Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

САЛОМИЯ
61, С. 182-185 опубликовано: 31 июля 2025г. 


САЛОМИЯ

[Саломея; греч. Σαλώμη; лат. Salome (Maria Salome)] (I в.), ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. в жен-мироносиц неделю; пам. греч. 3 авг.; пам. зап. 24 апр.). Имя Саломия наряду с именем Мария было самым распространенным среди жен. имен в иудейской среде того времени в Палестине, оно встречается 63 раза (как в греческой, так и в еврейской форме [] ) в различных памятниках кон. IV до Р. Х.- нач. II в. по Р. Х. (Ilan T. Lexicon of Jewish Names in Late Antiquity. Tüb., 2002. Pt. 1: Palestine, 330 BCE - 200 CE. P. 56, 57, 249-253).

C.- одна из свидетельниц основных событий евангельской истории: евангелист Марк упоминает ее последней среди 3 женщин - учениц Христа, к-рые последовали за Ним из Галилеи в Иерусалим и наблюдали за распятием Спасителя (Мк 15. 40-41). С. не названа среди свидетельниц погребения Иисуса Христа (Мк 15. 47), но упомянута 3-й среди женщин, пришедших к гробнице пасхальным утром (Мк 16. 1). Однако в параллельных местах в текстах др. евангелистов С. не упоминается (Мф 27. 61; 28. 1; Лк 24. 10). Поскольку в Мф 27. 56 на месте С. в качестве 3-й женщины упомянута «мать сыновей Зеведеевых» (т. е. апостолов Иакова Зеведеева и Иоанна Богослова - ср.: Мф 20. 20-28), нек-рые исследователи предполагают, что речь идет об одной и той же личности (Luz. 2005. P. 574; Бокэм. 2015. С. 289). Первым это отождествление среди раннехрист. экзегетов сделал Ориген (Orig. In Matth. comm. 141 // Idem. Werke. B., 1976. Bd. 11. Pt. 2. S. 294). В Мф 28. 1 речь идет только о 2 женщинах - возможно потому, что С. не была известна ап. Матфею и каждый из евангелистов упоминал только о знакомых ему и его аудитории ученицах из числа «многих женщин» (Мф 27. 55; Мк 15. 40; ср.: Лк 24. 10 - Luz. 2005. P. 574). У евангелиста Луки женщины, которые наблюдали за распятием, остаются безымянными (Лк 23. 49), а в сцене у гробницы вместо С., вероятно, представлена Мария Иаковлева (Лк 24. 10). Существует предположение, что С., как и др. женщины того времени, была замужем, но оставила семью, став ученицей Христа (Miller. 2004. P. 156-157). Некоторые авторы высказывают предположение, что имя С. было удалено из текста Евангелий в процессе редактирования, чтобы исключить широко распространенные ассоциации с ее образом в гностической литературе, однако эта гипотеза не выглядит убедительной в связи с использованием в этих памятниках имен др. жен-мироносиц (Бокэм. 2015. С. 300).

В корпусе гностической лит-ры С. является носительницей тайного знания, полученного в беседе со Спасителем. У Оригена приводится свидетельство о существовании гностической секты «карпократиан», возводившей свое происхождение к С. (Orig. Contr. Cels. V 62). Климент Александрийский цитирует неск. фрагментов из несохранившегося «Евангелия египтян» (CANT, N 14; аналога этого текста нет в памятниках на копт. языке), содержащих текст пространной беседы Иисуса с С., посвященной теме роли женщины в спасении (Clem. Alex. Strom. III 6. 45; 9. 63, 64, 66; 13. 92). В «Первом Апокалипсисе Иакова» С. упоминается среди 4 учениц Христа (NHC. 1 Apoc. Jac. 40. 25-26) и представлена Его собеседницей в « Евангелии от Фомы» (Ev. Thom. 61; см. подробнее: Miroshnikov I. The Gospel of Thomas and Plato. Leiden; Boston, 2018. P. 163-187). Значительная роль образу С. отведена в гностическом трактате III в. «Пистис София» (CANT, N 28): она изображена одаренной ученицей Господа, получает от Него похвалу за правильную интерпретацию священных текстов и обещание, что будет посвящена во все таинства «царства света» (NHC. Pist. Soph. I 19, 54, 58; III 132; IV 145). С. упомянута во фрагменте «Тайного Евангелия от Марка», приведенного в соч. Климента Александрийского «Послание к Феодору» (CPG, N 1397), к-рое сохранилось в рукописи XVIII в. Нек-рые исследователи считают его подделкой (см., напр.: Бокэм. 2015. С. 440-441). Дополняя рассказ Мк 10. 46 о служении Христа в Иерихоне, автор этого текста сообщает, что «Иисус отказался принять сестру юноши, которого любил, Свою Мать, и Саломею» (Clem. Alex. Werke. 19802. Bd. 4. Tl. 1. S. XVIII).

Имя С. встречается в литургико-канонических памятниках кон. III - нач. IV в.: в «Завете (Завещании) Господа нашего Иисуса Христа» она вместе с Марфой и Марией получает от воскресшего Господа наставление относительно роли женщин в церковном служении (CSCO. Vol. 367. P. 32). В греч. рукописи памятника - «Дидаскалия апостолов», она слушает это наставление среди др. учениц Христовых (Ibid. Vol. 402. P. 145; ср.: Const. Ap. III 6).

У свт. Епифания Кипрского впервые в церковной традиции приводится предание о С. как сводной сестре Иисуса Христа, дочери прав. Иосифа Обручника от 1-й жены, отождествляемой с ученицей Господа из Мк 15. 40 (Epiph. Adv. haer. [Panarion] 78. 7-9, 13; Idem. Ancor. 60. 1). Это предание приводится в VII в. свт. Софронием, патриархом Иерусалимским (Sophr. Hieros. Or. 9 // PG. 87C. Col. 3364), и впосл. воспроизводится рядом поздневизант. авторов (Niceph. Callist. Hist. eccl. II 3; Theoph. Bulg. In Matth. 13. 57; 27. 56), а также в агиографических источниках.

Важную роль образ С. играет в апокрифических источниках, при этом ее положение среди родственников Иисуса Христа никак не уточняется. В «Протоевангелии Иакова» (II в.) С. представлена свидетельницей чуда безмужного и девственного рождения Девой Марией Спасителя (Protev. Jac. 19. 3), которая, наглядно удостоверившись в реальности происходящего, раскаивается в своем первоначальном сомнении и восклицает: «Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога» (Ibid. 20. 1). Сюжет этого описания построен по модели рассказа об ап. Фоме (см.: Ин 20. 24-29). В лат. «Евангелии детства Псевдо-Матфея» (CANT, N 51) (VI-VII вв.), представляющем развитие этой истории, С. вместе с другой женщиной, свидетельницей чуда, именуется повитухой (The Apocryphal Gospels: Texts and Transl. / Ed. B. D. Ehrman, Zl. Plese. Oxf., 2011. P. 100-101). В рассказе о Рождестве Спасителя, сохранившемся на саидском диалекте коптского языка апокрифа «Жизнь Марии» (CANT, N 96. 2 - Robinson F. Coptic Apocryphal Gospels. Camb., 1896. P. 196-197), и в коптском апокрифе «Беседа Димитрия Антиохийского о Рождестве Господа нашего Иисуса Христа» (CANT, N 96b) говорится, как С., последовав за прав. Иосифом и увидев Деву Марию с Младенцем Христом, уверовала в чудо девственного рождения. В обоих текстах сказано, что она стала сопровождать Христа вместе с учениками и следовала за Ним до дня Его распятия и воскресения (Miscellaneous Coptic Texts in the Dialect of Upper Egypt / Ed. Е. А. W. Budge. L., 1915. P. 674). В другом копт. апокрифическом памятнике V-VI вв.- «Книге о Воскресении Иисуса Христа апостола Варфоломея» (CANT, N 80. 3) - С. представлена среди женщин в сцене Воскресения как та ученица, которая «искушала Спасителя» (ср.: Protev. Jac. 19-20; Westerhoff M. Auferstehung und Jenseits im koptischen «Buch der Auferstehung Jesu Christi, unseres Herrn». Wiesbaden, 1999. S. 95). В бохайрской версии апокрифа «История Иосифа Плотника» (VII в.- CANT, N 60), С.- спутница Св. Семейства (The Apocryphal Gospels: Texts and Transl. / Ed. B. D. Ehrman, Zl. Plese. Oxf., 2011. P. 169). В неидентифицированных фрагментах копт. апокрифических сказаний (CANT, N 82) содержатся попытки восполнить биографию С.: она названа дочерью свящ. Симеона (Лк 2. 25) и представлена кающейся блудницей (Revillout E. La sage-femme Salomé et la princesse Salomé, fille du tétrarque Philipe // J. asiatique. P., 1905. Vol. 5. P. 432-433). Вопрос об отождествлении изображенной в этих источниках С. как свидетельницы чудесного рождения Спасителя с Его ученицей или Его сводной сестрой остается открытым.

Лит.: Bauckham R. Salome the Sister of Jesus, Salome the Disciple of Jesus and the Secret Gospel of Mark // NTIQ. 1991. Vol. 33. Fasc. 3. P. 245-275; он же (Бокэм). Иисус и женщины: Роль женщин в общине Иисуса и в первоначальном христианстве. М., 2015. С. 279-312; Corley K. E. Salome and Jesus at Table in the Gospel of Thomas // Semeia. Atlanta, 1999. Vol. 86. P. 85-97; Miller S. Women in Mark's Gospel. L.; N. Y., 2004; Luz U. Matthew: A Comment. Minneapolis, 2005. Vol. 3: 21-28.
А. Е. Петров

В византийской, греческой и славяно-русской церковных традициях

Св. родня (Алтарь Торгау). Худож. Лукас Кранах Старший. 1509 г. (Штеделевский музей, Франкфурт-на-Майне) Фото: staedel.de
Св. родня (Алтарь Торгау). Худож. Лукас Кранах Старший. 1509 г. (Штеделевский музей, Франкфурт-на-Майне) Фото: staedel.de

Св. родня (Алтарь Торгау). Худож. Лукас Кранах Старший. 1509 г. (Штеделевский музей, Франкфурт-на-Майне) Фото: staedel.de
В визант. агиографической литературе, связанной с почитанием С., заметно влияние раннехристианских апокрифов, восходящих к «Протоевангелию Иакова»: С. представляли как свидетельницу Рождества Христова и приписывали ей родственную связь с семьей Спасителя. В Синаксаре К-польской ц. (сер. X в.) С. именуется повитухой (μαῖα- SynCP. Col. 26-27, 841); ее поминовение как одной из жен-мироносиц совершалось 30 июня (Ibid. Col. 789). В сказании о кончине ап. Иоанна Богослова (26 сент.) С. названа дочерью прав. Иосифа Обручника и матерью сыновей Зеведеевых (Ibid. Col. 79-81). В заметке об успении прав. Анны, матери Пресв. Богородицы (25 июля), говорится, что Приснодева, прав. Елисавета и С. были дочерями родных сестер (Ibid. Col. 841-842). В некоторых византийских стишных синаксарях (напр.: Paris. Coislin. 223, 1301 г.), в греческой печатной Минее (Венеция, 1591) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца память С. содержится под 3 авг. с указанием, что она скончалась в мире (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 159). Под этим же числом поминовение святой как мироносицы, супруги Зеведея и матери апостолов Иакова и Иоанна внесено в совр. календарь Элладской Православной Церкви (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 415; Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. Τ. 12. Σ. 29).

Память С.-мироносицы под 3 авг. указана в славянских стишных Прологах, переведенных в XIV в. с греческого языка в Болгарии (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 12. С. 13), и в Великих Четьях-Минеях митр. Макария (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 400), но не вошла в «Книгу житий святых» свт. Димитрия, митр. Ростовского, и в совр. календарь Русской Православной Церкви.

Почитание на Востоке

В средневек. арм. Синаксаре Тер-Исраэла (XIII в.) память С. представлена под 2 ахекана (9 апр.) вместе с апостолами и ученицами Христа; о ней сказано, что она скончалась своей смертью (PO. T. 21. Fasc. 3. P. 280). В копто-арабском Синаксаре в сказании о прав. Елисавете под 16 амшира (10 февр.; РО. T. 11. Fasc. 5. P. 829) говорится, что она, Приснодева и С. были дочерьми 3 родных сестер, а именно Марии, Софии и Анны, дочерей Матфата, сына Левия. С. впоследствии присутствовала в качестве повитухи при рождении Христа.

Почитание на Западе

Самые ранние свидетельства о литургическом почитании С. на лат. Западе относятся к сер. IX в. Ее память впервые встречается под 22 окт. в т. н. Малом Римском Мартирологе и в Мартирологе Адона Вьеннского как одной из св. жен, которые, согласно Евангелию, позаботились о погребении Христа (см.: Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 444; MartAdon. 1984. P. 362). Парижский мон. Узуард в составленном им Мартирологе повторил заметку Адона с небольшими сокращениями (MartUsuard. 1965. P. 326). В Римском Мартирологе под этим же числом содержится память Марии Саломеи с указанием «в Иерусалиме» (MartRom. Comment. P. 468). В совр. редакции Римского Мартиролога ее поминовение вместе со св. Марией Клеоповой и равноап. Марией Магдалиной указано под 24 апр. (MartRom (Vat.). P. 237).

Представления средневек. авторов о С. складывались под влиянием библейской экзегезы и раннехрист. апокрифических преданий. Отождествление С. с матерью сыновей Зеведеевых (Chocheyras. 1998. P. 48) послужило основой для генеалогических спекуляций, представленных в т. ч. в сочинениях, к-рые обычно приписываются Гаймону Осерскому (IX в.). По мнению Гаймона, Мария Саломея получила 2-е имя либо от названия селения, либо от имени мужа, т. к., по одной из версий, у нее было 2 супруга: Саломон и Клеопа; высказывалось мнение о том, что Мария Саломея и Мария Клеопова - одно лицо (PL. 118. Col. 446; см.: Chocheyras. 1998. P. 92). В толковании на апостольские послания Гаймон отождествил Марию Клеопову и Марию Иаковлеву (PL. 117. Col. 674). Более подробно проблема рассматривается в «Сокращенной священной истории» (Historiae sacrae epitome), где приведено сказание о 3 браках прав. Анны и 3 ее дочерях - Пресв. Деве Марии, Марии Клеоповой и Марии Саломее (Trinubium Annae - BHL, N 505е-505zw). Здесь утверждается, что С. была младшей дочерью прав. Анны от ее 3-го мужа Салома (Саломея); она вышла замуж за Зеведея и стала матерью апостолов Иакова и Иоанна (PL. 118. Col. 823-824). Среди более поздних авторов, повторивших эту версию, был Петр Ломбардский (Ibid. 192. Col. 101-102). Мнение о 3 браках Анны подвергалось критике (см., напр.: Gaiffier. 1972), но получило широкое распространение, особенно благодаря «Золотой легенде» Иакова из Варацце (подробнее см.: Nixon V. Mary's Mother: Saint Anne in Late Medieval Europe. Univ. Park, 2004. P. 16, 121-123). Повествование о браках и дочерях Анны вошло в состав богослужебных чтений в день памяти С. по рукописи XIV в. (Chartres. Bibl. municip. 511 (473). Fol. 379-380; BHL, N 5431; изд.: Catalogus codicum hagiographicorum bibliothecae civitatis Carnotensis // AnBoll. 1889. T. 8. P. 197).

Начиная с XII в. формировались предания о путешествии С. с др. св. женами на Запад, об их кончине и о почитании их мощей в разных местах, прежде всего в Вероли (пров. Фрозиноне, Италия) и в Сент-Мари-де-ла-Мер (деп. Буш-дю-Рон, Франция). Попытка свести эти предания воедино была сделана парижским кармелитом Жаном де Венеттом в старофранц. поэме «История о трех Мариях» (L'histoire des trois Maries, 1357), в к-рой повествуется о переселении Марии Иаковлевой и Марии Саломеи из Иерусалима на Запад, их кончине в Вероли и перенесении их мощей в Прованс (см.: Rabel. 2009). Прозаическая лат. версия Жития представлена в пространной «Легенде о трех сестрах» (BHL, N 5427-5430; изд. фрагменты: ActaSS. Apr. T. 1. P. 812-813). Согласно сказанию, Мария Иаковлева и Мария Саломея после кончины мужей жили с Пресв. Богородицей до Вознесения Господня. Затем они отправились в Италию, побывали в Риме, где получили наставления от сщмч. Климента, еп. Римского, и приехали в Верулы (ныне Вероли). Там они жили до самой смерти и были похоронены в одной могиле. Мария Иаковлева скончалась 24 июня, Мария Саломея - 22 окт.

В Италии

Местом особого почитания С. является г. Вероли. Согласно отчету Геральда, аббата мон-ря Касамари, адресованного папе Иннокентию III (1198-1216), некоему благочестивому юноше в видении было открыто место упокоения Марии Саломеи близ Вероли; еп. Оддон II (1190-1212) при участии Геральда обнаружил мощи святой в каменном гробу с надписью, удостоверявшей их принадлежность (Maria mater Joannis аpostoli et Jacobi in ista - BHL, N 5518). В более позднем сказании сообщается, что юношу звали Фома и что обретение мощей состоялось в 1209 г. (BHL, N 5519). Высказывалось мнение, что почитание С. в Вероли началось после обретения в кафедральном соборе мощей мучеников Димитрия и Власия (1196), которых впоследствии рассматривали как спутников С. На месте обретения мощей С. была воздвигнута небольшая церковь, при которой возникло братство во имя святой. При еп. Летоне II (1212-1224) для хранения главы и руки С. были изготовлены серебряные реликварии, к-рые поместили в ризницу собора. После землетрясения 1350 г., когда церковь С. была повреждена, мощи святой также перенесли в собор (25 мая 1351); после перестройки церкви в стиле барокко мощи были возвращены в этот храм по распоряжению еп. Лоренцо Тартаньи (25 мая 1742). Память С. отмечалась в Вероли 17 окт. (обретение мощей) и 25 мая (перенесение мощей); в антифонарии XV в. сохранился нотированный оффиций в день памяти святой (Boyce. 1988). В наст. время С. почитается как покровительница Вероли и как одна из св. покровителей диоцеза Фрозиноне, Вероли и Ферентино; празднования в ее честь проходят в Вероли 25 мая и 17 окт.

С почитанием С. в Вероли связано составление неск. агиографических сказаний. По одной версии, в к-рой С. отождествляется с Марией Иаковлевой и с матерью сыновей Зеведеевых, после кончины архидиак. первомч. Стефана она отправилась в Италию, чтобы посетить своего сына Иоанна, заключенного в темницу по приказу рим. имп. Домициана. Прибыв в Рим, она узнала, что Иоанн отправлен в ссылку. Тогда она поселилась в Верулах, где ей оказал гостеприимство некий Рустикан, после крещения получивший имя Мавр. Прожив более 100 лет, она отошла ко Господу 27 мая (Ughelli F. Italia Sacra. Venetiis, 17172. T. 1. Col. 1387). В Римском Мартирологе под 25 мая сообщалось о перенесении в Верулы мощей Марии Иаковлевой, хотя более вероятно, что речь шла о С. (MartRom. Comment. P. 207).

С. также почитается как покровительница коммуны Кастеллири (пров. Фрозиноне), где празднование в ее честь совершается 22 окт.

Во Франции

Образы «двух Марий» (Марии Иаковлевой и С., которую обычно именовали «Мария Саломея») были включены в цикл сказаний о персонажах НЗ, которые окончили жизнь в Провансе (см. в статьях Мария Магдалина, Марфа). По преданию, «две Марии» подвизались в местности Камарг в дельте р. Рона, где находилась ц. Пресв. Девы Марии (Sancta Maria de Ratis, Sancta Maria de Mare), ок. 1080 г. переданная бенедиктинскому аббатству Монмажур в качестве приората. Во 2-й пол. XII в. на месте старинной церкви был возведен однонефный романо-готический храм, также посвященный Деве Марии (перестраивался в XIV-XV вв.- Benoit. 1936). Самые ранние упоминания о прибытии «двух Марий» в составе группы первохристианских миссионеров в Прованс содержатся в сочинениях XIII в.- в «Императорских досугах» Гервасия Тильберийского и в «Рационале» еп. Вильгельма Дуранда Старшего (Gervaise of Tilbury. Otia Imperialia: Recreation for an Emperor / Ed. S. E. Banks, J. W. Binns. Oxf., 2002. P. 294-296; Durand. Rationale. I 7. 28 // CCCM. 140. P. 93; см.: Faillon. 1865. Vol. 1. Col. 1277-1280). Однако развитие и распространение почитания «двух Марий» относятся уже к XIV в. В 1315 г. при храме было основано братство во имя «двух Марий»; сложился обычай отмечать дни памяти Марии Иаковлевой (25 мая) и Марии Саломеи (22 окт.) торжественными процессиями, привлекавшими многочисленных паломников (самые ранние упоминания о паломничестве датируются 1-й пол. XIV в.). Значимым событием было исцеление влиятельного бретонского прелата Петра Нантского († 1363; в 1328-1349 епископ Леонский), описанное Жаном де Венеттом в поэме «История о трех Мариях». После исцеления Петр Нантский совершил паломничество в Камарг, составил молитвы оффиция «трем Мариям» и способствовал распространению их почитания во Франции (см.: Faillon. 1865. Vol. 1. Col. 1316-1319). В 1347 г. Фульк де Шанак, еп. Парижский, установил в своем диоцезе празднование дней памяти Марии Иаковлевой и Марии Саломеи (25 мая и 22 окт.) и даровал индульгенции участникам праздничных богослужений (Ibid. Col. 1319; см. также: Rabel. 2009). Местные предания о «двух Мариях», получившие отражение в литургических текстах (см., напр.: Faillon. 1865. Vol. 2. Col. 599-604), представляют собой вариации на тему легенды, изложенной в поэме Жана де Венетта. В отличие от поэмы, где почитание «двух Марий» в Провансе связывалось с перенесением их мощей из Вероли, в провансальских сказаниях утверждалось, что Мария Иаковлева, Мария Саломея и их служанка Сарра вместе с Марией Магдалиной, Марфой и др. святыми прибыли из Палестины в Прованс, где подвизались до конца жизни. На месте их погребения в Сент-Мари-де-ла-Мер впосл. была построена церковь, ставшая местом паломничества.

Считалось, что мощи святых покоились в подземной капелле, расположенной перед хором церкви, где в 1356 г. находился алтарь во имя Марии Иаковлевой и Марии Саломеи (Benoit. 1936. P. 148-150). В авг. 1448 г. по инициативе Рене Доброго († 1480), герц. Анжуйского, заручившегося разрешением папы Римского Николая V, в капелле и в алтарной части храма были проведены раскопки, которые привели к обретению мощей обеих святых (BHL, N 5436; Faillon. 1865. Vol. 2. Col. 1217-1286; Chaillan. 1926; Chocheyras. 1998. P. 166-172). В память о торжественном перенесении обретенных мощей в храм было установлено празднование 3 дек.; Рене Добрый щедро одарил церковь (части мощей были помещены в 2 серебряных реликвария в форме руки). Подробное описание церкви оставил нем. паломник Ханс фон Вальтхайм, посетивший «город трех Марий» в 1474 г. По его свидетельству, в храме находились мощи Марии Иаковлевой, Марии Саломеи и их служанки Сарры, а также глава ап. Иакова Младшего и др. реликвии (Faugère A. Le pélerinage de Hans von Waltheym en l'an 1474: 4. D'Aubagne à Genève // Provence historique. Marseille, 1991. Vol. 41. Fasc. 166. P. 536-538). Почитание св. Сарры, которую считали служанкой Пресв. Девы Марии, последовавшей за «двумя Мариями» в Прованс, окончательно сложилось к кон. XV в. (Berge. 1922).

Во время Французской революции (1789-1799) бенедиктинский приорат был закрыт, в 1793-1794 гг. конфискованы церковные ценности и уничтожено убранство храма. После открытия церкви в 1797 г. в нее были возвращены сохраненные мощи Марии Иаковлевой, Марии Саломеи и Сарры (Faillon. 1865. Vol. 2. Col. 1629-1640). В 1838 г. селение, сложившееся вокруг храма, получило название в честь «двух Марий» (Сент-Мари-де-ла-Мер). Вновь стали проводить торжественные празднования и процессии с мощами святых, возродился обычай совершать паломничество (с XIX в. значительную часть паломников составляют цыгане, к-рые почитают св. Сарру как свою покровительницу).

В Испании

Почитание С. первоначально сложилось в Сантьяго-де-Компостела, где находилась гробница ап. Иакова Зеведеева, ставшая одним из важнейших мест паломничества в Зап. Европе. При архиеп. Диего Эльмиресе († ок. 1140) один из алтарей в строившемся кафедральном соборе был освящен во имя С., к-рую считали матерью ап. Иакова. В 40-х гг. XII в. соборный кантор Пелагий построил приходскую церковь во имя Пресв. Девы Марии и С. По свидетельству историка Амбросио де Моралеса, в 1572 г. в этой церкви хранился серебряный реликварий с рукой С. (подробнее см.: Gómez Darriba. 2020). Испан. авторы XVI-XVII вв., опираясь на позднесредневек. агиографические сказания, утверждали, что Испанию вместе с ап. Иаковом посетили С., Мария Клеопова и Мария Магдалина, после чего они отправились в др. страны. Так, С. путешествовала по Германии, Англии и Италии, проповедуя Евангелие, после чего она скончалась в Вероли (Nicolaus Antonius. Bibliotheca Hispana vetus. Matriti, 1788. Vol. 1. P. 510). В Испании праздник С. совершался 23 окт. (Tamayo de Salazar I. Anamnesis sive Commemoratio Sanctorum Hispanorum. Lugduni, 1658. Vol. 5. P. 623-625).

Ист.: BHL, N 5518-5521; ActaSS. Oct. T. 9. P. 435-476; Faillon E.-M. Monuments inédits sur l'apostolat de St. Marie-Madeleine en Provence et sur les autres apôtres de cette contrée. P., 1848, 18653. 2 vol.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 235; Barbier de Montault X. Oeuvres complètes. Poitiers, 1902. Vol. 16. P. 218-492; Gazay J. Sur l'origine des traditions hagiographiques des Saintes-Maries-de-la-Mer // Annales du Midi. Toulouse, 1910. Vol. 22. P. 293-299; Berge F. Les Bohémiens-Caraques et leur Terre Sainte de Camargue: Le pélerinage des Saintes-Maries-de-la-Mer // RHR. 1922. Vol. 85. P. 26-54; Chaillan M. Les Saintes Maries-de-la Mer: Recherches archéologiques et historiques avec documents des fouilles de XVe siècle. Marseille, 1926; Benoit F. Église des Saintes-Maries-de-la-Mer // Bulletin Monumental. P., 1936. Vol. 95. P. 145-180; Fenicchia V. Salomè // BiblSS. Vol. 11. Col. 583-586; Gaiffier B., de. Le «Trinubium Annae»: Haymon d'Halberstadt ou Haymon d'Auxerre? // AnBoll. 1972. Vol. 90. P. 289-298; Amargier P. Les Saintes-Maries-de-la-Mer au Moyen Âge. Aix-en-Provence, 1985; Boyce J. J. The Office of St. Mary of Salome // J. of the Plainsong and Mediaeval Music Society. Wimborne, 1988. Vol. 11. P. 25-47; Chocheyras J. Les Saintes de la Mer: Madeleine, Marthe, les Saintes Maries de la Provence à la Bourgogne. Orléans, 1998; Rabel C. Des histories de famille: La dévotion aux Trois Maries en France du XIVe au XVe siècle: Textes et images // Revista de História da Arte. Lisbonne, 2009. N 7. P. 121-137; Sensi M. Il culto a Foligno di S. Maria Giacobbe // Lateranum. R., 2019. Vol. 85. N 2. P. 371-387; Gómez Darriba J. Santa María Salomé: La «inventio» de un culto compostelano // El Sol de Occidente: Sociedad, textos, imágenes simbólicas e interculturalidad. Santiago de Compostela, 2020. P. 291-312.
А. Н. Крюкова
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Почитание православных святых Святые Римско-католической Церкви Святые Греческих Православных Церквей Почитание святых Римско-католической Церкви Святые неразделенной Церкви Новозаветные персоналии Почитание святых неразделенной Церкви Саломия [Саломея] (I в.), ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. в жен-мироносиц неделю; пам. греч. 3 авг.; пам. зап. 24 апр.)
См.также:
МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля)
ИУЛИЙ И ИУЛИАН (IV-V вв.?), преподобные (пам. 21 июня; пам. греч. 19 мая, пам. зап. 7, 9 и 31 янв.)
ПРОВ, ТАРАХ И АНДРОНИК († ок. 304), мученики Аназарвские (пам. 12 окт.; пам. греч. 12 окт.; пам. зап. 11 окт.)
ГЕОРГИЙ [Победоносец] († 303), вмч. (пам. 23 апр., 3 нояб., пам. рус. 26 нояб., пам. груз. 10 нояб.)
ЕКАТЕРИНА († 305?), вмц. Александрийская (пам. 24 нояб.; пам. греч., пам. зап. 25 нояб.)
ИАННУАРИЙ († между 303 и 305, сщмч., еп. (пам. зап. 19 сент.; пам. греч. и РПЦ 21 апр.)
ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества
ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня)
КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.)
ЛАЗАРЬ [Лазарь Четверодневный] (I в. по Р. Х.), прав. (пам. в Лазареву субботу и 17 окт.), еп. Китийский, «друг Божий», воскрешенный Господом Иисусом Христом (ср.: Ин 11. 11)
МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.)
МАРТИН I [Мартин Исповедник] († 16.09.655), папа Римский (с 5 июля 649), исп. (пам. 14 апр.; пам. зап. 13 апр.)
МЕРКУРИЙ (сер. III в.), вмч. (пам. 24 нояб.; пам. греч. 25 нояб.; пам. зап. 25 нояб.), пострадал в Кесарии Каппадокийской (ныне Кайсери, Турция)
АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ (ок. 295 - 373), еп. Александрийский (с 328 г.), свт. ( пам. 18 янв., 2 мая)
ВАРВАРА († ок. 306), вмц. (пам. 4 дек., пам. зап. 15, 17 дек.)
ВОЛХВЫ в НЗ персонажи повествования о Рождестве Христовом (Мф 2. 1-12)
ВЯЧЕСЛАВ (ок. 907 - 28.09.935), блгв. кн. Чешский, (пам. 4 марта и 28 сент.)
ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации)