Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИХАЙ-ВОДЭ
46, С. 66-69 опубликовано: 12 октября 2021г.


МИХАЙ-ВОДЭ

Мон-рь Михай-Водэ. Фотография. 80-е гг. XX в.
Мон-рь Михай-Водэ. Фотография. 80-е гг. XX в.

Мон-рь Михай-Водэ. Фотография. 80-е гг. XX в.
[Румын. Mihai-Vodă], мон-рь во имя свт. Николая, еп. Мирликийского (1591-1862); метох (подворье) афонского мон-ря Симонопетра, резиденция господарей Валахии. С 1994 г. действует как приходская церковь (освящена 31 окт. 1999) Бухарестской архиепископии (митрополия Мунтении и Добруджи) Румынской Православной Церкви (РумПЦ). Расположен в центре Бухареста, на набережной р. Дымбовицы, на бульваре Индепенденцеи (Независимости). Исторический памятник Румынии (с 23 апр. 1955).

История

На территории М.-В. в XX в. проводились археологические раскопки, в результате которых были обнаружены следы гето-дакского поселения (ок. 2 тыс. лет до Р. Х.). Первое упоминание о М.-В. относится к марту 1591 г. Возвращаясь из 2-летнего странствия по России и Польше, патриарх К-польский Иеремия II (Транос), сопровождаемый митр. Монемвасийским Иерофеем и архиеп. Элассонским Арсением, во 2-й раз побывал в Валахии. В Бухаресте, входившем в то время в состав Унгро-Влахийской митрополии РумПЦ в юрисдикции К-польского Патриархата, патриарх встретился с игум. Евгением из мон-ря Симонопетра. В патриаршей грамоте, выданной игумену по его просьбе, упоминаются обстоятельства основания М.-В. баном (наместником) Мехединца Михаем (впосл. заместитель наместника Крайовы, господарь Валахии в 1593-1601 Михай II Храбрый из династии Басараб). Согласно грамоте, мон-рь Симонопетра уже имел метох в ц. во имя свт. Николая, построенной великим постельничим Гиормой и его супругой Каплей в окрестностях Бухареста (1564; ныне в центре города), на склоне горы у р. Дымбовицы, на месте деревянной церкви, упоминаемой в источниках с 1-й пол. XV в., времени правления в Валахии господаря Влада III Басараба (Дракулы) (30-40-е гг. XV в.). Однако, ввиду того что местность была заболоченной и «нездоровой», монахи, несмотря на многочисленные пожертвования в мон-рь, не могли там жить. Игум. Евгений просил сохранить старое подворье, оставив его под присмотром 2 или более монахов, и построить новый монастырь в более подходящем месте. Получив разрешение, игумен «нашел благочестивого господина Михая бана, мужа истинно набожного», к-рый не только словом, но и «не щадя ни трудов и усилий и никаких затрат», воздвиг другую ц. во имя свт. Николая и «назвал ее метохом симонопетринцев». Также он выстроил кельи, пожертвовал мон-рю села, золотую и серебряную утварь и др. Грамотой от 5 окт. 1591 г. патриарх закрепил положение М.-В. в качестве метоха Симонопетры, а также патриаршей ставропигии (церковь была освящена им) (Călători străini. 1971. Vol. 3. P. 300-302).

Румынская летописная традиция подтверждает, что М.-В. был основан по инициативе господаря Михая II Храброго, однако события описаны несколько иначе. Согласно источникам, среди предположений о происхождении Михая II высказывались версии о том, что он незаконнорожденный сын господаря Валахии Пэтрашку Доброго. Это навлекло на Михая II подозрения со стороны господаря Михни II Турка, видевшего в нем претендента на трон. Валашский летописец Раду Попеску писал, что, когда Михая II вели на суд господаря, он попросил стражу разрешить ему помолиться в ц. во имя свт. Николая (в 1-м метохе Симонопетры). Молитвы Михая II были услышаны, и 12 бояр засвидетельствовали на суде, что он не является господарским сыном. Это спасло ему жизнь, и в благодарность свт. Николаю Михай II воздвиг в его честь новую церковь - буд. М.-В. (Radu Popescu. 1984. P. 86-87).

