Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

САЛОМИЯ УДЖАРМСКАЯ
61, С. 186 опубликовано: 31 июля 2025г. 


САЛОМИЯ УДЖАРМСКАЯ

Св. Саломея Уджармская. Икона. XXI в. Иконописец Т. Ригишвили. 2008 г. (коллекция Т. Ригишвили) Фото: tamarapaint.com
Св. Саломея Уджармская. Икона. XXI в. Иконописец Т. Ригишвили. 2008 г. (коллекция Т. Ригишвили) Фото: tamarapaint.com

Св. Саломея Уджармская. Икона. XXI в. Иконописец Т. Ригишвили. 2008 г. (коллекция Т. Ригишвили) Фото: tamarapaint.com
[Саломея, Саломе Уджармели; груз. სალომე უჯარმელი] (IV в.), св. царица (пам. груз. 15 янв. вместе со св. Перожаврой Сивнийской) Грузинской Православной Церкви. Дочь арм. царя Трдата III († 330), супруга груз. царя Рева - сына 1-го христ. груз. царя св. Мириана (2-я пол. III - 1-я пол. IV в.). Сведения о С. У. сохранились в соч. Леонтия Мровели «Жизнь грузинских царей» и в Житии просветительницы Грузии равноап. Нины, содержащемся в сб. «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Грузии).

В качестве вотчины св. Мириан отдал Реву Кахети и Кухети и «посадил» его и С. У. в городе-крепости Уджарма (ныне в муниципалитете Сагареджо, край Кахети, Грузия) (Леонтий Мровели. Жизнь груз. царей. 2008. С. 43). Согласно церковной традиции, С. У. и св. Перожавра одними из первых приняли проповедь равноап. Нины в Мцхете, заботились о святой и способствовали обращению в христианство св. Мириана и царского двора (Жития. 2002. С. 14). В источниках указывается, что по повелению равноап. Нины С. У. воздвигла крест в Уджарме. С. У. и Рев первыми узнали о тяжелой болезни равноап. Нины в с. Боди (ныне Бодбе, муниципалитет Сигнахи, край Кахети) и известили об этом св. Мириана. Со слов святой С. У. и св. Перожавра записали рассказ о ее жизни (Мокцеваи Картлисай. 1979. С. 328; Леонтий Мровели. Обращение Картли. 2008. С. 44, 62, 64-65). В Месяцеслов Грузинской Церкви имена С. У. и св. Перожавры были внесены в XX в., день их памяти установлен на следующий день после дня памяти равноап. Нины.

Ист.: Мокцеваи Картлисай // Шатбердский сб. / Сост.: Б. Гигинеишвили, Е. Гиунашвили. Тб., 1979. С. 320-355 (на груз. яз.); Леонтий Мровели. Жизнь груз. царей // Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 13-44; он же. Обращение Картли святой Нино // Там же. С. 44-74.
Лит.: Жития груз. святых / Сост.: прот. З. Мачитадзе и др. Тб., 2002.
Э. Габидзашвили

В армянской традиции

С. У. известна как Саломея Aршакуни (арм. Սռղռմե, Սռղռվմե, новоарм. Սալռմե). В совр. календаре Армянской Апостольской Церкви день памяти святой отсутствует, однако предполагают, что ее могли почитать вместе со св. девами Нунэ (в груз. традиции равноап. Нина) и Манэ (во вторник, следующий за праздником кафедрального собора Эчмиадзина; также 29 окт.). Согласно арм. источникам, Саломея - супруга груз. царя Михрана (св. Мириана; в груз. традиции супругой св. Мириана считается царица св. Нана); по имени она упоминается в Житии св. дев Нунэ и Манэ (V-VI вв.), в составе арм. сб. «Жития и мученичества святых» (Авгерян. 1812. С. 133), а также в подложнoм «Послании o любви и согласии», составленном при арм. католикосе Григоре III Пахлавуни до 1166 г., где говорится о том, что в Мцхете св. Нунэ исцелила Саломею от неизлечимой болезни (Pogossian. 2010. Р. 376). Во многих источниках подчеркивается, что излечившаяся царица стала сподвижницей св. Нунэ и сыграла значительную роль в распространении христианства в Грузии.

Ист.: Авгерян М. Полное собр. Житий и Мученичеств святых. Венеция, 1812. Т. 3. С. 130-140 (на древнеарм. яз.); Конкорданс: Месяцесловы. Эчмиадзин, 2010. Т. 10: Окт. С. 334-337 (на арм. яз.); Pogossian Z. The Letter of Love and Concord: A Revised Diplomatic Éd. with Hist. and Textual Comments and English Transl. Leiden, 2010. Р. 82, 376-377.
М. Э. С. Ширинян
Ключевые слова:
Святые Грузинской Православной Церкви Саломия Уджармская [Саломея, Саломе Уджармели] (IV в.), святая царица (пам. груз. 15 янв. вместе со святой Перожаврой Сивнийской)
См.также:
АБИАТАР (Авиафар Мцхетский; 1-я пол. IV в.), святой Грузинской Православной Церкви
АБО ТБИЛИССКИЙ (757-758 - 786), мч. (пам. 8 янв.), почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси
АВИАФАР МЦХЕТСКИЙ святой Грузинской Православной Церкви - см. Абиатар
АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)