Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БРУНИ
6, С. 266-267 опубликовано: 13 октября 2009г.


БРУНИ

Сотворение мира. Эскиз стенной живописи для Исаакиевского собора. 1841–1845 гг. (ГРМ)
Сотворение мира. Эскиз стенной живописи для Исаакиевского собора. 1841–1845 гг. (ГРМ)

Сотворение мира. Эскиз стенной живописи для Исаакиевского собора. 1841–1845 гг. (ГРМ)
Федор Антонович (27.12.1799, Милан - 11.09.1875, С.-Петербург), рус. живописец, график. Сын итал. худож. Антонио Бруни. В 1807 г. приехал с отцом в Россию. Первоначально обучался у своего отца, в 1809-1818 гг. в С.-Петербургской имп. АХ по классу живописи у В. К. Шебуева. За картину «Улисс, потерпевший кораблекрушение, перед царицей Навзикаей» был удостоен звания классного художника. В 1818 г. на средства своего отца уехал в Италию для дальнейшего изучения живописи, где жил до 1835 г. В 1824 г. был избран членом рим. Академии св. Луки за картину «Смерть Камиллы, сестры Горация» (ГРМ), написанную по заказу кн. Барятинского. В 1834 г. в России за эту картину Б. получил звание академика. В 1836 г. был удостоен звания профессора 2-й степени, в 1846 г.- профессора 1-й степени. В 1827 г. по заказу имп. Николая Павловича копировал фрески Рафаэля «Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатея». В этот период им написаны: «Моление о чаше», «Богоматерь с Предвечным Младенцем», картон с изображением Крещения св. Ольги. В 1830 г. Б. создает цикл офортов на тему рус. истории по заказу Об-ва поощрения художников.

В 1836 г. Б. был вызван в С.-Петербург для выполнения живописных работ в Исаакиевском соборе, одновременно начал преподавательскую деятельность в имп. АХ. В эти годы Б. создает иконы-картины для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе «Мадонна», «Тайная вечеря», «Св. Екатерина» и «Св. Александр»; для парусов Большой ц. в Зимнем дворце - «Четыре Евангелиста», для церкви Павловского кадетского корпуса - «Св. Архангел Михаил», копию с «Мадонны Альба» Рафаэля.

Евангелист Лука. Эскиз стенной живописи для Исаакиевского собора. 1841–1845 гг. (ГРМ)
Евангелист Лука. Эскиз стенной живописи для Исаакиевского собора. 1841–1845 гг. (ГРМ)

Евангелист Лука. Эскиз стенной живописи для Исаакиевского собора. 1841–1845 гг. (ГРМ)
В 1838 г. Б. вновь отправился в Рим, где, обращаясь к ветхозаветному сюжету, создал программное полотно «Медный змий» (1841, ГРМ). Картина, написанная по всем правилам классицистического искусства и не чуждая романтическим веяниям эпохи, произвела огромное впечатление на современников, вызвав много откликов и публикаций.

В 1841-1845 гг. в Риме Б. работал над эскизами для росписи Исаакиевского собора. Им были исполнены композиции (25 картонов, ГТГ и ГРМ) «Сотворение мира», «Всемирный потоп», «Ноево жертвоприношение», «Омовение ног», «Спаситель, вручающий Петру ключи от Царствия Небесного», «Явление Господа Апостолам по Воскресении». Для полукружия над аттиком Б. написал картоны «Творец, благословляющий все созданное» и «Св. Дух в сонме ангелов». На плафонах собора - «Введение Первородного Сына Божия во Вселенную», «Второе пришествие Сына Божия», «Пророцы на кости», «Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя вси ангелы». Оригиналы по ним Б. частично исполнил сам, нек-рые были выполнены его учениками. Для Казанского собора Б. в 1841 г. написал композиции «Покров Богородицы», «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами». Выполнил в технике энкаустики образ Богородицы для церкви-капеллы в Петергофе, ряд картонов. Созданные Б. картины на религ. сюжеты являются типичными для офиц. академического иконописания, стиль к-рого формировался под влиянием живописи мастеров эпохи Возрождения. Однако они более сдержанны, лишены жанровых элементов, что придает им торжественно-возвышенный характер.

С 1846 по 1871 г. Б. был преподавателем имп. АХ, с 1849 по 1864 г. - хранителем картинной галереи в Эрмитаже. В 1855-1871 гг. Б. исполнял должность ректора в АХ по классу живописи и ваяния, с 1866 г. заведовал мозаичным отд-нием при АХ.

Изд.: Картоны Ф. А. Бруни на темы религ. содержания. СПб., 1886-1887. 2 т. (тетр. 1-2).
Лит.: Серафимов В., Фомин М. Описание Исаакиевского собора. СПб., 1865; Ровинский. Словарь граверов. Стб. 80-82; Половцев А. В. Ф. А. Бруни: Биогр. очерк. СПб., 1907 [Библиогр.: С. 119-121]; Савинов А. Н. Ф. А. Бруни. М., 1949; он же. Русское искусство 1-й пол. XIX в. М., 1954; Колотов М. Г. Исаакиевский собор. Л.; М., 1965; Художники народов СССР: Биогр. словарь. М., 1972. Т. 2. С. 82-83; Верещагина А. Г. Федор Антонович Бруни. Л., 1985 [Библиогр., сост. А. В. Половцевым: С. 215-252]; Каталог ГРМ: Живопись 1-я пол. XIX в. (А-И). СПб., Т. 2. С. 81-85.
Н. А. Топурия
Ключевые слова:
Художники русские Живопись. Россия Бруни Федор Антонович (1799 - 1875), русский живописец, график Живописцы русские Графики русские Исакиевский собор в Санкт-Петербурге
См.также:
БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799 - 1852), рус. живописец
БЫКОВСКИЙ Михаил Доримедонтович (1801 - 1885), рус. архитектор, преподаватель, живописец и график
ВАСНЕЦОВЫ братья, рус. художники
БАЙКОВСКИЙ Антон Павлов (? - 1693), живописец Оружейной палаты
БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (1757-1825), рус. живописец, иконописец
ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842-1904), рус. художник, публицист, общественный деятель, путешественник
ГАГАРИН Григорий Григорьевич; 1810 - 1893, рус. кн., художник, архитектор, график, вице-президент АХ, член ученых об-в, коллекционер
ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871 — 1960), рус. живописец, историк искусства, реформатор музейного и реставрационного дела в Россиии СССР; действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947), народный художник СССР (1956)
ГУСЕВ Николай Владимирович (1926-1997), театральный худож., график, исследователь древнерус. живописи
АНТРОПОВ Алексей Петрович (1716-1795), рус. живописец
АРГУНОВ Иван Петрович (1727-1802), русский живописец, иконописец, педагог
БАРЩЕВСКИЙ [Борщевский] Иван Федорович; 1851-1948, худож.-фотограф, историк древнерус. искусства и культуры