Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАХПЕЛА
44, С. 411-414 опубликовано: 21 мая 2021г.


МАХПЕЛА

Гробница Авраама и Сарры
Гробница Авраама и Сарры

Гробница Авраама и Сарры

[Пещера патриархов, Гробница патриархов; евр.    - «пещера двойных гробниц»], название поля и пещеры, к-рые были куплены Авраамом для погребения Сарры, его жены. Представляет собой комплекс подземных камер, расположенных в старом городе Хеврона. М. стала св. местом для иудеев, мусульман и христиан. Согласно иудейской традиции, название комплекса отражает представление о М. как о двойных погребениях иудейских патриархов и их жен: Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Лии (ср.: Быт 23. 9, 16-20; 25. 9; 49. 30-31). Здесь же традиция локализует и захоронение Адама и Евы, поэтому Хеврон (место, где пещера была расположена) получил еще одно название - Кирьят-Арба («город четырех», т. е. 4 гробниц - Эрувин. 53a; Сота. 13a; ср.: Берешит раба. 63. 4).

Согласно Деян 7. 16, пещера патриархов была расположена в Сихеме.

В письменных источниках

Иудейские

Согласно трактату Пирке равви Элиезер (36), пещера принадлежала иевусеям и Авраам купил ее, случайно увидев в М. гробницу Адама и Евы; хозяева участка потребовали от него дать клятву, что его потомки после завоевания Ханаана не разрушат иевусейский город (впосл. Иерусалим). Эта договоренность часто рассматривалась как причина, по к-рой потомки колена Вениамина не изгнали из города местных жителей (Суд 1. 21). Покупка М. была закреплена подписями 4 свидетелей (Сефер хай-Йашар. Хаййе Сара. С. 37a; ср.: Берешит раба. 79. 9). (Христ. источникам также известна традиция о гробнице Адама и Евы в М., напр. со ссылкой на блж. Августина упом. Зевульф (нач. XII в.) и неизв. автор трактата «О земле Иерусалимской» (XIII в.) - см.: Горелов Н. С., изд. Царствие Небесное: Легенды крестоносцев XII-XIV вв. СПб., 2006.)

Погребение сыновей Иакова, в т. ч. Иосифа, в М. известно из иудейских апокрифов (напр.: Завещание Иосифа 20. 6; Завещание Вениамина 12. 3; Юб 29. 16-19; 37. 14, 16-17). Учитывая, что, согласно Книге Иисуса Навина, кости Иосифа были перенесены в Сихем (Нав 24. 32), эти различия в определении местонахождения гробницы Иосифа можно объяснить еврейско-самаритянской полемикой и спором о значении горы Гаризим.

Христианские

Внимание христианских авторов и паломников ранневизант. периода сосредоточено в основном на дубраве Мамре, где во времена имп. Константина Великого уже была построена церковь. На Мадабской карте (см. Мадаба) также изображается только Мамре. Паломник из Бордо (333) упоминает монумент квадратной формы, «построенный из камней удивительной красоты, где похоронены Авраам, Исаак, Иаков, Сарра, Ревекка и Лия». Расположен он, согласно описанию паломника, в 2 рим. милях от Мамре (между Теребинфом и Хевроном) (Itiner. Burdigal. p. 27). Эгерия (между 381 и 384, в пересказе Петра Диакона, 1-я пол. XII в.) упоминает в М. церковь без крыши (Eger. Itiner. 190).

Упоминает М. и блж. Иероним в «Сказании о добродетелях блаженной Павлы»: «...она была в кельях Сарры, где видела колыбель Исаака и следы дуба Авраамова, под которым он предузрел день Христов, и возрадовался (Быт 18. 1; Ин 8. 56). Отсюда, поднявшись, взошла она в Хеврон, или (по-древнему) Кариафарбе, то есть город четырех мужей, Авраама, Исаака, Иакова и Адама великого, который погребен также в этом месте, по мнению евреев, основанному на Книге Иисуса Навина, хотя многие четвертым считают Халева, памятник которому указывают в стороне». Антонин из Пьяченцы (560-570) и диак. Феодосий также описывают захоронения патриархов, но, видимо, путают М. с Мамре (Anon. Placent. Itinerarium 180; Theodos. De situ Terrae Sanctae. 85). Статус Мамре как святыни в ранневизант. период был, судя по всему, выше, чем у М.

В 685 г. Адомнан описывает гробницы: гробница Адама находилась недалеко от 3 других, она проще по оформлению; все 4 гробницы были отмечены небольшими капеллами из хорошо обработанных камней; гробницы патриархов были из белого камня, в то время как гробница Адама - из темного. Жены патриархов находились в более скромных и меньших по размеру гробницах (Adamn. De locis sanctis. II 9).

Статус М. по отношению к Мамре изменился после араб. завоевания в 638 г. Пещеру начинают почитать не только как место упокоения Авраама и его потомков, но и как место, над к-рым пролетал на своем чудесном коне пророк Мухаммад. В 918 г. фатимидский халиф Убайдаллах аль-Махди открыл дверной проем в сев.-вост. стене и провел строительные работы (Strange. 1890. P. 315); впосл. М. упоминается как Пятничная мечеть. Ок. 985 г. Шамсуддин аль-Мукаддаси отмечал, что постройка имеет купол из камня, к-рый закрывает гробницу Авраама, гробница Исаака находится внутри главного здания мечети, гробница Иакова - у ее задней стены; рядом с каждым из пророков лежит его жена (Ibid. P. 309).

Наиболее подробный рассказ о гробнице и мечети до прихода крестоносцев оставил Насир Хосров (1047) (Ibid. P. 310-314). Над гробницей Авраама он описывает сооружение, внутрь к-рого попасть было нельзя, но паломники смотрели на гробницу через 4 окна; проходы между гробницами и сами гробницы внутри украшены бесчисленными светильниками и лампадами. Кратко упоминаются и др. гробницы, в т. ч. и гробница Иосифа.

Гробница патриархов
Гробница патриархов

Гробница патриархов

В 1100 г. Хеврон был захвачен крестоносцами. Город стал юж. столицей гос-ва крестоносцев. В XII в. М. начала привлекать множество паломников. И. Маген предполагал, что именно крестоносцы впервые открыли М., к-рая до этого оставалась герметичной. Д. Прингл на основании свидетельств паломников ислам. периода показал, однако, что впервые М. открыли именно мусульмане. При этом полы постройки не вскрывались и подземные помещения оставались недоступными. Первым зап. паломником, описавшим гробницы после завоевания крестоносцев, стал Зевульф (1102-1103). Он указывал, что внутри большого здания находились 3 двойные гробницы, каждая из к-рых была оформлена как церковь.

Побывавший в М. рус. паломник игум. Даниил (1106-1108) сообщал: «А от Хеврона до Сугубой пещеры Авраама близко, ближе, чем полверсты. Находясь посреди той крепостицы, пещера теперь хорошо защищена. И вымощена вся та крепостица плитами мраморными, белого мрамора. Пещера же та, где лежат Авраам, Исаак, Иаков и все сыновья Израилевы, находится внизу под вымосткой, хорошо укреплена; и жены их тут лежат, Сарра, Ревекка. И сделаны теперь над пещерою в крепостице той гробы отдельные; над гробами теми выстроены церковки маленькие круглые» (Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли // БЛДР. 1997. Т. 4. С. 75).

Статус М. изменился в 1119 г., когда был обнаружен коридор и подземная пещера, где, как считали, лежали тела патриархов. Эти события были описаны анонимным монахом из ордена каноников на основании свидетельств монахов того же ордена Одо и Арнульфа (бывш. служители при Храме Гроба Господня, в то время они еще служили в М.). «Tractatus de Inuentione sanctorum Patriarcharum» (1136; перевод) сохранился в 2 списках 2-й пол. XIII в. Автор описывает интерьер приблизительно так же, как и Зевульф и игум. Даниил, хотя гробницы называет пирамидами и отмечает, что пещера Авраама находилась под полом М. В трактате рассказывается, что в июне 1119 г. один каноник, спасаясь от жары, зашел в храм М. и лег на пол рядом с гробницей Исаака. Он почувствовал дуновение, исходящее из щели между каменными плитами. Каноник предположил, что внизу есть пещера или цистерна, и с помощью отвеса измерил глубину помещения. Через 3 дня начались работы по ее открытию; под облицовочными плитами обнаружили вход в пещеру. Одо спустился вниз, но не нашел дальнейшего лаза, Арнульф исследовал облицовку зап. стены, за к-рой был обнаружен проход. Далее сообщается, что 25 июня каноники нашли там «круглую (!) базилику», в к-рой могло разместиться до 30 чел.»; в самой постройке Арнульф обнаружил только землю, как ему казалось, пропитанную кровью; в ходе раскопок он открыл кости (Иакова), в др. пещере - кости Авраама и Исаака, к-рые были обозначены подписями. 27 июля монахи спустились в «базилику», они заметили надпись на каменном блоке и, раскопав землю в этом месте, обнаружили 15 урн с костями, к-рые приняли за кости «сынов Израилевых». 6 окт. каноники без участия патриарха Иерусалимского Вармунда подняли кости патриархов, совершили крестный ход вокруг строения и показали останки людям.

Открытие пещер крестоносцами упоминается и мусульм. авторами. В 1113 г. персид. путешественник Али Гератский (Али ибн Бакр аль-Харави) сообщал, что часть пещеры Авраама обвалилась и «франки сделали вход в нее». Они «открыли могилы с телами Авраама, Исаака и Иакова», «их саваны уже истлели, распались на куски и лежали рядом со стеной… Тогда король, после пожертвования новых саванов, закрыл их снова…» (имеется в виду кор. Балдуин II). Тот же путешественник встретил в Вифлееме рыцаря по имени Биран (Балиан), к-рый помнил, как он 13-летним мальчиком вместе с отцом входил в пещеру. Др. рыцарь, Годфрид, сын Георга, говорил, что ему было поручено обновление саванов и приведение пещеры в порядок. Из сообщения Али Гератского следует, что подкупленные стражники пускали в пещеру и мусульман (в 1174 туда смог попасть шейх Александрии).

Похожее сообщение имеется в хронике Ибн аль-Асира под 1119 г. (Strange. 1890. P. 317-318). Араб. историк из Дамаска Ибн аль-Каланиси также упоминает об открытии реликвий в эти годы (Kohler. 1896. P. 477).

За М. присматривали евреи, в части здания была устроена синагога. В 1166 г. Маймонид посетил гробницы патриархов. В 1161 г. Хеврон был передан сеньору Трансиордании Филиппу де Милли. Первый еп. Хеврона Райнальд был назначен в 1168 г., тогда же началось строительство ц. св. Авраама в юж. части двора М. (или оно было продолжено, т. к., по др. версии, строительство церкви началось в 1118-1131, при Балдуине II).

Раввин Вениамин Тудельский в своем описании путешествия под 1170 г. упоминал в Хевроне место поклонения там, где прежде стояла синагога, возможно церковь крестоносцев «св. Авраам», 6 усыпальниц патриархов и их жен; за дополнительную плату евреи могли спускаться вниз. Сообщается, что они проходили «мимо двух пустых пещер, а в третьей видели 6 гробниц, на которых еврейскими письменами высечены имена патриархов и их жен. Эта пещера полна углублений, где собраны человеческие кости, специально принесенные в святое место. В конце поля Махпела стоит дом Авраама с источником перед ним» (The Itinerary of Rabbi Benjamin of Tudela / Ed. A. Asher. 1840. Т. 1. P. 40-42). Самуэль бен Самсон в 1210 г. также описывал спуск по 24 ступеням в шахту, настолько узкую, что ее стены соприкасались с телом с 2 сторон (PEQ. 1882. Vol. 14. N 4. P. 212).

С этими описаниями соотносятся и впечатления евр. путешественника Петахии из Регенсбурга (XII в.), к-рый в Хевроне видел «над пещерой большой храм, воздвигнутый праотцем… Авраамом из огромных камней, высотой от двадцати семи до двадцати восьми локтей; угловые же камни - размером каждый около семидесяти локтей», ему удалось также увидеть и «гробницы патриархов». В своем описании Петахия обвиняет франков в том, что они выдавали за останки патриархов 3 тела, к-рые сами положили перед входом в пещеру, в то время как настоящие их останки находились внутри пещеры. У входа в пещеру он упоминает статую или икону Авраама (Кругосветное странствие рабби Петахии Регенсбургского // Три еврейских путешественника / Пер.: П. В. Марголин. М., 2004).

Реликвии патриархов упоминаются также в ц. Санта-Мария-сопра-Минерва в Риме во время понтификата папы Мартина V (1417-1431).

В авг. 1187 г. Хеврон взяли войска Саладина. Церковь была превращена в мечеть, минбар привезен в 1191 г. из Аскалона после его взятия Саладином. Между 1189/91 и 1252 гг. епископия фактически вдовствовала, хотя епископ Хеврона назначался, но оставался он в Акко до падения города в 1291 г. Какое-то время христиане и иудеи еще могли совершать паломничества в М. (известно, что гробницы посещал раввин Самуэль бен Самсон (1210; Prawer J. The History of the Jews in the Latin Kingdom of Jerusalem. Oxf., 1988. P. 218) и анонимный зап. пилигрим, писавший после 1244 (Itinera Hierosolymitana Crucesignatorum, saec. XII-XIII: Textus Latini cum versione Italica / Ed. S. de Sandoli. Jerus., 1984. Vol. 4. P. 358-360)).

