[Лат. monasterium sancti Galli; нем. Fürstabtei Sankt-Gallen], муж. бенедиктинское аббатство Пресв. Девы Марии и святых Галла и Отмара на территории совр. Швейцарии; впосл. дало название городу, который образовался вокруг мон-ря, и кантону. Принадлежало к числу наиболее крупных и прославленных средневек. европ. мон-рей. Упразднено в 1805 г.
По преданию, С.-Г. был основан св. Галлом, спутником св. Колумбана. В 612 (или 613) г. св. Галл оставил своего наставника, направлявшегося из Брегенца к месту основания аббатства Боббио, и поселился как отшельник у водопада в верховьях р. Штайнах, на месте буд. мон-ря С.-Г. Вместе со св. Галлом там подвизались еще неск. его учеников. Во 2-й пол. VII в., после кончины св. Галла в близлежащем Арбоне, мощи святого были захоронены последователями на месте его кельи. Сведения о почитании св. Галла в окрестностях р. Штайнах приводятся уже в древнейшем Житии св. Галла (посл. четв. VII в.) и в грамотах (с 700 г.); историческое существование святого в новейшей научной лит-ре не подвергается сомнению. В то же время, хотя богатая агиографическая традиция эпохи Каролингов рассматривает св. Галла как выходца из Ирландии, исследователи с кон. XX в. склонялись к тому, чтобы считать его родиной Вогезы (совр. Эльзас). Ирл. происхождение святого все еще требует тщательного обоснования (Schieffer R., Schnoor F., Tremp E. Einleitung // Gallus und seine Zeit. 2015. S. 14-15).
По инициативе знатного мирянина Вальтрама насельники, подвизавшиеся у храма рядом с могилой св. Галла, приняли общежительный устав (719/20). Первым аббатом монастыря был выбран рукоположенный в Куре во пресвитера св. Отмар. Вместе со св. Отмаром из Реции пришли новые насельники. Тогда же община начала активно пополняться выходцами из знатных алеманнских родов. Всего в списке членов братии, вступивших в мон-рь при 1-м аббате, было 53 имени. Вероятно, уже при аббате св. Отмаре при мон-ре возник приют для бедных и, возможно, лепрозорий (Boshof E. Untersuch. zur Armenfürsorge im fränkischen Reich des 9. Jh. // AKG. 1976. Bd. 58. S. 329-330). С увеличением числа монахов росло и богатство обители: С.-Г. получил большие земельные владения в Тургау, Цюрихгау и Алеманнии, до р. Неккар. Среди тех, кто в VIII в. передавали мон-рю земли, выделяются супруги Беата и Ландольт, знатные алеманны с В. Цюрихского оз., которые в 743/6 г. передали С.-Г. часть земельных владений в обмен на средства для паломничества в Рим (Borgolte. 1984. S. 27-95). Многочисленные грамоты подтверждают важную роль, которую аббатство сыграло в распространении христианства в окрестностях Боденского оз. и в Юж. Германии.
Исключительная сохранность средневек. архива мон-ря делает его фонд одним из самых больших в раннее средневековье (см. в ст. Картулярии). В архиве С.-Г. сохранилось 873 оригинальных документа сер. VIII - кон. X в., в т. ч. 97 королевских дипломов и 776 грамот, заверяющих частные сделки (дарения, покупки и др.- Erhart. 2006. S. 59). Хорошо документирована деятельность раннесредневек. монастырского скриптория. Одним из первых и наиболее трудолюбивых его работников был монах и позднее декан мон-ря Винитар, рукой к-рого были написаны по меньшей мере одна грамота (761; Chartae Latinae antiquiores. 1954-1956. Vol. 1. N 60) и 3 полных кодекса, в создании еще 5 рукописей он принимал участие. Все манускрипты Винитара выполнены алеманнским минускулом и входят в число древнейших свидетельств этого регионального типа письма (Maag. 2014. S. 36-48). Скрипторию и б-ке покровительствовал аббат Вальдон (782-784), смещенный со своего поста из-за стремления добиться для С.-Г. большей самостоятельности от епископов Констанца; позднее он был настоятелем аббатств Райхенау и Сен-Дени.
При аббатах Госберте (Гозберт, Гоцперт; 816-837), Гримальде (841-872), Хартмуте (872-883) и Соломоне (890-920, одновременно епископ Констанца Соломон III) мон-рь достиг расцвета, нередко именуемого «золотым веком» С.-Г. Аббатство получило независимость от епископов Констанца, к-рая была закреплена в 818 г. грамотой имп. Людовика Благочестивого, в 833 г. было даровано право свободно выбирать аббата и в 854 г.- освобождение от повинностей в пользу епископа. В течение IX в. в мон-ре подвизалось ок. 90-120 монахов (Schaab. 2003. S. 147-153). От 895 г. сохранился подробный список насельников С.-Г., включавший помимо аббата 101 монаха, в т. ч. 42 священника, 24 диакона и 15 субдиаконов (St. Gallen. Stiftsarchiv. IV. 416+417). При мон-ре для обеспечения монашеской общины трудились ок. 170 чел. из ближайших окрестностей. В 900 г. владения аббатства составляли ок. 4 тыс. гуф земли по обоим берегам Рейна, здесь жили 1897 крестьян, несших различные повинности (чинши). Расширение земельных владений С.-Г. и эффективное управление ими отразились в проведенной ок. 840 г. реорганизации монастырского архива: документы были распределены по топографическому принципу по 36 отделениям. Экономическое процветание С.-Г. в каролингскую эпоху определило его статус как одного из самых значительных культурных центров раннесредневек. Европы. В Райхенау, с которым С.-Г. с рубежа VIII и IX вв. был связан взаимным литургическим поминовением, ок. 819 г. (по др. данным, в 826-830) для С.-Г. был создан план идеального мон-ря, считающийся старейшим строительным планом в Европе (St. Gallen. Stiftsbibliothek. 1092). В это же время глава монастырской школы Райхенау Веттин († 824) составил новое Житие св. Галла. В нач. IX в. в С.-Г. были созданы рукопись устава св. Бенедикта расширенной (интерполированной) редакции с уникальным межстрочным древневерхненем. переводом (после 799; Ibid. 916) и древнейший список краткого (1-го) извода устава, восходящий к оригинальному экземпляру из Монте-Кассино (Ibid. 914; создан в 817 или несколькими годами позже - Benedictus de Nursia. Regula Benedicti: De cod. 914 in biblioth. monasterii S. Galli servato / Ed. B. Bischoff e. a. St. Ottilien, 1983. P. XIV). Тогда же в скриптории монастыря С.-Г. трудился выдающийся каллиграф и миниатюрист Вольфкоц I (Maag. 2014. S. 99-112).
Ок. 830 г. началось строительство масштабной 3-нефной базилики св. Галла при участии монахов-зодчих Винихарта, Изенриха и Ратгера. В это же время мон. Валафрид Страбон по просьбе аббата Госберта составил 3-е Житие св. Галла, с описанием чудес, происшедших на могиле святого. Ок. 834-838 гг. Валафрид создал также новую редакцию Жития св. Отмара, переработав сочинение мон. Госберта. Гримальду, канцлеру восточнофранк. кор. Людовика Немецкого (843-876) и буд. аббату С.-Г., Валафрид посвятил поэму «Садик» (De cultura hortorum; рус. пер.: Валафрид Страбон. Садик / Ред.: Ю. Ф. Шульц. М., 2000. С. 7-20; об обширных лит. связях аббата Гримальда см.: Bischoff B. Bücher am Hofe Ludwigs des Deutschen und die Privatbibliothek des Kanzlers Grimalt // Idem. Mittelalterliche Studien. Stuttg., 1981. Bd. 3. S. 187-212). Аббатство С.-Г. часто принимало королей и императоров, к посещению к-рых монахи сочиняли литературные и музыкальные произведения (Усков. Кочующие короли. 2001; также см. ст. Ноткер Заика). Мон-рь был одним из ведущих центров раннесредневек. муз. культуры, сохранились санкт-галленские списки певч. книг с невменной нотацией (см. Невмы). Важными поводами для создания санкт-галленскими авторами сочинений послужили перенесения мощей святых Галла (835) и Отмара (864, 867, с 883 он вместе с Пресв. Девой Марией и со св. Галлом именовался покровителем мон-ря), а также передача Адальбероном, еп. Аугсбургским (между 890 и 898), в С.-Г. мощей св. Магна (VII или VIII в.), христ. миссионера в обл. Алльгой на юге Германии. Монастырская школа, в к-рой занимались не только монахи, но и знатные миряне, известна мн. именами преподавателей, литургистов, писателей и мастеров по каллиграфии, книжной миниатюре и резьбе по слоновой кости. В их числе - Ноткер Заика, ирландцы Моэнгал (Марцелл) и Марк, владевшие греч. языком и жившие в мон-ре примерно с 850 г., составитель «Чудес св. Отмара» алеманн Изон († 871), каллиграф и миниатюрист богато украшенной Псалтири Фольхарт (864/883; St. Gallen. Stiftsbibliothek. 