Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВАСИЛИЙ СОФИЯНИН
Т. 7, С. 218-219 опубликовано: 4 ноября 2009г.


ВАСИЛИЙ СОФИЯНИН

южнослав. книгописец-каллиграф и иллюминатор рукописей, работавший во 2-й четв.- сер. XVII в. для болг. мон-рей Этропольского во имя Св. Троицы (Варовитец) и Зографа, расположенного на Афоне, а также, вероятно, для Печской Патриархии; один из ярких представителей этропольской книгописной школы XVII в.

Минея Служебная на январь. 2-я четв. XVII в. (Zorg. N 76. Fol. 1)
Минея Служебная на январь. 2-я четв. XVII в. (Zorg. N 76. Fol. 1)

Минея Служебная на январь. 2-я четв. XVII в. (Zorg. N 76. Fol. 1)

По происхождению В. С. мог быть и болгарином и сербом, а судя по прозвищу, уроженцем или жителем Софии. Из его подписных работ известна Минея Служебная на сент. 1642 г. (Zogr. № 73; 1 л.- в РНБ. F. I. 622). В записи, сделанной им на странице рукописи, сообщается, что «сы Минеи исписах... в место Ятрополь, у монастир рекоми Троица, и принесе их в Святую гору, в монастир Зоограф, и приложи их у цръква в дар святаго мученика Георгиа». на основании почерка и украшений В. С. надежно атрибутируют декабрьский и январский (там же. № 72, 76) и с известной долей условности октябрьский (Там же. № 102) тома комплекта. Почерк В. С., некрупный литургический полуустав, подобно письму др. этропольских книгописцев, характеризуется унифицированным начертанием отдельных букв и представляет типологическую параллель молдав. полууставным каллиграфическим почеркам. Орфография текста - выдержанная ресавская, господствовавшая в то время в серб. и болг. рукописях.

Минея Служебная на сентябрь. 1642 г. (Zorg. № 73. Fol. 1)
Минея Служебная на сентябрь. 1642 г. (Zorg. № 73. Fol. 1)

Минея Служебная на сентябрь. 1642 г. (Zorg. № 73. Fol. 1)

Минеи Служебные, переписанные рукой В. С., украшены вначале большими (более чем на полстраницы) квадратными полихромными заставками плетеного орнамента с арабесковыми мотивами, характерными для южнослав., в первую очередь серб., кодексов 2-й пол. XIV в. В отечественной искусствоведческой лит-ре этот стиль принято рассматривать как вариант балканского, в южнослав.- как неовизант. Сентябрьский том Минеи (там же. № 73) украшен заставкой с помещенным в среднике медальоном-миниатюрой «Чудо св. Георгия о змие» - композицией, патрональной для Зографа. В средних и малых заставках, в маргинальных украшениях-указателях и крупных инициалах часто используется мотив человеческой (муж. или юношеской) головы, увенчанной короной, клобуком и (или) служащей подставкой для фантастического растения. Этот мотив является отличительной особенностью рукописей ресавской орфографии со 2-й четв. примерно до 80-х гг. XVII в. Употребляются также традиц. плетеные инициалы стиля и тонкие киноварные с пышными растительными отростками. В заголовках используется вязь, иногда полихромная с применением желтой, зеленой и синей красок, с относительно небольшим количеством штамбовых соединений, но достаточно высоким показателем. Дополнительную сложность рисунку заголовков придают орнаментальные отростки растительного характера и мотив человеческого глаза, включенный в петли букв.

Чрезвычайную близость к письму В. С. (оформление рукописей могло быть выполнено одним человеком) обнаруживает почерк работавшего вместе с ним Cтефана, переписавшего августовский и июльский тома Минеи того же комплекта (там же. № 71, 74) и оставившего свою подпись на их страницах. сходство достигает такого уровня, что не может быть объяснено только принадлежностью к энтропольской школе и обучением у одного мастера. мнения исследователей по поводу атрибуции июньского тома (там же. № 75) одному из переписчиков расходятся; вероятно, между ними существовало кровное родство (отец и сын, братья). После написания Миней для афонского мон-ря (2-я пол. 40-х или рубеж 40-50-х гг. XVII в.), возможно по заказу печского патриарха, один из этих писцов переписал и украсил заставками, инициалами и вязью список «Сказания о письменах» Константина Костенечского (Белград. Патриаршая б-ка. № 129), сохранившийся в единственном экземпляре.

Лит.: Лавров П. А. Палеогр. обозр. кирилловского письма. Пг., 1914. С. 314-315. (ЭСФ; Вып. 4. 1). № 6; Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19312. С. 251, № 51; Райков Б., Кожухаров С., Миклас Х., Кодов Х. Каталог на славянските ръкописи в библиотеката на Зографския манастир в Света гора. София, 1994. С. 60-62, 74. № 71-76, 102; табл. 70-76, 103; Караджова Д. Археографски приноси за ръкописно книгохранилище на Зографския манастир в Света гора // АрхПр. 1995. [Кн.] 17. С. 233-235; Турилов А. А. Эпизод болгаро-сербско-рус. связей сер. XVII в.: (Гипотеза о происхождении Карловацкого списка «Сказания о письменах» Константина Костенецкого) // Славяноведение. 2003. № 2. С. 87-97.
А. А. Турилов
Ключевые слова:
Каллиграфы Книгописцы Василий Софиянин, южнослав. книгописец-каллиграф и иллюминатор рукописей Рукописи, миниатюры Иллюминаторы рукописей
См.также:
ВЛАДИСЛАВ ГРАММАТИК (не позднее нач. 40-х гг. XV в.- после 1480), южнослав. книгописец-каллиграф, агиограф, последователь тырновской книжной школы
ГАВРИИЛ (не позднее кон. 90-х гг. XIV в.- после 1451), мон. из Нямецкого мон-ря, книгописец, каллиграф и оформитель рукописей, создатель славяно-молдав. каллиграфической школы
ГЕРАСИМ (Замыцкий Григорий Петрович; † после 1526 - ранее марта 1529?), архим. Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (1520-1526), писец-каллиграф
ДОБРИАН МНОГОГРЕШНЫЙ (XIII в.), болг. книгописец-каллиграф
ИАКОВ (2-я пол. XV в.), иером., книгописец-каллиграф, духовник мон-ря Путна в Молдавском княжестве
КИПРИАН РАЧАНИН († ок. 1712), серб. иером., книжник, каллиграф, иллюминатор
АВЕРКИЙ († после 1632), сербский монах, каллиграф-книгописец, автор послесловий (в т. ч. стихотворных) к рукописям
АДИШСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ пергаменная рукопись (897), один из важнейших памятников древнегрузинской письменности, содержащий грузинский перевод Четвероевангелия
АЛЕКСИ-МЕСХИШВИЛИ род груз. каллиграфов, художников, выдающихся деятелей груз. культуры XVII-XIX вв.
АНИКИЕВСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ литургическое Евангелие тетр, XV в.