Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

«ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО ВИДЕВШЕ»
Т. 9, С. 437-438 опубликовано: 26 марта 2009г.


«ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО ВИДЕВШЕ»

[греч. ᾿Ανάστασιν Χριστοῦ θεασάμενοι̇; слав.     - [Мы], увидевшие Воскресение Христово], одно из главных воскресных песнопений в правосл. богослужебной традиции.

Указания относительно «В. Х. в.» присутствуют уже в памятниках студийского периода. Оно исполняется на пасхальной утрене по 6-й песни канона (в студийском «Ипотипосисе» не указано количество повторений «В. Х. в.»; в более поздних памятниках, описывающих чин пасхальной утрени, указано произносить его трижды), на утрене перед Пс 50 (на Светлой седмице перед каноном) ежедневно в течение периода от Пасхи до Вознесения (включительно), на утрене перед Пс 50 всех воскресений года (кроме особых случаев) и на Воздвижение (Пентковский. Типикон. С. 256; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 226, 500, 502, 558; Arranz. Typicon. P. 11, 24, 252).

Иерусалимский устав, принятый ныне в правосл. Церкви, предписывает исполнять «В. Х. в.» в тех же случаях, а также на пасхальных часах. По аналогии с пасхальной утреней это песнопение присутствует в пасхальном чинопоследовании отпевания (Требник большой. Л. 125 об.- 126). Кроме того, Иерусалимский устав предписывает в воскресные дни между Пасхой и Вознесением произносить «В. Х. в.» трижды.

В различных редакциях Иерусалимского устава, вплоть до совр. печатных изданий, тип исполнения не уточняется (Типикон. [Т. 1.] С. 21; [Т. 2.] С. 934).

В греч. богослужебной практике 1-й пол. XIV в., согласно «Диатаксису священнослужения» Патриарха К-польского Филофея Коккина, «В. Х. в.» исполнялось певчески братией (Goar. Euchologion. P. 6). По описанию Арсения (Суханова), в XVII в. в греч. храмах «В. Х. в.» «говорили на оба лика поделяся по строкам» (Проскинитарий Арсения Суханова 1649-1653 // ППС. 1889. Т. 7. Вып. 3 (21). С. 240). В совр. греч. богослужебных книгах указано чтение «В. Х. в.», на практике его читает предстоятель (стоящий в хоре игумен или архиерей) или чтец (Εὐχολόγιον τὸ Μέγα. Σ. 9; Святогорский устав. С. 52).

В рус. певч. рукописях XVII в. фиксируется «В. Х. в.» столпового знаменного распева 7-го гласа (напр.: ГИМ. Епарх. певч. № 19. Л. 54; Син. № 819. Л. 16 об.; Син. певч. № 1243. Л. 81), позднее этот же распев был перенесен и в старообрядческие рукописные сборники (см., напр.: НБ МГУ ОРиРК. Ветк. собр. № 573. Л. 41, 1890 г.). Причина распева на 7-й глас, возможно, заключается в том, что в цикле воскресных стихир на хвалитех 7-го гласа текст 2-й стихиры состоит из первых 3 строк «В. Х. в.». Этот распев впосл. был включен в синодальные нотные издания и в старообрядческие печатные певч. книги (Обиход нотного пения. М., 1902. Ч. 1. Л. 56 об.- 57; Обиход. К.: Л. Ф. Калашников, 1909. Л. 93 об.- 94 об.; Обиход цветной. СПб.: А. И. Морозов, 1884. Ч. 2; Обиход [беспоповский; б. м., после 1905]. Л. 122 об.- 124 об.).

Кроме того, появляется более продолжительный праздничный вариант распева в форме осмогласника (см., напр.: ГИМ. Син. певч. № 1191. Л. 136; напев зафиксирован также в печатных Обиходах поморской традиции).

«В. Х. в.» было также распето на 6-й глас греч. и киевским распевами (Обиход нотного пения. Ч. 1. Всенощное бдение. М., 1902. Л. 56 об.- 58; Триодь нотного пения. СПб., 1899. Л. 106). Эти распевы были неоднократно гармонизованы.

Среди авторских сочинений на текст «В. Х. в.» и переложений обиходных мелодий наиболее популярными являются т. н. обиходный вариант А. А. Архангельского (Обиход церк. пения. М., 1997. С. 120-122) и напев П. Г. Чеснокова (Пасха Христова / Ред. игум. Никифор. М., 1988. С. 33); оригинальные композиции на текст «В. Х. в.» создавали также А. Л. Ведель, А. Т. Гречанинов, С. В. Рахманинов, П. И. Чайковский и др. (см.: Свод напевов. С. 88-90).

В совр. практике РПЦ «В. Х. в.» на воскресной и пасхальной утрене исполняется, как правило, всей общиной на 6-й глас. На пасхальной утрене, когда «В. Х. в.» поется трижды, общее пение может чередоваться с авторскими сочинениями (напр., Архангельского или Чеснокова).

В старообрядческом уставе нач. XX в. указывается: «Воскресение Христово видевше поют и тогда неотложно» (Устав Арсения Уральского. М., 2001р. Л. 52-52 об.), что отражает, возможно, позднюю традицию только певч. исполнения песнопения.

В совр. певч. традиции старообрядцев белокриницкого согласия «В. Х. в.» исполняется читком на воскресной утрене, знаменным распевом 7-го гласа - на пасхальной утрене. В беспоповских общинах распространены 3 варианта исполнения: хоровым речитативом («говорком») - на пасхальных часах, столповым знаменным распевом 7-го гласа - на воскресной утрене; в особо торжественных случаях, как на пасхальной утрене, «В. Х. в.» могут исполнять и в форме осмогласника.

Лит.: Скабалланович. Типикон. Ч. 2. С. 248-249; Свод напевов.
И. В. Старикова
Ключевые слова:
Типиконы Литургика. Основные понятия «Воскресение Христово видевше», одно из главных воскресных песнопений в православной богослужебной традиции
См.также:
ВЕЧЕРЯ слав. название вечерней трапезы
«ВОСТАНИТЕ» возглашение параекклисиарха (в мон-рях) или диакона (в приходских храмах) в начале всенощного бдения
АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода
АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
АГРИПНИЯ см. Всенощное бдение