Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОСИФ КРАСНОПИСЕЦ
Т. 26, С. 43-45 опубликовано: 12 января 2016г.


ИОСИФ КРАСНОПИСЕЦ

(Доброписец) († после 1568/69), писатель, каллиграф. Источниками сведений об И. К. являются его произведения: Послание к митр. Макарию о составлении алфавитов (ок. 1555?), «Сказание о сложении азбук и о составлении грамот» (ок. 1555?) и «Летописец и сказание ко учению и рассуждение о фониаде вкратце» (учебное руководство для царевича Иоанна Иоанновича, 1558-1559). В «Летописце...» автор сообщает о себе, что он «по образу... мних, по роду новоградец… от действа же калиграф» (Лопарёв. 1888. С. 74). По-видимому, И. К. род. в Вел. Новгороде. В конце «Летописца...» автор зашифровал свое имя, к-рое Х. М. Лопарёв прочитал как Иосиф. Книжник также привел в не поддающейся разгадке криптограмме свое «проимение» (фамильное прозвище или имя до пострига): «…по проимению повсюду единоименно и дивно подобократко» (Там же). Этому не вполне понятному описанию могут соответствовать фамильное прозвище Иосифов (Осипов), имена Иосиф («повсюду единоименно») и Иов («подобократко»). Об имени отца И. К. пишет: «Отца же имех, иже от случая во ино время живит и мертвит» (Там же). Можно предположить, что имя отца включало корень «Фео-» (Феофан, Феогност, Феодор и др.), поскольку в произведениях XVI в. о Боге может говориться, что Он «мертвит и живит…» (Калугин Ф. Гомилетические труды инока Зиновия Отенского // ЖМНП. 1893. Ч. 285. № 5. С. 98), «убиет и жити сотворит» (ср.: Голохвастов Д. П., Леонид (Кавелин), архим. Благовещенский иерей Сильвестр и его писания // ЧОИДР. 1874. Кн. 1. Отд. 1. С. 71). Возможно, И. К. был знатного происхождения, этим объясняется тот факт, что ему было поручено составление учебного руководства для наследника престола.

По предположению Лопарёва, И. К. был учеником прп. Максима Грека. Гипотеза основана на наличии в произведениях И. К. грецизмов и на использовании книжником греч. источников, не имевших распространения на Руси. Так, И. К. пересказывает в «Летописце...» не известную по др. рус. текстам легенду о пасхальном каноне еп. Космы Маюмского, к-рую ему рассказал его «дивный учитель» (Лопарёв. 1888. С. 72). Не исключено, что учителем книжника был свт. Макарий, архиеп. Новгородский (1526-1542). Можно предположить, что И. К. в качестве писца принимал участие в создании в Вел. Новгороде Софийского списка Великих Четьих-Миней. После того как свт. Макарий в 1542 г. был возведен на Московскую первосвятительскую кафедру, в столице стали появляться духовные писатели, подвизавшиеся до этого в Новгородской епархии: Маркелл (Безбородый), протопоп Сильвестр, свящ. Василий (Варлаам), Ермолай (Еразм). Возможно, И. К. также переехал в Москву.

В 1558-1559 гг., когда И. К. создавал «Летописец...», он был «крылошанином» в Герасимовом Болдинском во имя Св. Троицы мон-ре, основанном прп. Герасимом († 1554). По-видимому, книжник поселился в обители при жизни ее основателя, возможно, по рекомендации свт. Макария, к-рому прп. Герасим перед кончиной поручил заботу о монастыре. Преподобный, вероятно перед смертью, в присутствии братии назначил И. К. преемником, сказав: «Да будет вам игумен, пастырь и наставник обители сей Иосиф Краснописец» (Крушельницкая. 1996. С. 210, 246). Временем настоятельства И. К. в Болдинском мон-ре следует считать период между 1559 и 1567 гг.: в 1559 г. он еще был простым монахом и клирошанином, в 1567 г. игуменом Болдинского мон-ря являлся Антоний (он упом. в приписке к завещанию прп. Герасима в ркп. РГБ. Унд. № 301. Л. 126-128). В записи к переписанному И. К. в 1568/69 г. Учительному Евангелию (ГИМ. Увар. 110-1о; см.: Леонид (Кавелин), архим. Систематическое описание слав.-рос. рукописей из собр. А. С. Уварова. М., 1893. Ч. 1. С. 287-292) книжник назван «бывшим игуменом» (запись не является автографом И. К.). Данная запись - последнее по времени свидетельство о книжнике. Время игуменства И. К. в Болдинском мон-ре было отмечено чудотворением: от мощей прп. Герасима получил исцеление монастырский работник, к-рого И. К. постриг незадолго до этого в монашество с именем Александр.

Письменное наследие И. К. было введено в научный оборот в ходе изучения произведений др. книжника XVI в.- Ермолая (Еразма), поскольку их труды сохранились в рукописном сборнике 60-х гг. XVI вв. (ГИМ. Хлуд. № 147Д), созданном при жизни авторов (см.: Лопарёв Х. М. Описание Хлудовской рукописи № 147 // ЧОИДР. 1887. Кн. 3. Отд. 2. С. 1-18). По мнению Р. П. Дмитриевой, ряд памятников в рукописи связан с царским архивом (Повесть о Петре и Февронии / Подгот. текстов, исслед.: Р. П. Дмитриевой. Л., 1979. С. 75-77). Рукопись содержит все произведения И. К.

Послание к митр. Макарию о составлении алфавитов и «Сказание о сложении азбук и о составлении грамот» близки по содержанию. Послание к митр. Макарию первоначально приписывалось Ермолаю (Еразму), догадку об авторстве И. К. первым высказал В. Ф. Ржига. Источниками Послания (составленного по повелению митрополита) являются написанное Епифанием Премудрым Житие свт. Стефана Пермского и «Сказание о русской грамоте», созданное на основе пространного Жития равноап. Константина (Кирилла) (оно сопровождает в ряде списков выписку из Жития свт. Стефана Пермского). В Послании к митр. Макарию кратко изложена история создания евр. и греч. алфавитов, говорится о деятельности равноап. Кирилла (Константина), показана роль равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича в утверждении христианства на Руси. Более подробно вопрос о создании алфавитов И. К. рассматривает в «Сказании...». Основным источником этого произведения является Житие свт. Стефана Пермского (разд. «О азбуце пермьстей»), откуда И. К. заимствовал ряд цитат. Вслед за Епифанием Премудрым И. К. подчеркивает отличие слав. и пермской азбук от греческой: слав. алфавит был создан не коллективом мудрецов, но св. Кириллом со «способником» братом Мефодием, пермскую грамоту придумал «един мних Стефан, приснопомнимый епископ». Эти идеи, заимствованные И. К. из Жития свт. Стефана Пермского, восходят к труду болг. писателя Х в. Храбра Черноризца. И. К. написал произведения, основанные на Житии свт. Стефана, по всей видимости, после канонизации святителя-миссионера, состоявшейся на Соборе в 1549 г., возможно, в связи с Собором 1555 г., к-рый учредил на новоприсоединенных к Московскому гос-ву землях Казанскую епархию (см. Казанская и Татарстанская епархия), в к-рой должна была развернуться миссионерская работа.

«Летописец...», наиболее обширное произведение И. К., был создан как учебное руководство для 4- или 5-летнего царевича Иоанна Иоанновича. Лопарёв, опубликовавший произведение, выделил в «Летописце...» помимо вступления и заключения 3 основные части: историческую часть (§ 6-11), сведения о греч. азбуке (§ 12, 21) и наставление при начале учения (§ 13-18). § 1-5 являются предисловием; затем следует собственно летописец, включающий повествование в т. ч. о современных автору событиях (о Ливонской войне, о рождении наследника в царской семье и др.) (§ 6-8); сообщается о месте и времени написания сочинения (§ 9); автор обращается к царю, прославляет царицу Анастасию, родившую наследника престола (§ 10-11). Основная часть произведения (§ 12-13) адресована царевичу и состоит из статей: «Сказание о алфе» (содержит практические указания по обучению грамоте) и «Разсужение ко учению вкратце» (с обоснованием необходимости молитвы при учении). Наставления о пользе учения, сопровождающиеся призывом к усердию в приобретении знаний, И. К. подкрепляет примерами из житий визант. святых, явивших образы ревности к учебе, послушания учителям, смирения и благочестия (§ 14-18). Дважды автор говорит о прп. Арсении Великом, занимавшемся воспитанием наследников визант. престола, называет имена святителей Григория Богослова и Василия Великого, гимнографов прп. Иоанна Дамаскина, еп. Космы Маюмского; за ревность к учебе и к чтению книг И. К. прославляет авву Дорофея, преподобных Ксенофонта и Марию с сыновьями Аркадием и Иоанном. § 19 «Летописца...» можно считать заключением. В конце автор приводит зашифрованные сведения о себе (§ 20), кратко пишет о гласных и согласных буквах слав. алфавита и о греч. азбуке (§ 21). «Летописец...» свидетельствует о хорошем знании И. К. житийной лит-ры, а также о следовании книжником решениям Стоглавого Собора 1551 г.: в постановлении Собора об «училищах книжных» наставникам предписывается «учити страху Божию» учащихся (Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1985. Т. 2. С. 291).

Для сочинений И. К. характерен напыщенный стиль, иногда затемняющий смысл изложения. Возможно, данная особенность его творчества послужила одной из причин того, что сочинения И. К. не получили распространения.

Арх.: ГИМ. Хлуд. № 147Д. Л. 395-399 [«Сказание о сложении азбук и о составлении грамот»].
Cоч.: Лопарёв Х. М. Новый памятник русской литературы: Произведение мон. Иосифа 1559 г. // Библиограф. СПб., 1888. № 2. С. 62-74 [«Летописец...»]; Шляпкин И. А. Ермолай Прегрешный, новый писатель эпохи Грозного // С. Ф. Платонову ученики, друзья и почитатели. СПб., 1911. С. 567-568 [Послание к митр. Макарию].
Ист.: Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерус. литературе: Жития Филиппа Ирапского, Герасима Болдинского, Мартирия Зеленецкого. Сказание Елеазара об Анзерском ските: Исслед. и тексты. СПб., 1996. С. 210, 212, 246, 250-251.
Лит.: Строев П. М. Рукописи слав. и рос., принадлежащие... И. Н. Царскому. М., 1848. С. 125-131; Ржига В. Ф. Литературная деятельность Ермолая-Еразма // ЛЗАК. 1926. Вып. 33. С. 160, 164, 166; Лавров П. А. Материалы по истории возникновения древнейшей слав. письменности // Тр. слав. комиссии. Л., 1930. Т. 1. С. 162-164; Сказания о начале слав. письменности. М., 1981. С. 102-103; Дмитриева Р. П. Иосиф (XVI в.) /// СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 432-434; Власов А. Н. Сказание о грамоте и пермской азбуке в истории книжной культуры Др. Руси: (Нек-рые аспекты изучения) // ТОДРЛ. 1996. Т. 50. С. 212-214; Болдинский монастырь: Из архива архитектора-реставратора П. Д. Барановского. М., 2004. Т. 2. С. 248; Макарий (Веретенников), архим. Старец Иосиф Доброписец - книжник Макарьевской школы // ИКРЗ, 2007. Ростов, 2008. С. 112-133; он же. Неопубликованное произведение макарьевского книжника // АиО. 2010. № 1(57). С. 338-346; он же. Творение макарьевского книжника // Макарьевские чт.: Мат-лы XVII Рос. науч. конф. Можайск, 2010. Вып.: [Книжность и книжники Древней Руси]. С. 16-24.
Архим. Макарий (Веретенников)
Ключевые слова:
Каллиграфы Книжники русские Иосиф Краснописец (Доброписец) († после 1568/69), писатель, каллиграф
См.также:
ААРОН (XVIII в. ), монах книжник, справщик и книгохранитель
АВЕРКИЙ († после 1632), сербский монах, каллиграф-книгописец, автор послесловий (в т. ч. стихотворных) к рукописям
АЛЕКСИ-МЕСХИШВИЛИ род груз. каллиграфов, художников, выдающихся деятелей груз. культуры XVII-XIX вв.
АРСЕНИЙ НИНОЦМИНДСКИЙ († 1018), переводчик, каллиграф, свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 31 июля)
ВАСИЛИЙ СОФИЯНИН южнослав. книгописец-каллиграф и иллюминатор рукописей
ВЛАДИСЛАВ ГРАММАТИК (не позднее нач. 40-х гг. XV в.- после 1480), южнослав. книгописец-каллиграф, агиограф, последователь тырновской книжной школы