Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БОРКОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ
Т. 6, С. 75-76 опубликовано: 10 сентября 2009г.


БОРКОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ

находилась в мест. Борок близ слободы Холуй Вязниковского у. Владимирской губ. (в наст. время пос. Холуй Южского р-на Ивановской обл.). По преданию, основана в 1650 г. кн. И. Д. Пожарским в соответствии с завещанием отца кн. Д. М. Пожарского, в 1612 г. на пути к Москве остановившегося с ополчением в Борке. В сохранившейся духовной грамоте Д. М. Пожарского нет распоряжений о построении пустыни. Однако известно, что царь Михаил Феодорович за заслуги перед отечеством пожаловал кн. Д. М. Пожарскому в вотчину часть слободы Холуй. На связь Пожарских с Б. п. указывает также монастырский синодик (не сохр.), в к-ром род Пожарских записан первым среди поминаемых вкладчиков и храмоздателей. В самом раннем документе, относящемся к пустыни (Память Илариона, митр. Суздальского и Юрьевского, строителю пустыни о высылке 2 книг, 1684 г.- ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 2. Картон 2. № 200), обитель названа Троицкой Холуйской пуст. В кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. пустынь пришла в упадок, по свидетельству Анании Фёдорова она была «безвотчинной, несколько пахотной земли имеющей, також и от подаяния христолюбцев довольствующейся» (С. 107). Неизвестно, сохранились ли к.-л. монастырские здания к 1764 г.- времени учреждения штатов. Составлявшаяся в обязательном порядке в 1763-1764 гг. на каждую обитель «офицерская» опись имущества по Б. п. отсутствует.

Борковская Николаевская пуст. Литография. Кон. XIX в.
Борковская Николаевская пуст. Литография. Кон. XIX в.

Борковская Николаевская пуст. Литография. Кон. XIX в.

Б. п. была возобновлена в 60-х гг. XVIII в. по инициативе и на средства Астраханского еп. Мефодия († 1776), уроженца Холуйской слободы, сына священника Троицкой ц., и именовалась Троицкой Борковской, что при Холуйской слободе или Борковской. Обитель была отстроена в 60-70-х гг. XVIII в. на средства еп. Мефодия в традициях архитектуры кон. XVII в. 29 июня 1765 г. в Б. п. была освящена теплая трапезная ц. во имя Св. Троицы, 27 окт. 1787 г. переосвященная в честь Казанской иконы Божией Матери (сохр.), с шатровой колокольней (сохр. нижний ярус). В храме было 2 престола: в честь Казанской иконы Божией Матери в воспоминание об образе, внесенном в 1612 г. впереди рус. войска в освобожденную Москву, и во имя мц. Фотинии Самаряныни, освященный в 1820 г. в память избавления жителей Холуя от «трясавичной» болезни (видимо, малярии). (Слобода Холуй находилась в болотистом месте, и особенно после весеннего разлива рек случались эпидемии этого заболевания.) В 1770 г. был сооружен летний кирпичный пятиглавый Троицкий собор с трапезной, в к-рой располагался придел во имя ап. Иоанна Богослова - небесного покровителя кн. И. Д. Пожарского. В 1866 г. трапезная часть храма была расширена, в ней устроили 2 придела: юж.- во имя ап. Иоанна Богослова и сев.- во имя свт. Николая Чудотворца, освященные в 1872 г. (собор сохр.). В 1770 г. пустынь обнесли каменной оградой с 4 башенками по углам, к-рая в 1860 г. была расширена. У дороги, ведущей к св. вратам, во 2-й пол. XIX в. стояла деревянная часовня свт. Николая Чудотворца.

В 1-й пол. XIX в. положение Б. п. ухудшилось. Предполагавшаяся к упразднению пустынь была возрождена благодаря усилиям местного землевладельца А. И. Чихачова, обратившегося к властям неск. губернских городов и своим знакомым с просьбой оказать материальную помощь обители. В нояб. 1852 г. Чихачов получил письмо из Москвы от мануфактур-советника П. М. Александрова, пожелавшего благоустроить мон-рь при условии введения в нем общежительного устава. На средства Александрова в 50-х гг. XIX в. были выстроены: деревянный двухэтажный корпус для настоятеля и братии, двухэтажный корпус с трапезной, просфорней и кельями, ряд хозяйственных построек, за монастырской оградой - двухэтажная деревянная гостиница. Немного позднее был сооружен двухэтажный каменный корпус с настоятельскими покоями, в 1863 г. здесь нек-рое время проживал на покое еп. Иустин. В 1854 г. Александров пожертвовал в Троицкий собор ценную утварь, облачения, хоругви и плащаницу; в 1856 г. на его средства палехские иконописцы изготовили для собора 6-ярусный резной позолоченный иконостас. В нач. марта 1854 г. по ходатайству игум. Георгия и по благословению Владимирского еп. Иустина в Б. п. был введен общежительный устав по образцу Саровской пуст.

В кон. XVII в. пустынью управляли строители. Анания Фёдоров в «Историческом собрании о богоспасаемом граде Суждале» сообщает, что в сер. XVIII в. в Б. п. был «начальствующий игумен с братиями» (С. 107); во 2-й пол. XVIII-XIX в. во главе мон-ря стояли попеременно строители и игумены, с 1894 г.- игумены. Во 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. в Б. п. подвизались ок. 7 насельников, после введения общежития - ок. 18 чел. К 1917 г. в пустыни жили настоятель, казначей, иеромонах, 1-3 иеродиакона, 1-2 монаха, 6-13 послушников. Б. п. владела капиталом в 58133 р. в гос. процентных бумагах, ей также принадлежали 17 дес. пахотной земли, 15 дес. сенокосной, 137 дес. леса, 9 дес. земли под болотами, озерами и огородами и под кладбищем, а также мельница на р. Лух в Гороховецком у.

В Б. п. хранился почитаемый Казанский образ Божией Матери в драгоценном окладе с частицами мощей. Древняя монастырская икона Св. Троицы была украшена серебряной золоченой ризой, устроенной тщанием еп. Мефодия. Почитавшаяся в мон-ре чудотворная икона свт. Николая в драгоценном окладе, по преданию, была пожертвована в первый храм обители, посвященный свт. Николаю, кн. И. Д. Пожарским. Во Владимирском музее хранится рукопись с записью чудес от иконы, происходивших в XIX в. В силу устойчивости предания о существовании в Б. п. в XVII в. Никольского храма и почитании образа свт. Николая пустынь начиная с 50-х гг. XIX в. именовалась Борковской Николаевской. Особо почиталась жителями слободы Холуй монастырская икона мц. Фотинии Самаряныни с изображением Иисуса Христа, сидящего у кладезя. В обители совершались крестные ходы: в день Св. Троицы - в Троицкую ц. слободы Холуй, в день Св. Духа и в престольный праздник ап. Иоанна Богослова (26 сент.) - из Троицкой и Тихвинской церквей слободы в Б. п.

Б. п. была закрыта, по-видимому, в нач. 20-х гг. XX в. В 1941-1945 гг. в монастырских постройках жили эвакуированные из Ленинграда дети. В наст. время в них располагается детский дом. С 7 нояб. 1958 г. до кон. 90-х гг. XX в. в детском доме работал музей, организованный по инициативе директора детдома заслуженного учителя РСФСР В. В. Бормосова.

Арх.: ГА Владимирской обл. Ф. 556; ГА Ивановской обл. Ф. 200: Борковский муж. мон-рь.
Ист.: [Анания Фёдоров]. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале // ВОИДР. Кн. 22. 1855. Отд. мат-лы. С. 1-198.
Лит.: С[пособин] И. Борковская пуст. // Владимирские ГВ. 1845. Ч. неофиц. № 4; Торжество, совершенное по случаю обновления Борковской Николаевской пустыни и введения в ней общежития 7 марта 1854 г. // Там же. 1854. Ч. неофиц. № 14; Голышев И. А. Борковская пуст. в Вязниковском у. // Владимирские ГВ. 1868. Ч. неофиц. № 46, 48, 50; он же. Борковская пустынь в Вязниковском у. // Тр. стат. комитета Владимирской губ. Владимир, 1868. Вып. 7. С. 104-138; он же. Борковская Николаевская пуст. во Владимирской губ., основанная по завещанию кн. Дмитрия Михайловича Пожарского, сыном его Иваном Дмитриевичем: Ист. описание. Владимир, 1871; Сервицкий А. И. Упраздненные мон-ри во Владимирской епархии // Владимирские ЕВ. 1873. Ч. неофиц. № 8; Ростиславов Д. И. Опыт исследования об имуществах и доходах наших мон-рей. СПб., 1876. С. 77, 85, 118; Касаткин В. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 179-185; Кукулиев У. А., Стариков В. В. Есть такое село...: Очерки об искусстве с. Холуй. Ярославль, 1973. С. 12-13; Свод памятников архитектуры Ивановской обл. М., 2000. Т. 3. С. 644-648; Копров В., Пэнэжко О., свящ. Храмы Южного р-на Ивановской обл. Б. м., б. г. С. 25-27.
А. В. Маштафаров
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Борковская во имя святителя Николая Чудотворца мужская пустынь находилась в мест. Борок близ слободы Холуй Вязниковского у. Владимирской губ. (в наст. время пос. Холуй Южского р-на Ивановской обл.)
См.также:
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле