Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МЕТЕОРСКИЕ МОНАСТЫРИ
Т. 45, С. 59-61 опубликовано: 7 июля 2021г.


МЕТЕОРСКИЕ МОНАСТЫРИ

Скит Дупиани
Скит Дупиани

Скит Дупиани

Комплекс мон-рей, расположенный в исторической обл. Фессалия, 2-й по значению центр монашества в Греции после Афона. Он возник на скалах, к-рые в результате отступления воды из озера, существовавшего 20-30 млн лет назад, и последующего эрозионного воздействия ветра приобрели неповторимый облик.

Ближайшим к М. м. городом был Стаги (ныне Каламбака), кафедральная ц. которого во имя Успения Божией Матери имеет 1-ю строительную фазу ок. 1000 г.; воздвигнута на месте раннехристианской базилики. С XI-XII вв. на скалах близ Стаг начали селиться отшельники. На воскресную литургию они собирались в возникший в кон. XI - нач. XII в. у подножия утесов скит Дупиани, или Стагский скит, при к-ром и образовалась 1-я община аскетов. Храм во имя Пресв. Богородицы был построен в 1162 г. и перестроен в 1867 г. В первые века существования скита его игумену подчинялись все отшельники, жившие в округе. С кон. XIII в. ситуация в Фессалии стала крайне нестабильной из-за столкновений разных политических сил. В связи с этим мн. монахи искали убежища на скалах, где впосл. возникли М. м. Когда эта территория вошла в состав державы серб. кор. Стефана IV Душана (1331-1355), воцарившееся спокойствие и покровительственное отношение этого правителя к монастырям создали благоприятные условия для развития монашества. До 1362 г. скит Дупиани зависел от Стагского епископа, его монахи ежегодно приносили в епископию по 1 литре чистого воска. В 1362 г. брат Стефана Душана Симеон Урош (Синиша) предоставил скиту привилегию - независимость от Стагского епископа и подчинение только проту скита. Первый из протов, игум. Нил, считается организатором монашеской жизни в округе. Он основал 4 мон-ря: Сретения Господня (1367), вмч. Димитрия, Пантократор, Панагия «возле колодца» (παρὰ τὸ Πηγάδων).

Большой Метеорский мон-рь
Большой Метеорский мон-рь

Большой Метеорский мон-рь

Всего в XIV в. было образовано более 20 М. м., в т. ч. прп. Афанасий Метеорский основал в 1343/44 г. Большой Метеорский монастырь, 1-ю обитель, имевшую киновиальное устройство. Благодаря прп. Иоасафу Метеорскому (в миру Иоанн Урош; ок. 1349/50-1422/23 или 24 февр. 1423), сыну Симеона Уроша, Большой Метеорский мон-рь стал самым известным и крупным из М. м. На его средства в 1387/88 г. был расширен и перестроен собор Преображения Господня.

Нек-рое оживление архитектурной и художественной деятельности отмечено в посл. четв. XV в.: в 1475-1476 гг. был построен собор в монастыре Святой Троицы, в 1483 г. расписан старый собор Большого Метеорского мон-ря.

Мон-рь первомч. Стефана
Мон-рь первомч. Стефана

Мон-рь первомч. Стефана

XVI век является временем экономического расцвета М. м. Мн. обители были отстроены заново и украшены росписями: напр., в нач. XVI в.- собор в монастыре Анапавса (фрески Феофана Критского, 1527), ок. 1530 г.- собор Русану (фрески 1560), в 1541-1542 гг.- собор Варлаама мужского монастыря во имя Всех святых (фрески наоса Ф. Кателаноса из Фив, 1548; фрески нартекса братьев Г. и Ф. Контаридов из Фив, 1566), незадолго до 1545 г.- старый собор Стефана первомученика монастыря, в 1544/45 г.- наос Большого Метеорского мон-ря (фрески Джорджи (Дзордзи?), 1552).

Ларисский митрополит Дионисий Милостивый († 1510) впервые назначил старшего из монахов Большого Метеорского мон-ря игуменом. XVI век стал временем выхода М. м. из-под духовной власти скита Дупиани. К-польский патриарх Иеремия I, посетивший М. м. в 1540 г., даровал Большому Метеорскому монастырю ряд привилегий и статус ставропигиального. В 1545 г. Иеремия I по образцу афонских обителей предоставил «независимость и самостоятельность» мон-рю первомч. Стефана.

В XVI-XVII вв. число М. м. достигло 24, среди них известны ныне не действующие обители Пантократор, Ипсилотера, или Каллиграфов (Καλλιγράφων, благодаря жившим в нем переписчикам книг), Панагия, Неа-Мони, Модион (τὸ Μόδιον), келлия Константия, Каллистрата, св. Павла, вмч. Георгия «ту Мандила» (τοῦ Μανδηλᾶ), свт. Николая «Бандовас» (Μπάντοβας), Алиссу (᾿Αλύσσου), Сретения Господня, Стилу (Св. Духа), вмч. Димитрия, Микани (ἡ Μήκανη; Палеопанагия), Бунила (τοῦ Μπουνίλα) и др. В этот период мон-рям, как и афонским обителям, значительную экономическую поддержку оказывали валашские и молдав. господари.

В сер. XVIII в. начался упадок М. м., связанный с регулярным опустошением этой области Фессалии отрядами албанцев. Земельные участки десятилетиями не обрабатывались, подворья запустели, тяжелое налогообложение привело к появлению у М. м. больших долгов. В 1765 г. арматол Афанасий Влахавас из с. Влахава близ Каламбаки обновил мон-рь Сретения Господня. Он хотел, чтобы его сын стал иереем. В 1808 г. свящ. Евфимий Влахавас поднял восстание против Али-паши Янинского, но потерпел поражение; за поддержку восставших Али-паша увез в Янину игуменов М. м. и разрушил обитель вмч. Димитрия Солунского.

Мон-рь Сретения Господня
Мон-рь Сретения Господня

Мон-рь Сретения Господня

М. м. являлись центрами просвещения и поддерживали развитие образования; в мон-рях еще с поздневизант. периода были богатые б-ки, в нек-рых действовали скриптории. В 1845 г. игумены мон-рей Большого Метеорского, Варлаама и первомч. Стефана внесли по 500 грошей на строительство школ Трикалы.

Постепенно некогда многолюдные М. м. стали приходить в запустение, в них подвизалось все меньше насельников; если, напр., в нач. XIX в. в Большом Метеорском мон-ре было 30 чел., то в 1859 г.- 4 чел. М. м. сильно пострадали во время второй мировой войны и гражданской войны в Греции.

Мон-рь свт. Николая Чудотворца Анапавса
Мон-рь свт. Николая Чудотворца Анапавса

Мон-рь свт. Николая Чудотворца Анапавса

Первоначально в М. м. не было жен. мон-рей, однако во 2-й пол. ХХ в. некоторые запустевшие обители были заселены жен. общинами (мон-рь первомч. Стефана с 1961; мон-рь Русану с кон. 40-х гг. ХХ в. по 1955 игум. Кассианией с неск. монахинями, затем до 1970 г. там жила старица Евсевия, в 1988-1989 - община игум. Филофеи).

Закон 1921 г. объявил М. м. выдающимися памятниками визант. архитектуры, по закону 1962 г. эти обители стали охраняемыми историческими памятниками, в 1988 г. были внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как природный и культурный памятник.

В 1995 г. М. м. были включены законом N 2351/1-11-1995 в число священных мест Греции. Этот закон не противоречит соглашению о защите архитектурного наследия Европы, заключенного в 1985 г. в Гренаде, где говорится об охране окрестностей М. м. «как памятника, места и архитектурного комплекса». В 1995 г. был также принят закон, устанавливающий зону А, в которой запрещено к.-л. строительство. Местность Метеоры упомянута в этом законе, а ее мон-ри защищены изданным в 2002 г. археологическим законом N 3028/2002, согласно к-рому гос-вом охраняются все памятники, построенные до 1830 г.

В наст. время действует 6 из М. м.: Большой Метеорский мон-рь, Варлаама, первомч. Стефана, Русану, Анапавса и Св. Троицы. Число подвизающихся в них насельников невелико; жизни монахов, стремящихся к уединению, мешает массовый поток туристов, большинство из которых не являются правосл. верующими.

Лит.: Βογιατζίδης ᾿Ι. Τὸ χρονικὸν τῶν Μετεώρων // ΕΕΒΣ. 1924-1925. 2 τ.; Nicol D. M. Meteora: The Rock Monasteries of Thessaly. L., 1975; Νικονάνος Ν. Μετέωρα: Τα μοναστήρια και η ιστορία τους. Αθήνα, 1987; Προβατάκης Θ. Μ. Μετέωρα: Ιστορία των μονών και του μοναχισμού. Αθήνα, 1988; Σοφιανός Δ. Ζ. Μετέωρα: Οδοιπορικό. [Θεσ.,] 1990; Χατζηδάκης Μ., Σοφιανός Δ. Ζ. Το Μεγάλο Μετέωρο: Ιστορία και τέχνη. Αθήνα, 1990; T[albot] A.-M., C[utler] A. Meteora // ODB. Vol. 2. P. 1353-1354; Χούλια Σ., Αλμπάνη Τζ. Μετέωρα: Αρχιτεκτονική, ζωγραφική. Αθήνα, 1999; BMFD. P. 1455-1461; Σοφιανός Δ. Ζ., Τσιγαρίδας Ε. Ν. ῞Αγια Μετέωρα: ῾Ιερὰ Μονὴ ᾿Αγίου Νικολάου ᾿Αναπαυσᾶ Μετεώρων: ῾Ιστορία, τέχνη. Τρίκαλα, 2003; Παπαδημητρίου-Δούκας Ν. Δ. Το δίκαιο των ιερών χώρων Πάτμου και Μετεώρων. Αθήνα; Κομοτηνή, 2004; Αποστολάκης Γ. Σ. Το καθεστώς του ιερού χώρου των Αγίων Μετεώρων. Τρίκαλα, 2009; Βλαχοστέργιος Ι. Ε. Μονή Βαρλαάμ Μετεώρων: Συμβολή στη μοναστηριακή αρχιτεκτονική. Θεσ., 2009. 2 τ.; Αναγνωστόπουλος Α. Σ. Οι τοιχογραφίες του καθολικού της Μονής Ρουσάνου Μετεώρων: Diss. Θεσ., 2010. 2 τ.; Μπεκιάρης Α. Θεοφάνης ο Κρης στον ´Αγιο Νικόλαο Αναπαυσά των Μετεώρων. Αθήνα, 2010; Δεριζιώτης Λ., Σοφιανός Δ. Ζ. Η Ιερά Μονή Υπαπαντής των Μετεώρων. Δεύτερο μισό του 14ου αιώνα: Προσκυνητάριο, ιστορία και τέχνη. Αθήνα, 2011.
О. В. Л.
Ключевые слова:
Монастыри Элладской Православной Церкви Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Греция) Метеорские монастыри, комплекс монастырей, расположенный в исторической области Фессалия, 2-й по значению центр монашества в Греции после Афона
См.также:
АГАФОНА В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в митрополии Фтиотиды (Элладская Церковь)
БЕСПЛОТНЫХ СИЛ ПЕТРАКИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ действ., принадл. Афинской митрополии Элладской Церкви
БОЛЬШОЙ МЕТЕОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Преображения Господня, муж. Элладской Церкви
ВАРЛААМА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ ВСЕХ СВЯТЫХ в комплексе Метеорских монастырей (Стагонская и Метеорская митрополия Элладской Церкви)
ВАРНАКОВА УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ принадлежит Фокидской митрополии Элладской Православной Церкви
ВАРСОН, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ действующий, принадлежит Мантинейской и Кинурийской митрополии Элладской Православной Церкви