Основным источником биографических сведений о С. является его Житие, составленное в 1584 г. игум. Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужского монастыря Ионой. Сведения для составления Жития Иона (Плишка, Малый; † после 1606) получил из устных рассказов и неких записей, к-рые « елика в свитцех обретох написана». Информацию о С. сохранил его постриженик - Алексий, который затем стал учеником прп. Павла Обнорского, а впосл. игуменом Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря. Алексий в свою очередь передал известия о жизни С. мон. Антонию. «Той же Антоний поведа ученику своему Геннадию, тако зовому ограднику сущу обители великого Павла. Той же Геннадий оградник поведа Протасию иноку» (РГБ. Ф. 304.I. № 667. Л. 101). Протасий же, будучи игуменом Павлова Обнорского мон-ря, записал рассказ Геннадия. Эти записи и послужили основой для Жития. Некоторые сведения о С. содержатся в Житии прп. Павла Обнорского.
Святой относится к числу учеников прп. Сергия Радонежского. Он был греком и в Троице-Сергиев монастырь пришел с Афона: «Начало и корень имея от Святые горы» (Там же. Л. 86 об.). С. прожил в обители «время довольно», после чего попросил у прп. Сергия Радонежского благословение «отытти в пустыню». Тот благословил его со словами: «Иди, чадо, Бог с тобою».
С. направился «к северным странам» и дошел до Обнорской волости, вокруг к-рой были «дебри и лесы, великия мхи и блата». Там, по сообщению Жития, уже подвизался прп. Павел Обнорский. Он жил в отшельнической келье, во «внутренней пустыни». Соотнесение данных Житий преподобных Павла и С. позволяет предположить, что на р. Нурму С. пришел не ранее 2-й пол. 90-х гг. XIV в., и уточнить время основания Нуромского мон-ря. По одним сведениям, это произошло в 1387 г. (Павлович. 2005. С. 36), по другим - ок. 1389 г. Но, скорее всего, начало Нуромской обители следует относить ко 2-й пол.- кон. 90-х гг. XIV в.
С. поставил неподалеку от р. Нурмы «крест, и часовню, и келейцу» и остался там жить. Далее Житие рассказывает о нападении на келью святого разбойников - сюжет, известный по мн. Житиям. Однако в отличие от Жития прп. Павла Обнорского в Житии С. нет упоминаний о том, что разбойники разграбили его жилище. Старца избили и оставили «еле жива». На это обстоятельство обратил внимание И. У. Будовниц, предположивший, что причиной нападения на С. стало желание местных жителей изгнать его с Нурмы (Будовниц. 1966. С. 144). Из Жития известно, что разбойники нападали на келью подвижника неоднократно.
Спустя нек-рое время к С. стали приходить люди, в итоге собралось 40 чел., и было принято решение о строительстве церкви и основании мон-ря: «И церковь воздвиже во имя Всемилостиваго Спаса на Происхождение Честнаго Его Животворящаго креста, и келии постави».
Большое внимание составитель Жития С. уделил общению преподобных С. и Павла Обнорского, живших в «двух поприщах» друг от друга (составитель Жития прп. Павла на этом сюжете не останавливался). Прп. Павел избрал С. своим духовным наставником: «Бяше же великий Павел с преподобным Сергием Обнорским и Нуромским чудотворцем собеседники во всех духовных исправлениих и прихождаста друг ко другу… Преподобный же Павел великий причащение имея Святых Животворящих Таин… от преподобного Сергия Обнорского и Нуромского чудотворца, исповедая вся своя помышления. Бяше бо преподобный Сергий великому Павлу духовный отец» (РГБ. Ф. 285. № 46. Л. 12-12 об.).
Однажды прп. Павел покинул свое жилище, а когда вернулся, то «обрете келию свою от верху и до основания разметану» (РГБ. Ф. 304.I. № 667. Л. 96-96 об.). Он пошел к С. «скорбен зело». Преподобный успокоил его, сказав: «Иди, брате Павле… обрящеши келию свою нерушиму». Прп. Павел вернулся и нашел келью целой и невредимой.
Придя в один из дней к прп. Павлу, С. увидел чудесную картину: «Обрете великого Павла, вне келия стояща, кормяща из рук птицы, обретающихся ту. Множество же иных птиц малых, седящих на главе преподобного Павла и на плещех его. Вкупе же предстоят ему великия зверь, яже глаголется медведь, и лисица со зайцом» (Там же. Л. 96 об.- 97).
Перед кончиной С. произнес наставление братии: «... пребывайте в любви Божии и заповеди его сохраняйте страхом и трепетом… страхом Божиим ограждайте сердца ваша… Между собою друг друга смирением украшайте, лжывых словес отвращайтеся, глаголите кождо брату своему истинну, клевету возненавидите, вражды отвращайтеся, но аще кто к кому имать поречение, вы совершайте таковаго любовию, дондеже нощь не приидет да не заидет солнце во гневе вашем, к наставником покорение имейте, тии бо бдят о душах ваших, яко слово хотяше воздати о вас Богови. Церковнаго же чина службу сотворяйте без лености, аще тако поживете, блаженны будете» (Там же. Л. 98 об.- 99).
С. был похоронен близ храма Происхождения Честных Древ Креста Господня. В Житии есть рассказ о том, как старцу Никифору С. явился в видении и указал место, где находится его гробница,- под папертью Введенского придела. Позже над могилой С. поставили раку. В 1584 г. игум. Иона по просьбе монахов Нуромского мон-ря написал образ святого. В это время С. именовался уже «новоявленным чудотворцем» (Голубинский. С. 148). По мнению свящ. И. П. Верюжского, канонизация С. состоялась на одном из церковных Соборов 2-й пол. XVI в. (Верюжский. Вологодские святые. С. 230-231). В 1599 г. была составлена грамота патриарха Московского и всея Руси Иова «о свидетельстве гроба и мощей преподобнаго Сергия Нуромского чюдотворца». Эта грамота среди проч. документов в нач. XVIII в. хранилась в архиве Нуромского мон-ря, о чем свидетельствует переписная книга 1701 г. (Шамина. 2020. С. 19). К 1678 г. во имя С. был переосвящен Введенский придел соборной церкви обители (Переписные книги вологодских монастырей. 2011. С. 265).
В Житии приведены 104 чуда, совершившиеся у гроба С. Последнее из них относится к 1653 г. Большинство чудес повествуют об излечении жителей окрестных деревень - из Обнорской и Комельской волостей, также из более удаленных мест - Иледама, Лежского волока, с р. Б. Шиленга, из Костромского и Пошехонского уездов. В обители получали исцеление слепые, немые, «расслабленные», эпилептики. Особенно часто сюда приводили «преданных сатане» и «бесноватых»: некоего Георгия из Лежского волока, который «смятеся умом толико яко же нелепыми гласы вопити ему, и псом лаяти», белозерца Зиновия, повредившегося «умом велми страшно и люто», и мн. др.
В 1615 г. в ц. в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня Нуромского мон-ря находилась икона С.: «...образ, местной, Сергий чудотворец Обнорский на золоте, венец серебряной плоской. А в венце три камени да цата серебряная, плоская, золочена». Еще неск. изображений святого имелись во Введенском приделе и на гробнице святого (Там же. С. 262-263). В монастырской описи 1678 г. отмечены «образ преподобного Сергия в житье на золоте, против сего свеща восковая да ево ж преподобнаго образ ветх, против его свеща восковая ж небольшая». В б-ке обители хранилось Житие С. «письмянное, в полдесть» (Там же. С. 267). В 1701 г. в мон-ре находились «образ преподобнаго Сергия, Нуромского чюдотворца, в житии, писан на золоте, в киоте резном золоченом», и «образ преподобнаго Сергия Нуромского в киоте резном. Столпцы и коруна резные золочены» (Шамина. 2020. С. 16). Житие святого в монастырской описи нач. XVIII в. не указано. Возможно, оно погибло во время пожара 1700 г.
В XIX в. в приходском храме в честь Происхождения честных древ Креста Господня упраздненного Нуромского мон-ря находилась реликвия, ранее принадлежавшая основателю обители - «посох препод[обного] Сергия, выкрашенный черною краскою, длиною в два аршину», а также икона С., написанная в 1696 г. (Степановский. 1890. С. 185).
До наших дней сохранилась надгробная икона С. из Нуромского мон-ря (находится в Вологодском музее-заповеднике). В музей она поступила из Крестовоздвиженской ц. г. Грязовца, а туда - из бывш. Нуромской обители. По предположению Т. Г. Петровой, икона написана в 1688 г. вологодским иконописцем Борисом, создавшим в 80-х гг. XVII в. для Нуромского монастыря 2 иконы, в т. ч. и образ С. (Петрова. 2003).
С. разнообразна, его образ представлен в иконописи, монументальной живописи и декоративно-прикладном искусстве, отражая широкое почитание святого на Русском Севере. Точное время появления икон С. неизвестно. Согласно Житию, «по прошествии многих лет» после преставления С. была найдена его гробница, установлена рака, на к-рую была возложена нагробная икона святого. Очевидно, это произошло до 1583 г., когда над гробом уже совершались молебны, свидетельствующие о местном почитании С., и были зафиксированы многочисленные чудеса.
В иконописных подлинниках 2-й четв. XVII в.- 40-х гг. XIX в. под 7 окт. и 30 июля содержатся описания иконографии С. (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 213), в к-рых в качестве иконографических особенностей отмечаются седина святого и густые волосы, а длина и форма его бороды сравниваются с бородой прп. Александра Свирского, сщмч. Власия и прп. Сергия Радонежского: «Сед, брада Александра Свирского» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 71); «Брада менши Александра Свирскаго». На поле приписано: «Сед, брада Власьевы покороче» (БАН. Арханг. № 205. Л. 81); «Сед, брада Власиевы покороче» (ИРЛИ. Бобк. № 4. Л. 17 об.); «Аки Радонежский Сергий» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 198 об.; ошибочно назван Муромским); «Подобием стар, сед, брада аки Александра Свирскаго, власы с ушей повились, риза преподобническая» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 168); «Брада болши Сергиевы, сед, власы с ушей» (РНБ. Погод. № 1930. Л. 130; в отдельном перечне без указания дня памяти); «Сед, брада аки у Александра Свирскаго, власы густы, с ушей повились, риза преподобническая» (Там же. № 1931. Л. 45). Те же особенности бороды и волос святого отмечает, ссылаясь на Ф. И. Буслаева, свящ. И. Верюжский (Верюжский. Вологодские святые. С. 227).
Судя по фотографии рубежа XIX и XX вв., изображение С. с довольно длинной клинообразной бородой, подобной бороде сщмч. Власия Севастийского, было на иконе из местного ряда иконостаса собора Павлова Обнорского монастыря, а также на иллюстрации, помещенной в издании 1904 г. Четьих-Миней Димитрия Ростовского (ЖСв. Окт. С. 169). На всех известных в наст. время иконах образ С. имеет значительное сходство с изображениями его учителя и духовного наставника прп. Сергия Радонежского, широкое почитание к-рого, по-видимому, повлияло на сложение иконографии его соименного ученика.
Единоличные изображения С. достаточно редки. Тем не менее в описях сев. мон-рей, прежде всего Спасо-Нуромского и Павлова Обнорского, являвшихся центрами почитания святого, содержится ряд упоминаний об имевшихся в XVII в. образах преподобного различной иконографии. В описи Спасо-Нуромского мон-ря 1615 г. в храме Происхождения Честнаго Креста Господня упоминается «Образ местной, Сергий чудотворец Обнорский на золоте, венец серебряной плоской. А в венце три камени да цата серебряная, плоская, золочена. Пелена зендень лазоревая, крест шит миткалю, белые» (Переписные книги. 2011. С. 262). Опись того же храма 1678 г. фиксирует в местном ряду по правую сторону царских врат «образ преподобнаго Сергия в житье на золоте, против сего свеща восковая да ево ж преподобнаго образ ветх, против его свеща восковая ж небольшая» (Там же. С. 265), а в приделе во имя С. упоминается «местная икона преподобнаго Сергия на золоте, ветха, а у той иконы венец и цата медная, басменая, золочены, а в венце два камешка бирюзы» (Там же. С. 266). В описи 1775 г. Корнилиева Комельского мон-ря в ц. во имя прп. Корнилия Комельского упомянута икона С., к-рая находилась близ мощей прп. Корнилия, рядом с иконами др. преподобных, в т. ч. прп. Павла Обнорского (Там же. С. 334).
В описях 1615 и 1678 гг. Спасо-Нуромского мон-ря содержатся сходные описания нагробной иконы С. (Там же. С. 263, 266). Им соответствует самый ранний из известных образов преподобного на крышке его раки (ВГИАХМЗ), на к-рой представлено ростовое фронтальное изображение С. в мантии, в схиме, с куколем, опущенным на плечи. Благословляющая правая рука и левая, придерживающая развернутый свиток, сближены перед грудью. Текст поучения на свитке отличается редкой подробностью («Братие [име]ите в серцых ваши[х] страх божии чистоту душевную любовь нелицемерну и молитеся Господу прилежно и Пречистои его Матере да избавит нас от беза[ко]нии наших в день судныи»). Надпись на фоне, на уровне плеч святого, частично прикрыта басмой. Исследователи отмечают в качестве особенности композиции положение одного из Голгофских крестов на схиме: рука со свитком выглядит своеобразным постаментом для креста, что может являться символической параллелью между жертвенной смертью Спасителя и той «смертью для мира», к-рую на себя с постригом принимает монах (Иконы Вологды. 2017. С. 266-267). В верхней части иконы в облачной полусфере помещены изображение Богоматери «Воплощение» с Младенцем Христом, благословляющим 2 руками, и 2 медальона с полуфигурами архангелов. Стилистические особенности произведения не позволяют датировать его временем ранее 2-й четв. XVII в., в связи с чем считается, что оно повторяет иконографию более ранней иконы, упоминаемой в описи 1615 г., и созданной между 1615 и 1678 гг.- в промежуток времени, когда произошло переосвящение придела, в котором находилась гробница преподобного (Там же. С. 269). В наст. время на раке над погребением С. в ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня находится икона иной (сокращенной) иконографии с ростовым фронтальным изображением святого, держащего обеими руками свернутый свиток.
С. часто изображался вместе с подвизавшимся поблизости его «собеседником» прп. Павлом Обнорским на отдельных иконах и среди др. избранных святых. Из описи Спасо-Нуромского мон-ря 1615 г. следует, что там имелась икона «на одной дске три образа Спас во облаце, Сергий чудотворец, Павел Обнорский на празелени, пядница большая»; в описи 1678 г. той же обители отмечен перевезенный в часовню на большую дорогу «образ, местной, Сергия и Павла преподобных чудотворцов», находившийся ранее в теплой ц. Рождества Христова (Переписные книги. 2011. С. 263). В описи Димитриева Прилуцкого мон-ря 1688 г. упоминается образ Св. Троицы «невелик ветох» с С. и прп. Павлом Обнорским на полях (Там же. С. 70). В 1701-1702 гг. упомянуты изображение святых вместе в ц. свт. Николая Чудотворца с. Никольского и хоругвь с их образами «на белом железе» у правого клироса в холодной ц. в честь Божией Матери «Знамение» в с. Фроловском - вотчинах Павлова Обнорского монастыря (Шамина. 2010). В молении Господу Вседержителю С. и прп. Павел Обнорский изображены на иконе 1-й пол. XVIII в. (частное собрание).
В академической манере выполнен уникальный по иконографии образ кон. XIX в. (ц. прав. Лазаря в Вологде), на к-ром 2 вологодских преподобных - Павел Обнорский и С.- предстоят изображенному на облаке Спасителю. С. написан слева, правая рука с благословляющим жестом поднята на уровне груди, в левой - развернутый вниз свиток с текстом: «Возлюбленная братия, и паки усугубимъ моления наши ко Пресвятей троице да благодать Ея пребудет на месте семъ во веки». Образ С. значительно отличается от проч. его изображений, святой представлен с длинными седыми волосами, спускающимися на плечи, и лысиной на темени, пышная борода, разделенная надвое, доходит до середины груди. В совр. иконографии известны изображения С. в составе избранных святых. Напр., на иконе «Комельские преподобные» (Сергий Нуромский, Павел Обнорский, Лаврентий Комельский, Корнилий Комельский)), ок. 2000, иконописная школа при МДА), святой представлен крайним слева, в традиц. иконографии.
Житийные иконы С. в наст. время не выявлены. Фотография, сделанная в кон. XIX в., свидетельствует о том, что сцены жития святого, отражавшие общение 2 подвижников в обнорских лесах, входили в иконографическую программу настенной росписи храма Павлова Обнорского мон-ря. В ней нашли отражение встречи С. с прп. Павлом Обнорским, подвизавшимся в 4 верстах от Спасо-Нуромской обители. На единственной известной житийной иконе прп. Павла Обнорского сер. XVII в. (ВГИАХМЗ) из вологодской ц. апостолов Петра и Павла в Новинках, с 34 клеймами жития святого, в 10-м клейме представлена сцена, на к-рой С. видит, как прп. Павел Обнорский кормит птиц и зверей. В основу изображения положен эпизод из Жития С. Изображение последней встречи преподобных встречается в книжной графике нач. XIX в. (воспроизведение см.: Прп. Павел-Пустынник [Обнорский] // Рус. паломник. 1914. № 22. С. 347-350. Ил.).
Наиболее ранним из сохранившихся персональных образов С. с обителью является икона из местного ряда собора Спасо-Нуромского монастыря, написанная вологодскими иконописцами Иоанном и Борисом Холуевыми в 1691 г. (ВГИАХМЗ; до 1977 икона находилась близ Спасской Нуромской ц. в часовне на ручье.) Иконография относится к одному из наиболее распространенных вариантов изображения русских святых - основателей мон-рей. В публикациях XIX в. эта икона упоминается с названием «Сергий Нуромский, с обителью» и датировкой - 1682 г. После реставрации и изучения памятника произошла корректировка даты. Святой представлен в рост, в 3/4-ном повороте влево, в молении. В сегменте неба в левом верхнем углу изображен Вседержитель на престоле в окружении ангелов. Внизу слева, на противоположном берегу р. Нуромы, показана обитель с 2 храмами и колокольней за деревянной бревенчатой стеной, что свидетельствует о наличии в кон. XVII в. в мон-ре одноглавого каменного храма Происхождения честных древ со звонницей и деревянной 5-главой, вероятно, трапезной ц. Рождества Христова. На иконе представлен вид мон-ря с вост. стороны. Алтарная часть обозначена 3-лопастной аркой (в наст. время сохр. лишь графья) и выступом ограды, огибающей апсиду. Интерьер храма обозначен размещением иконы с поясным образом Господа Вседержителя и престолом с Евангелием.
В XIX в. и в наст. время в иконописи получили широкое распространение поясные и ростовые фронтальные изображения С. с благословляющим жестом, со свернутым или развернутым свитком в руках; особенности лика святого соответствуют описаниям в иконописных подлинниках.
Образ С. традиционно включается в иконографическую программу икон «Господь Вседержитель, с Вологодскими святыми» (Собор Вологодских святых). Наиболее ранней из известных икон этой иконографии является образ из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде (сер.- 3-я четв. XVIII в.), где святой представлен в правой части композиции 1-м слева в 3-м ряду сверху, вместе с преподобными Стефаном Комельским, Авраамием и Коприем Печенгскими (именуется Нуромским); в левой части композиции симметрично расположен образ прп. Арсения Комельского. Образ С. чаще всего располагается на вологодских иконах в правой части композиции (слева от образа Спаса), напр., на иконе 1-й четв. XVIII в. из ц. равноапостольных Константина и Елены (Цареконстантиновской) в Вологде, на иконе 1-й пол. XVIII в. из Спасо-Преображенской ц. на Болоте в Вологде (С. представлен с преподобными Корнилием Комельским и Александром Куштским), на иконе 1-й пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ, поступила из частного собрания; С. в одном ряду с преподобными Александром Куштским и Арсением Комельским, симметрично представлен прп. Амфилохий Глушицкий), на образе XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде (симметрично представлен сщмч. Кассиан Авнежский), на иконе кон. XVIII в. из той же церкви (рядом с прп. Александром Куштским) (все иконы в собрании ВГИАХМЗ), а также на 2 иконах 2-й пол. XVIII в. (ВУИАХМЗ; происхождение неизв.) и на иконе 1-й пол. XIX в. (с поновлениями) в ц. прав. Лазаря в Вологде.
Чаще всего С. изображается средовеком, его лик изборожден морщинами, слегка волнистые волосы уложены на прямой пробор (или без пробора), окладистая борода доходит до середины груди. В нек-рых случаях борода у него длинная (икона XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье, ВГИАХМЗ) или раздвоенная на конце (икона 2-й пол. XVIII в., ВУИАХМЗ).
Произведения декоративно-прикладного искусства с образом С. малочисленны. Известно сделанное из камня изображение с фигурным килевидным завершением в виде рельефного поясного фронтального образа С. с благословляющим жестом; образок находился на раке с мощами прп. Феодосия Тотемского в составе комплекса из 8 аналогичных предметов с изображениями Вологодских святых и прп. Сергия Радонежского (ВГИАХМЗ).
Образ С. известен на иконах и в храмовых росписях, посвященных Радонежским святым, напр. на иконе в серебряном окладе «Прп. Сергий Радонежский и его ученики» посл. трети XVII в. из ризницы обители (вклад кнг. А. Ф. Шереметевой после 1674, СПГИАХМЗ; С. предстоит в молении Св. Троице в среднем регистре слева от центра, его волосы и окладистая борода почти без проседи, назван Обнорским), на 2 иконах «Собор св. учеников прп. Сергия Радонежского», расположенных на вост. грани сев.-вост. столба и на зап. грани юго-зап. столба Успенского собора в Троице-Сергиевой лавре (1881-1882, иконописец М. А. Рогожкин; С. в правой группе), в росписях на оконных откосах ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре (1842?; поновления - 1871, 1947; С. представлен вполоборота влево, в мантии и епитрахили, ладонь правой руки прижата к груди, в опущенной левой - свиток) и трапезной ц. прп. Сергия Радонежского (1845-1847, поновления и реставрации в 1883, 1948, 1966; изображен вместе с прп. Ферапонтом Можайским в виде старца с поднятой к епитрахили левой рукой, на ней четки, в обеих стенописях назван «игумен Нуромский»), на хромолитографии 1891 г. московской мастерской М. Т. Соловьёва с клеймами жития прп. Сергия Радонежского, видом Троице-Сергиевой лавры и расширенным Собором Радонежских чудотворцев в среднике (ГИМ, РГБ - экземпляры 1894, 1902). Кроме того, изображения С. встречаются в составе Собора «всех Российских чудотворцев» на старообрядческих иконах, напр. в произведениях выговских иконописцев кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. (МИИРК, ГРМ (1814, П. Тимофеев), ГТГ, ГИМ, старообрядческие и частные собрания), на иконе нач. XIX в. из с. Белая Криница Глыбокского р-на Черновицкой обл. Украины (НКПИКЗ).
В монументальной живописи образ С. представлен в росписи 1686 г. ц. вмч. Димитрия Солунского в Ярославле, выполненной артелью под рук. Дмитрия Григорьева Плеханова, изображен в диаконнике, фронтально в рост (назван Обнорским), рядом с прп. Саввой Звенигородским. В росписи 1689 г. Троицкого (Зачатьевского) собора Спасо-Яковлевского мон-ря изображен в откосе окна фронтально в рост, со свернутым свитком в отведенной в сторону левой руке, правая - перед грудью, ладонь раскрыта вовне (именован Обнорским). Изображения С. также представлены: в росписи 1998-2000 гг. (худож. А. Ю. Демидов) ц. Покрова Пресв. Богородицы на Козлене в нижнем ряду на юж. стене (между преподобными Кириллом Белозерским и Павлом Обнорским) - правая рука перед грудью, ладонь раскрыта вовне, в левой - свиток с текстом: «Братие подвизайтеся теснымъ и прискорбн», именован Нуромским. Поясное изображение святого в круглом клейме помещено в росписи свода братской трапезной Троице-Сергиевой лавры (2010-2014, бригада мастеров под рук. А. Н. Солдатова) - в 3/4-ном повороте вправо, обеими руками держит развернутый свиток с текстом в 7 строк, назван Обнорским).
В совр. искусстве образ С. имеется на бронзовом памятном кресте, установленном в Вологде на месте разрушенного Спасо-Всеградского собора (1997, скульптор А. В. Климков). Святые С. и Павел Обнорский представлены вместе в клейме на вертикальной перекладине, в левой руке С.- развернутый вниз свиток с текстом: «аще оугод на будоутъ дела моя Б(о)гу».