Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БУДНИЧНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
Т. 6, С. 320-322 опубликовано: 24 октября 2009г.


БУДНИЧНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

ежедневное богослужение седмичных дней (с понедельника по пятницу) вне Великого поста, без входа на вечерне и Великого славословия на утрене.

История возникновения и развития христ. Б. б. тесно связана с традицией молиться определенным образом несколько раз в течение дня, восходящей к апостольским временам (ср.: Дидахе 8. 3) и постепенно развившейся в систему суточных служб (Bradshaw. 1981). К IV-V вв. на Востоке и Западе обязанность ежедневного совершения служб суточного круга была закреплена за определенными группами клириков и аскетов, живших при храмах (А. М. Пентковский); в мон-рях эти службы стали совершаться или всеми монахами вместе, или уединенно - по кельям. Палестинский монашеский вариант традиции ежедневных келейных служб зафиксирован в древнейших сохранившихся Часословах (Sinait. gr. 863, IX в., и др.). Изложенный в них порядок очень близок к тому, к-рый лежит в основе суточных служб по Студийскому и Иерусалимскому уставам, 2-й из них с XIII-XIV вв. повсеместно используется в правосл. Церкви.

Ежедневные молитвы и Евхаристия

В III-IV вв. совершение ежедневных суточных служб не подразумевало обязательного совершения Евхаристии (при этом Причащение могло иметь место ежедневно, в III в. мн. христиане каждый день причащались по домам запасными Св. Дарами). Литургию в первую очередь служили по воскресеньям, к III в. также и в дни совершения таинства Крещения, на памяти мучеников, в субботу и др. В IV в. мн. дни недели постепенно стали евхаристическими днями. К кон. IV в. в разных местностях распределение дней, когда совершалась Евхаристия, было различным; свт. Василий Великий пишет, что в его епархии все причащались в среду, пятницу, субботу и воскресенье; во мн. областях на Западе (кроме Рима и нек-рых др. городов, придерживавшихся древней практики) к кон. IV в. литургия могла совершаться ежедневно.

В практике палестинских келлиотских мон-рей VI-IX вв. монахи собирались на общую литургию только по субботам, воскресеньям и праздникам (что не исключало келейного Причащения в др. дни). в VIII в. к палестинской была близка практика олимпийских мон-рей, где прошли монашеский искус мн. подвижники, в частности прп. Феодор Студит, с именем к-рого связано широкое распространение в IX-XI вв. Студийского устава. В творениях прп. Феодора и его ближайших учеников упоминается уже ежедневная братская литургия (см., напр., PG. 99. Col. 1713); это, вероятно, связано с общежительным, а не келлиотским устройством Студийского мон-ря - возможность ежедневного присутствия на литургии сделала ненужным келейное Причащение. Практика ежедневной литургии была закреплена в Студийском уставе, а затем перешла и в Иерусалимский (см.: Taft. 1984), и так сложился обычный состав правосл. Б. б.: во-первых, службы суточного круга (по Часослову, к текстам к-рого присоединяются песнопения гимнографических книг - Октоиха и Минеи (в период Пятидесятницы - также и Цветной Триоди)), во-вторых - Божественная литургия (после XI в. повсеместно - литургия свт. Иоанна Златоуста). из-за этого нек-рые толкователи видят главный смысл суточных служб в приготовлении к Евхаристии, а не в освящении молитвой определенных часов дня и ночи (утра, полуночи) как таковом. Тем не менее в седмичные дни Рождественского поста, на к-рые не выпадает никакого праздника, принятый ныне Типикон предписывает совершать Б. б. без литургии; эта традиция впервые зафиксирована в Евергетидском Типиконе кон. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 316).

