Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

САНКТ-ГАЛЛЕН
61, С. 322-328 опубликовано: 19 августа 2025г. 


САНКТ-ГАЛЛЕН

[Лат. monasterium sancti Galli; нем. Fürstabtei Sankt-Gallen], муж. бенедиктинское аббатство Пресв. Девы Марии и святых Галла и Отмара на территории совр. Швейцарии; впосл. дало название городу, который образовался вокруг мон-ря, и кантону. Принадлежало к числу наиболее крупных и прославленных средневек. европ. мон-рей. Упразднено в 1805 г.

Основание

Аббатство Санкт-Галлен. Фотография. 2008 г. Фото: Hansueli Krapf /Wikimedia Commons
Аббатство Санкт-Галлен. Фотография. 2008 г. Фото: Hansueli Krapf /Wikimedia Commons

Аббатство Санкт-Галлен. Фотография. 2008 г. Фото: Hansueli Krapf /Wikimedia Commons
По преданию, С.-Г. был основан св. Галлом, спутником св. Колумбана. В 612 (или 613) г. св. Галл оставил своего наставника, направлявшегося из Брегенца к месту основания аббатства Боббио, и поселился как отшельник у водопада в верховьях р. Штайнах, на месте буд. мон-ря С.-Г. Вместе со св. Галлом там подвизались еще неск. его учеников. Во 2-й пол. VII в., после кончины св. Галла в близлежащем Арбоне, мощи святого были захоронены последователями на месте его кельи. Сведения о почитании св. Галла в окрестностях р. Штайнах приводятся уже в древнейшем Житии св. Галла (посл. четв. VII в.) и в грамотах (с 700 г.); историческое существование святого в новейшей научной лит-ре не подвергается сомнению. В то же время, хотя богатая агиографическая традиция эпохи Каролингов рассматривает св. Галла как выходца из Ирландии, исследователи с кон. XX в. склонялись к тому, чтобы считать его родиной Вогезы (совр. Эльзас). Ирл. происхождение святого все еще требует тщательного обоснования (Schieffer R., Schnoor F., Tremp E. Einleitung // Gallus und seine Zeit. 2015. S. 14-15).

По инициативе знатного мирянина Вальтрама насельники, подвизавшиеся у храма рядом с могилой св. Галла, приняли общежительный устав (719/20). Первым аббатом монастыря был выбран рукоположенный в Куре во пресвитера св. Отмар. Вместе со св. Отмаром из Реции пришли новые насельники. Тогда же община начала активно пополняться выходцами из знатных алеманнских родов. Всего в списке членов братии, вступивших в мон-рь при 1-м аббате, было 53 имени. Вероятно, уже при аббате св. Отмаре при мон-ре возник приют для бедных и, возможно, лепрозорий (Boshof E. Untersuch. zur Armenfürsorge im fränkischen Reich des 9. Jh. // AKG. 1976. Bd. 58. S. 329-330). С увеличением числа монахов росло и богатство обители: С.-Г. получил большие земельные владения в Тургау, Цюрихгау и Алеманнии, до р. Неккар. Среди тех, кто в VIII в. передавали мон-рю земли, выделяются супруги Беата и Ландольт, знатные алеманны с В. Цюрихского оз., которые в 743/6 г. передали С.-Г. часть земельных владений в обмен на средства для паломничества в Рим (Borgolte. 1984. S. 27-95). Многочисленные грамоты подтверждают важную роль, которую аббатство сыграло в распространении христианства в окрестностях Боденского оз. и в Юж. Германии.

2-я пол. VIII-IX в.

Собор святых Галла и Отмара (1756–1772). Фотография. 2017 г. Фото: JoachimKohler-HB / Wikimedia Commons
Собор святых Галла и Отмара (1756–1772). Фотография. 2017 г. Фото: JoachimKohler-HB / Wikimedia Commons

Собор святых Галла и Отмара (1756–1772). Фотография. 2017 г. Фото: JoachimKohler-HB / Wikimedia Commons
В каролингскую эпоху, при первых Пипинидах, мон-рь С.-Г. был включен во властные структуры Франкского королевства. Культурный расцвет аббатства отмечен при имп. Людовике Благочестивом (814-840) и его потомках. В 746 г. майордомы св. Карломан и Пипин Короткий во время похода в Алеманнию истребили значительную часть местной знати и установили там прямое управление через назначенных графов. Устав св. Бенедикта (см. ст. Венедикт Нурсийский) в обители был принят в 747 г., после того как Карломан посетил могилу св. Галла на пути в Италию (Walahfridus Strabo. Vita S. Galli confessoris. II 10 // MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 320). Возможно, это свидетельствовало о его покаянии за расправу над алеманнской знатью. Франк. графы Варин и Рутхард поддерживали притязания епископов Констанцских на установление контроля над С.-Г., что привело к их конфликту со св. Отмаром. В 759 г. святой был заключен под стражу на о-ве Верд (на Боденском оз.), где в том же году скончался. Его мощи удалось перенести в С.-Г. лишь спустя 10 лет. Настоятелем С.-Г. стал епископ Констанца Иоанн II (759/60-782, одновременно он был аббатом соседнего мон-ря Райхенау), что означало для аббатства внешнее управление и полную зависимость от епископской кафедры. Многочисленные дарения обеспечили С.-Г. уже в VIII в. большие земельные владения и экономический подъем.

Оклад лекционария Evangelium longum. 894 г. (St. Gallen. Stiftsbibliothek. 53)
Оклад лекционария Evangelium longum. 894 г. (St. Gallen. Stiftsbibliothek. 53)

Оклад лекционария Evangelium longum. 894 г. (St. Gallen. Stiftsbibliothek. 53)
Исключительная сохранность средневек. архива мон-ря делает его фонд одним из самых больших в раннее средневековье (см. в ст. Картулярии). В архиве С.-Г. сохранилось 873 оригинальных документа сер. VIII - кон. X в., в т. ч. 97 королевских дипломов и 776 грамот, заверяющих частные сделки (дарения, покупки и др.- Erhart. 2006. S. 59). Хорошо документирована деятельность раннесредневек. монастырского скриптория. Одним из первых и наиболее трудолюбивых его работников был монах и позднее декан мон-ря Винитар, рукой к-рого были написаны по меньшей мере одна грамота (761; Chartae Latinae antiquiores. 1954-1956. Vol. 1. N 60) и 3 полных кодекса, в создании еще 5 рукописей он принимал участие. Все манускрипты Винитара выполнены алеманнским минускулом и входят в число древнейших свидетельств этого регионального типа письма (Maag. 2014. S. 36-48). Скрипторию и б-ке покровительствовал аббат Вальдон (782-784), смещенный со своего поста из-за стремления добиться для С.-Г. большей самостоятельности от епископов Констанца; позднее он был настоятелем аббатств Райхенау и Сен-Дени.

При аббатах Госберте (Гозберт, Гоцперт; 816-837), Гримальде (841-872), Хартмуте (872-883) и Соломоне (890-920, одновременно епископ Констанца Соломон III) мон-рь достиг расцвета, нередко именуемого «золотым веком» С.-Г. Аббатство получило независимость от епископов Констанца, к-рая была закреплена в 818 г. грамотой имп. Людовика Благочестивого, в 833 г. было даровано право свободно выбирать аббата и в 854 г.- освобождение от повинностей в пользу епископа. В течение IX в. в мон-ре подвизалось ок. 90-120 монахов (Schaab. 2003. S. 147-153). От 895 г. сохранился подробный список насельников С.-Г., включавший помимо аббата 101 монаха, в т. ч. 42 священника, 24 диакона и 15 субдиаконов (St. Gallen. Stiftsarchiv. IV. 416+417). При мон-ре для обеспечения монашеской общины трудились ок. 170 чел. из ближайших окрестностей. В 900 г. владения аббатства составляли ок. 4 тыс. гуф земли по обоим берегам Рейна, здесь жили 1897 крестьян, несших различные повинности (чинши). Расширение земельных владений С.-Г. и эффективное управление ими отразились в проведенной ок. 840 г. реорганизации монастырского архива: документы были распределены по топографическому принципу по 36 отделениям. Экономическое процветание С.-Г. в каролингскую эпоху определило его статус как одного из самых значительных культурных центров раннесредневек. Европы. В Райхенау, с которым С.-Г. с рубежа VIII и IX вв. был связан взаимным литургическим поминовением, ок. 819 г. (по др. данным, в 826-830) для С.-Г. был создан план идеального мон-ря, считающийся старейшим строительным планом в Европе (St. Gallen. Stiftsbibliothek. 1092). В это же время глава монастырской школы Райхенау Веттин († 824) составил новое Житие св. Галла. В нач. IX в. в С.-Г. были созданы рукопись устава св. Бенедикта расширенной (интерполированной) редакции с уникальным межстрочным древневерхненем. переводом (после 799; Ibid. 916) и древнейший список краткого (1-го) извода устава, восходящий к оригинальному экземпляру из Монте-Кассино (Ibid. 914; создан в 817 или несколькими годами позже - Benedictus de Nursia. Regula Benedicti: De cod. 914 in biblioth. monasterii S. Galli servato / Ed. B. Bischoff e. a. St. Ottilien, 1983. P. XIV). Тогда же в скриптории монастыря С.-Г. трудился выдающийся каллиграф и миниатюрист Вольфкоц I (Maag. 2014. S. 99-112).

Ок. 830 г. началось строительство масштабной 3-нефной базилики св. Галла при участии монахов-зодчих Винихарта, Изенриха и Ратгера. В это же время мон. Валафрид Страбон по просьбе аббата Госберта составил 3-е Житие св. Галла, с описанием чудес, происшедших на могиле святого. Ок. 834-838 гг. Валафрид создал также новую редакцию Жития св. Отмара, переработав сочинение мон. Госберта. Гримальду, канцлеру восточнофранк. кор. Людовика Немецкого (843-876) и буд. аббату С.-Г., Валафрид посвятил поэму «Садик» (De cultura hortorum; рус. пер.: Валафрид Страбон. Садик / Ред.: Ю. Ф. Шульц. М., 2000. С. 7-20; об обширных лит. связях аббата Гримальда см.: Bischoff B. Bücher am Hofe Ludwigs des Deutschen und die Privatbibliothek des Kanzlers Grimalt // Idem. Mittelalterliche Studien. Stuttg., 1981. Bd. 3. S. 187-212). Аббатство С.-Г. часто принимало королей и императоров, к посещению к-рых монахи сочиняли литературные и музыкальные произведения (Усков. Кочующие короли. 2001; также см. ст. Ноткер Заика). Мон-рь был одним из ведущих центров раннесредневек. муз. культуры, сохранились санкт-галленские списки певч. книг с невменной нотацией (см. Невмы). Важными поводами для создания санкт-галленскими авторами сочинений послужили перенесения мощей святых Галла (835) и Отмара (864, 867, с 883 он вместе с Пресв. Девой Марией и со св. Галлом именовался покровителем мон-ря), а также передача Адальбероном, еп. Аугсбургским (между 890 и 898), в С.-Г. мощей св. Магна (VII или VIII в.), христ. миссионера в обл. Алльгой на юге Германии. Монастырская школа, в к-рой занимались не только монахи, но и знатные миряне, известна мн. именами преподавателей, литургистов, писателей и мастеров по каллиграфии, книжной миниатюре и резьбе по слоновой кости. В их числе - Ноткер Заика, ирландцы Моэнгал (Марцелл) и Марк, владевшие греч. языком и жившие в мон-ре примерно с 850 г., составитель «Чудес св. Отмара» алеманн Изон († 871), каллиграф и миниатюрист богато украшенной Псалтири Фольхарт (864/883; St. Gallen. Stiftsbibliothek. 23), анонимные создатели написанной золотыми чернилами «Золотой Псалтири» (ок. 880; Ibid. 22), литургист и историограф, автор соч. «История монастыря св. Галла» (Casus S. Galli) Ратперт († ок. 911). Шедевром раннесредневек. книжного искусства признаётся лекционарий «Evangelium longum» (894; Ibid. 53). Книга была написана санкт-галленским каллиграфом Синтрамом. Кроме того, согласно монастырскому преданию, 2 роскошных инициала (C и L) собственноручно исполнил аббат Соломон, а изготовление вырезанных на дощечках из слоновой кости сцен из Жития св. Галла, украшавших переплет, приписывалось мон. Туотилону († после 912). Согласно библиотечным описям, составленным в результате инвентаризаций монастырской б-ки в 884-888 гг. и ок. 900 г., в ней хранилось более 400 томов, содержавших ок. 600 произведений. Спасением б-ки и архива в 926 г. от набега венгров мон-рь обязан жившей близ обители затворнице св. деве Вибораде, к-рая настояла на том, чтобы при приближении врага книги из С.-Г. были укрыты в Райхенау и неск. др. безопасных местах (Vitae sanctae Wiboradae. XXXI 26 / Hrsg. W. Berschin. St. Gallen, 1983. S. 80; Duft J. Die Ungarn in St. Gallen. Zürich; Lindau, 1957. S. 43-47). Мученически погибшая во время набега Виборада почиталась впосл. как св. покровительница мон-ря; при папе Римском Клименте II (1046-1047) она стала 1-й женщиной, официально канонизированной Папским престолом (1047).

X-XI вв.

Это время («серебряный век») в истории С.-Г. во многом является периодом развития богатых каролингских традиций. От предшествующей эпохи его отделяет приблизительно 30-летний период кризиса (2-я четв.- сер. Х в.), когда размеренная монастырская жизнь была нарушена рядом катаклизмов. После набега венгров в 926 г. и разорения обители до сер. Х в. прервалось ведение монастырских анналов. В 937 г. большой пожар уничтожил значительную часть аббатства, 40-е и 50-е гг. Х в. были омрачены противостоянием части братии и аббата Кралоха. Экономический и культурный подъем начался при аббатах Пурхарте I (958-971), Ноткере II (971-975) и Иммоне (976-984). При них был украшен монастырский собор, возведены капеллы святых Галла и Иоанна, Гроба Господня, ц. св. Лаврентия, завершено строительство стены вокруг мон-ря и соседнего с ним торгово-ремесленного поселения. В период между 2 посещениями аббатства имп. Оттоном I (962-973) в 965 и 972 гг. были приняты новые монастырские «обычаи» (consuetudines), составленные Кербодоном, аббатом Лорша (совершил визитацию С.-Г. между 963 и 966). Введение новых «обычаев» означало реформу монашеской дисциплины в духе аббатства Горце. Новая попытка реформы, предпринятая мон. Сандратом из аббатства св. Максимина в Трире, к-рый в 972 г. по поручению имп. Оттона I совершил визитацию С.-Г., привела к конфликту с избранным братией аббатом Ноткером (971-975). Вышедшие из С.-Г. церковные деятели оказали заметное влияние на культуру Айнзидельна, Аугсбурга, Майнца. Прунвард (Бруно), монах и миссионер из С.-Г., в 974 г. крестил венг. кн. Гезу и стал 1-м епископом Венгрии. Выдающимся врачевателем, поэтом и художником был руководитель монастырской школы Ноткер II (впосл. аббат Ноткер II; † 975). Мон. Эккехард I († 973) на основании рассказов очевидцев составил 1-е Житие св. Виборады (60-е гг. X в.; по др. версии, Житие написал мон. Хартманн между 993 и 1047). Сохранился переписанный и украшенный затворником Харткером († 1011) роскошный Антифонарий (St. Gallen. Stiftsbibliothek. 390+391). Глава монастырской школы Ноткер III Немецкий († 1022; также известен как Ноткер Лабеон, Губастый) перевел на древневерхненем. язык Псалтирь, «Утешение философией» и лат. переработки аристотелевских сочинений «О категориях» и «Об интерпретации» Боэция, а также «Бракосочетание Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы, написал ряд трактатов по риторике, логике, музыке, церковной компутистике. В составленном им списке сочинений перечисляются и др. переводы произведений античной и святоотеческой лит-ры, вероятно утраченные. Вклад Ноткера III в развитие нем. языка знаменателен уже тем, что его труды представляют самый большой словарный корпус (ок. 7800 слов), известный от немецкоязычных авторов, писавших до нач. XII в. Значительный след в истории мон-ря оставил также ученик Ноткера III - Эккехард IV († ок. 1060), продолживший соч. «История монастыря св. Галла» историей с 870 по 972 г.; его собственноручные заметки сохранились во мн. рукописях монастырской б-ки (см.: Eisenhut. 2009, особенно S. 97). Выходец из монастыря Ставло Норберт († после 1076), аббат С.-Г. в 1034-1072 гг., внедрил в обители принципы лотарингской монашеской реформы (о ней см. в ст. Поппон). Норберт сопровождал кор. Генриха III (1028-1056, император с 1046) в походе в Италию (1046), добился от папы Римского Климента II офиц. канонизации Виборады. При Норберте в опись монастырских владений были внесены земли во внутренней долине Аппенцелля, а в Аппенцелле воздвигнута ц. св. Маврикия (1071). При аббате Ульрихе II (1072-1076) мон. Хериманн составил 2-е Житие св. Виборады и соединил его с Житиями святых Галла и Отмара авторства Валафрида Страбона в один кодекс Житий св. покровителей мон-ря (St. Gallen. Stiftsbibliothek. 560). Рукописи создавались в монастырском скриптории до 1-й пол. XIII в., после чего начался его упадок. Три анонимных продолжателя и мон. Конрад де Фабария до 1234 г. вели монастырскую хронику на лат. языке как продолжение «Истории монастыря св. Галла». Ок. 1335 г. историю аббатства на нем. языке (Nüwe Casus Monasterii) описал Кристиан Кухимайстер, житель г. Санкт-Галлен. Затишье в духовной жизни с кон. XII до сер. XV в. позволяет называть этот период «железным веком» в истории обители.

