Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОЗИЯ
36, С. 260-263 опубликовано: 12 июля 2019г.


КОЗИЯ

Церковь во имя Св. Троицы мон-ря Козия. 1388 г. Фотография. 2014 г.
Церковь во имя Св. Троицы мон-ря Козия. 1388 г. Фотография. 2014 г.

Церковь во имя Св. Троицы мон-ря Козия. 1388 г. Фотография. 2014 г.
мон-рь во имя Св. Троицы в центральной части Румынии, жудец Вылча. Расположен на правом берегу р. Олт, в 3 км к северу от г. Кэлимэнешти. Первое письменное упоминание о мон-ре содержится в 2 дарственных грамотах, датированных 20 мая 1388 г. (Păcurariu. IBOR. Vol. P. 295-297), временем правления Мирчи I Старого (1355 - 31 янв. 1418; правил с 23 сент. 1386 по нояб. 1394 (по др. данным - по май 1395) и с янв. 1397 до кончины). Из текста грамот следует, что ц. во имя Св. Троицы была построена между 1387 и 1388 гг. на средства ктитора валашского господаря Мирчи. Так, в 1-й господарской грамоте говорится о возведении ц. Св. Троицы «в месте, названном Кэлимэнешти, на берегу р. Олт», о пожаловании монастырю сел Орлешти и Криков, мельницы в Питешти и назначенного годового содержания господарским двором. В ней удостоверяются акты дарения земель отдельными боярами, приписание к К. монастыря Котмяна со всеми владениями. Особо оговаривается, что настоятеля обеих обителей имеет право выбирать только монашеский собор без вмешательства церковного священноначалия и властей княжества. Во 2-й грамоте место основания мон-ря обозначено «Нучет на Олте, или Козия» (румын. nucet - «ореховый лес»; куманский koz - «грецкий орех»). В документе перечислены даруемые мон-рю села Кэлимэнешти, Жибля, Бэрдэцани, Сяка и Хинэтешти, которые освобождались от уплаты податей и барщины. В 1389 и 1394 гг. К. были подарены еще 10 сел, а также рыбные пруды, мельницы; в монастырь поставлялись пшеница, сыры, вино, мед. По материальному положению к кон. XIV в. К. стала 2-м мон-рем Валахии (после обители Тисмана).

Мон-рь сыграл огромную роль в истории валашского монашества XIV-XV вв. C 1415 г. в К. возникла монастырская школа, одним из первых ее преподавателей был игум. Софроний (ок. 1406-1418). Инок Мардарий Козианский составил здесь в 1649 г. использовавшийся в учебных целях «Славяно-румынский словарь и толкование имен». К. многократно упоминался архидиак. Павлом Алеппским, который составил пространное описание монастыря, а также пытался объяснить этимологию его названия: «…«Козия» на языке валахов значит: дикие козы, ибо они во множестве водятся на вершинах этих гор» (Павел Алеппский. 2005. С. 566).

Церковь во имя Св. Троицы

(освящена 18 мая 1388) стала образцом, который определил внешний облик и внутреннее убранство мн. последующих правосл. памятников Валахии. Это вытянутое по оси «запад-восток» однонефное бесстолпное сооружение с боковыми экседрами представляет в плане триконх. Апсиды имеют полукруглые очертания внутри и 5-гранные снаружи. Алтарное пространство продлено на запад и имеет 2 ниши к северу и к югу (жертвенник и диаконник). Такая же пара ниш находится и в зап. части нефа. Неф в плане прямоугольный, перекрыт полуциркульным (коробовым) сводом. Переход к барабану осуществляется посредством парусов, опирающихся на 4 арки на консолях, что позволяет уменьшить диаметр барабана. Той же задаче служит и довольно высокий переход от парусов к барабану купола в форме усеченного конусообразного кольца. Нартекс квадратный в плане, перекрыт полуциркульным сводом. Экзонартекс был пристроен в 1706-1707 гг. по распоряжению жупана Шербана Кантакузино. Внешние членения и декор храма в целом выявляют внутреннюю тектоническую структуру памятника. Напр., монументальные карнизы основного объема и закомар, а также «пьедестал» барабана (с выведенным в кирпиче декором в виде 2-го яруса закомар) отвечают конструкции сводов и арок. Ниши нефа обозначены снаружи специфической кровлей и высокими декоративными аркатурами. Фасады богато украшены чередующимися полосами оштукатуренного камня и красного, уложенного в 3 ряда кирпича. По вертикали фасады разделены сдвоенными полочками на 3 зоны с преобладанием декоративного убранства в верхней («пилообразные» карнизы, резные каменные арки, узкие утопленные колонки, розетки и декоративные наличники окон). По архитектурным особенностям ц. Св. Троицы примыкает к серб. памятникам долины Моравы, наиболее всего к храмам мон-рей Раваница и Лазарица (Крушевац) времени правления кн. св. Лазаря (1370-1389), к-рые, очевидно, послужили образцом для К. не только с архитектурно-типологической, но и с функциональной т. зр. Так, в К. повторено включение в архитектурный ансамбль господарского некрополя (с могилой Мирчи Старого в нартексе; надгробная плита - копия 1938 г.) (Theodorescu. 1974. Р. 304-308). К новшествам относится обширный, одной высоты с основным объемом нартекс, к-рый в дальнейшем станет характерной чертой румын. триконховых храмов.

Мирча Старый с сыном Михаилом перед Пресв. Богородицкй. Ктиторская фреска в ц. Св. Троицы. 1704-1705 гг.
Мирча Старый с сыном Михаилом перед Пресв. Богородицкй. Ктиторская фреска в ц. Св. Троицы. 1704-1705 гг.

Мирча Старый с сыном Михаилом перед Пресв. Богородицкй. Ктиторская фреска в ц. Св. Троицы. 1704-1705 гг.
В 1517 и 1706-1707 гг. велись работы по обновлению внутренней росписи храма, повторно - в 1750 и в 1827 гг. Первоначальные фрески (между 1 сент. 1390 и 31 авг. 1391) сохранились только в нартексе, стены к-рого украшены полным циклом минология (не сохр. или частично сохр. изображения на янв., март, май, июль). Система расположения по месяцам в К. отличается от схемы росписи в основной группе настенных минологиев балканских памятников. В календарном цикле К. годовой круг имеет развитие по спирали. На каждой из 4 плоскостей комплекс миней разбит по горизонтали на 8 рядов и начинается в верхней точке в юж. части свода, затем переходит в иллюстрации следующего месяца на соседний участок стены и, постепенно снижаясь, заканчивается в нижнем регистре минология на вост. стене: на юж. стене - сент. (3 ряда), на тимпане зап. стены - окт. (4 ряда), на северной - нояб. (3 ряда), на тимпане восточной - дек. (4 ряда), на южной - янв. (3 ряда), на западной - февр. (2 ряда), на северной - март (3 ряда), на восточной - апр. (2 ряда), на южной - май (3 ряда), на западной - июнь (2 ряда), на северной - июль (3 ряда), на восточной - авг. (2 ряда). Т. о., месяцы нечетные и четные оказываются друг напротив друга (см. также: Миjовић. Менолог. С. 349-361; Cincheza-Buculei. 2002/2003. P. 11-16). Состав святых в минологии традиционен для памятников визант. круга.

Под календарным циклом по периметру нартекса представлены сцены на темы Вселенских Соборов (на юж., зап. и сев. стенах в 1 ряд) и Акафиста Божией Матери (на вост. стене в 2 ряда). В контексте календарного цикла подобное объединение неск. тем, отмечаемое в более ранних памятниках (напр., в церквах Николая Орфаноса в Фессалонике (1309-1319), вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317), в Марковом мон-ре (1376) - см.: Миjовић. Менолог. 116-122), связано с годовым следованием правосл. богослужения. В росписи К. эта программа имеет особенности, подчеркивающие литургический характер росписи. Так, между сценами IV и V Вселенских Соборов помещена композиция «Видение свт. Петра, патриарха Александрийского» (на зап. стене, над порталом), а в минологий включен не встречающийся в других лицевых календарных циклах сюжет «Неделя святых отец» - иллюстрация праздника, который отмечается в последнее воскресенье перед Рождеством Христовым (сонм святых в апостольских одеждах расположен в 3-м ярусе росписи на вост. стене, в промежутке между 16 и 17 дек.) (Cincheza-Buculei. 2002/2003. Р. 16). В иллюстрации к 20-й строфе акафистного гимна («Пение всякое побеждается...») встречаются конкретные детали визант. придворного церемониала. Оригинальные черты, привнесенные в роспись нартекса, являются свидетельством не слепого следования установившейся к тому времени на Балканах иконографической традиции, а творческого подхода мастеров. Стиль первоначальной живописи К. был охарактеризован румын. историком искусства Василе Флорей: «В конце XIV века нам открывается другая роспись... где монашеский аскетизм, питаемый движением исихастов, наложил на образы особенный отпечаток сдержанности и даже суровости, в равной мере проявляющихся как в линии рисунка, так и в колорите» (Флоря В. Румынская живопись. Бухарест, 1982. С. 24-25).

Минологий на октябрь. Фреска в нартексе ц. Св. Троицы. 1390-1391 гг.
Минологий на октябрь. Фреска в нартексе ц. Св. Троицы. 1390-1391 гг.

Минологий на октябрь. Фреска в нартексе ц. Св. Троицы. 1390-1391 гг.
Живопись в алтаре и в нефе датируется 1704-1705 гг. К этому же времени относится и румын. посвятительная надпись, расположенная в нефе храма, в которой помимо господаря Валахии Константина Брынковяну упомянуты митр. Феодосий, «наставник» иером. Серафим, жупан Шербан Кантакузино и «бывший великий пахарник, сын спафария» Дрэгич. Живопись этой части храма исполнена мастерами хурезской школы, изографами Предой и его сыновьями Янакой, Симой и Михаилом. Как художественная манера письма, так и иконографическая программа этих росписей отражают установившуюся на рубеже XVII и XVIII вв. брынковяновскую традицию в валашской живописи. Заслуживают внимания портреты ктиторов, в т. ч. господаря Мирчи Старого и его сына Михаила, переписанные в XVIII в. по контурам первоначальной живописи. На портретах встречаются геральдические изображения визант. двуглавых орлов, что должно было напомнить о визант. титуле деспота, к-рый носил ряд средневековых валашских господарей.

Деревянный иконостас, сгоревший в XVIII в., был заменен кирпичным в 1794 г. (расписан в 1907).

Видение свт. Петра, патриарха Александрийского. Фреска в нартексе ц. Св. Троицы. 1390-1391 гг.
Видение свт. Петра, патриарха Александрийского. Фреска в нартексе ц. Св. Троицы. 1390-1391 гг.

Видение свт. Петра, патриарха Александрийского. Фреска в нартексе ц. Св. Троицы. 1390-1391 гг.

Петропавловская церковь

больничная, находится к западу от основного комплекса монастыря, на другой стороне дороги, ведущей к г. Кэлимэнешти. Ее архитектура выделяется подчеркнутой хрупкостью и вытянутыми формами, а также изысканностью орнаментов на фасадах. Это небольшое, но довольно высокое однокупольное триконховое в плане сооружение повторяет в уменьшенном масштабе упрощенный вариант нефа главной Троицкой ц. мон-ря. Из старой надписи в наосе следует, что больничная церковь была построена в 1542-1543 гг., во времена правления валашского господаря Раду Паисие (Петр из Арджеша; 1535-1545) и его сына Марко, под рук. иером. Максима «Майстора».

Сохранившиеся участки живописи позволяют сложить представление о первоначальной программе росписей. Иконография вост. апсиды и наоса (нефа) традиционна и в целом следует балканским образцам того времени. В алтаре в конхе апсиды доминирует образ Богоматери на престоле в окружении ангелов. На сводах - «Вознесение Христово», под конхой в верхнем регистре слева и справа от «Евхаристии» соответственно «Рождество Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы». Ниже - изображения св. отцов в композиции «Мелизмос» (Поклонение Жертве), в нишах алтарной апсиды - композиция «Иисус во гробе» и образ свт. Николая Чудотворца. Над сев. и юж. окнами алтаря изображены сцены «Оплакивание Христа» и «Положение во гроб». В зените купола - традиц. образ Христа Пантократора. В барабане следуют ярусы с изображениями (сверху вниз) серафимов с рипидами, архангелов, пророков, Римских епископов (папы Сильвестр, Вигилий (в надписи - Вергилий), Григорий, Целестин, Агафон и др.), «Престол уготованный» (в одном ряду со св. Убрусом, св. Чрепием и тетраморфом), евангелисты. В медальонах на сводах нефа изображены апостолы от 70. На сводах и стенах наоса - Страстной цикл и цикл Воскресения Христова, а также неск. сцен чудес Спасителя и изображения св. воинов (последние - в нижнем регистре росписей). Над входом в наос на западной стене изображена композиция «Анапесон» (Спас Недреманное Око). Росписи нартекса содержат детальный цикл Жития св. Иоанна Крестителя. Под влиянием росписей Троицкой ц. К. в декор нартекса был включен акафистный цикл. Восхваляя Воплощение Господне и указывая на Спасение (к-рое возможно только через Жертву и Воскресение), этот цикл созвучен по смыслу с изображением прор. Ионы, проглатываемого китом, над арочным проемом дверей из нартекса в неф. Посвящение обители Св. Троице отразилось в расположении в нише, прорезанной над входом в неф, изображения Св. Троицы (ветхозаветной). Его фланкируют образы св. патронов больничной церкви - апостолов Петра и Павла. Также в росписи отражена память об основателях обители - господаре Мирче Старом и его сыне Михаиле, образы к-рых помещены на зап. стене нартекса.

Воскресение Христово. Фреска ц. Св. Троицы. 1704-1705 гг.
Воскресение Христово. Фреска ц. Св. Троицы. 1704-1705 гг.

Воскресение Христово. Фреска ц. Св. Троицы. 1704-1705 гг.

Авторами росписи были, по-видимому, мастера, сформировавшиеся в художественной среде Македонии или Сербии, где зап. готическое и ренессансное искусство органически переплеталось с традициями православного (греческого, византийского и поствизантийского) искусства. Имена изографов зафиксированы в конце пространной памятной надписи, расположенной на 3 стенах нартекса (над нижним ярусом живописи): «и писа(х) аз многогрешнаг(о) Давы(д) зугра(ф) и с(ы)не ег(о) Ра(д)усла(в) в[ъ] ле(т)[о] 7051 (1542-1543.- Авт.)».

Здания, окружающие ц. Св. Троицы, были переделаны в сер. XIX в. боярами Г. Бибеску и Б. Штирбеем. Сохранились 2 парекклисиона. Первый, в честь Успения Пресв. Богородицы,- в юго-вост. углу монастырского ансамбля. Он был построен в 1583 г. игум. Амфилохием, тогда же расписан (под записью 1835). Второй, во имя Всех святых, расположен на северо-востоке, построен в XVIII в. игум. Иоанном из Хурези и значительно переделан в 1859 г. Во дворе находятся 2 фонтана: Нягое I Басараба (1517) и Большой (XVI в.; украшен рельефами). В 40-50-х гг. XIX в. построены 2 павильона, один из которых служил летней королевской резиденцией. Ансамбль реставрирован в 1958-1962 гг. (росписи поновлялись в 1984-1986). В 70-х гг. XX в. проведено центральное отопление. В одном из помещений корпуса, расположенных к востоку от ц. Св. Троицы, на берегу реки, открыт музей (иконы XVI-XIX вв., рукописи, гравюры, облачения).

