в 1920 г. эвакуировался в Каир, где выполнял заказы греч. колонии на написание панно для частных особняков. В 1921 г. для греч. Госпитальной ц. в Каире им был написан иконостас. Основными образами картин Б. после путешествия летом 1924 г. по Сирии и Палестине стали Гефсиманский сад, Геннисаретское оз., Тивериада. Тогда же вместе с семьей Б. посетил мон-ри св. Саввы и св. Георгия Хозевита, к-рым посвятил отдельные живописные работы. Осенью 1924 г. Б. переехал в Александрию, где в дек. 1924 - янв. 1925 г. организовал персональную выставку произведений егип. периода. Для сир. правосл. храма он создал эскизы фресок и иконостаса, декорировал стены.

В авг. 1925 г. Б., получив ряд предложений от парижских изд-в, переехал во Францию. Стал одним из организаторов об-ва «Икона» в Париже (1925). В 1927 г. создал эскизы фресок и иконостаса и расписал вместе со старшим сыном Александром правосл. церковь на Ольшанском кладбище в Праге (архит. В. А. Брандт).

В сент. 1936 г. Б. вернулся в Ленинград, где ему было предложено место профессора графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств. 23 июля 1939 г. Высшая аттестационная комиссия утвердила Б. в звании профессора и степени д-ра искусствоведческих наук. Скончался 7 февр. 1942 г. в блокадном Ленинграде, откуда отказался эвакуироваться.

Арх.: [Билибин И. Я. Автобиография] // ГПБ. Ф. 105. Ед. хр. 1139. Л. 1; Билибин И. Я. Автобиографические записки. Дек. 1938 г. // Архив семьи художника; Пражская Национальная галерея. ДК-569-4575. Эскизы фресок и иконостаса рус. храма на Ольшанском кладбище в Праге. Б. на к., акв.
Соч.: Народная сказка в рус. художестве // Журнал для всех. 1904. № 2; Остатки искусства в рус. деревне // Там же. 1904. № 10; Народное творчество Севера // Мир искусства. 1904. № 11; Несколько слов о рус. одежде в XVI и XVII вв. // Старые годы. 1909. Июль-сентябрь.
Лит.: Грабарь И. Э. (ред.) История рус. искусства: В 12 т. М., 1962. Т. 10. Кн. 2. С. 238-240, 244-246; Голынец С. В. Иван Билибин. [Творч. портрет художника, 1876-1942 гг.] // Художник. 1966. № 8. С. 50-57; И. Я. Билибин. Статьи. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1970; Голынец Г. В., Голынец С. В. Иван Яковлевич Билибин. М., 1972; Карасик И. Материалы о И. Я. Билибине // Искусство. 1976. № 12. С. 57-61; Поиски пера Жар-птицы: Жизнь и творчество художника И. Я. Билибина по мат-лам собр. Е. П. Климова. М., 1981; И. Билибин: По мат-лам собр. Е. П. Климова. М., 1999.
Д. Д. Пешехонова
Ключевые слова:
Живописцы русские Художники театральные Билибин Иван Яковлевич (1876-1942), русский живописец, театральный художник, график
См.также:
ВАСНЕЦОВЫ братья, рус. художники
АНТРОПОВ Алексей Петрович (1716-1795), рус. живописец
АРГУНОВ Иван Петрович (1727-1802), русский живописец, иконописец, педагог
БАЙКОВСКИЙ Антон Павлов (? - 1693), живописец Оружейной палаты
БЕЗМИН Иван Артемиевич (1653-1696), иконописец
БРУНИ Федор Антонович (1799 - 1875), рус. живописец, график