Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
52, С. 703-712 опубликовано: 16 июня 2023г.


ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

Субъект РФ в составе Сибирского федерального окр. Территория - 141,1 тыс. кв. км. Адм. центр - Омск. Расположена на юге Зап. Сибири; граничит с Тюменской, Томской и Новосибирской областями РФ; Северо-Казахстанской и Павлодарской областями Республики Казахстан. Население - 1 млн 960 тыс. чел. (2018). Национальный состав (2010): русские (85,8%), казахи (4,1%), украинцы (2,7%), немцы (2,6%), татары (2,2%). О. о. включает 32 района (в т. ч. 1 нем. национальный) и 1 городской округ, 6 городов областного значения, 21 рабочий поселок.

История

Древнейшим археологическим памятником на территории совр. О. о. является стоянка конца верхнего палеолита Черноозерье II (Саргатский р-н; ок. 12-14 тыс. лет назад; среди находок - костяные вкладышевый кинжал и диадема). Верхним палеолитом могут быть датированы также нек-рые материалы с местонахождений Александровка III (Нововаршавский р-н), Айткулово (Тарский р-н) и Омская стоянка (г. Омск). Мезолитические материалы зафиксированы на территории юго-зап. и центральной частей совр. О. о., на Омской стоянке, но изучены предварительно. Памятники неолита и энеолита известны в основном в таежной зоне: на Иртыше и его притоках - Тара, Уй, Шиш, Ишим. Ранний неолит (V - нач. IV тыс. до Р. Х.; возможно, со 2-й пол. VI тыс. до Р. Х.) представлен преимущественно кошкинской культурой. К следующему периоду (в основном IV тыс. до Р. Х.) относятся боборыкинская культура, памятники с керамикой кокуйского типа (посуда с волнисто-гребенчатым орнаментом; более характерна для Приишимья) или с керамикой с «жемчужным» орнаментом. Финалу неолита и энеолиту (в рамках III тыс. до Р. Х.) принадлежат памятники с «сотовой» керамикой, екатерининской культуры (с посудой полуяйцевидной формы, украшенной гребенчатым штампом), культурно-исторической области культуры гребенчато-ямочной керамики.

Начало бронзового века и производящего хозяйства (не позднее 1-й пол. II тыс. до Р. Х.) представлено кротовской культурой; на могильнике Ростовка (в черте совр. Омска) были изучены погребения людей в доспехах из трубчатых костей животных, с вильчатыми копьями, кельтами, ножами (в т. ч. со скульптурным навершием), долотами, шильями, характерными для сейминско-турбинской культуры. Эти памятники в сер. II тыс. до Р. Х. сменили андроновская культура (общность), в основном федоровского и алакульского вариантов (культур),- на юге, затем - «андроноидные» пахомовская и сузгунская культуры 2-й пол. II - нач. I тыс. до Р. Х. Юг территории совр. О. о. входил в зону алексеевской и саргинской групп общности культуры валиковой керамики. В финале бронзового века распространилась ирменская культура; в нач. I тыс. до Р. Х.- культуры позднеирменская, берликская (единичные памятники; распространена в основном восточнее О. о.), красноозёрская (входит в область культуры крестовой керамики). Сложившийся ранний железный век представлен в лесостепи саргатской культурой и распространенной севернее от нее богочановской культурой VII-II вв. до Р. Х., продолжавшей традиции красноозёрской и сузгунской культур; в лесной зоне - кулайской культурой. На востоке территории совр. О. о., в среднем течении Тары и Оми, встречается посуда новочекинской культуры, основной ареал которой охватывал территорию совр. Новосибирской обл.

С сер. I тыс. по Р. Х. в регионе распространилась потчевашская культура, которую сменила усть-ишимская культура. С проникновением тюркоязычного населения связывают могильники близ Иртыша: Изылбаш, Романтеево, Соляное (Черлакский р-н) в лесостепной зоне, Алексеевка I (Муромцевский р-н), Айткуловские курганы (Тарский р-н) в южнотаежной зоне. В позднем средневековье появились памятники, соотносимые с предками сибирских татар (Бергамак II, III, Надеждинка VII, Киргап I, Екатериновка V (Большереченский, Муромцевский, Тарский районы)).

В XV-XVI вв. территория совр. О. о. входила в состав Сибирского ханства. История заселения и освоения региона русскими связана прежде всего с походом Ермака Тимофеевича в 1582-1585 гг. После разгрома войск хана Кучума Ермак Тимофеевич достиг пределов совр. О. о., где располагались татар. городки Тебенда и Ташеткана. В 1594 г. отряд кн. А. В. Елецкого основал г. Тара - 1-е рус. поселение на территории региона, ставшее форпостом рус. колонизации Зап. Сибири в XVII-XVIII вв. С рус. поселенцами XVI-XVIII вв. связаны селища и могильники Бергамак I, Изюк I близ с. Евгащина, Ананьино I близ с. Екатерининского, археологически изучались Тарская крепость, Бергамакский острог, форпост Такмык (Большереченский, Муромцевский, Тарский районы) и др. памятники.

С. С. Тихонов

В XVII в. Тарский у. входил в состав Тобольского разряда. Дальнейшему освоению юж. части территории совр. О. о. препятствовали регулярные набеги правителей Джунгарского ханства. В 1628 г. последовал указ царя Михаила Феодоровича о строительстве острога в устье р. Омь, но он не был реализован из-за последовавших набегов калмыков на Тару.

Панорама г. Тары. Акварель. 1734 г.
Панорама г. Тары. Акварель. 1734 г.

Панорама г. Тары. Акварель. 1734 г.

В 1708-1782 гг. территория региона входила в состав Сибирской губ. В 1716 г. отряд подполковника И. Д. Бухгольца (Бухолца, Бухольца), направленный царем Петром I на поиск золотых россыпей из Тобольска вверх по Иртышу, основал на левом берегу р. Омь Омскую крепость (реконструирована в 1756, 1762; перенесена и построена на правом берегу р. Омь в 1768-1771; г. Омск с 1782), ставшую узловым пунктом системы укреплений Иртышской линии, а позднее и Новоишимской (Горькой) линии. Там сходились пути из Оренбурга, Тобольска и Ямышевской крепости (существовала в 1715-1836; ныне с. Ямышево в Казахстане). В 1782-1919 гг. бoльшая часть совр. О. о. входила в состав Тобольской губ. (в 1782-1796 Тобольское наместничество).

Юж. часть совр. О. о. с центром в Омске в XIX - нач. XX в. неоднократно меняла свою адм. принадлежность. В соответствии с указом имп. Александра I «О разделении сибирских губерний на Западное и Восточное управления» от 26 янв. 1822 г. образована Омская обл., входившая в состав Западно-Сибирского генерал-губернаторства. Она включала часть уездов Тобольской и Томской губерний, а также земли казахского Среднего жуза (население к-рого теперь именовалось сибирскими киргизами). По «Учреждению для управления Сибирских губерний» от 22 июня 1822 г. разделена на внутренние (Омский, Семипалатинский, Усть-Каменогорский (открыты в нояб.-дек. 1823); Петропавловский (открыт в янв. 1824)) и внешние округа. Внешние округа создавались постепенно: Каркаралинский, Кокчетавский (оба открыты в 1824); Аягузский (1831); Акмолинский (1832); Баян-Аульский и Учбулакский (оба - 1833); Аман-Карагайский (Кушмурунский; 1834). По приблизительным подсчетам, площадь О. о. составляла свыше 1,1 млн кв. км, население - ок. 700 тыс. чел. (на 1836 во внутренних округах русских - 89,8%, казахов - 9,7%; во внешних - соответственно 0,6 и 99,4%). 6 апр. 1838 г. О. о. упразднена, при этом Омский и Петропавловский округа причислены к Тобольской губ., Семипалатинский и Усть-Каменогорский - к Томской губ.; в Омске создано Пограничное управление сибирскими киргизами. Омск являлся адм. центром Западно-Сибирского (1839-1882) и Степного (1882-1917) генерал-губернаторств.

В соответствии с указаниями в утвержденном 19 мая 1854 г. имп. Николаем I Положении об управлении Семипалатинской обл. была образована Область сибирских киргизов с центром в Омске (к-рый при этом не входил в состав области), в к-рую вошла юж. часть совр. О. о. Указом имп. Александра II от 21 окт. 1868 г. «О преобразовании управления Киргизскими степями Оренбургского и Сибирского ведомств и Уральским и Сибирским казачьими войсками» Область сибирских киргизов была упразднена, а юж. часть совр. О. о. вошла в состав Акмолинской обл.

Старые Тарские ворота Омской крепости. Фотография. Нач. XX в.
Старые Тарские ворота Омской крепости. Фотография. Нач. XX в.

Старые Тарские ворота Омской крепости. Фотография. Нач. XX в.

В XIX - нач. XX в. территория совр. О. о.- место ссылки, здесь отбывали наказание декабристы, петрашевцы (в т. ч. Ф. М. Достоевский), народники и др. В конце XIX в. в связи с открытием постоянного движения по железнодорожной линии Челябинск - Омск - Новониколаевск Транссибирской магистрали (1896) в регионе развернулась массовая крестьянская колонизация свободных земель, что привело к резкому скачку в развитии экономики края. В нач. XX в. почти 2/3 производства продукции региона приходилось на предприятия пищевой промышленности; значительное развитие получило мукомольное производство (насчитывалось 56 паровых мельниц). Регион являлся важным центром маслоделия в Зап. Сибири. В результате проведения столыпинской аграрной реформы, вызвавшей мощную волну переселенчества, значительно увеличилось население территории совр. О. о. (в 1907 - свыше 561 тыс. чел., к 1914 - свыше 1 млн чел.), а Омск стал самым населенным городом Сибири. Показателем экономического развития региона стала 1-я Западно-Сибирская сельскохозяйственная, лесная и торгово-промышленная выставка в Омске (1911). В 1913 г. открыто постоянное движение по железнодорожной линии Тюмень - Куломзино (близ Омска).

С нояб. 1917 по июнь 1918 г. на территории совр. О. о. действовали органы советской власти, затем в ходе гражданской войны регион перешел под контроль Временного сибирского правительства, в нояб. 1918 г.- Уфимской директории, с нояб. 1918 г. находился под властью «Омского правительства». В авг.-нояб. 1919 г. в результате наступления Восточного фронта РККА на территории совр. О. о. восстановлена советская власть.

После этого в регионе начались административно-территориальные преобразования, связанные с созданием Омской губ. Начало им было положено постановлениями ВЦИК от 27 авг. 1919 г. о присоединении к еще не созданной губернии Ишимского, Тарского и Тюкалинского уездов Тобольской губ., 5 дек. 1919 г. образован Калачинский у. 3 янв. 1920 г. Сибревком официально утвердил наименование «Омская губерния» вместо «Акмолинская область». Новая губерния делилась на 10 уездов: Акмолинский, Атбасарский, Ишимский, Калачинский, Кокчетавский, Омский, Петропавловский, Тарский, Татарский, Тюкалинский. Декретом ВЦИК от 21 апр. 1920 г. Ишимский у. вошел в состав Тюменской губ., 18 янв. 1921 г. в состав Омской губ. был включен Славгородский у. Алтайской губ. В результате проведенного в 1921-1922 гг. размежевания между Омской губ. и образованной 26 авг. 1920 г. Киргизской АССР (ныне Республика Казахстан) в Акмолинскую губ. Киргизской АССР вошла юж. часть Омской губ. (Акмолинский, Атбасарский, Кокчетавский, Петропавловский уезды и 17 волостей Омского у.). С 1922 г. Омская губ. делилась на 6 уездов: Калачинский, Омский (с 1924 центр уезда - поселок (затем город) Новоомск), Славгородский, Тарский, Татарский, Тюкалинский. Статус города получили Ленинск (1921), Новоомск (1925); в 1925 г. Калачинск преобразован в село. В 1922-1924 гг. проведено районирование уездов.

Часть территории губернии была охвачена Западносибирским восстанием 1921 г., подавленным частями РККА. С осени 1921 г. в Омске и его окрестностях разразилась эпидемия тифа, возникли очаги заболеваний сибирской язвой и холерой. Неурожаи 1920-1922 гг. затронули свыше половины волостей губернии, к сент. 1922 г. насчитывалось более 436 тыс. голодающих. В 1924 г. введены в строй железнодорожные линии Славгород - Кулунда и Кулунда - Павлодар.

25 мая 1925 г. Омская губ. вошла в состав Сибирского края, а 1 окт. 1925 г. была упразднена. В составе Сибирского края территория совр. О. о. входила гл. обр. в Омский (упразднен в 1930) и Тарский (упразднен в 1929) округа. В 1930-1934 гг. земли региона относились к Западно-Сибирскому краю, в его составе нек-рое время находился Тарский окр. (15 нояб. 1933 - 15 мая 1934). В годы индустриализации в регионе введены в строй новые крупные предприятия: Любинский консервный завод, Тарский, Тевризский, Калачинский мясокомбинаты, Кировский птицекомбинат, комбикормовый завод, мельница, кожгалантерейная фабрика, ТЭЦ-1, новые мощности на заводах Сибсельмаш, паровозоремонтном, Сибзаводе. В 1931 г. в ходе коллективизации значительное число крестьянских семей были насильственно выселены на Васюганские болота, многие погибли по пути на новые места поселения; крестьянские восстания (одно из крупнейших - в Муромцевском р-не, участвовали жители 28 деревень - свыше 20,5 тыс. чел.) были подавлены силами НКВД.

7 дек. 1934 г. образована О. о. В ее состав вошли 18 районов Западно-Сибирского края (Большереченский, Большеуковский, Знаменский, Иконниковский, Исилькульский, Калачинский, Колосовский, Крутинский, Любинский, Муромцевский, Называевский, Павлоградский, Седельниковский, Тевризский, Тюкалинский, Усть-Ишимский, Черлакский и Шербакульский); 11 районов Челябинской обл. (Аромашевский, Бердюжский, Викуловский, Голышмановский, Исетский, Ишимский, Казанский, Маслянский, Омутинский, Упоровский и Ялуторовский); 5 районов (Вагайский, Нижнетавдинский, Тобольский, Уватский, Ярковский), г. Тюмень, а также Остяко-Вогульский (6 районов) и Ямало-Ненецкий (5 районов) национальные округа из упраздненной Обско-Иртышской обл. 25 янв. 1935 г. в О. о. образованы Абатский, Азовский, Армизонский, Велижанский, Дубровинский, Изылбашевский, Кормиловский, Марьяновский, Москаленский, Новозаимский, Одесский, Оконешниковский, Омский, Полтавский, Русско-Полянский, Саргатский, Сорокинский, Таврический, Тарский, Юргинский районы. В составе области существовали Тобольский окр. (1935-1944; при образовании включил 5 районов) и Тарский окр. (1935-1940; при образовании насчитывал 7 районов).

31 дек. 1935 г. упразднен Омский р-н, 10 июля 1936 г. Иконниковский р-н переименован в Горьковский, 4 июля 1937 г. создан Кагановичский р-н, Изылбашевский р-н переименован в Молотовский, в Тарском окр. создан Евгащинский (со 2 сент. 1937 - Ежовский, с 1939 - Дзержинский) р-н. 20 дек. 1940 г. образованы Васисский, Дробышевский, Нижнеомский, Солдатский и Ульяновский районы.

Во время Великой Отечественной войны в О. о. были размещены ок. 100 промышленных предприятий, эвакуированных из европ. части страны. Эти предприятия стали основой для развития машиностроения в регионе. Ускоренными темпами осуществлялось строительство новых заводов, в 1942 г. пущены кордная фабрика и шинный завод в Омске.

Свои совр. очертания О. о. приобрела в результате преобразований 1943-1944 гг., когда 6 февр. 1943 г. к вновь созданной Курганской обл. отошли 4 района, а 14 авг. 1944 г. к вновь созданной Тюменской обл.- 15 районов, а также Тобольский окр., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий национальные округа с их районами. В результате к 1945 г. в составе О. о. насчитывалось 37 районов. 15 окт. 1953 г. упразднены Дзержинский, Кагановичский и Солдатский районы, 13 июля 1957 г. Молотовский р-н переименован в Иртышский. В 40-50-х гг. XX в. статус города получили Исилькуль (1945; с 1939 рабочий поселок), Калачинск (1952; до этого имел статус города в 1919-1925, с 1943 рабочий поселок), Называевск (1956; с 1946 рабочий поселок). Открыто постоянное движение по железнодорожным линиям Карбышево (Омск) - Иртышское - Карасук (1960) и Иртышское - Кзылту (1965).

В рамках административно-территориальных преобразований 60-х гг. XX в. в О. о. 1 февр. 1963 г. были упразднены 17 районов (Азовский, Большеуковский, Васисский, Дробышевский, Иртышский, Колосовский, Кормиловский, Крутинский, Марьяновский, Нижнеомский, Одесский, Оконешниковский, Полтавский, Саргатский, Седельниковский, Усть-Ишимский и Шербакульский), а Ульяновский р-н переименован в Омский. Однако уже в 1964-1965 гг. районная сеть была практически восстановлена: 4 марта 1964 г. вновь образованы Крутинский, Седельниковский, Шербакульский и Нововаршавский (бывш. Дробышевский) районы, 11 янв. 1965 г.- Большеуковский, Колосовский, Одесский, Оконешниковский, Полтавский, Саргатский и Усть-Ишимский районы, 4 нояб. 1965 г.- Кормиловский, Марьяновский и Нижнеомский районы. Последним серьезным изменением в административно-территориальном делении О. о. стало создание указом Президиума ВС РФ от 17 февр. 1992 г. Азовского немецкого национального р-на.

К нояб. 2018 г. О. о. включает 32 района (Азовский немецкий национальный, Большереченский, Большеуковский, Горьковский, Знаменский, Исилькульский, Калачинский, Колосовский, Кормиловский, Крутинский, Любинский, Марьяновский, Москаленский, Муромцевский, Называевский, Нижнеомский, Нововаршавский, Одесский, Оконешниковский, Омский, Павлоградский, Полтавский, Русско-Полянский, Саргатский, Седельниковский, Таврический, Тарский, Тевризский, Тюкалинский, Усть-Ишимский, Черлакский, Шербакульский), а также городской округ - г. Омск. В О. о. 6 городов областного значения (Омск, Исилькуль, Калачинск, Называевск, Тара, Тюкалинск).

О. о. входит в Западно-Сибирский экономический район, является одним из индустриально-аграрных регионов России. На долю О. о. приходится значительная часть российского производства шин, покрышек и резиновых камер, а также нефти, поступившей на первичную переработку. В сельском хозяйстве важное значение имеют выращивание зерновых и кормовых культур, льна-долгунца, молочно-мясное скотоводство, птицеводство, пчеловодство, свиноводство. Развиты также пушной промысел, звероводство.

Э. П. Р.
Лит.: Омская губ.: Мат-лы к познанию производительных сил губернии. Омск, 1923; Юрасова М. К. Города Омской обл. Омск, 1959; Из истории Омска и Омской обл. Омск, 1966; Палашенков А. Ф. Памятники и памятные места Омска и Омской обл. Омск, 1967; Колесников А. Д. Рус. население Зап. Сибири в XVIII - нач. XIX вв. Омск, 1973; он же. Памятники и памятные места Омска и области. Омск, 1987; Касьян А. К., Новиков И. Н. История Омской обл. с нач. ХХ в. до наших дней. Омск, 1978; Бекмаханова Н. Е. Формирование многонац. населения Казахстана и Сев. Киргизии: Посл. четв. ХVIII - 60-е гг. XIХ в. М., 1980; Наш край: Хрестоматия по истории Омской обл. Омск, 1983-1985. 2 ч.; Города Омской обл. Омск, 1985; Омичи - фронту: Омская обл. в Великой Отеч. войне. Омск, 1985; Промышленное развитие Омской обл., 1917-1975 гг. Омск, 1987; Прииртышье мое. Омск, 1988-1990. 2 кн.; Коников Б. А. Тайны древних курганов. Омск, 1990; он же. Таежное Прииртышье в X-XIII вв. н. э. Омск, 1993; он же. Омское Прииртышье в эпоху средневековья. Омск, 2005; он же. Омское Прииртышье в раннем и развитом средневековье. Омск, 2007; он же. Археология Омска: Иллюстр. энциклопедия. Омск, 2016; Райцентры Омской обл. Омск, 1992; Вибе П. П., Михеев А. П., Пугачёва Н. М. Омский ист.-краевед. словарь. М., 1994; Матющенко В. И., Полеводов А. В. Комплекс археол. памятников на Татарском увале у дер. Окунево. Новосиб., 1994; Тарская мозаика: История края в очерках и док-тах, 1594-1917 гг. Омск, 1994; Памятники истории и культуры Омской обл. Омск, 1995; Потёмкина Т. М., Корочкова О. Н., Стефанов В. И. Лесное Тоболо-Иртышье в конце эпохи бронзы. М., 1995; Атлас Омской обл. М., 1996; Данченко Е. М. Южнотаежное Прииртышье в сер.- 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. Омск, 1996; Матющенко В. И., Татаурова Л. В. Могильник Сидоровка в Омском Прииртышье. Новосиб., 1997; Ремнёв А. В. История образования Омской обл. // Степной край: Зона взаимодействия рус. и казах. народов (XVIII-XX вв.). Омск, 1998. С. 6-14; География Омской обл. Омск, 2001; Нижнетарский археол. микрорайон. Новосиб., 2001; Безвиконная Е. В. Адм.-правовая политика Рос. империи в степных областях Зап. Сибири в 20-60-х гг. XIX в. Омск, 2005; Матвеев А. В. и др. Прошлое Омского Прииртышья. Омск, 2005; Адм.-террит. деление Омской обл. в 1917-2007 гг. Омск, 2008; География Омской обл.: Природа. Население. Хозяйство. Омск, 2008; Герасимов Ю. В. Археол. памятники степного и юж. лесостепного Прииртышья в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского гос. ун-та им. Ф. М. Достоевского. Омск, 2010; Энциклопедия Омской обл. Омск, 2010. 2 т.; Алисов Д. А. и др. Тара в XVI-XIX вв.- рос. крепость на берегу Иртыша. Омск, 2014; Татаурова Л. В. и др. Адаптация русских в Зап. Сибири в кон. XVI-XVIII в. Омск, 2014.
С. С. Тихонов, Э. П. Р.

Религия

Большинство верующих - православные. К окт. 2018 г. в О. о. зарегистрирована 321 религ. орг-ция, из которых 173 представляют РПЦ (входят в Омскую митрополию). Имеются община старообрядцев, 2 прихода Русской Истинноправославной Церкви, 2 общины Армянской Апостольской Церкви, 10 - Римско-католической Церкви, 2 - Российской греко-католической церкви (Российской католической церкви византийского обряда), 61 орг-ция протестантов, община молокан, 63 орг-ции мусульман, иудейская, буддистская и индуистская общины, орг-ция Богородичного центра, община международного об-ва «Сознание Кришны», община шаманистов.

Православие

Никольский храм в Таре. 1771–1774 гг. Фотография. Нач. XX в.
Никольский храм в Таре. 1771–1774 гг. Фотография. Нач. XX в.

Никольский храм в Таре. 1771–1774 гг. Фотография. Нач. XX в.
В регионе появилось с первыми рус. переселенцами в кон. XVI в. В основанной в 1594 г. Таре в том же году был построен 1-й деревянный храм в честь Успения Пресв. Богородицы. С 1620 г. земли региона входили в Сибирскую и Тобольскую епархию, 1-м архиереем к-рой стал архиеп. Киприан (Старорусенков; впосл. митрополит). По его благословению в Таре основаны Спасский мужской (упразднен в 1764) и Параскево-Пятницкий женский (упразднен ранее 1764) мон-ри. По благословению митрополита Тобольского свт. Филофея (Лещинского) в 1716-1717 гг. во вновь основанной Омской крепости построен 1-й храм - во имя прп. Сергия Радонежского. В 1718-1719 гг. был возведен храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня в слободе Чернолуцкая (ныне с. Чернолучье Омского р-на), освященный 12 апр. 1719 г. при участии митрополичьего наместника иером. Феофана (Канорского).

В 1753-1776 гг. на месте ранее существовавшего Спасского мон-ря возведен собор в честь Нерукотворного образа Спасителя в Таре, считающийся старейшим сохранившимся каменным зданием О. о. Во 2-й пол. XVIII в. в Таре были также построены и другие каменные церкви: во имя свт. Николая Чудотворца (1771-1774) на средства купца Я. Перминова; в честь Казанской иконы Божией Матери (1777) на средства купцов Нерпиных; Успенский собор (1774-1792) на пожертвования горожан; кладбищенская ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1784-1789) на средства купца И. Ф. Нерпина; ц. во имя Параскевы Пятницы (1791-1825) на средства купца И. Ф. Нерпина и его зятя гр. П. И. Ивелича.

В перенесенной на новое место Омской крепости в 1769-1773 гг. на средства военного ведомства был возведен каменный Воскресенский военный собор (в 1895-1898 имел статус кафедрального собора Омской епархии). В 1778-1789 гг. по инициативе ген.-поручика Н. Г. Огарёва возведена каменная ц. во имя прор. Божия Илии. В 1833-1843 гг. старанием сибир. казаков в Омске был построен Николаевский казачий собор, где с 1883 г. хранилось переданное из г. Берёзова знамя Ермака Тимофеевича. В домовой ц. во имя свт. Николая Чудотворца при 1-м Сибирском кадетском корпусе (устроена в 1848) хранился серебряный складень, принадлежавший ген.-фельдмаршалу, светлейшему князю Италийскому гр. А. В. Суворову-Рымникскому. С 1853 г. настоятелем Воскресенского собора в Омске служил прот. прав. Стефан Знаменский, к-рый переписывался со ссыльными декабристами, общался с заключенным в Омском остроге Ф. М. Достоевским; его стараниями при соборе была создана духовная б-ка, считавшаяся одной из лучших в Сибири. В 1854 г. прот. прав. Стефан открыл в Омске жен. ланкастерскую школу, позднее преобразованную в приют «Надежда», а затем - в 1-ю жен. гимназию. Он же занимался сбором средств на постройку Крестовоздвиженского собора (1863-1870, архит. Ф. Ф. Вагнер, при участии К. Е. Лазарева, под наблюдением архит. Э. И. Эзета). Всего с 1760 по 1890 г. в пределах совр. О. о. было построено 94 храма.

При посещении Омска в 1878 г. Тобольский и Сибирский еп. Ефрем (Рязанов) обратил внимание на малую вместимость главного городского Воскресенского собора. Тогда же был поднят вопрос о его расширении. После обсуждения духовными и светскими властями было принято решение возвести новый собор на др. месте. В 1891 г. возвращавшийся в С.-Петербург из путешествия на Восток наследник престола цесаревич Николай Александрович (впосл. имп. мч. Николай II Александрович) прибыл в Омск, где 16 июля принял участие в закладке нового Успенского кафедрального собора (до образования Омской епархии собор предполагалось освятить в честь Вознесения Христова). Наследник престола лично вручил золоченый наперсный крест с драгоценными камнями настоятелю Воскресенского собора прот. Константину Недосекову.

Принципиальное решение о необходимости выделения самостоятельной Омской епархии было принято на съезде сибир. архиереев в Иркутске в 1885 г., но реализовано лишь через 10 лет, в 1895 г. (историю епархии см. в ст. Омская и Таврическая епархия).

Свящ. Вячеслав Суховецкий

Старообрядчество

Распространение старообрядчества в регионе началось со 2-й пол. XVII в. На протяжении ок. 50 лет туда, как и в целом в Сибирь, ссылали поборников «древлего благочестия». Притеснения со стороны властей привели к Тарскому бунту 1722 г., среди главных инициаторов к-рого были руководители поповской Сергиевской пуст. близ Тары - Сергий и беспоповского скита близ Тары - Иоанн Смирнов. Выступление было связано с решением старообрядцев и их сторонников не присягать наследнику престола в соответствии с указом от 5 февр. 1722 г., к-рый позволял императору назначить себе любого наследника, но не называл его имени. Сибир. староверы посчитали, что речь в указе идет о присяге антихристу, имени которого нельзя называть. На подавление бунта из Тобольска были направлены части Московского и С.-Петербургского пехотных полков с приданной артиллерией и конницей. «Тарский розыск» охватил огромные территории Зап. Сибири: он велся с крайней жестокостью, сопровождался пытками, массовыми казнями и самосожжениями старообрядцев. Поиски «тарских противников» в Сибири продолжались неск. лет, последние казни по этому делу проводились в 1735 г. К 1-й пол. XIX в. основным центром старообрядчества в регионе являлся Тарский у., к концу века - Тюкалинский окр. (уезд). По данным 1819 г., в Тарском у. проживали представители поморского согласия (Аёвская, Бергамакская, Логиновская, Татмыцкая волости), поповцев (Бергамакская и Логиновская волости), стариковщины (Слободчиковская вол.) (Крих. 2009. С. 98), всего старообрядцев в Тарском у. насчитывалось 717 чел. (Там же. С. 100). Поморцы присутствовали в 1-й пол. XIX в. и в Омской обл. (Бежан. 2007. С. 92). К 1897 г. на территории Омского у. Акмолинской обл., Тарского и Тюкалинского округов Тобольской губ. проживали свыше 6900 старообрядцев.

29 окт. 1999 г. в Омске зарегистрирована старообрядческая община Белокриницкой иерархии во имя свт. Николая Чудотворца. Входит в состав Новосибирской и всея Сибири епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви. Весной 2014 г. в Омске еп. Силуяном (Килиным) освящен реконструированный храм во имя свт. Николая Чудотворца.

Псевдоправославные религиозные организации

На территории О. о. в Омске действуют 2 прихода Русской истинноправославной Церкви (РИПЦ), возникшей в 1998 г. в результате отхода от РПЦЗ ряда клириков, служивших на территории бывш. СССР. 25 июня 2003 г. в ее составе создана Омская и Сибирская епархия, которую возглавил «епископ» Тихон (Пасечник), 7 июля 2005 г. ставший председателем Синода РИПЦ и возведенный в связи с этим в сан «архиепископа» (с 2017 «Первоиерарх» РИПЦ). Оба зарегистрированых 13 мая 2005 г. прихода РИПЦ (во имя свт. Тихона и во имя Святых Царственных Мучеников и всех новомучеников и исповедников Российских) действуют в Омске.

Римско-католическая Церковь

Первые католики появились в регионе в XVIII в., в основном среди офицеров на рус. службе, однако численность их была весьма незначительна. Число католиков стало расти после ссылок в Сибирь поляков - участников Польских восстаний 1830-1831 и 1863-1864 гг. К 1860 г. в Омске проживали 332 католика. 15 нояб. 1861 г. было утверждено разрешение «отставному Надворному Советнику Паклевскому-Козелло построить в г. Омске на собственный счет Латинскую церковь» (Лебедева. 2003. С. 64). Проект костела выполнен архит. Г. С. Вершининым в готическом стиле - со стрельчатыми окнами, порталом и окном-розой на главном фасаде (высочайше утвержден 18 янв. 1862). Костел в честь Непорочного Зачатия Божией Матери был возведен на площади у Никольского казачьего собора, между зданием Общественного собрания и мечетью. В 1889 г. прихожане-католики обратились с прошением о постройке колокольни в честь ознаменования чудесного спасения семьи имп. Александра III. Разрешение было получено, и вскоре близ костела появилась небольшая колокольня, выполненная в стилистическом единстве с костелом, с зап. стороны был построен придел для ризницы с архивом. В 1895 г. католикам в Омске была выделена земля под кладбище, где была построена небольшая часовня. В 1897 г. на территории Омского у. Акмолинской обл., Тарского и Тюкалинского округов Тобольской губ. проживали свыше 4770 католиков. 20 сент. 1906 г. при костеле открыто начальное уч-ще Римско-католич. благотворительного об-ва (Там же. С. 65).

В 1910 г. учрежден Омский деканат Могилёвской епархии, к к-рому были причислены костелы в Омске, Тобольске, Тюмени, Челябинске, Екатеринбурге, Кургане, Кемерове, Мариенбурге и Кустанае. К 1917 г. в Омском деканате насчитывалось 22 сакральных объекта в 9 приходах, в т. ч. в Омске и Таре (Масленников. 2003. С. 140). В связи с новым статусом в 1910-1911 гг. был перестроен омский костел: из материала разобранной часовни возведены стрельчатая башня с шатром и помещение для ризницы.

22 авг. 1930 г. арестован ксендз омского костела М. М. Бугенис. 3 окт. 1932 г. постановлением № 3731 Западносибирского крайисполкома решен вопрос о ликвидации храма: «…добровольный отказ католического общества от пользования в дальнейшем зданием костела и культовым имуществом, выразившийся в постановлении Общего Собрания верующих от 15/VIII - 1932 г., считать молитвенный пункт города Омска ликвидированным, здание передать Горсовету для использования на культпросвет. цели. Зам. председателя крайисполкома Рещиков» (Лебедева. 2003. С. 120). С 13 окт. 1932 г. в бывш. костеле временно размещался детский дом для беспризорников, однако в конце того же года здание было передано под Антирелигиозный музей (Там же. С. 120-121). 1 авг. 1937 г. в переоборудованном здании костела открылся Городской летний театр, в 1965 г. здание было разобрано (на его месте расположен Театр для детей и молодежи (построен в 1967)).

Несмотря на изъятие костела, католич. община в Омске продолжала существовать на протяжении всего XX в. В 1984 г. католич. община города получила офиц. регистрацию. В 90-х гг. XX в.- 2000-х гг. возведен храм Сретения Господня. К 2018 г. в Омске действуют 2 прихода Римско-католической Церкви (2-я община, во имя вмч. Георгия Победоносца, зарегистрирована 11 мая 1993). 6 февр. 1996 г. в Омске зарегистрирована орг-ция «Каритас» (см. «Caritas Internationalis»), при к-рой создан образовательный центр. Римско-католич. общины действуют в районных центрах О. о.- г. Исилькуль, в рабочих поселках Саргатское и Шербакуль, в с. Азово, а также в населенных пунктах Исилькульского р-на (дер. Гофнунгсталь, селах Маргенау и Солнцевка).

Римско-католич. приходы О. о. входили в созданную 13 апр. 1991 г. Апостольскую администратуру для католиков лат. обряда азиат. части России, с 18 мая 1999 г.- в Апостольскую администратуру Зап. Сибири (Administratio Apostolica Siberiae Occidentalis Latinorum), а с 11 февр. 2002 г. входят в Преображенскую епархию с центром в Новосибирске (Dioecesis Neosiberiana Transfigurationis).

Российская греко-католическая церковь (Российская католическая церковь византийского обряда)

В 1994 г. по приглашению римско-католич. декана Иосифа Свидницкого в О. о. приехал русский греко-католический миссионер Сергий Голованов, к-рый в 1997 г. был легализован в качестве викария римско-католич. прихода. На базе римско-католич. прихода в рабочем пос. Саргатское были созданы придел визант. обряда во имя св. равноапостольных Кирилла и Мефодия (зарегистрирован как самостоятельный приход 28 февр. 1997), духовная б-ка и иконописная мастерская. Спустя некоторое время зарегистрирован приход в честь Покрова Пресв. Богородицы в Омске (30 июня 1999). В 1997-2003 гг. греко-католики посылали петиции в Ватикан с просьбой назначить экзарха. В авг. 2004 г. в рабочем пос. Саргатское состоялось собрание части духовенства, получившее название «Саргатского собора». Однако его решения - в частности принятие, согласно церковному праву, протопр. Сергием Головановым временного управления экзархатом на себя - не были признаны ни лат. иерархией в России, ни Римской курией. Однако никаких офиц. санкций против участников собрания применено не было и нарушений церковного канонического права им не инкриминировалось. 20 дек. 2004 г. Конгрегацией по делам Восточных Церквей по благословению папы Римского Иоанна Павла II ординарием для общин католиков визант. обряда на территории РФ был назначен еп. Иосиф Верт (с 1991 возглавлял структуры Римско-католич. Церкви в азиат. части России), принявший в февр. 2005 г. дела от о. Сергия Голованова.

Армянская Апостольская Церковь

Отдельные представители армяно-григорианского исповедания проживали в регионе в XIX - нач. XX в. (в 1897 на территории Омского у. Акмолинской обл., Тарского и Тюкалинского округов Тобольской губ.- 7 чел.), однако крупных общин и отдельных храмов в этот период не существовало. Арм. диаспора в О. о. сформировалась в ХХ в. 20 окт. 2005 г. в Омске была зарегистрирована община «Сурб-Аствацацин», в 2008 г. планировалось начать строительство одноименного храма (проект не реализован). В 2006-2008 гг. возведена ц. Сурб-Рипсиме (св. Рипсиме), на базе к-рой 28 июля 2010 г. зарегистрирована община «Сурб-Хач» (Св. Креста). Обе общины относятся к юрисдикции Российской и Новонахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Появление лютеран в регионе связано с использованием пленных шведов на строительстве крепостей на юге России. Вскоре после постройки Омской крепости в ней была возведена кирха, упраздненная в 1721 г. в связи с отъездом шведов на родину после заключения Ништадтского мира. Однако не позднее 1782 г. в Омской крепости вновь существовала кирха (Лебедева. 2003. С. 61). В 1790-1792 гг. в Омске была возведена каменная кирха во имя св. Екатерины (в 1906-1908 построена башня в готическом стиле, демонтирована в сер.- 2-й пол. XX в.). В 1897 г. на территории Омского у. Акмолинской обл., Тарского и Тюкалинского округов Тобольской губ. проживало свыше 8800 лютеран. 22 авг. 1909 г. при кирхе была открыта школа (Там же. С. 62). 15 авг. 1920 г. здание кирхи св. Екатерины было муниципализировано, но службы в ней продолжались вплоть до нач. 30-х гг. XX в. (Там же. С. 119; ныне в здании Музей УВД Омской обл.).

Лютеран. община Омска вновь была зарегистрирована в 1984 г. В 1992-1995 гг. в Омске возведена новая кирха - во имя св. Екатерины (архит. И. Швигер при участии группы российских архитекторов во главе с А. М. Каримовым). При ней действует «Церковный центр Христа» (зарегистрирован 7 авг. 2003). Омск является центром Регионального пробства Зап. Сибири централизованной религ. орг-ции «Евангелическо-Лютеранская Церковь Урала, Сибири и Дальнего Востока». Общины пробства Зап. Сибири зарегистрированы также в с. Литковка Тарского р-на (12 янв. 1996) и с. Азове (20 авг. 2003). В 2005 г. в Азове освящен молитвенный дом.

В 1998 г. в Омске зарегистрирован приход Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии.

Всего к нояб. 2018 г. в О. о. зарегистрировано 6 орг-ций лютеран, из них 4 прихода.

Появление баптистов в регионе относится к кон. XIX в. Община евангельских христиан-баптистов создана в Омске 6 янв. 1897 г. В этом же году на территории Омского у. Акмолинской обл., Тарского и Тюкалинского округов Тобольской губ. зафиксировано 15 баптистов. На сибирском съезде баптистов, проходившем в Омске в июле 1907 г., организован Сибирский отдел Всероссийского Союза баптистов, руководителем к-рого избрали Г. И. Мазаева (1858-1937). Тогда же было принято решение о строительстве в Омске молитвенного дома вместимостью 2500 чел., к-рый был возведен к окт. того же года. 4 апр.1916 г. община баптистов была закрыта решением Акмолинского областного правления, поводом к чему послужила продажа в молитвенном доме книг, изданных в Германии. В 1917 г. община возобновила свою деятельность явочным порядком, заняв изъятое здание молитвенного дома. В нояб. того же года в Омске прошел 1-й свободный съезд рус. баптистов (Сосковец. 2003. С. 196). К нач. 1924 г. на территории Омской губ. действовали свыше 150 общин баптистов. В 1925 г. в Омске прошел краевой съезд баптистов и евангельских христиан (Лебедева. 2003. С. 122). В 30-х гг. XX в. большинство общин прекратило свое существование, в сер. 30-х гг. у Омской общины вновь был отобран молельный дом, в к-ром разместился отдел милиции Куйбышевского р-на Омска.

Возрождение деятельности баптистов в О. о. относится к 1942-1943 гг. Омская община баптистов вновь зарегистрирована в сер. 40-х гг. XX в., но в кон. 1949 г. арендовавшееся ею помещение было возвращено психиатрической больнице, а сама община снята с регистрации (Горбатов. 2015. С. 121).

К нач. 50-х гг. XX в. общины баптистов существовали также в 8 районах О. о. (Сосковец. 2003. С. 246). К 1958 г. незарегистрированная община в Омске разделилась на неск. групп и насчитывала в общей сложности ок. 1000 чел. К 1 янв. 1962 г. в О. о. существовали 32 незарегистрированные орг-ции баптистов (Там же. С. 124), в 1971 г.- 3 зарегистрированные общины и 5 зарегистрированных групп (Там же. С. 125). Также к 1969 г. в О. о. действовали 8 объединений инициативников (из них 2 в Омске) (Там же. С. 130).

В дек. 1989 г. постановлением Омского облисполкома молельный дом в Омске возвращен общине баптистов (при этом баптисты из ФРГ оплатили строительство неподалеку нового здания Куйбышевского районного отдела милиции), его торжественное открытие после реставрации состоялось 12 янв. 1992 г. (Лебедева. 2003. С. 122). 2 марта 1991 г. зарегистрирована централизованная религ. орг-ция «Объединение церквей Евангельских христиан-баптистов Омской области», включающая 3 общины в Омске, общину в г. Исилькуль, 2 общины в г. Таре, общины в рабочем пос. Большеречье и с. Одесском. Централизованная организация входит в Российский союз евангельских христиан-баптистов.

Также в Омске действует зарегистрированное 20 мая 2016 г. представительство организации «Библейская Миссия», основанной известным баптистом, уроженцем региона И. Я. Паульсом, эмигрировавшим в 1980 г. из СССР.

Первые последователи пятидесятничества появились в Омском окр. в 1926-1928 гг. (Там же. С. 197). К традиц. пятидесятническим организациям, входящим в состав Российской церкви христиан веры евангельской (РЦХВЕ), в О. о. принадлежат, в частности, церкви «Благодать» в Омске (22 сент. 1997) и «Неемия-Иртыш» в с. Иртыш Черлакского р-на (16 окт. 2012), в Омске действует Сибирский теологический ин-т РЦХВЕ (зарегистрирован 17 июня 1998).

Распространение в О. о. получили и неопятидесятники, значительная часть их орг-ций входит в Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников). Церкви этого направления представлены в Омске («Церковь Агапе» (8 февр. 2001), «Краеугольный камень» (4 мая 2008), 2 общины «Церкви Сион» (11 февр. 2009 и 18 окт. 2011), «Церковь Христианский город» (17 янв. 1994)), а также в рабочем пос. Кормиловка («Сонаследники Христу» (13 дек. 2000)).

В О. о. действует ассоциация христианских евангельских церквей «Часовня на Голгофе» (церковь в Омске зарегистрирована 14 февр. 2001).

Всего к нояб. 2018 г. в О. о. зарегистрированы 35 орг-ций пятидесятников и евангельских христиан.

Одной из традиц. протестант. деноминаций в Сибири, в т. ч. и в О. о., являются меннониты, появление которых в регионе относится к рубежу 90-х гг. XIX в. и 1900-х гг. (Кротт. 2004. С. 69). В 40-60-х гг. XX в. основная масса меннонитов Зап. Сибири проживала на территории О. о. (в Москаленском, Исилькульском, Шербакульском и др. районах) (Сосковец. 2003. С. 201-202). С кон. 50-х гг. XX в. участились миссионерские поездки проповедников и руководителей баптист. общин по районам проживания немцев (Там же. С. 205). На 2018 г. единственная зарегистрированная община меннонитов действует в с. Солнцевка Исилькульского р-на О. о. (28 янв. 1999).

Появление адвентистов в регионе относится к кон. XIX в. Их небольшие общины существовали в О. о. на протяжении XX в., в частности в Исилькуле (Там же. С. 237). К нояб. 2018 г. в Омске действует централизованная религ. орг-ция «Западно-Сибирская миссия церкви христиан-адвентистов Седьмого дня» (21 авг. 2003), учрежденная поместными церквами христиан-адвентистов - общиной № 2 г. Омска (зарегистрирована 1 нояб. 1992), общиной рабочего пос. Таврическое (10 февр. 1997) и общиной № 4 (21 янв. 2000) г. Новосибирска. Кроме того, в Омске действуют общины адвентистов № 1 (в РФ зарегистрирована 1 янв. 1992) и № 3 (23 дек. 1999).

В Омске располагается резиденция Дальневосточного регионального управленческого центра (округа апостола М. И. Акчурина) Новоапостольской церкви (зарегистрирован 19 сент. 1995) и действует одна его община (зарегистрирована 6 сент. 1999).

Начиная с 90-х гг. XX в. в О. о. Иеговы свидетели вели деятельность, к-рая запрещена на территории России решением Верховного суда РФ от 20 апр. 2017 г.

К нояб. 2018 г. в Омске действует один приход Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов), зарегистрированный 14 авг. 2001 г.

5 мая 1998 г. получила регистрацию Община духовных христиан-молокан г. Омска.

Ислам

Ислам начал свое распространение в регионе во время его вхождения в состав Сибирского ханства. Сибир. татары сформировали в регионе особую группу тарских татар. Важную роль в распространении ислама играли торговцы из Ср. Азии, прежде всего из Бухарского ханства, нек-рые из к-рых оставались жить в Таре, что было связано с указом царя Феодора Иоанновича об учреждении Бухарского купечества (1595) (Корусенко. 2009. С. 89). В 1701 г. по итогам переписи тарских бухарцев и их владений (161 чел. муж. пола и 82 двора) была составлена специальная Тарская дозорная книга (Там же. С. 90-91). В дальнейшем их численность росла (1243 чел.- в 1782, 1640 чел.- в 1816, 2424 чел.- в 1834, 3339 чел.- в 1858, 4247 чел.- в 1897) (Там же. С. 93). На протяжении XVIII-XIX вв. ислам широко распространился среди населения казах. жузов.

Сибирская соборная мечеть в Омске. 1991–1997 гг. Архит. М. В. Лущенко Фото: Слава Степанов
Сибирская соборная мечеть в Омске. 1991–1997 гг. Архит. М. В. Лущенко Фото: Слава Степанов

Сибирская соборная мечеть в Омске. 1991–1997 гг. Архит. М. В. Лущенко Фото: Слава Степанов

Первые мечети появились в регионе в 1-й пол. XIX в. в Таре (1802), Омске (1827-1829, проект архит. А. М. Скородумова с нек-рыми изменениями (Лебедева. 2003. С. 63)) и с. Черталы (ныне деревня Муромцевского р-на) (1832). В 1831 г. при мечети в Таре учреждена школа (Там же). В 1897 г. на территории Омского у. Акмолинской обл., Тарского и Тюкалинского округов Тобольской губ. проживали свыше 59 200 мусульман. В Омске в нач. XX в. действовали 2 мечети, к кон. 20-х гг. XX в.- 3. В 1930 г. была закрыта 1-я соборная мечеть (снесена в кон. 60-х гг. XX в.), в мае 1938 г.- молитвенное здание по 4-й Восточной ул., в авг.-сент. 1938 г.- 2-я соборная мечеть (в 1939 снесена) (Там же. С. 120).

В 70-х гг. ХХ в. в Омске действовал мусульм. молитвенный дом на ул. Сажинской, в 80-х гг. молитвенный дом находился по адресу: ул. 25-я линия, д. 34. В 1984 г. в О. о. существовала одна зарегистрированная мусульм. община.

Возрождение мусульм. организаций в О. о. началось в 90-х гг. XX в. В 1991-1997 гг. в Омске возведена Сибирская соборная мечеть (архит. М. В. Лущенко). Один из важнейших организующих центров мусульман О. о.- созданное на учредительном съезде в Новосибирске в 1998 г. Духовное управление мусульман Сибири и Дальн. Востока, переименованное в том же году в Духовное управление мусульман (ДУМ) Сибири (Омский муфтият). 3 окт. 2017 г. создано Региональное духовное собрание мусульман г. Омска и Омской обл. Общины, подчиненные ДУМ Сибири, расположены в Омске, Исилькуле, Таре, рабочем пос. Муромцево и с. Усть-Ишим, а также в районах: Исилькульском (пос. Боровое), Москаленском (аул Кзыл-Агаш), Муромцевском (дер. Гузенево), Называевском (аул Байымбет), Нововаршавском (аул Алкул), Павлоградском (аул Кирибай и с. Южное), Тарском (дер. Речапово в составе пос. Междуречье), Тевризском (деревни Тайчи и Ташетканы), Тюкалинском (дер. Лидинка) и Шербакульском (аул Кудук-Чилик).

Ряд общин находится в юрисдикции Духовного управления мусульман азиат. части России (ДУМАЧР), среди них - общины в Омске, Таре и рабочем пос. Таврическое, а также в районах: Большереченском (с. Уленкуль), Марьяновском (аул Кара-Терек), Москаленском (аул Илеуш и с. Новоцарицыно), Называевском (аул Каран-Гарал), Нововаршавском (аул Каразюк), Тарском (с. Б. Туралы), Тевризском (деревни Байбы, Тавинск и Утузы), Усть-Ишимском (дер. Ильчебага) и Шербакульском (аул Артакшил).

Иудаизм

Синагога в Омске. Фотография. Нач. XX в.
Синагога в Омске. Фотография. Нач. XX в.

Синагога в Омске. Фотография. Нач. XX в.

Распространение иудаизма в регионе связано прежде всего с потомками кантонистов, а также евреев, сосланных в Сибирь из западных губерний Российской империи за корчемство и контрабанду. В Омске 1-я синагога построена в 1859 г. В 1874 г. на средства купца 2-й гильдии М. М. Хаймовича заложена 2-я синагога (проект архит. В. К. Гейде) (Лебедева. 2003. С. 65). В февр. 1895 г. одна из синагог сгорела (по всей видимости, построенная в 1859), на ее месте было возведено новое здание. 20 мая 1896 г. были открыты евр. б-ка и читальный зал при ней. В 1897 г. на территории Омского у. Акмолинской обл., Тарского и Тюкалинского округов Тобольской губ. проживали 1685 иудеев. 21 окт. 1901 г. в Омске состоялось открытие евр. частного училища для мальчиков, размещавшегося в частном доме на ул. Почтовой (перестроен в 1914), за «старой» синагогой. В 1918-1919 гг. училище переименовано в евр. школу (в 1920-1922 - евр. советская школа 1-й ступени № 22, закрыта в 1922). В 1921 г. синагоги Омска были муниципализированы, а общины принуждены заключать договоры на аренду зданий. В 1935 г. закрыта синагога на углу улиц Лагерной (ныне ул. Маршала Жукова) и Почтовой, в 1939 г.- на Лагерной ул. (здание сгорело и было снесено в кон. 70-х гг. XX в.).

В 1991 г. здание синагоги на углу улиц Маршала Жукова и Почтовой было возвращено иудейской общине города. В наст. время в О. о. зарегистрирована одна иудейская община в г. Омске - «Ор Хадаш» (в РФ получила регистрацию 29 дек. 1992).

Буддизм

В 2000-х гг. в Омске сложилась община сторонников тибет. буддизма Карма-кагьюпа, к-рая зарегистрирована 3 сент. 2009 г.

Индуизм

В дер. Окунёво Муромцевского р-на О. о. действует единственная в области индуистская организация - «Омкар Шива Дхам Хайдаканди Самадж», зарегистрированная 2 апр. 1996 г. Ее участники являются последователями учения и практик Бабаджи и Шри Мунираджи.

Новые религиозные движения

В кон. 80 - нач. 90-х гг. XX в. конфессиональная ситуация в О. о. усложнилась, появились различного рода новые религ. движения. Некоторые из них смогли сохранить свои позиции вплоть до наст. времени. К ним можно причислить орг-цию Богородичного центра в с. Татарка Черлакского р-на (зарегистрирована 12 марта 2001), омское об-во «Сознание Кришны» (19 мая 1999) и религ. организацию шаманов «Ведара» (3 июля 2014).

Также, по данным Главного управления Мин-ва юстиции РФ по О. о., на окт. 2018 г. в ведомственный реестр внесены 29 действующих в регионе религ. групп.

Лит.: Покровский Н. Н. Антифеод. протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосиб., 1974; Лебедева Н. И. Костел и католич. община Омска: Ист. очерк // Сибирско-польская история и современность: Актуальные вопросы. Иркутск, 2001. С. 181-187; она же. Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья. Омск, 2003; Масленников А. В. Римско-католич. Церковь в Сибири: Проблемы и реформы в нач. XX в.
// Вестн. Томского гос. ун-та. 2003. № 276. С. 140-146; Сосковец Л. И. Религ. конфессии Зап. Сибири в 40-60-е гг. XX в. Томск, 2003; Кротт И. И. Религиозно-этические основы хозяйственно-предпринимательской деятельности меннонитов Зап. Сибири в кон. XIX - нач. ХХ вв. // Вопросы соц. истории России кон. XVIII - нач. XX вв.: Сб. науч. тр. Омск, 2004. С. 68-79; Бежан Е. М. Классификация старообр. согласий и сектантских общин, их развитие и распространение на территории Зап. Сибири в 1-й пол. XIX в. // Вестн. Омского ун-та. 2007. № 3(45). С. 87-95; Данилов В. Л., Жук А. В., Шульга Р. Б. Краткая история Православия и ислама на территории Зап. Сибири. Омск, 2007; Корусенко С. Н. Сибирские бухарцы в XVII-XX вв. // Зап. Сибирь и сопредельные территории: Демографические и соц.-ист. процессы (XVIII-XX вв.): Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Омск, 2009. С. 88-97; Крих А. А. О численности старообрядцев Тарского округа Тобольской губ. в XIX в. // Там же. С. 97-104; Недзелюк Т. Г. Римско-католич. Церковь в полиэтничном пространстве Зап. Сибири: 1881-1918 гг. Новосиб., 2009; Горбатов А. В. Объединения евангельских христиан-баптистов в Сибири и религ. политика гос-ва в 1940-1960-е гг. // Религ. ландшафт Зап. Сибири и сопредельных регионов Центр. Азии. Барнаул, 2015. Т. 2. С. 119-140; Омск в диалоге культур и народов: Информ. справ. Омск, 2015.
А. В. Жук, Э. П. Р.
Ключевые слова:
Россия. История Краеведение. История городов и областей России Омская область, субъект Российской Федерации в составе Сибирского федерального округа География. Российская Федерация. Омская область Страноведение. Российская Федирация. Омская область Христианство на территории разных стран. Российская Федерация. Омская область Религиозная ситуация на территории разных стран. Российская Федеоация. Омская облась Православие на территории разных стран. Российская Федерация. Омская область
См.также:
МОСКВА столица РФ и ее субъект - город федерального значения
НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ в составе Северо-Западного федерального окр.
НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ в составе Сибирского Федерального окр.
ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ в составе Приволжского федерального окр.
АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ субъект Российской Федерации
АДЫГЕЯ субъект Российской Федерации
«АКТ О НАСЛЕДОВАНИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ПРЕСТОЛА» закон Российской империи, составленный имп. Павлом I Петровичем
АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА (совр. г. Александров Владимирской обл.)
АЛТАЙ (Республика Алтай), субъект Российской Федерации
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ субъект Российской Федерации
АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ КОМИССИИ
АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ научные экспедиции с целью выявления и сбора памятников письменности
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА в Российской империи имели статус общественных орг-ций, находились в ведении Мин-ва народного просвещения и под покровительством гос. власти, занимались изучением исторических памятников
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ СЪЕЗДЫ в Российской империи проводились в 1869-1911 гг.
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ [Русский археологический ин-т в К-поле - РАИК], первое рус. научное об-во по исследованию истории, археологии, искусства христ. Востока за границей
«АРХИВ ЮГО-ЗАПАДНОЙ РОССИИ» сборник документов по истории Украины и Белоруссии XIII-XVIII вв.