Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕРАФИМА
62, С. 591-593 опубликовано: 14 декабря 2025г. 


Содержание

СЕРАФИМА

Мц. Серафима Римская. Икона. Кон. XVIII — нач. XIX в. (ЦМиАР)
Мц. Серафима Римская. Икона. Кон. XVIII — нач. XIX в. (ЦМиАР)

Мц. Серафима Римская. Икона. Кон. XVIII — нач. XIX в. (ЦМиАР)
[Серапия (Серафия); лат. Serap(h)ia] (I или II в. (?)), мц. Римская (пам. 29 июля). Сведения о святой содержатся в Мученичестве, 1-я часть к-рого посвящена С. (BHL, N 7586), 2-я - мц. Сабине (Савине) (BHL, N 7407). Во время гонений на христиан С., родом из Антиохии, жила в Италии, в г. Вендина (Виндена; обл. Умбрия), в доме женщины по имени Сабина. Будучи христианкой, С. наставляла в истинной вере свою госпожу, знатную вдову сенатора Валентина и дочь Ирода Металлария, пользовавшегося большим авторитетом при имп. Веспасиане (69-79). Когда наместник (praeses) Берилл приказал доставить С. к себе на допрос, Сабина, не желая отпускать служанку одну, поехала вместе с ней и защищала ее перед правителем. Берилл из уважения к благородному происхождению и богатству Сабины вначале отпустил С., но через 3 дня вновь повелел ей явиться. С. предстала перед судом, смело исповедала Христа и отказалась принести жертвы идолам. Тогда правитель отдал деву 2 юношам-египтянам, чтобы ночью они надругались над ней. Однако Бог защитил С.: внезапно с неба раздался гром, земля сотряслась, и испуганные юноши упали бездыханные, совершенно лишившись сил. Утром Бериллу доложили, что дева осталась нетронутой, а египтян парализовало. Наместник велел С. исцелить их и т. о. доказать всемогущество своего Бога. Помолившись, С. исполнила просьбу Берилла, к-рому юноши объяснили, почему не смогли причинить вред деве: им явился некий муж очень высокого роста, сияющий, как солнце, и загородил собой С. Тогда наместник обвинил деву в колдовстве. Он безуспешно склонял ее к идолопоклонству, потом велел бить палками, при этом щепка от одной из них попала ему в глаз, и через 3 дня он ослеп. По приказу Берилла 29 июля С. была обезглавлена. Сабина похоронила С. в приготовленном для себя склепе (monumentum). Вскоре в Вендину прибыл префект Елпидий, к-рому доложили о том, что Сабина уверовала во Христа под влиянием С. и не почитает языческих богов. После того как на допросе Сабина отказалась поклониться идолам, ее приговорили к смертной казни: 29 авг. христианке отрубили голову, и она была похоронена в том же месте, что и С.

По мнению большинства исследователей, создание Мученичества тесно связано с титулярной базиликой Санта-Сабина, построенной в нач. V в. на Авентинском холме в Риме знатной матроной по имени Сабина. Со временем эта женщина стала почитаться как святая. Так, напр., она изображена на мозаиках ц. Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (2-я пол. VI в.), а ее память под 29 авг. отмечена в некоторых рукописях Иеронимова Мартиролога (MartHieron. Comment. P. 476), в рим. Евангелиарии сер. VII в. и в др. литургических книгах рим. обряда. Известно, что к кон. VI в. (595) «титул Сабины» в Риме получил название «титул святой Сабины» (MGH. AA. T. 12. P. 411, 412, 414; MGH. Epp. T. 1. P. 367). Очевидно, что св. Сабину Римскую стали почитать и в Умбрии, где было написано общее Мученичество С. и Сабины. Самые древние рукописи, содержащие этот текст, датируются IX-X вв. (Vat. lat. 5771; Paris. lat. 5299, 5275, 5310). Традиционно считается, что Мученичество было составлено в V-VI вв. (Amore. 1968. Col. 541), однако М. Лапидж датирует его примерно VII в. (Lapidge. 2018. P. 584), по мнению С. Ланери, произведение написано не раньше кон. VI-VIII в. (Lanéry. 2010). М. Пиньо предполагает, что оно появилось не позднее IX в. (Pignot M. Cult of Saints, E02511 / www.csla.history.ox.ac.uk/record.php?recid=E02511). При этом, поскольку в Мученичестве не упоминается базилика на Авентине, вопрос о том, каким образом мц. Сабина из Умбрии стала почитаться в Риме как покровительница этой церкви, остается открытым. Высказывалось предположение, согласно которому в Риме существовало особое название для Авентина - Вендина, и о нем говорится в Мученичестве (Kirsch. 1918. S. 163-166). Однако этому объяснению противоречит тот факт, что в Мученичестве фигурируют наместник и префект претория, которые в Риме не могли иметь судебных полномочий (Lapidge. 2018. P. 584. Not. 10). Возможно, Вендина была деревушкой в Умбрии, недалеко от г. Терни (Rossi G. B., de. La Roma sotterranea cristiana. R., 1867. T. 2. P. XXX; Dufourcq. 1900. P. 165; Lapidge. 2018. P. 584); иногда ее отождествляют с поселением Рокка-Сан-Зеноне (Crescenti. 1966. P. 130. Not. 2).

Почитание мучениц началось довольно поздно: известно, что при папе Адриане I (772-795) близ г. Терни существовала церковь, посвященная мц. Сабине (LP. T. 1. P. 512; The Lives of the 8th-Century Popes (Liber Pontophicalis) / Transl. R. Davis. Liverpool, 1992. P. 169). Память мученицы с указанием «в Риме, на Авентине» под 29 авг. содержится в Мартирологах Беды и Флора Лионского (Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède: De l'Anonyme Lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 160). Память С. впервые появляется в Мартирологе Адона Вьеннского, к-рый под 29 авг. поместил сказание о св. Сабине, а под 3 сент.- о С. В обоих текстах сообщается, что мученицы пострадали при имп. Адриане (117-138) (MartAdon. 1984. P. 292-293, 297-298). Под этими же датами память святых отмечена в Мартирологе мон. Узуарда (MartUsuard. 1965. P. 293, 296). В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония память С. и краткая заметка, составленная на основе Мученичества, содержатся под 29 июля (MartRom. Comment. P. 312), под 3 сент. указан день перенесения мощей (Ibid. P. 378). В совр. редакции Римского Мартиролога под 29 авг. указана лишь память св. Сабины, именем к-рой названа церковь на Авентинском холме в Риме (MartRom. (Vat.). P. 458).

Свт. Димитрий, митр. Ростовский, поместил в «Книге житий святых» под 29 июля Мученичество С., известное ему по изданию Л. Сурия ([Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 429-431).

Ист.: CPL, N 2234; BHL, N 7407, 7586-7587; ActaSS. Aug. T. 6. P. 496-504; ЖСв. Июль. С. 650-657.
Лит.: Tillemont. Mémoires. T. 2. P. 246-251; Dufourcq A. Étude sur les «Gesta martyrum» romains. P., 1900. T. 1. P. 164-165, 313-318; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 228-229; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 41, 54, 346, 438, 460, 499-500, 570-571, 658-659; Kirsch J. P. Die römischen Titelkirchen im Altertum. Paderborn, 1918; Lanzoni F. I titoli presbiterali di Roma antica nella storia e nella leggenda // RACr. 1925. T. 2. P. 213-214, 251-252; Delehaye. Origines. P. 316-317; Crescenti G. La condanna allo stupro delle vergini cristiane durante la persecuzione dell'Impero Romano. Palermo, 1966. P. 125-142; Amore A. Sabina e Serapia // BiblSS. 1968. Vol. 11. Col. 540-542; idem. I Martiri di Roma / Ed. A. Bonfiglio. Todi, 20132. P. 239, 303-305; Mathon G. Serafina // BiblSS. 1968. Vol. 11. Col. 850; Susi E. Geografie della santità: Studi di agiografia umbra mediolatina (secc. IV XII). Spoleto, 2008. P. 31-34, 59-60; Lanéry C. Les Passions latines composées en Italie / Ed. G. Philippart // CCSH. 2010. Vol. 5. P. 305-306; D'Angelo E. Terni mediavale: Lacittà, La chiesa, i santi, L'agiografia. Spoleto, 2015. P. 169-182; Lapidge M. The Roman Martyrs: Introd., Transl., and Comment. Oxf., 2018. P. 582-592.
А. Н. Крюкова

Иконография

Рус. иконописные подлинники под 29 июля предписывают изображать С. как юную прекрасную деву. В подлиннике сводной редакции по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) ее облик описан следующим образом: «Подобием млада, власы светло-русы, лицем чиста, в двух ризах, на главе наметка белая» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 401). В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) акад. В. Д. Фартусова С. описана как «сирийского типа, молода; в двух туниках: одной белой подпоясанной и другой - короткой с широкими рукавами; волосы подвязаны и рассыпаны по плечам локонами. В руке крест…»; автор приводит 3 варианта надписи на хартии (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 367).

В рус. иконописи редкие изображения С. появились в Новое время. Как правило, это небольшие заказные иконы, где С. представлена как единолично, так и составе избранных святых. С белым платом на голове и пальмовой ветвью она представлена на иконе XIX в. (ГЭ). Среди избранных святых, рядом с мц. Марией (Голиндухой),- на иконе «Ангел-хранитель, с избранными святыми» сер.- 3-й четв. XIX в. (ЦМиАР). На иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦМиАР) С. изображена в 3/4-ном повороте влево, рука протянута к Спасителю в облачном сегменте, на фоне степного пейзажа с холмами и городом на заднем фоне. На ней 2 туники - короткая охристая поверх длинной красной, синий плащ, ниспадающий складками на землю; голова не покрыта. Из домовой церкви Мраморного дворца в С.-Петербурге происходит икона письма мстёрского иконописца И. С. Чирикова (кон. XIX - нач. XX в., ГЭ). Святая представлена стоящей на скалистом уступе на фоне горного пейзажа с рекой и городом. Ее облачение выполнено в зеленоватых тонах, голова покрыта розовым платом, из-под к-рого спадают на плечи локоны русых волос. Правая рука прижата к груди, в левой - закрытый свиток.

А. А. К.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Иконография мучеников и мучениц Серафима [Серапия (Серафия] (I или II в. (?)), мученица Римская (пам. 29 июля)
См.также:
АВКТ, ТАВРИОН И ФЕССАЛОНИКИЯ мученики Амфипольские (пам. 7 нояб.)
АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АГАФИЯ († ок. 251), мц. Палермская (Катанская) (пам. 5 февр.)
АГАФОКЛИЯ мц. (пам. 17 сент.)
АГАФОНИК, ЗОТИК, ФЕОПРЕПИЙ, АКИНДИН, СЕВЕРИАН, ЗИНОН и др. († ок. 305), мученики Вифинские и Фракийские (пам. 22 авг.)
АГНИЯ († III или нач. IV в.), мц. Римская (пам. зап. 21 янв., 5 июля, зап. 21 или 28 янв.)
АГРИППИНА († 257 или 262), мц. Римская (пам. 23 июня)