Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИТРОПОЛИЧИЙ ОКРУГ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ
Т. 45, С. 430-436 опубликовано: 11 августа 2021г.


МИТРОПОЛИЧИЙ ОКРУГ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ

Иерархи Северо-Американской митрополии. В центре — митр. Феофил (Пашковский). Фотография. Кон. 30-х гг. ХХ в.
Иерархи Северо-Американской митрополии. В центре — митр. Феофил (Пашковский). Фотография. Кон. 30-х гг. ХХ в.

Иерархи Северо-Американской митрополии. В центре — митр. Феофил (Пашковский). Фотография. Кон. 30-х гг. ХХ в.

РПЦ, неканонично провозглашенный самоуправляемым в 1924 г., с 1970 г.- автокефальная Православная Церковь в Америке (ПЦА). В нач. ХХ в. в США и Канаде существовала Алеутская и Североамериканская епархия Русской Православной Церкви (офиц. название с 1907 - Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской) с кафедральным центром в Нью-Йорке (с 1905). Значительную часть приходов епархии составляли национальные общины украинцев и русинов из числа бывш. униатов, греков, сербов, румын, болгар, албанцев, сиро-арабов и др. В епархии были учреждены территориальные Аляскинское и Канадское, а также внетерриториальные карпаторусское (русинское) Питтсбургское и сиро-арабское Бруклинское вик-ства. С отъездом на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Алеутского и Североамериканского архиеп. Евдокима (Мещерского) Североамериканская епархия РПЦ лишилась правящего архиерея, которого временно замещал викарный Канадский еп. Александр (Немоловский; впосл. митрополит). После прихода в окт. 1917 г. в России к власти большевиков связь Североамериканской епархии с высшей церковной властью была затруднена. Одновременно начался процесс обособления от единой правосл. епархии РПЦ в Сев. Америке национальных общин, образовывавших епархии др. Поместных Церквей или неканоничные религ. объединения.

В условиях вынужденного самостоятельного существования без поддержки из России в февр. 1919 г. в Кливленде (шт. Огайо) состоялся II Всеамериканский Собор, избравший еп. Александра правящим архиереем Североамериканской епархии РПЦ. 7 сент. 1920 г. это избрание было утверждено патриархом Московским и всея России свт. Тихоном (Беллавиным), который возвел еп. Александра в сан архиепископа. С апр. 1921 г. в США находился в качестве патриаршего представителя Херсонский и Одесский митр. Платон (Рождественский), эмигрировавший из России в 1920 г. 27 апр. 1922 г. он был назначен патриархом Тихоном и Синодом РПЦ временно управляющим Североамериканской епархией (по некоторым сведениям, этот указ митр. Платон не получил (Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 451)). 20 июня того же года архиеп. Александр передал митр. Платону управление епархией, после чего выехал из США. Права митр. Платона на управление епархией оспаривал викарный Питтсбургский еп. Стефан (Дзюбай), который в окт. 1922 г. самовольно хиротонисал еп. Адама (Филипповского-Филипенко; впосл. архиепископ) для Канадской викарной кафедры. Еп. Стефан впосл. потерял поддержку своей паствы и перешел в католичество, а еп. Адам продолжал окормлять часть украинских и русинских общин в США и Канаде.

В нояб. 1922 г. III Всеамериканский Собор в Питтсбурге (шт. Пенсильвания) избрал митр. Платона правящим архиереем Североамериканской епархии. 29 сент. 1923 г. патриарх Тихон утвердил это избрание, освободив митр. Платона от управления Херсонской и Одесской епархией. В окт. того же года обновленческое Высшее церковное управление назначило прот. Иоанна Кедровского «митрополитом Североамериканским». Правосл. приходы в США и Канаде отказались признавать полномочия прот. И. Кедровского, однако тому при поддержке советских властей удалось оспорить в амер. судах принадлежность правосл. храмов Североамериканской епархии. Наиболее тяжелым последствием этих судебных тяжб стала передача в 1926 г. обновленцам кафедрального Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке. Советские власти оказывали давление на патриарха Тихона с целью заставить его отстранить митр. Платона от управления Североамериканской епархией. 12 дек. 1923 г. Комиссия по проведению отделения церкви от государства (т. н. Антирелигиозная комиссия) при ЦК ВКП(б) приняла резолюцию: «Поручить т. Тучкову провести через Тихона увольнение Платона от должности» (Политбюро и Церковь. Кн. 1. С. 533). 22 янв. 1924 г. в московской газ. «Известия» был напечатан указ патриарха Тихона от 16 янв. об отстранении митр. Платона от управления Североамериканской епархией «ввиду имеющихся данных о контрреволюционных выступлениях, направленных против Советской власти и пагубно отражающихся на Православной Церкви». Согласно указу, предполагалось иметь особое суждение о кандидате на Североамериканскую кафедру, которому надлежало объявить патриаршее распоряжение митр. Платону, принять от него все церковное имущество и управлять епархией по особой инструкции (Акты свт. Тихона. С. 309). Однако нового управляющего епархией свт. Тихон так и не назначил, поэтому фактически указ в силу не вступил. Как докладывал Кедровский в обновленческий синод, отстранение митр. Платона было формальным: патриарх дал архиерею негласное указание продолжать управление епархией (Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 514).

Митр. Платон проигнорировал патриарший указ о своем увольнении. 2-4 апр. 1924 г. в Детройте (шт. Мичиган) состоялся IV Всеамериканский Собор, принявший неканоничное решение о временном, до созыва нового Поместного Собора РПЦ, объявлении Североамериканской епархии самоуправляющейся Американской Православной Церковью. Митр. Платон получил от Собора титул «митрополит всей Америки и Канады» и право ношения 2-й панагии и преднесения креста как предстоятель Церкви. Это событие считается началом самостоятельного существования М. о. В дальнейшем митр. Платон неоднократно заявлял, что временная автономия не является автокефалией и не означает разрыва с патриархом Тихоном и его преемниками, что сохраняется молитвенно-евхаристическое общение М. о. со всеми частями Русской Церкви. За богослужениями в храмах Сев. Америки продолжали поминать патриарха Тихона, а после его кончины 7 апр. 1925 г.- патриаршего местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского). В церковно-адм. отношении М. о. до сер. 30-х гг. ХХ в. оставался единой епархией, в составе к-рой дополнительно были учреждены Чикагское (1922) и Сан-Францисское (1924) вик-ства.

В окт. 1924 г. митр. Платон участвовал в Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) в Сремски-Карловци и получил признание как управляющий Североамериканской епархией. Однако в дальнейшем споры о границах властных полномочий привели к конфликту митр. Платона с Архиерейским Синодом РПЦЗ. На Архиерейском Соборе РПЦЗ в июне 1926 г. митр. Платон поддержал управляющего рус. правосл. приходами в Зап. Европе митр. Евлогия (Георгиевского), отказавшегося признавать за Архиерейским Синодом высшие адм. и судебные права, и вместе с митр. Евлогием покинул Собор. 31 янв. 1927 г. митр. Платон обратился к пастве с заявлением о неканоничности Архиерейского Синода РПЦЗ. Его поддержали викарные епископы Чикагский Феофил (Пашковский; впосл. митрополит), Аляскинский Амфилохий (Вакульский), Виннипегский и Канадский Арсений (Чаговец) и Бруклинский Евфимий (Офейш). Направленный ранее в США Зарубежным Синодом Сан-Францисский еп. Аполлинарий (Кошевой; впосл. архиепископ) вышел из подчинения митр. Платону и 1 февр. того же года был им отстранен от управления вик-ством, но епископ не подчинился этому решению. 31 марта Архиерейский Синод РПЦЗ объявил действия митр. Платона неканоничными и недействительными, отстранил его от должности и запретил в священнослужении. В Русской Церкви в США и Канаде произошло разделение. Бо́льшая часть приходов М. о. (ок. 300) осталась в подчинении митр. Платону, остальные (ок. 60 общин) образовали Североамериканскую епархию РПЦЗ под управлением еп. Аполлинария. В том же году митр. Платон одобрил организацию т. н. Независимой Американской Православной Церкви во главе с еп. Евфимием, однако в дальнейшем отказался поддерживать своего викария и объявил созданную им структуру «автокефалистской затеей». В 1929 г. еп. Евфимий обвинил митр. Платона в неканоничном захвате церковной власти в Сев. Америке и объявил себя старшим архиереем Североамериканской епархии, но впосл. вступил в брак и был лишен священства. 25 дек. 1929 г. решением митр. Платона Алеутская и Североамериканская епархия была официально преобразована в М. о. (также часто употреблялось наименование Американская или Североамериканская митрополия).

В 1928-1929 гг. митр. Платон вел переписку с заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским; впосл. патриарх Московский и всея Руси) с целью получить документальное подтверждение своих прав на управление М. о. в судебных спорах с Кедровским. При обмене письменными посланиями митр. Платон признал высшую церковную власть Московской Патриархии, но уклонился от требований митр. Сергия дать обязательства не делать политических заявлений против Советского гос-ва и возносить за богослужением в храмах М. о. имя заместителя патриаршего местоблюстителя вслед за именем местоблюстителя митр. Петра. В мае 1933 г. в Нью-Йорк прибыл архиеп. Вениамин (Федченков; впосл. митрополит), назначенный постановлением митр. Сергия от 27 марта того же года временным экзархом Московской Патриархии для обследования и упорядочения дел Североамериканской епархии. Митр. Платон уклонился от встреч с архиеп. Вениамином и 1 июня выступил с заявлением, подтверждающим автономный статус М. о. 11 сент. того же года Собор амер. архиереев объявил об автономии (фактически независимости) Американской Церкви от Московской Патриархии до созыва законно избранного Всероссийского Поместного Собора. 16 авг. 1933 г. митр. Сергий и Временный Синод РПЦ приняли решение об отстранении митр. Платона от управления Североамериканской епархией, запрещении его со всем подчиненным ему клиром в священнослужении и о назначении временно управляющим Североамериканской епархией архиеп. Вениамина, к-рый 22 нояб. того же года был назначен архиепископом Алеутским и Североамериканским, экзархом Московского Патриархата в Америке. Однако правящим архиереем архиеп. Вениамина признали только единичные приходы. В 1934 г. в юрисдикцию РПЦ перешел несогласный с руководством М. о. Аляскинский еп. Антонин (Покровский; впосл. архиепископ, † 1939).

20 апр. 1934 г. митр. Платон скончался, после чего начался процесс сближения М. о. и РПЦЗ. 26 июля того же года состоялась встреча временного управляющего М. о. Сан-Францисского архиеп. Феофила (Пашковского) с управляющим Североамериканской епархией РПЦЗ Сан-Францисским еп. Тихоном (Троицким; впосл. архиепископ) для обсуждения вопроса о восстановлении церковного единства. 13 сент. того же года Архиерейский Собор РПЦЗ «для облегчения путей, ведущих к восстановлению церковного единства в Америке», снял наложенное им на епископат и духовенство М. о. в 1927 г. запрещение в священнослужении. В окт. в Нью-Йорк прибыл назначенный Архиерейским Синодом управляющим Североамериканской епархией РПЦЗ архиеп. Виталий (Максименко), к-рый начал переговоры о возможности присоединения М. о. к РПЦЗ. 20-23 нояб. 1934 г. в Кливленде состоялся V Всеамериканский Собор, избравший архиеп. Феофила митрополитом всея Америки и Канады с сохранением титула архиепископа Сан-Францисского. Поскольку митр. Феофил не отказался от неканонично провозглашенной самостоятельности М. о., 5 янв. 1935 г. патриарший местоблюститель митр. Сергий подтвердил наложенное на него и на духовенство М. о. запрещение в священнослужении.

В окт.-нояб. 1935 г. митр. Феофил принял участие в Архиерейском Соборе РПЦЗ в Сремски-Карловци. На Соборе были приняты «Временные положения о Русской Православной Церкви Заграницей», в которых утверждалось признание всеми частями Зарубежной Церкви верховной власти Архиерейского Синода РПЦЗ. Согласно решениям Собора в Сремски-Карловци, в состав М. о. должны были войти 2 епархии РПЦЗ в Сев. Америке (4 сент. 1934 решением Архиерейского Синода Североамериканская епархия Зарубежной Церкви была разделена на Нью-Йоркскую и Восточноамериканскую и Сан-Францисскую и Западноамериканскую). В мае 1936 г. в Питтсбурге под председательством митр. Феофила состоялся Собор рус. правосл. архиереев в Сев. Америке с участием епископата М. о. и РПЦЗ, одобривший «Временные положения». Окончательно объединение структур М. о. и РПЦЗ было утверждено VI Всеамериканским Собором в Нью-Йорке 5-8 окт. 1937 г., к-рый принял «Временное положение об управлении Митрополичьим округом в Северной Америке». Согласно ему, Американская митрополия находилась в подчинении Архиерейскому Синоду РПЦЗ в вопросах веры и канонического порядка, сохраняя за собой полную самостоятельность во внутрицерковных делах. Собор также принял важное решение об учреждении в М. о. духовных учебных заведений, к-рые должны были заменить прежнюю епархиальную семинарию в Тенафлае (шт. Нью-Джерси), прекратившую работу из-за недостатка средств в 1923 г. В 1938 г. были открыты Владимирская ДС в Нью-Йорке и пастырское уч-ще (впосл. ДС) в мон-ре Тихона Задонского в Саут-Кейнане (шт. Пенсильвания).

Согласно решениям Питтсбургского Собора 1936 г., произошло разделение М. о. на епархии. Фактически в объединенной митрополии сохранялось обособление приходов М. о. и РПЦЗ. Бывш. епархии РПЦЗ продолжали существовать на одной территории с новоучрежденными епархиями митрополии. Архиеп. Тихон сохранил свою кафедру в Сан-Франциско, но титуловался теперь Западноамериканским и Сиэтлским, архиеп. Виктор стал главой Восточноамериканской и Нью-Джерсийской епархии с епархиальным центром в Нью-Йорке. Приходы параллельно существовавшей Нью-Йоркской епархии находились под непосредственным управлением митр. Феофила, сохранившего за собой и управление Сан-Францисской епархией. Правящими епархиальными архиереями стали прежние викарии - епископы Чикагский Леонтий (Туркевич; впосл. митрополит), Детройтский Арсений (Чаговец), Аляскинский Алексий (Пантелеев; впосл. архиепископ), Питтсбургский Вениамин (Басалыга; впосл. архиепископ), Монреальский и Восточноканадский Иероним (Чернов; впосл. архиепископ), Эдмонтонский и Западноканадский Иоасаф (Скородумов; впосл. архиепископ). Перешедший в 1935 г. в юрисдикцию Американской митрополии еп. Адам (Филипповский-Филипенко; с 1936 архиепископ) возглавил внетерриториальную Филадельфийскую и Карпаторусскую епархию. В Нью-Йорке была учреждена викарная Бруклинская кафедра, к-рую занял Макарий (Ильинский; впосл. митрополит). На Бруклинского викария было возложено руководство Владимирской ДС, ставшей главным богословским центром митрополии. С 1936 г. в Джэксон-Хайтс (Нью-Йорк) возобновилось регулярное издание офиц. печатного органа М. о. «Русско-американский православный вестник» (см. «Американский православный вестник»). В это же время в Нью-Йорке в специально приобретенном здании был устроен кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы, заменивший захваченный обновленцами Николаевский храм.

Во время второй мировой войны фактически прервалась связь М. о. с Архиерейским Синодом РПЦЗ, который оказался на территории, контролируемой нацистской Германией. Благодаря союзническим отношениям США и СССР стали налаживаться контакты Американской митрополии с Московским Патриархатом. В отличие от архиереев РПЦЗ в Зап. Европе Собор архиереев Американской митрополии 26-27 окт. 1943 г. признал избрание митр. Сергия патриархом Московским и всея Руси Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 8 сентября 1943 г. каноническим и постановил возносить за богослужениями имя патриарха вместе с поминовением первоиерарха РПЦЗ митр. Анастасия (Грибановского). Митр. Феофил направил патриарху Сергию поздравительное послание, в к-ром выразил надежду на то, что новый патриарх с пониманием отнесется к проблемам Американской Церкви. После кончины патриарха Сергия († 15 мая 1944) митр. Феофил вместе с собранием духовенства и мирян митрополии издал распоряжение о вознесении за богослужениями имени патриаршего местоблюстителя митр. Алексия (Симанского; со 2 февр. 1945 патриарх Московский и всея Руси Алексий I). Но в приходах, которые подчинялись архиереям, поставленным Архиерейским Синодом РПЦЗ, предстоятели РПЦ за богослужениями, как правило, не поминались. Во время войны постепенно увеличивалось число приходов, перешедших под управление патриаршего экзарха митр. Вениамина. В 1944 г. в юрисдикцию РПЦ перешел Филадельфийский архиеп. Адам.

Делегация М. о. во главе с Аляскинским еп. Алексием получила приглашение на Поместный Собор Русской Православной Церкви 31 января - 2 февраля 1945 г., но прибыла в Москву уже после окончания соборных заседаний. На переговорах с патриархом Алексием I была достигнута принципиальная договоренность о воссоединении М. о. с РПЦ на правах автономии, однако вопрос о пределах самостоятельности митрополии оставался нерешенным. 14 февр. 1945 г. патриарх Алексий и Синод РПЦ приняли указ с проектом автономного устройства Американской Церкви в составе Московского Патриархата. Согласно патриаршему указу, рус. правосл. епархии в Сев. и Юж. Америке образовывали митрополичий округ - Экзархат Московского Патриархата. Предполагалось, что в мае 1945 г. будет созван Собор духовенства и мирян М. о. и Североамериканской епархии РПЦ под председательством делегированного патриархом Алексием I в США Ярославского архиеп. Алексия (Сергеева). Собор должен был принять решение о воссоединении с РПЦ и избрать нового главу митрополии - патриаршего экзарха. В качестве возможных кандидатов на должность экзарха, главы М. о., патриарх Алексий предложил митр. Вениамина (Федченкова) или архиеп. Алексия (Сергеева). Собор мог выдвинуть и избрать своего кандидата, но избранный глава митрополии подлежал утверждению патриархом, имевшим каноническое право отвода избранного кандидата, если он будет признан не соответствующим должности. В указе выдвигалось требование к епископату и клиру М. о. воздержаться от антисоветских выступлений и прервать отношения с Архиерейским Синодом РПЦЗ. В случае принятия этих условий Собором архиереев М. о. с епископата и клира Американской митрополии снималось наложенное Московской Патриархией в 1933 г. запрещение в священнослужении. Собор архиереев М. о. в Чикаго (шт. Иллинойс) 22-25 мая 1945 г. решил не принимать патриарший указ к исполнению. Собор оставил в силе «Временное положение об управлении Митрополичьим округом в Северной Америке» 1937 г. в части отношений с Архиерейским Синодом РПЦЗ, но создал комитет по подготовке Всеамериканского Собора для обсуждения вопроса о воссоединении с Московским Патриархатом (сроки созыва Собора неоднократно переносились).

В сент. 1945 г. в США прибыл архиеп. Алексий (Сергеев). 25 окт. он встретился с митр. Феофилом, который обусловил воссоединение М. о. с РПЦ утверждением его главой Американской Церкви и невмешательством Московской Патриархии во внутренние дела митрополии. Патриарх Алексий I после сообщения о встрече телеграфировал архиеп. Алексию: «Условия Митрополита Феофила признаю неприемлемыми». 8 нояб. состоялась новая встреча митр. Феофила с архиеп. Алексием, который предложил главе М. о. выполнить следующие требования Московской Патриархии: признать патриарха Алексия I своим предстоятелем, разорвать все отношения с Архиерейским Синодом РПЦЗ и созвать в ближайшее время Всеамериканский Собор. На этих условиях Московская Патриархия была готова снять с митр. Феофила запрещение в священнослужении и принять в Москве возглавляемую им делегацию для обсуждения вопросов объединения Церквей. Митр. Феофил высказался за то, чтобы отложить дальнейшие переговоры до проведения очередного Собора архиереев М. о., на к-рый был приглашен архиеп. Алексий.

Собор архиереев митрополии состоялся в Чикаго 19-21 дек. 1945 г. Накануне Собора митр. Феофил направил предстоятелю РПЦЗ митр. Анастасию телеграмму с предложением распустить Архиерейский Синод и передать его полномочия органам управления М. о. в связи с перемещением после второй мировой войны в Сев. Америку большинства рус. эмигрантов из Европы и Китая. Также в телеграмме говорилось о необходимости воссоединения всей Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом. Митр. Анастасий ответил на оба предложения отказом: «Подавляющее большинство архиереев, духовенства и верующих, эвакуировавшихся в Европу, решительно против единения с Патриархией, которая не свободна. Существование Синода необходимо для поддержания единства русских православных приходов за границей и предотвращения анархии. Администрация Американской Церкви не может заменить Архиерейский Синод». 20 дек. того же года на Соборе в Чикаго был заслушан доклад архиеп. Алексия, к участию в соборных заседаниях он допущен не был. Архиеп. Алексий вновь огласил условия снятия с клира М. о. запрещения в священнослужении: принятие юрисдикции РПЦ и прекращение отношений с РПЦЗ. Участники Собора заявили о непризнании наложенного на них запрещения и отказались обсуждать условия его снятия. Тем не менее большинство из участвовавших в Соборе 11 архиереев высказались за воссоединение на принципах автономии с Московским Патриархатом. Решительно против этого выступили 4 архиерея, поставленные Архиерейским Синодом РПЦЗ: архиепископы Восточноамериканский Виталий (Максименко), Западноамериканский Тихон (Троицкий), Канадский Иоасаф (Скородумов) и Детройтский еп. Иероним (Чернов). Собор архиереев принял решение о созыве Всеамериканского Собора духовенства и мирян для решения вопроса о взаимоотношениях с РПЦ. В нач. 1946 г. при посредничестве архиеп. Алексия в юрисдикцию Московского Патриархата перешли епископы Аляскинский Алексий и Бруклинский Макарий, исключенные из списка архиереев митрополии. В марте того же года архиеп. Алексий отбыл из США. 19 апр. в знак внимания к пастве М. о. патриарх Алексий I разрешил совершать панихиды по 1-му главе Американской митрополии митр. Платону, что означало посмертное снятие с него церковного прещения.

26-29 нояб. 1946 г. в Кливленде состоялся VII Всеамериканский Собор, к-рый подтвердил «нерушимую веру и лояльность» митр. Феофилу. На заседании 28 нояб. после острой полемики между сторонниками и противниками нормализации отношений с Московской Патриархией большинством голосов (187 против 61) было принято решение «просить его святейшество Патриарха Московского воссоединить нас в свое лоно и пребывать нашим духовным отцом при условии сохранения нашей полной автономии, существующей в настоящее время». Требование членов Собора о полной автономии М. о. во многом основывалось на опасениях вмешательства в местную церковную жизнь со стороны советских властей, что в условиях обострения отношений между СССР и США (холодная война) могло негативно сказаться на положении правосл. амер. граждан. В отдельном постановлении Кливлендского Собора заявлялось, что в случае несогласия РПЦ на предоставление автономного статуса Американской Церкви она не перейдет в юрисдикцию РПЦ, «покуда Московский Патриархат не сочтет возможным принять выдвинутые условия и даровать нам то, что мы требуем». Одновременно Кливлендский Собор постановил прекратить адм. подчинение Американской митрополии Архиерейскому Синоду РПЦЗ, поскольку «священноначалие патриаршее несовместимо с священноначалием Заграничного Синода Русской Православной Церкви». Участвовавшие во Всеамериканском Соборе архиереи РПЦЗ во главе с архиеп. Виталием (Максименко) отказались признавать соборное решение о выходе из юрисдикции Архиерейского Синода. Ввиду этого 19 дек. 1946 г. Собор епископов М. о. во главе с митр. Феофилом признал выбывшими из состава митрополии архиепископов Виталия, Тихона, Иоасафа и епископа Иеронима, к-рые вскоре возглавили восстановленные в Сев. Америке епархии РПЦЗ.

В янв. 1947 г. митр. Феофил и патриарх Алексий I обменялись телеграммами. На сообщение главы М. о. о решениях Кливлендского Собора патриарх ответил, что приветствует их и не имеет принципиальных возражений против автономии Православной Церкви в Америке. Патриарх известил митр. Феофила о том, что для переговоров с ним в США будет направлен в качестве патриаршего представителя Ленинградский и Новгородский митр. Григорий (Чуков). Патриарх просил митр. Феофила сослужить митр. Григорию, что косвенно означало снятие с епископата М. о. церковных прещений. Однако дальнейшие контакты между Московской Патриархией и Американской митрополией не получили развития, митр. Феофил и патриарх Алексий I стали выражать сомнения в успехе объединительного процесса. Негативно на взаимоотношения сторон повлияло инициирование в апр. 1947 г. митр. Феофилом судебного процесса о праве собственности на кафедральный Николаевский собор в Нью-Йорке, обновленческий клир к-рого в окт. 1945 г. перешел под омофор патриаршего экзарха митр. Вениамина. Община Московского Патриархата была вынуждена временно оставить собор, окончательно признанный принадлежащим РПЦ только в 1960 г., после неск. судебных процессов.

17 июля 1947 г. митр. Григорий прибыл в Нью-Йорк. В аэропорту вместе с экзархом митр. Вениамином его встречали архиеп. Леонид (Туркевич) и другие представители М. о. По случаю прибытия патриаршего представителя был отслужен совместный молебен. Однако митр. Феофил уклонился от встречи с митр. Григорием, не отвечал на его письменные обращения и вскоре отбыл в Сан-Франциско. В авг. того же года состоялись переговоры митр. Григория с представлявшими Американскую митрополию епископами Монреальским Антонием (Терещенко) и Бруклинским Иоанном (Шаховским; впосл. архиепископ). Митр. Григорию был вручен принятый Митрополичьим советом 7 авг. 1947 г. проект положения об управлении автономной Русской Церковью в США и Канаде. Согласно проекту, патриарх Московский и всея Руси признавался духовным главой Американской Церкви в делах веры и догматов, но никаких адм. прав он не получал; Всеамериканские Соборы и Соборы епископов обязывались только извещать патриарха о своих решениях. В составленном 14 авг. 1947 г. митр. Григорием ответном обращении к руководству М. о. говорилось, что Московская Патриархия не может согласиться на принятие проекта Митрополичьего совета, как не соответствующего церковным канонам, поскольку проект устанавливает между М. о. и РПЦ только мнимую, номинальную связь, лишая главу Поместной Церкви канонического права утверждения решений органов власти митрополии и предлагая по существу не автономное, а автокефальное управление. В то время Московская Патриархия не видела оснований для предоставления М. о. автокефалии. Митр. Григорий передал представителям М. о. проект постановления Московской Патриархии о статусе Американской Церкви, предполагающий утверждение избранного Всеамериканским Собором митрополита патриархом и Синодом РПЦ, участие делегатов митрополии в Поместных Соборах РПЦ, сохранение за Патриархией статуса высшей судебной инстанции для М. о. Московская Патриархия признавала полную самостоятельность митрополии во внутренних делах, нераспространение на М. о. правовых норм, определявших существование РПЦ в СССР, и не настаивала, как раньше, на требованиях выражения лояльности к советскому правительству. Митр. Григорий заявил, что данные предложения являются последними уступками, на которые готова пойти Московская Патриархия в вопросе об автономности Американской Церкви, и призвал к продолжению переговоров. Ответа на обращение митр. Григория не последовало. 22 нояб. в Сан-Франциско под председательством митр. Феофила прошел Собор архиереев М. о., принявший решение «отложить оформление канонической связи Северо-Американской Церкви с Московской Патриархией до более благоприятного времени... Жить на прежнем основании, осуществляя полную автономию в своей церковной жизни». В конце нояб. митр. Григорий покинул США.

12 дек. 1947 г. патриарх Алексий I и Синод РПЦ постановили предать митр. Феофила суду Собора епископов и оставить в силе наложенное на него в янв. 1935 г. и условно снятое в янв. 1947 г. запрещение в служении «за упорное противление призывам Матери-Церкви к общению; за вовлечение своей паствы в раскол, вопреки желанию самой паствы, выразившемуся в постановлении Кливлендского Собора». Это постановление распространялось на Чикагского архиеп. Леонтия (Туркевича), епископов Аляскинского Иоанна (Злобина), Бруклинского Иоанна (Шаховского) и перешедшего в сент. 1947 г. в юрисдикцию М. о. еп. Никона (де Греве). Монреальский еп. Антоний (Терещенко) к тому времени скончался и не подпал под запрещение. Также не были запрещены в священнослужении еп. Вениамин (Басалыга), с янв. 1947 г. пребывавший в Японии, и сменивший его в дек. того же года на Питтсбургской кафедре еп. Дионисий (Дьяченко; с 1957 в РПЦ, впосл. архиепископ). С кон. 1947 г. в храмах митрополии прекратилось вознесение за богослужением имени патриарха Алексия I, контакты М. о. с Московским Патриархатом были надолго прерваны. В 1949 г. в юрисдикцию М. о. перешли архиереи РПЦ, оказавшиеся во время второй мировой войны на оккупированной территории и эмигрировавшие на Запад,- еп. бывш. Рижский Иоанн (Гарклавс) и еп. бывш. Донецкий Димитрий (Маган), занявшие в митрополии Детройтскую и Бостонскую кафедры.

К нач. 50-х гг. ХХ в. рус. правосл. приходы на территории Сев. Америки оказались разделены между 3 юрисдикциями: каноническим Экзархатом Московской Патриархии в Северной и Южной Америке (ок. 50 приходов), Американской митрополией (ок. 500 приходов) и РПЦЗ (первоначально ок. 40 приходов). Разрыв с Московским Патриархатом привел к очередному сближению М. о. с РПЦЗ. После переезда в кон. нояб. 1950 г. первоиерарха Зарубежной Церкви митр. Анастасия (Грибановского) на постоянное жительство в США туда же было перенесено высшее управление РПЦЗ. Созванный из-за кончины митр. Феофила († 27 июня 1950) VIII Всеамериканский Собор 5-8 дек. 1950 г. в Нью-Йорке избрал Чикагского архиеп. Леонтия (Туркевича) новым главой митрополии с титулом «архиепископ Нью-Йоркский и митрополит всея Америки и Канады». 11 дек. того же года в Нью-Йорке состоялись переговоры митрополитов Леонтия и Анастасия. В итоговом протоколе встречи было записано, что «после обсуждения практических путей для церковного единства иерархи Русской Зарубежной Церкви совместно с иерархами Американской Митрополии согласно признали, что наиболее целесообразным для данного времени является сохранение существующих организаций Русской Православной Церкви за границей и Американской Митрополии, которые будут существовать параллельно, но находиться в тесном братском сотрудничестве между собою». Тем не менее отношения между 2 юрисдикциями в дальнейшем оставались напряженными, в т. ч. из-за споров по поводу принадлежности храмов и разного отношения к экуменизму. В отличие от Зарубежной Церкви, Американская митрополия активно участвовала в экуменистической деятельности, вступив в 1950 г. в Национальный Совет Церквей США, а в 1954 г.- во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ).

Митр. Леонтий реорганизовал управление М. о. Стали регулярно, через каждые 3 года, созываться Всеамериканские Соборы - высший орган власти М. о. На IX Всеамериканском Соборе 8-10 нояб. 1955 г. был утвержден Устав митрополии, образованы органы высшего управления - Архиерейский Синод и Совет митрополии.

С 1951 г. велось строительство нового кафедрального храма М. о.- собора во имя свт. Николая в Вашингтоне (нижняя часть храма завершена в 1954, верхняя - в 1962). Была учреждена викарная Вашингтонская кафедра Нью-Йоркской епархии, к-рую занял еп. Иона (Штальберг). Тем самым была начата подготовка к перенесению митрополичьей кафедры из Нью-Йорка в столицу США. В марте 1960 г. в юрисдикцию М. о. перешли ок. 50 общин румын. Североамериканской епархии, отделившейся от Румынской Православной Церкви. Управлявший румын. приходами еп. Валериан (Трифа; впосл. архиепископ) был перерукоположен и получил титул «Детройтский и Мичиганский». Румынская епархия (епископия) имела в М. о. автономный статус, ее приходы продолжали использовать за богослужением румын. язык.

