Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АНТИПАСХА
Т. 2, С. 544-548 опубликовано: 17 февраля 2009г. 


АНТИПАСХА

[греч. ἀντίπασχα букв.- то, что вместо Пасхи], 2-я неделя (т. е. воскресенье) после недели Пасхи; др. названия: Новая неделя, Фомина неделя.

Уверение Фомы. Дионисий и мастерская. Икона из ц. Св. Троицы Павлова Обнорского мон-ря. 1500 г. (ГРМ)
Уверение Фомы. Дионисий и мастерская. Икона из ц. Св. Троицы Павлова Обнорского мон-ря. 1500 г. (ГРМ)

Уверение Фомы. Дионисий и мастерская. Икона из ц. Св. Троицы Павлова Обнорского мон-ря. 1500 г. (ГРМ)
Одно из наиболее ранних употреблений термина «А.» в значении недели, следующей за неделей (воскресеньем) Пасхи, содержится в приписываемых Патриарху К-польскому Иоанну Постнику канонических правилах (PG. 88. Col. 1913c).

Содержание праздника

Древнейшие источники упоминают о дне А., связывая его, с одной стороны, с Воскресением Христовым, т. к. с IV в. он служил завершением 8-дневных пасхальных торжеств, с др. стороны - с таинством Крещения, т. к. в этот день или накануне неофиты, крещенные на Пасху или в Великую субботу, снимали белые крещальные ризы. С этим обычаем связано древнее лат. название дня А.- Dominica in Albis (День Господень в белых [одеждах]). Блж. Августин Иппонский (Ɨ 430) в слове, посвященном «октаве Пасхи» (т. е. А.), говорит: «Сегодняшней радостью завершаются пасхальные торжества, потому что сегодня переменяются одежды неофитов, но таким образом, что белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остается в сердце» (Aug. Sermo 172).

Важнейшим основанием для объединения А. с Пасхой является читаемое в этот день (по крайней мере с IV в.) как в вост., так и в зап. обрядах Ин 20. 19-31. Это евангельское повествование связывает 2 явления Воскресшего Спасителя апостолам: в «первый день недели вечером» (ст. 19), т. е. в сам день Воскресения, когда Господь Иисус Христос показал им Свои раны, послал их на проповедь и, сообщив им дар Св. Духа, дал им власть прощать и удерживать грехи... и «после восьми дней» (ст. 26), когда Спаситель, вторично явившись ученикам, призванием к осязанию Своих ран уверил ап. Фому (он не видел первое явление Воскресшего Христа и отказывался верить рассказам др. апостолов), и тот немедленно исповедал свою веру в Богочеловечество Воскресшего Христа, воскликнув: «Господь мой и Бог мой!» Истолкованию Ин 20. 19-31 посвящено «Слово на Неделю Новую», приписываемое свт. Иоанну Златоусту, по визант. Типиконам одно из уставных чтений праздника А. Повторное явление Господа Иисуса Христа ученикам здесь объясняется необходимостью уверения ап. Фомы, чье «неверие» (в данном случае - стремление к достоверному, подтвержденному опытом знанию) оправдывается и даже восхваляется, ибо результатом его стало исповедание ап. Фомы (см. также Уверение Фомы, иконография).

Церковь посвящает этот день также размышлению над обновлением всего творения через Воскресение Христово, о чем говорится в слове свт. Григория Богослова (Ɨ 390) «На Неделю Новую», к-рое в визант. Типиконах стало одним из главных уставных чтений праздника. По мысли свт. Григория, подобно первому творению (сотворению мира), начавшемуся днем недельным (воскресным), так и новый, обновленный Воскресением Христовым мир начинается днем недельным. Этот день, 8-й по Пасхе, и празднуется как День обновления, т. к. в отличие от дня Пасхи, самого дня спасения, к-рый является «пограничным между погребением и Воскресением» (μεθόριον τῆς ταφῆς καὶ τῆς ἀναστάσεως), этот день есть день «воспоминания спасения» (τὸ τῆς σωτηρίας γενέθλιον), день «чисто нового рождения» (καθαρῶς τῆς δευτέρας γενέσεως). Содержанием же празднования для каждого, его приношением Богу должно стать внутреннее обновление: «Обновитесь, отбросьте древнего человека(?) только ради того вспоминая древнее, чтобы его избегать». Совпадающее по времени с А. обычное весеннее обновление природы поэтому приобретает новое значение как видимое проявление и свидетельство внутреннего обновления всей твари: «Царица времен года триумфально шествует в честь царицы дней и преподносит ей дары от всего, что есть у нее самого прекрасного и радостного». Величие праздника подчеркивается согласием обновления видимого и невидимого мира, к-рое предваряет будущие «новое небо и новую землю» (Откр 21. 1): «Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем!» (Greg. Nazianz. Or. 44).

В рус. разговорном языке А. часто называется «Красной горкой», т. к. это первый день после многодневных Великого поста и Пасхи, когда позволяется совершать таинство Брака.

Богослужение праздника в правосл. Церкви

Праздник уверения Фомы зафиксирован уже в «Апостольских постановлениях» (предположительно ок. 380, Антиохия), где повествование об его установлении ведется от лица самого ап. Фомы (ἑορτὴ τιμία αὐτὴ ἡ ὀγδόη, ἐν ᾗ δυσπιστοῦντα ἐμὲ Θωμᾶν ἐπὶ τῇ ἀναστάσει ἐπληροφόρησεν - чтимый праздник восьмого дня, в который меня, не веровавшего Фому, [верой] в воскресение исполнил).

В древнем иерусалимском богослужении в день А. совершалось торжественное последование. В 40-й гл. «Паломничества» Эгерии (ок. 400) А. названа «октавой [8-м днем] Пасхи» («октава» в позднейшей лат. литургической терминологии соответствует визант. отданию). Согласно описанию Эгерии, в этот день кроме обычных богослужений (литургии и проч.) после 6-го часа (ок. 12.00) совершалась особая процессия (см. Стациональное богослужение), аналогичная процессии в 1-й день Пасхи. Ее порядок: епископ вместе с народом совершал сопровождавшееся песнопениями торжественное шествие, с остановками на Елеонской горе и на Имвомоне (место Вознесения Господня), завершавшееся в храме Воскресения, где служили вечерню, после к-рой было шествие на Сион, где также пелись гимны, читался евангельский рассказ о явлении Спасителя ученикам в 8-й день по Воскресении и уверении ап. Фомы; все завершалось молитвой и благословением оглашенных и верных во 2-м часу ночи (ок. 20.00). Иерусалимский лекционарий V-VI вв. (La grande Lectionaire. P. 120) содержит следующие указания о службе А.: на литургии поется тропарь «Славное пришествие», прокимен из Пс 9, вместо чтения из ВЗ читается Деян 5. 34-42, апостол - 1 Ин 1. 1-7, евангелие - Ин 1. 1-17 (читаемое ныне на литургии 1-го дня Пасхи); в 9-м часу (ок. 15.00) совершается вечерня, на к-рой в основном повторялся чин вечерни на Пасху (отличается пением тропаря А. «Славное пришествие» и прокимна из Пс 32) и читалось Евангелие об уверении Фомы (Ин 20. 26-31).

В визант. обряде (к-польском богослужении) тема уверения Фомы в службе А. уже значительно усилена по сравнению с древним иерусалимским, где служба А. во многом повторяла пасхальную. Евангельское повествование об уверении ап. Фомы в К-польской Церкви (а впосл. и во всех правосл. Поместных Церквах) по крайней мере с VIII в. читается не вечером в день А., как в Иерусалиме в древности, а утром - на литургии.

В соборном богослужении К-поля, отраженном в Типиконе Великой ц. X в. (Mateos. P. 108), утреня на А. совершалась такая же, как и во все воскресенья года (как и на Пасху). Типикон Великой ц. указывает на утрене в конце непорочных петь пасхальный тропарь 3-го гласа «Συγκλονουμένης τῆς κτίσεως» ([Когда] творение было смущено), на 50-м псалме - тропарь А. «тяжелого» (7-го) гласа «̓Εσφραγισμένου τοῦ μνήματος» ([В то время, как] гроб был запечатан - церковнослав. «  »); на литургии - вседневные антифоны (при этом 2-й антифон Типикон указывает петь не с «аллилуия», а с припевом: «Спаси ны, Сыне Божий», как в самые большие праздники), прокимен из Пс 146 («Велий Господь наш»), апостол - Деян 5. 12-20, аллилуиарий со стихом 94-го псалма, евангелие - Ин 20. 19-31, причастны - «Хвалите Господа с небес» (Пс 148. 1) и «Похвали, Иерусалиме, Господа» (Пс 147. 1); на вечерне в сам день праздника петь прокимен из Пс 76 («Кто Бог велий»), такой же, как вечером в 1-й день Пасхи. Прп. Романом Сладкопевцем (V в.) был написан кондак на Уверение Фомы (проимий «  ») (Maas, Trypanis. P. 234), к-рый употреблялся в храмах К-поля в неделю А.

Во всех многочисленных редакциях 2 визант. монастырских уставов - Студийского и Иерусалимского (к-рый является ныне основным богослужебным уставом правосл. Церкви) - служба А. является праздничной. Состав службы со времен действия Студийского устава и до наст. времени весьма стабилен. Как студийскими, так и иерусалимскими Типиконами (кроме самых кратких) указываются следующие гимнографические тексты вечерни под А. и утрени А.: отпустительный тропарь «тяжелого» (т. е. 7-го) гласа «  » - как в Типиконе Великой ц.; кондак (точнее, проимий и 1-й икос) 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа прп. Романа (проимий «  »); написанные прп. Иоанном Дамаскиным (VIII в.) самогласные стихиры 1-го («   », «      », «   ») и 2-го плагального (т. е. 6-го) гласов («     ») и канон 1-го гласа (нач. 1-го ирмоса: «   »; нач. 1-го тропаря: «   »), не имеющие атрибуции 3 самогласные стихиры 4-го гласа (начало каждой: «   »). Часть студийских и все иерусалимские Типиконы содержат также надписанную именем «Анатолия» стихиру 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа («      »); неатрибутированные стихиры 2-го («    », «    »), 2-го плагального («   »), 1-го плагального (т. е. 5-го) («  ») и 1-го (подобен «Прехвальнии мученицы») гласов (3 стихиры, начало 1-й: «    »); ипакои 2-го плагального гласа («  »), эксапостиларий  »). Все Типиконы указывают для А. такие же, как в Типиконе Великой ц., чтения на литургии; все студийские, а также ранние иерусалимские Типиконы предписывают петь на литургии вседневные антифоны, поздние иерусалимские - изобразительны антифоны. Тексты службы помещаются в Триоди.

И по студийским, и по иерусалимским Типиконам воскресная служба Октоиха в день А. не поется (что является главной отличительной особенностью Господских двунадесятых праздников; тем не менее А. не причисляется к ним) и совершается служба только А., имеющая характер праздничной; вечером в неделю А. (под понедельник) совершается праздничная вечерня со входом и великим прокимном «тяжелого» (т. е. 7-го) гласа из Пс 76 («   »); А. имеет продолжающееся до субботы попразднство.

Отличия студийских Типиконов от иерусалимских в уставе службы А.: 1) перенесение воскресной службы Октоиха 1-го гласа (или ее части) на понедельник (в иерусалимских она отменяется); 2) отмена, начиная с А., пасхальных песнопений (в иерусалимских они поются до отдания Пасхи), за исключением тропаря «   » и катавасии Пасхи; 3) отсутствие всенощного бдения на праздник (в иерусалимских присутствует). В южноитал. версиях Студийского устава - напр., в Мессинском Типиконе 1131 г.- две первые студийские отличительные особенности уже не отмечаются (что сближает их с позднейшими иерусалимскими): воскресная служба отменяется, а тропарь Пасхи «  » читается вместо Трисвятого на службах суточного круга вплоть до Вознесения Господня (Arranz. P. 256-258).

В первоначальной редакции студийской службы А., зафиксированной в «Ипотипосисе прп. Феодора Студита» IX в., составленном одним из его учеников (Дмитриевский. Т. 1. С. 228-229), «Диатипосисе» прп. Афанасия Афонского кон. X в. (Там же. С. 247) и Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (ГИМ. Син. 330, XII в. Л. 44-46 об.), воскресная служба переносится на понедельник практически полностью, что выражается в пении воскресных стихир на Господи воззвах, отпустительного тропаря, седальнов, степенных антифонов, утреннего прокимна, «Всякое дыхание», канона, песнопения «    », хвалитных и стиховных стихир утрени 1-го гласа; в чтении 1-го воскресного утреннего евангелия; стихословии «Блажен муж» (всей кафизмы) на вечерне и кафизмы на утрене. В связи с этим на А. поется служба только праздника с отменой всех кафизм (в т. ч. не поется и «Блажен муж») и евангелия, канон утрени начинается сразу после тропаря на Бог Господь (Студийско-Алексиевский Типикон указывает петь «   » и Пс 50, обычно предваряющие канон, после 6-й песни и кондака; «Диатипосис» отмечает, что евангелие - неизвестно какое - читается в конце утрени, и это положение противоречит 2 др. Типиконам). В Студийско-Алексиевском Типиконе (до XV в. был основным Типиконом на Руси) к воскресной службе в понедельник добавляются песнопения А. Такому порядку службы в целом соответствует Орбельская Триодь (РНБ. F. п. I. 102, 2-я пол. XIII в.), но на утрене А. перед каноном есть воскресное евангелие (Л. 223-226 - Дмитриевский. Т. 3. С. 494-495).

В более позднем к-польском студийском Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в., послужившем образцом для многих других, на понедельник переносятся только часть воскресных песнопений: стихиры на Господи воззвах, стиховные стихиры вечерни, отпустительный тропарь, ипакои, канон, хвалитные и стиховные стихиры утрени, к-рые поются вместе с песнопениями А.; в сам праздник А. поются воскресные степенны антифоны, утренний прокимен, «Всякое дыхание»; читается воскресное утреннее евангелие; стихословятся обычные кафизмы (в т. ч. «Блажен муж») и полиелей; утреня оканчивается великим славословием (Дмитриевский. Т. 1. С. 565-567). Сходный (но не идентичный) порядок службы содержится в одном из древнейших груз. Типиконов - Типиконе прп. Георгия II Мтацминдели (†1096), составленном преподобным в Афонском Иверском мон-ре (Кекелидзе. С. 295-296).

В Мессинском Типиконе воскресная служба отменена полностью. Кроме того, студийские Типиконы различаются рядом частных указаний: неск. отличаются наборы стихир, седальнов, уставных чтений; Евергетидский Типикон говорит о пении перед утреней паннихис и предписывает петь на утрене катавасию А., в то время как остальные Типиконы указывают катавасию Пасхи; Мессинский Типикон предписывает совершать перед утреней особый чин входа в храм, как на пасхальной утрене, но менее торжественно, петь на «И ныне» хвалитных стихир воскресную стихиру Богородице «  » и т. д.

В иерусалимских Типиконах под праздник А. предписывается совершать всенощное бдение, отменяется воскресное последование (за исключением утреннего воскресного евангелия), все службы начинаются с тропаря Пасхи «  ». В ранних редакциях (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Т. 3. С. 65) на утрене указываются непорочны, без тропарей, а на литургии - вседневные антифоны. В более поздних редакциях Иерусалимского устава, в т. ч. используемом и по сей день в РПЦ (Типикон. Т. 2. 957-963), служба А. почти идентична службам Господских двунадесятых праздников: под праздник совершаются малая вечерня и всенощное бдение (без паримий на вечерне, но с полиелеем и избранным псалмом на утрене), воскресная служба (за исключением воскресного утреннего евангелия, воскресной стихиры Богородице «  » на хвалитех и евангельской стихиры перед 1-м часом) полностью отменяется и не переносится на понедельник, в день А. поется служба только праздника (однако катавасия и задостойник Пасхи), вечером в праздник совершается великая вечерня со входом и великим прокимном. На трапезе в день праздника полагается «утешение велие».

Гимнографические тексты и указания чтений праздника в используемых ныне Цветной Триоди и Типиконе те же, что и в студийских Триодях и Типиконах (с незначительными дополнениями), т. о., они восходят к V-XII вв. С XIV в. в Триодях помещается стишной синаксарь Никифора Каллиста Ксанфопула («В сей день, в неделю вторую после Пасхи, обновление празднуем Христова воскресения»).

С недели А. (включительно) и до отдания Пасхи все службы начинаются с пасхального тропаря «  », на утренях ежедневно поется «   », литургия имеет особое окончание.

Относительно порядка службы А. поздние редакции Иерусалимского устава различаются расстановкой стихир, а также нек-рыми частными особенностями - напр., в первом печатном рус. Типиконе 1610 г. есть праздничная стихира по 50-м псалме (глас 6-й «Дверем затворенном прииде Исус»), а по принятому ныне в РПЦ Типикону поется обычная воскресная стихира; на литургии по Типикону 1610 г. кроме кондака праздника поется кондак Пасхи и кроме причастна праздника - причастен Пасхи; нек-рые Типиконы (напр., древнейший из сохранившихся Типиконов ТСЛ - РГБ. Ф. 304. (I) - 239, XV в.) указывают на А. праздничный отпуст и т. д.

По Типикону Г. Виолакиса, в наст. время являющемуся основным Типиконом в практике греч. Церквей (Τυπικόν. Σ. 375-376), на А. поется служба праздника без бдения (бдения по этому Типикону не совершаются), с чтением воскресного утреннего евангелия перед 9-й песнью канона (как и в др. воскресенья года), с отменой «  » и евангельской стихиры на утрене. Особенность литургии А. по этому Типикону состоит в употреблении праздничных антифонов и входного стиха Пасхи, а также задостойника праздника (ирмос 9-й песни канона «   »).

Отмена или перенесение воскресного последования, великий прокимен на вечерне в день праздника и др. уставные моменты А. свидетельствуют о чрезвычайно большом значении, к-рое этот день издревле имеет в литургической жизни Церкви.

Богослужение праздника в католич. Церкви

Лат. название А.- Dominica in Albis (Воскресенье в белых [одеждах]),- к-рому соответствуют древненем. Witte Sondach, нем. Weißer Sonntag (Белое воскресенье), связывало содержание праздника с завершением чинопоследований, относящихся к таинству Крещения. С того времени, когда крестить в подавляющем большинстве случаев стали младенцев, тема белых одежд в праздновании А. потеряла свою актуальность (так, англ. название А.- Low Sunday, букв.- Нижнее [по сравнению с Пасхой] воскресенье). В католич. Церкви с сер. XVII в. возникла традиция в день А. впервые причащать детей, отсюда возникло др. нем. название А.- Erstkommunionfeier der Kinder.

В рим. обряде до богослужебных реформ, начатых Ватиканским II Собором (1962-1965), А. причислялась к разряду Dominicae majores primae classis (лат.- Великие воскресенья 1-го класса) наряду с Пасхой, Пятидесятницей и др. Гимны, антифоны и респонсории А. посвящены в основном темам Воскресения Христова и уверения Фомы. Тему Крещения содержит древний гимн «Ad regias Agni dapes» (лат.- «На царской трапезе Агнца», подражание гимнам свт. Амвросия Медиоланского), а также интроит (входное песнопение) мессы «Quasi modo geniti infantes, rationabile, sine dolo lac concupiscite» (Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко - 1 Петр 2. 2); по первым словам интроита А. часто называют на Западе «воскресеньем Quasimodo». С т. зр. устава службы А. в рим. обряде в наст. время не отличается от др. воскресений пасхального времени.

Гимнография

праздника тематически очень разнообразна. Наряду с главными темами - Воскресения Христова, уверения ап. Фомы, обновления - можно выделить также нек-рые сопутствующие смысловые мотивы.

Большая часть гимнографического материала посвящена теме человеколюбия и крайнего снисхождения Божия: «                            » (славник на стиховне) - посредством сопоставления раскрывается смысл празднуемого события: всесильный Господь, Воскресший из мертвых «  » и явившийся ученикам «  » (отпустительный тропарь), снисходит по Своему человеколюбию к немощи нашей настолько, что допускает прикосновение к Своей плоти, столь же уничижительное для Него, как и Крестные страдания, и «неправедное убиение», и еретические измышления, ради того, чтобы человек приобрел веру в Воскресение. Господь не только снисходительно допускает прикосновения ап. Фомы, но и Сам призывает апостола получить твердое основание веры в Воскресение: «                   » (6-я стихира на Господи воззвах великой вечерни).

Множество песнопений обращено к удивительной тайне дерзкого «Фомина неверия», рождающего твердую веру самого апостола и укрепляющего веру всех христиан: «         » (4-я стихира на Господи воззвах великой вечерни), «       [греч. βεβαίαν - крепкую, надежную, постоянную]  » (1-я стихира на стиховне).

Часть текстов напоминает о тесной связи А. с событиями дня Воскресения Христова: «                                    » (1-я стихира на Господи воззвах).

Тема обновления творения Воскресением Христовым поэтически осмысляется в связи с ежегодным весенним возвращением к жизни и обновлением природы: «                » (тропарь 1-й песни канона утрени), «                    » (2-й эксапостиларий).

8-й день по Воскресении Христовом, становясь первым в череде Дней Господних - воспоминаний дня спасения и обновления,- является, т. о., символом и предвосхищением буд. вечного 8-го дня: «                 » (тропарь 7-й песни канона утрени).

Ист.: Greg. Nazianz. Or. 44; Aug. Sermo 172; Joan. Chrysost. In nov. dom.; Joan. Jejun. Poeniten.; Паломничество Эгерии; La grande Lectionaire de Jerusalem / Tarchnischvily M., ed. // CSCO. 1960. T. 188; Кекелидзе К., прот. Литургические груз. памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тбилиси, 1908; Maas P., Trypanis C. Sancti Romani Melodi Cantica: Cantica genuina. Oxf., 1963; Mateos. Typicon. T. 2; Дмитриевский. Описание; Arranz. Typicon; Око Церковное [Устав церковный]. М., 1610; Триодь Цветная. Л. 34-46 об.; Ирмологий. Т. 1. С. 180; Типикон. Т. 2. C. 957-963; Τυπικόν τῆς τοῦ Χριστοῦ Μεγάλης ̓Εκκλησίας / ̀ρδβλθυοτεΕκδ. Γ. Βιολάκης. ̓Αθῆναι, s. a.; Messale Romano. R., P. 254-257; Breviarium Romanum. R., 1902. P. 373-377; Missale Hispano-Mozarabicum. Toledo, 1991. P. 474-481; Missale Hispano-Mozarabicum: Liber Commicus. Toledo, 1991. P. 342-348; Férotin M. Le Liber Mozarabicus Sacramentorum et les manuscrits mozarabes. R., 1995.
Лит.: Скабалланович. Толковый Типикон. С. 291-293; Карабинов И. Триодь постная. М., 1910. С. 224; Мирковић Л. Хеортологиjа или историjски развитак и богослужење празника православне источне цркве. Београд, 1961. С. 212-215; wenberg B. Weißer Sonntag // LTK. Bd. 10. Sp. 1012-1013; Bieritz K.-H. Das Kirchen Jahr. B., 1986. S. 128-131.
А. В. Пономарев
Ключевые слова:
Типикон Праздники Русской Православной Церкви подвижные Литургика историческая. История формирования чинопоследований и служб Гимнография Нового Завета Литургика Римско-Католической Церкви Антипасха, 2-я неделя (воскресенье) после Пасхи
См.также:
ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа
ВЕЛИКАЯ СУББОТА суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение
ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ один из главных христ. праздников в правосл. Церкви, входящий в число двунадесятых
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ Вознесение Иисуса Христа на небо - одно из главных событий Священной истории
ЗАЧАТИЕ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ праздник, отмечаемый правосл. Церковью 9 дек.
AVE MARIA самая распространенная богородичная молитва Западной Церкви
АДВЕНТ в западном богослужении период, предшествующий празднику Рождества Христова
ACCESSUS AD ALTARE название одного из моментов литургии верных
АНТИФОН богослужебн. песнопения
БЕНЕВЕНТАНСКИЙ ОБРЯД зап. богослужебная традиция
БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения
БЛУДНОГО СЫНА НЕДЕЛЯ одна из подготовительных недель перед Великим Постом