23), анонимные создатели написанной золотыми чернилами «Золотой Псалтири» (ок. 880; Ibid. 22), литургист и историограф, автор соч. «История монастыря св. Галла» (Casus S. Galli) Ратперт († ок. 911). Шедевром раннесредневек. книжного искусства признаётся лекционарий «Evangelium longum» (894; Ibid. 53). Книга была написана санкт-галленским каллиграфом Синтрамом. Кроме того, согласно монастырскому преданию, 2 роскошных инициала (C и L) собственноручно исполнил аббат Соломон, а изготовление вырезанных на дощечках из слоновой кости сцен из Жития св. Галла, украшавших переплет, приписывалось мон. Туотилону († после 912). Согласно библиотечным описям, составленным в результате инвентаризаций монастырской б-ки в 884-888 гг. и ок. 900 г., в ней хранилось более 400 томов, содержавших ок. 600 произведений. Спасением б-ки и архива в 926 г. от набега венгров мон-рь обязан жившей близ обители затворнице св. деве Вибораде, к-рая настояла на том, чтобы при приближении врага книги из С.-Г. были укрыты в Райхенау и неск. др. безопасных местах (Vitae sanctae Wiboradae. XXXI 26 / Hrsg. W. Berschin. St. Gallen, 1983. S. 80; Duft J. Die Ungarn in St. Gallen. Zürich; Lindau, 1957. S. 43-47). Мученически погибшая во время набега Виборада почиталась впосл. как св. покровительница мон-ря; при папе Римском Клименте II (1046-1047) она стала 1-й женщиной, официально канонизированной Папским престолом (1047).
Это время («серебряный век») в истории С.-Г. во многом является периодом развития богатых каролингских традиций. От предшествующей эпохи его отделяет приблизительно 30-летний период кризиса (2-я четв.- сер. Х в.), когда размеренная монастырская жизнь была нарушена рядом катаклизмов. После набега венгров в 926 г. и разорения обители до сер. Х в. прервалось ведение монастырских анналов. В 937 г. большой пожар уничтожил значительную часть аббатства, 40-е и 50-е гг. Х в. были омрачены противостоянием части братии и аббата Кралоха. Экономический и культурный подъем начался при аббатах Пурхарте I (958-971), Ноткере II (971-975) и Иммоне (976-984). При них был украшен монастырский собор, возведены капеллы святых Галла и Иоанна, Гроба Господня, ц. св. Лаврентия, завершено строительство стены вокруг мон-ря и соседнего с ним торгово-ремесленного поселения. В период между 2 посещениями аббатства имп. Оттоном I (962-973) в 965 и 972 гг. были приняты новые монастырские «обычаи» (consuetudines), составленные Кербодоном, аббатом Лорша (совершил визитацию С.-Г. между 963 и 966). Введение новых «обычаев» означало реформу монашеской дисциплины в духе аббатства Горце. Новая попытка реформы, предпринятая мон. Сандратом из аббатства св. Максимина в Трире, к-рый в 972 г. по поручению имп. Оттона I совершил визитацию С.-Г., привела к конфликту с избранным братией аббатом Ноткером (971-975). Вышедшие из С.-Г. церковные деятели оказали заметное влияние на культуру Айнзидельна, Аугсбурга, Майнца. Прунвард (Бруно), монах и миссионер из С.-Г., в 974 г. крестил венг. кн. Гезу и стал 1-м епископом Венгрии. Выдающимся врачевателем, поэтом и художником был руководитель монастырской школы Ноткер II (впосл. аббат Ноткер II; † 975). Мон. Эккехард I († 973) на основании рассказов очевидцев составил 1-е Житие св. Виборады (60-е гг. X в.; по др. версии, Житие написал мон. Хартманн между 993 и 1047). Сохранился переписанный и украшенный затворником Харткером († 1011) роскошный Антифонарий (St. Gallen. Stiftsbibliothek. 390+391). Глава монастырской школы Ноткер III Немецкий († 1022; также известен как Ноткер Лабеон, Губастый) перевел на древневерхненем. язык Псалтирь, «Утешение философией» и лат. переработки аристотелевских сочинений «О категориях» и «Об интерпретации» Боэция, а также «Бракосочетание Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы, написал ряд трактатов по риторике, логике, музыке, церковной компутистике. В составленном им списке сочинений перечисляются и др. переводы произведений античной и святоотеческой лит-ры, вероятно утраченные. Вклад Ноткера III в развитие нем. языка знаменателен уже тем, что его труды представляют самый большой словарный корпус (ок. 7800 слов), известный от немецкоязычных авторов, писавших до нач. XII в. Значительный след в истории мон-ря оставил также ученик Ноткера III - Эккехард IV († ок. 1060), продолживший соч. «История монастыря св. Галла» историей с 870 по 972 г.; его собственноручные заметки сохранились во мн. рукописях монастырской б-ки (см.: Eisenhut. 2009, особенно S. 97). Выходец из монастыря Ставло Норберт († после 1076), аббат С.-Г. в 1034-1072 гг., внедрил в обители принципы лотарингской монашеской реформы (о ней см. в ст. Поппон). Норберт сопровождал кор. Генриха III (1028-1056, император с 1046) в походе в Италию (1046), добился от папы Римского Климента II офиц. канонизации Виборады. При Норберте в опись монастырских владений были внесены земли во внутренней долине Аппенцелля, а в Аппенцелле воздвигнута ц. св. Маврикия (1071). При аббате Ульрихе II (1072-1076) мон. Хериманн составил 2-е Житие св. Виборады и соединил его с Житиями святых Галла и Отмара авторства Валафрида Страбона в один кодекс Житий св. покровителей мон-ря (St. Gallen. Stiftsbibliothek. 560). Рукописи создавались в монастырском скриптории до 1-й пол. XIII в., после чего начался его упадок. Три анонимных продолжателя и мон. Конрад де Фабария до 1234 г. вели монастырскую хронику на лат. языке как продолжение «Истории монастыря св. Галла». Ок. 1335 г. историю аббатства на нем. языке (Nüwe Casus Monasterii) описал Кристиан Кухимайстер, житель г. Санкт-Галлен. Затишье в духовной жизни с кон. XII до сер. XV в. позволяет называть этот период «железным веком» в истории обители.
Активное участие аббатов и монахов в политике и войнах, занятость на королевской службе, перемены в экономике, в частности переход к ренте и позднесредневековый аграрный кризис, а также внутримонастырские конфликты и не в последнюю очередь нахождение рядом с мон-рем окрепшего г. Санкт-Галлен привели аббатство к тяжелому и затяжному кризису. Аббат Ульрих III фон Эппенштайн (1077-1121, с 1086 одновременно патриарх Аквилеи) в кон. XI в. был одним из важнейших приверженцев имп. Генриха IV в противостоянии с папой Римским Григорием VII в споре об инвеституре. При этом аббате ок. 1085 г. была заложена ц. св. Веры, в к-рой хранились мощи одноименной святой, привезенные из паломничества. С именем Ульриха III связывается основание мон-ря Сан-Галло в Моджо (обл. Фриуль). Позднее С.-Г. поддерживал также императоров из династии Штауфенов в противостоянии с папами Римскими: в 1207 г., при аббате Ульрихе фон Заксе (1204-1220), настоятели С.-Г. получили титул имперского князя-аббата. Аббат Конрад фон Бусснанг (1226-1239) оказывал помощь имп. Фридриху II Штауфену (1215-1250) и был советником его сына Генриха (король Сицилии в 1212-1217, «римский король» в 1220-1235).
В ситуации, когда аббаты были заняты преимущественно политическими и военными делами, монашеская община к 1282 г. сократилась до 10 знатных монахов, не считая настоятеля; в 1411 г. ее составляли 2 монаха, один из к-рых был аббатом. Значительные политические достижения аббатов С.-Г. в XI-XIII вв. и основание или расширение ими городов на монастырских территориях, в т. ч. Вангена в Алльгое (не позднее 1217), Виля (1226) и Альтштеттена (не позднее 1298), не смогли предотвратить стагнацию монастырского хозяйства. Ее причинами были постепенный переход от отработочных повинностей к ренте, пожалования ленов министериалам, сокращение собственного хозяйства мон-ря, а также возросшие затраты на содержание двора и королевскую службу и не в последнюю очередь городские пожары 23 окт. 1314 г. и 20 апр. 1418 г. В сер. XIV в., с принятием цеховых статутов, ослабла власть аббатства над торгово-ремесленным предместьем, в нач. XV в. его жители получили королевские свободы и статус имперского города. Давление со стороны светской знати, нередко выступавшей против аббатства в союзе с г. Санкт-Галлен и кантонами Швейцарского союза, приводило к отчуждению монастырских земель, особенно в дальних владениях аббатства. Борьбу жителей Аппенцелля против мон-ря подытожили Аппенцелльские войны (1401-1429), в результате к-рых князь-аббат потерял фактическую власть над регионом. Вступление г. Санкт-Галлен в Швейцарский союз (1452) и выкуп у аббатства городским старшиной при посредничестве Берна важнейших прав (мер, весов и др., 1457) привели к упразднению присяги горожан на верность обители.
