[Серапия (Серафия); лат. Serap(h)ia] (I или II в. (?)), мц. Римская (пам. 29 июля). Сведения о святой содержатся в Мученичестве, 1-я часть к-рого посвящена С. (BHL, N 7586), 2-я - мц. Сабине (Савине) (BHL, N 7407). Во время гонений на христиан С., родом из Антиохии, жила в Италии, в г. Вендина (Виндена; обл. Умбрия), в доме женщины по имени Сабина. Будучи христианкой, С. наставляла в истинной вере свою госпожу, знатную вдову сенатора Валентина и дочь Ирода Металлария, пользовавшегося большим авторитетом при имп. Веспасиане (69-79). Когда наместник (praeses) Берилл приказал доставить С. к себе на допрос, Сабина, не желая отпускать служанку одну, поехала вместе с ней и защищала ее перед правителем. Берилл из уважения к благородному происхождению и богатству Сабины вначале отпустил С., но через 3 дня вновь повелел ей явиться. С. предстала перед судом, смело исповедала Христа и отказалась принести жертвы идолам. Тогда правитель отдал деву 2 юношам-египтянам, чтобы ночью они надругались над ней. Однако Бог защитил С.: внезапно с неба раздался гром, земля сотряслась, и испуганные юноши упали бездыханные, совершенно лишившись сил. Утром Бериллу доложили, что дева осталась нетронутой, а египтян парализовало. Наместник велел С. исцелить их и т. о. доказать всемогущество своего Бога. Помолившись, С. исполнила просьбу Берилла, к-рому юноши объяснили, почему не смогли причинить вред деве: им явился некий муж очень высокого роста, сияющий, как солнце, и загородил собой С. Тогда наместник обвинил деву в колдовстве. Он безуспешно склонял ее к идолопоклонству, потом велел бить палками, при этом щепка от одной из них попала ему в глаз, и через 3 дня он ослеп. По приказу Берилла 29 июля С. была обезглавлена. Сабина похоронила С. в приготовленном для себя склепе (monumentum). Вскоре в Вендину прибыл префект Елпидий, к-рому доложили о том, что Сабина уверовала во Христа под влиянием С. и не почитает языческих богов. После того как на допросе Сабина отказалась поклониться идолам, ее приговорили к смертной казни: 29 авг. христианке отрубили голову, и она была похоронена в том же месте, что и С.
По мнению большинства исследователей, создание Мученичества тесно связано с титулярной базиликой Санта-Сабина, построенной в нач. V в. на Авентинском холме в Риме знатной матроной по имени Сабина. Со временем эта женщина стала почитаться как святая. Так, напр., она изображена на мозаиках ц. Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (2-я пол. VI в.), а ее память под 29 авг. отмечена в некоторых рукописях Иеронимова Мартиролога (MartHieron. Comment. P. 476), в рим. Евангелиарии сер. VII в. и в др. литургических книгах рим. обряда. Известно, что к кон. VI в. (595) «титул Сабины» в Риме получил название «титул святой Сабины» (MGH. AA. T. 12. P. 411, 412, 414; MGH. Epp. T. 1. P. 367). Очевидно, что св. Сабину Римскую стали почитать и в Умбрии, где было написано общее Мученичество С. и Сабины. Самые древние рукописи, содержащие этот текст, датируются IX-X вв. (Vat. lat. 5771; Paris. lat. 5299, 5275, 5310). Традиционно считается, что Мученичество было составлено в V-VI вв. (Amore. 1968. Col. 541), однако М. Лапидж датирует его примерно VII в. (Lapidge. 2018. P. 584), по мнению С. Ланери, произведение написано не раньше кон. VI-VIII в. (Lanéry. 2010). М. Пиньо предполагает, что оно появилось не позднее IX в. (Pignot M. Cult of Saints, E02511 / www.csla.history.ox.ac.uk/record.php?recid=E02511). При этом, поскольку в Мученичестве не упоминается базилика на Авентине, вопрос о том, каким образом мц. Сабина из Умбрии стала почитаться в Риме как покровительница этой церкви, остается открытым. Высказывалось предположение, согласно которому в Риме существовало особое название для Авентина - Вендина, и о нем говорится в Мученичестве (Kirsch. 1918. S. 163-166). Однако этому объяснению противоречит тот факт, что в Мученичестве фигурируют наместник и префект претория, которые в Риме не могли иметь судебных полномочий (Lapidge. 2018. P. 584. Not. 10). Возможно, Вендина была деревушкой в Умбрии, недалеко от г. Терни (Rossi G. B., de. La Roma sotterranea cristiana. R., 1867. T. 2. P. XXX; Dufourcq. 1900. P. 165; Lapidge. 2018. P. 584); иногда ее отождествляют с поселением Рокка-Сан-Зеноне (Crescenti. 1966. P. 130. Not. 2).
Почитание мучениц началось довольно поздно: известно, что при папе Адриане I (772-795) близ г. Терни существовала церковь, посвященная мц. Сабине (LP. T. 1. P. 512; The Lives of the 8th-Century Popes (Liber Pontophicalis) / Transl. R. Davis. Liverpool, 1992. P. 169). Память мученицы с указанием «в Риме, на Авентине» под 29 авг. содержится в Мартирологах Беды и Флора Лионского (Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède: De l'Anonyme Lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 160). Память С. впервые появляется в Мартирологе Адона Вьеннского, к-рый под 29 авг. поместил сказание о св. Сабине, а под 3 сент.- о С. В обоих текстах сообщается, что мученицы пострадали при имп. Адриане (117-138) (MartAdon. 1984. P. 292-293, 297-298). Под этими же датами память святых отмечена в Мартирологе мон. Узуарда (MartUsuard. 1965. P. 293, 296). В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония память С. и краткая заметка, составленная на основе Мученичества, содержатся под 29 июля (MartRom. Comment. P. 312), под 3 сент. указан день перенесения мощей (Ibid. P. 378). В совр. редакции Римского Мартиролога под 29 авг. указана лишь память св. Сабины, именем к-рой названа церковь на Авентинском холме в Риме (MartRom. (Vat.). P. 458).
Свт. Димитрий, митр. Ростовский, поместил в «Книге житий святых» под 29 июля Мученичество С., известное ему по изданию Л. Сурия ([Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 429-431).
Рус. иконописные подлинники под 29 июля предписывают изображать С. как юную прекрасную деву. В подлиннике сводной редакции по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) ее облик описан следующим образом: «Подобием млада, власы светло-русы, лицем чиста, в двух ризах, на главе наметка белая» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 401). В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) акад. В. Д. Фартусова С. описана как «сирийского типа, молода; в двух туниках: одной белой подпоясанной и другой - короткой с широкими рукавами; волосы подвязаны и рассыпаны по плечам локонами. В руке крест…»; автор приводит 3 варианта надписи на хартии (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 367).
В рус. иконописи редкие изображения С. появились в Новое время. Как правило, это небольшие заказные иконы, где С. представлена как единолично, так и составе избранных святых. С белым платом на голове и пальмовой ветвью она представлена на иконе XIX в. (ГЭ). Среди избранных святых, рядом с мц. Марией (Голиндухой),- на иконе «Ангел-хранитель, с избранными святыми» сер.- 3-й четв. XIX в. (ЦМиАР). На иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦМиАР) С. изображена в 3/4-ном повороте влево, рука протянута к Спасителю в облачном сегменте, на фоне степного пейзажа с холмами и городом на заднем фоне. На ней 2 туники - короткая охристая поверх длинной красной, синий плащ, ниспадающий складками на землю; голова не покрыта. Из домовой церкви Мраморного дворца в С.-Петербурге происходит икона письма мстёрского иконописца И. С. Чирикова (кон. XIX - нач. XX в., ГЭ). Святая представлена стоящей на скалистом уступе на фоне горного пейзажа с рекой и городом. Ее облачение выполнено в зеленоватых тонах, голова покрыта розовым платом, из-под к-рого спадают на плечи локоны русых волос. Правая рука прижата к груди, в левой - закрытый свиток.