Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИРИАН
45, С. 348-352 опубликовано: 3 августа 2021г.


МИРИАН

Святые царь Мириан и царица Нана. Икона. XXI в.
Святые царь Мириан и царица Нана. Икона. XXI в.

Святые царь Мириан и царица Нана. Икона. XXI в.

(Михран) [груз. მირიანი], равноап. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 23 мая и 1 окт. (с супругой, царицей св. Наной)), царь Картли, креститель Грузии. Хронологии правления М. касались почти все исследователи, к-рые занимались вопросами истории Грузии IV-V вв. Первые даты царствования М. (265-342) установил царевич Вахушти Багратиони (XVIII в.) (Вахушти Багратиони. 1973. С. 8), в груз. историографии эта датировка всегда вызывала сомнения как ничем не обоснованная. По мнению Ф. Д. Жордании, М. скончался приблизительно в 349/50 г. (Жордания. Хроники. 1892. Т. 1. С. 42). С. Р. Горгадзе, М. Г. Джанашвили, К. Кекелидзе, Г. Меликишвили, Н. Джанашия отождествляли М. с иверийским царем Мерибаном, упомянутым позднерим. историком Аммианом Марцеллинном при описании событий 361 г. На основании этого они считали, что М. правил с нач. IV в. по 362 г. (Горгадзе), в 284-362 гг. (Джанашвили. 1906. С. 201), в 323-362 гг. (Кекелидзе. 1955. С. 53), в 20-30-х гг. IV в.- 338 или 362 г. (Меликишвили. 1958. С. 170). Джанашия датой кончины М. считал 362 г. (Джанашия. 1973. С. 91), А. Богверадзе - 363 г. (Богверадзе. 1979. С. 20). В. Гоиладзе в исследовании «Хронология христианских царей рода Парнавазиани» отметил, что М. род. в 250 г., в 257 г. женился на Абешуре (ум. в 265), в 297/8 г. занял трон, ок. в 298/9 г. женился на св. Нане, в 317/8 г. объявил христианство государственной религией, скончался в 334 г. в возрасте 84 лет (Гоиладзе. 1990. С. 77).

Источники

Основные сведения о М. содержатся в сборниках древнегруз. летописей «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли; МК) (V-VII вв.) и «Картлис Цховреба» (Жизнь Картли; КЦ) (VII-XI вв.), передающих многовековые сведения о М. Синайская редакция МК (до X в.), повествуя о временах М., указывает свой источник (Святая Нина. 2015. С. 22). Все источники подчеркивают, что повествование о принятии христианства М. было создано уже в IV в. современницами царя придворными дамами св. Саломеей Уджармской и св. Перожаврой Сивнийской, к-рым об этом перед своей смертью рассказала равноап. Нина (КЦ. 1955. Т. 1. С. 64-130; в рус. пер.: Обращение царя Мириана и с ним всея Картли св. и блаженной матерью нашей апостолом Нино // Леонтий Мровели. 2008. С. 44-52). Жизнь М. также описала ученица св. Нины св. Сидония. Ее рассказ сохранился в шатбердской (челишской) и синайской редакциях МК: в шатбердской - соч. «Описание Сидонии, которая присутствовала и описала обращение царя Мириана и воздвижение креста» (Леонти Мровели. 1955. С. 89), в синайской - соч. «Сидония, дочь Авиафара, описала обращение царя Мириана» (Там же. С. 47) (в рус. пер.: Рассказ женщины Сидонии, к-рая была ученицей Нино и которая видела и описала обращение царя Мириана чудом, и мольбы Нино о признании Христа, воздвижении креста, строительстве церквей и сотворении в них чудес // Леонтий Мровели. 2008. С. 57-64). В этих же источниках помещены сочинение самого М.- «Письмо, которое написал царь Мириан перед смертью» (Леонти Мровели. 1955. С. 53) и эпистолярный материал, связанный с М. и с событиями Крещения Картли, напр. «Письмо, которое написали Римский патриарх и Бранджский царь царю Мириану и народу Картли» (Там же. С. 177; в рус. пер.: Послание, написанное патриархом Римским и царем бранджей к Нино и царю Мириану и ко всему народу Картли // Леонтий Мровели. 2008. С. 64-66). По исследованиям грузинского историка М. С. Чхартишвили, в основе МК лежит летопись IV в., к которой позже были добавлены хроники разных веков включительно до X в. Этим источником как историей основания ГПЦ до X в. пользовались монахи грузинской общины Екатерины великомученицы монастыря на Синае.

В КЦ помещено приписываемое Леонтию Мровели соч. «Обращение царя Мириана и вместе с ним всей Картли святой Ниной» (Леонти Мровели. 1955. Т. 1. С. 72-196). Предположительно оно объединяет более древние сведения и предания разных веков о М. Значительными считаются созданное мон. Арсением в XII в. метафрастическое Житие равноап. Нины (ПДГАЛ. 1971. Т. 3), сочинения католикоса-патриарха Грузии Николая I (Гулаберисдзе) и др. авторов (ПДГАЛ. 1968. Т. 4; 1971. Т. 3), а также посвященная М. часть сочинения Вахушти Багратиони «История царства Грузинского» (Вахушти Багратиони. 1973. С. 71-94). О принятии христианства Иберией (Картли) в эпоху М. упоминают почти современники описываемых событий - римские, византийские и армянские историки IV-V вв. Геласий, еп. Кесарии Палестинской (Георгика. 1961. Т. 1. С. 194, 207), Руфин Аквилейский (Rufin. Hist. eccl. X 10), Сократ Схоластик, Созомен, Феодорит, еп. Кирский (Theodoret. Hist. eccl. I 24), Мовсес Хоренаци (Moses of Khoren. History. 1978. Сap. 86) и др.

Житие До Крещения Картли

Согласно МК, М. был сыном Леви из грузинского царского рода Парнавазиани. В КЦ указано, что М.- сын персидского царя Хосрова (Касре), правителя гос-ва Сасанидов. Когда умер груз. царь Аспагур (последний представитель рода Парнавазиани), не имевший сыновей, Хосров вторгся в Грузию и заключил с эриставами мир, одним из условий к-рого было бракосочетание дочери Аспагура Абешуры и 7-летнего М., что т. о. легитимировало М. на престоле Картли. М. должен был сохранить древнегруз. обычаи и принять древнегруз. «веру отцов». Шах посадил М. в древней столице Грузии Мцхете и передал ему во владение Картли, Армению, Ран, Мовакан и Эрети (Леонти Мровели. 1955. С. 63-64; Он же. 2008. С. 40-41). Согласно сведениям Вахушти Багратиони, М. царствовал в Картли 47 лет. По таблице Леонтия Мровели, М. был 24-м царем Картли (по его исследованиям, 1-м картлийским царем был Парнаваз).

Сведения о персид. происхождении М. были подвергнуты критике на рубеже XIX и XX вв. Горгадзе указывал на тенденцию КЦ «подыскать» всем знатным грузинам, тем более царям, знаменитых и великих предков негруз. происхождения. МК, по его мнению, лишена этой тенденции и поэтому заслуживает большего доверия как источник (Горгадзе. 1905. С. 25). Мнение о персидском происхождении М. отрицают почти все совр. груз. историки (Джанашиа, Богверадзе, Меликишвили, Н. Ю. Ломоури и др.).

Сцены из жизни св. Мириана. Роспись столба кафедрального собора Светицховели. XVII в.
Сцены из жизни св. Мириана. Роспись столба кафедрального собора Светицховели. XVII в.

Сцены из жизни св. Мириана. Роспись столба кафедрального собора Светицховели. XVII в.

Согласно источникам, М., став царем, демонстрировал стремление сблизиться с грузинами: он «предал забвению» персид. язык, оказывал всевозможные почести жрецам, занимался украшением и благоустройством капищ, «прилежнее всех царей Картли» исполнял обряды идолослужения, одаривал и «возвеличивал» грузин и в ответ пользовался популярностью среди населения. Когда ему исполнилось 15 лет, Абешура умерла бездетной. Грузины, несмотря на то что были «опечалены» отсутствием наследника, «сохранили верность» М. Царь женился на св. Нане, дочери представителя знати Олиготоса из Понта (Леонти Мровели. 1955. С. 65; Он же. 2008. С. 41). Главной его обязанностью была защита северокавказских перевалов: в отличие от Аспагура, перемещавшего северокавказские народы в юж. пределы Грузии, дабы они воевали против персов, М., напротив, укреплял перевалы и крепости (в частности, Дарубандскую (Дербент)), препятствуя проникновению горцев в Грузию и ведя перманентные войны с ними и с хазарами (Леонти Мровели. 1955. С. 66; Он же. 2008. С. 41-42).

После смерти персид. царя Хосрова на престол Ирана был возведен брат М. Бартам. М. как первенец Хосрова также претендовал на трон и выдвинул войска в Багдад. Бартам со своим войском встретил брата у ущелья Насибина. Старейшины, опасаясь, что в битве могут погибнуть оба, собрали совет. Было заключено перемирие, персид. престол остался за Бартамом, а М. «для его успокоения» из персид. владений были переданы Джазира, половина Шама и Адарбадаган (Леонти Мровели. 1955. С. 67; Он же. 2008. С. 42). Вскоре Римская империя, воспользовавшись тем, что внимание М. было отвлечено появлением на Сев. Кавказе готов, вывела Армению из-под влияния картлийского престола и передала правление Трдату, сыну арм. царя Косаро (Леонти Мровели. 1955. С. 68; Он же. 2008. С. 42). М. в течение мн. лет пытался отвоевать у Трдата арм. престол; на его стороне воевали персы, на стороне Трдата - римляне (Леонти Мровели. 1955. С. 69; Он же. 2008. С. 42-43). Когда на персид. престол взошел др. брат М., он предложил объединить военную мощь персов и грузин и совершить поход на К-поль. При помощи объединенного войска М. на нек-рое время вернул свое влияние в Армении, после чего войско вторглось в границы Римской империи. Груз. источники именно это вторжение считают событием, подтолкнувшим рим. имп. св. Константина I принять крещение: убедившись в бессилии языческих богов, император, «предводительствуемый образом Креста», разбил стан грузино-персид. войска и преследовал М. до Картли. Был заключен союз, согласно к-рому Картли вошла в сферу влияния Римской империи. Св. Константин взял в заложники сына М. Бакара, а также скрепил родственными узами М. и арм. царя Трдата, выдав дочь арм. царя св. Саломею Уджармскую за сына М. Рева. Также были определены границы между Картли и Арменией по бассейнам рек Аракс (территория Армении) и Кура (территория Картли). М. отдал Реву в качестве вотчины Кахети и Кухети и «посадил его в Уджарме», а сам правил в Картли, Ране, Эрети, Мовакане и в Эгриси до реки Эгрис-цкали (Леонти Мровели. 1955. С. 70-71; Он же. 2008. С. 43).

Обращение М. в христианство и Крещение Картли

Надгробия над могилой святых Мириана и Наны в кафоликоне мон-ря Салитавро, Мцхета
Надгробия над могилой святых Мириана и Наны в кафоликоне мон-ря Салитавро, Мцхета

Надгробия над могилой святых Мириана и Наны в кафоликоне мон-ря Салитавро, Мцхета

Появление в Картли просветительницы Грузии св. Нины было обусловлено рядом чудесных событий, в т. ч. касавшихся и М. Когда она бежала из Армении от преследований царя Трдата и остановилась у предгорий Юж. Кавказа близ оз. Паравани, ей во сне предстал некий человек, к-рый передал ей запечатанное послание и велел отдать его «царю язычников в Мцхете». Св. Нина пришла в Мцхету в день главного языческого праздника в честь идола Армази и стала свидетельницей идолопоклоннического служения М. По ее молитве буря разрушила идолов (Леонти Мровели. 1955. С. 86, 88, 90, 91; Он же. 2008. С. 48-51). Поселившись в царском саду, она ждала возможности увидеться с М., проповедовала и исцеляла. Царь неоднократно становился свидетелем чудес, к-рые происходили по ее молитвам, однако в течение долгого времени М. не обращал на св. Нину внимания. Первыми учениками св. Нины стали царский садовник и его жена Анасто, иудейский свящ. св. Абиатар (Авиафар), его дочь св. Сидония и 6 женщин-иудеек. После того как св. Нина исцелила жену М. св. Нану, М. обратил внимание на учение о Христе, стал расспрашивать о вере св. Абиатара и взял у него книги Свящ. Писания. Сведения о пришествии Мессии, почерпнутые из них, он сравнил с главной для зороастрийцев «Книгой Неброта», к-рая хранилась в царской семье, и был удивлен тождеством знаний о спасении человечества. Позже он беседовал со св. Ниной, однако «смотрел на ее дело все еще с некоторым недоверием» (Леонти Мровели. 1955. С. 102, 103, 105; Он же. 2008. С. 51-56).

Спустя год после исцеления св. Наны М. задумал истребить всех христиан, в т. ч. и свою супругу, если она не отречется от Христа. Исполнению его замыслов помешало чудо, к-рое произошло с ним во время охоты и к-рое привело его к обращению в христианство. Как указывают груз. источники, 20 июля царь направился в сторону Мухнари и поднялся на гребень горы Тхоти осмотреть Каспи и Уплисцихе. В полдень померкло солнце, стало темно, спутники царя рассеялись, всех охватило ощущение «беды и горя». Царь бродил по горам в лесу и призывал языческих богов. Ему казалось, что он живым находится в аду, он не мог понять, «всю ли вселенную постигла погибель эта» или только его. Спустя какое-то время М. вспомнил об исцеляющем «Боге Нино» и взмолился Ему. Показалось солнце, и царь исповедал Христа: «Ты - Бог над всеми богами и Владыка над всеми владыками... Достойно Имя Твое хвалы от всякой твари, живущей под небесами и на земле». Прибыв в Мцхету, М. поспешил к св. Нине, совершавшей с 50 приверженцами вечернюю молитву, назвал ее своей матерью, а ее Бога - своим Избавителем. Святая научила его молиться (Леонти Мровели. 1955. С. 109-111; Он же. 2008. С. 57-58).

Святые Мириан и Нана. Мозаика над надгробиями в кафоликоне мон-ря Салитавро, Мцхета
Святые Мириан и Нана. Мозаика над надгробиями в кафоликоне мон-ря Салитавро, Мцхета

Святые Мириан и Нана. Мозаика над надгробиями в кафоликоне мон-ря Салитавро, Мцхета

На следующий день М. направил к св. Константину послов с письмом св. Нины, адресованным матери императора св. равноап. Елене. Послы сообщали о чудесном обращении М. и просили прислать священников для крещения царя и народа. К приезду священников М. начал строить храм в царском саду - в том месте, где, по преданию, под 300-летним кедром был погребен хитон Господень. Строительство сопровождали чудесные события (подробнее см. в ст. Светицховели), церковь, названная Светицховели (груз.- Столп животворящий), позже стала кафедральным собором предстоятелей ГПЦ (Леонти Мровели. 1955. С. 112-114; Он же. 2008. С. 58-60).

Святые Константин и Елена написали М. письма и прислали крест и икону Спасителя и др. дары. Крещение царя и народа Картли совершили еп. Иоанн I, ставший 1-м предстоятелем ГПЦ, 2 священника и 3 диакона. М. был крещен «при рукоположении святой Нино», затем «при рукоположении священников и диаконов» окрестились св. Нана и царевичи. После была освящена р. Кура, и в месте «у самих ворот Могвта» принял крещение весь народ Картли, кроме горцев и мцхетских иудеев, а также зятя М. Пероза и его подданных.

М. послал еп. Иоанна к имп. св. Константину с просьбой передать часть Животворящего Креста Господня, к-рый был незадолго до этого обнаружен св. Еленой, а также прислать священников, чтобы они могли проповедовать и служить во всех местностях Картли, и каменщиков для строительства церквей. Царь даровал М. «доски, на которые были пригвождены ноги Господни, и гвозди от рук», а также «великий клад», послал строителей и священников, а также отпустил бывшего у него в заложниках сына М. Бакара. М. был опечален тем, что священники начали оставлять святыни сразу же после перехода границы страны, в далеких от столицы местностях (Эрушети, Цунде, Манглиси), однако св. Нина заметила, что это необходимо для распространения имени Божия, а в Мцхете и так хранится величайшая святыня - хитон Господень (Леонти Мровели. 1955. С. 116; Он же. 2008. С. 60-61). Весть об обращении Картли распространилась на Западе, и «римский патриарх и царь бранджей» написали письмо М. и св. Нине, которое привез в Картли «диакон из бранджей». Пораженный чудесами, совершавшимися в Мцхете, диакон прославил Бога, взял ответы М. и св. Нины и уехал (Леонти Мровели. 1955. С. 124-125; Он же. 2008. С. 64).

Помимо сведений в груз. источниках, основные моменты Крещения Грузии (проповедь чужестранки, исцеление царицы, чудо на царской охоте, беседа с чужестранкой, строительство церкви, сопровождаемое чудесами) сохранились в «Церковной истории» еп. Геласия, его сведения об этих событиях считаются наиболее ранними (Георгика. 1961. Т. 1. С. 179-185). Офиц. годом Крещения Картли в ГПЦ принят 326-й. Основой для датировки служат сведения источника об обретении св. Еленой Животворящего Креста (327 или 328), к-рое произошло между 1-м и 2-м приездами еп. Иоанна в Грузию, т. е. после Крещения Картли.

До кон. XIX в. вопрос о том, кто был 1-м христ. царем Картли, перед учеными не стоял - они опирались на известные источники о Крещении Грузии. Однако в 1895 г. нем. ученый Р. Раабе издал сир. текст Жития еп. Маюмского Петра Ивера (V в.) с нем. переводом, в котором агиограф, рассуждая о предках еп. Петра, писал, что его дедом по материнской линии был «великий Бакур... Этот Бакур был первым христианским царем среди правителей этой страны (Картли.- Авт.), который привел весь народ к Богу» (Житие Петра Ивера. 1988. С. 82). Одним из первых на сведения Жития обратил внимание историк В. В. Болотов, который, опираясь также на персид. происхождение М., объявил груз. царя Бакура III, сына царя Трдата (кон. IV в.), 1-м христ. царем и подкрепил свидетельство Жития косвенными сведениями Руфина и еп. Геласия, писавших, что историю Крещения Картли они слышали от «заслуживающего доверия Бакура... царя этого народа (грузин.- Авт.)» (Болотов. 1898. С. 260). Позже мнение Болотова разделил И. А. Джавахишвили. В защиту груз. источников выступили Горгадзе и Кекелидзе. По замечанию ученых, груз. историческая традиция не могла «забыть» имя царя, крестившего Грузию, в то время как Руфин и еп. Геласий имени 1-го христианского царя Грузии не называют, а о Бакуре пишут лишь как об источнике их сведений (Горгадзе. 1905. С. 24; Кекелидзе. Этюды. 1957. Т. 4. С. 276). В современной историографии эта т. зр. принята в качестве основной.

Стремясь распространить веру Христову на всей подвластной ему территории, М. задумал силой обратить своего зятя Пероза и кавказских горцев. Однако св. Нина и еп. Иоанн воспрепятствовали этому и сами просвещали горцев: «царальцев, пховцев, цилканцев и гудамакарцев» в Цобени, «эрцо-тианетцев» в Жалети. Лишь немногие приняли крещение, и тогда М. увеличил подати, взимаемые с кавказских горцев. Св. Нина отправилась в Ран, чтобы обратить в христианство Пероза. В с. Боди (ныне Бодбе, муниципалитет Сигнахи) она заболела, туда же прибыл царский двор; св. Нина дала последние наставления М. и его подданным (в частности, она просила не переносить ее тело в Мцхету, а похоронить в Боди) (Леонти Мровели. 1955. С. 125, 128; Он же. 2008. С. 64-65).

По сведениям источников, ГПЦ при М. окормляли неск. архиереев, среди которых был «глава епископов», имевший титул архиепископа; первым стал предстоятель Церкви Иоанн I, получивший сан архиепископа в конце своего правления. Юрисдикция Картлийской Церкви простиралась на всю территорию Картли, имевшую земли не только в Вост. Грузии, но и в Западной - Эгриси (подробнее см. в ст. Грузинская Православная Церковь).

Спустя 25 лет после Крещения Картли скончались сын М. и зять арм. царя Трдата Рев, в том же году заболел М. Перед кончиной он позвал св. Нану и сына Бакара и завещал им половину царской сокровищницы «отнести к могиле Нино», чтобы с течением времени «не поколебалось значение» Боди, а также попросил епископов прославлять место погребения св. Нины. Бакару повелел строить гос-во на христ. основах и бороться с идолопоклонством. На крест св. Нины, сделанный из виноградной лозы, он повесил царский венец и затем возложил его на Бакара. М. был похоронен в кафоликоне мцхетского монастыря Самтавро с сев. стороны среднего юж. столпа. Св. Нана умерла на 2-й год после кончины М. и была похоронена рядом с супругом (Леонти Мровели. 1955. С. 129; Он же. 2008. С. 65-66).

Ист.: Мокцеваи Картлисай: Шатбердская и Челишская редакции // ПДГАЛ. 1964. Т. 1. С. 81-163; Леонти Мровели. Обращение Картли св. Нино // КЦ. 1955. Т. 1. С. 72-138; он же. То же // Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 44-74; Георгика: Сведения визант. писателей о Грузии / Греч. тексты с груз. пер. С. Каухчишвили. Тб., 19612. Т. 1 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4); Житие Петра Ивера: Сирийская ред. / Издал и коммент. снабдил И. Лолашвили. Тб., 1988 (на груз. яз.); Мокцеваи Картлисай: Обнаруженные синайские редакции. Тб., 2007 (на груз. яз.); Святая Нина, просветительница Грузии: Избр. источники. Мцхета, 2015 (на груз. яз.).
Лит.: Броссе Ж. История Грузии. Тифлис, 1895. С. 23-24 (на груз. яз.); Болотов В. В. Рец. на соч. Г. Гамрекелова «Древнейшая история Церкви в Грузии» // ХЧ. 1898. Вып. 4; Горгадзе С. Начало Грузинской Церкви // Моамбе. 1905. № 3. С. 1-29 (на груз. яз.); Кекелидзе К. У истоков христианизации Картли // Он же. Этюды. Тб., 1955. Т. 3. С. 16-22; Меликишвили Г. К вопросу хронологии истории Картли (Иберии) // Шромеби (Труды) / Ин-т истории АН Грузии. Тб., 1958. Вып. 4. Ч. 1. С. 160-163, 170 (на груз. яз.); он же. К истории Древней Грузии. Тб., 1959. С. 47, 282, 291; Джанашия Н. Восточная Грузия (Картли) в IV-V вв. // Очерки истории Грузии. Тб., 1973. Т. 2 (на груз. яз.); он же. То же // ОИГ. 1988. Т. 2. С. 38-51; Богверадзе А. Политическое и социально-экономическое развитие Картли в IV-VIII вв. Тб., 1979. С. 32-39 (на груз. яз.); Гоиладзе В. Хронология христианских царей рода Парнавазиани. Тб., 1990 (на груз. яз.); Патаридзе Л. Мириан и его царствование: Идеологический аспект // Политическая и культурная идентичность груз. общности IV-VIII вв.: Мир «Картлис цховреба». Тб., 2009. С. 37-54 (на груз. яз.); Анания (Джапаридзе), митр. Грузинская Православная Церковь. Тб., 2011. С. 94-129 (на груз. яз.); он же. Ариан-Картли: Ист. епископии Иверии. Тб., 2015 (на груз. яз.).
Митр. Анания (Джапаридзе)
Ключевые слова:
Святые Грузинской Православной Церкви Цари Картли Мириан (Михран), равноапостольный Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 23 мая и 1 окт. (с супругой, царицей св. Наной)), царь Картли, креститель Грузии Равноапостольные Грузинской Православной Церкви
См.также:
АШОТ I ВЕЛИКИЙ (Багратиони, † 826 или 829 г.), св. блгв. царь (пам. 29 янв.)
БАКАР КОЛАЙСКИЙ (2-я пол. IV в.), блгв. царь Картли, св. Грузинской Православной Церкви (пам. 22 февр.)
ВАХТАНГ ГОРГАСАЛИ царь Картли (сер. V - кон. V или нач. VI в.)
ЛУАРСАБ II царь Картли, мч. (пам. 21 июня; ранее в Грузинской Православной Церкви - 1 марта, 20 марта, 20 и 21 июня)
АБИАТАР (Авиафар Мцхетский; 1-я пол. IV в.), святой Грузинской Православной Церкви
АБО ТБИЛИССКИЙ (757-758 - 786), мч. (пам. 8 янв.), почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси
АВИАФАР МЦХЕТСКИЙ святой Грузинской Православной Церкви - см. Абиатар
АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)