Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АРАВИЯ
3, С. 155-160 опубликовано: 27 февраля 2009г.


АРАВИЯ

[Араб.     - Остров арабов, евр.  , , греч. ̓Αραβία], полуостров на юго-западе Евразии, центр формирования араб. этноса.

Античные авторы выделяли в А. 3 географических региона: 1) Каменистая А. на северо-западе Аравийского п-ова (территория царства набатеев, с нач. II в.- рим. пров. А., в IV-VI вв.- районы кочевий араб. племенных союзов Танукидов, Салихидов и Гассанидов); 2) Пустынная А. (основные регионы: Хиджаз - на вост. побережье Красного м., Неджд - в центральной части полуострова, Бахрейн - на юж. побережье Персидского зал.); 3) Счастливая А. на юге полуострова (Йемен), где сложилась высокоразвитая земледельческая цивилизация, существенно отличная от культуры кочевых араб. племен (см. Йемен).

Древняя история

В VI-IV тыс. до Р. Х. А. населяла семит. языковая общность, распавшаяся к концу этого периода на неск. этнолингвистических ветвей. К cер. II тыс. до Р. Х. сев. часть А. занимали носители западносемит. диалектов (аморреи на северо-западе и севере, арамеи на северо-востоке), центральную - носители т. н. южно-центральных семит. диалектов (именно они были прямыми этническими предками совр. арабов), юж.- носители т. н. южно-периферийных семит. диалектов. К нач. I тыс. до Р. Х. одно из племен южно-центральной ветви носило наименование «арабы» (aribi в ассир. источниках). В 1-й пол. I тыс. до Р. Х. название было уже распространено на всю родственную этому племени южно-центральносемит. этноязыковую общность, а также на ассимилированные ей группы иного происхождения. В этом обобщающем смысле термин «арабы» употребляется вплоть до наст. времени, обозначая уже не отдельное племя, а целый народ - носитель особого, южно-центральносемит. языка, к-рый стал называться арабским. Одновременно и весь полуостров, заселенный племенами «арабов» в новом, обобщающем смысле слова, стал именоваться А. Ассир. тексты IX-VII вв. до Р. Х. называют арабами только одно из арабоязычных племен, но ВЗ и греч. ионийская историческая традиция уже употребляют термин «арабы» как обобщающее название для всех арабоязычных групп, а термин А.- как обозначение всего ареала их обитания, от границы Египта до Евфрата и Индийского океана. Особого племени арабов среди этих групп не знают ни ВЗ, ни «История» Геродота (ср.: II 30; III 4-5, 88, 107; IV 39). Очевидно, к сер. I тыс. до Р. Х. племя первоначальных арабов перестало существовать.

Южно-центральносемит. племена были главным компонентом этногенеза исторических арабов. Вторым компонентом были, по-видимому, племена, вышедшие из аморрейской среды Месопотамии и родственные древним евреям; эти племена проникли в А. ок. XIV в. до Р. Х. с севера. В результате в А. складываются племенные группировки пришельцев: иоктаниды (восток и юг), измаильтяне (север и северо-запад), кетуриты, в т. ч. мидианитяне (на западе от Акабского зал. до Аравийского м.) и «сыновья востока» (евр.  , на вост. окраинах Сирии). Все они возводили себя к общим с евреями предкам: иоктаниды - к Еверу через его сына Иоктана (Быт 10. 25-30), остальные - к Аврааму (Быт 25. 1-6, 12-18). Возможно, в ветхозаветных родословиях потомством Иоктана считались племенные союзы и гос-ва, созданные более ранней волной пришельцев с севера, а потомством Авраама - племена более поздней волны. С самого начала группы пришельцев смешивались с собственно араб. (южно-центральносемит.), а также с южно-периферийными семит. племенами. С оттоком арамеев из Сирийской степи в Сирию и Месопотамию (X в. до Р. Х.) собственно арабы продвигаются на север, к рубежам «Плодородного полумесяца», где их появление впервые отмечают ассир. источники сер. X-IX в. до Р. Х. В результате этих процессов пришельцы с севера полностью смешались с арабами и перешли на араб. язык. Именно эти арабизированные племена составили основную массу позднейших арабов, большинство же исконно южно-центральносемит. племен в течение I тыс. до Р. Х. смешались с ними. С нач. I тыс. до Р. Х. ВЗ, описывая юж. и вост. окраины Палестины, перестает упоминать измаильтян, мидианитян и проч. сев. группы под их собственными именами, называя их арабами. Так в X-IX вв. до Р. Х. сложилась общность арабов в том виде, в каком о ней упоминается в ВЗ, какой ее знают ионийские географы и зафиксировали позднейшие источники. Бо́льшая их часть входила в племенные союзы, происшедшие из общности измаильтян, поэтому последующие поколения арабов обычно считали себя потомками Авраама от Агари (агарянами). Т. о., этноним и язык достались историческим арабам в наследство от одних предков - южно-центральных семитов, а племенная генеалогия от др.- зап. семитов. В северо-центральной А. сложилось неск. основных племенных союзов: исконно араб. Ариби (вошел в состав др. племен к сер. I тыс. до Р. Х.), происходившие от Авраама Дедан, Кедар и Небайот (библ. Наваиоф) (в нач. VI в. до Р. Х. образовал могущественное Набатейское царство), переселившийся с крайнего юга Самуд и др. В VI-V вв. до Р. Х. кочевые араб. племена скенитов заселили долину Ср., частично Н. Евфрата и бо́льшую часть В. Месопотамии. В IV-III вв. до Р. Х. арабы Набатейского царства окончательно поглотили Аммон и Моав и заняли Дамаск, считавшийся главным городом А. Пустынной. Как правило, у арабов были напряженные отношения с Ассирией и более поздними великими державами: Вавилонией, Персией, эллинистическими царствами, Парфией и Римом. Римляне, в частности, пытались проникнуть в Йемен и в 106 г. до Р. Х. захватили Набатейское царство.

На юге Аравийского п-ова в XI-VIII вв. до Р. Х. сложились высокоразвитые гос-ва южно-периферийных семитов: Саба (библ. Сава), Маин, Катабан, Аусан и Хадрамаут. Их ожесточенные войны привели в конце концов к выдвижению нового Химьяритского гос-ва (кон. II в. до Р. Х.), за неск. веков объединившего всю Юж. А. В VI-VII вв. по Р. Х. южно-периферийные семиты были ассимилированы арабами, и на них также распространилось название «арабы». С тех пор потомки арабов, известных еще в предыдущую эпоху, рассматривались в основном как «северные арабы», а южно-периферийные семиты и их арабизированные потомки - как «южные арабы».

А. в Свящ. Писании

В ВЗ арабами называются все представители арабоязычной общности в том виде, как она существовала к сер. I тыс. до Р. Х. В Синодальном переводе термин «арабы» (евр.  ,  ) обычно передается как «аравитяне». При этом Сев. А. иногда специально именуется «землей восточной» (евр.    ,   ) (Быт 25. 6), а ее обитатели - архаическим термином «сыновья востока» (3 Цар 4. 30 и др.). Различные страны и племена А. упомянуты в родословии сынов Ноя (Быт 10), где южно-периферийные семит. племена рассматриваются как потомки Хуша, сына Хама (Быт 10. 6-7). Поскольку мн. царства и народы Аравии образовались в результате смешения пришельцев-северян с местными жителями, названия нек-рых из них появляются в библейских родословиях по 2 раза. Так, напр., Дедан - потомок Хама (Быт 10. 7) - может рассматриваться как эпоним местного элемента, а Дедан - потомок Авраама (Быт 25. 3) - как эпоним пришлого в составе одного и того же племени Дедан.

Свящ. Писание (Пс 71. 10) различало северо-центральную А. и юг полуострова (обобщенно именующийся Сава) как разные регионы в соответствии с реальной этнической ситуацией того времени (арабоязычные племена - в А., носители южно-периферийных семит. языков - в Саве). В сер. X в. до Р. Х. Соломон установил союзные отношения с Савой, знаменитая царица к-рой даже приезжала в Иерусалим (3 Цар 10. 1-13), и получил дары от «всех царей Аравийских» (3 Цар 10. 15; 2 Пар 9. 14; ср.: Пс 71. 10, 15), т. е. от тех племен западно-центральной А., что обитали вдоль ее Красноморского побережья. Впосл. те же царства поддерживали дружбу с иудейским царем Иосафатом (2 Пар 17. 11). Известно о торговле этих гос-в с Тиром в VI в. до Р. Х. (Иезек 27. 20-22). Сава, будучи крупнейшим и наиболее процветающим царством Юж. А., также неоднократно упоминается в Библии (Иов 1. 15; Ис 60. 6; Иер 6. 20; Иез 27. 22; Иоиль 3. 8).

Сев.-зап. арабы были, напротив, враждебны Иудее. Арабы-меуниты в союзе с Аммоном и Моавом воевали против Иосафата (2 Пар 20. 1-2). В сер. IX в. до Р. Х. сев.-зап. арабы, соседи заиорданских «кушитов», вместе с филистимлянами воевали против иудейского царя Иорама (2 Пар 21. 16). В 1-й пол. VIII в. до Р. Х. иудейский царь Озия воевал против тех же народов (2 Пар 26. 6-7). Ок. 445 г. до Р. Х. царь Гешем Аравитянин вместе с правителями Самарии и Аммона пытался сорвать строительство стен, предпринятое Неемией в Иерусалиме (Неем 2. 19; 4; 6). Небольшое араб. племя заведеев, обитавшее в районе Дамаска, и его правитель «Завдиил Аравитянин» упоминаются в Первой книге Маккавейской (11. 16; 12. 31) при описании событий II в. до Р. Х. В эпоху Маккавеев араб. Набатейское царство выступало как союзник Иудеи (1 Макк 5. 25, 39; 9. 35; 2 Макк 5. 8), в то время как кочевые арабы Синая были покорены Иудой Маккавеем (2 Макк 12. 10-12). Об А. есть пророчества у Исаии (21. 13-17) и у Иеремии (25. 23-24). Свящ. Писание неоднократно упоминает мудрость жителей А. (Авд 8; Иер 49. 7; 3 Цар 4. 29-31).

Лит.: Hitti P. K. History of the Arabs, from the Earliest Times to the Present. N. Y., 1970; Irvine A. K. The Arabs and Ethiopians // Peoples of Old Testament Times / Ed. D. J. Wiseman. Oxf., 1973. P. 287-311; Eph'al I. The Ancient Arabs: Nomads on the Borders of the Fertile Crescent, 9th-5th Centuries B.C. Jerusalem, 1982; Knauf E. A. Ismael: Untersuchungen zur Geschichte Palästinas und Nordarabiens im 1. Jahrtausend v. Chr. Wiesbaden, 1985.
А. А. Немировский

Арав. доисламские верования

До возникновения ислама (VII в. по Р. Х.) подавляющее большинство населения А. придерживалось разнообразных языческих верований, не составлявших единой религии. Распространение иудаизма и христианства в нек-рых городах и оазисах, а также среди кочевников в первых веках по Р. Х. не изменило общей картины: в целом А. до Мухаммада оставалась политеистической. При этом религ. ситуация в различных регионах полуострова отличалась значительным своеобразием. Создатели высокоразвитой самобытной цивилизации, сформировавшейся на рубеже II-I тыс. до Р. Х. в юго-зап. части А. (Йемена), исповедовали особую религию со своим пантеоном и культом, к-рая имела свою разновидность в каждом из древнейеменских гос-в. Подданные Набатейского царства, обитатели Пальмиры, жители северомесопотамского г. Хатра, писавшие на арам. языке, но говорившие по преимуществу на североарав. диалектах, были приверженцами синкретических верований, в к-рых поклонение местным арав. божествам сочеталось с древними переднеазиатскими, эллинистическими, иран. и проч. культами. Сведения о языческих верованиях земледельцев и кочевников внутренних областей А. фрагментарны и рассеяны в основном по 2 группам источников: памятникам североарав. эпиграфики (деданские, лихьянские, сафаитские, самудские, хасаитские и проч. надписи) и средневек. сочинениям мусульм. авторов, к-рые писали о верованиях и обрядах времен ал-джахилий («неведения»). Дополнением к ним служат скупые сообщения ассир., античных и визант. источников. Полный список божеств можно воссоздать лишь для определенных периодов и отдельных мест (напр., для оазиса Тайма в V-IV вв. до Р. Х.), однако их функции, родственные взаимоотношения, связанные с ними культы и ритуалы, за редкими исключениями, остаются неизвестными. Что касается общей древней арав. мифологии, то само ее существование остается под вопросом. Так, почти безраздельно господствовавшая в нач.- сер. XX в. в арабистике и семитологии концепция Д. Нильсена об астральной триаде в наст. время отвергается большинством специалистов.

Аравия до возникновения ислама
Аравия до возникновения ислама

Аравия до возникновения ислама

Первые сведения о божествах А. содержатся в анналах ассир. царя Асархаддона (680-669 до Р. Х.), к-рый в ответ на обращение арав. вождя Хазаела дал согласие возвратить в оазис Дума (араб.    ) - культовый центр, существовавший вплоть до прихода ислама,- статуи божеств, увезенные его отцом Синаххерибом (705-681 до Р. Х.), перечисленные в следующем порядке: Атарсамаин, Даа, Нуха, Рулдау, Абириллу, Атаркурума. На первом и последнем месте в этом списке стоят различные местные ипостаси бога Астара, являвшегося главой пантеона древней Юж. А., но почитавшегося и за ее пределами. Нуха засвидетельствована в самудских и сафаитских надписях в форме nhy. Рулдау следует отождествить с rdw/rdy (Руда или Раду), природа к-рого неясна. Одни исследователи считают rdw/rdy муж. божеством (Геродот (III, 8) называл его Ороталт и рассматривал как воплощение Диониса), др.- хтонической богиней земли и плодородия. Божества Даа и Абириллу нигде более не упоминаются. В оазисе Тайма в сер. I тыс. до Р. Х. почитались 3 божества, очевидно арам. происхождения: Цалам (slm, букв.- статуя, идол), Cангила (śngl' ) и Ашима (' šym' ), функции к-рых неясны. В оазисе Эль-Ула (древнем Дедане) и Сев. Хиджазе племена, составлявшие надписи на лихьянском языке, особо почитали бога зу-Габата (d-gbt), имя его истолковывают либо как «Владыка зарослей», либо как «Властитель Эль-Габы» (местности в районе Медины). Др. божества Лихьяна, такие, как хан-Актаб (hn-' ktb) и Аглибон, имеют параллели в набатейской (аль-Китба) и пальмирской религиях (Аглибол). В г. Карьят-эль-Фав в первых веках по Р. Х. главным божеством являлся Кахл (Кахил), на что указывает само название этой столицы древнего Киндитского царства - Кахилево селение (qryt/dt/khl-m).

Члены религиозно-племенного объединения самудян ( , šrkt Tmwdw), судя по набейско-греч. билингве из Эр-Раввафы, находившейся на территории покоренной римлянами Набатеи, придерживались имп. культа, почитая в своем храме Марка Аврелия и Луция Вера.

Магическая формула «Вадд-отец» (wd'b), часто встречающаяся в древнеарав. эпиграфике, указывает, что поклонение этому божеству было распространено по всей территории полуострова. Один из его культовых центров просуществовал в оазисе Думат-эль-Джандаль до прихода ислама.

По всей Аравии с сер. I в. до Р. Х. и до утверждения ислама (VII в. по Р. Х.) широко почиталась триада жен. божеств: аль-Лат (hn-lt, lt-n,  ), аль-Узза (hn- zy, zy-n,  ) и Манат (mnt, mnwt,  ). Они представлены в северо- и южноарав. эпиграфике, а также в араб. источниках. Манат принято считать богиней судьбы по созвучию ее имени с араб. манийа ( ) - рок. Природа 2 первых членов этой триады остается спорной. Так, еще Геродот (III, 8) отождествлял Алилат (т. е. аль-Лат) с Афродитой Уранией. Однако в набатейско-греч. билингве с о-ва Кос аналогом Афродиты объявлена аль-Узза. В подтверждение этого автор сирийско-араб. словаря X в. Бар Бахлул интерпретировал ее как божество планеты Венера. Как известно, эти богини считались «дочерями Аллаха» и особым почитанием были окружены в предысламской Мекке и ее окрестностях. Курайшитами наиболее почиталась аль-Узза, а племенем ас-сакиф - аль-Лат, идол к-рой находился в Эт-Таифе. Согласно мусульм. преданию, Мухаммад (принадлежавший к племени курайшитов) в одном из своих откровений фактически признал культ богинь, но вскоре объявил эти айаты ложными, произнесенными по наущению Шайтана, и в Коран вместо них вошли отвергающие существование богинь (53. 10-23).

О божествах, почитавшихся арабами накануне появления ислама, сведений сохранилось немного. Кроме вышеупомянутой триады в Мекке поклонялись Хубалу, очевидно, главному богу мекканского языческого святилища Каабы ( ). Позднее Кааба была объявлена Мухаммадом храмом «веры Авраамовой» (   ) и превратилась в важнейшую мусульм. святыню. Кузах ( ), по-видимому, считался богом восходящего Солнца. Существовал также культ Исафа ( ) и Наилы ( ) - 2 возлюбленных, совокупившихся в Каабе и превращенных за это в статуи, установленные у храма, что указывает на существование в Аравии института иерогамии («священного брака»).

Божества, к-рым поклонялись, имели вид либо статуи (Хубал в Мекке, Вадд в Думат-эль-Джандале), либо антропоморфной скалы (зу-ль-Халаса (   ) в Табале, аль-Джалсад ( ) в Хадрамауте), или это были священные камни и деревья. В качестве хранителей святилища выступали садины, к-рые не являлись жрецами. Частым атрибутом идола был Оракул. Гадали по стрелам, по полету птиц и бегу зверей, по внутренностям жертвенных животных и т. п. Существовали также прорицатели - кахины, к-рые в состоянии транса отвечали на вопросы, часто рифмованной прозой - садж. Рядом со мн. идолами находилось «запретное пастбище» - хима ( ). Если туда забредал к.-л. скот, то владельцы теряли право собственности на него. Как правило, таких животных (не только коз и овец, но даже верблюдов) приносили в жертву идолу и мазали его их кровью. Человеческие жертвоприношения среди доисламских арабов были редки и случались, как правило, во время войн: аль-Мунзир III принес в жертву аль-Уззе некоего знатного пленника. Одним из важнейших обычаев арав. политеизма было ежегодное паломничество к тем или иным святыням, приуроченное к определенным датам. Так, хадж ( ) в Мекку и поклонение Каабе приходились на конец 1-й декады месяца зу-л-хиджжа (   ). Племена, особо почитавшие Каабу, были объединены в своего рода амфиктионию, называвшуюся кабаил ал-хумс (   ) - племена ревностных. Большинство обрядов, соблюдавшихся ими во время паломничества, были освящены исламом и стали обязательными для всех мусульман.

Ислам безжалостно покончил с идолопоклонством. Сторонники Мухаммада и первого халифа Абу Бакра (632-634) разрушили кумиры арав. божеств и перебили садинов. В то же время появились предания, стремившиеся приукрасить расставание с языческим прошлым. Так, у ряда арав. племен, происходивших из Хадрамаута, сложились похожие легенды о низвержении идолов самим Аллахом, предварительно посылавшим откровения их хранителям, к-рые затем добровольно принимали ислам.

Христианство в А.

Начало распространения христианства в А. приходится на сер. IV в. Новая религия проникала в А. по 3 основным направлениям: с территории вост. провинций Римской империи в сев. часть полуострова (от границ империи до Ср. Месопотамии); из Ирана, гл. обр. через христ. общины Месопотамии, на острова Персидского зал. и в области, лежащие на его Аравийском побережье; наконец, благодаря транзитной торговле по Красному м. через Химьяритское царство на юге. В результате на полуострове образовалось 3 самостоятельных, непосредственно друг с другом не связанных очага христианства. Различной была и их историческая судьба.

Христианство у сев. рубежей А.

Поздняя Римская, а затем Византийская империи пытались различными способами обезопасить границы своих ближневост. провинций от беспокойных соседей - арабов-кочевников. Христианизация верхушки бедуинских племен позволяла включить их в орбиту имперского влияния. Однако имперским властям пришлось довольно скоро столкнуться с настойчивым стремлением новообращенных арабов к иерархической независимости. Наиболее раннее упоминание о распространении христианства среди обитателей Сев. А. связано с царицей Мавией, христианкой, к-рая в 376 г. развязала войну против римлян и согласилась заключить с ними мир лишь при условии рукоположения во епископа для подчиненных ей арабов некоего Моисея, человека из ее племени. Требование царицы было выполнено, причем Моисей оказался убежденным противником арианства, к-рому в те годы покровительствовала имп. власть. Принятие христианства племенем Мавии следует датировать по крайней мере сер. IV в. К племени салих принадлежал Даджам (Зоком), христианин и ромейский филарх 2-й пол. IV в., известный церковным историкам. На 20-30-е гг. V в. приходится деятельность перешедшего на сторону Византии филарха «персидских арабов» Петра, к-рый достиг сана епископа.

Одновременно с христианизацией бедуинских вождей принятие новой веры арабами происходило «снизу». Значительную роль в этом сыграл св. Симеон Столпник, приобретший в сер. V в. особенный авторитет среди арабов из племенного союза Лахмидов.

К кон. V в. в сферу влияния Византии попадает племенной союз Гассанидов, к-рый разгромил вождей Салихидов и взял под контроль араб. племена визант. пограничья. Тогда же происходит обращение племени гассан в христианство. Самым ярким представителем династии Гассанидов был аль-Харис ибн Джабала (ок. 528-569), филарх арабов Палестины и патрикий Византийской империи. В то же время Гассаниды отнюдь не были визант. марионетками: их цари проводили свой курс и отстаивали собственные интересы, в т. ч. и в религ. сфере. Господствующим направлением христианства среди кочевавших у границ Византии арабов стало гонимое в империи монофизитство, что объясняется как желанием гассанидских правителей и подвластных им вождей отстоять свою самобытность в духовной сфере, так и влиянием сирийцев, этнически родственных арабам и в VI в. в большинстве также сочувствовавших монофизитам. Заслуживает внимания предположение исследователя Н. В. Пигулевской о существовании сиро-араб. койне, на к-ром представители этих народов общались друг с другом. Особым покровительством царя аль-Хариса ибн Джабалы пользовался еп. Иаков Барадей, основатель сир. Яковитской Церкви. Именно догматические, а по существу этнополитические противоречия между Византией и Гассанидами привели к свержению в 581 г. последнего правителя из этой династии аль-Мунзира ибн аль-Хариса и к распаду его царства. Прошло всего неск. десятилетий, и империи пришлось в полной мере ощутить последствия своей недальновидной и негибкой политики в отношении арабов: в 30-х гг. VII в. отсутствие союзного Византии араб. гос-ва у границ Сирии и Палестины существенно облегчило мусульманам завоевание этих областей (см. Арабские завоевания).

Столица царства Лахмидов г. Хира (совр. Юго-Зап. Ирак) в V в. стал крупнейшим центром христианства в Сев. А., несмотря на негативное отношение нек-рых лахмидских царей-язычников к этой религии. Здесь сталкивались интересы месопотамских общин несториан, монофизитов и православных. Еще во 2-й пол. IV в. мон-рь в окрестностях Хиры заложил несторианский святой Абд Йашу. В нач. V в. епископом этого города был страстный апологет монофизитства Симеон Бет-Аршамский. Христианство исповедовали лахмидские цари Амр ибн аль-Мунзир (554-569/70) и ан-Нуман III (580-602).

По сравнению с областями, близкими к Сирии, Палестине и Месопотамии, в глубь А. христианство продвигалось медленно. Во Внутренней А. обнаружено небольшое количество христ. археологических и эпиграфических памятников, наиболее значимыми среди к-рых являются 6 надписей на греч. языке из Сев. Хиджаза и культовое сооружение, раскопанное в Эль-Джубайле на востоке полуострова. И дело здесь не только в слабой изученности этого региона. Согласно мусульм. историку IX в. аль-Якуби, в доисламскую эпоху лишь незначительное количество араб. племен обратилось в христ. веру, причем подавляющее большинство из них (таглиб, танук, бахра, салих, гассан, лахм и тамимитское подразделение бану имра ал-кайс ибн зайд) обитали у сев. рубежей А. Принятие христианства нек-рыми представителями курайшитского рода Асад ибн Абд аль-Узза в Мекке объясняется их участием в транзитной торговле, тогда как переход в новую веру части кочевавших у северо-вост. окраины Йемена мазхиджитов скорее всего был связан с влиянием сильной христ. общины в Награне. К перечисленным племенам следует добавить неск. киндитских родов, боровшихся с Гассанидами за гегемонию в Сев.-Зап. А. в кон. V - нач. VI в.

После прихода ислама нек-рые обитавшие у границ Сирии североарав. племена, такие, как таглиб и танух, сохранили верность христианству, активно участвуя при этом в араб. завоеваниях. Халифы династии Омейядов (2-я пол. VII - 1-я пол. VIII в.), существенная роль в политике к-рых отводилась араб. племенной солидарности, терпимо относились к ним. С приходом же к власти династии Аббасидов ситуация резко изменилась, и вскоре последние остатки североарав. христианства исчезают. Так, танухиды вынуждены были принять ислам из-за репрессий аббасидского халифа аль-Махди (775-785). Тем не менее небольшие племена арав. кочевников, исповедовавших христианство, напр. бедуины-униаты из р-на Мадаба (Иордания), сохранились до наст. времени и в последние десятилетия попали в поле зрения этнографов.

Христианство на островах и Аравийском побережье Персидского зал.

Появление христианства в бассейне Персидского зал. связано с миссионерской деятельностью христиан Ирана, составивших в сер. V в. ядро несторианской Церкви. В сер. 60-х - нач. 70-х гг. IV в. св. Абд Йашу крестил жителей одного из островов, расположенных у побережья Бахрейна (возможно, нынешнего о-ва Абу-Али), и основал там мон-рь. Примерно тогда же в регионе сложилось 2 митрополии: Бет-Катрайе, включавшая в себя Бахрейн, Дарин, Эль-Катиф, Эль-Хасу и, очевидно, п-ов Катар, и Бет-Мазунийе, охватывавшая территорию совр. Объединенных Арабских Эмиратов и зап. часть Омана, с центром в Сухаре. Где проходила граница между ними, точно определить не удается. К наст. времени в Персидском зал. обнаружен ряд христ. археологических памятников, таких, как церковь на о-ве Файлака близ побережья Кувейта и монастырские комплексы на о-ве Сир-Бани-Яс, в Абу-Даби, на городище Эль-Хаур. Христианство в этом регионе А. сохранялось и после прихода ислама. По крайней мере, в 70-х гг. VII в. несторианская митрополия Бет-Катрайе продолжала существовать и насчитывала в своем составе неск. епархий. О дальнейшей ее истории почти ничего не известно. Возможно, cохранение несторианства в Йемене IX-XIII вв. связано с продолжением религ. и торговой деятельности несториан в Персидском зал. О распространении христианства в Юж. А. см. ст. «Йемен».

Лит.: Jamme A. Le panthéon sud-arabe préislamique // Le Muséon. 1947. T. 60. Р. 57-147; Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию. М.; Л., 1951. С. 219-335; она же. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964; Ryckmans G. Les religions arabes préislamiques. Louvain, 1951; idem. Le christianisme en Arabie du Sud préislamique // L'Oriente cristiano nella storia della civiltà. R.; Firenze, 1963. P. 413-453; Лундин А. Г. Южная Аравия в VI в. // ППС. 1961. Вып. 8 (71). С. 118-124; он же. «Дочери Бога» в южноарабских надписях и в Коране // ВДИ. 1975. № 2. С. 124-131; Fahd T. Le panthéon de l'Arabie centrale à la veille de l'Hégire. P., 1968; Fiey J. Diocèses syriens orientaux du Golfe Persique // Mémorial Mgr Gabriel Khouri-Sarkis. Louvain, 1968. P. 177-219; Höfner M. Die vorislamischen Religionen Arabiens // Die Religionen Altsyriens, Altarabiens und der Mandäer / Hrsg. von H. Gese, M. Höfner, K. Rudolph. Stuttg., 1970. S. 233-402; Геродот. История. Л., 1972; Trimingham J. S. Christianity among the Arabs in Pre-Islamic Times. L., 1979; Beaucamp J., Robin Chr. J. Le christianisme dans la péninsule Arabique d'après l'épigraphie et l'archéologie // Hommages à P. Lemerle. P., 1981. P. 45-61; idem. L'évêché nestorien de Mašma hig dans l'archipel d'al-Bahrayn // Dilmun: New Studies in the Archaeology and Early History of Bahrain / Ed. D. Potts. B., 1983. P. 171-196; Lundin A. G. Die arabischen Göttinnen Ruda  und al- Uzza  // Al-Hudhud: Festschrift M. Höfner zum 80. Geburtstag / Hrsg. von R. G. Stiegner. Graz, 1981. S. 211-223; Al-Ansary A. R. Qaryat al-Fau: A Portrait of Pre-Islamic Civilisation in Saudi Arabia. Riyadh, 1982; Ryckmans J. Biblical and Old South Arabian Institutions: Some Parallels // Arabian and Islamic Studies presented to R. B. Sejeant. L.; N. Y., 1983. P. 14-25; Beeston A. F. L. The Religions of Pre-Islamic Yemen // L'Arabie du Sud, histoire et civilisation / Ed. J. Chelhod. P., 1984. Vol. 1. P. 259-269; Shahid I. Byzantium and the Arabs in the IVth Century. Wash., 1984; idem. Byzantium and the Arabs in the Vth Century. Wash., 1989; idem. Byzantium and the Arabs in the VIth Century. Wash., 1991; Французов С. А. Этноконфессиональные процессы в доисламской Аравии: религиозно-племенные общности хумс, хилла и тулс // СЭ. 1986. № 3. С. 47-57; он же. Коранический стих в языческой клятве// Восток. 1993. № 3. С. 5-13; он же. Три легенды об обращении в ислам хадрамаутских язычников // Петербургское востоковедение. СПб., 1994. Вып. 5. С. 306-332; Пиотровский М. Б. Южная Аравия в раннее средневековье. М., 1985; Большаков О. Г. История Халифата. Т. 1: Ислам в Аравии, 570-633. М., 1989; Robin Chr. J. Du paganisme au monothéisme // L'Arabie antique de Karib'оl à Mahomet. Aix-en-Provence, 1991. P. 147-152; idem. Sheba II: Dans les inscriptions d'Arabie du Sud // Dictionnaire de la Bible. P., 1996. Suppl. Col. 1141-1143, 1189-1193; Bron Fr. Los dios y el culto de los Árabes preislámicos // Mitología y religión del Oriente Antiguo. Vol. 2 / 2: Semitas Occidentales // Obra colectiva / Ed. por G. Del Olmo Lete. Barcelona, 1995. P. 413-447; King G. R. D. A Nestorian Monastic Settlement on the Island of Sir Bani Yas, Abu Dhabi // Bull. of the School of Oriental and African Studies. 1997. T. 60. P. 221-235; Macdonald M. C. A., Nehmé L. Al- Uzza  // EI. 2000. Vol. 10. P. 967-968.
С. А. Французов
Ключевые слова:
География библейская, область библеистики, изучающая географические представления библейских авторов, а также историческую географию региона, с которым связаны события библейской истории Христианский Восток Ислам, монотеистическая религия, самая молодая из мировых религий История Восточных (нехалкидонских) Церквей Ветхозаветные реалии, термины и понятия География историческая Племена и народы Арабы-христиане Древний Восток Религии Древнего Мира Аравия, полуостров на юго-западной Евразии, центр формирования арабского этноса
См.также:
АМОРРЕИ степной западносемитский народ Передней Азии, сформировавшийся в нач. III тыс. до Р. Х.
АРАМЕИ семитский народ Передней Азии
АШДОД один из 5 глав. филистимских городов
ГАЗА город в юго-зап. Палестине
ГАЙ название города в центральной части Палестины
АККАД в Библии - обширная семитоязычная древневост. империя XXIV - XXII вв. до Р.Х.
АРАБЫ-ХРИСТИАНЕ термин, обозначающий арабоязычных христиан
АРВАД финикийский город, принадлежавший племенам арвадитов
АЭНДОР город или селение в Галилее
ВЕФСАМИС название неск. городов в Свящ. Писании
ВИРСАВИЯ город в пустыне Юж. Иудеи
ГАЛИЛЕЙСКОЕ МОРЕ одно из названий озера на севере Израиля, встречающееся в Новом Завете
ГЕЗЕР г. в Ханаане, упоминаемый в ВЗ на вост. границе владений филистимлян в связи с войнами
ГЕЛВУЙ горная гряда на юго-востоке Изреельской долины
ГЕФ один из 5 главных городов филистимлян, упоминаемых в ВЗ
ГИВА город в уделе колена Вениаминова
ГИВВЕФОН город в уделе колена Данова, ставший впосл. левитским
ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока
АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-ИСРАИЛИ арабоязычный христианский писатель XI века
АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-КИНДИ (IX–X вв.), автор произведения арабо-христианской литературы, посвященного полемике с исламом
АБУ КАРИБ ИБН ДЖАБАЛА араб-христианин из династии Гассанидов
АВАН древнее селение в Армении, к северо-востоку от Еревана (в наст. время входит в черту города)