Лит.: Balş G. Câteva obesrvaţiuni în privinţa bolniţei Coziei // Buletinul Comisiunii Monumentelor istorice. Bucur., 1927. T. 20. Fasc. 52. P. 49-53; Ghika-Budeşti N. Restaurarea bisericii mari de la mănăstirea Cozia // Ibid. 1938. T. 31. Fasc. 95. P. 22-31, 34-37; idem. L'ancienne architecture religieuse de la Valachie // Ibid. 1942. T. 35. Fasc. 111-112(1-2). P. 12-15, 20. Pl. IV. Fig. 35-36; Ştefănescu I. D. La peinture religieuse en Valachie et en Transylvanie depuis les origines jusqu'au XIXe siècle. P., 1932. P. 20-21, 68-75, 121-130; Millet G. Cozia et les églises serbes de la Morava // Mélanges offerts à M. Nicolas Iorga. P., 1933. P. 827-856; Brătulescu V. Mănăstirea Cozia. Bucur., 1942; Vătăşianu V. Istoria artei feudale în Ţările Române. Bucur., 1959. T. 1. P. 191-198, 394; Lăzărescu Em. Data zidirii Coziei // Studii şi cercetari de istoria artei. Bucur., 1962. An. 9. N 1. P. 107-137; Ionescu G. Istoria arhitecturii în România. Bucur., 1963. T. 1. P. 133-141, 380-384; Stoicescu N. Bibliografia localităţilor şi monumnetelor feudale din România: 1. Ţara Românească (Muntenia, Oltenia, şi Dobrogea). Craiova, 1970. P. 205-210; Babić G. L'Iconographie constantinopolitaine de l'Acathiste de la Vièrge à Cozia (Valachie) // ЗРВИ. 1973. Кн. 14/15. С. 173, 174, 180-181, 189; Миjовић. Менолог. 1973. С. 49, 91, 23-24, 112-117, 121-122, 249; idem. (Mijovic P.). Les ménologes en Roumanie et en Serbie médiévale // CIEB, 14. 1975. Vol. 2. P. 581-584; Theodorescu R. Bizanţ, Balcani, Occident la începuturile culturii medievale româneşti (secolele X-XIV). Bucur., 1974. P. 241-256, 304-310, 310-311; idem. În jurul «despotiei» lui Mircea cel bătrân sau despre un însemn sculptat şi pictat de la Cozia // Intinerarii medievale. Bucur., 1979. P. 134-154; Dumitrescu C. L. Pictura murală din Ţara Românească în veacul al XVI-lea. Bucur., 1978. P. 16-17, 25-32, 72-74; Grabar A. L'Iconographie de la Parousie // Idem. L'Art de la fin d'Antiquité et du Moyen âge. P., 1968. Vol. 1. P. 574-582; Barbu D. Pictura murală din Ţara Românească în secolul al XIV-lea. Bucur., 1986. Fasc. 56-71; Cincheza-Buculei E. Le Ménologe de Cozia // Revue roumaine d'histoire de l'art. Ser. beaux-arts. Bucur., 2002/2003. T. 39/40. P. 11-24.
К. Чобану
Ключевые слова:
Монастыри Румынской Православной Церкви Козия, монастырь во имя Святой Троицы в центральной части Румынии
См.также:
АГАПИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находится в сев.-вост. Румынии
АНИНОАСА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Арджешской епископии Румынской Православной Церкви
АНТИМ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ действ. в Бухарестсткой архиепископии Рум. Правосл. Церкви
АРНОТА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Румынской Православной Церкви, основан в 1634 г.