Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГАЗА
Т. 10, С. 262-265 опубликовано: 7 октября 2010г.


ГАЗА

[евр.  ; греч. Γάζα; лат. Gaza], город в юго-зап. Палестине; играл значительную роль в Свящ. истории и в раннехрист. эпоху.

Древняя Г. (часть совр. г. Телль-Харубе, площадь ок. 55 га) располагалась в широкой (ок. 25 км) части плодородной прибрежной равнины, в 4-5 км к востоку от моря. Впервые Г. появляется в источниках в XVI в. до Р. Х. как столица егип. пров. Ханаан: название Г. упомянуто в егип. документах при фараоне Тутмосе III (не позднее 1468 г. до Р. Х.) (ANET. 235). Тексты 19-й и 20-й династий Египта называют ее «город Ханаан» (Albright. 1944. P. 24-25; EA. № 289, 296). В XIII-XII вв. до Р. Х. вторжения «народов моря» в Египет привели к образованию недалеко от Г. особого приграничного района, населенного пришельцами (в ВЗ - филистимляне) (Числ 24. 24; Втор 2. 23). На юго-западе Ханаана филистимляне создали союз 5 независимых городов-гос-в (Нав 13. 3), во главе к-рого оказалась Г. Вскоре они столкнулись с пришедшими в Палестину израильскими племенами (Нав 10. 41; 15. 47). В рассказе об истории прор. Самсона упоминаются укрепления Г. с воротами (Суд 16. 1-3), темница и храм Дагона (Суд 16. 21). В истории иудейского царя Езекии называется также некая сторожевая башня как географический пункт Филистии (4 Цар 18. 8; ср.: ANET. 329). В период Единого царства филистимляне платили дань Давиду и Соломону (3 Цар 4. 24, ср.: 3 Цар 4. 21). В дальнейшем Г. противостояла слабеющим царствам Израиля и Иудеи, опираясь на Египет и племена Аравии (2 Пар 21. 16-17 и др.).

Вид на древнюю Газу. Литография Г. и Н. Черенцовых. 1842–1843 гг.
Вид на древнюю Газу. Литография Г. и Н. Черенцовых. 1842–1843 гг.

Вид на древнюю Газу. Литография Г. и Н. Черенцовых. 1842–1843 гг.
Ок. 760 г. наказание Г. предрекает прор. Амос (Ам 1. 6-7). В списке данников 738 г. ассир. царя Тиглатпаласара III упомянут царь Г. Ханно, к-рого в 734 г. Тиглатпаласар изгнал, а в Г. устроил ассир. таможню. После восстания, поддержанного Египтом, Г. стала вассалом Ассирии (4 Цар 18. 8). Среди награжденных ассирийцев, получивших во владение приграничные города Иудеи, упомянут правитель Г. Силлибел, имя к-рого есть также в хрониках царей Асархаддона (677) и Ашшурбанипала (667) (ANEТ. 288, 291, 294). По-видимому, Г. к этому времени восстановила свою роль главного города Филистии.

В период войн Египта с Вавилоном (VII-VI вв. до Р. Х.) Г. выступает как вассал Египта (Ahituv. 1984. P. 36). После разгрома египтян царем Вавилона Навуходоносором II при Кархемише (605) пророки начинают предрекать падение Филистии и Г. (Иер 25. 20; 47. 1 и 5), что и случилось в 601 г. (Lipinski. 1972): царь Г. был захвачен Навуходоносором, и в 555-539 гг. до Р. Х. в Г. находился гарнизон вавилонян.

После захвата Вавилона в 539 г. персид. царем Киром Г. отошла державе Ахеменидов (5-я сатрапия), где служила крепостью и центром международной торговли (ср.: Herod. Hist. 3. 5).

В войне с Александром Великим Г. осталась верна Персии: после взятия в 332 г. Тира ему пришлось 2 месяца осаждать Г. После ее падения Александр заселил город окрестными племенами, создав здесь полис и обеспечив контроль над торговлей благовониями и пряностями. В дальнейшем Г. оказалась в фокусе борьбы Диадохов (323-301), переходя от Птолемея I (320) к Антигону, его сыну Деметрию Полиоркету и обратно. С 301 по 198 г. город принадлежал Египетской державе Птолемеев. В это время Г. становится крупнейшим торговым центром региона, что подтверждается нумизматикой: в III в. в Г. чеканили 8 различных типов монет. В кон. III в. Г. перешла в состав державы Селевкидов. При Антиохе IV Епифане (175-164) Г. переименована в Селевкию, получила статус полиса. Она осталась на стороне Селевкидов в войне Деметрия II (145/44) с Хасмонеями (1 Макк 9. 61-62; 11. 59; Ios. Flav. Antiq. XIII 5. 5). Захват Идумеи Иоанном Гирканом I (ок. 125) поставил под угрозу автономию Г. В 103/2 г. Г. была военной базой Птолемея IX, правителя Кипра, для вторжения в Египет (Ios. Flav. Antiq. XIII 12. 4). После провала вторжения Г. захватил Александр Яннай, казнивший городской совет и включивший Г. в свое царство (100/99).

В 63 г. Г. была захвачена рим. полководцем Гнеем Помпеем. В 40 г. Г. была присоединена к царству Ирода, но он не смог установить здесь контроль до победы над Антигоном II (Маттафией) Хасмонеем (37). На следующий год вместе с др. территориями имп. Марк Антоний передал Г. Клеопатре VII, но в 30 г. Август вернул ее Ироду (Ios. Flav. Antiq. XV 7. 3; De bell. I 20. 3). По смерти Ирода Г. стала полунезависимым полисом (Ios. Flav. Antiq. XVII 11. 4). В 66 г. по Р. Х. город был разрушен зилотами (De bell. II 18. 1). После подавления восстания Бар-Кохбы (135), в к-ром Г. выступила на стороне Рима, она служила рынком для вывоза рабов-евреев.

Наибольшего процветания Г. достигла в визант. эпоху (IV-VI вв.), став важным пунктом на пути христ. паломничества. Время появления христиан в Г. не установлено, но известно, что в нач. IV в., при имп. Диоклетиане, много христиан приняли здесь мученичество, в т. ч. св. Сильван, «епископ Церквей в окрестностях Газы» (Euseb. Hist. eccl. VIII 13. 5). В правление имп. Юлиана (361-363) здесь был уничтожен мон-рь одного из создателей монашества в Палестине, прп. Илариона Великого. Пытавшегося защитить христиан наместника провинции заключили в тюрьму по приказу императора (Sozom. Hist. eccl. III 14; V 9).

Христ. община Г. была мала, хотя жители портового пригорода Маюмы крестились почти поголовно. Маюма сохранила своего епископа (Euseb. Hist. eccl. IV 38; Sozom. Hist. eccl. II 5; V 3). В Г. имели место и конфликты между арианами и сторонниками свт. Афанасия I Великого: в 341 г. ариане сместили еп. Асклепия; он был вновь поставлен только благодаря вмешательству папы Юлия и имп. Констанция II (Socr. Schol. Hist. eccl. II 15, 23; Sozom. Hist. eccl. III 8).

Официально город стал христ. только к кон. IV в., рассказ о разгроме язычества в Г. свт. Порфирием Газским (епископ с 395) содержит житие, написанное его секретарем Марком Диаконом. Т. к. усилия свт. Порфирия умножить христ. общину не привели к желаемому результату, в 398 г. он попросил имп. Аркадия издать декрет о закрытии 8 языческих храмов в Г., оставив только храм Марна (местного божества дождя; Marc. Diac. Vita Porph. passim). Храмы были разрушены летом 402 г., снесли даже Марнейон и на его месте поставили на средства имп. Евдоксии церковь в ее честь (освящена в 407). Мн. язычники, в т. ч. большинство богатейших жителей, покинули город.

О жизни Г. в V в. известно мало: в 451 г. епископом Маюмы был поставлен богослов-монофизит Петр Ивер. Высшего расцвета Г. достигла в VI в., при имп. Юстиниане I Великом и еп. Маркиане. Была начата программа строительства церквей и общественных зданий. В 540-542 гг. город пострадал от пандемии чумы, охватившей империю, о чем говорят эпитафии из Г. (авг. 541) и Нессаны (окт. и нояб. 541).

Население Г., изначально смешанное, в визант. период стало более однородным. Блж. Иероним (Hieron. Vita Hilar. 22) и Марк Диакон (Marc. Diac. Vita Porph. 66-68) пишут, что здесь говорили в основном по-арамейски, а знание греч. ограничивалось высшим обществом. Христианство легче находило путь в низшие слои, чем в эллинизованную верхушку.

Св. места Г., связанные с мучениками (Тимофеем, Майором и Феей в Г., св. Виктором по пути в Маюму), гробница прп. Илариона Великого к югу от Г. привлекали с IV в. множество паломников. В храме св. Евдоксии был запланирован странноприимный дом; паломник Антоний из Плаценции писал, что «жители (Газы) очень добродетельны, наделены особой щедростью и любовью к паломникам» (Anton. Placent. Itinerarium. 33).

В V-VI вв. наибольшей популярности достигла газская школа риторики, основанная на стилистически близкой к александрийской школе. Здесь учили владеть стихом и прозой, давали знания классической лит-ры и мифологии. В числе руководителей школы известны: Тимофей, написавший книгу по грамматике и трактат об экзотических животных гекзаметром (сохp. краткое изложение содержания в прозе); Эней Газский, в сочинении к-рого, посвященном бессмертию души, христианство сочеталось с неоплатонизмом (диалог «Феофраст»); поэт и грамматик Иоанн Газский - автор анакреонтических стихотворений и описания гекзаметром росписей в термах Г., Прокопий Газский (Ɨ ок. 526) и его преемник и ученик Хорикий Газский.

В 618/19 г., во время долгой византийско-персид. войны, Г. заняли персид. войска Хосрова II, в 629 г. имп. Ираклий вернул ее. Однако вскоре в ходе Арабских завоеваний Г. стала одной из первых целей мусульм. армий. В 634 г. патрикий Г. был разбит арабами к востоку от города. В 637 г. Г. была взята араб. полководцем Амром ибн аль-Асом. Захваченные в плен солдаты гарнизона отказались перейти в ислам и были перебиты (см. Газские мученики).

Царь Давид. Мозаика синагоги в Газе. VI в.
Царь Давид. Мозаика синагоги в Газе. VI в.

Царь Давид. Мозаика синагоги в Газе. VI в.

В эпоху халифата Г. входила в состав Палестинского окр. Она редко упоминается в источниках, но очевидно, что город потерял роль центра виноторговли и его экономические связи были переориентированы от Средиземноморья на внутреннюю Сирию и Египет. Среди мусульман город почитался как место смерти и погребения прадеда пророка Мухаммада Хашима, часто приходившего в Г. с мекканскими караванами. В 767 г. в Г. родился Мухаммад Идрис аш-Шафии, крупнейший юрист, один из создателей мусульм. права. Разрозненные свидетельства указывают на сохранявшееся христ. присутствие в Г. и Маюме. Во 2-й трети VIII в. известен поэт-гимнограф еп. Косма Маюмский, сводный брат св. Иоанна Дамаскина. Из Маюмы происходил мученик кон. VIII в. Вакх Новый, выходцы из Г. упоминаются в житиях палестинских монахов эпохи халифата. В кон. VIII в. Г. с округой были опустошены в ходе междоусобной войны араб. племен Палестины. Однако Г. снова возродилась; путешественники X в. описывают ее как большой и богатый город с прекрасной соборной мечетью. Г. в VII-X вв. занимала территорию в 90 га и насчитывала предположительно 25-30 тыс. жителей.

В эпоху крестовых походов борьба за район Г. началась сразу же после захвата Иерусалима крестоносцами в 1099 г. Под Г. и Рамлой неоднократно происходили сражения христ. и мусульм. армий. Крестоносцы овладели руинами Г. лишь в 1152 г. Они отстроили цитадель, разместили в ней гарнизон тамплиеров. Неукрепленная часть города была разорена в 1170 г. Салахом ад-Дином, цитадель сдалась ему в 1187 г., после падения Иерусалима. Отбитая англ. кор. Ричардом I, она снова отошла мусульманам по договору 1229 г. В 1239 и 1244 г. неподалеку от Г. крестоносцы потерпели поражения от мусульман. Во время вторжения в Палестину монголов (1260) Г. стала крайней точкой их продвижения. В том же году монголы были выбиты из города егип. мамлюками.

В егип. султанате Г.- адм. центр одной из провинций; иногда входила в пров. Дамаск. Путешественники XIV-XV вв. пишут о ее процветании, об окрестных садах и о виноградниках, торговле, мечетях, больницах и караван-сараях. В нач. XIV в. на фундаменте ц. св. Иоанна, оставшейся со времен крестоносцев, была возведена новая соборная мечеть, простоявшая до первой мировой войны. В мамлюкскую эпоху в Г. сохранялась правосл. община, возглавлявшаяся митрополитом. Рус. паломник купец Василий в 1465 г. отмечал многочисленность местных христиан и упоминал городскую ц. Пречистой Богородицы (Хожение гостя Василья / Ред. и предисл. архим. Леонида (Кавелина). СПб., 1884. С. 7. (ППС; Т. 2, вып. 3)).

После османского завоевания Палестины (1516) источники фиксируют быстрый рост населения Г. В налоговых регистрах 1525/26 г. в Г. отмечено ок. 1 тыс. домов, 30 лет спустя - свыше 2 тыс. Веротерпимая политика местных пашей и защита от бедуинских набегов привлекли в Г. множество христиан из Заиорданья и Юж. Палестины. Христ. община города насчитывала в 1525 г. 233 семейства, в 1555 г.- 331, в 1596 г.- 272 семейства, составляя ок. 25% всего населения. В XVI в. Г. иногда превышала Иерусалим по численности христиан, поэтому даже в этот период глубокого упадка Иерусалимской Православной Церкви здесь сохранялся митрополичий престол, один из 2-3 остававшихся в Патриархате. Помимо мусульман и православных в раннеосманский период в Г. отмечены также общины иудеев, самаритян и небольшая группа коптов.

В дальнейшем христ. община Г. быстро сократилась. Ок. 1650 г. Антиохийский патриарх Макарий по просьбе оставшихся газских христиан добился у османских властей уменьшения ставок подушной подати христиан в Г., в налоговых реестрах число плательщиков джизьи было сокращено со 181 до 40, хотя реальное количество христ. семейств в городе могло быть неск. большим. В 1652-1671 гг. Газскую митрополичью кафедру номинально занимал Паисий Лигарид. В свою бытность в Москве в 60-х гг. XVII в. Паисий многократно жаловался на бедность и долги Газского престола, но выделяемую ему милостыню употреблял на личные нужды. В кон. XVII в. Газскую епархию возглавлял митр. Христодул, участвовавший в исторических изысканиях патриарха Досифея Нотары, для к-рого Христодул переводил араб. летописи. Экономика Г. османской эпохи, как и в предыдущие периоды, определялась ее пограничным положением между Сирией и Египтом, жители обслуживали движение караванов, поставляли изделия из керамики, вывозили финики и мыло. По состоянию на 1838 г. в епархии Г. было 150 правосл. семейств при общей численности населения Г. ок. 15 тыс. чел. Данные 1906 г. отмечают в городе 40 тыс. жителей, в т. ч. 750 христиан и 160 иудеев.

В ходе первой мировой войны в 1917 г. Г. была оккупирована англичанами, а после падения Османской империи в 1920 г. вместе со всей Палестиной перешла под англ. мандатное управление. По плану раздела Палестины, принятому ООН в 1947 г., Г. входила в состав Палестинского араб. гос-ва, после арабо-израильской войны 1948-1949 гг. район Г. остался одной из немногих территорий, удержанных арабами. До 1967 г. сектор находился под егип. управлением. В округе Г. осели массы палестинских беженцев, ныне плотность населения здесь одна из самых высоких в мире, а условия жизни крайне тяжелые, что способствует росту экстремистских настроений и подогревает многолетний межнациональный конфликт. В ходе арабо-израильских войн израильская армия занимала Г. в 1955, 1956 и 1967 гг. В наст. время сектор Г. входит в состав Палестинской национальной автономии. Христ. община Г. в кон. XX в. насчитывала ок. 3 тыс. чел.

Епископы Г.

Филимон (ап. от 70-ти), св. Сильван (между 307 и 310), Асклепий (между 325 и 346), Квинтиан (между 326 и 343, арианин), Синека (348), Ириней (363-393), Эней (394/95), св. Порфирий (395-420), Натирас (431, между 451 и 458), Мариниан (449), Иоанн, Евсевий (VI в.), Тимофей (ок. 512), Кирилл (518), Маркиан (536), Аврелиан (540), Петр (ок. 680, монофизит), Сулейман аль-Газзи (XI в.), Самона (ок. 1056), Мелетий (1173), неизвестный (ок. 1238), Матус (1343/44), Михаил (1465), неизвестный (1579, 1582, 1596), Афанасий (1634), Паисий Лигарид (1652-1671), Самона (?), Христодул (1671-1702), Парфений (1709-1723), неизвестный (1727), Макарий Прусинос (1750), Симеон (1754), Паисий (1761), Иаков (1775), Иоаким (1790), Феодор (1815-1818), Феодосий (1834), Филимон (1838-1848), Прокопий (1864-1872), Иоасаф (1877-1882), Софроний (1908-1925), Стефан (с 1955).

Археологических материалов

найденных в Г., немного. К доэллинистическому периоду относятся остатки стен, к-рые датируют VII-VI вв. до Р. Х., а также сер. II тыс. до Р. Х. (?). Известна керамика позднего бронзового века (сосуды с круглыми поддонами, кипрские чаши и др.), с начала эпохи раннего железа известна филистимская керамика и более поздняя. В 10 км южнее Г. открыты 2 здания и хранилище персид. периода.

Г. визант. периода представлена на карте из Мадабы: видны часть городской стены, планировка рим. типа, ворота, большой форум в центре, маленькая сводчатая постройка в центре форума, видимо часы, описанные Прокопием из Г., полукруг и большие здания в углах - театр (или двор с колоннами) и церковь. Дома в Г. строили из сырца, с плоскими кровлями и ставили плотно один к другому, что позволяло использовать крыши в случае опасности. Древнейшие сохранившиеся церкви в Г.- св. Ирины (Старая церковь; 1-я пол. IV в.?; Marc. Diac. Gazaeus. 18. 20) и св. Евдоксии (освящена в 407; ibid. 92). 3 церкви VI в. описал Хорикий (Choricius Gazaeus. Laudаtio Marciani. 1. 2 // Opera / Ed. R. Foerster, E. Richtsteig. Lpz., 1929): св. Сергия (вскоре после 536), св. архидиак. Стефана (между 536 и 548) и св. Апостолов. Наместник провинции Стефан построил бани, «летний театр» и, видимо, базилику (Choricius Gazaeus. Vita Porph. Laudatio Aratii et Stephani. 55 // Ibid.).

В кон. ХIХ в. У. М. Питри, ведя исследования на Телль-эль-Аджуле, полагал, что это Г., но сейчас этот памятник отождествляют с Бет-Эглаим (Euseb. Onomast. 48. 19).

В Маюме в 1965-1967 гг. изучен большой (30´ 26 м), хорошо сохранившийся мозаичный пол синагоги, разделенный рядами колонн на 3 нефа. Среди изображений - посвятительная надпись с датой: 508/9 г. по Р. Х. Открыты также производственные сооружения, частные дома, укрепления у моря. С кладбища вблизи Маюмы, вероятно, происходят камни с христ. эпитафиями и др. надписями, но многие открыты во вторичном использовании в домах Г.

Лит.: Meyer M. A. History of the City of Gaza from the Earliest Times to the Present Day. N. Y., 1907; Diels H. Über die von Prokop Beschriebene Kunstuhr von Gaza. B., 1917; Abel F.-M. Gaza au VIe siècle d'après le rheteur Chorikios // RB. 1931. T. 40. P. 5-31; Albright W. F. A Prince of Taanach in the 15th Cent. B. C. // BASOR. 1944. Vol. 94; Downey G. Gaza in the Early VIth Cent. Norman (Oklahoma), 1963; Tadmor H. Philistia under Assyrian Rule // BiblArch. 1966. Vol. 29. P. 86-102; Ovadiah A. Excavations in the Area of the Ancient Synagogue at Gaza // IEJ. 1969. Vol. 19. P. 193-198; Rappaport U. Gaza and Ascalon in the Persian and Hellenistic Periods in Relation to their Coins // Ibid. 1970. Vol. 20. P. 75-80; Lipinski E. The Egypto-Babylonian War of the Winter 601-600 B. C. // Annali dell'Istituto orient. di Napoli. 1972. Vol. 32. P. 235-241; Kasher A. Gaza during the Greco-Roman Era // The Jerusalem Cathedra. 1988. Vol. 2. P. 63-78; Bakhit M. A. The Christian Population of the Province of Damascus in the XVIth Cent. // Christians and Jews in the Ottoman Empire. N. Y., 1982; Ahituv S. Canaanite Toponyms in Ancient Egyptian Documents. Jerusalem, 1984; Glucker C. A. M. The City of Gaza in the Roman and Byzantine Periods. Oxf., 1987; Сирия, Ливан и Палестина в описаниях рос. путешественников... 1-й пол. XIX в. М., 1991; Большаков О. Г. Средневековый город Ближнего Востока, VII - сер. XIII в. М., 20012.
Л. А. Беляев, К. А. Панченко
Ключевые слова:
Святая Земля (Палестина) География библейская, область библеистики, изучающая географические представления библейских авторов, а также историческую географию региона, с которым связаны события библейской истории Археология церковная Ветхозаветные реалии, термины и понятия География историческая Средние века. История Археология всеобщая Древний Восток Города древние. Палестина Газа, город в юго-западной Палестине Страноведение. Палестина Христианство на территории разных стран. Палестина География. Палестина Иерусалимская Православная Церковь (ИПЦ; Иерусалимский Патриархат), древнейшая христианская Церковь
См.также:
ГАЙ название города в центральной части Палестины
АМОРРЕИ степной западносемитский народ Передней Азии, сформировавшийся в нач. III тыс. до Р. Х.
АРАВИЯ полуостров на юго-зап. Евразии
АШДОД один из 5 глав. филистимских городов
ГАЛИЛЕЙСКОЕ МОРЕ одно из названий озера на севере Израиля, встречающееся в Новом Завете
ГЕЗЕР г. в Ханаане, упоминаемый в ВЗ на вост. границе владений филистимлян в связи с войнами
ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока
АККАД в Библии - обширная семитоязычная древневост. империя XXIV - XXII вв. до Р.Х.
АРАМЕИ семитский народ Передней Азии
АРВАД финикийский город, принадлежавший племенам арвадитов
АЭНДОР город или селение в Галилее
БЕЛГРАД столица Сербии
ВЕФСАМИС название неск. городов в Свящ. Писании
ВИРСАВИЯ город в пустыне Юж. Иудеи
ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства
ВИФФАГИЯ селение на склоне Елеонской горы, недалеко от Вифании
ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви
ГЕВА город в уделе колена Вениаминова
ГЕЛВУЙ горная гряда на юго-востоке Изреельской долины
ГЕФ один из 5 главных городов филистимлян, упоминаемых в ВЗ
ГИВА город в уделе колена Вениаминова
ГИВВЕФОН город в уделе колена Данова, ставший впосл. левитским
АБУ-ГОШ придорожное селение в Иудее (12 км на северо-запад от Иерусалима)
АВАРИМ горный хребет, лежащий к востоку от устья р. Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана
АВДАТ [Эбода], город-крепость в пустыне Негев (Палестина), на караванном пути из Петры в Газу
АВИЛИНЕЯ территория в южной части Антиливана
АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)
АДМА один из 5 городов, цари к-рых во времена Авраама заключили союз и восстали против царя Элама