Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АРХИЕРЕЙСКИЕ ПЕВЧИЕ
3, С. 531-532 опубликовано: 10 декабря 2008г.


АРХИЕРЕЙСКИЕ ПЕВЧИЕ

дьяки и подьяки - профессиональные певцы в Др. Руси, из к-рых состояли хоры при архиерейских домах и кафедральных соборах. Наиболее подробные сведения об А. п. сохранились от XVI-XVII вв.

Хоры А. п. были устроены по образцу хора митрополита (Патриарха) всея Руси и делились на станицы. Численность станиц определялась положением епархии и возглавлявшего ее архиерея в церковной иерархии. Обычно хор А. п. состоял из 5-6 станиц, в 90-х гг. XVII в.- до 9. Как правило, станица состояла из 5 чел. В сер. XVI в. в хоре архиепископа Новгородского, занимавшего среди епархиальных иерархов 1-е место после митрополита Московского, в каждой станице было по 6-7 певцов. Певцы, входившие в 1-ю и 2-ю большие станицы, относились к высшей категории мастеров и назывались певчими дьяками, рядовые А. п. именовались подьяками. Отбирались А. п. из одаренных в муз. отношении местных жителей, гл. обр. из городского населения: посадских людей, ремесленников, детей духовенства. Новый певчий зачислялся в подьяки, проходил обучение и по мере совершенствования мастерства продвигался по служебной лестнице до получения звания дьяка. Иногда в А. п. попадали отставные или провинившиеся государевы и Патриаршие певчие.

Главной обязанностью А. п. было пение во время архиерейского богослужения в кафедральном соборе. Здесь 1-я станица дьяков располагалась на правом клиросе, 2-я - на левом. Подьяки в зависимости от части службы и исполнявшегося песнопения могли петь на клиросе, в алтаре, на амвоне и т. д. Участвовали певцы и в различных действах литургических (пещном, хождении на осляти, летопровожении и др.), в поставлениях архиереев, их выходах, шествиях, поездках по епархии и в столицу, а также в погребениях высокопоставленных особ. Мастерство А. п. позволяло им петь вместе с государевым и Патриаршим хорами, а при необходимости пополнять их.

Репертуар А. п. определялся прежде всего церковным уставом. Развитию и пополнению его способствовали канонизация местных и общерус. святых, введение новых праздников, важные события в жизни гос-ва, вызывавшие смену песнопений в чинах многолетствования, чаши заздравной и т. п. А. п. владели всеми стилями древнерус. богослужебного певч. искусства. Напр., кроме рядового знаменного распева к 40-м гг. XVI в. новгородский хор исполнял не только обычные, но и 2-голосные, строчные и демественные с верхом песнопения (см. Строчное пение, Демественное пение). В XVII в. большинство А. п. знало 2 соседние строки в 3- и 4-голосных песнопениях, а нек-рые могли петь все строки. Преобладание в репертуаре строчных песнопений привело к специализации певцов внутри станиц, к делению их на вершников, путников, демественников, нижников. Исполняли А. п. и песнопения в стилях пути, большого распева, знаменного многоголосия, а в кон. XVII в. освоили партесное пение. Мелодическое богатство репертуара дополняли разные варианты распевов к одному и тому же тексту. В 1-й четв. XVII в. новгородские А. п. имели целый Обиход новгородского распева, содержавший песнопения в честь местночтимых святых; в праздники московского происхождения и общецерковные ими чаще всего выпевалась «Обедня строчная московская». В певч. сборниках, принадлежавших А. п., находим произволительный, соловецкий, тихвинский, киевский, греческий и др. распевы; встречаются и авторские распевы: Радилов, Никитин, Варламовский.

Нередко А. п. выполняли и непевческую работу. Так, вологодские певцы Иван Полиектов и Константин Грешной были иконописцами (XVII в.). Источники называют имена А. п., занимавшихся серебряным делом, лицевым шитьем и т. п. Как люди грамотные, они привлекались к книжному письму, к оформлению юридических документов. Им поручались деловые поездки в ближние и дальние города. Псковские А. п., напр., в XVII в. имели «в бою… по копию́».

В документах А. п. записывались, как правило, вместе с «владычными» служилыми людьми. В списках они помещались перед или за детьми боярскими и приказными чинами. Социальный статус А. п., т. о., соответствовал положению служилых людей архиерейских дворов, по профессиональным обязанностям они были близки церковному клиру (особенно подьяки), но по положению и месту в об-ве - к служилому сословию. Их могли пожаловать в приказные или в дворцовые дети боярские или дворянским чином. Права А. п. как служилых людей охранялись законом. По Соборному уложению 1649 г. «за бесчестье» дьяков полагалось платить 3 р., подьяков - 2 р.

К нач. XVI в. выплата годового жалованья А. п. осуществлялась из денег, поступавших от ставленников во диаконы и священники. После Московского Собора 1503 г. была установлена и хлебная руга, к-рая первоначально выдавалась из великокняжеской казны, затем - из епархиальных средств. В каждом хоре складывалась своя величина окладов. К кон. XVI в. новгородские А. п., напр., получали по 5 р. денежного и по 15 четей ржи и овса хлебного жалованья в год. В хоре Сибирского архиепископа в 1-й пол. XVII в. дьякам устанавливался денежный оклад в 6-7 р., хлебный - по 8-10 четей ржи и овса; подьякам - в 3-5 р., хлебный - по 4-5 четей ржи и овса. Кроме основных видов жалованья А. п. получали сукно, «кормовые» и «понахидные» (панихидные) деньги. За счет епархиальной казны им поставлялось платье. Нередко в праздники певцы пользовались столом архиерея, а при сопровождении последнего в столицу - столом Патриарха. Существенным дополнением являлись денежные пожалования за славление в праздник Рождества Христова (от архиереев, монастырских «начальников», во время пребывания в Москве - царя, Патриарха и др. лиц), различные вознаграждения за исполнение к.-л. поручений. Певцам также предоставлялись дворы на землях архиерейской домовой вотчины, не облагавшиеся налогом.

Лит.: Белоненко А. С. Показания архиерейских певчих XVII в. // ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 320-328; Парфентьев Н. П. Из истории профессиональных хоров в России (XVI-XVII вв.) // Русская хоровая музыка XVI-XVIII вв.: Сб. науч. тр. ГМПИ им. Гнесиных. М., 1986. Вып. 83. С. 100-117; он же. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991. Гл. 1, 4.
Н. П. Парфентьев
Ключевые слова:
Церковное пение русское Русская Православная Церковь. История Музыка. История. Древнерусская традиция Архиерейские певчие, дьяки и подьяки, профессиональные певцы в Древней Руси
См.также:
АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров
АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)
«АНТИРЕЛИГИОЗНИК» ежемесячн. атеистич. журнал Центр. совета Союза воинст. безбожников СССР, 1926-1941 гг.
АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)
АНТОНИЙ митр. Галицкий († 1391/92)
АНТОНИЙ IV Патриарх К-польский (1389-1390 и 1391-1397)
АРХИЕРЕЙСКИЙ ДОМ церковно-админ. учреждение
АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1943 г. (1943)