Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АШДОД
Т. 4, С. 227-228 опубликовано: 13 марта 2009г.


АШДОД

[Евр.  ; греч. Ασεδωθ или Ασδωδ; в поздних ветхозаветных текстах и в НЗ - Αζοτυς, отсюда Азот в синодальном переводе], один из 5 главных филистимских городов (Нав 13. 3), расположенный в 4,5 км от Средиземного м., в 30 км севернее Газы. Находился в пределах колена Иуды (Нав 15. 47), однако никогда не принадлежал ему. Был одним из центров почитания филистимского божества Дагона, в храм к-рого и был внесен захваченный филистимлянами ковчег Завета, после чего идол пал на землю и разбился (1 Цар 5. 2-5). Город разрушался израильтянами во времена царя Озии (2 Пар 26. 6) и ассирийцами (Ис 20. 1). Согласно хронике царя Саргона II, А. был захвачен ассир. армией в 711 г. до Р. Х. В Маккавейский период А. упоминается в рассказе об отступлении армии Горгия, разбитой Иудой Маккавеем (1 Макк 4. 12-22). Ионафан Маккавей в 147 г. до Р. Х. сжег А. вместе с храмом Дагона (1 Макк 10. 83-84). Вновь А. упоминается в связи с поражением сир. военачальника Кендевея (1 Макк 16. 8-10). Александр Яннай овладел А. в начале своего царствования (Иуд. древн. XIII 15. 4). В 63 г. до Р. Х. Помпей Великий отвоевал его у иудеев (Иуд. война I 7. 7), но Габиний (правитель Сирии, 57-55 гг. до Р. Х.) возвратил А. в царствование Гиркана II (Иуд. война I 8. 4).

Во время иудейского восстания город был взят армией Веспасиана, к-рый разместил в нем свой гарнизон (Иуд. война IV 3. 2). В Деяниях св. апостолов (8. 40) А. упоминается как место проповеди ап. Филиппа.

Местом расположения древнего А. считают городище Телль-Ашдод, примерно в 10 км южнее совр. А. и в 15 км северо-западнее Аскалона. Памятник делится на верхний город (ок. 15 м над долиной, 50 м над уровнем моря) и нижнюю, равнинную часть. Раскопки 1962-1963 гг. показали, что город обладает сложной стратиграфией. До 19 слоев обживания отложились здесь в период от момента перехода к эпохе поздней бронзы вплоть до визант. времени. Эпоха раннего и среднего бронзового века выражена слабо. Древнейшее укрепленное поселение в А.- город ханаанской эпохи, построенный ок. 1600 г. до Р. Х. (возможно, египтянами как военно-торговый центр их владений в Палестине в период после изгнания гиксосов). Ряд фаз этой эпохи датированы по керамике, произведенной в Греции и на островах Средиземного м. Это согласуется с древнейшим упоминанием об А. в клинописном тексте из Угарита (XIV в. до Р. Х.), где говорится о вывозе из него тканей, в т. ч. окрашенных пурпуром. Ханаанский период завершается разрушением города (2-я пол. XIII в. до Р. Х.). В XII в. до Р. Х. здесь появились филистимляне, о чем свидетельствует напоминающее крепость сооружение, где обнаружена характерная для XII-XI вв. до Р. Х. декоративная керамика. Наибольшего развития поселение достигло в X-VIII вв. до Р. Х., в эпоху Иудейского гос-ва. Число жителей выросло стремительно, так что освоенными оказались не только верхний город, но и склоны холма и даже часть равнины. Общая площадь увеличилась примерно в 4 раза, достигнув ок. 30 кв. км и превратив А. в самый большой город в Палестине железного века. Завоевание города ассирийцами подтверждается находкой - фрагментами 3 лапидарных клинописных надписей, связавших захват города непосредственно со вторжением Саргона II (712-711 гг. до Р. Х.). В VII в. до Р. Х. город восстановили, но он был уже гораздо меньше и претерпел новые разрушения, возможно от вавилонского царя Навуходоносора II. В эпоху персид. господства вновь отстроенный город стал столицей одной из провинций, что подтверждают находки, среди к-рых остракон - фрагмент сосуда, надписанный по-арамейски в V в. до Р. Х. В античную эпоху город все еще процветал: отрыты руины общественных зданий, найдены керамика, монеты, светильники и т. п. Позднерим. и визант. эпохи были временем упадка города, превратившегося в большой сельскохозяйственный поселок. А. заслонил портовый пригород на побережье (Azotus Paralius), на холме до 1948 г. оставалась только араб. деревушка Издуд.

Лит.: Biran A. Achdod // NEAEHL. Vol. 1. P. 93-102 [Библиогр.]; Redditt P. L. Azotus // ADB. Vol. 1; Dothan М., Porath Y. Ashdod: Excavation of Area G: the Fourth-Sixth Seasons of Excavations, 1968-1970. Jerusalem, 1993. (Atiqot / The Israel Antiquities Authority; 23); Dothan M. Ashdod // ABD. Vol. 1 [Библиогр.]; OEANE. Vol. 1. P. 219-220 [Библиогр.].
Л. А. Беляев
Ключевые слова:
География библейская, область библеистики, изучающая географические представления библейских авторов, а также историческую географию региона, с которым связаны события библейской истории Археология библейская, отрасль библеистики, изучающая Священное Писание в свете открытий, совершаемых археологией на Древнем Востоке - в Малой Азии, Месопотамии, Восточном Средиземноморье, Египте и др. связанных с ними территориях Ветхозаветные реалии, термины и понятия География историческая Ашдод, один из 5 главных филистимских городов Древний Восток
См.также:
ГАЙ название города в центральной части Палестины
АМОРРЕИ степной западносемитский народ Передней Азии, сформировавшийся в нач. III тыс. до Р. Х.
АРАВИЯ полуостров на юго-зап. Евразии
ВЕФСАМИС название неск. городов в Свящ. Писании
ВИРСАВИЯ город в пустыне Юж. Иудеи
ГАЗА город в юго-зап. Палестине
ГАЛИЛЕЙСКОЕ МОРЕ одно из названий озера на севере Израиля, встречающееся в Новом Завете
ГЕЗЕР г. в Ханаане, упоминаемый в ВЗ на вост. границе владений филистимлян в связи с войнами
ГЕФ один из 5 главных городов филистимлян, упоминаемых в ВЗ
ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока
АЗЕК город в Северной Иудее
АККАД в Библии - обширная семитоязычная древневост. империя XXIV - XXII вв. до Р.Х.