XI-XV вв.

Активное участие аббатов и монахов в политике и войнах, занятость на королевской службе, перемены в экономике, в частности переход к ренте и позднесредневековый аграрный кризис, а также внутримонастырские конфликты и не в последнюю очередь нахождение рядом с мон-рем окрепшего г. Санкт-Галлен привели аббатство к тяжелому и затяжному кризису. Аббат Ульрих III фон Эппенштайн (1077-1121, с 1086 одновременно патриарх Аквилеи) в кон. XI в. был одним из важнейших приверженцев имп. Генриха IV в противостоянии с папой Римским Григорием VII в споре об инвеституре. При этом аббате ок. 1085 г. была заложена ц. св. Веры, в к-рой хранились мощи одноименной святой, привезенные из паломничества. С именем Ульриха III связывается основание мон-ря Сан-Галло в Моджо (обл. Фриуль). Позднее С.-Г. поддерживал также императоров из династии Штауфенов в противостоянии с папами Римскими: в 1207 г., при аббате Ульрихе фон Заксе (1204-1220), настоятели С.-Г. получили титул имперского князя-аббата. Аббат Конрад фон Бусснанг (1226-1239) оказывал помощь имп. Фридриху II Штауфену (1215-1250) и был советником его сына Генриха (король Сицилии в 1212-1217, «римский король» в 1220-1235).

В ситуации, когда аббаты были заняты преимущественно политическими и военными делами, монашеская община к 1282 г. сократилась до 10 знатных монахов, не считая настоятеля; в 1411 г. ее составляли 2 монаха, один из к-рых был аббатом. Значительные политические достижения аббатов С.-Г. в XI-XIII вв. и основание или расширение ими городов на монастырских территориях, в т. ч. Вангена в Алльгое (не позднее 1217), Виля (1226) и Альтштеттена (не позднее 1298), не смогли предотвратить стагнацию монастырского хозяйства. Ее причинами были постепенный переход от отработочных повинностей к ренте, пожалования ленов министериалам, сокращение собственного хозяйства мон-ря, а также возросшие затраты на содержание двора и королевскую службу и не в последнюю очередь городские пожары 23 окт. 1314 г. и 20 апр. 1418 г. В сер. XIV в., с принятием цеховых статутов, ослабла власть аббатства над торгово-ремесленным предместьем, в нач. XV в. его жители получили королевские свободы и статус имперского города. Давление со стороны светской знати, нередко выступавшей против аббатства в союзе с г. Санкт-Галлен и кантонами Швейцарского союза, приводило к отчуждению монастырских земель, особенно в дальних владениях аббатства. Борьбу жителей Аппенцелля против мон-ря подытожили Аппенцелльские войны (1401-1429), в результате к-рых князь-аббат потерял фактическую власть над регионом. Вступление г. Санкт-Галлен в Швейцарский союз (1452) и выкуп у аббатства городским старшиной при посредничестве Берна важнейших прав (мер, весов и др., 1457) привели к упразднению присяги горожан на верность обители.

Импульс к внутренней реформе С.-Г. был дан капитулом в Петерсхаузене и визитациями во время Констанцского Собора (1414-1418), следствием чего стало отречение кн.-аббата Генриха фон Гундельфингена и передача монастыря во временное управление сторонникам реформы Конраду фон Пегау и Генриху фон Мансдорфу. При аббатах Эглольфе Бларере (1426-1442) и Каспаре фон Брайтенланденберге (1442-1463) предпринимались попытки либо восстановить монашескую дисциплину при помощи монахов из др. мон-рей, либо преобразовать аббатство в общину каноников, что, однако, натолкнулось на протест братии. После поражения в Аппенцелльских войнах С.-Г. во внешней политике стал ориентироваться на Швейцарский союз, присоединившись к нему в 1452 г. на правах союзной земли.

Возрождение мон-ря и создание на принадлежавших ему землях прообраза территориального гос-ва раннего Нового времени осуществил Ульрих Рёш (1463-1491), 1-й аббат С.-Г., происходивший из горожан. Посредством визитаций 1469 и 1485 гг. он установил строгую монашескую дисциплину и провел реформу братьев-мирян в госпитале св. Отмара. При Рёше был обновлен хор главной монастырской церкви (1483), близ Роршаха основан мон-рь Мариаберг, всем необходимым обеспечена монастырская школа, начала регулярно пополняться б-ка аббатства С.-Г., а молодых способных монахов стали отправлять на учебу в университеты. Землями аббатства управляли как специально назначенные монахи, так и нанятые аббатством миряне. Рёш обновил и упорядочил привилегии и права аббатства на монастырских землях, а в 1468 г. выкупил графство Тоггенбург. Хотя из-за противодействия горожан и жителей Аппенцелля ему не удалось перенести обитель в Роршах (1489), сближение со Швейцарским союзом (дополнительный договор заключен в 1479) и последовавшие победы войск аббатства в Санкт-Галленской (1489-1490) и Швабской (1499) войнах укрепили позиции монастыря в Сев.-Вост. Швейцарии и Юж. Германии.

XVI-XVII вв.

Аббатство Санкт-Галлен. Рисунок из кн: Rahn J. R. Geschichte der Bildenden Kunste in der Schweiz: Von den Altesten Zeiten bis zum Schlusse des Mittelalters. Zurich, 1876. P. 91. Fig. 12.
Аббатство Санкт-Галлен. Рисунок из кн: Rahn J. R. Geschichte der Bildenden Kunste in der Schweiz: Von den Altesten Zeiten bis zum Schlusse des Mittelalters. Zurich, 1876. P. 91. Fig. 12.

Аббатство Санкт-Галлен. Рисунок из кн: Rahn J. R. Geschichte der Bildenden Kunste in der Schweiz: Von den Altesten Zeiten bis zum Schlusse des Mittelalters. Zurich, 1876. P. 91. Fig. 12.
В этот период аббатство представляло собой обширное и густонаселенное монастырское гос-во с центром в Виле, 2-й резиденции князя-аббата. С 1504 по 1805 г. в С.-Г. сменилось 14 настоятелей, наиболее значительными среди них были Дительм Бларер фон Вартензее (1530-1564), Бернхард Мюллер (1594-1630), Целестин I Сфондрати (1687-1696) и Целестин II Гуггер фон Штаудах (1740-1767). Реформация, проведенная в г. Санкт-Галлен Иоахимом Вадианом в 1527-1529 гг., быстро распространилась по монастырским владениям. В февр. 1529 г. сторонниками Реформации были уничтожены изображения в главной монастырской церкви, до февр. 1532 г. аббатство оставалось в руках горожан. Однако гибель Ульриха Цвингли и победа над Цюрихом и горожанами Санкт-Галлена во 2-й Каппельской войне (1531) позволили мон-рю при новом аббате, Бларере фон Вартензее, постепенно восстановить власть во владениях, при этом некоторые из них (Тоггенбург, Райнталь) частично или преимущественно остались протестантскими. В 1551-1553 гг. было построено новое здание монастырской б-ки. Попечение аббатов С.-Г. об образовании и о распространении знаний в значительной мере реализовывалось в духе Контрреформации.

Интерьер собора аббатства Санкт-Галлен. Фотография. 2019 г. Фото: Jacqueline Poggi / Flickr
Интерьер собора аббатства Санкт-Галлен. Фотография. 2019 г. Фото: Jacqueline Poggi / Flickr

Интерьер собора аббатства Санкт-Галлен. Фотография. 2019 г. Фото: Jacqueline Poggi / Flickr
С.-Г. играл важную роль в основанной в 1602 г. Швейцарской конгрегации бенедиктинцев. С 1603 г. были введены регулярные визитации князьями-аббатами и высокопоставленными монахами приходов, капелланств и кладбищ. В 1613 г. монастырские приходы были освобождены от епископского суда и визитаций. В 1623-1628 гг. в С.-Г. после пожара был восстановлен на новом месте мон-рь св. Иоанна (Ной-Санкт-Йоханн), обновлены резиденции монастырских фогтов в Иберге, Шварценбахе и Романсхорне, перестроен замок Нойравенсбург в Алльгое. Кн.-аббат Галл Якоб Старый (1654-1687) занимался обустройством монастырского комплекса.

В Швейцарском союзе аббатство тяготело к католич. «внутренней» Швейцарии, соперничая гл. обр. с Цюрихом, но нередко объединялось с кантонами конфедерации в ходе дипломатических переговоров и соглашений с европейскими государствами. Князья-аббаты С.-Г., формально будучи также имперскими князьями, до 1663 г. приглашались на рейхстаги Свящ. Римской империи, до кон. XVIII в. получали подтверждение привилегий от каждого нового императора и нередко подчеркивали свою принадлежность к империи. С 70-х гг. XVII в., при земском гофмейстере Фиделе фон Турне, во внешней политике аббатство С.-Г. переориентировалось с давнего союза с Францией на союз с Габсбургами. В 1686 г. был заключен оборонительный союз с Савойей. Солдаты-наемники, происходившие с подчиненных С.-Г. территорий, служили в отрядах швейцарцев в Австрии, Венецианской республике, Испании, Королевстве обеих Сицилий, Нидерландах, Пруссии, Савойе, во Франции. Отношения с городом были отмечены т. н. Крестовой войной 1697 г., которая началась из-за церемониальных разногласий при проведении католич. процессий и завершилась бескровно.

Из-за конфессиональных противоречий между аббатством и его подданными началась Тоггенбургская (2-я Фильмергенская) война, продолжавшаяся с 1712 по 1718 г. Мон-рь заняли бернские и цюрихские отряды, в качестве трофеев из С.-Г. были вывезены б-ки и архив. В отличие от Берна, к-рый вернул книги сразу по утверждении мира, с Цюрихом вопрос о перевезенных в 1712 г. ценностях был юридически улажен лишь в 2007 г. Заключивший Баденский мир кн.-аббат Йозеф фон Рудольфи (1717-1740) вернулся с братией в аббатство из Нойравенсбурга, восстановил территорию и реорганизовал управление монастырского гос-ва. Сохранению монастырского архива, пополнению б-ки, росту мон-ря и улучшению его финансового благополучия большое внимание уделял преемник Рудольфи, Целестин II Гуггер фон Штаудах, к-рый добился отмены визитаций епископов Констанца в принадлежащие аббатству приходы (1748) и перестроил в стиле позднего барокко монастырскую церковь святых Галла и Отмара (1756-1772). При Гуггере фон Штаудахе было возведено совр. здание монастырской б-ки с барочным залом (1758-1767). При аббате Беде Ангерне (1767-1796), несмотря на его критическое отношение к идеям Просвещения, были организованы т. н. нормальные школы, расширена сеть приходов, возведены 19 церквей и капелл (Marti. 2003. S. 10-71). Князь-аббат построил дворец (пфальц) с тронным залом и покровительствовал строительству дорог (Роршах - Виль - Рикен), к-рые в XVIII в. признавались лучшими в Швейцарии. Большое значение придавалось заботе о здоровье населения монастырского гос-ва: была введена обязательная экзаменация хирургов и повивальных бабок; последствия голода 1770-1771 гг. князь-аббат попытался смягчить закупкой зерна в Ломбардии. Однако затратные начинания и неэкономное расходование ресурсов ввергли аббатство в большие долги и вызвали недовольство политикой настоятеля. Во время Французской революции 1789-1799 гг. на монастырских землях началось революционное движение, к-рое возглавил Йоханнес Кюнцле, бывш. письмоноша аббата. В нояб. 1795 г. Ангерн пошел на соглашение с зависимыми от мон-ря людьми и упразднил крепостное право и др. феодальные повинности. Тем не менее при кн.-аббате Панкраце Форстере (1796-1805) уже в февр.-марте 1798 г. от аббатства отпало большинство его владений, в нач. апреля образовавших кантон Сентис Гельветической республики. 10 мая 1798 г. в С.-Г. вошли франц. войска и расквартировались в мон-ре. Князь-аббат бежал в Вену, в обители осталось лишь неск. монахов для совершения богослужений.

В мае 1799 г. австр. армия заняла Вост. Швейцарию. Кн.-аббат П. Форстер вновь поселился в мон-ре, но уже в сент. 1799 г. вынужден был снова покинуть его и удалиться в изгнание. В 1803 г., после принятия закона Наполеона о «медиатизации», был образован кантон Санкт-Галлен. Центральной фигурой в его управлении стал Карл фон Мюллер-Фридберг, бывший земский гофмейстер и гофмаршал обители, который целенаправленно готовил секуляризацию аббатства. 8 мая 1805 г. Большой совет кантона 36 голосами за при 33 - против принял решение ликвидировать монастырские владения и тем самым упразднить мон-рь. Б-ка, архив и здания аббатства отошли в ведение города и кантона. Бывшие владения С.-Г. перешли в церковную юрисдикцию епископов Констанца. Аббат П. Форстер еще продолжал борьбу, в т. ч. на Венском конгрессе 1814-1815 гг., но Папский престол буллой «Ecclesia quae antiquitate» от 2 июля 1823 г., создавшей двойное еп-ство Кур-Санкт-Галлен, фактически признал упразднение мон-ря. В 1836 г. бывшие владения аббатства были выделены в апостольский викариат Санкт-Галлен. В 1847 г. он получил статус еп-ства, монастырская церковь стала кафедральным собором.

В 1983 г. сохранившийся монастырский комплекс С.-Г. внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ист.: Urkundenbuch der Abtei St. Gallen / Hrsg. H. Wartmann e. a. Zürich, 1863-1955. 6 Bde; Vita Galli confessoris triplex // MGH. Scr. Mer. 1902. T. 4. P. 229-337; St. Gallen, Benediktinerkloster // Mittelalterliche Bibliothekskataloge Deutschlands und der Schweiz. Münch., 1918. Bd. 1: Die Bistümer Konstanz und Chur / Hrsg. P. Lehmann. S. 55-146; Chartae Latinae antiquiores / Ed. A. Bruckner, R. Marichal. Olten; Lausanne, 1954-1956. Vol. 1-2; Chartae Latinae antiquiores. Ser. 2 / Ed. G. Cavallo, G. Nicolaj. Olten; Lausanne, 2006-2018. Vol. 100-111; Chartularium Sangallense / Hrsg. O. P. Clavadetscher e. a. Sigmaringen, 1983-2017. Bd. 1, 3-13; Vitae Sanctae Wiboradae: Die ältesten Lebensbeschreibungen der hl. Wiborada: Einleit., krit. Red. und Übers. / Hrsg. W. Berschin. St. Gallen, 1983; Casum sancti Galli continuatio anonyma: Text ed. u. Übers. / Hrsg. H. Leuppi. Zürich, 1987; Conradus de Fabaria. Casuum sancti Galli continuatio: Die Geschichte des Klosters St. Gallen, 1204-1234 / Hrsg. Ch. Gschwind-Gisiger. Zürich, 1989; Ratpert. St. Galler Klostergeschichten (Casus sancti Galli) / Hrsg. H. Steiner. Hannover, 2002. (MGH. Script. Rer. Germ.; 75); Ноткер Заика. [Фрагм. соч.] / Предисл.: М. А. Гаспаров; пер.: М. А. Гаспаров и др. // ПСЛЛ, IV-IX вв. С. 361-380; То же // ПСЛЛ, VIII-IX вв. С. 417-441; Валахфрид Страбон. Житие св. Галла / Пер.: М. Р. Ненарокова // Там же. С. 314-332; Поэты Санкт-Галленской школы: Туотилон, Ратперт, Вальдрамм, Хартманн / Пер.: М. Р. Ненарокова // ПСЛЛ, Х-XI вв. С. 125-139; История Санкт-Галленского мон-ря (Ноткер, Ратперт и Туотилон) / Пер.: Т. И. Кузнецова // Там же. С. 816-825; Joachim Vadianus (von Watt). Grössere Chronik der Äbte: Abtei u. Stadt St. Gallen im Hoch- u. Spätmittelalter (1199-1491) aus reformatorischer Sicht / Hrsg. B. Stettler. Zürich, 2010. 2 Bde; idem. Die kleinere Chronik der Äbte: Abtei und Stadt St. Gallen von den Anfängen bis zum Beginn der Neuzeit (719-1532) aus reformatorischer Sicht / Hrsg. B. Stettler. Zürich, 2013; Der St. Galler Klosterplan: Faks., Begleittext, Beischriften u. Übers. / Hrsg. E. Tremp. St. Gallen, 2014; Die St. Galler Verbrüderungsbücher / Hrsg. D. Geuenich, U. Ludwig. Wiesbaden, 2019. (MGH. Mem. NS; 9); Ekkehard IV. St. Galler Klostergeschichten (Causus S. Galli) / Hrsg. H. Haefele, E. Tremp. Wiesbaden, 2020. (MGH. Script. Rer. Germ.; 82).
Лит.: Duft J. Die Ungarn in St. Gallen: Mittelalterliche Quellen zur Geschichte des ungarischen Volkes in der Sanktgaller Stiftsbibliothek. Zürich etc., 1957; Berschin W. Gallus Abbas Vindicatus // Hist. Jb. Münch., 1975. Bd. 95. S. 257-277; idem. Eremus und Insula: St. Gallen und die Reichenau im Mittelalter: Modell einer lateinischen Literaturlandschaft. Wiesbaden, 20052; idem. Die karolingische Vita S. Galli metrica (BHL, N 3235): Werk eines Iren für St. Gallen? // Idem. Mittellateinische Studien. Hdlb., 2010. Bd. 2. S. 43-62; Borgolte M. Geschichte der Grafschaften Alemanniens in fränkischer Zeit. Sigmaringen, 1984; Rösener W. Der Strukturwandel der St. Galler Grundherrschaft vom 12. bis 14. Jh. // Zschr. f. die Geschichte des Oberrheins. Karlsruhe, 1989. Bd. 137. S. 174-197; Die Abtei St. Gallen: Ausgew. Aufsätze in überarb. Fassung / Hrsg. J. Duft, P. Ochsenbein. Sigmaringen, 1990-1994. 3 Bde; Культура аббатства Санкт-Галлен / Ред.: В. Фоглер; пер.: Н. Ф. Усков. Баден-Баден; Цюрих, 1993; Усков Н. Ф. «Солнце взошло на Западе»: Санкт-Галленский монастырский патриотизм в раннее средневековье // СВ. 1998. Вып. 60. С. 118-142; oн же. Монастыри в городе // Город в средневек. цивилизации Зап. Европы / Ред.: А. А. Сванидзе. М., 1999. Т. 1: Феномен средневек. урбанизма. С. 284-312; oн же. Убить монаха... // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. М., 1999. Вып. 2. С. 199-235; oн же. Кочующие короли: Государь и его двор в мон-ре // Двор монарха в средневек. Европе: Явление, модель, среда / Ред.: Н. А. Хачатурян. М.; СПб., 2001. С. 33-67; oн же. Христианство и монашество в Зап. Европе раннего средневековья: Герм. земли II/III - сер. XI в. СПб., 2001; Schaab R. Bibeltext und Schriftstudium in St. Gallen // Das Kloster St. Gallen im Mittelalter: Die kulturelle Blüte vom 8. bis zum 12. Jh. / Hrsg. P. Ochsenbein. Stuttg., 1999. S. 119-136; idem. Mönch in St. Gallen: Zur inneren Geschichte eines frühmittelalterlichen Klosters. Ostfildern, 2003; Jong M., de. Internal Cloisters: The Case of Ekkehard's Casus Sancti Galli // Grenze und Differenz im frühen Mittelalter / Hrsg. W. Pohl