В нач. 60-х гг. ХХ в. возобновились контакты между М. о. и Московским Патриархатом. На III Генеральной ассамблее ВСЦ в Дели в нояб.-дек. 1961 г. состоялась неофиц. встреча главы делегации РПЦ Ярославского архиеп. Никодима (Ротова; впосл. митрополит) с представителем М. о. Сан-Францисским архиеп. Иоанном (Шаховским). В марте 1963 г. архиеп. Никодим в ходе визита в США посетил Владимирскую ДС в Нью-Йорке и митрополичью резиденцию в Сайоссет (шт. Нью-Йорк), где встретился с митр. Леонтием. В авг. того же года во время сессии ЦК ВСЦ в г. Рочестер (шт. Нью-Йорк) архиеп. Никодим вел неофиц. переговоры о нормализации отношений Московского Патриархата и Американской митрополии с архиеп. Иоанном, протоиереями Александром Шмеманом и Иоанном Мейендорфом. Однако в тот период сторонам не удалось достичь взаимоприемлемого соглашения, и контакты между М. о. и РПЦ были вновь прекращены на неск. лет.

После кончины митр. Леонтия († 14 мая 1965) XII Всеамериканский Собор 23 сент. 1965 г. избрал викарного архиеп. Бостонского и Нов. Англии Иринея (Бекиша) архиепископом Нью-Йоркским, митрополитом всей Америки и Канады. На XIII Всеамериканском Соборе 14-16 нояб. 1967 г. большинством голосов было принято решение изменить офиц. название митрополии: Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь Америки стала именоваться Православной Церковью Америки. Также Собор разрешил приходам по их желанию и согласию правящего епархиального архиерея переходить на григорианский календарь. К сер. 60-х гг. ХХ в. уже ясно определилась американизация М. о., к-рый постепенно терял черты рус. эмигрантской Церкви. Все большее число приходов совершали богослужение на англ. языке, заметную часть паствы составляли принявшие Православие американцы и канадцы, не связанные происхождением с Россией. Митр. Ириней предпринимал усилия по нормализации канонического положения Американской митрополии, пытаясь установить контакты как с РПЦ, так и с др. Поместными Церквами. В мае 1966 г. прот. А. Шмеман посетил К-польского патриарха Афинагора I, чтобы обсудить возможность объединения М. о. с Американской архиепископией Константинопольского Патриархата с последующим предоставлением им автокефалии. Патриарх Афинагор отказался обсуждать подобный план, заявив, что каноническую проблему М. о. должен решать Московский Патриархат. Когда Московская Патриархия выразила протест по поводу участия в хиротонии 6 мая 1967 г. Вашингтонского еп. Феодосия (Лазора; впосл. митрополит, предстоятель ПЦА) архиереев Американской архиепископии К-польского Патриархата, патриарх Афинагор предписал главе своей архиепископии в Америке архиеп. Иакову (Кукузису) воздержаться от евхаристического общения с М. о. В то же время К-польский Патриархат стремился к созданию в США и Канаде для всех правосл. юрисдикций единой структуры (автономного Синода) под оморфом патриарха К-польского.

3 янв. 1968 г. митр. Ириней обратился к патриарху Алексию I с открытым письмом, в к-ром обосновал невозможность возвращения Американской митрополии в подчинение Московской Патриархии: «Об этом свидетельствуют прискорбные события, имевшие недавно место в Румынской, Болгарской и Сербской епархиях в Америке: попытки восстановить прямую каноническую связь с Матерями-Церквами окончилась расколом и недопустимым церковным беспорядком». По мнению митр. Иринея, возглавляемая им Церковь имеет право на самостоятельность как Церковь амер. народа. Как показали дальнейшие события, Московская Патриархия была готова пойти на предоставление М. о. канонической самостоятельности при условии прежде всего урегулирования проблемы Японской Православной Церкви. В 1946 г. руководство оставшейся без архипастырского окормления Японской Церкви обратилось к патриарху Алексию I с просьбой о воссоединении с РПЦ, однако затем под давлением амер. оккупационных властей, к-рые не допустили в Японию направленных туда Московской Патриархией епископов, склонилось к приглашению архиерея М. о. В 1947 г. в Японии была создана епархия Американской митрополии, в к-рую вошла подавляющая часть правосл. приходов.

В июле 1968 г., во время IV Генеральной ассамблеи ВСЦ в Уппсале (Швеция), Ленинградский митр. Никодим (Ротов) встретился с представителями М. о. архиеп. Иоанном (Шаховским), прот. И. Мейендорфом и проф. С. С. Верховским. Эта встреча послужила началом переговоров по примирению и урегулированию отношений между Церквами. 21 янв. и 3 февр. 1969 г. в Нью-Йорке прошли предварительные консультации между делегацией Московского Патриархата во главе с митр. Никодимом и делегацией Американской митрополии во главе с Филадельфийским еп. Киприаном (Борисевичем). По итогам офиц. переговоров 24-25 авг. в Женеве и 28 нояб. в Токио стороны пришли к принципиальному соглашению об отказе Американской митрополии от притязаний на Японскую Православную Церковь и о переходе ее с предоставлением автономии в юрисдикцию РПЦ, а также о даровании Московским Патриархатом Американской митрополии статуса автокефалии.

