Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МЕТАЛЛОВ
45, С. 58-59 опубликовано: 7 июля 2021г.


МЕТАЛЛОВ

В. М. Металлов. Фотография. Кон. 90-х гг. XIX в.— нач. XX в.
В. М. Металлов. Фотография. Кон. 90-х гг. XIX в.— нач. XX в.

В. М. Металлов. Фотография. Кон. 90-х гг. XIX в.— нач. XX в.

Василий Михайлович (1.03.1862, с. Антиповка Камышинского у. Саратовской губ.- 1.06. 1926, Москва), прот., историк и теоретик рус. церковного пения, палеограф, композитор, педагог. Род. в семье сельского свящ. Михаила Александровича Металлова. Судьба М. складывалась непросто. Мать М. умерла, когда ему было 4 года, в 10 лет, после смерти отца, не осталось никого из родственников, кто мог бы позаботиться о нем. Оказавшись без попечения, М. в 1872 г. поступил на казенное содержание в Камышинское ДУ, в 1876 г.- в Саратовскую ДС, где он пел в хоре, самостоятельно научился играть на скрипке и фортепиано, изучал книги по теории музыки, начал сочинять светскую и духовную музыку. Окончив в 1882 г. семинарию по 1-му разряду (т. е. с отличием), продолжил обучение в МДА. В том же году он женился на дочери священника Павле Петровне Кортневой; несмотря на неустроенность и крайнюю нужду в первые годы совместной жизни, их брак был долгим и счастливым; у них родились 3 сына и 2 дочери. Из-за сложного материального положения в 1884 г., будучи на 3-м курсе МДА, М. был вынужден оставить обучение и поступить сельским священником в Саратовскую епархию. 10 сент. 1884 г. еп. Саратовский и Царицынский Павел (Вильчинский) рукоположил его во иерея ц. арх. Михаила с. Липовка Царицынского у. Здесь М. организовал муж. хор из прихожан, составлял для него переложения песнопений. В 1886 г., по его прошению, М. был переведен в Казанскую ц. с. Рыбинка Камышинского у., в 1887 г.- в Саратов, в ц. свт. Николая Саратовского исправительного арестантского отд-ния. Большое влияние на М. оказало знакомство (с июня 1887, по переписке) с проф. Московской консерватории прот. Д. В. Разумовским, основоположником рус. муз. медиевистики, создателем и руководителем кафедры истории церковного пения. М. просил прот. Д. Разумовского содействовать ему в получении диплома учителя пения или регента и разрешения на публикацию его муз. переложений. В Саратове М. продолжил делать переложения обиходных песнопений, написал ряд статей, посвященных истории рус. церковнопевч. искусства (см.: Саратовские ЕВ. 1888, 1890, 1891). В 1889-1893 гг. изд-вом попечительства над Саратовским исправительным отд-нием было напечатано 4 выпуска проповедей М. под заголовком «Из бесед с заключенными».

В 1890-1895 гг. М. преподавал церковное пение в Саратовской ДС, одновременно работая при Саратовском доме трудолюбия (в 1893 был избран почетным членом «за безвозмездное преподавание Закона Божия»). В 1892-1893 гг. М. опубликовал в «Саратовских епархиальных ведомостях» «Очерк истории православного церковного пения в России» (в 1893 издан отдельной брошюрой). В 1893 и 1895 гг. участвовал в работе летних курсов церковного пения для учителей церковноприходских школ в Саратове. В 1894-1895 гг. служил в Тихвинской ц. саратовской губ. тюрьмы.

В 1895 г., получив приглашение директора московского Синодального уч-ща церковного пения С. В. Смоленского, переехал в Москву, где занимался созданием б-ки древнерус. муз. рукописей, преподавал в училище историю церковного пения (до 1910) и дидактику (до 1906), стал членом наблюдательного совета при уч-ще. Вошел в состав клира ц. свт. Василия Кесарийского на Тверской-Ямской ул. В 1898 г. в «Русской музыкальной газете» был опубликован исторический очерк М. «Синодальные, бывшие патриаршие, певчие».

В 1901 г., после назначения Смоленского управляющим Придворной певческой капеллой в С.-Петербурге, М. был приглашен на должность профессора церковного пения и законоучителя в Московскую консерваторию. В том же году он получил степень канд. богословия за 3 учебных пособия по церковному пению. Синод поручил ему рецензирование церковнопевч. сочинений.

В 1903 г. М. был переведен на служение в Казанский собор на Красной пл. В 1908 г. был возведен в сан протоиерея. В 1911 г. в Москве была напечатана его кн. «Синодальное училище в его прошлом и настоящем». В 1914 г. М. получил степень магистра богословия за работу «Богослужебное пение Русской Церкви: Период домонгольский» (1906, 19122; премии гр. С. С. Уварова (1907), митр. Макария (Булгакова) (1908), М. Н. Ахматова Имп. АН (1915)). В 1915 г. стал настоятелем Казанского собора на Красной пл. За работы по истории церковного пения 4 раза (1897, 1899, 1901 и 1908) М. присуждали премию митр. Макария (Булгакова). Удостоен орденов св. Анны 3-й и 2-й степени, св. равноап. кн. Владимира 4-й степени.

Работы М. представляют собой новый этап в области изучения древнерус. певч. искусства. Опираясь на многочисленные рукописные источники, М. изучал проблемы нотации, осмогласия, происхождения знаменного распева и др. В работе «Богослужебное пение Русской Церкви: Период домонгольский» он впервые детально рассмотрел начальный этап развития древнерус. церковного пения, исследовал вопросы происхождения знаменного распева и знаменной нотации, классифицировал и датировал ряд ранних нотированных источников. В исследовании «Осмогласие знаменного распева» (1899) впервые проанализировал формульный состав гласов знаменного распева и составил свод мелодических формул (попевок) в соответствии с их гласовой принадлежностью. Значение этого свода сохраняется и в наст. время. Нек-рые идеи М. впосл. были пересмотрены: напр., представление о происхождении знаменного распева не от византийской, а от славянской и, возможно, греко-сирийской традиций; отрицание роли звукоряда в знаменном осмогласии и др.

Помимо работы в Московской консерватории М. преподавал церковнопевч. палеографию в Археологическом ин-те (с 1907; с 1911 секретарь совета ин-та), был членом комиссии по описанию церковных древностей Москвы при церковно-археологическом отделе Об-ва любителей духовного просвещения, членом-корреспондентом Императорского об-ва любителей древней письменности, членом совета Православного миссионерского об-ва (с 1913 зав. письменной частью).

После 1917 г. М. продолжал научную и преподавательскую деятельность. В это время он был сотрудником Государственной академии художественных наук (ГАХН), преподавал в МДА. 2 июня 1919 г. было принято постановление Наркомпроса о неприменении к М. распоряжения о недопущении лиц духовного сана к занятию должностей в школах: «...ввиду совершенно специальных задач, которые преследует Консерватория, как высший музыкальный институт, и во внимание к глубоким познаниям пр. Металлова в области истории и теории духовной музыки, считать возможным, в виде исключения, допустить профессора Металлова к преподаванию в Консерватории, с тем, однако, условием, чтобы данный случай не рассматривать как прецедент, который мог бы служить поводом к возбуждению в будущем аналогичных ходатайств в отношении к общеобразовательным школам республики» (Архив МГК. Ф. 2099 дорев. Оп. 14-1. Личн. д. В. М. Металлова). С 1919 г. М. преподавал теорию и историю церковного пения в МДА.

Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Арх.: РГБ ОР. Ф. 380. К. 14. Д. 90 (письма М. прот. Д. Разумовскому).
Муз. соч. и гармонизации: изд. П. И. Юргенсона: Херувимские песни № 1, 2, «Милость мира» № 1, 2: Для смеш. хора. М., 1890; Духовномузыкальные сочинения: Для смеш. хора. № 1–35: Херувимские песни: Старинного напева: № 4: Fdur, № 5: emoll, № 6: Esdur, № 7: gmoll, «Приидите, поклонимся»: Киев. расп., «Видехом свет истинный»: Знам. расп., «Кресту Твоему»: Греч. расп., «Елицы во Христа»: Знам. расп., «Вечная память»: Знам. расп., «Плотию уснув», «От юности моея», «Архангельский глас»: Знам. расп., «С нами Бог»: Знам. расп., «Свете тихий»: Знам. расп., «Воскресни, Боже»: Знам. расп., «Покаяния отверзи»: Знам. расп., «Да исправится»: Греч. расп., «Ныне силы небесныя»: Киев. расп., «Приидите, ублажим»: Болг. расп., «Гроб Твой, Спасе»: Болг. расп., «Благообразный Иосиф»: Болг. расп., «Крест Господень»: Болг. расп., «Воззревше на гробный вход»: Болг. расп., «Христос от мертвых воста»: Болг. расп., «Гробу отверсту»: Болг. расп., «Жизнь во гробе»: Болг. расп., «Воскресл еси»: Болг. расп., «Се Жених грядет»: Знам. расп., «Егда славнии ученицы»: Знам. расп., «Тебе одеющагося»: Знам. расп., «Ныне отпущаеши»: Обычного церк. напева, «Хвалите имя Господне»: Обычного церк. напева, «Хвалите Господа с небес»: Обычного церк. напева, «Помяни нас, Господи»: Обычного церк. напева, «Слава в вышних Богу»: Древнего напева. М., 1891; № 36–43: «Достойно есть», «Отче наш», Херувимские песни № 3: Gdur, № 1: Edur, № 2: Ddur, «Милость мира» № 1: Fdur, № 2: Cdur, № 3: Cdur. М., 1892; изд. автора: Пение на литургии св. Иоанна Златоуста: Киев. расп. М., 1893; Переложения древних напевов: Причастны дневнии № 1–8, Херувимская: Киев. расп., «Се Жених» и «Егда славнии»: Киев. расп., «О Тебе радуется»: Греч. расп., «Благообразный Иосиф», «Егда снизшел еси» и «Мироносицам женам»: Болг. расп. М., 1893; «Блажени яже избрал»: Киев. расп. М., 1895; Пение на всенощном бдении древних расп. (киев. и греч.). М.: [печатня В. Гроссе], 1898; изд. В. Гроссе: «Господи, воззвах» 8го гласа: Edur // Церковный хор: Продолж. «Уроков пения». М., [1910]2. Вып. 1: Однородн. хор / Сост.: А. Н. Карасёв; совр. изд.: « «Приидите, поклонимся»: Знам. расп. // Песнопения Божественной литургии: Для смеш. хора / Ред.: Г. Н. Лапаев. М., 1998. С. 35; «Воскресни, Боже»: Знам. расп. // Песнопения Страстной седмицы. М., 2001. Ч. 3: Великая суббота / Сост.: О. А. Бычков. С. 104; «О Тебе радуется...»: Греч. расп. // Тр. МРПС, 2000– 2001. М., 2002. С. 449–450; Херувимская песнь: Старинный расп., «Достойно есть» // У святого престола: Литург. музыка правосл. священнослужителей / Сост.: Г. А. Смирнов, биогр. очерки: Н. Ю. Плотникова. М., 2012. С. 115–117; «Чашу спасения»: Киев. расп. // Введение во храм Пресв. Богородицы / Сост.: О. А. Бычков. М., 20152. № 98. (Песнопения двунадесятых праздников; 3).
Соч.: Из бесед с заключенными. Саратов, 1889-1893. 4 ч.; К вопросу о церк. пении // ПО. 1891. Т. 3. № 9. С. 143-171; Очерк истории правосл. церк. пения в России. Саратов, 1893. М., 19154 (рец.: П[етрушевский] В. // Богословский библиогр. листок. 1897. № 4. С. 88-89); Церковное пение как предмет преподавания в народной школе: Замечания по дидактике и методике церк. пения. Саратов, 1893, 18942. М., 19033; Речь при открытии летних курсов церк. пения // Саратовские ЕВ. 1885. Отд. неофиц. № 18. С. 750-756; Старинный трактат по теории музыки, 1679 г., сост. киевлянином Н. Дилецким [Идеи грамматики мусикийской] // РМГ. 1897. № 12. Стб. 1727-1762 (отд. отт.: СПб., 1898); Строгий стиль гармонии: Опыт изложения основания строгого и строго-церковного стиля гармонии. М., 1897 (рец.: Л. // ПрибЦВед. 1897. № 47. С. 1732-1733; ответ М.: РМГ. 1897. № 12. Стб. 1763-1766; рец.: Курдюмов Ю. В. // РМГ. 1897. № 12. Стб. 1860-1867); Синодальные, бывшие патриаршие, певчие: [Ч.] 1-2 // РМГ. 1898. № 10-12; 1901. № 17, 19-26 (отд. отт.: СПб., 1898-1901); Азбука крюкового пения: Опыт сист. руководства к чтению крюковой семиографии песнопений знам. расп., периода киноварных помет. М., 1899; Осмогласие знаменного распева: Опыт руководства к изучению осмогласия знам. расп. по гласовым попевкам. М., 1899 (рец.: Н[елидов К.?] // РМГ. 1900. № 18. Стб. 516-517); О русских церк. напевах // ВиЦ. 1901. Кн. 5. Т. 1. С. 817-827; Церковное пение в России в его прошедшем и настоящем // Там же. Кн. 7. Т. 2. С. 285-315; История церк. пения как наука. М., 1901 (переизд.: ВиЦ. 1902. Кн. 8. Т. 2. С. 430-448; Тр. МРПС, 2000-2001. М., 2002. С. 127-146 (подгот. текста: Е. В. Андреева; коммент.: А. В. Топычканов)); Нужды церк. пения // Моск. вед. 1902. № 348-352; № 5. Стб. 135-144; № 6. Стб. 166-175; Происхождение рус. церк. пения // ВиЦ. 1906. Кн. 1. С. 91-99; Кн. 2. С. 203-232; Кн. 3. С. 440-476; Кн. 4. С. 595-628; Кн. 5. С. 789-810; Богослужебное пение Рус. Церкви в период домонгольский по ист., археол. и палеогр. данным. М., 19122. 2 ч. (ЗМИАИ; 26); Синодальное училище церк. пения в его прошлом и настоящем. М., 1911; К вопросу о комиссиях по исправлению богослужебных певч. книг Рус. Церкви в XVII в. // БВ. 1912. Т. 2. № 6. С. 423-450 (2-я паг.); Музыка и муз. инструменты у древних евреев // ЧОЛДП. 1912. Кн. 6. С. 390-403; Кн. 7/8. С. 451-486; О национализме и церковности в рус. духовной музыке: (Памяти патр. Гермогена и архим. Дионисия). М., 1912; Русская симиография: Из области церк.-певч. археологии и палеографии. М., 1912; Семиография болг. Трифология XIII в. Зографского мон-ря // Зографский Трифологий. СПб., 1913. С. 1-10 (отд. паг.) (Изд. ОЛДП; 131); На память о пещном действе // Светильник. 1914. № 4. С. 1-6; П. Д. Самарин в его служении делу церк. пения // БВ. 1917. Т. 1. № 4/5. С. 453-463 (2-я паг.); Очередные задачи в изучении древнерус. музыки // История рус. музыки в исследованиях и мат-лах. М., 1924. Т. 1. С. 91-99.
Лит.: Д. С. [Соловьев Д. Н.] [Рец. на работы свящ. В. Металлова «Очерк истории православного церковного пения в России» (Саратов, 1893) и «Церковное пение как предмет преподавания в народной школе» (Саратов, 1893)] // ПрибЦВед. 1893. № 40. С. 1460-1463; Компанейский Н. И. Возражение свящ. В. М. Металлову [на ст. «Нужды церк. пения»] // РМГ. 1903. № 4. Стб. 107-114; Смоленский С. В. Отзыв на соч. прот. В. М. Металлова «Богослужебное пение русской церкви. Период домонгольский» // Отчет о 49-м присуждении наград гр. Уварова. СПб., 1909. С. 545-588. (ЗИАН. ИФО; т. 10. № 1); Лисицын М. А., прот. К вопросу о демественниках, клирошанах и о первоначальном пении в Рус. Церкви: (По поводу кн. о. [В. М.] Металлова «Богослужебное пение Рус. Церкви в период домонгольский») // Муз. современник. 1917. Тетр. 7/8. С. 77-101; А. К. [Кастальский А. Д.?] В. М. Металлов: [Некр.] // Муз. образование. 1926. № 3/4. С. 92-93 (переизд.: РДМДМ. 2006. Т. 5. С. 588-589); Андреева Е. В. Личный фонд В. М. Металлова и собр. ГЦММК им. М. И. Глинки // Вестн. архивиста: Информ. бюл. 2002. № 1. С. 56-67; она же. В. М. Металлов: Биогр. очерк // Гимнология. М., 2003. Вып. 3. С. 334-344; она же. В. М. Металлов и Н. И. Компанейский: московские и петербургские ветви Нового направления // Московская школа: взгляд из XXI в. (вопросы композиторского и исполнительского искусства): Науч. чт. пам. М. М. Ипполитова-Иванова (2003) / Науч. ред.: Л. П. Соколова. М., 2004. С. 15-20; Синодальный хор и училище церк. пения / Сост., вступ. ст. и коммент.: С. Г. Зверева, А. А. Наумов, М. П. Рахманова. М., 2002-2004. 2 кн. (РДМДМ; 2) (по указ.); Плотникова Н. Ю. Музыкальная медиевистика // История рус. музыки. М., 2004. Т. 10Б: 1890-1917 / Ред.: Л. З. Корабельникова, Е. М. Левашев. С. 523-555.
Е. В. Андреева
Ключевые слова:
Протоиереи Русской Православной Церкви Палеографы Педагоги музыкальные Церковное пение русское Металлов Василий Михайлович (1862 - 1926), протоиерей, историк и теоретик русского церковного пения, палеограф, композитор, педагог
См.также:
БЕКАРЕВИЧ Аркадий Николаевич († не ранее 1914 г.), педагог, автор переложений церковных распевов
БОБРОВСКИЙ Михаил Кириллович (1784 или 1785 – 1848), прот., д-р богословия, славист
ВАРГИН Константин Константинович (1876 - 1912), композитор, регент, педагог
ВОЗНЕСЕНСКИЙ Иоанн Иоаннович (1838 - 1910), прот., педагог, исследователь церковного пения
ВОРОБКЕВИЧ Исидор Иоаннович (1836 - 1903), прот., укр. писатель, композитор, педагог, фольклорист, дирижер
ГРОЗДОВ Христофор Николаевич (1854 - 1919), муз. деятель, педагог, композитор, издатель, исследователь груз. церковного пения и народной музыки
ЗАЙЦЕВ Сергей Александрович (1824 - 1896), учитель пения, автор духовно-музыкальных переложений
ИВАНОВ Александр Никанорович (1823-1916), прот., настоятель тульского кафедрального собора, церковный и общественный деятель, автор работ по церковному пению
МОШИН Владимир Алексеевич (1894-1987), прот., филогог-славист, византинист, археограф, палеограф
АБРЮЦКИЙ Дмитрий Степанович (1796 - 1860), протоиерей