(† ок. 859), патриарх Иерусалимский (с 843). Согласно хронике Евтихия, патриарха Александрийского (X в.), С. был поставлен на Иерусалимскую кафедру на 2-м году правления халифа аль-Васика (842-847) и пребывал на ней 16 лет до своей кончины. Единственное, что сообщает о нем летописец,- это принадлежность С. к роду Ибн Мансур, потомков полулегендарного правителя Дамаска Мансура, которого считали виновным в поражении ромеев во время араб. вторжения в Сирию и в сдаче Дамаска мусульманам (636). За измену Мансур был проклят всеми христ. патриархами и епископами - болезненная память об этих событиях сохранялась даже 300 лет спустя, в окружении патриарха Евтихия. К роду Ибн Мансур принадлежал ряд видных государственных и церковных деятелей Ближ. Востока, прежде всего прп. Иоанн Дамаскин, отношение к которому современников, похоже, тоже было омрачено его происхождением от Мансура (см.: Griffith. 2016). Избрание С. на Патриаршество свидетельствует о клановом характере христианской элиты халифата и об устойчивости родовых квазиаристократических групп, как род Ибн Мансур, игравший ключевые роли в православной общине Сирии на протяжении ок. 250 лет. Возможно, авторитет наследственной аристократии оспаривали церковные иерархи, происходившие из среды монашества Иудейской пустыни, - имеется немало свидетельств, относящихся ко времени С., об избрании епископов Иерусалимской и Антиохийской Церквей из числа известных монахов палестинских лавр.
Исходя из датировки, С. является возможным адресатом послания свт. Мефодия I, патриарха К-польского, к не названному по имени Иерусалимскому патриарху от марта/апр. 846 г. (RegPatr, N 434). Из текста следует, что ранее между ними уже была несохранившаяся переписка по вопросу иконоборчества (Ibid., N 419). Согласно груз. источникам, С. предоставил Мцхетскому (Восточногрузинскому) католикосату право самостоятельно варить св. миро, а не привозить его из Иерусалима, как раньше (см.: Марр Н. Я. Исторический очерк Груз. Церкви с древнейших времен: К вопросу об автокефалии Груз. Церкви // ЦВ. 1907. № 3. Прил. С. 126). Патриаршество С. совпало с чередой антихрист. гонений халифа аль-Мутаваккиля (847-861), стремившегося к насаждению в гос-ве суннитской ортодоксии и подавлению остальных религ. течений. В 849/50 г. были введены бытовые ограничения для немусульман, в частности предписано ношение отличительной одежды; в 853/4 г. христианам было запрещено ездить на лошадях, а все построенные после арабского завоевания церкви подлежали разрушению, в 859/60 г. вышел указ об увольнении со службы чиновников-немусульман. Неясно, в какой мере эти предписания выполнялись на территориях, входивших в юрисдикцию Иерусалимской Церкви.
Недавно открытые арабо-христ. тексты Патерика палестинской лавры Мар-Харитон донесли до нас свидетельства сохранения визант. монашеской традиции в Иудейской пустыне; центральное место в них занимает фигура подвижника прп. Евстратия, чьи последние годы жизни примерно совпадают с Патриаршеством С. (Treiger. 2016; Idem. 2018). Несмотря на неоднократные разорения палестинских мон-рей и исход оттуда монахов в период смут в халифате нач. IX в., полстолетия спустя в обителях пустыни продолжалась иноческая жизнь и активно развивалась арабоязычная христ. культура.