Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАТАВАСИЯ
31, С. 641-643 опубликовано: 14 декабря 2017г.


КАТАВАСИЯ

[греч. καταβασία от καταβαίνω - «схожу, спускаюсь», κατάβασις - «схождение»], песнопение, исполняемое в конце каждой песни канона на утрене в праздничные и особые дни. В качестве К. используются ирмосы (как правило, из наиболее известных канонов). Название песнопения обычно объясняют способом его исполнения - для пения К. два хора должны сойти со своих обычных мест и объединиться в середине храма, однако различные способы использования термина καταβασία в древних памятниках (см. ниже) скорее указывают на то, что «схождение» здесь означает «завершение», т. е. К.- это заключительная часть той или иной литургической структуры.

В богослужебной практике К. нередко называют также т. н. рядовую К. или покрывающие ирмосы - ирмосы 3, 6, 8-й и 9-й песней последнего из канонов утрени, которые за вседневным богослужением должны исполняться в конце этих песней; они завершают очередной раздел канона и указывают священнослужителям на необходимость произнесения ектении или интонирования песни Пресв. Богородицы «Величит душа Моя Господа». Однако отождествление покрывающих ирмосов с К. не вполне корректно: в отличие от К. они не должны исполняться двумя хорами вместе (на вседневной утрене хоры соединяются только для пения «Достойно есть» в конце канона), а их функция вспомогательная, тогда как К. является самостоятельным элементом чинопоследования, подчеркивающим торжественность службы.

Практика исполнения К. в праздничные дни появилась уже в студийскую эпоху. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., наиболее точно передающем содержание первоначального студийского Синаксаря (устава на весь год), о К., в качестве к-рой используются ирмосы праздничного канона, упоминается в разделах о службах на такие важнейшие праздники, как Рождество Христово и Богоявление (Пентковский. Типикон. С. 308, 317), а также на память св. Алексия, человека Божия,- покровителя патриарха Алексия Студита, составителя этого Типикона (Там же. С. 332). О К. в конце песней рождественского и богоявленского канонов говорится описательно, без специального определения, причем слово  в этом памятнике все же употребляется, но в совершенно ином значении - праздничного тропаря или ипакои (Там же. С. 351, 363). М. Н. Скабалланович упоминает о случаях обозначения К. (в смысле цикла завершающих ирмосов) в древнерус. студийских памятниках с помощью термина  (греч. περισσή - завершение) (Скабалланович. Типикон. Ч. 2. С. 274).

В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., составленном в одном из главных мон-рей К-поля, но отражающем малоазийскую версию студийской традиции, К. предписано петь на утренях великих Господских и Богородичных праздников (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 264, 272, 321, 356, 382, 407, 430 и др.), причем она уже обозначена термином καταβασία, однако в др., триодном, разделе этого Типикона тем же словом названы иные песнопения: аллилуиарии в конце кафизм на великопостных часах (Там же. С. 514) и целые песни канонов (Там же. С. 573, 578).

Т. о., в студийскую эпоху термин «катавасия» еще не устоялся в его позднейшем значении, поэтому, напр., не вполне понятно, какое именно песнопение имеет в виду имп. Константин VII Багрянородный († 959), когда упоминает «Катавасию праздника» в описании праздничной процессии с участием императора и патриарха в своем соч. «De cerimoniis» (Const. Porphyr. De cerem. T. 1. P. 24),- вероятнее, праздничный тропарь. В значении особых завершений каждой из песней канона утрени К. в студийскую эпоху пели, по-видимому, только в дни важнейших праздников, но не в рядовые воскресенья.

В Иерусалимском уставе К. изначально продолжали оставаться частью праздничного богослужения, но в ходе его развития они также стали элементом воскресных и полупраздничных служб. Согласно позднейшим редакциям Иерусалимского устава, включая современную, К. входят в чинопоследование полиелейной утрени (как в составе всенощного бдения, так и без него), а также утрени с великим славословием (т. е. без полиелея, но с праздничным окончанием); значение некоторых особых дней года, напр. Страстной седмицы, подчеркнуто наличием К. даже при отсутствии у утрени праздничного окончания. При этом К., за исключением наиболее важных праздников и особых дней года, содержательно не связаны с темой текущей церковной памяти: в качестве К. обычно поются или ирмосы канона того великого праздника, к-рый близок по времени к данному дню, или общие ирмосы Божией Матери «Отверзу уста моя». Последние представляют собой отредактированные ирмосы из нескольких канонов на двунадесятые Богородичные праздники и являются наиболее часто употребляемой К. Они встречаются уже в Студийско-Алексиевском Типиконе в качестве К. на день памяти св. прав. Алексия, человека Божия (Пентковский. Типикон. С. 332), но начало их регулярного упоминания в богослужебных книгах относится к XVI в. (Скабалланович. Типикон. Ч. 2. С. 274). Существуют различные варианты распева «Отверзу...» именно как К.

В Типиконе, принятом в наст. время в РПЦ, уставу о К. посвящена 19-я глава. Согласно этой главе, с 1 по 21 сент. (все даты указаны по ст. ст.) поются К. из канона Воздвижения Креста Господня, с 21 нояб. по 31 дек.- из канона (точнее, канонов: при следующих подряд бденных службах, как, напр., 5 и 6 дек., предписано петь в один день К. из 1-го, а в другой - из 2-го канона) Рождества Христова, с 1 по 14 янв.- из канона Богоявления, с 15 янв. по отдание Сретения (которое приходится на разные даты) - из канона Сретения Господня, с 1 по 6 авг. и с 24 по 31 авг.- из канона Воздвижения Креста Господня, с 7 по 13 авг.- из канона Преображения Господня, с 14 по 23 авг.- из канона Успения Пресв. Богородицы; в остальные периоды года, не считая особых дней, поется общая К. Божией Матери. В наиболее важные праздники, такие как Рождество Христово и Богоявление, имеющие 2 канона на утрене, устав предписывает петь двойную К.: сначала из одного, затем из др. канона. Каждая песнь канона утрени в 1-й день Пасхи должна оканчиваться пением ирмоса сначала одним, затем др. хором, после чего оба хора должны петь этот же ирмос уже вместе и завершать песнь троекратным исполнением тропаря Пасхи.

При наличии на утрене К. отменяется «Достойно есть» в конце канона. В богослужебной практике РПЦ К. исполняются в конце каждой песни канона: 1-я - после 1-й, 3-я - после 3-й и т. д. Перед 8-й К. поется стих «Хвалим, благословим...». К. распеваются на те же мелодии, что и ирмосы соответствующих гласов; иногда К. намеренно исполняются более торжественно, чем ирмосы текущего канона. Уставное предписание о двойной К. в наиболее важные праздники соблюдается не повсеместно.

В совр. греч. приходской практике все 8 К. обычно исполняются как единое целое в конце канона утрени: по окончании 9-й песни канона поются К. для всех песней с 1-й по 8-ю подряд, после чего читается воскресное или праздничное Евангелие (если есть) и исполняется К. 9-й песни (Βιολάκης. Τυπικόν. Σ. 23-24, 55-57). Т. о., в греч. среде К. воспринимаются не как цикл отдельных завершений каждой из песней канона, а как самостоятельное песнопение особого жанра. Поэтому К. могут исполняться в качестве такого песнопения и вне контекста канона утрени. Таковы, в частности, К. предпразднства Рождества Христова (нач.: Χριστὸς ἐν πόλει Βηθλεὲμ βρεφουργεῖται̇ -      ), которые не упоминаются в уставе и не связаны с к.-л. из известных рождественских канонов, но могут исполняться в современной греческой практике в качестве особого песнопения в одно из воскресений перед Рождеством Христовым (в рус. Ирмологии эти тексты также присутствуют, но не имеют реального употребления). Влияние греческого восприятия цикла К. как самостоятельного песнопения в русской традиции архиерейского богослужения можно усмотреть в практике пения всех рождественских К. подряд во время облачения архиерея к службе в день Рождества Христова и проч.

Лит.: Никольский. Устав. С. 297-300; Скабалланович. Типикон. Ч. 2. С. 273-278; Wellesz. Byzantine Music and Hymnography. P. 240.
Свящ. Михаил Желтов

К. в греческой певческой традиции

отличается от основных ирмосов канона утрени особым, более развитым мелосом и более медленным ритмом. Мелос К. по всем гласовым характеристикам (основа звукоряда, опорные ступени, интервальный род) соответствует мелосу ирмосов, но является более развитым (в частности, имеет больший диапазон) и протяженным (основная ритмическая доля удваивается). К. делятся на краткие (быстрые, σύντομες), отличающиеся ритмически богатым мелосом, и медленные (пространные, ἀργές), характеризующиеся более искусным мелосом.

С XVII в. для удобства и в помощь псалтам стали составлять новые певческие сборники - краткие (συνεπτυγμένα) Ирмологии с К. Господских и Богородичных праздников, составленные выдающимися учителями певч. искусства. Однако в результате этой тенденции оказалось невостребованным большое количество искусных ирмосов более ранних авторов. В совр. литургической практике используются следующие мелодические версии Ирмология, содержащие мелизматически украшенные К.: протопсалта Великой ц. Панайотиса Хрисафа Нового (сер. XVII в.), Германа, митр. Нов. Патр (2-я пол. XVII в.), анонимная Ath. Xeropot. 262 (1-я пол. XVII в.), лампадария Великой ц. Петра Пелопоннесского (2-я пол. XVIII в.).

Пространный Ирмологий К. Петра Пелопоннесского, изложенный аналитической нотацией нового метода (1814) протопсалтом Григорием и хартофилаксом Хурмузием, ирмосы в к-ром расположены в порядке следования гласов и служб (т. н. Ирмологий с последованиями канонов), в приложении содержит все необходимые К.

Краткий мелос К. записал ученик Петра Пелопоннесского Петр Византийский.

Смена К. в течение церковного года происходит согласно чину, изложенному в Виолакиса Типиконе (1-е изд.: 1888).

Лит.: Εἱρμολόγιον τῶν καταβασιῶν τοῦ ὅλου ἐνιαυτοῦ Πέτρου τοῦ Πελοποννησίου, μετὰ τοῦ συντόμου Εἱρμολογίου Πέτρου τοῦ Βυζαντίου. Κωνσταντινούπολις, 1825. ᾿Αθήνα, 1982r; Τρεμπέλας Π. ᾿Εκλογὴ λληνικῆς ὀρθοδόξου ὑμνογραφίας. ᾿Αθῆναι, 1949; ᾿Αντωνίου Σ. Σ., πρωτοπρεσβ. Τὸ Εἱρμολόγιον κα ἡ παράδοση τοῦ μέλους του / ᾿Εκδ. Γ. Θ. Στάθης. ᾿Αθῆναι, 2004.
Прот. Спиридон Антониу
Ключевые слова:
Песнопения литургические Литургика. Основные понятия Катавасия, песнопение, исполняемое в конце каждой песни канона на утрене в праздничные и особые дни
См.также:
АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода
АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
АГРИПНИЯ см. Всенощное бдение
АГСАВАЛИ грузинский богослужебный певческий термин
АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице