Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГЕФ
Т. 11, С. 430-431 опубликовано: 28 февраля 2011г.


ГЕФ

[Гат, евр.  ,   - точило, винный пресс], один из 5 главных городов филистимлян, упоминаемых в ВЗ. Располагался в Шефеле, к югу от г. Екрон (Телль-Микне), в наибольшей близости к территории Иудеи с востока (1 Цар 17. 52). ВЗ описывает Г. как город Ханаана, где после эпохи Иисуса Навина еще сохранялись поселения легендарного племени Енакимов (Нав 11. 22). Из Г. происходили исполинский воин филистимлян Голиаф (1 Цар 17. 4) и др. воины-гиганты (2 Цар 21. 19-22). Г. упоминается как Gimti в списке ханаанских городов в амарнских письмах (EA. 290. 9). Там находился ковчег завета во время его пленения филистимлянами (1 Цар 5. 1-12). Царь Давид, изгнанный из окружения царя Саула, скрывался в Г. (1 Цар 21. 10-15) и затем поступил на службу к филистимскому правителю Г. Анхусу (1 Цар 27. 6). Библейское выражение «не рассказывайте в Гефе» было изначально связано с оплакиванием Давидом погибших в бою Ионафана и Саула (2 Цар 1. 20; ср.: Мих 1. 10). Впосл. воины из Г. упоминаются среди наемных воинов Давида (2 Цар 15. 18-23), а Аведдару Гефянину (2 Цар 6. 10) был доверен ковчег завета на 3 месяца, до его переноса в Иерусалим (2 Цар 6. 10-11; 1 Пар 13. 13). В 1 Пар 18. 1 говорится о завоевании Филистии Давидом (ср.: 2 Цар 8. 1), однако войны за Г., территорию к-рого контролировали цари Иудеи, продолжались и в эпоху разделения царств. Стены Г. были укреплены Ровоамом (2 Пар 11. 8), хотя впосл. Г. отобрал у Иудеи Азаил Дамасский (4 Цар 12. 18). Затем он был отвоеван у филистимлян при царе Озии (2 Пар 26. 6). Прор. Амос в сер. VIII в. до Р. Х. говорит о Г., вероятно, как об уже разрушенном филистимском городе (Ам 6. 2). Позднее пророки не упоминают о Г. даже в списках филистимских городов (Иер 25. 20; Соф 2. 4; Зах 9. 5), но он перечислен в надписи Саргона II, царя Ассирии, в списке покоренных им городов в кампанию 712/1 г. до Р. Х. против Азури, царя Ашдода (ANET. N 286).

До сер. ХХ в. археологи, включая У. Ф. Олбрайта, отождествляли с Г. совр. Телль-Шейх-Ахмед-эль-Арейни, к северу от совр. Кирьят-Гат (Albright. P. 6-12). Олбрайт искал Г. южнее Аккарона, опираясь на известие о возвращении земель «от Аккарона и до Гефа» (1 Цар 7. 14). Однако раскопки 1956 и 1961 гг. под рук. С. Йейвина на Эль-Арейни показали, что в эпоху филистимлян это место не заселялось (EAEHL. Vol. 1. P. 89-97). Вскоре Дж. Э. Райт выдвинул новую версию отождествления, указав на Тель-Сера (араб. Телль-эш-Шария) еще дальше к югу, вдоль р. Герар, на самом краю пустыни Негев (Wright. P. 80), где раскопками Э. Орена в 1972-1976 гг. были вскрыты следы значительного поселения филистимской эпохи (EAEHL. Vol. 4. P. 1059-1069).

В наст. время наиболее вероятной и распространенной версией отождествления остается более сев. памятник, Телль-эс-Сафи, на юж. берегу р. Ха-Эла, к северо-западу от Бет-Гуврина и к юго-востоку от Телль-Микне (Rainey. P. 64-68). Сев. расположение Г. поддерживается упоминаниями Г. у Евсевия Кесарийского (Euseb. Onomast. 26. 4). Описание конфликтов потомков Ефрема и Вениамина (1 Пар 7. 20-23; 8. 13), также имевшее отношение к сев. территориям, может быть связано или с Г., или с местом, известным как Гиффаим (Mazar. P. 228).

На Телль-эс-Сафи Палестинский исследовательский фонд пытался уже в 1899 г. проводить работы, во время к-рых было собрано много керамики, в т. ч. и типичной для филистимлян, но стратиграфия памятника не была установлена (EAEHL. Vol. 4. P. 1024-1027). Занимавшее основную часть телля араб. поселение мешало проводить большие работы; крупномасштабные раскопки, продолжающиеся до наст. времени, были возобновлены в 1996 г. представителями неск. ун-тов (A. Мэир, A. Боас, T. Шнайдер). В ходе исследований было установлено, что Телль-эс-Сафи был обитаем с эпохи энеолита; его размер оказался вчетверо больше, чем считалось по предварительной оценке Ф. Дж. Блисса и Р. Макалистера. Монохромной филистимской керамики, характерной для 1-й стадии железного века (1200-1000 гг. до Р. Х.), здесь собрано не много, но зато найдено большое количество красно-черной двухцветной посуды, свойственной следующей стадии филистимского освоения Ханаана. Особого процветания поселение Телль-эс-Сафи достигло в X-IX вв. и было разрушено на рубеже IX-VIII вв. до Р. Х. Слой разрушения отчетливо выделен и маркирован находками остатков зданий и строительных материалов, предметов религ. характера, использовавшихся в филистимском культе, и др. Керамическая посуда этого слоя - ярко выраженная позднефилистимская, с примесью финикийской, лощеная темно-красная и бело-черная полосатая. Аэрофотосъемка и последующие разрезы показали, что Телль-эс-Сафи с 3 сторон (кроме обрывистой северной) окружал глубокий осадный ров, вырытый армией Саргона II (сведения о таких рвах встречаются в источниках), но не исключена и фортификационная функция такого сооружения (поскольку вал насыпан со стороны осажденных).

Ниже слоя разрушения отмечены слой раннего железного века (Х-IX вв. до Р. Х.) и 2 слоя XI в., в к-рых собраны прекрасно сохранившиеся сосуды филистимского типа и изделия из слоновой кости. На одном из участков был обнаружен слой позднего бронзового века (1550-1150 гг. до Р. Х.), причем уровень разрушения этого поселения совпадает с концом периода; по-видимому, он связан с гибелью ханаанского Г. (в слое есть фрагменты прото-ханаанских надписей, егип. печати и большое количество керамики).

В 2005 г. найдена одна из самых ранних (не позднее 1200 г. до Р. Х.) филистимских надписей, включающая 2 индоевроп. имени. В наст. время Правительство Израиля приняло решение превратить Телль-эс-Сафи в археологический заповедник (Sudilovsky J. Giving the Philistines Their Due: Inscription Found in Gath // BiblArch. 2005. Vol. 31. N 6. P. 19).

Лит.: Albright W. F. Contributions to the Hist. Geography of Palestine // AASOR. 1923. Vol. 2/3. P. 1-46; Mazar B. Gath and Gittaim // IEJ. Vol. 4. 1954. P. 227-235; Wright G. E. Fresh Evidence for the Philistine Story // BiblArch. 1966. Vol. 29. P. 70-85; Yeivin S. First Preliminary Report on Excavations at Tel Gat: Seasons 1956-1958. Jerusalem, 1961; Rainey A. F. The Identification of Philistine Gath // Eretz-Israel. 1975. Vol. 12. P. 63-76; Maeir A. M., Ehrlich C. S. Excavating Philistine Gath: Have We Found Goliath's Hometown? // BAR. 2001. P. 22-31; Kaswalder P. A. Onomastica Biblica: Fonti scritte e ricerca archeologica. Jerusalem, 2002. P. 86-284.
Л. А. Беляев
Ключевые слова:
Города библейские География библейская, область библеистики, изучающая географические представления библейских авторов, а также историческую географию региона, с которым связаны события библейской истории Геф, один из 5 главных городов филистимлян, упоминаемых в Ветхом Завете Филистимляне Археология библейская, отрасль библеистики, изучающая Священное Писание в свете открытий, совершаемых археологией на Древнем Востоке - в Малой Азии, Месопотамии, Восточном Средиземноморье, Египте и др. связанных с ними территориях Ветхозаветные реалии, термины и понятия География историческая
См.также:
ГАЙ название города в центральной части Палестины
ГЕЗЕР г. в Ханаане, упоминаемый в ВЗ на вост. границе владений филистимлян в связи с войнами
АЗЕК город в Северной Иудее
АСКАЛОН г. на юге Израиля, один из 5 главных филистимских городов
АСОР город на севере Ханаана
АШДОД один из 5 глав. филистимских городов
ВЕФСАМИС название неск. городов в Свящ. Писании
ВИРСАВИЯ город в пустыне Юж. Иудеи
ГАЛИЛЕЙСКОЕ МОРЕ одно из названий озера на севере Израиля, встречающееся в Новом Завете
ГЕВА город в уделе колена Вениаминова
ГЕРАР г. на юге Ханаана, к западу от пустыни Негев
ГЕРАСА один из крупнейших городов Десятиградия
ГИВА город в уделе колена Вениаминова
ГИВВЕФОН город в уделе колена Данова, ставший впосл. левитским