Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
Т. 38, С. 468-477 опубликовано: 21 ноября 2019г.


КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

субъект РФ, в составе Сибирского федерального окр. Территория 2366,8 тыс. кв. км. Адм. центр - Красноярск (1 млн 35,5 тыс. чел.; 2014). Расположен в азиат. части России. На севере омывается водами Карского м. и м. Лаптевых. Включает архипелаги Сев. Земля, Норденшельда, острова Арктического Института, Сергея Кирова, Комсомольской Правды, Сибирякова и ряд более мелких островов. Граничит с Якутией и Иркутской обл. на востоке, с республиками Тыва и Хакасия на юге, с Кемеровской и Томской областями и Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами на западе. Население - 2,85 млн чел. (2014). Национальный состав (2010): русские - 91,3%, украинцы - 1,4, татары - 1,3, немцы - 0,8, азербайджанцы - 0,6, представители др. национальностей - 4,6%. К. к. включает в себя 17 городских округов и 44 муниципальных района.

История

Древнейшие люди появились на территории К. к. в нижнем неоплейстоцене. Следующая волна заселения юга совр. К. к. относится к позднему ашелю (стоянка Разлог; ок. 300 тыс. лет назад). В мезолите (XI-V тыс. до Р. Х.) вся территория К. к. была освоена подвижными группами охотников и рыболовов. В неолите (V-III тыс. до Р. Х.) появились первые стационарные могильники (на о-ве Сергушкин, у стоянки Усть-Кова, на р. Чадобец и др.); большая часть памятников входила в круг ангаро-енисейской культурно-исторической общности; в Заполярье распространились белькачинская археологическая культура и культура Маймече, близкие к памятникам Якутии, а также стоянки с керамикой байкинского типа.

В начале бронзового века (с III тыс. до Р. Х.) в степи и лесостепи стала развиваться афанасьевская культура, к-рую в нач. II тыс. до Р. Х. на юге края сменила окуневская культура, известная каменными изваяниями и писаницами; в сер. II тыс. до Р. Х. распространяется андроновская культура. В конце бронзового века на юге К. к. получает развитие карасукская культура. В таежных районах Сев. Приангарья и на Крайнем Севере бронзовый век наступает не ранее нач. II тыс. до Р. Х.

В кон. VIII - нач. III в. до Р. Х. от верховий Енисея до района совр. Красноярска распространилась тагарская культура. В сев. районах при влиянии тагарской культуры продолжалось развитие культур местных охотников и рыболовов. В III-II вв. до Р. Х. на смену тагарской культуре пришла таштыкская (на севере ее памятники доходят до Ачинской лесостепи). Мн. достижения юж. племен восприняло население таежных районов.

Памятники Средневековья (с сер. I тыс. по Р. Х.) в среднем и верхнем течении Енисея связывают с енисейскими кыргызами и близкими к ним народами. С сер. VI в. они входили в 1-й и 2-й Тюркский каганаты; к этой эпохе относятся и орхоно-енисейские надписи. В IX-XII вв. юг края до Н. Ангары был включен в Кыргызский каганат, с 1207 г.- в Монгольскую империю. В 1218 г. кыргызы отказались участвовать в завоевательных походах монголов и были разгромлены армией Джучи. В 1273 г. кыргызам удалось добиться независимости, но в 1293 г. карательная армия монголов жестоко подавила восстание, уничтожив значительную часть мужского населения. Позднее здесь образовались Алтысарское, Алтырское, Тубинское, Езерское княжества. В XIV-XVII вв. хакасы образовали гос-во Хонгорай (по Буринскому договору 1727 г. вошло в состав Российской империи). Памятники средневековья более сев. районов К. к. изучены слабо, прослеживается влияние кочевых народов с юга. На западе Таймыра выделена вожпайская культура, оставленная мигрантами из Зап. Сибири и связываемая с предками ненцев и энцев. Предполагается, что районы Приангарья, бассейны рек Н. Тунгуска и Подкаменная Тунгуска населяли предки юкагиров и тунгусо-манчжурских народов, горно-таежные районы юга К. к.- носители енисейских языков.

Проникновение первых отрядов рус. промысловиков в бассейн Енисея пришлось на кон. XVI в. Оно осуществлялось через систему волоков между притоками Оби и Енисея, где в нач. XVII в. появился ряд рус. зимовий: Туруханское (1607), Хантайское, Имбатское. Зимой 1618/19 г. отряд казаков во главе с тобольскими служилыми людьми П. Албычевым и Ч. Рукиным основал Маковский острог на правом берегу р. Кеть, а в 1619 г. в среднем течении Енисея, ниже устья Ангары, заложил Енисейский острог, который стал опорным пунктом для дальнейших походов русских с целью присоединения Вост. Сибири. Для защиты Енисейска с юга от нападения воинственных кыргыз. племен были построены остроги: Красный Яр (Красноярский; 1628), Канский (1636), Ачинский (1641), Караульный (1675), Абаканский (1707) и Саянский (1718). С их возникновением фактически завершилось присоединение Приенисейского края к России. В XVII в. территория совр. К. к. включала Мангазейский, Енисейский и Красноярский уезды. В 1677 г. Енисейск стал разрядным городом (в состав Енисейского разряда входили Енисейский, Мангазейский, Красноярский, Иркутский, Нерчинский и Албазинский уезды).

Вид города Енисейска. Гравюра И. В. Люрсениуса. 1770 г.
Вид города Енисейска. Гравюра И. В. Люрсениуса. 1770 г.

Вид города Енисейска. Гравюра И. В. Люрсениуса. 1770 г.

В 1708 г. территория совр. К. к. вошла в состав Сибирской губ. В Енисейскую пров. этой губернии (1724) были включены Мангазейский (с 1735 - Новомангазейский), Енисейский и Красноярский уезды (до 1726 в нее входили также Томский, Кузнецкий, Нарымский и Кетский уезды; с 1736 включена в состав новообразованной Сибирской пров.). В 1764 г. Енисейская пров. стала принадлежать Тобольской губ. (в 1782-1796 Тобольское наместничество). В 1804-1822 гг. территория совр. К. к. входила в состав Томской губ., в 1822-1925 гг.- Енисейской губ. с центром в Красноярске.

По 1-й всеобщей переписи населения Российской империи (1897), в губернии проживали 559,9 тыс. чел., в т. ч. 62,9 тыс. чел. (11,7%) - в городах. В национальном составе преобладали русские - 83%, татары составляли 7,7, украинцы - 3,8, евреи - 0,9, мордва - 0,7, ненцы - 0,6, эвенки - 0,5%, представители др. национальностей - 2,9%. Перепись 1897 г. зафиксировала 7 наиболее многочисленных конфессий с явным превалированием Православия (570,2 тыс. чел.; 93,8%). Среди др. представленных в регионе конфессий: старообрядцы - 2,1%, католики - 1,1, иудеи - 1,1, мусульмане - 0,8, лютеране - 0,7%.

На рубеже XIX и XX вв. увеличилась численность инославных и иноверных общин за счет добровольного переселения из др. регионов империи, появились также первые ссыльные представители младопротестант. объединений: баптисты, евангельские христиане, адвентисты седьмого дня. Верующие этих конфессий составляли в нач. XX в. ок. 10% населения.

Советская власть в Красноярске была установлена в ночь на 29 окт. 1917 г.

В сер. 1921 г. местными революционерами был провозглашен национальный суверенитет Тувы. В 1923 г. в особую адм. единицу был выделен Хакасский национальный у., преобразованный в 1930 г. в Хакасскую АО. В 1925-1930 гг. территория совр. К. к. входила в состав Сибирского края, в 1930-1934 гг.- Восточно-Сибирского и Западно-Сибирского краев. В 1930 г. были созданы Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский национальные округа.

В 1934 г. был образован К. к., в составе которого по-прежнему находились Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский национальные округа. В 30-50-х гг. XX в. на территории К. к. были созданы лагерные комплексы системы ГУЛАГ - Краслаг, Енисейлаг, Норильлаг, всего действовало свыше 30 лагерей. Сев. районы К. к. стали важным опорным пунктом начавшегося в 30-х гг. XX в. освоения Северного морского пути. Исключительное значение имело открытие Норильского медно-никелевого месторождения научной экспедицией во главе с Н. Н. Урванцевым. В 1935 г. на базе месторождения развернулось строительство Норильского горно-металлургического комбината, к-рое осуществлялось силами заключенных Норильлага.

В годы Великой Отечественной войны в К. к. эвакуировалось более 40 промышленных предприятий. На его территории были сформированы 4 дивизии и др. боевые соединения. В послевоенные десятилетия край развивался как один из крупнейших промышленных регионов страны. Построены мощные гидроэлектростанции: Красноярская и Саяно-Шушенская ГЭС, Назаровская ГРЭС, Усть-Хантайская ГЭС; ведущие предприятия цветной металлургии, такие как Красноярский алюминиевый завод, Красноярский завод цветных металлов, горно-химический комбинат в Красноярске-26 (ныне Железногорск), Ачинский глиноземный комбинат. Создан мощный комплекс предприятий химической промышленности, развивалось машиностроение, в т. ч. в области космической связи. В 1960 г. темпы промышленного развития К. к. превзошли общесоюзные. В 1970 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР одобрили долгосрочную комплексную программу развития производительных сил К. к., направленную на создание крупных территориально-производственных комплексов и промышленных узлов, получившую название «красноярская десятилетка».

На нач. 1980 г. в К. к. насчитывалось 76 религ. общин и групп, из которых более 60% не имели регистрации в органах советской власти, т. е. фактически действовали нелегально. Среди них - католич., иудейские и исламские общины, свидетели Иеговы, часть пятидесятнических и баптист. (сторонники Совета Церквей ЕХБ) деноминаций. Значительно уменьшилось количество лютеранских и старообрядческих объединений. 80-е годы XX в. стали переломными в развитии религ. ситуации; в этот период возрождаются мн. общины. На 1 янв. 1990 г., по офиц. данным, в регионе уже действовали 123 общины и группы, в т. ч. 57 зарегистрированных решениями исполкомов.

В 1991 г. из состава К. к. вышла Хакасия. Согласно Федеративному договору (1992) и Конституции РФ (1993), Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа стали самостоятельными субъектами в составе РФ. По итогам референдума, проведенного 17 апр. 2005 г. в К. к., в Таймырском и Эвенкийском автономных округах, 3 субъекта РФ объединились в К. к., образованный 1 янв. 2007 г. Федеральным законом РФ от 14 окт. 2005 г.

Религия

Большинство верующих в К. к.- православные. По данным на 2014 г., в К. к. зарегистрировано 289 религ. орг-ций: 134 православные (входят в Красноярскую митрополию РПЦ), община старообрядцев, 12 католич. общин, свыше 120 протестант., 16 мусульм. общин, 6 иудейских, 3 буддийские общины, 3 общины Истинно Православной Церкви, 2 кришнаитские, община Армянской Апостольской церкви, 1 бахаистская.

Русская Православная Церковь.

Распространение Православия в регионе началось одновременно с освоением Сибири. Первые правосл. храмы и монастыри были основаны в 1-й четв. XVII в. Значительную роль в распространении Православия на Приенисейском Севере сыграли Туруханский Мангазейский во имя Св. Троицы мужской монастырь, енисейский в честь Преображения Господня мужской монастырь и енисейский в честь Иверской иконы Божией Матери женский монастырь. В 1620 г. была учреждена Тобольская епархия - 1-я правосл. епархия в Сибири (см. Тобольская и Тюменская епархия). В 1824 г. территория Енисейской губ. вошла в состав Иркутской епархии (см. Иркутская и Ангарская епархия), а в 1834 г.- новообразованной Томской и Енисейской епархии (см. Томская и Асиновская епархия). В 1861 г. из Томской епархии была выделена Енисейская и Красноярская (см. Красноярская и Ачинская епархия) с кафедрой в Красноярске.

Часовня во имя вмч. Параскевы Пятницы в Красноярске. 1852–1855 гг. Фотография. Нач. ХХ в.
Часовня во имя вмч. Параскевы Пятницы в Красноярске. 1852–1855 гг. Фотография. Нач. ХХ в.

Часовня во имя вмч. Параскевы Пятницы в Красноярске. 1852–1855 гг. Фотография. Нач. ХХ в.

В послереволюционный период с проведением радикальных конфессиональных реформ нарушился порядок управления церковно-адм. единицами и хозяйственно-церковной жизнью приходов на территории К. к. Храмы и имущество стали собственностью гос-ва, церковные и причтовые капиталы и предприятия ликвидировали, земли национализировали. Экономическая и политическая разруха не позволяла прихожанам участвовать в хозяйственно-церковной жизни епархии. Целостность Красноярской епархии до кон. 1922 г. удавалось сохранять во многом благодаря авторитету еп. Назария, к-рый воплотил в жизнь реформы, намеченные Поместным Собором 1917-1918 гг. В то же время давление государства на духовенство и верующих епархии повлекло за собой раскол конфессионального единства. Возникли обновленческое и тихоновское движения. Состав обновленцев в регионе был разнороден. Противоречия в этой среде оказались столь велики, что уже в 1923 г. обновленчество потеряло свои позиции и приняло формальный характер (ГА Красноярского края. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 299. Л. 156; Д. 498, Л. 5 об.; Ф. П-7. Оп. 1. Д. 842. Л. 1-3; Ф. П-60. Оп. 1. Д. 768. Л. 1-7).

К марту 1925 г. жизнедеятельность патриарших приходов была восстановлена и регламентировалась Красноярской (во главе с еп. Амфилохием (Скворцовым)) и Минусинской (во главе с еп. Димитрием (Вологодским)) епархиями. Значительная часть общин Канского окр. была присоединена к Иркутской епархии. Во 2-й пол. 20-х гг. на территории края существовали также 2 обновленческие епархии и их немногочисленные приходы. В рамках кампании по борьбе с религией в Енисейской губ. перестали существовать 17 церквей, из них 12 - в городах, 5 - в уездах. В этот период Православие в регионе не испытывало того «кадрового голода», к-рый был в европ. части страны. Старожильческие приходы имели своего иерея и могли позволить себе его содержание. В малонаселенных переселенческих и сев. приходах проблема разрешалась благодаря мигрантам и ссыльным, которые постоянно замещали друг друга. В 1925-1927 гг. еп. Красноярский Амфилохий рукоположил в духовный сан 35 чел., 22 из которых были мирянами, 10 - из семей священников. Большинство из них были людьми молодого и среднего возраста. Только 8 церковнослужителей, не имевших систематического богословского образования, но знавших все церковные каноны и предписания, были старше 40 лет. Значительное число иереев (22) были старожилами, знавшими местные условия и нужды своих прихожан, но не имели систематического образования. На 1 окт. 1924 г. только в 67 приходах Ачинского у. было 66 протоиереев и священников.

Несмотря на репрессии кон. 20-х гг. XX в., в регионе сохранилась легальная административно-церковная система. После перерегистрации религиозных общин в кон. 1929 г. только в Минусинском окр. действовали 96 патриарших и 26 обновленческих приходов. В кон. 20-х гг. XX в. на территории края существовали самостоятельные Красноярская и Минусинская епископии. В янв. 1934 г. была образована самостоятельная Ачинская епископия. В рамках атеистической пропаганды в 1931-1934 гг. в регионе было закрыто, по офиц. данным, 19 церквей, из них 2 были снесены, 1 отдана под школу, все остальные использовались в культурно-просветительских целях. Массовое закрытие правосл. храмов началось во 2-й пол. 30-х гг. XX в. В 1935-1941 гг. в крае закрыли 181 церковь. Из-за жесткого контроля церковная жизнь ушла в «катакомбы», что позволило сохранить общины верующих. Священники совершали групповые крещения, заочные отпевания, исповеди по переписке. Возникло такое явление, как «попы-передвижники», когда священники ездили из деревни в деревню и обслуживали население. Возникло «самосвятство», когда сами верующие объявляли себя посвященными в сан священника и совершали религ. требы на дому (ГА Красноярского края. Ф. П-26. Оп. 1. Д. 152. Л. 54 об.- 55; Д. 844. Л. 132, 133; Ф. П-1474. Оп. 1. Д. 351. Л. 36).

Часовня во имя мч. Василия Мангазейского на территории Троицкого кладбища в Красноярске. Фотография. 2008 г.
Часовня во имя мч. Василия Мангазейского на территории Троицкого кладбища в Красноярске. Фотография. 2008 г.

Часовня во имя мч. Василия Мангазейского на территории Троицкого кладбища в Красноярске. Фотография. 2008 г.

В 1942 г. Красноярская епархия была восстановлена.

В период Великой Отечественной войны духовенство Красноярской епархии сыграло значительную роль в сборе денег на нужды фронта. В 1943 г. в Фонд обороны было сдано 55 тыс. р. В 1944 г. на патриотические цели передано 225 тыс. р.: в Фонд обороны и на оплату облигаций 3-го военного займа - по 5 тыс. р., на приобретение подарков бойцам действующей армии - 10 тыс. р., на сооружение танковой колонны им. Димитрия Донского - 150 тыс. р., за что церковный совет красноярской Покровской церкви получил 2 благодарности от И. В. Сталина. В нач. янв. 1945 г. церковные советы и причты церквей края включились в общецерковный сбор в Фонд помощи детям и семьям фронтовиков. За 1-е полугодие 1945 г. приходами было внесено 365,727 тыс. р.

Относительная нормализация отношений между Церковью и властью привела к открытию храмов. К кон. 1945 г. были открыты 6 церквей в Абакане, Минусинске, Сухобузимском и Новоселовском районах. В 1950 г. в крае уже действовали 18 церквей. Вернулись из ссылок и лагерей нек-рые священнослужители. В нач. 1946 г. в крае был зарегистрирован 21 священнослужитель (ГА Красноярского края. Ф. П-26. Оп. 16. Д. 15. 4. 5. Л. 139, 140). Тем не менее часть духовенства и верующих продолжала оставаться в подполье.

В 1949 г. приходы К. к. вошли в состав Новосибирско-Барнаульской епархии (см. Новосибирская и Бердская епархия) в качестве Красноярского благочиния.

В 70-х гг. XX в. происходит возрождение Православия в регионе. Статистические данные свидетельствуют об усилении религ. активности об-в, зарегистрированных в рамках советского законодательства о культах. Так, в правосл. церквах К. к. в 1978 г. число крещений увеличилось на 24,4%, в т. ч. детей школьного возраста - на 87% и взрослых - на 76%. По сравнению с 1975 г. число поминовений умерших стало больше на 67,6%, заказных акафистов - в 2,7 раза. Возрос общий доход правосл. церквей. В 1983 г. он составил 1 млн 12 тыс. р. против 860 тыс. в 1978 г.

Определением Поместного Собора РПЦ 8 июня 1990 г. была воссоздана Красноярская епархия. 30 мая 2011 г. решением Свящ. Синода из Красноярской епархии в пределах Енисейского, Казачинского, Мотыгинского, Пировского, Северо-Енисейского, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Туруханского и Эвенкийского районов К. к., а также Енисейского, Лесосибирского и Норильского городских округов выделена Енисейская епархия. 6 окт. 2011 г. обе епархии включены в состав новообразованной Красноярской митрополии. 28 дек. 2011 г. и 30 мая 2014 г. из Красноярской и Енисейской епархий соответственно были выделены Канская и Богучанская и Норильская епархии с включением их в состав Красноярской митрополии. (Подробнее об истории правосл. Церкви на территории К. к. см. в ст. Красноярская и Ачинская епархия.)

А. П. Дворецкая, Г. В. Малашин

Старообрядчество

В К. к., как и в др. регионах Сибири, последователи «старой веры» появились в результате ссылки и миграций. К. к.- одно из мест, связанных с жизнью протопопа Аввакума Петрова, сосланного в Енисейскую землю и дальше в Даурию (ныне Забайкальский край) за верность старым обрядам. Позже в Сибирь направлялись разные потоки переселенцев, долгое время преобладали тайные переселения. Ссылка стала массовой в царствование имп. Николая I Павловича, преследовавшего староверов: если в 1832 г. в Енисейской губ. их насчитывалось 39 чел., то в 1851 г.- 720, еще через 10 лет - ок. 1700 чел. До 80% старообрядцев Енисейской губ. жили в ее юж. части - Минусинском окр.; поселения также имелись на Ср. и Н. Енисее, Подкаменной Тунгуске, в Ачинском окр., в советское время появились поселения на Ангаре и в районе Обь-Енисейского канала. В 1859 г. администрация Вост. Сибири выдвинула проект использования старообрядцев для заселения Приамурья, и в 1860 г. они получили возможность легально переселяться на Дальн. Восток. Старообрядцы Енисейской губ. этим разрешением воспользовались. После реформ 60-70-х гг. XIX в. старообрядческое население Енисейской губ. увеличивалось: по офиц. статистике, в 1896 г. оно составило 8455 чел., в 1911 г.- 18 тыс. чел. Состав старообрядчества К. к. по направлениям известен очень мало. В Енисейской губ. жили последователи различных старообрядческих согласий: Белокриницкой иерархии, часовенного согласия, беглопоповцы, поморцы, титовцы, дырники, странники. В сочинениях часовенных есть упоминание об успешной проповеди среди их минусинских одноверцев нетовца (см. Спасово согласие) А. А. Коновалова, полемиста рубежа XIX и XX вв.; деятельность спасовцев отмечена в сер. ХХ в. и на Н. Енисее.

Старообрядческая церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы в Минусинске. Фотография. Нач. ХIХ в.
Старообрядческая церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы в Минусинске. Фотография. Нач. ХIХ в.

Старообрядческая церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы в Минусинске. Фотография. Нач. ХIХ в.

Последователи Белокриницкой иерархии (см. также Русская православная старообрядческая церковь) живут на территории К. к. со 2-й пол. XIX в. Возникновение сибирских «белокриницких» обществ в 50-60-х гг. XIX в. связано с оформлением Белокриницкой иерархии в европейской части страны и на Урале. К этому времени руководству согласия, несмотря на активное противодействие властей, удалось организовать несколько епископских кафедр, включая Тобольскую. Общины «австрийцев» всей Сибири, включая Енисейскую губ., состояли первоначально в ведении Тобольских епископов, с 1887 г.- Томских, Иркутских и всея Сибири епископов. В 1913 г. на соборе в Москве было принято решение о создании Минусинско-Урянхайской епархии, с 1923 г. вплоть до своего ареста в 1933 г. ее возглавлял еп. Минусинский, Урянхайский и Семипалатинский Арсений (Давыдов).

Одним из ранних источников сведений по истории белокриницкого согласия юга Енисейской губ. является прошение ряда общин Курагинской вол. Минусинского окр. Московскому архиеп. Саватию (Лёвшину) в марте 1883 г. о присылке священника. Летом 1884 г. в дер. Кугуртак Курагинской вол. прибыл из Костромской губ. свящ. В. П. Горбунов с полотняной походной церковью; при нем была иерейская грамота, выданная ему архиеп. Саватием. Деятельность Горбунова находилась под пристальным вниманием властей летом 1884 г., когда в дер. М. Кныши Минусинского окр. предпринимались безуспешные попытки получить разрешение на строительство моленной. Позднее старообрядцы деревень Изындаевой и Павловской Ачинского окр. ходатайствовали перед губ. властями о разрешении заменить в метрических книгах слово «раскольники» словом «старообрядцы». В последней трети ХIХ в. ряд поселений Ачинского и Минусинского округов были полностью или частично старообрядческими. Дер. М. Кныши почти целиком была населена староверами. В деревнях Салбинской и Екатерининской Минусинского окр. последователи старой веры преобладали. В дер. Павловской из 681 жителя 16 чел. были последователями Белокриницкой иерархии. В с. Верхнеусинском Усинского пограничного окр. жили 497 старообрядцев. В деревнях Куряты и Быстрая Минусинского окр. проживали только старообрядцы. Старообрядцы активно участвовали в общественной жизни - избирались на должности сельских старост, сельских писарей, волостных судей, волостных заседателей по хозяйственной части. В дер. Белоярской Минусинского окр., где проживало 456 православных и 197 старообрядцев, в 1885 г. сельским старостой был избран старообрядец П. С. Верёвкин, а в дер. Большеидринской Минусинского окр., где из 112 жителей было 8 старообрядцев, именно из их числа на должность кандидата в волостные старшины был избран А. Е. Овчинников. Бурные дискуссии в общинах белокриницкого согласия Енисейской губ. вызвала публикация «Окружного послания» в февр. 1862 г.

После того как в 1906 г. был подписан указ о порядке образования и действия старообрядческих общин, на территории Минусинского у. были зарегистрированы 3 общины белокриницкого согласия - Минусинская в честь Покрова Пресв. Богородицы (Минусинск, деревни М. Минуса и Городок), Казанско-Богородская (деревни Казанско-Богородская, Кныши, М. Кныши, Паначева, Брагина, Салбинская) и Николаевская в Усинском пограничном окр. (с. Верхнеусинское, дер. Нижнеусинская, поселки Знаменский, Атамановский, Уюкский, Туранский). В 20-30-х гг. XX в. общины прекратили существование. В 1978 г. «белокриницкий» приход Белокриницкой иерархии был зарегистрирован в Минусинске (при Покровской ц.), в июне 1991 г.- в Красноярске. Эти приходы относятся к Восточному благочинию Новосибирской и всея Сибири епархии, воссозданной в окт. 1992 г. Старообрядцы - последователи РПСЦ проживают в 40 населенных пунктах К. к.

Беглопоповцы жили в дер. Белоярской Минусинского окр., беспоповцы разных согласий - в ряде деревень Тесинской, Сагайской, Ермаковской волостей Минусинского окр. В частности, в деревнях Быстрая и Таскина Минусинского окр. проживали поморцы. В 1991 г. была зарегистрирована община поморцев в Минусинске, в 2002 г. снята с учета.

Н. А. Старухин

Часовенное согласие - одно из самых крупных и изученных направлений старообрядчества в К. к. (самоназвание - «християне»). Согласие возникло на Керженце, затем распространилось в Предуралье, на Урале и в Зауралье. Его члены в прошлом беглопоповцы, перешедшие к беспоповской практике (богослужения проводятся в часовнях), но они не считают себя беспоповцами и сохраняют память о священниках своего прошлого. В нач. XX в. в Минусинском окр. часовенные проживали в дер. Большеидринской, а в Ачинском окр.- в дер. Павловской (Павловская была крупным центром старообрядчества - в 1894 в деревне действовали 3 старообрядческие моленные).

Массовое переселение часовенных в К. к. завершило процесс тайного перемещения на восток скитов и одноверных крестьян, начавшегося в кон. XIX в. и усилившегося после установления советской власти. Миграции шли с Урала в тюменские и томские пределы, оттуда, подгоняемые коллективизацией и арестами сибир. старообрядческих наставников,- к низовьям Енисея. В 1917-1936 гг. на севере Зап. Сибири, на территории Нарымского края, в таежном левобережье Оби, прятались муж. и жен. скиты часовенных, на заимках, в деревнях и селах скрывались крестьяне-старообрядцы. С нач. 30-х гг. XX в. здесь водворялись согнанные со всей Сибири репрессированные крестьяне-«спецпереселенцы»; староверы оказались на территории «комендатур», входивших в систему управления ссылкой, над ними нависла угроза обнаружения. В 1936 г. сибирские часовенные начали разведку пути на восток, в К. к. Переезд туда группы скитов (мужского и неск. женских, часть к-рых - остатки разгромленных урало-сибир. тайных жен. мон-рей) и сопутствовавших им крестьян-часовенных произошел в 1937-1940 гг. В К. к. староверы оказались на территории Ярцевского р-на. Один из руководителей скитов, о. Антоний (Людиновсков), позднее написал свои воспоминания об этой труднейшей миграции. Он подробно повествует о путешествиях 1936-1940 гг.: о тайном передвижении за тысячи верст небольшого разведывательного отряда, о выборе места для поселения и о поэтапном перемещении туда нескольких десятков пустынников и связанных с ними крестьянских семей. Скиты постепенно продвигались к разведанным местам близ дер. Безымянки, а разведчики во главе с о. Антонием тем временем искали пути во все более глухие места по южному притоку р. Сым - р. Кольчум и по самой р. Сым, впадающей слева в Енисей близ с. Ярцево. В конце концов по общему совету с игум. Симеоном было решено переселяться еще далее на север - на левый приток Енисея р. Дубчес. На новом месте переселенцев ожидали голод и тяжкий труд: «Тут хлеб стряпали напополам с гнилушкой... И о вариве тоже скудно было, также и о одежде и обуви. А работа была тяжелая: раскарчевка пашен и постройка келий». Перед нами - традиц. картины рус. земледельческой колонизации. Насельники старообрядческих мон-рей существовали в тесном взаимодействии с крестьянами-одноверцами. Во взаимоотношениях крестьян и скитов имели место благотворительность, практика трудового или иного вклада за себя или родственников-монахов и найма. Все 3 типа связей в рус. правосл. жизни прослеживаются с глубокой древности.

Дубчесские пустынники и крестьяне «пожиша в тишине и безмолвии» больше 10 лет. В нач. 1951 г. скитские убежища были обнаружены властями. Сохранились 2 ярких рассказа о последовавшем разгроме: алтайского крестьянина-старовера И. А. Потанина и старообрядческого писателя А. Г. Мурачёва. Оба были арестованы в марте 1951 г., обоим удалось бежать, позже Потанин был снова пойман. В ночь на 23 марта 1951 г. был захвачен жен. скит, в нем разместился штаб отряда. На следующий день в скит были доставлены старицы из соседнего скита, к-рый был сожжен вместе с книгами и иконами. Пойманные монахи и крестьяне подвергались пыткам и издевательствам с целью вынудить их показать путь в др. поселения часовенных. Не избежал пыток и Мурачёв: его избивали, имитировали повешение. Вскоре был разорен главный мон-рь на Дубчесе - скит под рук. отцов Симеона и Антония (Людиновскова). Все обнаруженные поселения уничтожались вместе с иконами и книгами (сжигали «келии и всю святыню, книги, иконы»). Было захвачено большое количество хлеба и др. продовольствия. 5 мая 19 мужчин и 41 женщина были отправлены в тюрьму Красноярска. По суду проходили 33 чел. (остальные получили статус свидетелей), они были осуждены на сроки от 10 до 25 лет. После смерти Сталина староверы были амнистированы; к тому времени двое уже скончались в лагерях, в т. ч. о. Симеон, отказавшийся от пищи и погибший 5 авг. 1953 г. в Озерлаге. Освободившиеся пустынники и крестьяне устроили скиты в разных местах Вост. Сибири, позже были восстановлены скиты на Дубчесе.

Жизнь часовенных в значительной степени регулировали постановления местных соборов. Сохранились материалы 8 соборов в К. к. в 1956-1994 гг. По числу участников соборы были различными, в XIX в. в заводских общинах Урала на соборы могло приехать более тысячи чел. На Минусинском соборе 1974 г. присутствовали 24 чел., в 1975 г.- 31 чел. Местами проведения соборов бывали чаще всего дома влиятельных членов общины. Немноголюдный собор близ дер. Безымянка К. к. происходил в 1990 г. в келье женского лесного скита. Главными фигурами на соборах часовенных в XIX в. были руководители и обитатели скитов, в ХХ в. мирские наставники практически вытеснили скитских старцев. На Бирикчульском соборе 1984 г. (в с. Бирикчуль Аскизского р-на Хакасии) мирские устроители собора заявили: «Пустынножителям не должно вмешиваться в мирскую жизнь». Мирские наставники, как это неоднократно подчеркивается в соборных документах, избираются общинами и не имеют права брать плату. В Минусинском соборном уложении 1975 г. оговорено, что «наставник не может поставить вместо себя наставника по наследству». На соборах часовенных в К. к. широко обсуждались вопросы богослужения в отсутствие священников (совершение крещения, брака, исповеди, погребения). Много внимания уделялось вопросам самоидентификации, не смешения с «чужими»: запретам в еде и питье (отказ от купленных продуктов), сохранению традиц. одежды, наказаниям за контакты с «никонианами». Соборы в К. к. разрабатывали правила наложения епитимьи на тех членов согласия, кто по объективным обстоятельствам не мог соблюдать его установления: на служивших в армии, больных в больницах, вернувшихся из мест заключения. Послевоенные сибир. соборы неизменно осуждали технические новшества - радиоприемники, магнитофоны, телевизоры, кино- и фотоаппараты, компьютеры. Их стали приравнивать к языческим кумирам (Минусинское соборное уложение 1975 г. и др.) Самые развернутые постановления против технических новшеств были приняты на Сандакчесском соборе 1994 г.: «электроника и компьютеры, чеки и чековые книжки... электронные и пластиковые карточки» провозглашались верными признаками того, что «наступают страшные времена, приближается... антихрист». Достигшая до енисейского Приполярья распространенная в 90-х гг. XX в. легенда о компьютере-антихристе и «зверином числе» Международного банка использовалась здесь для возрождения старинного верования часовенных о зараженности антихристом всех денежных операций («куплей и продаяний»).

Часовенные в К. к. сохранили богатое книжное наследие своего согласия XVIII - 1-й пол. XX в., созданное на Урале и в Зап. Сибири: «История про древнее благочестие», «Рукопись о древних отцах», Родословие часовенного согласия о. Нифонта, сочинения скитских игуменов о. Саввы и о. Симеона, послания и др. Письменная традиция продолжала развиваться и после перемещения в Вост. Сибирь. Несмотря на уничтожение дубчесских монастырей в 1951 г., сохранилась спрятанная в земле в одном из скитов рукопись коллективного труда по истории часовенного согласия - Урало-Сибирского патерика («Новый патерик»). Труд был продолжен под рук. о. Антония (Людиновскова) и о. Ефрема (Котегова) после восстановления скитов в тайге К. к. Патерик состоит из 3 частей: житий старцев, житий стариц, рассказов о чудесах; в известной исследователям редакции изложение доведено до нач. 90-х гг. XX в. О. Симеон обучал своих духовных детей искусству создания богословских, полемических и нравоучительных сочинений. В часовенном согласии бережно хранятся труды его учеников: отцов Антония и Ефрема, Мурачёва и др. В нижнеенисейских скитах, духовном центре часовенных К. к., сохраняется традиция иконописания, во 2-й пол. ХХ в. ведущим иконописцем был о. Ефрем. Известны не только иконы на дереве, но и низанные бисером иконы, выполненные насельницами женских скитов. Богатством отличается традиция богослужебного пения в часовенном согласии, на Н. Енисее долгое время признанным учителем крюкового пения был Мурачёв.

Одно из заметных беспоповских направлений Н. Енисея, хотя и относительно малочисленное,- титовцы. Основатель его Тит Тарасович Выгвинцев, приехавший в Зап. Сибирь из Пермского края, первоначально принадлежал к часовенному согласию, затем вышел из него, образовав собственный толк. Титовцы распространились по таежным местам левобережья Оби. В К. к. они появились, по-видимому, тогда же, когда и основная масса мигрировавших из Зап. Сибири часовенных.

Н. Д. Зольникова

Римско-католическая Церковь

Первые католики появились на территории совр. К. к. в кон. XVIII в. После разделов Речи Посполитой и подавления восстания Т. Костюшко в 1794 г., а также после Польского восстания 1830-1831 гг. тысячи поляков были сосланы в Сибирь. Многочисленные польск. колонии возникли на протяжении всего Сибирского тракта. Красноярский католич. приход был учрежден по распоряжению администратора Могилёвской архиепархии от 1 авг. 1836 г. Однако лишь в 1857 г. стараниями куратора прихода монаха Бернардинского ордена Викентия Бельского в Красноярске был построен деревянный католич. храм. В 1911 г. на купленном прихожанами участке был освящен новый каменный храм в честь Преображения Господня. Покровителем церкви избрали св. Станислава.

В годы аграрной реформы (1906-1911) в Енисейскую губ. переселялись крестьяне-католики с польск. земель. Если на 1 янв. 1904 г. на Енисее проживало 8,748 тыс. католиков, то к 1906 г. их насчитывалось уже 10,5 тыс., а к 1912 г.- ок. 15 тыс. чел. Увеличению численности католиков способствовала эвакуация в Сибирь промышленных рабочих и беженцев из прифронтовой зоны, а также размещение военнопленных.

В 20-30-х гг. XX в. в условиях гонений на религию мн. католич. общины распались. В 1923-1925 гг. прекратила существование Иланская католич. община, в которую входили католики с. Иланского, железнодорожных станций от Клюквенной до Тайшета, верующие Ирбейского, Абанского, Рыбинского и Устьянского районов Канского у. (округа); община в Красноярске состояла в этот период всего из 300 членов. При этом сохранялись крупные общины в деревнях, а также в городах Ачинске и Боготоле.

21 марта 1922 г. в связи с приказом о реквизиции церковных ценностей для помощи голодающим здание храма в Красноярске было национализировано, затем отдано общине в аренду. 3 марта 1936 г. договор о пользовании молитвенным и культовым зданием был расторгнут, храм был передан гос-ву для размещения в нем объектов культуры. Последнего настоятеля храма о. Иеронима Церпенто 2 июля 1935 г. арестовали по обвинению в организации контрреволюционной группы, занимавшейся шпионажем в пользу польск. правительства. 24 июля 1936 г. он был приговорен Военным трибуналом Сибирского окр. к 10 годам лишения свободы, 4 дек. 1938 г.- к смертной казни и 14 дек. расстрелян (реабилитирован посмертно в 1993).

Впосл. в помещении храма размещался радиокомитет, позднее - кинокомплекс, а после установления в 80-х гг. XX в. органа здание стало использоваться как Органный зал филармонии. В течение многих десятилетий верующие были вынуждены участвовать в богослужениях лишь тайно. Немного активизировалась жизнь прихода во 2-й пол. 50-х гг. XX в., когда из лагерей стали возвращаться священники. Так, в течение неск. лет на территории К. к. и Хакасии работал амер. свящ. Уолтер Чишек.

С июля 1955 г. в адрес уполномоченного по делам религий по К. к. поступали ходатайства об открытии молитвенных домов и о регистрации религ. общин от католиков Красноярска, Игарки, дер. Долгий Мост и с. Маганского Советского р-на, населенных пунктов Манского, Емельяновского и Нижнеингашского районов. Руководителями католич. общин стали ссыльные священники: в Красноярске - Юозас Густас, в дер. Долгий Мост - Леонос Имескис, в Игарке - Миколас Буожюс.

В 1986 г. гос. регистрацию получили общины в с. Бородино Боградского р-на Хакасии, в 1987 г.- в г. Уяр, в 1990 г.- в г. Талнах. В первые 2 общины объединились немногочисленные верующие пожилого возраста, в основном немцы, депортированные в К. к. в начале Великой Отечественной войны. Третья община состояла из тех, кто прибыли в край в 60-80-х гг. XX в. для промышленного освоения Норильского промышленного р-на и из потомков репрессированных. В нее входили молодые люди, в основном украинцы.

15 мая 1991 г. была зарегистрирована католич. община Красноярска. В апр. 1992 г. в город для постоянной пастырской работы приехал священник из Ирландии Роберт Бредшоу.

В сент. того же года открыли свою миссию священники из Конгрегации Сыновей Непорочного Сердца Пресв. Девы Марии (кларетины), а также монахини 2 конгрегаций - адораток Крови Христовой и сестер милосердия св. Карло Борромео. После смерти свящ. Р. Бредшоу в 1993 г. общину возглавил о. Антоний Бадура. В нач. 1993 г. верующим разрешили проводить богослужения в здании католич. храма в центре Красноярска.

17 июня 2012 г. освящен новый католич. храм. Его настоятелем стал о. Тадеуш Шийка.

По данным управления общественных связей губернатора К. к., на нач. 2014 г. в крае зарегистрировано 12 католич. орг-ций. Католиками себя считают примерно 42 тыс. жителей К. к.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Первые лютеране появились на территории К. к. во время Северной войны 1700-1721 гг., ими были пленные шведы. К нач. XIX в. относится возникновение фин. лютеран. диаспоры в Сибири. Первая лютеран. колония Рыжково была основана в 1809 г. в 180 верстах от Омска. Основную массу населения составляли ссыльные. В 1850 г. эстонцы основали колонию В. Суэтук в Минусинском окр. Однако с 1854 г. в колонию стали активно заселять и финнов. По просьбе пастора Карла Коссмана, назначенного на место иркутского дивизионного проповедника в 1856 г., енисейский губернатор разрешил образовать в 1869 г. лютеран. приход Омские колонии.

В 1858 г. латыши основали собственную колонию Н. Буланка в Минусинском окр. В 1861 г. в 200 верстах от Минусинска и в 7 верстах от Н. Буланки возникло поселение ссыльных эстонцев В. Буланка. В 1881 г. из новых колоний был создан самостоятельный приход под названием В. и Н. Буланка. В 1869 г. основан евангелическо-лютеранский приход Тобольск-Рыжково, к-рый по состоянию на 1904-1905 гг. насчитывал 4,6 тыс. прихожан. В 1884 г. для проживающих в Сибири финнов была учреждена должность разъездного пастора, и первым таким проповедником стал Г. И. Гране. В 1888 г. в В. Суэтуке на деньги прихожан и средства фин. консульства была построена каменная кирха. В 1893 г. в Н. Буланке было основано библиотечное товарищество. В его фондах содержалось ок. 300 наименований книг и 12 периодических изданий на латыш. языке, гл. обр. религиозного содержания.

Новая волна поселенцев стала пополнять колонии после открытия Транссибирской железной дороги, а затем - после подавления революции 1905-1907 гг. Самая большая миграция пришлась на годы столыпинских реформ, когда в К. к. прибыло неск. тысяч крестьян.

В условиях репрессий 30-х гг. XX в. лютеран. общины распались. При этом в 40-х гг. число лютеран в Сибири росло за счет массовых депортаций. В 1940-1941 и 1944-1945 гг. в Сибирь ссылали латышей и эстонцев, в авг. 1941 г. насильственному переселению подверглись российские немцы.

Возрождение лютеран. общин на территории К. к. пришлось на нач. 90-х гг. На нач. 2015 г. лютеранство в регионе представлено пробством Центр. Сибири Евангелическо-лютеранской церкви Урала, Сибири и Дальн. Востока, входящей в состав Союза Евангелическо-лютеранских церквей (11 общин на территории К. к., из них 1 - в Красноярске), Сибирским пробством Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии (приходы в Красноярске, Минусинске, В. Суэтуке, В. и Н. Буланке), Сибирской Евангелическо-лютеранской церковью (с 2003 автокефальная, ранее являлась частью Эстонской Евангелическо-лютеранской церкви (ЭЕЛЦ), на территории К. к. имеется 2 прихода), Красноярским пробством Евангелической лютеранской церкви европ. части России (ЕЛЦЕР) и Евангелическо-лютеранской церковью Аугсбургского исповедания (1 приход в Красноярске).

Первые баптисты появились на территории К. к. в кон. XIX в. К 1948 г. в крае было зарегистрировано всего 3 общины Евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) - в Красноярске, Абакане и Минусинске. Еще 19 заявлений 1 янв. 1947 г. находилось на рассмотрении, но часть общин так и не была зарегистрирована, часть получила регистрацию позже. До нач. 60-х гг. число зарегистрированных общин постоянно увеличивалось.

С 1958 г. начался раскол общин. Т. н. свободные кафедры в Минусинске и Абакане выступили против регистрации как общин, так и пресвитеров и проповедников в органах власти, а также против ограничений в свободе вероисповеданий. К 1962 г. движение т. н. инициативников (с 1965 Совет церквей ЕХБ) приобрело массовый характер, произошло резкое увеличение общин. В К. к. численность членов незарегистрированных общин увеличилась за 1962 г. на 327 чел., а зарегистрированных - всего на 6. Постепенно руководители и активисты, подвергавшиеся преследованиям со стороны властей, перешли на подпольное существование.

В 70-х гг. XX в. численность общин ЕХБ колебалась в следующих границах: от 1,159 до 1,327 тыс. чел. в зарегистрированных общинах и группах и от 89 до 123 - в группах «инициативников». В 80-х гг. количество зарегистрированных общин увеличилось до 20, численность членов в них - до 1458 чел., из них в незарегистрированных группах насчитывалось 198 чел.

По официальным данным, в 1990-2006 гг. число только зарегистрированных организаций увеличилось с 20 до 31. Наиболее широко представлены общины Объединения церквей ЕХБ Красноярского края и Республики Тыва. Возглавляет это Объединение церквей ЕХБ еп. Александр Сиско. По данным на 2006 г., в 25 городах и поселках К. к. действовала 31 зарегистрированная религиозная организация ЕХБ (в т. ч.- 3 в Красноярске), еще в 60 населенных пунктах функционировали филиалы или религ. группы ЕХБ. Часть верующих переехала в К. к. в сер.- кон. 90-х гг. XX в. в результате гонений на христиан в республиках Ср. Азии.

Еще одно направление представлено общинами Совета церквей евангельских христиан-баптистов (далее: СЦ ЕХБ), число которых в связи с отсутствием официальных данных не может быть точно определено.

С 1995 г. в К. к. действует Красноярская религ. баптистская миссия, основанная миссионерами из Сев. Каролины.

Самая крупная среди поместных церквей ЕХБ, церковь «Благодать» в Красноярске, была основана в 1998 г. В 1990-1994 гг. силами прихожан был построен Дом молитвы. Если в 1994 г. эту церковь посещали всего ок. 360 чел., в 2003 г. число ее прихожан выросло до 1,5 тыс. чел.

Пятидесятники, появившиеся в К. к. в 20-х гг. XX в., в основном были представлены переселившимися в К. к. жителями западных регионов страны. В послевоенные годы произошел рост численности пятидесятников за счет новых переселенцев и ссыльных. После создания Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (1944) почти все пятидесятнические общины вошли в его состав, автономию сохранила лишь 1 община в Красноярске. На 1 янв. 1963 г. в К. к. насчитывалось 428 пятидесятников. С 1990 г. началось создание самостоятельных пятидесятнических организаций. Всего на нач. 2015 г. насчитывалась 31 орг-ция, входящая в состав Российского Союза христиан веры евангельской (10 - в Красноярске, 3 - в Дудинке, 3 - в Норильске, 2 - в Железногорске, 2 - в Минусинске, по 1 в городах Боготол, Бородино, Зеленогорск, Ужур и Шарыпово, в поселках Балахта, Подгорный и Шушенское, в селах Богучаны, Ермаковское и Есаулово).

На территории К. к. также действуют пятидесятнические организации, принадлежащие к Объединенной церкви христиан веры евангельской (ОЦ ХВЕ). Красноярское отделение этой церкви является одним из крупнейших религ. объединений Красноярска, насчитывающим ок. 30 общин в городах и районах края, более тысячи прихожан и ок. 60 миссионеров.

Среди других протестант. деноминаций - Адвентисты седьмого дня (1 община в Красноярске, 2 - в Игарке, по 1 в Ачинске, Дивногорске, Канске, Назарове, Норильске, а также в поселках Балахта, Приморск и Шушенское), 19 общин Свидетелей Иеговы, община церкви Иисуса Христа святых последних дней (Красноярск, 2002) и др.

Истинно Православная Церковь

(ИПЦ) в К. к. представлена Красноярским подворьем ИПЦ (1996, повторная регистрация в 2002), приходами в Канске (не позднее 2009), в с. Георгиевка Канского р-на и дер. Минушка Ирбейского р-на (2003).

Армянская Апостольская Церковь

(ААЦ). В Красноярске имеется единственная в регионе организация ААЦ - церковь «Сурб Саркис» (1998) Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви. В 2003 г. Католикос всех армян Гарегин II освятил храм св. Саркиса - единственную арм. церковь за Уралом.

Ислам

Распространение ислама в крае связано с притоком переселенцев из центральных регионов Российской империи в XIX в. В сер. XIX в. появились первые татар. поселения в деревнях Шулдат и Серебряково. В 1892 г. Енисейское губ. правление постановило разрешить магометанскому обществу г. Енисейска постройку соборной мечети (строительство завершено в 1905). В кон. XIX - нач. XX в. появились первые мечети в Красноярске и Минусинске. В 20-30-х гг. XX в. в Новоенисейске (ныне район Лесосибирска), а также в Большемуртинском и Казачинско-Ленском районах сложились крупные мусульм. общины.

С 1989 г. число исповедующих ислам в К. к. возросло в связи с миграциями населения с Сев. Кавказа и из Ср. Азии. Большинство мусульман К. к. проживает в крупных городах: Красноярске, Норильске, Ачинске. В 2002 г. было создано Единое духовное управление мусульман К. к. Основная деятельность мусульм. общин направлена на возрождение религ. и культурно-национальных традиций, на принятие мер для сближения мусульм. групп и орг-ций. Для осуществления такой работы созданы Совет мусульман края, Красноярский муфтият, а с 2007 г. стали проводиться ежегодные съезды мусульман К. к. с привлечением представителей из др. областей. На янв. 2015 г. в К. к. зарегистрировано 16 мусульм. орг-ций.

Иудаизм

В нач. XIX в. на территории совр. К. к. появились иудейские религ. общины. В 1822 г. существовала иудейская молельня в Красноярске, а к 40-м гг. XIX в. синагоги были построены в Канске, Ачинске и Енисейске. На протяжении советского периода иудейские общины на территории К. к. официально не были зарегистрированы. После 1991 г. началось их возрождение. На янв. 2015 г. в К. к. зарегистрировано 6 евр. религ. орг-ций: 3 в Красноярске, 2 - в Ачинске (обе в 1999), 1 - в Норильске (2003).

Другие религиозные конфессии

На территории К. к. также представлены: буддисты (3 орг-ции - в Красноярске: буддийский центр Алмазного пути традиции Карма Кагью (1991), община «Наланда» (2005) и буддийский центр «Чакрасамвара» (2007)); Об-во сознания Кришны (в Красноярске (1993) и Железногорске (2007)); община бахаистов в Красноярске (2000).

А. П. Дворецкая

Арх.: Архив Новосибирской и всея Сибири епархии РПСЦ (Новосибирск); ГА Красноярского края.
Ист.: Памятная книжка Енисейской губ. на 1863 г. СПб., 1863; Волости и населенные места 1893 г. СПб., 1894. Вып. 10: Тобольская губ.; 1895. Вып. 11: Енисейская губ.; Памятная книжка Енисейской губ. с адрес-календарем, сост. по 1 янв. 1896 г. Красноярск, 1896; Сибирский торгово-промышленный календарь на 1898 г. Томск, 1898; Памятная книжка Енисейской губ. на 1915 г. Красноярск, 1915; Отчет Красноярского Епархиального комитета Правосл. миссионерского общества за 1913 г. Красноярск, 1914; Межэтнические связи Приенисейского региона: Сб. док-тов. Красноярск, 2007. 2 ч.; Религия и общество в Приенисейской Сибири, 1920-1930-е гг.: Сб. архивных док-тов и мат-лов. Красноярск, 2011.
Лит.: Чудновский С. Л. Енисейская губ.: Стат.-публицистические этюды. Томск, 1885; Смирнов В. А. Ист. очерк Приенисейского края. Красноярск, 1926. Ч. 1: Край до русских, рус. завоевание, хозяйство и быт в XVII и XVIII вв.; Островская Л. В. Некоторые замечания о характере крестьянской религиозности: (На мат-лах пореформенной Сибири) // Крестьянство Сибири XVIII - нач. XX в. Новосиб., 1975. С. 172-186; Быконя Г. Ф. Заселение русскими Приенисейского края в XVIII в. Новосиб., 1981; он же. Казачество и другое служебное население Вост. Сибири в XVIII - нач. XIX в. Красноярск, 2007; Стахеева Н. Н. Старообрядчество Вост. Сибири в XVII - нач. ХХ в.: АКД. Иркутск, 1998; Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII-ХХ вв.: Проблемы творчества и общественного сознания. М., 2002; Сосковец Л. И. Религ. конфессии Зап. Сибири в 40-60-е гг. ХХ в. Томск, 2003; Рафиков Р. Г. Религ. объединения Красноярского края в посл. четв. ХХ в. // Край большого будущего: История, действительность, перспектива: Мат-лы науч.-практ. конф. «70 лет Красноярскому краю: итоги и перспективы развития». Красноярск, 2004. С. 125-130; он же. Этнические мусульмане Красноярского края на совр. этапе (2001-2004 гг.) // Информ. бюл. Совета мусульман. Красноярск, 2004. № 4; Доброновская [впосл. Дворецкая] А. П. Религ. возрождение в Красноярском крае в 1970-1985 гг. // Проблемы демократии: история и современность: Мат-лы науч. конф. с междунар. участием. Красноярск, 2006. С. 221-228; Казанцева Т. Г. Особенности служения по Псалтири в старообрядческой общине титовского согласия // Народная культура Сибири. Омск, 2006. С. 91-95; она же. Некоторые наблюдения над богослужебной певческой практикой старообрядческих общин индустриальных регионов Сибири // Старообрядчество: История, культура, современность. М., 2014. Т. 2. С. 288-298; Данилова В. Е. Евангельские христиане-баптисты и их деятельность в Красноярском крае: (Совр. история) // Свобода совести в России: ист. и совр. аспекты: Сб. ст. М., 2007. Вып. 5. С. 66-74; Горбатов А. В. Гос-во и христиане веры евангельской в Сибири (1945-1970 гг.) // Изв. Алтайского гос. ун-та. Сер.: История. Полит. науки. 2008. Т. 3. № 4. С. 68-73; Мармышев А. В., Елисеенко А. Г. Гражданская война в Енисейской губ. Красноярск, 2008; Излученко Т. В. Ислам на территории Красноярского края // Красноярский край: прошлое, настоящее, будущее: Мат-лы междунар. конф., посвящ. 75-летию Красноярского края. Красноярск, 2009. Т. 2. С. 279-282; Чернышов В. В. Старообрядцы в Енисейской губ.: (По мат-лам КГКУ «Государственный архив Красноярского края») // Красноярские архивы. 2011. № 6; Путешествие по Красноярскому краю: Культура и традиции. Красноярск, 2012; Старообрядцы Приенисейской Сибири: История и современность. Красноярск, 2012; Маслова Ю. В. Историко-культурное значение старообрядческого храма: (На примере Покровской ц. г. Минусинска) // Старообрядчество: История, культура, современность. М., 2014. С. 383-398.
А. П. Дворецкая, Н. Д. Зольникова, Г. В. Малашин, Н. А. Старухин
Ключевые слова:
Россия. История Страноведение. Российская Федерация Памятники архитектуры. Россия Старообрядчество на территории разных стран. Российская Федерация География. Российская Федерация. Краснодарский край Красноярский край, субъект РФ, в составе Сибирского федерального окр. Православие на территории разных стран. Российская Федерация. Красноярский край Религиозная ситуация на территории разных стран. Российская Федерация. Красноярский край Христианство на территории разных стран. Российская Федерация. Красноярский край
См.также:
КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ в составе Центрального федерального окр.
АДЫГЕЯ субъект Российской Федерации
БУРЯТИЯ субъект Российской Федерации
КАЛМЫКИЯ субъект РФ в составе Южного федерального окр.
КАЛУЖСКАЯ И БОРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ Калужской митрополии Русской Православной Церкви
КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ в составе Приволжского федерального округа
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ субъект РФ, в составе Южного федерального окр.
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ в составе Северо-Западного федерального округа
МОСКВА столица РФ и ее субъект - город федерального значения
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ в составе Центрального федерального окр.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА один из старейших и крупнейших классических университетов России
АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ субъект Российской Федерации
«АКТ О НАСЛЕДОВАНИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ПРЕСТОЛА» закон Российской империи, составленный имп. Павлом I Петровичем
АЛБАЗИНЦЫ потомки рус. казаков - поселенцев пограничного с Китаем острога Албазин
АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА (совр. г. Александров Владимирской обл.)
АЛТАЙ (Республика Алтай), субъект Российской Федерации
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ субъект Российской Федерации
АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Рос. Федерации