Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

Православный церковный календарь на январь 2020 г.
Седмица 32-я по Пятидесятнице. Попразднство Богоявления. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
20 января (7 января) Седмица 32-я по Пятидесятнице. Попразднство Богоявления. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Прпп. Георгия Хозевита (VII) и Емилиана исп. (IX). Прп. Домники (ок. 474). Прп. Григория, чудотворца Печерского, в Ближних пещерах (1093). Прп. Григория, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Сщмч. Исидора пресвитера и с ним 72-х, в Юрьеве Лифляндском пострадавших (1472). Прп. Паисия Угличского (1504). Сщмч. Картерия, пресвитера Кесарии Каппадокийской (304). Мучеников Феофила диакона и Елладия (IV). Мучеников Иулиана, Келсия, Антония, Анастасия, мучениц Василиссы и Мариониллы, семи отроков и 20-ти воинов (313). Прп. Илии Египетского (IV). Мч. Або Тбилисского (ок. 790) (Груз.). Сщмч. Виктора Усова пресвитера (1937); священномучеников Димитрия Плышевского, Владимира Пастернацкого пресвитеров, прмч. Пафнутия Костина, мч. Михаила Новоселова (1938); сщмч. Василия Архангельского пресвитера (1939); мч. Иоанна Малышева (1940); св. Михаила Розова исп., пресвитера (1941).
21 января (8 января) Прпп. Георгия Хозевита (VII) и Емилиана исп. (IX). Прп. Домники (ок. 474). Прп. Григория, чудотворца Печерского, в Ближних пещерах (1093). Прп. Григория, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Сщмч. Исидора пресвитера и с ним 72-х, в Юрьеве Лифляндском пострадавших (1472). Прп. Паисия Угличского (1504). Сщмч. Картерия, пресвитера Кесарии Каппадокийской (304). Мучеников Феофила диакона и Елладия (IV). Мучеников Иулиана, Келсия, Антония, Анастасия, мучениц Василиссы и Мариониллы, семи отроков и 20-ти воинов (313). Прп. Илии Египетского (IV). Мч. Або Тбилисского (ок. 790) (Груз.). Сщмч. Виктора Усова пресвитера (1937); священномучеников Димитрия Плышевского, Владимира Пастернацкого пресвитеров, прмч. Пафнутия Костина, мч. Михаила Новоселова (1938); сщмч.  Василия  Архангельского пресвитера (1939); мч. Иоанна Малышева (1940); св. Михаила Розова исп., пресвитера (1941).

Мч. Полиевкта (259). Свт. Филиппа, митр. Московского и всея Руси, чудотворца (1569). Прп. Ионы, в схиме Петра, Киевского, чудотворца (1902). Прор. Самея (X в. до Р. Х.). Свт. Петра, еп. Севастии Армянской (IV). Прп. Евстратия чудотворца (IX). Сщмч. Павла Никольского пресвитера (1943).
22 января (9 января) Мч. Полиевкта (259). Свт. Филиппа, митр. Московского и всея Руси, чудотворца (1569). Прп. Ионы, в схиме Петра, Киевского, чудотворца (1902). Прор. Самея (X в. до Р. Х.). Свт. Петра, еп. Севастии Армянской (IV). Прп. Евстратия чудотворца (IX). Сщмч. Павла Никольского пресвитера (1943).


Актуальные статьи
ИРОД ВЕЛИКИЙ (ок. 73-4 гг. до Р. Х.), царь Иудеи (37-4), основатель иродианской династии
ИОРДАН река на Ближнем Востоке
«ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ» название иконографии возникло на основе текста Евангелия от Матфея
ЗВЕЗДА ВОЛХВОВ чудесное астрономическое явление, сопровождавшее, согласно 2-й гл. Евангелия от Матфея, рождение Младенца Иисуса Христа
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ 12 праздников, в правосл. традиции считающихся наиболее важными после праздника Пасхи
ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ дни церковного календаря, посвященные воспоминаниям и прославлению событий из земной жизни Иисуса Христа
ВИФЛЕЕМСКИЕ МЛАДЕНЦЫ мученики, убиенные по приказу царя Ирода в Вифлееме (пам. 29 дек., пам. зап. 28 дек.)
ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства
ВОЛХВЫ в НЗ персонажи повествования о Рождестве Христовом (Мф 2. 1-12)
ВОДА один из первоэлементов тварного мира
БОГОЯВЛЕНИЕ 1) богосл. понятие 2) праздник, иконография 3) в Свящ. Писании
АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)

Крещение Господне. Икона из Кашинского чина. 30–40-е гг. XV в. (ГРМ)
один из главных праздников православной Церкви (6 янв., в ХХ-XIX вв.- 19 янв. н. с.), посвященный воспоминанию одного из центральных событий новозаветной истории - Крещению Иисуса Христа Иоанном Предтечей. Согласно евангельскому повествованию, в возрасте около 30 лет Иисус Христос пришел к Иоанну Предтече, проповедовавшему и крестившему народ в реке Иордан. Приняв крещение от Иоанна, Иисус вышел из вод реки и в этот момент произошло Богоявление - был глас с небес, объявивший Иисуса Сыном Божиим, после чего на Спасителя сошел Святой Дух в виде голубя, указав тем самым на обещанного избранному народу Мессию.
Избранные статьи
ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ чин, заменяющий собой полную евхаристическую литургию
АНГЕЛОЛОГИЯ учение об ангелах
АПОСТОЛЫ ближайшие ученики Иисуса Христа
БЕССМЕРТИЕ
БИБЛЕИСТИКА историко-филологическая наука, изучающая Библию как лит. произведение посредством текстологического и лит. анализа
БИБЛИЯ - см. Библия. I, Библия. II, Библия. III, Библия IV.
БЛАГО философс. категория, богосл. термин
БЛАГОДАТЬ нетварная Божественная сила
БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВЗ, НЗ
БЛАГОЧЕСТИЕ внутреннее благоустроение души, основанное на богопочитании и выполнении религ. и нравственных предписаний
БЛАЖЕНСТВО состояние приобщенности к благу
БОГ
БОГОПОЗНАНИЕ постижение Бога в соответствии с заповедью
БОГОРОДИЦА Дева Мария, родившая Иисуса Христа
БОГОСЛОВИЕ богосл. термин
БОГОСЛУЖЕНИЕ одно из самых фундаментальных проявлений человеческой религиозности
БУДНИЧНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ежедневное богослужение седмичных дней вне Великого поста
ВЕРА один из главных феноменов человеческой жизни
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ Вознесение Иисуса Христа на небо - одно из главных событий Священной истории
ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА возвращение Иисуса Христа к жизни после вызванной распятием на Кресте Его смерти и погребения; великий христ. праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением или Пасхой
ГОЛГОФА место в Иерусалиме, где был распят Иисус Христос
ГРОБ ГОСПОДЕНЬ гробница в Иерусалиме вблизи Голгофы, где было положено тело Иисуса Христа
ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ одна из канонических книг Свящ. Писания НЗ
ЕВАНГЕЛИСТЫ 1) апостолы, написавшие канонические Евангелия; 2) христ. проповедники, 3) чтецы
ЕВАНГЕЛИЕ весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви
ЕВХАРИСТИЯ см. Евхаристия. Часть I, Евхаристия. Часть II
ИИСУС ХРИСТОС Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение
Новые статьи
без названия
без названия
Золотарёв
ИСИДОР 1619
ВЛАДИМИР Холодоковский
без названия
АЛАПАЕВСКАЯ И ИРБИТСКАЯ ЕПАРХИЯ Екатеринбургской митрополии Русской Православной Церкви
АМВРОСИЙ (Ермаков Виталий Анатольевич; род. 15 июня 1970 г.), архиеп. Верейский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий
ВЛАДИМИР (Новиков Владимир Анатольевич, род. 2 апр. 1958 г.), епископ Клинцовский и Трубчевский (Брянская митрополия)
Иллюстрации
ИУЛИАНИЯ
ИУЛИАНИЯ (Соколова Мария Николаевна) (1899 - 1981), монахиня, выдающийся иконописец, педагог, художник-реставратор
КАЛИННИКОВ
КАЛИННИКОВ Виктор Сергеевич (1870-1927), рус. композитор
ИОАННА БОГОСЛОВА ОТКРОВЕНИЕ
ИОАННА БОГОСЛОВА ОТКРОВЕНИЕ последняя книга Нового Завета и всей христианской Библии
ИОАННА БОГОСЛОВА АПОСТОЛА МОНАСТЫРЬ НА ПАТМОСЕ
ИОАННА БОГОСЛОВА АПОСТОЛА МОНАСТЫРЬ НА ПАТМОСЕ имп., патриарший, ставропигиальный, муж., общежительный, находится в юрисдикции К-польского Патриархата
АСТРАХАНСКИЙ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
АСТРАХАНСКИЙ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Астраханской и Енотаевской епархии, действующий

Седмица.RU rss
19 марта в Храме Христа Спасителя состоялось 31-е заседание Наблюдательного, Общественного и Попечительского Советов по изданию «Православной энциклопедии»

19 марта в Храме Христа Спасителя состоялось 31-е заседание Наблюдательного, Общественного и Попечительского Советов по изданию «Православной энциклопедии»

Открыл заседание Председатель Наблюдательного Совета Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл



Карбасова Т. Б. О Второй Пахомиевской редакции Жития Варлаама Хутынского

Карбасова Т. Б. О Второй Пахомиевской редакции Жития Варлаама Хутынского

В предшествующей историографии интересующая нас редакция называлась иначе – «Пахомиевская». Л. А. Дмитриев считал, что именно эта редакция была составлена знаменитым книжником Пахомием Сербом, и так представлял процесс ее создания: «Во время своего первого приезда в Новгород, вскоре после составления “Слова похвального” Варлааму, Пахомий Логофет по поручению архиепископа Евфимия IIв начале 40-х гг. XV в. составляет на основе второй (здесь и далее курсив мой.– Т. К.) редакции жития Варлаама Хутынского новую редакцию произведения. В 70-х гг. Пахомий добавляет к своей редакции жития рассказ о чуде с Тумганом, воспользовавшись сказанием об этом событии митрополичьего дьяка Родиона Кожуха»[1].

К сожалению, предложенное Л. А. Дмитриевым описание литературной истории Жития не совпадает с современными представлениями о рукописной традиции памятника. Во-первых, вопреки предположению Дмитриева, до сих пор не удалось обнаружить ни одного списка «Пахомиевской» (по Дмитриеву) редакции без добавления чуда о Родионе Кожухе (такой состав должна была иметь редакция, составленная в 40-х гг.). Во-вторых, в схеме Дмитриева отсутствуют точные характеристики второй редакции – не установлен ее автор, время создания и принципы редактирования, тогда как она является самой распространенной в древнерусской письменности. Последние текстологические и источниковедческие исследования позволяют считать эту вторую редакцию написанной Пахомием, поэтому возникает ситуация, когда две редакции могут быть названы «Пахомиевскими» и ее необходимо разъяснить.

Кратко опишу литературную историю Жития Варлаама Хутынского с учетом результатов последних исследований. В XIII в. была составлена Проложная реакция Жития[2]. На ее основе в 30-х гг. XV в. (до 1438 г.) Пахомий Серб создал агиографический цикл, состоящий из Жития, Службы и Похвального слова[3]. Редакция Жития, которая в него вошла, имела инципит: «Сеи преподобнии отець нашь Варлаам родися вь Великомь Новѣ-градѣ», и названа «Первой Пахомиевской»[4]. Недавно обнаруженный автограф Пахомия Серба содержит именно этот цикл с Первой Пахомиевской редакцией Жития Варлаама Хутынского[5].

В январе 1460 г. у мощей святого в Новгороде произошло чудо с исцелением постельника великого князя Василия Васильевича («Чудо о отроке Григории»). В «Летописи Авраамки» помещено краткое описание этого чуда, имеющее черты первоначальной фиксации[6]. С конца 60-х – начала 70-х гг. XV в. в агиографических сборниках появилась литературная версия этого Чуда: рассказ получил трехчастную композицию с повествованием о видении потустороннего мира. Автор этого Чуда не известен, стилистические особенности позволяют предполагать, что это – не Пахомий Серб, во Второй Софийской летописи оно приписывается дьяку Родиону Кожуху[7]. Обычно в сборниках это Чудо сопровождает Первую Пахомиевскую редакцию Жития.

При последующем редактировании Чудо об отроке Григории было переработано и стало частью житийного текста, композиционно оно завершало Житие и рассматривалось как великое чудо, позволяющее сравнивать преподобного Варлаама с чудотворцами древности, молитва которых воскрешает мертвых. К Житию было добавлено новое предисловие, в котором говорилось о трудности писания житий тех, кто подражает жизни первых святых. Житие с предисловием получило инципит: «Понеже убо о нѣмь прежде бывшим великимъ божественымь мужемь, иже в постѣ и подвизѣ просиявшем…». Эту редакцию Жития мы назвали «Второй Пахомиевской»[8], именно о ней и пойдет речь в настоящей статье.

Редакцию можно назвать Пахомиевской, потому что в основе ее лежит Первая Пахомиевская редакция (можно считать, что Вторая Пахомиевская редакция – это Первая Пахомиевская с дополнениями). Кроме того, предание связывает создание новой редакции с именем Пахомия Серба. Имя Пахомия звучит в надписании («Сотворено священноиноком Пахомиемь иже от Святыя горы»). В предисловии помещено свидетельство о том, что он пришел в Новгород с Афона и работал над Житием по благословению владыки Евфимия (см. далее). Есть и косвенные признаки, указывающие на характер редактирования, близкий к пахомиевскому. Редакция содержит большое количество общих чтений («автопарафразов») с другими пахомиевскими текстами, в первую очередь с Житием Кирилла Белозерского. В этой редакции поддерживается направление редактирования, заложенное в Первой пахомиевской редакции: закрепляется представление о Варлааме как единственном основателе монастыря; подчеркивается богоизбранность места, на котором он строит обитель; получает развитие сюжет с игуменом Антонием. И, наконец, использованное в послесловии сопоставление прп. Варлаама с великими пророками древности – Илией и Елисеем, отражает стремление к прославлению русских святых, в целом характерное для текстов Пахомия Серба этого времени[9].

В этой редакции нет прямого указания на время ее создания. Как мы уже упоминали, самое позднее описываемое в ней чудо на основании других источников может быть датировано январем 1460 г. Для хронологической привязки имеет значение то обстоятельство, что больше всего общих чтений Вторая Пахомиевская редакция Жития Варлаама имеет с Житием Кирилла Белозерского, написанным Пахомием около 1462 г. Кроме того, можно предполагать, что если бы редакция была составлена вскоре после потери независимости Новгорода и его присоединения к Москве (1478 г.), то направление редактирования было бы в большей степени «промосковским»[10]. Поэтому предположительно время создания редакции можно определить как начало 70-х гг. XV в. Однако Вторая Пахомиевская редакция дошла в сравнительно поздних списках, преимущественно XVIXVII вв.[11], пока известно только три, созданные на рубеже XVXVI вв.: ОР РГБ, ф. 228 (собр. Д. В. Пискарева), № 131; ф. 173/III (собр. по временному каталогу библиотеки Московской духовной академии), № 86; ОР РНБ, собр. М. П. Погодина № 790. Датируя время создания редакции 70-ми гг., мне кажется, мы вправе рассчитывать на списки последней четверти XV в., так как почти все пахомиевские тексты дошли в списках, близких времени создания[12]. Именно это обстоятельство не позволяет нам считать авторство Пахомия доказанным.

Кроме того, есть еще одно обстоятельство, связанное с датировкой сохранившихся списков. Самые ранние из них указывают на рубеж XVи XVI вв. При этом известно, что между 1495 и 1505 гг. игуменом Хутынского монастыря был поставлен известный книжный мастер Закхей[13]. Характерно, что самой заметной вставкой в основной части Второй Пахомиевской редакции Жития Варлаама Хутынского может считаться фрагмент о строительстве Преображенского собора: о том, что святой сам возводил каменную церковь, но довел ее строительство только «до вышняго прага», и заканчивал постройку уже игумен Антоний. Эти сведения отсутствуют в Проложной и Первой Пахомиевской редакциях Жития, а появляются сразу во Второй. Стоит отметить, что к 10-м гг. XVI в. каменный Преображенский храм, построенный в обители еще во времена преподобного, сильно обветшал и был разобран. На его месте соорудили новый каменный собор, который освятили 6 августа 1515 г.[14] В сочетании с датировкой сохранившихся списков эта вставка заставляет задуматься о связи редактирования с готовящимся строительством и о причастности к редактированию игумена Закхея. Впрочем, Закхей известен как профессиональный писец, а не автор текстов, поэтому можно полагать, что он скорее содействовал тиражированию, а не созданию Второй Пахомиевской редакции Жития. Необходимость в перестройке древнейшего храма обители также могла назревать постепенно и быть актуальной уже в последней четверти XV в. Подобная интерпретация событий позволяет считать версию о создании новой редакции Пахомием Сербом основной, но не единственной. Из-за отсутствия ясного объяснения промежутка между временем появления редакции и временем ее распространения стоит иметь в виду дополнительную гипотезу о более позднем появлении редакции – на рубеже XV и XVIвв. Здесь необходимо продолжение исследования, надеюсь, что настоящая статья может послужить для него толчком.

Вторая Пахомиевская редакция Жития Варлаама Хутынского – это пространное житие с развернутым вступлением, многочисленными чудесами, в том числе и «современными», свидетельствующими о непрекращающемся предстательстве святого «древних времен» в наши дни. В рукописях Вторая Пахомиевская редакция, как правило, сопровождается Похвальным словом Варлааму Хутынскому. Такая организация текста,[15] а также наличие похвального слова, характерны для житий, входящих в Великие Минеи Четьи митрополита Макария. Действительно, Вторая Пахомиевская редакция Жития Варлаама Хутынского переписывалась в составе житийных сборников, но чаще – минейных кодексов, в том числе и Великих Миней Четьих (См., например: ОР РНБ, F.I.306. Минея четья с сентября по февраль, переписана в 1528–1529 гг. в пределах Ростовской кафедры; ОР РНБ, Софийское собр., № 1319. Великие Минеи Четьи митрополита Макария, том за ноябрь; ОР РНБ, Соловецкое собр. № 505/524. Минея четья за первую половину ноября из комплекта так называемых Слободских четьих миней, созданных в царском скриптории в 1568–1569 гг.; ОР РНБ, F.I.291. Минея на ноябрь. Конец XVI в.). Поэтому редакцию можно считать четьей, предназначенной для включения в сборники типа четьих миней и, таким образом, противопоставить предшествующей, Первой Пахомиевской редакции, которая была ориентирована на краткое чтение за богослужением, как правило, сопровождалась Службой и часто помещалась в состав служебных миней.

Предисловие

Вторая редакция Жития начинается обширным предисловием, описывающим трудности писания житий святых, и имеет обширные общие чтения с Первой Пахомиевской редакции Жития Кирилла Белозерского. В свою очередь предисловие к Житию Кирилла Белозерского, очевидно, создавалось Пахомием на основе предисловия к Житию митрополита Алексея, но Житие Варлаама Хутынского, несомненно, восходит к Житию белозерского чудотворца, тем более что «общие чтения» с Житием Кирилла Белозерского имеются и в других частях текста.

Важно отметить, что подобный инципит имеет и еще одно пахомиевское Житие – Евфимия Новгородского («Понеже убо онемъ великымъ и божественымъ мужемъ, иже и еще от чрѣва матерня освященных…»). При этом Житие Евфимия Новгородского имеет больше общих чтений с Житием Кирилла Белозерского, чем с Житием Варлаама Хутынского, и, вероятно, также восходит к Житию Кирилла Белозерского.

Заимствования из Жития Кирилла Белозерского почти полностью покрывают текст предисловия Жития Варлаама Хутынского, и поэтому заметной становится биографическая вставка, указывающая на прибытие Пахомия в Новгород из Афона и работу над Житием по благословению Евфимия Новгородского – очевидно, речь шла именно о создании Жития.

Первая Пахомиевская редакция Жития Кирилла Белозерского[16]

Вторая Пахомиевская редакция Жития Варлаама Хутынского[17]

Помыслит же кто, яко иноя ми земли суща и не вѣдяща опасно яже о святѣмь и вьправду. Не бо своима очима видѣхъ того блаженнаго, ниже пакы что таковых бываемое, но, еще ми сущу далече, слышах о святѣмъ, колика чюдеса творить Богъ его ради, зѣло удивихся. И сего ради, овогда повелѣнъ бывъ тогда самодръжцем великым князем Василием Василиевичем и благословением Феодосиа митрополита всея Руси приити въ обитель святаго и тамо своими ушесы слышати бывшая и бывающая чюдеса от богоноснаго отца, тѣмже и великъ труд подъемъ… (л. 354 об.–355)

Речеть же кто, яко иноя мя земли суща и не вѣдяща, яже о святѣмь извѣстно и в правду. Не бо своима очима видѣх что таковых, но пришедшу ми от Святыя горы въ преславныи Великии Новъ-град и слышавъ елика от многыхь повѣдаема бяху святаго чюдеса. И сего ради повелѣнъ бывъ архиепископомь того же преименитаго града владыкыЕуфимиа приити во обитель святаго и тамо своима ушыма слышати бывшаа и бывающая чюдеса от ракы богоноснаго отца (л. 97 об.–98)

Основная часть

В основной части Пахомий следует за Неминейным вариантом Первой Пахомиевской редакции Жития, редактура сводится главным образом к небольшим вставкам комментирующего характера или добавлению библейских цитат. См., например: «…иже и породиста в том же Великомь Новѣ-градѣ сего блаженнаго отрока, глаголю же нехуда града гражданина, но паче велика...» (л. 98 об.); «…аще Богу помогшу ми, хощу поревновати по силѣ тѣх житию, якоже и самь Христос рече, яко “Без мене не можете творити ничесоже” [Ин. 15:15] (курсивом выделены вставки)» (л. 99 об.).

Можно отметить несколько содержательных изменений. Продолжено редактирование фрагмента об основании монастыря: в Прологе говорилось о том, что в пустынное место Варлаам пришел не один, а вместе с другими братиями: «Изиде въ пусто мѣсто, имѣя наставника Бога, и отца Перфюрья, и брата его Феодора, и иную братью» (с. 320)[18]. Пахомий нивелирует роль остальной братии, в Первой Пахомиевской редакции упоминается только один Порфирий, от которого будто бы Варлаам и принял постриг. Во Второй Пахомиевской редакции эта схема закрепилась, из текста следует, что Варлаам основал монастырь единолично из стремления к уединению. Кроме того, Пахомий подчеркивает богоизбранность места будущей обители. Этот сюжетный мотив появляется в Первой Пахомиевской редакции, во Второй он получает развитие, редактор прямо говорит, что святой обрел место обители не своими усилиями, а Божиим промыслом:

Первая Пахомиевская редакция

Жития Варлаама Хутынского[19]

Вторая Пахомиевская редакция

Жития Варлаама Хутынского

Обьшед же мѣста, расматряше, где обитѣль съставити.

Видѣв же мѣсто красно и нѣкую лучу божествену, осиавшу его, идеже и нынѣ манастырь стоить,

близ же ту и рѣка Волховь. И, молитву сътворь, начят здати келию, идеже и, трудолюбно удручаа плоть свою, поживь (л. 46 об.–47)

…помысли же еже уединитися мира и единѣ Господеви работати. Тѣм же обхождаше мѣста, гдѣ бы мощно тому наединѣ безмолвьствовати. Но паче Богу тогда наставляющу его, прииде же на мѣсто, идѣже нынѣ манастырь стоить, и узрѣ лучю нѣкую сияющу на мѣсте томь. И помысли не просту быти вещь, но паче Божие дѣлобываемое. Бѣ же мѣсто то зѣло красно, и близъ рѣка Волхов, на горѣ тои бѣ лѣсъ и чаща велика. И ту святыи вселися, и молитву сотворь, начатъ здати келию (л. 100–100 об.)

Очевидно, что такая редактура связана с установившимся культом Варлаама не только как чудотворца, но и как основателя монастыря[20].

Кроме того, во Второй Пахомиевской редакции Жития вставлен фрагмент с «поучением святого». Он заимствован из Проложного Жития святого, основные положения этого поучения – об избегании всякой неправды и неправого суда, а также поддержании любви – в этих текстах совпадают. В том, что «поучение святого» Второй Пахомиевской является вставкой, можно убедиться, сравнив его с соответствующим фрагментом Первой (общие чтения с Проложной обозначаю курсивом, общие чтения с Первой – полужирным).

Первая Пахомиевская редакция

Вторая Пахомиевская редакция

Проложная редакция

И сьбирахуся кь нему кнезы, и велможе, и прочи христоименити людие, ползоватися хотѣще.

И тако, кажди свое прошение получивъ, отъхождаше вь домъ свои, благодаре Бога.

Сьбравше бо ся, рече, инокь множьства, хотеще ревновати житию его, и тако живеху сь ним (с. 192).

Тѣмже собирахуся кнему отвсюду князи и велможи, иноци же и прочии же христоименитии людие ползы ради.

Он же, яко изрядныи ученикь своего Учителя, всѣх любовию приимаше, и всѣх ползоваше, и всѣх учаше, всякоя неправды удалятися, зависти же и клеветы, и от лжа съхраняти себе, и от блуда воздержатися, кротость и любовь имѣти межу собою завѣщаваше по неложному Христову словеси: «Любы не завидит… и любы николиже отпадаеть».

Велможа же и судиа учаше еже праведно судити, и на восхищение не желати, и малѣишую часть братии своеи не обидити… Собраша же ся к нему инок множество, и тако сожительствоваху тому, и якоже прежде рѣхом. (л. 101 об.–102 об.)

И отвсюду събирахуся к нему князи, и бояре, и убозии.

Онъ же никогда же не лѣнивъ бяше Господа ради еже учити люди, по вся бо часы учаше приходящая к нему хранити всяку правду. Глаголя кроткомь гласомь: «Чада, хранитеся всякое неправды, зависти и клеветы, и от гнѣва и лжа, и рѣзоимания, и от криваго суда. Чада, охабитеся ходити ротѣ по криву или водити, и от блуда въздержитеся, кротость и любовь възлюбите, та бо есть мати всѣмъ добрымъ дѣломъ».

И сему учащю люди по вся дни, самъ же удручаше тѣло свое постомь и молитвою (с. 321–322)

При создании Второй Пахомиевской редакции Жития Варлаама Хутынского были использованы формулы, многие из которых встречаются в Пахомиевском Житии Кирилла Белозерского: «Преславному слуху о немь повсюду, якоже нѣкимь легкимъ криломь, протекшю» (Житие Варлаама Хутынского, л. 102 об.) // «слава же того и добродѣтель повсюду, яко нѣкоим легкым крилом, происхожаше» (Житие Кирилла Белозерского, л. 414); «…такова чюдеса, такова дарованиа, такова того любомудрия достоинаа исправления» (Житие Варлаама Хутынского, л. 125 об.) // «…такови блаженнаго Кирила подвигы, такова исъправлениа, такова чюдесъ дарованиа, такова того исцѣлениа» (Житие Кирилла Белозерского, л. 399); «…и Варламово имя всѣмь на языцѣх, яко велико, обношашеся» (Житие Варлаама Хутынского, л. 101 об.) // «…и Кирилово имя, яко священие нѣкое, на всѣх языцѣх обношашеся» (Житие Кирилла Белозерского, л. 373 об.–374).

Особенно много этих общих чтений в рассказах о преставлении – родителей и самого преподобного (курсивом выделены общие чтения Второй Пахомиевской редакции Жития Варлаама с Житием Кирилла Белозерского, полужирным – общие чтения Первой и Второй Пахомиевских редакций Жития Варлаама).

Первая Пахомиевская редакция Жития Варлаама Хутынского

Вторая Пахомиевская редакция Жития Варлаама Хутынского

Первая Пахомиевская редакция Жития Кирилла Белозерского

По сих же немного живше родителие его, от маловременнаго житиа сего преставишяся.

И тако проводив их честно, отпѣвь надгробнаа (с. 191)

Таже иже посредѣ нѣкое время преиде, и родители его ко Господу отходять.

Сеи же убо божественыи отрок, яко видѣ родителя своя ко Господу отшедша, честно тѣх псалмопѣниемь почетъ (л. 99 об.–100)

Таже иже посреди время преиде, и родителя его, земнаа оставльше, къ Господу отходять

Вышереченныи же Козма, о нем же намъ слово, яко видѣ родителя своя къ Господу отшедша, въ мнозѣ размыслѣ бяше… (л. 357)

…и азь убо отъхожду отъ житиа сего, вась же прѣдаю вь руцѣ Божии.

Наставник же будеть вамъ вь мое мѣсто сьврьстникь мои Антоние» (с. 194).

Он же, тихъ, яко чадолюбивыи отець, утѣшая, глаголаше: «Не скорбите в день веселиа моего, аз убо телесне отхожду от вас, духомъ же неразлученъ буду. Предаю же вас Богови и Того Пречистои Богоматери, наставникъ же вамь и отець в мое мѣсто Антоние да будеть.

Сеи ваше недостаточное наполнит, того послушаите, того имѣите отца, якоже мене» (л. 107 об.–108)

Святыи же, утѣшая ихъ, глаголааше: «Не скорбите, братиа и чяда, въ день покоя моего. Уже бо мнѣ часъ есть почити о Господи.

Предаю же вас Богови и Того Пречистои Богоматери. Тъи да съхранитъ вас от всѣхъ искушении лукаваго. И сынъ мои Инокентие, сеи да будеть игуменъ в мое мѣсто, и сего имѣите, яко мене, сеи ваши недостатки исплънить» (л. 397)

И тако поучивь е доволно,

и духовнимъ лобзаниемъ

одаривь

ихъ,

коньчнее слово изрекъ: «Господи, въ руцѣ Твоеи прѣдаю духь мои» (ср.: Лк 23:46). И тако прѣдасть вьсечьстьную и прѣсветую душу свою вь руцѣ всѣхь Бога (с. 194)

И тако поучивъ ихь доволно,

и святых и пречистых Христовыхъ таинъ причастився, миръ всѣм и благословение оставль, и конечнее слово изрек: «Господи, въ руцѣ Твоеи предаю духь мои», и тако предасть всечестную и трудолюбную свою душу въ руцѣ всѣх Бога. Тогда просвѣтися лице его яко живу, или яко спящу (л. 108 об.–109)

И в самыи убо тъи час, вонже хотяше и тѣлеснаго съюза разлучитися, святых пречистых и животворящих таинъ Христа Бога нашего причястися, святую свою и трудолюбную душю мирно и тихо къ Господу отдасть, еще молитвѣ въ устѣхъ его суще… Таже и лице его просвѣтися и бяше свѣтло множае паче, егда в жизни бяше; и не бяше на лице его никоея же чръности или смяглости, якоже обычаи есть умръшимъ бывати. Но тако бяше, яко тому спящу (л. 397 об.–398)

После описания преставления, но до части с посмертными чудесами во Второй Пахомиевской редакции добавлена глава «о игумене Антонии», в которой говорится о постройке церкви Преображения. Ее начал строить сам преподобный, а закончили при вышеназванном игумене. В содержательном отношении – это самая значительная вставка, она также имеет близкие чтения в Житии Кирилла Белозерского, но речь здесь идет не об использовании формул, а скорее о содержательной близости. Важно отметить, что в Первой Пахомиевской редакции эта глава отсутствовала, вместе с информацией о том, что при Варлааме храм был возведен «до вышняго прага», а при игумене Антони достроен и украшен.

Вторая Пахомиевская редакция Жития Варлаама Хутынского

Первая Пахомиевская редакция Жития Кирилла Белозерского

По сих же убо Антоние, яко приятъ манастырьское строение, тщашеся всячески, елика видѣ от преподобнаго Варлаама, собою исправити, да ничтоже от человѣческаго обычая не разорится. Тѣмже помысли свръшити церковь Христова Преображениа. Святыи бо Варлаамь, якоже прежде рѣхом, до вышняго прага воздвиглъ бѣ. Антоние же прочее церкви тоя соверши, и подписаньми, и инѣми добратами украси и съвръши. Елма же благодатию Христовою и молитвами преподобнаго Варлаама манастырь болма растяше, иноци мнози бывааху…(л. 109 об.)

Иже и тъи (игумен Трифон.– Т. К.) тщашеся всячьскы, елико мощно, да ничтоже общаго житиа и обычая монастырьскаго не разорится и да ничимже повредится. Елма и братъство немало бяше, церкви же мала, к тому же и ветха, юже самъ святыи Кирилъ поставилъ бяше. Помышляше же игуменъ Трифонъ съ братиею иную церковь вмѣсто тоя, болшую, въздвигнути (л. 403)

Чудеса

В Первой Пахомиевской редакции Жития Варлаама Хутынского часть с посмертными чудесами содержала три чуда, первые два из которых не датированы, а последнее содержало рассказ об исцелении князя Константина Дмитриевича – наместника великого князя в Новгороде в 1408–1412 гг. Во Второй Пахомиевской редакции Житие дополняется четырьмя новыми чудесами исцеления у мощей святого. Чудеса не датированы, но можно думать, что речь идет о «современных» автору чудесах, потому что он заявлен как очевидец последнего чуда об исцелении бесноватого юноши[21]. Таким образом, чудотворения, начавшиеся сразу же после преставления преподобного Варлаама, продолжаются до последнего времени.

В части чудес, также как и в основной части, имеются обширные общие чтения с Житием Кирилла Белозерского.

Вторая Пахомиевская редакция

Жития Варлаама Хутынского

Первая Пахомиевская редакция Жития Кирилла Белозерского

По сих же временех приведоша нѣкоего юношу въ манастырь святаго связана узами, имуща бѣсъ лютъ зѣло, лаяше бо яко пес, рыкаше яко скотъ, и многи и иныя гласы неподобны испущая бѣсованием своимь. Тѣмже страненъ и страшенъ позоръ всѣмъ бяше (л. 115–115 об.)

По сем же времени приведоша иного человѣка, Симеона именемъ. И тъи бяше бѣсомъ мучимъ. Якоже и предреченныи Иванъ, связанъ узами желѣзными и по руку и по ногу (л. 406)

Очи же бяху его кровавы, устрашающе всѣх, гласы же нѣкыя неподобныя испущая: овогда рыкаа, яко скотъ, иногда же пѣтливымъ гласом страшно и грозно пояше. И сего ради страненъ и страшенъ позорь всѣмъ бяше (л. 405 об.)

Человѣкъ же тъи бяше бѣсом мучимъ лютѣ. Связан же ужема и по руку, и по ногу, и едва от многых удръжимь бываше, гласы бо нѣкыя и сътранныя, и сътрашныя испущаше, рыкаше бо яко скотъ, и лаяше яко песъ, устремляшеся на человѣкы яко звѣрь, и тако всѣм сътраненъ позоръ бяше (л. 410 об.–411)

Ельма же обыче Богъ не токмо в животѣ прославляти святыя своя, но множае паче и по преставлении, якоже здѣ явить…

Понеже искони обыче Богъ прославляющихъ Его прославляти, не елико по животѣ, но и по преставлени не оставляет бо Богъ своего угодника Кирила… (л. 294 об.)

В первом примере мы видим, что фрагмент Чуда об исцелении бесноватого юноши во Второй Пахомиевской редакции Жития Варлаама Хутынского имеет общие чтения не с одним, а с тремя разными чудесами в Житии Кирилла Белозерского. Последний пример показывает общее чтение не только с Житием Кирилла Белозерского, но и с написанным Пахомием Житием Саввы Вишерского[22]. Таким образом, мы можем видеть, что при описании новых чудес используются формулы, характерные для пахомиевских текстов в целом, а не делаются заимствовании из одного конкретного Жития, что с большой вероятностью указывает на Пахомия как автора описаний этих чудес.

«Новейшее чудо»

Завершается часть с чудесами и само Житие «Чудом об отроке Григории». Возможно, необходимость включения этого объемного Чуда в состав Жития повлекла за собой необходимость редактуры всего текста. Краткая похвала, которой оканчивается это Чудо, имеет расширительное значение и относится ко всему Житию.

Как мы уже упоминали, при составлении Второй Пахомиевской редакции Жития была использована литературная редакция этого Чуда, характерная для агиографических сборников (краткая запись чуда содержалась также в «Летописи Авраамки»). В сборниках Чудо имело небольшое предисловие, в котором читателя информировали о святом и основанном им монастыре: «Манастырь славенъ, домъ святаго Спаса на Хутынѣ, тако бо нарицаем мѣсто от древних. В том же бѣ манастыри преподобный Варламъ чюдотворець, многа чюдеса от него быша и многа исцѣления от гроба его» (ОР РНБ, Софийское собр., № 1389, л. 297–297 об.)[23]. Из Второй Пахомиевской редакции это предисловие удалено.

В летописях чудо помещалось под 1460 г. и датировалось 31 января, в сборниках датировка 31 января сохранялась, однако указание на год пропало. Во Второй Пахомиевской редакции датировка еще более общая: «Нѣкогда бо благочестивыи и великии князь Василеи Васильевичь прииде в преименитыи Великии Новъ-град».

Чудо повествует об исцелении юного отрока Григория, постельника великого князя московского. Приехав в Новгород, юноша заболел. Тогда ему явился преподобный Варлаам Хутынский, и юноша обещал принять постриг в монастыре преподобного. Наступило краткое облегчение, отрок причастился и велел везти себя в монастырь, но по дороге умер. Спустя некоторое время у мощей преподобного Григорий вновь вернулся к жизни. В описании этого чуда говорится не только об исцелении – оно содержит пространное повествование о загробных видениях. Это позволяло наглядно представить пребывание прп. Варлаама вместе со святителем Николаем[24] «в райских кущах», а описание мытарств убеждало читателей в том, что смерть отрока действительно наступила.

Пахомий сильно сокращает текст Чуда в редакции сборников, в том числе и важный для автора фрагмент, в котором говорилось, что благоприятному решению загробной участи способствуют чистая исповедь и наличие духовного отца. Сокращая текст, Пахомий все же делает одно существенное добавление – это послесловие к Чуду, в котором оно сравнивается с другим чудом воскрешения (третьим прижизненным) – и, несомненно, в пользу более современного: при жизни преподобного свидетелем чуда был только отец отрока, сейчас свидетелей значительно больше, и среди них великий князь и архиепископ. Кроме того, сам Варлаам Хутынский сравнивается с древними святыми. Подобное сравнение использовалось Пахомием и раньше[25], но теперь оно усилено в пользу Варлаама: «Смотри же ми и познаи божественаго сего и нынѣ нами похваляема, глаголю же блаженнаго Варлаама, иже ничим от древнихъ онѣх отець умаленнаго… Не таков же ли чюдотворець бысть, якоже и древнии? Не мертвыя ли в животѣ и по преставлении воздвиже? Не слѣпым ли дароваше зрѣние? Илия убо единою дождь с небѣсе сведе, сеи же паче множае не токмо дождь сводит, но паче и умножение того молитвами уставляеть. Молитва бо того, якоже бы рещи, ключь небѣсныи бываеть и стихиями владѣеть! И Елисѣи еще сы живъ, отрока воскреси, сеи же не токмо в животѣ мертваго воскреси, но паче и по преставлении преславнѣише мертваго юношу воскреси» (л. 126–127).

Аналогичный по содержанию, но не имеющий текстуальных параллелей, фрагмент читается в пахомиевской Похвале, завершающей Житие Сергия Радонежского. Он содержит сравнение Сергия Радонежского с великими отцами древности и Саввой Освященным в частности: «Принесѣмъ убо, иже древле просиавших, сравных сему еже от добродѣтелии житиа и мудрости, и видимъ, аще въистину ничим же от тѣх скуденъ бѣ, иже прежде закона онѣмъ божественымъ мужемъ… Не пустынно ли исплъни благопопечение многых, аще и разсудителен бѣаше великыи Сава, общему житию управитель. Съи же не стяжа ли по оному доброе разсуждение и много монастыря обще житие проходящемъ вздвиже? И не имяше ли съи чюдесъ дарованиа, якоже и прежде того прославлении, и сътвори именита по всеи земли?»[26]. Таким образом, преподобные Сергий и Варлаам Хутынский утверждаются в статусе «великих отцев». Аналогичная редактура осуществлена Пахомием Сербом при создании Второй Пахомиевской редакции Жития Никона Радонежского в конце 50-х гг. XV в., а также в Житии Евфимия Новгородского в 70-х гг. XV в. (см. примеры в сноске 9).

Чудо об осужденных

Важно отметить, что ранние списки Второй Пахомиевской редакции Жития Варлаама Хутынского (ОР РГБ, ф. 228, № 131; ф. 173/III, № 86; ОР РНБ, собр. М. П. Погодина, № 790.), датирующиеся рубежом XV и XVIвв., этого чуда о вмешательстве прп. Варлаама в судьбу осужденных на казнь не содержат. Впервые в составе Жития оно появляется в ноябрьском томе Софийского комплекта Великих Четьих Миней (ВМЧ) (ОР РНБ, Софийское собр., № 1319, л. 61 об.–62) и помещено перед «Чудом об отроке Григории», но после всех остальных посмертных чудес, хотя само является прижизненным. Заголовка у этого Чуда нет, оставлено незаполненное место в строке – очевидно, система оформления его еще не сложилась, и оно было приписано к Житию в процессе работы над ВМЧ. В более поздних сборниках (ОР РНБ, F.I.291 и ОР РНБ, Соловецкое собр., № 505/524) Чудо занимает свое стабильное место, снабжается заголовком.

Запись этого Чуда известна вне Жития – оно входит в состав новгородско-афонского сборника. Известно 6 списков этого сборника. Самый ранний из них, читающийся в ОР РГБ, ф. 113 (собр. Иосифо-Волоколамского монастыря), № 659, опубликован[27]. Он может быть датирован 30-ми гг. XV в.[28], остальные относятся к более позднему времени[29].

Текст Чуда в ВМЧ дословно повторяет Чудо в Волоколамском сборнике, за исключением последнего предложения. Можно предположить, что именно этот сборник и послужил источником для составителя Миней, наши представления о датировке и характере формирования ВМЧ этому не противоречат. Согласно исследованиям М. А. Шибаева, работа над комплектом миней была завершена к 1538 г., минейный пласт в кодексе часто носил черновой характер[30].

Необходимо подчеркнуть, что наблюдения над рукописной традицией Жития позволяют разрушить историографический миф, согласно которому Пахомий Серб одновременно, в 70-х гг. XV в., присоединил к своей редакции «Чудо об отроке Григории» и «Чудо об осужденных»[31]. Обнаружение ранних списков Второй Пахомиевской редакции (в которых «Чудо об отроке Григории» уже читалось, а «Чудо об осужденных» отсутствовало), а также результаты современных исследований Волоколамского сборника и Софийского комплекта ВМЧ позволяют реабилитировать предположение В. О. Ключевского и В. Яблонского о том, что рассказ о двух осужденных был механически присоединен к Житию в XVI в. при создании Макарьевских миней[32].

Подведем итоги. Вторая Пахомиевская редакция Жития Варлаама Хутынского по типу относится к пространным редакциям, которые входили в состав минейных сборников. В содержательном отношении новая редакция утверждала «равночестность» подвигов и молитвенного предстательства великих святых (пророков Илии и Елисея) и прп. Варлаама. Кроме того, она включала несколько почти «современных» читателю чудес, свидетельствуя, что чудотворец «прежних времен» не оставляет русскую землю своим предстательством и сегодня. Предполагаю, что создание этой редакции можно связать с именем Пахомия Серба и отнести к 70-м гг. XV в. Однако следует отметить, что распространение редакция получила только в XVI в.



© Карбасова Т. Б., 2020

Исследование проведено при финансовой поддержке гранта РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта «Житие Варлаама Хутынского: история текста» № 18-012-00658

[1] Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII–XVII вв. Л., 1973. С. 31.

[2] Лосева О. А.Жития русских святых в составе древнерусских Прологов в XII –первой трети XV веков. М., 2009. С. 195.

[3] Подробнее о Цикле см.: Карбасова Т. Б. Цикл текстов, посвященных Варлааму Хутынскому, в Минее Софийского собрания № 191 // Очерки феодальной России. Вып. 19. М.; СПб., 2017. С. 3—57.
[4]
Там же. С. 49.

[5] Подробнее о Житии ВарлаамаХутынского в автографе Пахомия Серба см.: Карбасова Т. Б., Левшина Ж. Л., Шибаев М. А. Житие ВарлаамаХутынского в автографе Пахомия Серба // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом) (далее – ТОДРЛ) . Т. 66. СПб., 2019. С. 171–196.

[6] Полное собрание русских летописей. Т. 16. Изд. 2. Летописный сборник, именуемый летописью Авраамки. М., 2000. Стб. 200–201.

[7] Лурье Я. С. Родион Кожух // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 2. Л., 1989. С. 311.

[8] Именно эту редакцию Жития Л. А. Дмитриев называл «Пахомиевской».

[9] Так, например, во Второй Пахомиевской редакции Жития Никона Радонежского, созданной около 1459 г., Пахомий добавляет слова о том, что в Русской земле в последнее время прославилось много великих чудотворцев: «Елма благоизволи Богъ и вь послѣдних днехь рода нашего в рускых странех многим и великымь мужемь вь добродѣтелех просияти, от них же бысть и сьи…» (РГБ, ф. 304/I (Основное собр. Троице-Сергиевой лавры), № 763, л. 407). В предисловии к Житию Евфимия Новгородского, созданному в 70-е гг. XV в., Пахомий сравнивает Евфимия с великими святителями древности: «Иже древнимъ онѣмъ архиереомъ и святителемъ истинныи ревнитель, достохвалныи бывши архиепископъ Великаго Нова-града, блаженыи Евфимие да глаголется…» (ОР РГБ, ф. 98 (собр. Е. Е. Егорова), № 637, л. 427 об.).

[10] В этом случае вряд ли была бы уместна следующая вставка, сделанная составителем Второй Пахомиевской редакции, содержащая похвалу Новгороду: «Яко обои благочестиви бяху, иже и породиста в том же Великомь Новѣ-градѣ сего блаженнаго отрока, глаголю же не худа града гражданина, но паче велика» (л. 98 об.).

[11] При этом для Первой Пахомиевской редакции Жития известно более двух десятков списков XV в.

[12] См. Первую Пахомиевскую редакцию Жития Варлаама Хутынского в автографе Пахомия Серба конца 30-х гг. XV в. (ОР РНБ, Софийское собр., № 429), Четвертую Пахомиевскую редакцию Жития Сергия Радонежского в автографе Пахомия Серба начала 40-х гг. XV в. (ОР РНБ, Софийское собр., № 1248); Вторую Пахомиевскую редакцию Жития Никона Радонежского в автографе Пахомия Серба 50-х гг. XV в. (ОР РГБ, ф. 304/I, № 763); списки 70-х гг. XV в. житий митрополита Алексея, Кирилла Белозерского, Евфимия Новгородского.

[13]Турилов А. А. Закхей // Православная энциклопедия. Т. 19. C. 576–578.

[14]Секретарь Л. А. Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня женский монастырь // Православная энциклопедия. Т. 6. М., 2003. С. 616–617.

[15] См. об этом: Ляховицкий Е. А., Шибаев М. А. Заметки о хронологии и порядке работы над Софийским комплектом Великих Миней Четьих. // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2015. № 24. С. 9.

[16] Первую Пахомиевскую редакцию Жития Кирилла Белозерского здесь и далее цит. по списку: СПб ИИ РАН, ф. 238 (собр. Н. П. Лихачева), оп. 1, № 161.

[17] Вторую Пахомиевскую редакцию Жития Варлаама Хутынского здесь и далее цит. по списку: ОР РНБ, собр. Погодина, № 790.

[18] Проложную редакцию Варлаама Хутынского здесь и далее цит. по: Лосева О. А. Жития русских святых… С. 319–324.

[19] Первую Пахомиевскую редакцию Жития Варлаама Хутынского здесь и далее цит. по автографу Пахомия Серба (РНБ, Софийское собр., № 429): Карбасова Т. Б., Левшина Ж. Л., Шибаев М. А. Житие Варлаама Хутынского в автографе Пахомия Серба… С. 190–196.

[20] Интересно, что в Службе ВарлаамуХутынскому, написанной в 30-е гг. XV в. вместе с Первой Пахомиевской редакцией Жития, не используются мотивы и топосы, связанные с основанием монастыря.

[21] См. Вторую Пахомиевскую редакцию Жития Варлаама Хутынского: «Видѣв же его азъ тамо в манастырь пришедша, и въпросих его, он же такоже сказа ми, якоже и инии сказаша ми о нем. Аз же слышавъ сия от него и написавъ сия, яко да не забвена будет блаженаго отца чюдеса» (л. 117–117 об.).

[22] Ср. с Житием Саввы Вишерского: «Ниже и се да умолчано будет, иже Богъ творить святыми своими, обаче бо божественая благодать не токмо въ животѣ прославляти святыя своа, но и множае и по преставлении, да увѣрятся вси и познають, яко Господь нашь Исус Христос славящая его прославляеть, и ищющи его обрящуть благодать» (ОР РНБ, Соловецкое собр., № 518/537, л. 294 об.).

[23] ОР РНБ, Софийское собр., № 1389, л. 297–297 об.

[24] В загробных видениях присутствует свт. Николай – святой сообщает отроку, что когда тот молился святителю, он получал заступничество Варлаама.

[25] Сравнение Варлаама Хутынского с пророком Илией присутствовало еще в пахомиевской Службе преподобному: «Якоже вторы Илия чюдесы показася, онъ бо въ животѣ сы, въздухы водоточными чюдодѣиствоваше, ты же и по смерти чюдесы удивляеши» (стихира); «Якоже другыи Илиа, отче, дождь съ небесе сведе. Онь бо огнь сведе, царя удиви. Ты же люди своа вьзвесели и торжьствовати устрои» (кондак).

[26] Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 374–375.

[27] Бобров А. Г. «Повести древних лет» // ТОДРЛ. Т. 54. СПб., 2003. С. 136–171.

[28] А. Г. Бобров указывает для этого блока филигрань «Кабан», датирующуюся 1535 г. (Там же. С. 137).

[29] Там же. С. 138–140.

[30] Шибаев М. А. Как был «сделан» софийский комплект ВМЧ // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015. № 3(61). С. 145.

[31] Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера… С. 31, 33–34.

[32] Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988. С. 146; Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 33.


В. А. Любартович. Верность призванию и преданность науке: К юбилею Елены Михайловны Юхименко

В. А. Любартович. Верность призванию и преданность науке: К юбилею Елены Михайловны Юхименко

24 августа 2019 г. отметила личную юбилейную дату доктор филологических наук, главный научный сотрудник Государственного исторического музея Елена Михайловна Юхименко. Имя исследователя истории и культуры старообрядчества широко известно и уважаемо в отечественном и зарубежном научно-образовательном сообществе, в Русской Православной Церкви, среди приверженцев различных согласий староверия.

Профессиональная репутация Елены Михайловны как виднейшего филолога, архивиста, историка, искусствоведа, краеведа, так же как и авторитетного «музейщика», безупречна и высока. Посвященные ей страницы в русской Википедии поражают объемом и тематическим разнообразием творческого «багажа»: Елена Михайловна автор 30 монографий, публикаций исторических источников, фундаментальных научных каталогов выставок. Более 350 статей в академических журналах, научных сборниках и в энциклопедических изданиях достаточно полно характеризуют ее потенциал. В 2014 г. доктор наук
Елена Юхименко, единственная из музейных работников страны, вошла в сотню ведущих отечественных филологов разных лет согласно Российскому индексу научного цитирования. Высочайшая планка отношения к труду исследователя, принятая Е. М. Юхименко под влиянием своих учителей Д. С. Лихачёва и Н. В. Понырко, всегда была для нее «мерилом праведным» научной добросовестности и принципиальности, внимания и доброжелательности к работе коллег.

С 1990-х гг. Елена Михайловна инициировала реализацию ряда исследовательских, издательских и выставочных работ по изучению старообрядчества. В 1994 г. выходом под ее редакцией первого сборника «Старообрядчество в России (XVII–XX вв.)» начался долговременный издательский проект по публикации новейших исследований староверия в нашей стране и за рубежом, поддержанный грантами РГНФ. Все написанные или отредактированные ею статьи для вышедших 5 сборников были результатом изучения новых источников, обнаруженных в музейных и архивных фондах, в частных собраниях рукописно-книжного и иконного наследия староверов.

Помимо старообрядческой тематики Е. М. Юхименко уделяет много внимания публикации памятников мемуаристики, выпуску книг по церковному краеведению, по истории Москвы и предпринимательства, по истории ГИМ и его коллекций, описанию частных коллекций иконописи. Елена Михайловна является членом Ученого совета ГИМ, членом редколлегии журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики», членом экспертного совета по присуждению Макариевских премий. Она давно и плодотворно сотрудничает с «Православной энциклопедией», выступая автором и рецензентом многочисленных статей по истории и культуре старообрядчества.

Реализованные Еленой Михайловной разнообразные по тематике выставочные проекты ГИМ и Митрополии Русской православной старообрядческой Церкви всегда пользовались вниманием и заслуженным успехом. Так, созданную по ее предложению и при непосредственном участии в здании Московской митрополии РПСЦ на Рогожском кладбище выставку «Сила духа и верность традиции» 31 мая 2017 г. осмотрел в сопровождении митрополита Московского и всея Руси Корнилия и автора экспозиции президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Выставку с неизменным интересом посещают до настоящего времени приверженцы старой веры, ученые, приезжающие в Рогожскую слободу туристы. Помимо многих конфессиональных наград от Предстоятелей Русской Православной Церкви и РПСЦ Е. М. Юхименко удостоена ряда престижных российских премий: имени митрополита Московского Макария (Булгакова), имени академика Д. С. Лихачёва, Забелинской премии.

Строгий научный подход к изучению староверия различных согласий: белокриницкого, федосеевского, поморского, филипповского, постоянные поездки в старообрядческие местности Карелии, Поморья, Поволжья, Сибири сформировали у Елены Михайловны представление о предмете исследования как о едином целостном явлении. Широчайшая эрудиция, исследовательский и писательский талант, доскональное знание первоисточников, оригинальные мысли и наблюдения характерны для всех работ Е. М. Юхименко, ставших бесценным вкладом в научную и культурную жизнь нашего Отечества.

Коллектив Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» присоединяется к поздравлениям и желает Елене Михайловне здоровья, сил и осуществления всех планов. Дорогая Елена Михайловна, мы гордимся совместной работой с Вами!

Список основных научных трудов Е. М. Юхименко по церковной истории за 2010–2019 гг.[1]

1. Агиологические разыскания выговских старообрядцев и образ всех святых российских чудотворцев // XIVнаучные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): Сборник статей. Ярославль, 2010. С. 152–167.

2. Изучение памятников церковной старины старообрядцами в начале XVIII в. // Православие в судьбе Урала и России: история и современность. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2010. С. 258–260.

3. Старообрядчество в России (XVII–XX вв.): Сборник научных трудов. Вып. 4. М., 2010 (отв. редактор, составитель).

4. Новое о старце Ефреме Потемкине // Там же. С. 21–56.

5. Старообрядческий священник Димитрий Смирнов и его письма с русско-японской войны 1904–1905 гг. // Там же. С. 90–122.

6. Письмо (автограф) С. С. Гнусина из соловецкого заключения // Там же. С. 234–244.

7. План Рогожского некрополя и список захоронений 1885–1886 гг. // Там же. С. 701–746.

8. Паскаль Пьер. Протопоп Аввакум и начало раскола. М., 2010. С. 5–30 (автор вступ. статьи и научного перевода).

9. «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших» Семена Денисова как отражение культурно-агиологических начинаний Выга // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом). Т. 61. СПб., 2010. С. 329–344.

10. Научное творчество В. Г. Дружинина в контексте общественно-культурной жизни конца XIX – начала XX в. // Памяти Василия Григорьевича Дружинина (1859–1936). СПб., 2010. С. 14–26.

11. Старообрядческая история Соловков // Книжные центры Древней Руси: Книжное наследие Соловецкого монастыря. СПб., 2010. С. 289–308.

12. Le tsar Alexis et le patriarche Nikon: les réformes et leurs conséquences dans la seconde moitié du XVIIe siècle // Sainte Russie. L’art russe des origines à Pierre le Grand. Paris, 2010. P. 608–612.

13. Иоанн (Картушин), архиепископ Московский и всея России Белокриницкой иерархии // Православная энциклопедия. Т. 23. М., 2010. С. 408–410 (в соавторстве с В. В. Боченковым).

14. Корнилий Выговский // Большая российская энциклопедия. Т. 15. М., 2010. С. 333–334.

14. Лазарь [священник, деятель раннего старообрядчества, писатель] // Большая российская энциклопедия. Т. 16. М., 2010. С. 587–588.

15. Памятники книжной старины Русского Севера: коллекции рукописей XV—XX веков в государственных хранилищах Республики Карелия. СПб., 2010 (в соавторстве с М. Г. Бабалык, В. М. Быковой, А. Б. Ипполитовой, Е. Н. Кутьковой, Ф. В. Панченко, А. В. Пигиным, Е. В. Плетневой, Н. В. Савельевой, Л. С. Харебовой).

16. Кирнозе З. Пьер Паскаль. Протопоп Аввакум и начало раскола // Вопросы литературы. 2012. № 2 (рецензия).

17. Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади. М., 2011 (автор текста, составитель).

18. Старообрядческий храм у Тверской заставы // На память будущему: Альманах. М., 2011. С. 70–80.

19. Четии Минеи братьев Денисовых. Новые находки // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации / Отв. ред. Т. Р. Руди, С. А. Семячко. СПб., 2011. С. 302–308.

20. Купцы Царские и их вклад в историю старообрядчества и культуры // Старообрядчество: история, культура, современность.Материалы X международной конференции,проходившей в Москве-Боровске 1517 ноября 2011 г. Т. 1. М.; Боровск, 2011. С. 271–284.

21. «Иконы все самые пречудные, письма самого искусного» [Текст]: Собрание Григория Лепса. М., 2012 (в соавторстве с В. В. Горшковой).

22. Старообрядческий центр за Рогожской заставою. Изд. 2, испр. и доп. М., 2012.

23. Покровители семьи и брака святые Петр и Феврония Муромские. М., 2012 (составитель, перевод, автор вступ. статьи).

24. История старообрядчества и пути миграции сторонников старой веры // Дни в Романовке: Японские фотографии, запечатлевшие русское старообрядческое село в Маньчжурии на рубеже 1930-х – 1940-х годов, из собрания Приморского государственного объединенного музея имени В. К. Арсеньева во Владивостоке. М., 2012. С. 14–39.

25. Старообрядчество в именах, терминах и понятиях // Там же. С. 54–63.

26. Редкая житийная икона Артемия Веркольского из частного собрания // Кенозерские чтения–2011. Человек и среда: гармония и противоречия. Архангельск, 2012. С. 242–253 (в соавторстве с Л. И. Вольфсоном).

27. Складывание церковных структур, начало монастырской традиции, перенесение реликвий, канонизация первых русских святых, книжная культура // Меч и златник: К 1150-летию Древнерусского государства. М., 2012. С. 218–222.

28. Исторический музей // Православная энциклопедия. Т. 28. М., 2012. С. 8–16.

29. Карабинович Григорий Максимович // Православная энциклопедия. Т. 30. М., 2012. С. 615–616.

30. Матвеев Даниил // Большая российская энциклопедия. Т. 19. М., 2012. С. 334.

31. Рахмановы: купцы-старообрядцы, благотворители и коллекционеры. М., 2013.

32. Юродивые в похвальных словах и службах русским святым // Юродивые в русской культуре / Отв. ред. и сост. Е. М. Юхименко. М., 2013. С. 156–169 (Труды ГИМ. Вып. 197).

33. Традиция составления Четиих Миней в старообрядческой среде // SlaviaOrientalis. 2013. Т. 62. № 1. S. 87–97.

34. Еще раз о посвящении престолов собора Покрова на Рву // Покровский собор в истории и культуре России. М., 2013. С. 49–56.

35. Жития севернорусских святых в составе Выговских Четиих Миней» // Святые и святыни Обонежья: Материалы всероссийской научной конференции «Водлозерские чтения–2013», посвященной 380-летию со дня преставления святого преподобного Диодора Юрьегорского, основателя Троицкого монастыря в Водлозерье (2–4 сентября 2013 года) / Отв. ред. А. В. Пигин. Петрозаводск, 2013. С. 66–73.

36. Художник и книгописец Иван Гаврилович Блинов // Русское искусство. 2013. № 2. С. 124–129.

37. Старообрядчество в России (XVIIXX вв.): Сборник научных трудов. Вып. 5. М., 2013. С. 9–14 (отв. редактор, составитель).

38. Почитание протопопа Аввакума в Выговской пустыни // Там же. С. 228–250.

39. Лексинский скрипторий в 20–30-е гг. XIX в. // Там же. С. 270–311 (в соавторстве с Е. А. Агеевой).

40. Памятники выговской иконописи первой половины XIX в. из частного собрания // Там же. С. 312–325.

41. Московские старообрядцы в 1812 г.: мифы и факты // Эпоха 1812 года в судьбах России и Европы: Материалы международной научной конференции (Москва, 8–11 октября 2012 г.). М., 2013. С. 320–329.

42. Юродивые в русской культуре. М., 2013 (Труды ГИМ. Вып. 197) (отв. редактор, составитель).

43. Духовные и художественные последствия реформы церкви при патриархе Никоне // Русские старообрядцы: Язык, культура, история: Сборник статей к XVмеждународному съезду славистов. М., 2013. С. 11–23.

44. «Твоя боголюбивая душа огнепально воспламеняется божественною ревностию…» // Мануйлов Ю. Икона староверов Причудья. Гавриил Ефимович Фролов и его иконописная мастерская. Таллин, 2013. С. 7–12.

45. Из архива Гавриила Ефимовича Фролова // Там же. С. 341–454 (комментарии).

46. Неизвестный памятник поздней паломнической литературы: хождение по России устюжского мещанина Петра Иванова Типухина в 1813–1822 гг. // Книжные центры Древней Руси: Книжники и рукописи Кирилло-Белозерского монастыря. СПб., 2014. С. 404–435.

47. Старообрядческие библиотеки как историко-культурный феномен // Про книги: Журнал библиофила. М., 2014. № 1(29). С. 60–71.

48. Выговская икона «Образ всех российских чудотворцев» // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом). Т. 62. СПб., 2014. С. 167–174.

49. Обитель преподобного Сергия. М., 2014. С. 9–18 (автор вступ. статьи).

50. «Обитель преподобного Сергия»: выставка в Государственном историческом музее // Русское искусство. 2014. № 2: Сергий Радонежский и его эпоха. С. 74–79.

51. Книжные труды московских поморцев // Нарративные традиции славянских культур: От Средневековья к Новому времени. Новосибирск, 2014. С. 155–162.

52. Старообрядческие библиотеки // 150 лет на службе науки и просвещения: Сборник материалов Юбилейной международной научной конференции. Москва, 5–6 декабря 2013 г. М., 2014. С. 213–223.

53. «Град Китеж русского староверия: К 320-летию Выговского старообрядческого общежительства» // Старообрядецъ: Современность, история и культура древлеправославия. Нижний Новгород, 2014. № 57 (июнь–октябрь). С. 1, 29.

54. Изучение памятников художественной церковной старины старообрядцами в начале XVIII в. // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом). Т. 63. СПб., 2014. С. 499–508.

55. Иван Никифорович Заволоко и выговская культура // Latvijas vecticībnieki: identitātes saglabāšanas vēsturiskā pieredze: rakstu krājums = Латвийские староверы: исторический опыт сохранения идентичности: сборник статей Rīga, 2014. С. 175–188.

56. Кирилл Сунарецкий (Сунский, Виданский) // Православная энциклопедия. Т. 34. М., 2014. С. 622.

57. Павел [епископ Коломенский] // Большая российская энциклопедия. Т. 25. М., 2014. С. 11.

58. Павел Любопытный // Там же. С. 17.

59. Поморские ответы // Большая российская энциклопедия. Т. 27. М., 2014. С. 107.

60. Поморское согласие // Там же. С. 107–108.

61. Обитель преподобного Сергия [Каталог выставки] / Государственный исторический музей. М., 2014 (науч. редактор, составитель каталога).

62.Находка утраченного рукописного книжного свода начала XVIII в. // Исторический музей – энциклопедия отечественной истории и культуры. Год 2012-й. М., 2015. С. 102–112 (Труды ГИМ. Вып. 199).

63. Церковно-исторический музей при Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви: Путеводитель. Исследования и материалы. М., 2015 (составитель).

64. Из опыта сохранения памятников старины в Московской старообрядческой общине Рогожского кладбища // Там же. С. 37–47.

65. Еще раз о слоне: Реальный комментарий к посланию Андрея Денисова // Религиозные и политические идеи в произведениях деятелей русской культуры XVIXXI вв.: Сборник научных трудов. Новосибирск, 2015. С. 58–69 (Археография и источниковедение Сибири. Вып. 33).

66. «По улицам слона водили…»: Документ, литературный текст и российская действительность 1710-х гг. // Текст и традиция. Альманах 3. СПб., 2015. С. 94–114.

67. Житие великомученицы Варвары в Выговских Четиях Минеях и иконописи // Круги времен: В память Елены Константиновны Ромодановской. Т. 2: Исследования. Посвящения и воспоминания. М., 2015. С. 381–390.

68. Древние памятники Троице-Сергиева монастыря и полемика вокруг церковной реформы середины XVII в. // Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции. Материалы международной научной конференции. Москва. Государственный исторический музей. 27–28 мая 2014 г. М., 2015. С. 233–246 (Труды ГИМ. Вып. 202) (составитель и науч. редактор).

69. Литература Выговского старообрядческого общежительства // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 19: XVIII век. СПб., 2015. С. 5–13.

70. Корнилий Выговский // Православная энциклопедия. Т. 38. М., 2015. С. 137–138.

71. Красный устав // Там же. С. 481–482 (в соавторстве с Е. А. Агеевой).

72. Лазарь // Православная энциклопедия. Т. 39. М., 2015. С. 689–693.

73. Рогожское кладбище // Большая российская энциклопедия. Т. 28. М., 2015. С. 573–574.

74. Соловецкое восстание 1668–1676 // Большая российская энциклопедия. Т. 30. М., 2015. С. 662.

75. Старообрядчество: История и культура. М., 2016.

76. Идеальный образ русского модерна [Текст]: Иконы в окладах из собрания С. Ю. Николаева: [альбом] М., 2016 (составитель, в соавторстве с В. В. Горшковой, В. В. Игошевым).

77. Блаженный Иоанн Козмич, московский юродивый и иконописец М., 2016 (вступ. статья, подготовка текста).

78. Два тома Выговских Четиих Миней из собрания БАН в контексте истории уникального книжного свода начала XVIII в. // Современные проблемы археографии. Вып. 2. СПб., 2016. С. 467–475.

79. Московская филипповская община и ее книжное собрание // Пятые Лихачевские чтения. Русская культура: история и экология. Материалы международной научной конференции. Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», 2016. С. 49–60.

80. «Учитель премудрый, наставник всеизрядный» (к 70-летию Натальи Владимировны Понырко) // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом). Т. 64. СПб., 2016. С. 5–14.

81. К истории Дьяконовых ответов: Новая атрибуция одного из посланий Андрея Денисова // Там же. С. 422–434.

82. Неизвестный памятник старообрядческой литературы XIX в. — Житие иконописца и юродивого Иоанна Козмича // Там же. С. 554–575.

83. Лысенин Тимофей Матвеевич // Православная энциклопедия. Т. 41. М., 2016. С. 717—718 (в соавторстве с Е. А. Агеевой).

84. Любопытный Павел Онуфриев // Православная энциклопедия. Т. 42. М., 2016. С. 66–68.

85. Малышев Владимир Иванович // Православная энциклопедия. Т. 43. М., 2016. С. 231–232 (в соавторстве с В. П. Бударагиным).

86. Матвеев Даниил // Православная энциклопедия. Т. 44. М., 2016. С. 303–304.

87. Спиридон Потемкин // Большая российская энциклопедия. Т. 31. М., 2016. С. 78.

88. Старообрядчество // Там же. С. 182–183.

89. Сила духа и верность традиции. М., 2017.

90. «Злоключения на Московское Преображенское кладбище» 1850-х гг. Страдалец за старую веру Ф. А. Гучков // Первые историко-краеведческие научно-просветительные Преображенские Ковылинские чтения «Историческое, культурное и духовное наследие Преображенского» (Москва, 10 октября 2014 г.). М., 2017. С. 42–56.

91. Московская филипповская община и ее книжное собрание // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом). Т. 65. СПб., 2017. С. 550–570.

92. История о московском купце Филимоне Федорове Осинине: Необычный эпизод внутристарообрядческой полемики начала XIX в. // Там же. С. 648–668.

93. Старообрядцы Ржева в контексте старообрядческой истории XVIIXX вв. // Ржев в истории и современности: Материалы Всероссийского научно-просветительского форума. Тверь, 2017. С. 11–22.

94. Выговские Четии Минеи и богослужебный устав Выговского общежительства // Проблемы сохранения отечественной духовной культуры в памятниках письменности XVIXXI вв.: Сборник статей. Новосибирск, 2017. С. 149–156 (Археография и источниковедение Сибири. Вып. 36).

95. Святой преподобный Диодор Юрьегорский и созданный им монастырь. СПб., 2017 (в соавторстве с А. В. Алексеевым, Ю. Н. Кожевниковой, О. В. Панченко, А. В. Пигиным, иереем Олегом Червяковым, Н. В. Червяковой).

96. Выговские Минеи [Четии] // Православная энциклопедия. Т. 45. М., 2017. С. 271–273.

97. Монинская поморская моленная // Православная энциклопедия. Т. 46. М., 2017. С. 667–669.

98. Морозова Федосья Прокопьевна // Православная энциклопедия. Т. 47. М., 2017. С. 40–43.

99. Феодосий Васильев // Большая российская энциклопедия. Т. 33. М., 2017. С. 254.

100. Филиппов Иван // Там же. С. 358.

101. «Предивное художество»: Иконы из собрания Григория Лепса. Издание к выставке в Государственном историческом музее. М., 2018 (автор текста).

102. Церковные предметы производства Товарищества Оловянишниковых: новые памятники, новые возможности // XXIIНаучные чтения памяти И. П. Болотцевой (1944–1995): Сборник статей. Ярославль, 2018. С. 348–358.

103. Актуальные вопросы церковной жизни в переписке двух крупнейших деятелей староверия XX века – И. Н. Заволоко и М. И. Чуванова // Всемирный старообрядческий форум: Материалы международной конференции. Москва, 1–2 октября 2018 г. М., 2018. С. 109–114.

104. «Изыскание о иноческом пострижении» – филипповское сочинение 60-х гг. XVIII в. // Традиции русской духовной культуры в памятниках письменности XVIXX вв.: Сборник научных. трудов. Новосибирск, 2018. С. 168–178 (Археография и источниковедение Сибири. Вып. 37).

105. Дар С. Ю. Николаева Государственному историческому музею // Собрание. 2019. № 9. С. 42–51.

106. XVI век. Эпоха митрополита Макария.. М., 2019 [Каталожные описания 17 предметов] (отв. редактор, составитель, в соавторстве с Э. В. Шульгиной).

107. Икона «Святой Николай Можайский» 1918 г. Иконографический отклик на революционные события // XXIIIнаучные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): Сборник статей. Ярославль, 2019. С. 342–353.

108. Становление беспоповства и его разветвление // Русское старообрядчество: История и культура / Ред. Х. Сакамото и А. Накадзава. Токио, 2019. С. 75–96 (в соавторстве с А. Накадзава, на японском языке).

109. Предисловие // Старообрядческая рукописная книга в собрании М. А. Максимова. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. 29 апреля – 29 мая 2019 г. Каталог выставки / Авт.-сост. М. А. Максимов. СПб., 2019. С. 7–10.

110. Изучение новгородских церковных древностей старообрядцами в первой четверти XVIII в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2019. № 2. С. 91–99.

111. Памятный дар великой княгине Елисавете Феодоровне // Собрание. 2019. № 8. С. 32–41.

112. Письменное и художественное наследие Древней Руси как основа старообрядческой культуры. Сводные труды // Язык, книга и традиционная культуры позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе. Труды III международной научной конференции. М., 2019. С. 287296 (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 150).

113. Литературное наследие Выговской старообрядческой пустыни в XX веке: возможность объективного изучения // Чтения Отдела русской литературы XVIII века / ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН. Вып. 8: Русская литература XVIII столетия в науке XX века. Неолатинская гуманистическая традиция и русская литературы конца XVII начала XIX века. СПб., 2018. С. 4556.



[1] Список трудов Е. М. Юхименко за 1984–2009 гг. см.: Юбилей Елены Михайловны Юхименко // Вестник церковной истории. 2010. № 1/2(17/18). С. 361–371.


Татьянин День rss
С новым чаем! Поздравление редакции Taday.ru

С новым чаем! Поздравление редакции Taday.ru

В канун Нового года завариваем чай и вспоминаем, что было в прошедшем году. С праздником, друзья! :)



И целого мира мало. Ольга Токарчук

И целого мира мало. Ольга Токарчук

Главная тема Ольги Токарчук, польской писательницы, нобелевской лауреатки 2018 года, — смерть. Чтобы что-то познать, надо выйти за его пределы, увидеть границы и проникнуть сквозь них. На движение жизни Токарчук предлагает смотреть из измерения смерти.


Фигурист Павел Дрозд: Я всегда старался развиваться и вне катка

Фигурист Павел Дрозд: Я всегда старался развиваться и вне катка

Павел Дрозд — российский фигурист, выступающий в танцах на льду. В 25 лет он вице-чемпион мира среди юниоров (2017), чемпион России среди юниоров (2016) и трёхкратный серебряный призёр финала гран-при среди юниоров. Мы встретились с Павлом, чтобы обсудить, из чего состоит день фигуриста, как создаются танцевальные номера, почему тренер волнуется на соревнованиях больше, чем спортсмен и куда исчезают игрушки, которые болельщики бросают на лёд.