31 марта 1970 г. в митрополичьей резиденции главы М. о. в Сайоссете митрополиты Никодим и Ириней подписали соответствующее соглашение. Митр. Никодиму было передано письменное обращение митр. Иринея от имени Собора архиереев Американской митрополии к патриарху Алексию I с прошением о предоставлении автокефалии. 9 апр. того же года Синод РПЦ снял запрещение с иерархии М. о., наложенное в дек. 1947 г. 10 апр., после опроса правящих и викарных епископов Московского Патриархата, давших свои письменные положительные суждения по данному вопросу, Синод и патриарх Алексий I приняли томос, согласно к-рому «Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке утверждается и провозглашается Автокефальной Церковью и именуется Автокефальной Православной Церковью в Америке». Московский Патриархат упразднил свой Экзархат в Сев. Америке. Его приходам было предложено по желанию большинства прихожан вступить в ПЦА либо остаться в юрисдикции РПЦ под управлением ее представителя в Америке. Московский Патриархат сохранял за собой Николаевский собор в Нью-Йорке в качестве своего представительства в Америке. Из-за кончины патриарха Алексия I († 17 апр. 1970) вручение томоса об автокефалии ПЦА патриаршим местоблюстителем митр. Пименом (Извековым; с 1971 патриарх Московский и всея Руси Пимен) Аляскинскому еп. Феодосию (Лазору) состоялось в Москве 18 мая 1970 г. 20-22 окт. того же года в Тихоновском мон-ре в Саут-Кейнане состоялся I Всеамериканский Собор ПЦА, который подтвердил ее автокефалию и тем самым завершение существования М. о. К-польский Патриархат и ряд др. Поместных Церквей не признали автокефалию ПЦА, продолжая рассматривать ее как М. о.- автономную структуру РПЦ.

Лит.: Из Америки: Телеграмма Митр. Феофила Патриарху Московскому и всея Руси Алексию. Ответная телеграмма Патриарха Алексия Митрополиту Феофилу // ЖМП. 1947. № 4. С. 7; Поездка митр. Ленинградского и Новгородского митр. Григория в Соединенные Штаты Сев. Америки // Там же. 1948. № 1. С. 13-24; Ведерников А. Грех против Матери-Церкви // Там же. 1950. № 7. С. 68-78; Соллогуб А. А. Исторический очерк о Рус. Правосл. Церкви Заграницей // Русская Православная Церковь Заграницей, 1918-1968. Н.-Й., 1968. Т. 1. С. 52-171; Обмен посланиями по проблеме православия в Америке [Патриарха К-польского Афинагора и Патриарха Московского и всея Руси Алексия I] // ЖМП. 1970. № 4. C. 5-9; Вручение Томоса об автокефалии [Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке] // Там же. № 6. С. 69-79; Пимен (Извеков), митр., Патриарший местоблюститель. Об учреждении автокефальной Правосл. Церкви в Америке: [Послание главам Поместных правосл. Церквей] // Там же. № 7. С. 5-9; Serafim (Surrency), archim. The Quest for Orthodox Unity in America: A History of the Orthodox Church in North America in the Twentieth Century. N. Y., 1973; Orthodox America, 1794-1976. N. Y., 1975; Григорьев Д., прот. От древнего Валаама до Нового Света: Рус. правосл. миссия в Сев. Америке // ЗРАГ. 1988. Т. 21. С. 273-296; Скурат ИППЦ. 1994. Т. 2. С. 362-388; Цыпин. История РЦ. 1997. С. 571-575, 580-581, 592-593, 598-600, 602-603; Либеровский А. П. Православная Церковь в Америке: Святые и соборы // ЕжБК. 2000. С. 413-423; Курков Н. В. Всеамериканский правосл. церковный Собор 1946 // Там же. С. 423-427; Сергий (Страгородский), митр. Временному Экзарху Моск. Патриархии в Америке, управляющему Рус. Северо-Амер. Правосл. епархией, Преосвященному архиеп. Вениамину, боголюбивым клирикам и мирянам, устоявшим в вере и послушании Святой Церкви // ЖМП, 1931-1935. 2001. С. 175-180; Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Священного Синода от 16 авг. 1933 г. // Там же. С. 197-199; Письма патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ, 1945-1953. М. 2009. Т. 1. С. 37-39, 193-194, 206-207, 213, 227, 230-232, 263, 271-272; Кострюков А. А. Л. Н. Парийский о церк. ситуации в Америке в середине 1940-х гг. // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2012. Вып. 6(49). С. 65-118; он же. Дарование автокефалии Правосл. Церкви в Америке в свете док-тов церк. архивов // Там же. 2016. Вып. 3(70). С. 93-103.
Ключевые слова:
Православная Церковь в Америке Русская Православная Церковь. История Митрополичий округ в Северной Америке РПЦ, неканонично провозглашенный самоуправляемым в 1924 г. с 1970 г.- автокефальная Православная Церковь в Америке
См.также:
ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ
АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)
АЛЕКСИЙ Товт (1853–1909), протопр. Православной Церкви в Америке, св. прав.
«АНТИРЕЛИГИОЗНИК» ежемесячн. атеистич. журнал Центр. совета Союза воинст. безбожников СССР, 1926-1941 гг.
АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)
АНТОНИЙ митр. Галицкий († 1391/92)