Б. б. и служба с «Аллилуия»

В совр. богослужебной практике Б. б. обычно называют службу с «Бог Господь» в дни памяти святых без праздничного знака, а также с шестеричным знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова); устав такой службы описан в 9-й гл. принятого в Русской Церкви Типикона. Однако помимо службы с «Бог Господь» там же описана и служба с «Аллилуия», ныне воспринимаемая только как постовая (см. ст. Постовое богослужение). Приравнивание 9-й гл. Типикона службы с «Аллилуия» к будничной связано с тем, что первоначально в различных редакциях Студийского устава и ранних Иерусалимского служба с «Аллилуия» действительно была обычной службой будних дней (Карабинов. 1998); службу с «Бог Господь» пели только в праздничные дни или на память почитаемых святых (в т. ч. большинства из тех, чья память обозначена в совр. Типиконе как шестеричная). Мн. святые месяцеслова не имели своих отпустительных тропарей (наличие тропаря влечет за собой пение «Бог Господь» на утрене). С течением времени большинству святых, прежде не имевших тропаря, он был назначен - как правило, это общий тропарь того или иного лика святых (см. ст. Общая Минея); соответственно служба с «Бог Господь» стала совершаться гораздо чаще, чем раньше, а пение «Аллилуия» вместо «Бог Господь» было постепенно ограничено периодами 4 постов, причем только в седмичные дни Великого поста служба с «Аллилуия» совершается более или менее регулярно, а в малые посты (Рождественский, Апостольский, Успенский) она возможна сравнительно редко (только в седмичные дни, при святых без знака, вне пред- и попразднств). В наст. время в месяцеслове Типикона все дни вне постов имеют тропарь (единственное исключение, видимо по недосмотру,- 16 июля). Т. о., к наст. времени служба с «Аллилуия» (по первоначальному пониманию, будничная) воспринимается как постовая, а с «Бог Господь» (по первоначальному пониманию, по крайней мере, полупраздничная) - как будничная.

Общие черты Б. б.

Будничные службы лишены мн. элементов, присущих праздничным (таких, как полиелей, и др.), реже совершаются каждения. Согласно Типикону, Б. б. должно возглавляться только одним чередным священником, без участия сослужащих иереев и даже диакона; большую часть служб (кроме литургии) священник должен находиться вне алтаря (это соответствует практике афонских мон-рей, на к-рой основан совр. Типикон), а заходить туда и облачаться можно только для каждений; ектении он произносит перед св. вратами в одной епитрахили. За службами чаще применяется чтение вместо пения, а в пении, как правило, используются простые напевы. В разных певч. традициях правосл. мира сложные мелизматические напевы составлялись преимущественно для праздников, а также для особых дней церковного года (в т. ч. для служб Великого поста), а песнопения простых дней оставались практически без украшений. Изменяемые песнопения Б. б.- это в основном подобны, самогласны же редки или совсем не используются. По сравнению с праздничным (кроме воскресного) в Б. б. широко используется Октоих, песнопения к-рого посвящены темам седмичного круга богослужения, в Октоихе также часто встречаются песнопения покаянной тематики и мученичны (к-рые можно понимать как прославление святых).

Порядок будничной службы с «Бог Господь»

Вечером совершаются вечерня (предваряемая 9-м часом, относящимся к предыдущему дню), вечерняя трапеза и малое повечерие. Вечерня начинается с возгласа «   » и чтения Пс 103. Затем следуют мирная ектения, кафизма (устав о кафизмах изложен в 17-й гл. Типикона), малая ектения (если кафизмы нет, она опускается). На «Господи, воззвах» поется 6 стихир (3 Октоиха и 3 Минеи (при службе без знака вне пред- и попразднств) или все 6 из Минеи); во время пения «Господи, воззвах» совершается каждение; входа не бывает. После стихир и «Свете тихий» (к-рый по Уставу должен читаться; на практике его поют, обычно самым простым напевом) следует прокимен дня. В отличие от праздничной вечерни перед прокимном нет преподания мира. После прокимна читается «Сподоби, Господи», произносится просительная ектения и поются стихиры на стиховне (обычно из Октоиха). Далее «Ныне отпущаеши», Трисвятое, тропарь святого и сугубая ектения (по сравнению с праздничной службой - без 2 начальных прошений). На повечерии должен петься рядовой богородичный канон гласа (из Октоиха), к к-рому может присоединяться к.-л. не спетое в свое время минейное последование.

Утром (точнее, в последние часы ночи) должны совершаться вседневная полунощница, утреня и 1-й час. На утрене, после двупсалмия (с каждением), шестопсалмия и мирной ектении поются «Бог Господь» и тропарь святого (тропарь удваивается). Далее следуют 2 или 3 кафизмы (в зависимости от времени года), после к-рых сразу, без ектении (к-рая заменяется троекратным «Господи, помилуй»), поются седальны Октоиха (если по Уставу седальны Октоиха заменяются седальнами Минеи, перед ними произносится малая ектения). Затем Пс 50 и канон (при святом без знака - 2 канона Октоиха на 10 со ирмосом и Минеи на 4; возможны и др. варианты - см. 11-ю и 48-ю главы Типикона); библейские песни должны стихословиться по будничной редакции (как правило, число тропарей канона существенно сокращается, а библейские песни заменяются молебными припевами). Катавасии после каждой песни канона нет, но после 3, 6, 8 и 9-й песен исполняют т. н. покрывающие ирмосы из канона Минеи. В начале 9-й песни следует песнь Пресв. Богородицы «Величит душа моя Господа» (с каждением), а в конце, после покрывающего ирмоса,- «Достойно есть». По 3, 6 и 9-й песнях канона возглашаются малые ектении; после канона поются эксапостиларии Октоиха и Минеи (устав см. в 16-й гл. Типикона) и читаются Пс 148-150 (т. н. хвалитные); если в Минее есть стихиры на хвалитех (что бывает при Б. б. достаточно редко), псалмы должны петься; после псалмов, если стихир нет, на «   » читается гимн «   ». Далее читаются вседневное утреннее славословие и «Сподоби, Господи», произносится просительная ектения, поются стихиры на стиховне, читаются «Благо есть», Трисвятое, поется тропарь святого, возглашается сугубая ектения и утреня заканчивается (в целом порядок будничной утрени после канона близок к порядку будничной вечерни после кафизмы). 1-й час присоединяется к утрене без отпуста; отпуст утрени произносится после него.

Все богородичны в службе или на ряду, или «от меньших» (из 2-го и 4-го Приложений). И на вечерне, и на утрене просительная ектения предваряет сугубую. Отпуст как вечерни, так и утрени произносится при закрытых св. вратах. К малым часам могут присоединяться междочасия.

Сразу или после нек-рого перерыва должны совершаться 3-й и 6-й часы и литургия. В совр. рус. практике вечерня, утреня и 1-й час обычно совершаются с вечера; утром бывают 3-й и 6-й часы и литургия; 9-й час, повечерие и полунощница опускаются. В совр. греч. практике с вечера обычно совершаются 9-й час и вечерня; утром - сокращенная полунощница, утреня и литургия; повечерие прочитывается дома, а 1, 3 и 6-й часы опускаются.

На литургии при памяти святого без знака, если не указаны блаженны, должны петься вседневные антифоны (21-я гл. Типикона), хотя в уставной главе Октоиха о седмичных службах (Октоих. Т. 1. С. 694) указаны изобразительные антифоны. Если строго следовать указаниям рус. Типикона, дней со вседневными антифонами в году остается не много; в греч. Церквах вседневные антифоны употребляются почти ежедневно. К службе дня (прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие, причастен) на литургии присоединяется служба святого, если она есть.

В предпразднства, попразднства и в период пения Цветной Триоди Б. б. приобретает значительные особенности; при службе святого со славословным знаком вечерня, повечерие и полунощница имеют будничный порядок.

Лит.: Bradshaw P. F. Daily Prayer in the Early Church. L., 1981; Taft R. The Frequency of Eucharist throughout History // Beyond East and West. Wash., 1984. P. 61-80; idem. Liturgy of the Hours; Карабинов И. А. О происхождении и истории богослужебного устава // БТ. 1998. Сб. 34. С. 290-297; Пентковский А. М. Антиохийская литург. традиция в IV-V ст. // ЖМП. 2002. № 7. С. 73-87.
А. А. Лукашевич
Ключевые слова:
Богослужение православное Литургика. Основные понятия Будничное богослужение, ежедневное богослужение седмичных дней вне Великого поста Литургика историческая. История формирования чинопоследований и служб
См.также:
БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения
ВЕЛИКИЙ ПОСТ период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи
ВЕЧЕРНЯ одна из главных служб суточного круга в христ. Церкви
ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии
ЕКТЕНИЯ один из видов молитвословий во время церковного богослужения
ЕФРЕМА СИРИНА МОЛИТВА молитвословие, сопровождаемое земными поклонами, к-рое читается за седмичными богослужениями Великого поста
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ в правосл. богослужении - одна из служб суточного богослужебного круга
АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический