Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВИФЛЕЕМ
Т. 8, С. 597-603 опубликовано: 2 января 2010г.


ВИФЛЕЕМ

[евр.   ,    - дом хлеба], поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства.

Вифлеем. Фотография. Кон. XX в.
Вифлеем. Фотография. Кон. XX в.

Вифлеем. Фотография. Кон. XX в.
Древнее имя сохранил совр. В.- город на территории Палестинской автономии, в 9 км к юго-западу от Иерусалима. В. расположен на зап. части водораздельного хребта, между плодородным р-ном г. Бейт-Джала и засушливыми полем Вооза и Полем Пастырей (Бейт-Сахур), уходящими на восток, в Иудейскую пустыню. Само название, возможно, указывает на то, что в древности в окрестностях В. было достаточно развито возделывание зерновых культур.

План базилики Рождества Христова в Вифлееме
План базилики Рождества Христова в Вифлееме

План базилики Рождества Христова в Вифлееме
Несмотря на довольно частое упоминание в Библии, город не играл значительной роли в политической истории Др. Израиля. В кн. Бытие он фигурирует также под именем Ефрафа, вблизи к-рого умерла и похоронена Рахиль (Быт 35. 19). Возможно, что названный в Амарнских письмах (XIV в. до Р. Х. )   - дом Лахму (одного из ассирийских божеств) - не что иное, как В. (Die El-Amarna Tafeln / Hrsg. J. A. Knudtzon. Lpz., 1915. Bd. 1-2. № 290). Однако эта идентификация имеет и противников (Липинский). В списке областей Иудеи во времена Иисуса Навина (Нав 15. 21-22) В. назван главным городом 10-й области. Он был местным центром владений рода Ефрафы (1 Цар 17. 12; Руфь 1. 2; ср.: Мих 5. 2 и Руфь 4. 11). Это город «дома Давида», место его избрания и помазания на царство прор. Самуилом (1 Цар 16. 1-13; 17. 12; 20. 6; 2 Цар 23. 14-16). Здесь же происходит и действие Книги Руфь (ср.: 1. 1-2, 19, 22; 2. 4; 4. 11). Из В. происходил Азаил, один из сторонников Давида, а также племянник царя (1 Пар 2. 16; 1 Цар 23. 24; 1 Пар 11. 26; 2 Цар 2. 32).

Уже в юности Давида В. был обнесен стеной (ср. упоминание ворот В. в 2 Цар 23. 15 и 1 Пар 11. 17-18), царь Ровоам превратил его в крепость, сев.-вост. бастион оборонительной системы, охранявшей центральную область Иудеи (2 Пар 11. 6). В Ездр 2. 21 (ср. Неем 7. 26) говорится, что из вавилонского плена в В. вернулось всего 123 чел., это показывает, что В. был маленьким городом (ср. Мих 5. 1). Однако, как видно из пророчества Мих 5. 1-3, в израильском народе никогда не исчезала память о том, что из В. происходил царь Давид. Люди помнили его скромное происхождение, когда уже померкла слава потомков родоначальника царской династии, и надеялись, что история повторится: в скромной семье в В. родится Новый Давид (Мих 5. 1-3). В согласии с этим пророчеством (ср. Мф 2. 6) в правление Ирода Великого в В. родился Иисус Христос (Мф 2. 2-18; Лк 2. 1-20; ср. Ин 7. 42).

Наряду с В. в Иудее (Суд 17. 7-9; 19. 1-2, 18; 1 Цар 17. 12; Руф 1. 1-2) в ВЗ упоминается еще одно место с тем же названием в Галилее в области расселения колена Завулона (Суд 12. 8-10; совр. Бет-Лехем-ха-Глилит, ок. 10 км к западу от Назарета).

Как один из главных центров христ. паломничества, В. привлек к себе внимание всех христ. Церквей. Кроме православных и католиков здесь отмечено присутствие монофизитов-армян (по крайней мере с V в.), а в описаниях пилигримов с XIV в.- последователей эфиопской и несторианской Церквей, маронитов, яковитов, правосл. грузин и др.

С доисторического периода В. время от времени заселялся. Проводившиеся в окрестностях археологические обследования открыли ряд цистерн, причем нек-рые построены в манере, типичной для бронзового века, с использованием естественных пещер, обведенных стенами и покрытых обмазкой; в соседнем Бейт-Сахуре найдена керамика III тыс. до Р. Х. (эпоха бронзы); на склоне, при исследованиях вокруг ц. Рождества и в пещерах под ней, Б. Багатти в 1962 г. были открыты остатки поселения и гробница железного века (Х в. до Р. Х.; подтверждено разведкой С. Гутмана и А. Бермана в 1969). Однако сведения Библии о стенах В. и источнике воды до сих пор не нашли подтверждения. После восстания в 135 г. B. был занят рим. гарнизоном, о чем говорит рим. надпись рядом с гробницей Рахили.

Вертикальный разрез базилики Рождества Христова
Вертикальный разрез базилики Рождества Христова

Вертикальный разрез базилики Рождества Христова
Начиная с христ. эпохи В. постоянно упоминается и описывается паломниками. Особенно важным источником для истории его архитектуры являются рисунки худож. Бернардино Амико, сделанные в 1596 г. (опубликованы в XVII в.). Дополнительные сведения о почитании христианами мест, связанных с событием Рождества Христова, а также о развитии в В. христ. архитектуры и искусства дают материалы археологических обследований, проведенных в 1908-1909 гг. и 1932-1934 гг. внутри базилики Рождества. Ценные сведения получены Багатти при работах 1947-1948 гг., проводившихся в сев. клуатре францисканцами - хранителями Св. земли, и при раскопках (1962-1964) в пещере блж. Иеронима. Информация собиралась также при реставрационных работах 1988 г. на территории арм. мон-ря. C 90-х гг. XX в. в самом В. и его окрестностях развернута международная археологическая программа, однако пока опубликованы только предварительные сведения о ее результатах (см.: Prag K.; Cree F. de).

Наиболее важный объект христ. истории в В.- т. н. Пещера (Вертеп, Грот) Рождества со стоящей над нею ц. Рождества Христова. Отождествление этой пещеры как места рождения Иисуса Христа вызвало в науке много споров. Неоднократно отмечалось, что детали повествования о Рождестве Христове у евангелистов Луки и Матфея существенно различаются (евангелист Иоанн пишет даже о неверии многих в Мессию на том основании, что он не рожден в Вифлееме; ср. Ин 7. 41-42). Повествуя о Рождестве, Евангелия не упоминают пещеру: ее древнейшее включение в текст можно найти у Иустина (Iust. Martyr. Dial. 78. 5-6) и в Протоевангелии Иакова (18.1), к-рые помещают Рождество не в самом B., но близко к нему или на полпути из Иерусалима. Напротив, Ориген (Orig. Contr. Cels. 1. 51) ок. 247 г. написал о рождении Иисуса Христа в самом В. и о пещере, к-рую местные жители показывают паломникам. Наиболее часто нынешнюю Пещеру Рождества отождествляют с местом рождения Иисуса Христа на основе фразы из письма блж. Иеронима (Hieron. Ep. ad Paul. 58. 3, ок. 395), к-рый долгое время жил в пещерах В., где работал над новым лат. переводом Библии. Он пишет, что имп. Адриан уничтожил там христ. святыню и устроил святилище Таммуза/Адониса. Однако ни археология, ни нумизматика не подтверждают присутствия в В. языческого святилища (П. Вельтен). Ряд археологов полагают, что искать археологические доказательства того, что Христос появился на свет именно в Пещере Рождества, означает некорректную постановку вопроса (Дж. Тейлор). Археологическое изучение пещер под ц. Рождества Христова серьезно затруднено тем, что их комплекс претерпел очень много изменений в посл. 2 тыс. лет.

Пещера Рождества Христова в Вифлееме. 1833 г. Худож. М.Н. Воробьев (ПИАМ)
Пещера Рождества Христова в Вифлееме. 1833 г. Худож. М.Н. Воробьев (ПИАМ)

Пещера Рождества Христова в Вифлееме. 1833 г. Худож. М.Н. Воробьев (ПИАМ)
Пещера Рождества (размер ок. 10,5/12,3´ 3,5´ 3 м) связана с др. пещерами, служившими для погребения верующих с IV-V вв. Совр. вид Пещеры Рождества сложился в основном в XII в., когда бронзовые двери V-VI вв. были окружены мраморными порталами, фланкированы парными колонками, а люнеты их стрельчатых арок украсили резьба (аканф) и звезда в сев. люнете, выполненная в технике opus sectile (из кусочков камней). Пещера имеет маленькую полуциркульную апсиду, вырубленную в вост. конце, с каменным алтарем, отмечающим место Рождества Христова, образ к-рого представлен мозаикой в полукуполе апсиды с надписью по-латыни. Согласно паломнику Теодориху (70-е гг. XII в.), вся Пещера Рождества была украшена мозаикой (выполнена до нач. XII в., поновлена в лат. период), от к-рой сохранились только фрагменты в апсиде. Место рождения Христа с 1717 г. отмечено серебряной звездой под престолом. Слева, рядом с юж. входом (вероятно, главным входом в пещеру в XII в.) помещались св. ясли, к-рые язычники, согласно Оригену, показывали христианам. Блж. Иероним свидетельствует, что первоначально ясли были сделаны из глины, к-рую затем заменили золотом и серебром. Согласно средневек. паломникам, в мраморном обрамлении яслей имелись 3 круглых отверстия, через к-рые можно было к ним прикладываться. Сейчас на месте, где стояли ясли,- скальный выступ, покрытый мрамором, в центре его сделано углубление (ок. 1´ 0,30 м), открытое спереди. В сев. части пещер, куда в средневековье можно было попасть по лестницам и проходам, паломники могли поклониться келье и могиле блж. Иеронима (впосл. его мощи перенесены в Рим), погребениям святых Павлы, Евстохии и Евсевия Кремонского, погребениям Вифлеемских младенцев и мощам св. Иосифа Аримафейского.

В непосредственной близости от Пещеры Рождества, на северо-востоке помещалась Молочная пещера. Уже с VII в. в Зап. Европе почитались как реликвии капли «молока Богородицы» - фракции пористого белого камня, находимые в пещере, где

Св. престол над местом рождения Спасителя в Пещере Рождества Христова
Св. престол над местом рождения Спасителя в Пещере Рождества Христова

Св. престол над местом рождения Спасителя в Пещере Рождества Христова
Св. семейство, по преданию, спасалось от воинов царя Ирода по пути в Египет; согласно легенде, кормя Младенца Иисуса, Богородица позволила излиться неск. каплям молока на камень, к-рые изменили его цвет с красного на белый. Считается, что этот камень, растворенный в воде, помогает матерям, имеющим проблемы с кормлением. Пещеру, где отдыхало Св. семейство, упомянул игум. Даниил; остальные паломники пишут о том, что поверх Молочной пещеры стоит ц. святых Павлы и Евстохии; существуют и др. идентификации места Молочной пещеры. По-видимому, изначально она помещалась в греч. мон-ре св. Николая. К кон. XIV в. его здания были уже разрушены, и в 1375 г. специальной папской буллой францисканцам было разрешено перестроить церковь; участок стал их собственностью с кон. XV в. и остается таковой до сих пор.

Базилика Рождества

Эпоха имп. Константина Великого (306-337)

Это один из памятников, ставший наряду с храмом Гроба Господня архетипом мартириев и образцом для архитектурного оформления св. мест христ. мира. Как пишут Евсевий Кесарийский и Кирилл Скифопольский, храмы Рождества в В. и Гроба Господня в Иерусалиме строились не для служения литургии, а для того, чтобы каждый верующий мог увидеть места рождения, погребения и воскресения Иисуса Христа.

Совр. базилика - единственный христ. храм в Палестине, к-рый сохранился в целости (хотя и с рядом перестроек) с домусульм. периода и богослужение в к-ром практически непрерывно продолжается с ранневизант. эпохи. Первый храм Рождества над пещерой, к-рой поклонялись как месту рождения Иисуса, был построен имп. Константином Великим и его матерью имп. Еленой (храм освятили 31 мая 339, но церковь описана уже в Бурдигальском итинерарии (333)). С этого момента В. занял важное место в истории христ. искусства, благодаря как высокому уровню художественного и архитектурного обрамления святыни, так и тому влиянию, к-рое образ пещер оказал на сложение иконографии Рождества. Церковь вошла в число 4 главных храмов Св. земли наряду с храмами над Голгофой, Гроба Господня и Вознесения на Елеонской горе, и стала прототипом мн. христ. сооружений последующих эпох.

Интерьер базилики Рождества Христова в Вифлееме. Фотография. Кон. XX в.
Интерьер базилики Рождества Христова в Вифлееме. Фотография. Кон. XX в.

Интерьер базилики Рождества Христова в Вифлееме. Фотография. Кон. XX в.
Сведения о храме IV в. (разрушен в 529) дают в основном археологические раскопки, проведенные в годы Британского мандата департаментом древностей (1934-1936, рук. У. Харви). На 50-60 см ниже уровня нынешнего пола были найдены основания стен, базы колонн, мозаичное мощение полов. Раскопки показали, что храм погиб при пожаре (открыт толстый слой пепла, обгорелого дерева и битой черепицы), а затем был разобран, так что его внешний облик восстанавливается только гипотетически. Как выяснилось, храм эпохи имп. Константина Великого делился в плане на 3 части: прямоугольный атриум на западе, 5-нефная базилика и октагональная церковь над пещерой на востоке. Базилика, перекрытая по балкам, была в плане почти квадратной (27,70´ 26,80 м изнутри) и делилась 9 колоннами (диаметр 1 м) на 10 компартиментов (что именно несли колонны, архитрав или аркаду, неясно). Главный неф (шириной 10 м) фланкировали сдвоенные боковые проходы (шириной 3 и 3,5 м). Храм имел строгую осевую композицию: центральная ось 3 главных частей совпадала; насквозь проходили также оси 2 внутренних нефов. На эти оси были «нанизаны» двери атриума, базилики и угловых (треугольные в плане) помещений октагона. Но крайние боковые нефы не сообщались напрямую ни с атриумом, ни с вост. пастофориями (прямоугольными боковыми помещениями). Стены базилики были украшены фресковой и мозаичной росписями на религ. сюжеты, полы вымощены мозаикой (геометрические и растительные орнаменты, изображения животных). Среди них привлекает внимание панель с мозаикой, в к-рую вписана монограмма «ΙΧΘΥΣ» (т. е. рыба, аббревиатура греч. слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»), найденная в апсиде и относимая к V (Дж. Кроуфут) или к IV в. (Багатти).

Ангел. Мозаика базилики Рождества Христова в Вифлееме. Ок. 1169 г.
Ангел. Мозаика базилики Рождества Христова в Вифлееме. Ок. 1169 г.

Ангел. Мозаика базилики Рождества Христова в Вифлееме. Ок. 1169 г.
Октагон (диаметр 18,6 м) имел сторону в 7,9 м, а в ширину был равен 3 центральным нефам базилики. Пол был поднят выше уровня нефов базилики на 3 ступени. В центре стоял октагональный подиум, также в 3 ступени, середину к-рого прорезал круглый световой колодец (oculus; шириной 3,85 м), напрямую открывавшийся в пещеру под ним (общее мнение ученых, за исключением Багатти). Остатки опор по периметру колодца позволяют думать, что световой колодец был увенчан киворием или окружен невысоким барьером. Не было найдено никаких остатков престола, причем Кроуфут предполагал, что в храме он изначально не был предусмотрен (как в храме Гроба Господня), так же как возможность спуска в пещеру (большинство ученых считают, что в пещеру спускались, попадая в ее зап. часть по узкой лестнице в вост. конце главного нефа базилики).

В целом план базилики очень близок плану храма Гроба Господня в Иерусалиме, с поправками на различный облик самих святынь, хотя собственно мемория в В. не была отделена от зала базилики, как в Иерусалиме, но архитектурно эти элементы в обоих случаях связаны мало.

Эпоха имп . Юстиниана I (527-565)

Первая базилика Рождества была полностью разрушена в 529 г., во время восстания против византийцев в Самарии. Вскоре по просьбе прп. Саввы Освященного ее полностью отстроили мастера, присланные имп. Юстинианом I (о чем сообщает в нач. Х в. патриарх Александрийский Евтихий). При этом храм был существенно изменен в своей наиболее важной вост. части и приспособлен для литургии; кроме того, он стал крупнее и роскошнее, что вполне отвечало запросам ктитора. Новый храм был возведен из блоков тесаного камня, но, как и первая базилика, перекрыт деревом. Он по-прежнему имел 5 нефов, хотя количество колонн увеличилось на одну («лишний» 10-й ряд был добавлен с запада); были добавлены также экзонартекс и новый атриум. Общие размеры составили 53,2´ 26,8 при длине трансепта 36 м. Колонны из хорошо отполированного розоватого вифлеемита встали на новые основания, а их резные коринфские капители с аканфом и знаками креста поддерживали деревянный архитрав с резьбой (к-рая может отражать богатство кессонированных потолков храма IV в.). 3 большие двери с архитравами на выносных консолях вели из внешнего двора в нартекс, откуда 3 др. двери открывались в главный и боковые нефы. Внешние нефы и клеристорий (верхняя часть центрального нефа, приподнятая по отношению к боковым нефам) освещали окна с циркульными архивольтами.

Перемены в вост. части были серьезнее: октагон сменил трифолий - главная апсида (в ней имеются остатки синтрона, перед ней - следы «сирийской бемы», возможно окружавшей престол) выдавалась с востока, 2 др. завершали рукава трансепта; световой колодец был заложен. Пещера Рождества оказалась теперь под сводом трансепта, и приподнятый пол алтарной части примерно соответствовал ей по площади. В нее спускались по полукруглым маршам с севера и юга. Полы и стены всего храма были облицованы мрамором, в верхней части стен помещались мозаики. Харви упоминает о 22 окнах, освещавших интерьер (сейчас заложены).

Деисус. Роспись часовни в башне базилики Рождества Христова в Вифлееме
Деисус. Роспись часовни в башне базилики Рождества Христова в Вифлееме

Деисус. Роспись часовни в башне базилики Рождества Христова в Вифлееме
Новый храм уцелел при персид. нашествии 612-629 гг. (согласно легенде, благодаря тому, что персы увидели на мозаике с изображением Рождества сцену поклонения волхвов, в к-рых, по одежде и головным уборам, признали единоверцев) и при исламском завоевании в 30-х гг. VII в.; базилика избегла разрушения и при халифе аль-Хакиме в 1009 г., видимо, благодаря тому, что мусульмане почитали место рождения Христа (ее юж. трансепт был отделен и предоставлен им для поклонения).

Отдельный пласт изменений храма эпохи правления имп. Юстиниана составляют достройки в период лат. владычества на Востоке, в XII-XIII вв. В. был взят Танкредом и его отрядом в 100 всадников в июне 1099 г. и оставался в руках крестоносцев до 15 сент. 1187 г.; возвращен франками в 1229 г. по договору между Фридрихом II и аль-Маликом аль-Камилом и окончательно отбит тюрк. войсками в 1244 г. Если в визант. время храм Рождества был почитаем как церковь-мартирий, но никогда не являлся епископальным центром, то в годы лат. господства он стал кафедрой лат. епископа В. и Аскалона (с 1100). На Рождество 1100 г. в нем был коронован Балдуин I, а позже и Балдуин II (1118). Здесь служили каноники-августинцы с приором во главе, братство к-рых сформировалось вскоре после июня 1099 г. Ц. Рождества той эпохи описывают мн. пилигримы XII-XIII вв.

В декорацию базилики были внесены нек-рые изменения: мозаики на стенах, существовавшие к кон. XI в. (упомянуты игум. Даниилом в нач. XII в.), были отреставрированы в 1161-1165/69 гг. на средства визант. имп. Мануила I Комнина и иерусалимского кор. Амальрика. Оба они названы в двуязычной надписи на юж. стене алтаря, в к-рой упомянут также художник, осуществивший работу,- мон. Ефрем. От мозаик уцелели только фрагменты, но ранние описания, особенно Кварезми (1626), позволяют реконструировать программу хотя бы отчасти. В центральной апсиде была изображена Богородица с Младенцем, по сторонам от них - прор. Давид и праотец Авраам (необычное сочетание, учитывая также сцену Благовещения на триумфальной арке). Греч. паломник Иоанн Фока (1185) упоминает в алтаре «над пещерой» портрет имп. Мануила I. Сцены на сев. стороне включали Пятидесятницу, на юж.- Успение Пресв. Богородицы и Введение во храм. В сев. трансепте имелись сцены Преображения Господня, Уверения ап. Фомы и Вознесения Христова; в юж.- Вход в Иерусалим и предательство Иуды. Декорация стен клеристория делилась на 3 горизонтальные зоны: прямо над архитравом была представлена родословная Христа согласно евангелистам Матфею (юж. стена) и Луке (сев. стена) - погрудные изображения; над ней на юж. стене помещались 7 табличек в архитектурном обрамлении с текстами из постановлений 7 Вселенских Соборов (6 на греч. и 1 на лат. языках), на сев. стене им отвечали такие же таблички, связанные с 6 поместными Соборами Греческой Православной Церкви. Над ними, между окнами клеристория, были изображены группы ангелов, у ног одного из к-рых на сев. стене имеется мозаичная подпись: «Basilius (Basileus) Pictor» - с пояснением по-сирийски, в к-ром художник назван диаконом. Согласно Кварезми, зап. стену занимала композиция «Древо Иессеево».

Колонны нефа в XII в. были также расписаны (изображение Богоматери с Младенцем на 2-й юж. колонне имеет надпись, датирующую роспись 1130 или 1139), в основном образами вост. и зап., в т. ч. сканд. святых. Подписи также были сделаны на 2 языках, по-латыни и по-гречески. С востока на запад на сев. колоннаде изображены: Распятие, ап. Иоанн Богослов, Богородица с Младенцем (Галактотрофуса), святые Катальд, Дамиан, Косма, Леонард (вероятно, Лиможский), Георгий Победоносец, Евфимий Великий, Антоний Великий, Макарий Великий; на юж.- святые Маргарита (Марина), Фуска, Онуфрий Великий, прор. Илия (с 2 воронами), Иоанн Креститель, Викентий, Олаф Норвежский, Кнут Датский, первомученик Стефан, Савва Освященный, Феодосий Великий. На юж. колоннаде - Богородица с Младенцем (Одигитрия) (3 колонны без росписи); св. Маргарита (Мария), прав. Анна с младенцем Марией и св. папа Лев Великий, Богородица с Младенцем (Гликофилуса) и сщмч. Власий (2 колонны без росписи); апостолы Варфоломей и Иаков, брат Господень. К оконной декорации относились, возможно, фрагменты расписного оконного стекла в пещерах под сев. трансептом, ассоциируемых с блж. Иеронимом (собраны при работах 1962-1964). Представляющие в стилистическом отношении смесь романо-готических и визант. элементов, росписи ц. Рождества в целом являли пример смешения политических, культурных и художественных тенденций Запада и Востока в Св. земле в эпоху лат. господства.

Полы базилики были мраморными: в «Хождении» игум. Даниила они описаны как белые; описания более поздних паломников позволяют предположить цветную мозаичную выкладку мрамором в итал. стиле Космати. Эти полы были похищены турками между 1596 и 1626 гг. Мрамор покрывал также нижние части стен (в наст. время следов облицовки не сохр.). Считается, что главный престол храма был выполнен ок. 1185 г. Иоанном из Вюрцбурга.

Снаружи с запада базилику в XII в. фланкировали башни-колокольни (по обеим сторонам нартекса; на 1-м этаже сев. башни располагалась часовня с расписанными стенами). Крышу базилики, крытую свинцом по балкам, упоминают мн. паломники XII-XIII вв., но какой была ее внутренняя форма (кессонированная, как в VI в., или открытая стропильная конструкция, как в совр. виде), неясно. Теодорих в 70-х гг. XII в. писал также о венчавшей кровлю звезде из золоченой меди. В XII в. базилика была обстроена новыми зданиями мон-рей, весь комплекс окружила оборонительная стена с прямоугольными выступающими башнями. Главный вход вел через башню на зап. стороне, ее руины еще были видны в кон. XVI в. (основание раскопано в 1932). Одна из башен (16,4´ 18,4 м, в юго-вост. углу, с основанием из рустованных блоков) напоминает донжон.

В базилике был собран целый ряд реликвий. Пилигримы упоминают о столе, на к-рый волхвы возложили свои дары; ок. 1130 г. в гробнице, на зап. стороне хора, были положены мощи св. Иосифа Аримафейского; отмечены также клещи (pincers), к-рыми св. Иосиф снимал с креста тело Христа; один из гвоздей Распятия и молот (упом. ок. 1170) и рука ап. Фомы, возможно полученные при разграблении К-поля в 1204 г. Упоминаются также мощи невинно убиенных младенцев Вифлеемских.

После взятия В. мусульм. армией под началом Салах ад-Дина (15 сент. 1187) лат. епископ и клир были изгнаны из базилики Рождества. Через 5 лет 2 священникам и диакону разрешено было вернуться, но сам храм был отдан в распоряжение вост. (сир.) христианам, к-рые продолжили его украшение в правосл. стиле. От этого периода сохранились резные деревянные двери главного зап. портала (датированы на арм. и араб.- 1227). В 1229 г. В. был возвращен франкам, но в апр. 1244 г. храм Рождества осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 г. мамлюкский султан Бейбарс I «уничтожил монастырь», через 3 года вывезя из него (возможно, из атриума) мрамор и колонны для украшения зданий Каира. Пилигримы-католики вновь смогли посещать В. только с 1271 г.; католич. мессы было разрешено служить с 1277 г.; с 1347 г. зап. христианство представляли здесь францисканцы, и сейчас еще занимающие здания бывш. девичьего мон-ря эпохи крестоносцев, а также сохраняющие престол в Пещере Рождества. В ведении Греческой Православной Церкви оставались главный престол храма (с 1244) и жен. мон-рь, пристроенный к базилике с юж. стороны.

Несмотря на нестабильную ситуацию в Палестине, храм не понес значительных утрат: план католич. мон. Бернардино Амико (1596) показывает его почти невредимым (за исключением сев.-зап. части). Храм ремонтировали неоднократно с разрешения властей Каира или Стамбула. В 1479 г. кровля была перекрыта свинцом, подаренным кор. Эдуардом IV Английским, по балкам, привезенным из Венеции. В 1670-1671 гг. кровлю чинили греки, к-рые также поставили иконостас, смененный в 1764 г. Дальнейшие поновления связаны с землетрясением 1834 г. и с пожаром 1869 г., повредившими интерьер пещеры. В ц. Рождества поступали богатые дары из России: колокола; паникадила - вклад имп. Александра III и Николая II. В XIX в. между нефами и предалтарным пространством была поставлена стена, убранная в 1918 г. военным губ. Иерусалима сэром Роналдом Сторрсом. В 1947 г. клуатр эпохи крестоносцев был отреставрирован по проекту А. Барлуцци. В 1990 г. крыша храма перекрывалась еще раз военной администрацией Израиля, а после событий, связанных с захватом его участниками палестинского сопротивления зимой 2001/02 г., потребовалось обновление интерьера храма.

Монастыри в В.

Первые мон-ри были созданы уже в 386 г. блж. Иеронимом и его ученицами, Павлой и Евстохией, но к нач. IX в. в мон-рях оставалось только 15 священников и монахов и 2 столпника. В 1016 г. бенедиктинец св. Бононий вновь организовал здесь общину.

Сохранились различные части комплекса, окружавшего базилику в XII в. и ранее и принадлежащие католич., греч. и арм. жен. мон-рям. Исследования Багатти и Барлуцци (1947-1948) восстановили историю францисканского комплекса, работы 1988 г. позволили обследовать территорию арм. мон-ря к юго-западу от храма. При раскопках XIX-XX вв. на территории францисканского мон-ря была собрана богатая коллекция церковных древностей эпохи крестоносцев: 16 колоколов из набора XIII в. (найдены в районе клуатра при работах 1883-1906); 2 бронзовые чаши со сценами из жизни ап. Фомы; 2 серебряных подсвечника с владельческой надписью храма Рождества по-латыни («Да будет проклят тот, кто похитит меня с места Святого Рождества. Вифлеем») и 3 подсвечника лиможской эмали, а также навершие епископского посоха лиможской эмали и фрагменты органа XIII в. Проч. части комплекса остаются необследованными и восстанавливаются в основном по рисунку Амико 1596 г.

В XII в. к северу от базилики (на участке, ныне занятом францисканским мон-рем и ц. вмц. Екатерины) сложился мон-рь канонис-августинок, сформированный при храме. Его планировка обычна для ордена августинцев: здания сгруппированы вокруг прямоугольного двора-клуатра (26,5´ 25 м) и оформлены в позднем романском стиле. Амбулаторий клуатра (шириной 3,5 м) был отделен от открытой части парапетом и перекрыт по стрельчатым аркам (4 травеи на каждой стороне; каждая травея открывалась во двор 3 проемами на сдвоенных колонках с резными капителями). Из зап. коридора клуатра можно было попасть прямо в сев. неф храма, а также спуститься по лестнице в пещеру, где погребен блж. Иероним. К северу от клуатра имелось прямоугольное помещение, к-рое Амико назвал разрушенной трапезной, фланкированное с севера галереей (шириной 5 м), опиравшейся на сводчатую субструкцию, стоявшую на склоне холма. Вост. часть мон-ря в основном разрушена в 70-х гг. XIX в. при расширении ц. вмц. Екатерины (ставшей главным католич. храмом В. в XIII в., после того как католики потеряли доступ к главному алтарю базилики). Ранняя ц. вмц. Екатерины (впервые упом. в XV в.; план приводит Амико) была вытянутой (27´ 6 м изнутри), разделенной на главный зал и хор, с вост. частью (6´ 15 м), возможно преобразованной из зала собраний более раннего мон-ря XII в. Севернее храма стояло крыло, включавшее на 2-м уровне дормиторий (спальню) канонис (сохр. вост. конец).

К югу от дворов базилики VI в. стоит арм. мон-рь. Его здания XVIII-XIX вв. опираются на сводчатые структуры XII в., одна из к-рых т. н. библиотека, или школа, блж. Иеронима - длинный зал (25,5´ 9,1 м), идущий точно вдоль линии юж. стилобата атриума VI в. (3 колонны к-рого можно и сегодня видеть в его сев. стене). Зал разделен на 12 травей с крестовыми сводами, опирающимися на 4 колонны розового известняка (вторичное использование) с коринфскими капителями. Их базы стоят на скале, на неск. метров ниже окружающей скальной поверхности, т. е. весь зал помещен в искусственной вырубке. С юга от базилики располагались, возможно, и епископская резиденция, а также греч. девичий мон-рь и лат. больница для паломников.

Пещера Рождества в Вифлееме
Пещера Рождества в Вифлееме

Пещера Рождества в Вифлееме
В ближайших окрестностях В. рассеян ряд важных памятников археологии христианской, часть к-рых также связана с почитанием события Рождества Христова. Прежде всего это Рамат-Рахель - холм Рахили (1 км от Пещеры Рождества), упоминаемый во II в. рим. историком Юстином как место Рождества. Раскопки показали, что до изгнания Адрианом евреев этот район был кладбищем маленькой деревушки, с нач. III в. его использовала также евр. община Иерусалима, а позже Х легион использовал погребальные склепы как цистерны, построив здесь баню; в кон. III в. в Рамат-Рахель появились жилые здания. Др. место, почитавшееся в связи с Рождеством в окрестностях В. в V-VI вв.,- т. н. Кафизма (кресло, трон), на к-ром, согласно преданию, передаваемому Феодосием (нач. VI в.), сидела Богородица во время отдыха на пути в В. В 451-458 гг. вокруг этого места был построен мон-рь, остатки его главного храма, купольного октагона с обходной галереей и встроенными в нее внешними капеллами, открыты в 1992 г. примерно на половине пути между Иерусалимом и В. Храм с прекрасно сохранившимися мозаичными полами представляет важное звено в развитии визант. архитектуры и иконографии.

Вблизи В. расположены и др. памятники христ. археологии, связанные с историей Рождества: дворец-крепость царя Ирода, а также совр. Бейт-Сахур, или Поле Пастырей, где в 70-х гг. XX в. при раскопках под рук. В. Дзафериса обнаружены хорошо сохранившиеся остатки неск. сменявших друг друга храмов с мозаичными полами и колоннами, восходящие к IV-VII вв., а также некрополи визант. времени с богатым инвентарем. С развитием традиции благочестивых паломничеств в В. было организовано производство евлогий (с VI в. стеклянные ампулы, коробочки для реликвий и авории, с XVI в.- изделия из коралла, перламутра и дерева оливы), существующее и в наст. время.

Лит.: Riant P., de. Études sur l'histoire de l'église de Bethléem. Gênes, 1889-1896; Harley W. et al. The Church of the Nativity at Bethlehem. L., 1910; idem. Structural Survey of the Church of the Nativity, Bethlehem. L., 1935; Vogüé M., de. Les églises de la Terre Sainte. P., 1860; Vincent H., Abel F.-M. Bethléem: le Sanctuaire de la Nativité. P., 1914; Abel F.-M. Histoire de la Palestine depuis la conquête d'Alexandre jusqu'à l'invasion arabe. P., 1952; Saller S. Bethlehem and its Surroundings // SBF. 1963. N 13. P. 325; idem. Bethlehem // Ibid. 1964. N 14. P. 287; idem. Bethlehem // RB. 1966. Vol. 72. P. 585; idem. Iron Age Remains from Bethlehem // SBF. 1968. N 18. P. 153-180; Stockton E. Stone Age Factory Site at Arafa near Bethlehem // Ibid. 1965. N 15. P. 124-136; idem. The Stone Age of Bethlehem // Ibid. 1967. N 17. P. 129-148; Vetrali L. Le iscrizioni dell' acquedo to romano presso Betlemme // Ibid. P. 149-161; Bagatti B. Recenti scavi a Betlemme // Ibid. 1968. N 18. Р. 181-237; Benoit P. Chronique Archéologique // RB. 1970. Vol. 77. P. 583-585; Lipinski E. Beth-Schemesch und der Tempel der Herrin der Grabkammer in den Amarna-Briefen // VT. 1973. Vol. 23. P. 443-445; idem. L'emplacement de Bethléem au temps de Jésus // Dossiers de l'Archéologie. 1975. Vol. 10. P. 58-63; Ovadiah A. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land / transl. from Hebrew R. Kirson. Bonn, 1970. p. 33-37 [Bibliogr.]; Welten P. Bethlehem und die Klage um Adonis // ZDPV. 1983. Bd. 99. S. 189-203; Brown R. The Birth of the Messiah. N. Y., 1985; Kühnel G. The 12th-Cent. Decoration of the Church of the Nativity: Eastern and Western Concord // ACR. 1993. P. 197-203; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1993. Vol. 1: [A-K]. p. 137-157 [Bibliogr.]; Tzapheres V. The Early Christian Holy Site at Shepherd's Field // ACR. 1993. P. 204-206; Taylor J. E. The Bethany Cave: a Jewish-christian cult site? // Rb. 1990. Vol. 93. N 3; idem. Christians and the Holy Places: The Myth of Jewish-Christian Origins. Oxf., 1993. P. 96-112; Cree F., de. History and Archaeology of the Bet Sahur Region: A Preparatory Study for a Regional Survey: (The Bethlehem Archaeol. Project) // ZDPV. 1999. Bd. 115. N 1. S. 59-84; Prag K. Bethlechem: a site assessment // Peq. 2000. vol. 132. P. 169-181; Lavas G. P. The Kathisma of the Holy Virgin: A Major New Shrine // DCAE . 2001. N 2. P. 60-101.
Л . А . Беляев

Русский участок в Вифлееме

Эль-Атн, площадью 7955 кв. м, расположенный недалеко от ул. Молочной пещеры. Улица разделяет его на 2 отдельных неравных участка, каждый из к-рых обнесен высокой каменной оградой. Приобретен архим. Антонином (Капустиным) в 80-х гг. XIX в. по поручению и на средства гр. М. В. Орловой-Давыдовой (за 33 тыс. франков). В 1894 г., после кончины архим. Антонина, участок по воле владелицы был передан Императорскому Православному Палестинскому об-ву (ИППО) и записан на имя помощника председателя об-ва М. П. Степанова. 23 февр. 1899 г. переведен на имя председателя ИППО вел. кн. Сергея Александровича, что было подтверждено сенед-тугралы (т. е. закрепляющей грамотой султана) от 9 июня 1899 г. (Россия в Св. Земле. Т. 1. С. 284-285).

15 нояб. 1900 г. ИППО была открыта в В. начальная школа для араб. правосл. детей. Педагогический персонал составляли 4 учительницы, 2 из России, 2 - выпускницы жен. учительской семинарии в Бейт-Джале, созданной рус. педагогами в 1890 г. Рус. школа в В., как и др. 100 школ ИППО в Палестине и Сирии, существовала до начала первой мировой войны.

В 50-х гг. XX в. эмигрировавшими представителями ИППО участок был продан Православному благотворительному об-ву (Orthodox Charity Society) при правосл. общине г. Вифлеема. В июне 1997 г., во время паломничества в Св. землю Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с празднованием 150-летия Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, по решению Палестинской Национальной Администрации земля возвращена РПЦ (МП). В наст. время на средства РДМ в Иерусалиме на участке воздвигнут паломнический дом.

Лит.: Нехуштай Ш. Ш. Рус. деятельность в Палестине в конце Османского периода. Хайфа, 1984 (на иврите; рус. пер. изд.: Б-ка РДМ, Иерусалим. Ркп.); Палестина - Россия: связь времен: Спец. вып. / Лига Араб. гос-в. М., 1993. С. 31; Россия в Св. Земле: Док-ты и мат-лы / Сост., вступ. ст. и коммент. Н. Н. Лисового. М., 2000. Т. 1. С. 97, 284-285, 296-297, 301, 704-705, 722.
Н . Н . Лисовой
План базилики Рождества Христова в Вифлееме
План базилики Рождества Христова в Вифлееме
План базилики Рождества Христова в Вифлееме
Ключевые слова:
Святая Земля (Палестина) Византийская Империя. История История Древней Церкви (I - III вв.) География библейская, область библеистики, изучающая географические представления библейских авторов, а также историческую географию региона, с которым связаны события библейской истории Жизнь Господа Иисуса Христа Новозаветные реалии Церковная архитектура. Святая Земля Израиль древний Паломничество География историческая Страноведение. Израиль Вифлеем, поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых святых мест христианства Церковная архитектура. Храмы (Израиль)
См.также:
ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока
ВИФФАГИЯ селение на склоне Елеонской горы, недалеко от Вифании
ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви
АЙН-КАРЕМ сел. юго-западнее Иерусалима,почитаемое как одно из возможных мест рождения Иоанна Предтечи
АККО морской порт и крепость севернее мыса Кармель (Израиль)
АСКАЛОН г. на юге Израиля, один из 5 главных филистимских городов
БЛАЖЕНСТВ ГОРА место, где Спаситель произнес Нагорную проповедь
ВИФАВАРА вариант названия места на р. Иордан, где совершал Крещение св. Иоанн Предтеча
ВИФЕЗДА название купальни в евангельском описании чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного
ВИФИНИЯ историческая область на северо-западе М. Азии
ВИФСАИДА город, упомянутый в НЗ, родина апостолов Филиппа, Андрея Первозванного и Петра
ГАЛИЛЕЙСКОЕ МОРЕ одно из названий озера на севере Израиля, встречающееся в Новом Завете
ГЕФСИМАНИЯ местность у подножия Елеонской (Масличной) горы, к востоку от Иерусалима , вблизи долины Иосафата (Кедронской); место молитвы Господа Иисуса Христа перед взятием под стражу и Крестной смертью
ГРОБ ГОСПОДЕНЬ гробница в Иерусалиме вблизи Голгофы, где было положено тело Иисуса Христа
ИОРДАН река на Ближнем Востоке
АБУ-ГОШ придорожное селение в Иудее (12 км на северо-запад от Иерусалима)
АМФИПОЛЬ древн. город в Македонии, на вост. берегу р. Стримон, кот. посетил ап. Павел
АСОР город на севере Ханаана
БЕФ-САН (Вефсан), город в уделе колена Манассии
ВАСАН древняя область, вероятно, занимающая территорию к северу от Галаада
ВЕФИЛЬ [евр. - дом Бога], название местности и города на Иудейском нагорье
ВЕФСАМИС название неск. городов в Свящ. Писании
ГАЗА город в юго-зап. Палестине
ГАЙ название города в центральной части Палестины
ГЕЗЕР г. в Ханаане, упоминаемый в ВЗ на вост. границе владений филистимлян в связи с войнами
ГИВА город в уделе колена Вениаминова