e. a. W., 2000. S. 209-221; Patzold S. Konflikte im Kloster: Stud. z. Auseinandersetzungen in monastischen Gemeinschaften des ottonisch-salischen Reichs. Husum, 2000; Marti H. Klosterkultur und Aufklärung in der Fürstabtei St. Gallen. St. Gallen, 2003; Fürstabtei St. Gallen: Untergang und Erbe, 1805-2005 / Hrsg. S. Frigg, J. Huber. St. Gallen, 2005; Сидоров А. И. Отзвук настоящего: Ист. мысль в эпоху каролингского возрождения. СПб., 2006; он же. Каролингские б-ки: К вопросу о книжной культуре у франков // Люди и тексты: Ист. источники в соц. измерении. М., 2011. С. 110-139; он же. Ист. книга во времена Каролингов в контексте книжной культуры франков: (VIII-X вв.). СПб., 2015; Erhart P. Dem Gedächtnis auf der Spur: Das frühmittelalterliche Archiv des Klosters St. Gallen // Mensch und Schrift im Mittelalter / Hrsg. P. Erhart, L. Hollenstein. St. Gallen. 2006. S. 59-65; Rink A. Aristoteles in St. Gallen: Notkers des Deutschen Kategorien-Bearbeitung (Kapitel. 1-17) auf Grundlage der Übersetzung und des Kommentars des Boethius. Fr./M. etc., 2006; Euw A., von. Die St. Galler Buchkunst vom 8. bis zum Ende des 11. Jh. St. Gallen, 2008. 2 Bde; Zur Nieden A. Der Alltag der Mönche: Stud. z. Klosterplan von St. Gallen. Hamburg, 2008; Bergmann R., Tax P. Ekkehart IV. von St. Gallen als Glossator // Die althochdeutsche und altsächsische Glossographie / Hrsg. R. Bergmann e. a. B. etc., 2009. Bd. 2. S. 1620-1634; Eisenhut H. Die Glossen Ekkeharts IV. von St. Gallen im Codex Sangallensis 621. St. Gallen, 2009; Jezierski W. Total St. Gall: Medival Monastery as a Disciplinary Institution. Stockh., 2010; idem. Speculum monasterii: Ekkehart IV and the Making of St. Gall's Identity in the Casus sancti Galli-Tradition (9th - 13th Cent.) // Ekkehart IV. von St. Gallen / Hrsg. N. Kössinger e. a. B., 2015. S. 267-302; Althoff G. Communication at the Abbey of St. Gall // Understanding Monastic Practices of Oral Communication / Ed. S. Vanderputten. Turnhaut, 2011. P. 11-22; Blarer S. Eglolf Blarer: 1426-1442, Abt von St. Gallen. Ostermundigen, [2011]; Schär M. Gallus: Der Heilige in seiner Zeit. Basel, 2011; Der Hl. Gallus, 612-2012: Leben - Legende - Kult: Kat. z. Jahresausstellung in der Stiftsbibliothek St. Gallen / Hrsg. K. Schmuki e. a. St. Gallen, 2011; Lenz Ph. Die Reformen des Klosters St. Gallen im 15. Jh. // Die benediktinische Klosterreform im 15. Jh. / Hrsg. F. X. Bischof e. a. B., 2012. S. 221-258; idem. Reichsabtei und Klosterreform: Das Kloster St. Gallen unter dem Pfleger und Abt Ulrich Rösch, 1457-1491. St. Gallen, 2014; Maag N. Alemannische Minuskel (744-856 n. Chr.): Frühe Schriftkultur im Bodenseeraum u. Voralpenland. Stuttg., 2014; Dora C. Ruinen aus Pergament: Die Fragmentensammlung der Stiftsbibliothek St. Gallen // Fragment und Makulatur: Überlieferungsstörungen u. Forschungsbedarf bei Kulturgut in Archiven u. Bibliotheken / Hrsg. H. P. Neuheuser e. a. Wiesbaden, 2015. S. 51-78; Gallus und seine Zeit: Leben, Wirken, Nachleben / Hrsg. F. Schnoor e. a. St. Gallen, 2015; Tremp E. Das Scriptorium im frühmittelalterlichen Kloster St. Gallen: Bedeutung u. Organisation nach den literarischen Zeugnissen // Scriptorium: Wesen - Funktion - Eigenheiten / Hrsg. M. Bernasconi e. a. Münch., 2015. S. 357-374; Tremp E., Hollenstein L. St. Gallen (Fürstabtei) // Historisches Lexikon der Schweiz (Электр. ресурс: hls-dhs-dss.ch/de/articles/008394/2017-03-16/); Gamper R. Die Bibliothek Joachim Vadians (1483/84-1551) und die Anfänge der Reformation in St.-Gallen // Johannes Block: Der pommersche Reformator u. seine Bibliothek / Hrsg. J. Geiss-Wunderlich, V. Gummelt. Lpz., 2018. S. 91-108; Krätschmer M. Die discretio des Abtes: Kloster u. Aussenwelt im hochmittelalterlichen Alemannien. Stuttg., 2019.
Г. И. Борисов
Ключевые слова:
Монастыри Римско-католической Церкви Аббатства (монастыри) бенедиктинские Санкт-Галлен, мужское бенедиктинское аббатство Пресвятой Девы Марии и святых Галла и Отмара на территории современной Швейцарии Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Швейцария)
См.также:
БЕРИ-СЕНТ-ЭДМУНДС город и бенедиктинское аббатство в Вост. Англии
БРЖЕВНОВ одно из ранних бенедиктинских аббатств в Чехии
МОНТЕ-КАССИНО католич. бенедиктинское аббатство
БАНГОР ирландский мон-рь VI в.
БАТАЛЬЯ город и мон-рь в Португалии, усыпальница королей Авишской династии
БРАТЬЯ ОБЩЕЙ ЖИЗНИ полумонашеские общины, объединявшиеся для ведения совместной благочестивой жизни
БУРСФЕЛЬДСКАЯ КОНГРЕГАЦИЯ объединение бенедиктинских мон-рей Сев. Германии
ГОРЦЕ бенедиктинское аббатство близ г. Мец (совр. деп. Мозель, Франция)