Импульс к внутренней реформе С.-Г. был дан капитулом в Петерсхаузене и визитациями во время Констанцского Собора (1414-1418), следствием чего стало отречение кн.-аббата Генриха фон Гундельфингена и передача монастыря во временное управление сторонникам реформы Конраду фон Пегау и Генриху фон Мансдорфу. При аббатах Эглольфе Бларере (1426-1442) и Каспаре фон Брайтенланденберге (1442-1463) предпринимались попытки либо восстановить монашескую дисциплину при помощи монахов из др. мон-рей, либо преобразовать аббатство в общину каноников, что, однако, натолкнулось на протест братии. После поражения в Аппенцелльских войнах С.-Г. во внешней политике стал ориентироваться на Швейцарский союз, присоединившись к нему в 1452 г. на правах союзной земли.
Возрождение мон-ря и создание на принадлежавших ему землях прообраза территориального гос-ва раннего Нового времени осуществил Ульрих Рёш (1463-1491), 1-й аббат С.-Г., происходивший из горожан. Посредством визитаций 1469 и 1485 гг. он установил строгую монашескую дисциплину и провел реформу братьев-мирян в госпитале св. Отмара. При Рёше был обновлен хор главной монастырской церкви (1483), близ Роршаха основан мон-рь Мариаберг, всем необходимым обеспечена монастырская школа, начала регулярно пополняться б-ка аббатства С.-Г., а молодых способных монахов стали отправлять на учебу в университеты. Землями аббатства управляли как специально назначенные монахи, так и нанятые аббатством миряне. Рёш обновил и упорядочил привилегии и права аббатства на монастырских землях, а в 1468 г. выкупил графство Тоггенбург. Хотя из-за противодействия горожан и жителей Аппенцелля ему не удалось перенести обитель в Роршах (1489), сближение со Швейцарским союзом (дополнительный договор заключен в 1479) и последовавшие победы войск аббатства в Санкт-Галленской (1489-1490) и Швабской (1499) войнах укрепили позиции монастыря в Сев.-Вост. Швейцарии и Юж. Германии.
С.-Г. играл важную роль в основанной в 1602 г. Швейцарской конгрегации бенедиктинцев. С 1603 г. были введены регулярные визитации князьями-аббатами и высокопоставленными монахами приходов, капелланств и кладбищ. В 1613 г. монастырские приходы были освобождены от епископского суда и визитаций. В 1623-1628 гг. в С.-Г. после пожара был восстановлен на новом месте мон-рь св. Иоанна (Ной-Санкт-Йоханн), обновлены резиденции монастырских фогтов в Иберге, Шварценбахе и Романсхорне, перестроен замок Нойравенсбург в Алльгое. Кн.-аббат Галл Якоб Старый (1654-1687) занимался обустройством монастырского комплекса.
В Швейцарском союзе аббатство тяготело к католич. «внутренней» Швейцарии, соперничая гл. обр. с Цюрихом, но нередко объединялось с кантонами конфедерации в ходе дипломатических переговоров и соглашений с европейскими государствами. Князья-аббаты С.-Г., формально будучи также имперскими князьями, до 1663 г. приглашались на рейхстаги Свящ. Римской империи, до кон. XVIII в. получали подтверждение привилегий от каждого нового императора и нередко подчеркивали свою принадлежность к империи. С 70-х гг. XVII в., при земском гофмейстере Фиделе фон Турне, во внешней политике аббатство С.-Г. переориентировалось с давнего союза с Францией на союз с Габсбургами. В 1686 г. был заключен оборонительный союз с Савойей. Солдаты-наемники, происходившие с подчиненных С.-Г. территорий, служили в отрядах швейцарцев в Австрии, Венецианской республике, Испании, Королевстве обеих Сицилий, Нидерландах, Пруссии, Савойе, во Франции. Отношения с городом были отмечены т. н. Крестовой войной 1697 г., которая началась из-за церемониальных разногласий при проведении католич. процессий и завершилась бескровно.
Из-за конфессиональных противоречий между аббатством и его подданными началась Тоггенбургская (2-я Фильмергенская) война, продолжавшаяся с 1712 по 1718 г. Мон-рь заняли бернские и цюрихские отряды, в качестве трофеев из С.-Г. были вывезены б-ки и архив. В отличие от Берна, к-рый вернул книги сразу по утверждении мира, с Цюрихом вопрос о перевезенных в 1712 г. ценностях был юридически улажен лишь в 2007 г. Заключивший Баденский мир кн.-аббат Йозеф фон Рудольфи (1717-1740) вернулся с братией в аббатство из Нойравенсбурга, восстановил территорию и реорганизовал управление монастырского гос-ва. Сохранению монастырского архива, пополнению б-ки, росту мон-ря и улучшению его финансового благополучия большое внимание уделял преемник Рудольфи, Целестин II Гуггер фон Штаудах, к-рый добился отмены визитаций епископов Констанца в принадлежащие аббатству приходы (1748) и перестроил в стиле позднего барокко монастырскую церковь святых Галла и Отмара (1756-1772). При Гуггере фон Штаудахе было возведено совр. здание монастырской б-ки с барочным залом (1758-1767). При аббате Беде Ангерне (1767-1796), несмотря на его критическое отношение к идеям Просвещения, были организованы т. н. нормальные школы, расширена сеть приходов, возведены 19 церквей и капелл (Marti. 2003. S. 10-71). Князь-аббат построил дворец (пфальц) с тронным залом и покровительствовал строительству дорог (Роршах - Виль - Рикен), к-рые в XVIII в. признавались лучшими в Швейцарии. Большое значение придавалось заботе о здоровье населения монастырского гос-ва: была введена обязательная экзаменация хирургов и повивальных бабок; последствия голода 1770-1771 гг. князь-аббат попытался смягчить закупкой зерна в Ломбардии. Однако затратные начинания и неэкономное расходование ресурсов ввергли аббатство в большие долги и вызвали недовольство политикой настоятеля. Во время Французской революции 1789-1799 гг. на монастырских землях началось революционное движение, к-рое возглавил Йоханнес Кюнцле, бывш. письмоноша аббата. В нояб. 1795 г. Ангерн пошел на соглашение с зависимыми от мон-ря людьми и упразднил крепостное право и др. феодальные повинности. Тем не менее при кн.-аббате Панкраце Форстере (1796-1805) уже в февр.-марте 1798 г. от аббатства отпало большинство его владений, в нач. апреля образовавших кантон Сентис Гельветической республики. 10 мая 1798 г. в С.-Г. вошли франц. войска и расквартировались в мон-ре. Князь-аббат бежал в Вену, в обители осталось лишь неск. монахов для совершения богослужений.
В мае 1799 г. австр. армия заняла Вост. Швейцарию. Кн.-аббат П. Форстер вновь поселился в мон-ре, но уже в сент. 1799 г. вынужден был снова покинуть его и удалиться в изгнание. В 1803 г., после принятия закона Наполеона о «медиатизации», был образован кантон Санкт-Галлен. Центральной фигурой в его управлении стал Карл фон Мюллер-Фридберг, бывший земский гофмейстер и гофмаршал обители, который целенаправленно готовил секуляризацию аббатства. 8 мая 1805 г. Большой совет кантона 36 голосами за при 33 - против принял решение ликвидировать монастырские владения и тем самым упразднить мон-рь. Б-ка, архив и здания аббатства отошли в ведение города и кантона. Бывшие владения С.-Г. перешли в церковную юрисдикцию епископов Констанца. Аббат П. Форстер еще продолжал борьбу, в т. ч. на Венском конгрессе 1814-1815 гг., но Папский престол буллой «Ecclesia quae antiquitate» от 2 июля 1823 г., создавшей двойное еп-ство Кур-Санкт-Галлен, фактически признал упразднение мон-ря. В 1836 г. бывшие владения аббатства были выделены в апостольский викариат Санкт-Галлен. В 1847 г. он получил статус еп-ства, монастырская церковь стала кафедральным собором.
В 1983 г. сохранившийся монастырский комплекс С.-Г. внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.