Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АНТОНИЙ МАРТКОПСКИЙ
2, С. 671-672 опубликовано: 18 февраля 2009г.


Содержание

АНТОНИЙ МАРТКОПСКИЙ

[груз. ანტონ მარტმყოფელი] (сер. VI в.), прп., столпник (пам. 19 янв.), один из 13 преподобных сир. отцов, основоположников монашества в Грузии (общая пам. 7 мая), основатель Марткопского мон-ря. Бóльшую часть жизни А. М. провел в одиночестве, из-за этого его прозвали Мартомкофели (пребывающий в одиночестве), откуда происходит название местности и мон-ря - Марткопи. Первое упоминание об А. М.- краткое сведение о его приезде в Грузию - включено в кн. «Житий сирийских отцов» (X в.). Более подробно говорит о нем гимнограф Католикос-Патриарх Арсений IV (Булмаисимисдзе) (1-я пол. XIII в.), составивший песнопение в честь доставленного А. М. в Грузию Нерукотворного образа Спасителя, где в стихотворной форме повествуется о неск. эпизодах жизни А. М.

Прп. Антоний Марткопский. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР)
Прп. Антоний Марткопский. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР)

Прп. Антоний Марткопский. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР)

Отдельное синаксарное житие А. М., независимое от житий др. сир. отцов, было составлено неизвестным автором лишь в XVII в. и полностью вошло в поздние списки «Картлис Цховреба». По сообщению жития, А. М. происходил из г. Эдессы. После неудавшейся осады города иран. шахом Хосровом I Ануширваном А. М. покинул город, унеся из несторианской церкви копию Нерукотворного образа Спасителя, по Промыслу Божию запечатленную на глиняной табличке, и направился в Грузию вслед за своим учителем св. Иоанном Зедазнийским. В Грузии А. М. обосновался на горе Акриани (к востоку от Тбилиси, позднее на этом месте был сооружен храм во имя Нерукотворного образа Спасителя) и обратил в христианство жителей окрестностей Зедазенской и Икалтойской гор, сел Ахметы и Лопотисхеви (к северо-востоку от Тбилиси). Подвиг молитвенной жизни А. М. привлек к нему множество учеников. Наставив их в иноческом делании, А. М. поселился невдалеке на высоком утесе, где и провел последние 15 лет жизни, построив столп (башню) и маленькую церковь.

А. М. стяжал такую меру духовного мира, что его не трогали дикие звери, и каждое утро приходили олени. Житие повествует о чуде, совершенном А. М. и свидетельствующем о безграничной любви преподобного ко всему живому: местный правитель, охотившийся однажды на оленей в местности, где подвизался А. М., был рассержен молчанием преподобного в ответ на вопрос, где тот живет, и приказал отсечь А. М. руку. Когда кузнец собирался исполнить приказание, его собственные руки чудесным образом одеревенели, а рука А. М. была превращена в горящие угли. Потрясенный правитель был готов исполнить любое желание святого, но А. М. попросил лишь соли для своих оленей.

А. М. дожил до глубокой старости и был погребен в устроенном им храме справа от царских врат. На его гробнице совершались исцеления, и чудесным образом ни одно существо жен. пола не могло проникнуть в то место, где покоился его прах. Остатки столпа, на к-ром А. М. подвизался, сохранились до наст. времени.

Ист.: ასურელ მოღვაწეთა ცხოვრების წიგნთა მველი რედაჟციები / ილ. აბულამის გამოცემა. თბილისი, 1955. C. 303-399; მველი ჟართული აგიოგრაფიული ლიტერატურის მეგლები / ე. გაბიმაშვილის გამოცემა. თბილისი, 1968. T. 4. C. 393-398.
Лит.: კეკელიმე კ. ცხოვრება ასურელ მამათა // ჟართული ლიტერატურის ისტორია თბილისი, 1960. T. 1. C. 157-163; კეკელიმე კ. საკითხი სირიელ მოღვაწეთა ჟართლში მოსვლის შესახებ // ეტიუდები. თბილისი, 1956. T. 1. C. 18-50; გაბიმაშვილი ე. XVII-XVIII საუკუნეების სვინაჟსარული ცხოვრებანი, ანტონ მარტმყოფელი // მველი ჟართული აგიოგრაფიული ლიტერატურის მეგლები. თბილისი, 1979. T. 4. C. 218-225; მერკვილამე დ. ასურელ მამათა ჟართლში მოსვლის დრო. თბილისი, 1996.
М. Сургуладзе

Иконография

Одно из редких изображений А. М. сохранилось на эмалевой иконе 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР): святой изображен с седой окладистой бородой, в рост, в монашеском одеянии, с куколем на голове, в руках образ Спаса Нерукотворного; у ног преподобного двое оленят, слева вдали храм с шатровым завершением; надпись выполнена на рус. и груз. языках.

Лит.: Русская эмаль XVII - нач. ХХ в.: Из собр. Музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 122, 227. Ил. 155.
Э. П. И.
Ключевые слова:
Преподобные Грузинской Православной Церкви Святые Русской Православной Церкви Святые Грузинской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Спас Нерукотворный, иконографический тип Монашество Грузинской Православной Церкви Антоний Марткопский (сер. VI в), столпник, основатель Марткопского монастыря (Грузия), преподобный (пам. 19 янв., 7 мая)
См.также:
ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных)
ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи
ГРИГОРИЙ ХАНДЗТИЙСКИЙ (759-861), прп., (пам. 5 окт.)
ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем)
ДОДО ГАРЕДЖИЙСКИЙ († 623), один из 12 сир. отцов, прп. (пам. среда по Вознесении)
ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных)
ГАВРИИЛ ИВЕРСКИЙ (Святогорец) (ХI в.), прп. (пам. 13 мая, 12 июля и в Соборе Афонских святых; пам. груз. 12 июля)
ЗАВУЛОН И СОСАННА (III - нач. IV в.), родители просветительницы Грузии равноап. Нины, преподобные (пам. 20 мая) Каппадокийские
ИОАНН СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели, Ивер, Великий] (ок. 930 - 1005), прп. (пам. 12 июля, с прп. Гавриилом Иверским)
КИРИАК ОТШЕЛЬНИК (449-556), прп. (пам. 29 сент.)
АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)
АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
АКАКИЙ (ок. 370 – ок. 438), еп. Мелитинский, прп. (пам. 17, 16 или 18 апр.)