[итал. Santa Maria Assunta], собор на о-ве Торчелло в сев. части Венецианской лагуны. Построен в 639 г. по заказу Исаака Армянина, экзарха Равенны (о чем свидетельствует надпись на каменной плите, найденной в крипте во время раскопок 1895 г.), перестраивался в 864-867 и в 1008-1047 гг. В кон. VII в. с запада к собору был пристроен баптистерий (разрушен в XVII в.); вероятно, в ходе 2-й реставрационной кампании, при епископах Орсо Орсеоло и Виталии III Орсеоло, была повышена вост. часть собора, в ней устроен синтрон, а под ним, внизу, сооружена крипта (Fabbri. 2011). Во 2-й пол. XII в. был понижен и расширен зап. портал; незначительные изменения вносились в архитектуру собора в XV, XVI, XVII и XIX вв.
В основе манеры исполнения мозаик в соборе Торчелло кон. XI - нач. XII в. лежит т. н. аскетический стиль, присущий группе памятников 2-й трети столетия (мозаикам и фрескам мон-ря Осиос Лукас и собора Св. Софии в Киеве, мозаикам мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос, фрескам собора Св. Софии в Охриде и др.). Внешнее сходство образов, обращение к одним и тем же формальным приемам их трактовки, неподвижность большинства фигур, отстраненное выражение их лиц - все эти черты напоминают об искусстве предшествующего периода. Однако по сравнению с ним изображения выглядят чуть более объемными, подвижными, складки на драпировках мягче, в передаче форм и колорите появляется больше оттенков и нюансов; образы приобретают более индивидуальный облик. По стилю и использованию художественных приемов мозаики собора Торчелло обнаруживают сходство с самыми ранними мозаиками собора Сан-Марко в Венеции (в центральной апсиде и капелле Дзен), Сан-Джусто в Триесте и с сохранившимися фрагментами мозаик из базилики Урсиана в Равенне 1112 г. (Архиепископский музей, Равенна; базилика еп. Урса была разрушена в 1743). Возможно, все они были созданы одной и той же артелью визант. мастеров, работавшей на рубеже XI и XII вв. на побережье Адриатики.
В кон. XII в. мозаики в вост. части собора и на зап. стене были реставрированы. В результате были заменены: фигура Богоматери в конхе, лики апостолов Павла, Матфея, Андрея и Иакова Старшего, золотой фон и надписи рядом с ними в нижней части апсиды, сцена «Благовещение», а также изображение ангелов, несущих медальон с образом Христа Еммануила на вост. стене; на зап. стене - «Распятие», верхняя часть лика св. Иоанна Предтечи в сцене «Сошествие во ад», образ Богоматери Оранты в люнете над центральным порталом и фрагменты «Страшного Суда» (лики 2 апостолов и нижняя часть фигуры еще одного, «Взвешивание душ» над люнетом, пара трубящих ангелов и «Море возвращает своих мертвецов»).
Мозаичисты кон. XII в. тоже, очевидно, были выходцами из Византии и приблизительно в те же годы участвовали в украшении венецианского собора Сан-Марко. Несмотря на то что они работали уже в совершенно ином стиле, характерном для искусства позднекомниновского периода, мастера стремились сохранить единство общего замысла и художественную цельность композиций. Художники старались воссоздать и первоначальный колорит, хотя тессер нек-рых цветов в их распоряжении уже не было (прозрачного зеленого - «цвета бутылочного стекла», светло-красного) (Лаврентьева. 2014. С. 48-49). Созданные визант. мозаичистами фигуры имеют сильно удлиненные пропорции, часто показаны в стремительном движении. Одежды испещрены многочисленными складками, иногда довольно причудливого рисунка. На одеждах и ликах, уже менее округлых, моделировки становятся более резкими и графичными.
Характерной чертой этого этапа реставрационных работ было использование для личного кусочков белой и розовой смальты, иногда ярко-розового, цикламенового оттенка, вместо фрагментов мрамора и камней, применявшихся в средневек. мозаиках. Для теней мастера XVIII в. использовали пористый или более твердый камень тусклых оттенков - желтых охр разных тонов или стеклянные тессеры интенсивно-серого цвета; для одежд - очень яркие оттенки синего, лилового и зеленого, совсем не похожие на те, что можно видеть в мозаиках кон. XI - нач. XII и кон. XII в. Тессеры грубее обрезаны, а их кладка более свободная и небрежная. И. Андрееску выделила 3 манеры работы реставраторов, отметив, однако, что все они пытались именно реставрировать древние мозаики, а не проявить себя как самостоятельные художники (Andreescu. 1976. P. 262).
В 1852-1856 гг. реставрацией мозаик зап. стены собора Торчелло занимался Дж. Моро, ученик миланского мозаичиста В. Рафаэли, в 1822-1858 гг. также работавший в Сан-Марко. Моро реставрировал, очень сильно исказив при этом художественный строй образов, сцену «Сошествие во ад»; полностью переделал изображения архангелов по сторонам этой сцены. В значительной степени были переложены или созданы заново головы апостолов и ангелов из верхнего регистра композиции «Страшный Суд». Неск. ликов апостолов, ангелов и персонажей «Сошествия во ад» Моро снял со стены; нек-рые из этих фрагментов были позднее возвращены на место, другие находятся в Музее Торчелло, Лувре, Национальном музее керамики в Севре, в частном собрании в США. В 1855-1856 гг. Моро также демонтировал мозаику с ангелами, несущими образ Христа Еммануила, с вост. фронтона.
Третий этап реставрационных работ, начавшийся уже после объединения Италии, в 1867 г., связан с деятельностью итало-англ. компании Salviati&Co. Ее представители работали над реставрацией зап. стены в 1872-1873 гг., стараясь исправить нек-рые повреждения, нанесенные Моро. В ходе работы этих реставраторов было полностью переложено «Распятие» в щипце западной стены, фрагменты «Сошествия во ад» и неск. ликов апостолов в верхнем регистре «Страшного Суда».
В 1883 г. были созданы мастерская мозаик Сан-Марко и Региональное управление памятников Венеции во главе с инженерами П. Саккардо и Ф. Берше, видевшими своей целью воссоздание аутентичного облика произведений, в т. ч. на основе архивных документов. В 1895-1897 гг. была предпринята попытка вернуть 12 ликов на их первоначальные места на зап. стене, однако в нескольких случаях произошла путаница; Андрееску-Тредголд удалось восстановить правильный порядок (Andreescu Treadgold. 1998. P. 292-293).
Следующая реставрационная кампания пришлась на 20-е гг. XX в. В ходе ее были заполнены места выпадения отдельных тессер и фрагментов мозаической кладки в центральной и правой апсидах. В 1979-1984 гг. Управлением по охране природного и культурного наследия была осуществлена консервация мозаик. Несколькими годами ранее реставраторы приступили к планомерному и тщательному изучению их художественных и технологических особенностей, и здесь следует отметить прежде всего Андрееску-Тредголд, посвятившую мозаикам большинство своих публикаций; в 1975 г. в центре визант. исследований в Дамбартон-Окс был инициирован проект по созданию корпуса средневизант. настенных мозаик Североадриатического региона (к нач. 2021 не завершен).
После наводнения 2019 г. в соборе ведутся археологические и реставрационные работы с целью укрепления здания и сохранения его убранства. Были обнаружены сохранившиеся под самыми сводами фрагменты фресок IX в. (на одном, вероятно, представлена Богородица (рядом с Ней жен. фигура), на другом можно видеть сцену из жития св. Мартина), элементы архитектурной декорации того же времени; выявлено положение апсиды собора VII в. Результаты этих работ и исследований ждут своей публикации.