Став господарем в 1593 г., Михай II Храбрый продолжил строительство мон-ря, воздвиг колокольню, построил игуменский дом, трапезную, кухни, погреба. Господарь пожаловал мон-рю 13 сел, купленных им за 472 тыс. аспров, а также село от своей супруги, Станки. Учитывая, что к 1591 г. церковь была уже готова, дата, указанная в поздней надвратной надписи о сооружении церкви в 1594 г. и врат в 1711 г., «во время игумена Иосифа из Милоса», по всей видимости, относится к завершению строительства всего комплекса при Михае II. Мон-рь с того времени стал носить его имя - Михай-Водэ (букв. с румынского - Михай-Воевода). Летом-осенью 1595 г. армия Михая II выдержала здесь 3-месячную осаду тур. войска. Сохранилась грамота 1599 г., в к-рой господарь передавал М.-В. в ведение Симонопетры.

После смерти Михая II (1601) М.-В. получал дары от др. валашских правителей, оставаясь одним из богатейших мон-рей княжества. Об этом свидетельствует побывавший в Бухаресте в 1654 г. известный путешественник архидиак. Павел Алеппский, сопровождавший своего отца, патриарха Антиохийского Макария III аз-Заима. В путевых заметках в авг. 1657 г. он писал о том, как в одну из суббот он побывал в М.-В., «расположенном на возвышенности на краю города, большого размера и величественного, с тремя главами», и присутствовал на иерейской хиротонии (Călători străini. 1976. Vol. 6. P. 228).

Ввиду своего выгодного положения в непосредственной близости от столицы и наличия мощных стен, служивших надежной защитой монастыря, М.-В. часто был резиденцией и местом убежища валашских господарей. Поэтому его территория активно застраивалась новыми жилыми зданиями. Османский путешественник Эвлия Челеби, участвовавший в войне османов с валашским господарем Михней III (1658-1659) в 1659 г., в мемуарах отмечал, что в Бухаресте и его окрестностях находятся 14 крупных мон-рей, каждый «сродни сильной крепости», первый среди них - М.-В., расположенный на горе и имеющий «сто каменных помещений» (Ibid. P. 715). В XVI-XVIII вв. мон-рь был известен как крупный производитель вина и торговец им, М.-В. принадлежали виноградарские хозяйства Питештской возвышенности и многочисленные пивные погреба и магазины в Бухаресте (Ionnescu-Gion. 1899. P. 203).

Мон-рь Михай-Водэ. Рисунок Л. Майера. 1793 г.
Мон-рь Михай-Водэ. Рисунок Л. Майера. 1793 г.

Мон-рь Михай-Водэ. Рисунок Л. Майера. 1793 г.
В 1738 г. в М.-В. располагалась резиденция валашского господаря Константина Маврокордата. В 1761 г. сильный пожар повредил внешние стены и кровли мон-ря. В 1775 г. недалеко от обители был построен новый господарский дворец, который вскоре также сгорел, и господари вновь в качестве резиденции стали использовать М.-В. В 1793 г. господарь Молдавского княжества Александру Морузи принимал во дворце при мон-ре английского посла Р. Эйнсли. Сопровождавший посла Л. Майер сделал зарисовки, сохранились 2 его рисунка. На одном изображен интерьер дворца: барочный свод, софиты с гранями и другие архитектурные элементы указывают на то, что дворец был построен во 2-й пол. XVIII в. На 2-м рисунке представлен общий вид М.-В. со множеством строений (среди которых самые обычные 2-этажные, с лоджиями) вокруг возвышающегося центра - церкви (Stoicescu. 1961. С. 46. Ил. 12, 13). Во дворце при М.-В. в 1797-1798 гг. жил господарь Александр Ипсиланти, правивший попеременно в Валахии и Молдавии. Мн. строения мон-ря разрушились в результате землетрясения 26 окт. 1802 г.

В 1825 г. в М.-В. были проведены восстановительные работы в резиденции господаря Валахии Григоре IV Гики (1822-1828). В 1828-1829 гг., во время русско-тур. войны, в монастыре был размещен госпиталь для рус. воинов. Реставрационные работы были вновь проведены в 1827-1837 гг. По инициативе настоятеля М.-В. архим. Феодосия (Контопуло) кафоликон мон-ря был расписан: помимо росписи в интерьере живопись с изображением Страшного Суда была сделана также на зап. фасаде церкви. К зданию церкви был пристроен притвор, отремонтирована большая глава храма, ставшая значительно ниже. Две малые главы восстановлены не были. 23 янв. 1838 г. в результате землетрясения мон-рь вновь разрушился. Помещения мон-ря использовались под госпиталь, в 1855-1862 гг. здесь работала медицинская школа. До 1848 г. в М.-В. служили на греч. языке, затем насельники мон-ря получили у правительства разрешение служить на румынском (Tiţa-Mircea. 2006. Р. 24).

В 1864 г., после секуляризации монастырских земель и церковного имущества, в М.-В. были размещены Гос. архивы, находившиеся в ведении Мин-ва просвещения и культов. В связи с этим помещения монастыря были значительно перестроены. Начиная с 1877 г. часть монастырских сооружений занимали органы местной власти одного из районов Бухареста и отд-ние полиции. Более значительная реконструкция зданий М.-В. была проведена в 1900 г. по инициативе директора Гос. архивов Д. Ончула, что было связано с сооружением в нач. XX в. на территории мон-ря нового здания Национального архива (архитекторы П. Антонеску и др.; перестраивалось в 1940-1941).

По окончании первой мировой войны М.-В. был вновь реконструирован в модном в то время неорумынском стиле. В 1920 г. кор. Румынии Фердинанд I основал орден Михая II Храброго, кафоликон монастыря стал главной резиденцией кавалеров ордена, здесь стали приносить военную присягу румынские офицеры. В 1928-1935 гг. Комиссией исторических памятников (учреждена 17 нояб. 1892 при Министерстве просвещения и культов) под рук. архит. Е. Й. Костеску были проведены значительные реставрационные работы: в прежних размерах восстановлена глава над нефом, возведены заново малые главы над пастофориями, восстановлены своды нартекса, убран притвор, добавленный в XIX в. Худож. К. Петреску заново расписал церковь в неовизантийском стиле. В 1935 г., после установления советско-румынских отношений, здесь были размещены золотой запас и архивные ценности, возвращенные в Румынию из СССР (переданы во время первой мировой войны, в 1916-1917, на хранение в Россию). После установления в Румынии коммунистического режима М.-В. был выведен из юрисдикции Церкви. 23 апр. 1955 г. решением Совета министров Румынии кафоликон М.-В., как единственное сохранившееся вместе с колокольней строение мон-ря, вместе с комплексом строений Гос. архивов получило статус исторического памятника Румынии.

В 1984 г., с началом осуществления по инициативе Н. Чаушеску плана по обширной реконструкции центра города, в районе, где располагался М.-В., было решено построить «Дом народа» (здание парламента Румынии). Церковь и строения Гос. архивов были предназначены под снос, однако вмешательство иерархов РумПЦ и ряда деятелей культуры спасло памятник. Было принято решение о перемещении церкви вместе с колокольней на 289 м к востоку от первоначального расположения. Работы (церковь и колокольня были перевезены по рельсам) были осуществлены под рук. инженера Э. Йордэкеску, спасшего т. о. и др. исторические памятники Бухареста. Церковь М.-В. была возвращена РумПЦ и открыта в 1994 г.

Святыни

Мон-рь Михай-Водэ. Фотография. 1985 г.
Мон-рь Михай-Водэ. Фотография. 1985 г.

Мон-рь Михай-Водэ. Фотография. 1985 г.
Древние святыни монастыря, упоминаемые в патриаршей грамоте, не сохранились. Считается, что какую-то часть настоятели М.-В. могли перевезти в монастырь Симонопетра. В инвентарной описи, составленной во времена секуляризации (1865-1867), указаны ценные предметы: напр., перламутровый крест, 2 серебряных сосуда (один с вкладной надписью от Михая II Храброго, другой 1685 г.), потир 1625 г., серебряный позолоченный дискос и др. (Tiţa-Mircea. 2006. P. 21).

В М.-В. над надгробной плитой Йоана, сына господаря Валахии Григоре I Гики (1660-1664, 1672-1673) находилось серебряное кадило. Оно было сделано в Брашове или Сибиу, стиль его украшений предвосхитил брынковянский стиль, на нем вычеканен валашский герб, аналогичный высеченному на надгробной плите Иоана. Некоторые надгробные плиты бояр XVII в. из М.-В. хранятся в Историческом музее Бухарестского муниципалитета, надписи на них были опубликованы Н. Йоргой (Iorga. 1905. Vol. 1. Р. 257-258).

В церкви сохранилась икона кон. XVII в. «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Особо почитается икона Божией Матери «Одигитрия», на к-рой после реставрации была обнаружена вкладная запись с датой: «1666, я, монах Иоанн из монастыря Русикон Святой Горы». 21 янв. (н. с.) совершается храмовый праздник в честь иконы. В церкви также хранится ковчег с мощами св. Иоанна Предтечи, прп. Иоанна Хозевита, блж. Ксении, св. Феофила, мч. Севастиана, мучеников Киприана и Иустины, сщмч. Климента, папы Римского, мч. Трифона, прп. Авксентия, свт. Дионисия Закинфского, мч. Анастасия, мч. Панагита, свт. Спиридона, свт. Нифонта II, патриарха К-польского, прп. Игнатия Афонского (Старозагорского), прп. Саввы Освященного, вмч. Евстафия Плакиды, вмч. Феодора Стратилата, прп. Паисия Величковского, прп. Стилиана Пафлагонского, вмч. Меркурия, первомч. архидиак. Стефана, ап. Андрея, вмч. Димитрия Солунского, мч. Харалампия (Tiţa-Mircea. 2006. Р. 27).

Кафоликон во имя святителя Николая

Анализ архитектуры церкви М.-В. стал возможен благодаря результатам реставрационных работ 1928-1935 гг., во время к-рых был проведен ряд реконструкций с целью максимально приблизить памятник к первоначальному виду. Архитектурная концепция церкви представляет синтез ряда элементов, известных в валашской архитектуре предыдущих столетий и составивших т. н. старорумын. стиль. Основные черты 3-конхового плана и частично возвышения отталкиваются от одного из архитипических для валашской архитектуры памятников, церкви монастыря Козия, построенной в 1387-1388 гг. господарем Валахии Мирчей I Старым, однако с более пространной вост. частью. Зодчие следовали традиции, обозначенной в ряде памятников церковной архитектуры, среди которых наиболее близким к концепции кафоликона М.-В. следует признать церковь мон-ря Снагов, построенную в 1518-1520 гг. господарем Валахии Нягое Басарабом. В обоих случаях пастофории занимают гораздо большее пространство, чем во мн. средневек. церквах Валахии: они превращаются пусть в небольшие, но отдельные помещения с довольно сложной системой сводов.

Трудно предположить, почему в качестве модели для церкви М.-В. было отдано предпочтение церкви монастыря Снагов. Возможно, имеет значение то, что господарь Нягое Басараб в Валахии в XVI в. считался образцом для подражания, в т. ч. и благодаря его ктиторской деятельности. Также могло иметь значение нек-рое сходство судеб обоих господарей до занятия ими престола: и Нягое, и Михай II считались происходившими из родов низших по отношению к господарскому, однако оба претендовали на господарское происхождение как незаконнорожденные сыновья и в довольно сходной ситуации оба при помощи свидетелей доказывали, что не являются угрозой для правящего господаря (Sinigalia. 2001. P. 13). С памятниками эпохи Нягое Басараба церковь М.-В. также связывает система отделения нефа от нартекса. Согласно византийской, поствизантийской и балканской традициям, имевшим продолжение и в Валахии, в этом месте предусматривалось наличие стены с дверным проемом, через который могли сообщаться 2 пространства. В церкви М.-В., подобно кафоликону Снагова, место разделительной стены занимает тройная аркада на колоннах (Ibid. P. 14-15).

Кафоликон мон-ря Михай-Водэ. 30-е гг. XX в.
Кафоликон мон-ря Михай-Водэ. 30-е гг. XX в.

Кафоликон мон-ря Михай-Водэ. 30-е гг. XX в.
В результате реставрации была восстановлена оригинальная система сводов. Восьмигранный барабан большой главы (также 8-гранной) был возведен из кирпича, прорезан 8 окнами в каждом проеме и опирался на перекрытие, 4-гранное снаружи (с аркатурой, выполненной из багетов) и 8-гранное в интерьере (с тем же типом аркатуры). Западная и вост. травеи перекрыты коробовым сводом. Хорошо продуманные пропорции определяют доминирующую роль большой главы церкви с запада и гармоничное сочетание с 2 меньшими главами с остальных сторон. Малые главы были воссозданы по сохранившимся следам древних глав, также в качестве образца была использована модель церкви Снагова. Из кирпича было восстановлено перекрытие нартекса (Ibid. P. 15).

Особое внимание обращают на себя фасады, в качестве образца была использована церковь мон-ря Дялу (1500-1501) близ Тырговиште, построенная господарем Валахии Раду IV Великим. Возможно, обращение и к этой церкви не было случайным: если учитывать претензии Михая II Храброго на происхождение от Пэтрашку Доброго, Раду IV Великий в таком случае был его дедом (Ibid. P. 16). Фасады разделены на 2 регистра кирпичным поясом; каждый регистр заполнен фризом слепой аркатуры (с циркульными арками), обрамленной полукруглыми багетами из перемежающейся каменной и кирпичной кладки, согласованной на обоих уровнях. Поверхность фасадов декорирована горизонтальными и вертикальными рядами кирпичей, создающими эффект кассетирования.

От изначального оформления порталов и наличников сохранился только фрагмент, скрытый за совр. главным порталом. Он декорирован последовательно пересекающимися ромбами, имитируя технику тесаного дерева. Современный портал оформлен в барочном стиле конца брынковянской эпохи (первые десятилетия XVIII в.) и завершается аркой в виде фигурной скобки с волютами, украшенными развивающимися листьями, а на внешней стороне - синусоидным плетением цветов и листьев (Ibid. P. 18).

Первоначальная роспись и живопись XIX в. не сохранились. Современная роспись сделана в 1938 г. Петреску. Помимо традиц. композиций в программу был включен и ряд аллегорических сцен, сопоставляющих эпохи Михая II Храброго и Фердинанда I - первого, кратковременного объединения румын. княжеств при Михае II и эпохи окончательного объединения румынских земель по окончании первой мировой войны. Дополнения в росписи были произведены после открытия церкви в 90-х гг. XX в.

На новом месте колокольня была поставлена слишком близко к церкви и своей массивностью нарушает гармонию ансамбля. Со времени основания сохранился только нижний уровень с арочными вратами, верхняя же часть, прямоугольная в плане, была перестроена одновременно с др. зданиями монастырского комплекса в 30-х гг. XIX в.

Ист.: Iorga N. Inscripţii din bisericile Romăniei. Bucur., 1905. Vol. 1. P. 255-258; Hurmuzaki E. Documente privitoare la istoria românilor. Bucur., 1915. Vol. 14. Pt. 1. P. 109; Istoria lui Mihai Vodă sin Pătraşco Vodă, carele au făcut multe războaie cu turcii pentru creştinătate // Istoria Tării Romăneşti, 1290-1690: Letopiseţul Cantacuzinesc. Bucur., 1960. P. 54-79; Călători străini despre Tările Române. Bucur., 1971. Vol. 3; 1976. Vol. 6; Radu Popescu. Istoriile domnilor Tării Româneşti // Cronicarii munteni. Bucur., 1984. Vol. 2.
Лит.: Ionnescu-Gion G. I. Istorie a Bucureştilor. Bucur., 1899. P. 200-203; Stahl H. Mănăstirea Mihai-Vodă, palat domnesc // Buletinul comisiunii monumentelor istorice. Bucur., 1914. An. 7. N 25. P. 35-39; Ghika-Budeşti N. Evoluţia arhitecturii din Muntenia şi Oltenia // Ibidem. 1930. An. 23. N 63/66. Pt. 2. P. 30-31. Pl. 81-88; Costescu E. Restaurarea bisericii Mihai-Vodă din Bucureşti // Ibidem. 1943. An. 36. N 115/118. P. 49-74; Cantacuzino Gh. Săpăturile arheologice din sectorul Mihai-Vodă // Bucureşti: Rezultatul săpăturilor arheologice şi al cercetărilor istorice din anul 1953. Bucur., 1954. Vol. 1. P. 45-131; Stoicescu N. Repertoriul bibliografic al monumentelor feudale din Bucureşti. Bucur., 1961. P. 230-234; Georgescu F. et al. Monumente din Bucureşti. Bucur., 1966. P. 20-21; Sinigalia T. Mihai Viteazul ctitor. Bucur., 2001. P. 6-22; Tiţa-Mircea C. Biserica manastirii Mihai-Vodă. Bucur., 2006.
Э. Драгнев
Ключевые слова:
Монастыри Румынской Православной Церкви Михай-Водэ, монастырь во имя святителя Николая, епископа Мирликийского (1591-1862); метох (подворье) афонского монастыря Симонопетра, резиденция господарей Валахии
См.также:
АГАПИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находится в сев.-вост. Румынии
АНИНОАСА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Арджешской епископии Румынской Православной Церкви
АНТИМ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ действ. в Бухарестсткой архиепископии Рум. Правосл. Церкви
АРНОТА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Румынской Православной Церкви, основан в 1634 г.