В 1266 г., после завоевания Хеврона мамлюкским султаном Бейбарсом I, М. оказалась недоступной евреям и христианам и через год была перестроена в мечеть. В 1-й пол. 80-х гг. XIII в. Бурхард Сионский сообщил, что здание М. было укреплено мусульманами, но он все еще имел возможность попасть внутрь и провести у гробниц ночь в молитвах. При Мухаммаде ан-Насире, между 1318 и 1320 гг., с сев.-вост. стороны была пристроена др. мечеть. С этого момента христианам вход в М. был запрещен. Иудеи могли подниматься на 5, а позднее на 7 ступеней по лестнице с вост. стороны в пристроенную мечеть и бросать записки с просьбами в отверстие в стене, ведущее в пещеру под полом.

Следующая перестройка внутренних частей средневек. церкви была осуществлена султаном аль-Хасаном ан-Насиром (1347-1351). С 1490 г. нижние пещеры стали недоступными и для мусульман. Такое положение вещей сохраняется до наст. времени.

В XVIII в. рус. паломник иером. Ипполит (Вишенский), совершивший путешествие в Иерусалим, сообщал, что мусульмане не пускают в М. ни христиан, ни иудеев. Нек-рым паломникам удавалось проникнуть к святыне: они облачались «в арапское платье» и т. о. пробирались внутрь (Кириллина С. А. Очарованные странники: Арабо-османский мир глазами рос. паломников XVI-XVIII ст. М., 2010. С. 389). В 1862 г. султан Абдул-Азиз I разрешил принцу уэльскому Эдуарду (впосл. король Эдуард VII) посетить М., его сопровождали при этом Ч. У. Уилсон и К. Р. Кондер.

Археология, архитектура

Детальное исследование М. началось в период брит. мандата, с 1917 г. работы возглавлял Э. Т. Ричмонд, а с 1919 г.- Э. Маккай (6 янв.- 2 февр. 1920 совместно с Л. Ю. Венсаном). Результаты работ опубликованы в монографии. Подземные части постройки, однако, оставались недоступными исследователям.

С 1967 г. М. стала доступной для всех, в т. ч. и для мусульман. Израильское правительство внесло могилу патриархов в список объектов национального наследия. В 2010 г. исполнительный совет ЮНЕСКО объявил пещеру патриархов мечетью.

Место М. с почитаемыми в неск. религиях гробницами отмечено монументальной постройкой, к-рая напоминает постройки Ирода Великого в Мамре и на Храмовой горе и относится приблизительно к кон. I в. до Р. Х.

Впервые после многовекового перерыва в пещеру спустились 9 окт. 1968 г. Это мероприятие организовал министр обороны Израиля М. Даян. В своей кн. «Жить с Библией» он писал, что в узкий проем в полу (диаметром 28 см) спустили 12-летнюю дочь одного из офицеров. За неск. часов девочка сделала 2 фотографии, зарисовала лестничный спуск к комнате, длинный узкий коридор, к-рый вел к следующей комнате, обнаружила 3 гробницы, а также араб. надписи.

В 1968-1969 гг. рядом с юж. стеной М. под рук. З. Йейвина были проведены раскопки, как считалось, в цистерне, позже установили, что это были остатки погребальной ханаанской пещеры периода средней бронзы.

В 1981 г. ограниченные раскопки проводились под рук. Йейвина. Были сфотографированы и обследованы лестничный спуск, узкий коридор и комната.

Наиболее полной является статья Магена (участника раскопок на Храмовой горе и в Мамре). По его мнению, 2 архитектурных проекта Ирода в Хевроне (Мамре и М.) были осуществлены специально для местного идумейского населения. Ирод, т. о., пытался найти компромисс между идумеями и евреями, создавая для обоих общерелиг. святыню (наряду с Мамре). Возможно, что среди идумеев, к-рые не были уведены в Вавилон в VI в. до Р. Х., традиция почитания гробниц патриархов была более глубокой, чем у евреев.

Пещера М. расположена на юго-зап. склоне холма Рас-эль-Джабир, в 750 м от Телль-Румейде (библейский Хеврон). На Рас-эль-Джабире находится много гробниц - с эпохи средней бронзы до иродианского времени. В плане это прямоугольная постройка. Ее внешний периметр - 33,60×58,65 м; внутренний периметр - 28,10×53,10 м.

Пропорциональное отношение длины к ширине - 1,745 (близко к соотношению размеров на Храмовой горе (1,732) и отличается от Мамре (1,319)). Здание ориентировано по оси «юго-восток - северо-запад» (эта уникальная ориентация встречается позднее в ряде позднеантичных синагог Галилеи). Толщина стен варьируется от 2,78 до 2,80 м (Мамре - 1,76 м, на Храмовой горе - 4,80 м). Вес квадры стены или облицовки пола М. достигает 17-20 т (известняк). Техника кладки - opus quadratum, где 2 камня уложены вдоль стены, один поперек, что образует прочную внутреннюю перевязь. Стены М. отличаются высоким качеством, разницы в длине и ширине параллельных стен, а также в их толщине практически нет. Квадры обработаны характерными, аккуратно вырезанными полями, их центральные части оставлены выпуклыми и обработаны в меньшей степени. Внешняя поверхность стен украшена искусно выложенными лопатками, к-рые опираются на высокий подиум.

Боковые лопатки (шириной 1,15 м) утолщаются и образуют подобие башен. Промежутки между лопатками также унифицированы (2,10 м) и оформляются отступами стены внутрь, что подчеркивается наклонным скосом при переходе от подиумной части.

Высота, на к-рую сохранились стены, достигает 17,55 м (юго-зап. угол). Пол облицован на уровне подиума и основания лопаток (выше уровня скалы на 8,5 м). В здание вели 3 узких входа: 2 с зап. стороны (расположены асимметрично, ближе к сев. стороне) и 1 с восточной (расположен в центре стены, между лопатками; проложен позднее). Крыши над стенами не было. В облицовке пола был замечен перепад высот: вост. сторона выше западной примерно на 60 см. Есть также дренажные канальцы.

Юж. часть пола выложена наиболее крупными квадрами, к юж. стороне они постепенно уменьшаются, что, возможно, указывает на полые пространства под ними. По мнению Магена, фундамент мог быть образован многоэтажной арочной системой или ячейками, созданными для разгрузки строения и его большей устойчивости.

После реконструкции внутри двора были видны лишь 6 кенотафов иудейских патриархов и их жен. Паломники, судя по всему, должны были находиться за стенами М. Облик М. напоминает кенотаф в увеличенном масштабе. Такая монументальная суровость резко отличает М. от др. проектов Ирода в Палестине.

Гробницы под облицовкой пола никогда не были исследованы с научной т. зр. Впервые доступ к захоронениям был открыт в период крестоносцев, когда в 1119 г. каноники разобрали облицовку и нашли туннель, к-рый вел в комнату (под кенотафом Авраама). Под ней были обнаружены и гробницы, идентифицированные как гробницы патриархов. Вход в туннель был закрыт и отмечен крестоносцами небольшим балдахином, сохранившимся до наст. времени. Он находится в зап. части постройки, между кенотафами Авраама и Исаака, и оформлен кубической эдикулой, прорезанной со всех сторон арками в виде характерных трилистников. Эдикула опирается на тонкие колонки с пальмовидными капителями. Именно в этот небольшой туннель, разобрав средневек. облицовку, попали ученые в 1981 г. Предположительно в период Второго храма вход в туннель был закрыт крупным квадром. Аналогичный средневек. балдахин находится южнее кенотафа Авраама, в зале Исаака.

Длина туннеля в комнату составляет 17,5 м, ширина - 0,60 м, высота - 1,06 м. Комната над могилами (2,80×3,70 м, высота 3,50 м) выложена крупными квадрами с куполовидным перекрытием сверху. Две ступени ведут вниз, к могилам, в к-рых были найдены кости и керамика периода Первого храма. Здесь же расположены 3 кенотафа, к-рые поместили сюда либо в раннеислам. период, либо при крестоносцах.

Венсан, Маккай и Ф. М. Абель описали еще одну комнату к северо-западу от известной, опираясь на данные брит. полковника Р. Майнерцхагена. Во время англ. мандата в Палестине он спускался в подземную комнату, вход в к-рую расположен в кенотафе Авраама. Ученые предположили квадратную форму комнаты (приблизительно 5,50×6,40 м).

В XI в. интерьер М., по-видимому, был впервые перестроен. В центре оказались кенотафы Авраама и Сарры, с сев. стороны - кенотафы Иакова и Лии, с южной, внутри новопостроенной церкви крестоносцев,- кенотафы Исаака и Ревекки. Церковь крестоносцев расположилась в юж. части постройки времени Ирода и заняла чуть меньше половины всего пространства. В плане образовалось практически квадратное сооружение, разделенное 4 крестообразными колоннами на 6 ячеек, каждая из к-рых внутри перекрыта крестовым сводом, хотя снаружи постройка оформлена клеристорием и 2-скатным перекрытием над центральным пространством, как базилика. Остальная часть постройки Ирода осталась наполовину открытой, наполовину застроенной крытыми галереями для кенотафов. С зап. стороны к постройке примыкает гробница Иосифа, также находившаяся в специальном дворике. С вост. стороны к постройке примыкает мечеть. В церкви крестоносцев сохранился минбар и михраб с юж. стороны, архитектурно-декоративная отделка внутренней стороны характерна как для искусства крестоносцев (крестовые своды, нервюры, каркасные системы), так и для искусства мамлюков (изразцы, чередование красного и белого камня).

Лит.: Pierotti E. Macpéla ou Tombeau des Patriarches à Hébron. Lausanne, 1869; Strange G. Palestine under the Moslems: A Description of Syria and the Holy Land from AD 650 to 1500. L., 1890; Kohler C. Un nouveau récit de l'invention des Patriarches Abraham, Isaac et Jacob à Hebron // Revue de l'Orient Latin. P., 1896. T. 4. P. 477-502; Petrie W. M. F. The Cave of Machpelah // Ancient Egypt. L.; N. Y., 1923. Pt. 4. P. 105-110; Vincent L. H., Mackay E. J. H., Abel F. M. Hébron, le Haram el-Khalîl: Sépulture des Patriarches. P., 1923; Vincent L. H. The System of the Tombs of the Patrichs // Sefer Hevron / Ed. O. Avisar. Jerus., 1970. P. 282-283 (на иврите); Braslavski J. On the Antiquity of the Cenotaph Sites in the Cave of Machpelah // Ibid. P. 338-339; Dayan M. The Cave of Machpelah - The Cave beneath the Mosque // Qadmoniot. 1976. Vol. 9. N 36. P. 129-131 (на иврите); Yeivin Z. The Cave of Machpelah // Ibid. P. 125-129; Ofer A. Tell Rumeideh - 1984 // Excavations and Surveys in Israel. Jerus., 1984. Vol. 3. P. 94-95; idem. Tell Rumeideh (Hebron) - 1985 // Ibid. 1986. Vol. 5. P. 92-93; idem. Tell Rumeideh (Hebron) - 1986 // Ibid. 1987/1988. Vol. 6. P. 92-93; idem. Excavations at Biblical Hebron // Qadmoniot. 1989. Vol. 22. N 87/88. P. 88-93 (на иврите); Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1993. Vol. 1: A-K (Excluding Acre and Jerusalem). P. 223-239; Eisenberg E., Nagorski A. Tel Hevron (Er-Rumeidi) // Hadashot Arkheologiyot. Jerus., 2002. Vol. 114. P. 91*-92*; Magen Y. The Cave of Machpelah // Idem. Judea and Samaria: Researches and Discoveries. Jerus., 2008. P. 59-94.
С. В. Тарханова
Ключевые слова:
География библейская, область библеистики, изучающая географические представления библейских авторов, а также историческую географию региона, с которым связаны события библейской истории Археология библейская, отрасль библеистики, изучающая Священное Писание в свете открытий, совершаемых археологией на Древнем Востоке - в Малой Азии, Месопотамии, Восточном Средиземноморье, Египте и др. связанных с ними территориях Ветхозаветные реалии, термины и понятия Авраам, ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) Махпела, название поля и пещеры, которые были куплены Авраамом для погребения Сарры, его жены
См.также:
АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)
АЗЕК город в Северной Иудее
АРАД крепость на севере пустыни Негев
АШДОД один из 5 глав. филистимских городов
ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х.
ВЕФСАМИС название неск. городов в Свящ. Писании
ВИРСАВИЯ город в пустыне Юж. Иудеи
ГАЙ название города в центральной части Палестины
ГАЛИЛЕЙСКОЕ МОРЕ одно из названий озера на севере Израиля, встречающееся в Новом Завете
ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви