Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
2, С. 49-50 опубликовано: 17 февраля 2009г.


Содержание

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

субъект Российской Федерации. Территория: 169,1 тыс. кв. км. Центр: г. Барнаул. География: край расположен в пределах Западно-Сибирской равнины, входит в Западно-Сибирский экономический р-н. А. к. граничит на севере с Новосибирской областью, на северо-востоке с Кемеровской областью, на юго-востоке с Республикой Алтай, на юго-западе с Республикой Казахстан. Территорию А. к. делит на 2 части р. Обь. Крупные озера - Кулундинское и Кучукское. Население: 2664,8 тыс. чел. (1999). В крае проживает 90,3% русских, 4,78% немцев, 2,38% украинцев, 2,54% представителей др. национальностей (1994). Адм. устройство: А. к. образован 28 сент. 1937 г., до 1991 г. включал в себя Горно-Алтайскую АО (с 1991 Республика Алтай). Край делится на 60 адм. районов.

Религия

В А. к. зарегистрированы 218 религ. объединений (2000). Благодаря деятельности Алтайской духовной миссии (XIX - нач. XX в.) в А. к. сильны правосл. традиции. Существует значительное число старообрядческих общин разных толков. Католичество исповедуют поляки, немцы и русские (ок. 2,3 тыс. чел.). Лютеранство распространено преимущественно среди немцев. Ислам исповедуют татары, казахи, афганцы и выходцы из Кавказского региона. В 90-х гг. XX в. в А. к., как и в др. регионах Сибири, активизировались новые религ. движения - неоязычники, оккультисты, последователи учения Рерихов, различные псевдорелиг. учения.

Русская Православная Церковь. Территория А. к. (вместе с территорией Республики Алтай) входит в Барнаульскую и Алтайскую епархию РПЦ, образованную 24 февр. 1994 г. Епархиальный центр - Барнаул. В 2000 г. в А. к. было 17 благочиннических округов, 172 прихода, 6 мон-рей и 1 скит.

Первые деревянные церкви Алтая, появившиеся в 1-й пол. XVIII в., после вхождения Алтая в состав Российской империи, подчинялись Кузнецкому заказу Тобольской епархии: ц. Петра и Павла в Белоярской крепости, ц. Воскресения Христова в поселке Колыванского завода (1735), ц. Петра и Павла в Барнауле (1750). Первый каменный храм - Петропавловский собор в Барнауле - построен в 1774 г. В 1750 г. учреждено Барнаульское духовное правление, в ведомстве к-рого в 1752 г. состояло 12 церквей, в 1763-м - 16, в 1798-м - 29, в 1844-м - 189, в 1886-м - 118, в 1910 г.- 379 церквей. В 1834 г. территория Алтая вошла в состав новообразованной Томской епархии. В 1908 г. учреждено Барнаульское вик-ство Томской епархии, но еп. Барнаульский Мелетий (Заборовский) и последующие архиереи находились в Томске. В 1924-1929 гг. викариатство являлось частью Новосибирской и Барнаульской епархии, в 1930 г. было преобразовано в самостоятельную Барнаульскую епархию с назначением на кафедру еп. Александра (Бялозора). В 1938 г. в связи с гонениями на Церковь и недостатком архиереев Барнаульская епархия была упразднена, а ее территория до 1994 г. входила в состав Новосибирской епархии.

Русская Православная Церковь за границей. В А. к. существуют 2 прихода Ишимско-Сибирской епархии РПЦЗ: в Барнауле - Крестовоздвиженская община, в с. Потеряевка Рубцовского р-на - община сщмч. Анфима Никомидийского.

Прот. Борис Пивоваров

Старообрядчество. Преобладающее старообрядческое согласие на Алтае - часовенное (к 1999 общины не зарегистрированы). Общины старообрядцев Белокриницкой иерархии (в Барнауле, Бийске, пос. Благовещенка, селах Залесово и Ая) входят в восстановленную в 1992 г. Новосибирскую епархию старообрядческой Церкви. В Барнауле существует община поморского согласия. В сельских районах сохранились отдельные семьи потомственных староверов, наиболее многочисленные сообщества концентрируются в крупных городах. Алтайское старообрядчество отличается богатой историей, развитой устной традицией и материальной культурой. Старообрядцы, появившиеся на Алтае в нач. XVIII в., внесли значительный вклад в заселение и освоение бассейнов рек Чарыш и Алей, окрестностей Колывано-Воскресенского завода. Часть переселенцев пришла самостоятельно, а часть была прислана заводчиком А. Н. Демидовым, прятавшим своих рабочих, в большинстве староверов, от развернувшихся на Урале преследований. Позднее, в 60-х гг. XVIII в., близ Колывано-Кузнецкой военной линии поселили ок. 1,5 тыс. староверов, вывезенных из Польши. В XVIII-XIX вв. старообрядцы освоили практически все пространство Алтая. В 1-й пол. XVIII в. имели место неск. крупных самосожжений старообрядцев как ответ на правительственные противораскольничьи меры - 24 марта 1723 г. в Елунинской пуст. (сгорело от 600 до 1100 чел.), в нояб. 1739 г. в дер. Шадрино на р. Лосихе (погибли 300 чел.), весной 1742 г. в дер. Лепёхино Белоярской слободы сгорели 18 чел., самосожжения происходили также в 1746-1747 гг. В XVIII - нач. XX в. внутри алтайского старообрядчества продолжался процесс образования новых толков и согласий: в поморском согласии появились «поликарпова вера», «токаревцы», идеологически и организационно консолидировались беглопоповские общины, часовенное согласие эволюционировало от беглопоповства к беспоповству. После издания указов «Об укреплении начал веротерпимости» (17 апр. 1905) и «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (17 окт. 1906) началась массовая регистрация старообрядческих общин, строительство церквей и моленных, открытие школ, создание общественных орг-ций старообрядцев. В 1912 г. в Барнаульском, Бийском и Змеиногорском округах было зарегистрировано ок. 65 старообрядческих общин различных согласий, из них ок. 45 принадлежали к Белокриницкому (входили в состав Томско-Алтайской старообрядческой епархии). В нач. XX в. регулярно собирались съезды (см. Съезды старообрядцев) и соборы (см. Соборы старообрядческие) алтайского старообрядчества: после 1905 г. неск. съездов провели поморцы, часовенные, неокружники, в 1906-1928 гг. регулярно проводились съезды старообрядцев Томско-Алтайской епархии, в июле 1917 г. прошел краевой съезд старообрядцев всех согласий (поповцев, беглопоповцев, поморцев и часовенных), в к-ром участвовало ок. 100 чел. В 1918-1919 гг. старообрядцами Томско-Алтайской епархии издавался ж. «Сибирский старообрядец». В 20-30-х гг. XX в. на Алтае были закрыты все старообрядческие церкви, молитвенные дома и мон-ри. В кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. началась регистрация сохранившихся общин (прежде всего поморского и Белокриницкого согласий).

Н. А. Старухин

Католичество. Католич. приходы существуют в Барнауле, Славгороде, поселках Волчиха, Тальменка, Гальбштадт, селах Дружба, Шумановка, Романовка, Анисимово, Курочкино, Загайново и Луговое. Католики появились на территории А. к. в 1908 г., когда в окрестностях Славгорода поселились переселенцы с юга Украины, исповедовавшие католичество, тогда были открыты костелы в селах Новороманово, Отрадное и Константиновка, в Славгороде. В советское время католич. общины были ликвидированы. В 1983 г. был зарегистрирован католич. приход в районном центре Волчиха. 18 июня 1996 г. новый костел в Славгороде освятил кард. Георг Стацинский.

Протестантизм. К 2000 г. лютеран. общины в А. к. действовали без регистрации в органах юстиции, в 28 населенных пунктах края существовали группы лютеран, нек-рые из них насчитывали до 65 чел. (в 1989 действовали 9 зарегистрированных и 11 незарегистрированных общин лютеран). Лютеранство в крае появилось в XVIII в. с приездом немцев, работавших инженерами и чиновниками в горнодобывающей промышленности, до 1917 г. в Барнауле была 1 лютеран. церковь. В советское время существовали незарегистрированные лютеран. общины в Барнауле и Алейске, селах Маралиха и Самарка, пос. Малиновое Озеро.

Объединения евангельских христиан-баптистов (см. Баптисты общие) существуют в Барнауле - 3, в Бийске, Камне-на-Оби, Новоалтайске, пос. Тальменка, в селах Шелаболиха, Мамонтово и Среднесибирский. В Барнауле действуют общины пятидесятников под названиями «Церковь христиан веры евангельской Святой Троицы» и «Алтайская христ. благотворительная миссия «Благая весть»». Адвентисты седьмого дня имеют общины в Барнауле, Бийске и Новоалтайске.

Новые религ. движения в А. к., как и в др. регионах Сибири, очень активны. Под общим названием «Церковь полного Евангелия» действуют секты «Свет пробуждения», «Свет мира», «Слово истины», «Благословение», «Благая весть». Таких общин в Барнауле - 2 и по одной в Бийске, Белокурихе, с. Троицкое. Общины секты «Церковь Христа» (см. Международные церкви Христа) действуют в Барнауле и Бийске, секта «Христианский центр «Новая жизнь»» - в Барнауле, секта «Христианский центр «Свет мира»» - в Рубцовске. Общины Иеговы свидетелей есть в Барнауле, Бийске, Алейске, Рубцовске, Славгороде, Заринске и пос. Алтайский. В 2000 г. в Барнауле образован филиал церкви Христа святых последних дней (мормонов).

Ислам. В А. к. нет зарегистрированных мусульм. общин, но существует общественное мусульм. движение, насчитывающее ок. 20 тыс. чел. (в основном татар). В 2000 г. в Барнауле велось строительство мечети. С нач. 80-х гг. XX в. религ. жизнь мусульм. общины в А. к. объединяет об-во «Магди». Ислам исповедуют члены афган. общины Алтая, увеличившейся после гос. переворота в Кабуле в 1992 г. и к кон. XX в. составлявшей ок. 200 чел., наиболее активная часть афганцев на Алтае - пуштуны.

Лит.: Беликов Д. Н. Старинный раскол в пределах Томского края. Томск, 1905; Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян старообрядцев XVIII в. Новосиб., 1974; Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII - начало XX вв.). Барнаул, 1997; Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 1998; Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917-1998 гг.). Барнаул, 1999; Болонев Ф. Ф. Старообрядцы Алтая и Забайкалья: Опыт сравнительной характеристики. Барнаул, 2000.
прот. Борис Пивоваров
Ключевые слова:
Краеведение. История городов и областей России Алтайский край, субъект Российской Федерации Религиозная ситуация на территории разных стран. Российская Федерация. Алтайский край Христианство на территории разных стран. Российская Федерация. Алтайский край Страноведение. Российская Федерация География. Российская Федерация. Алтайский край
См.также:
АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ субъект Российской Федерации
АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА (совр. г. Александров Владимирской обл.)
АЛТАЙ (Республика Алтай), субъект Российской Федерации
АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации
ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации
ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ, входит в состав Центрального федерального округа
ДАГЕСТАН [Республика Дагестан - офиц. название с 1991], субъект РФ
ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ в составе Центрального федерального окр.
МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ в составе Дальневосточного федерального окр.
МОСКВА столица РФ и ее субъект - город федерального значения
АДЫГЕЯ субъект Российской Федерации