Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕРАФИМА
62, С. 590-591 опубликовано: 14 декабря 2025г. 


СЕРАФИМА

Прмц. игум. Серафима (Сулимова). Фотография. Нач. XX в.
Прмц. игум. Серафима (Сулимова). Фотография. Нач. XX в.

Прмц. игум. Серафима (Сулимова). Фотография. Нач. XX в.
(Сулимова Елизавета Николаевна; ок. 1859-1861, г. Устюжна Новгородской губ.- 15.09. 1918, близ г. Кириллова Череповецкой губ.), прмц. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), игум. Род. в семье иконописных дел мастера Николая Абрамовича Сулимова, занимавшегося реставрацией церковной старины (в частности, подновлял росписи стен ц. прп. Мартиниана Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря). В 1874 г. Елизавета поступила в Леушинский во имя святого Иоанна Предтечи женский монастырь, в 1884 г. была определена в число указных послушниц. Проходила различные послушания, преимущественно состояла регентом хора мон-ря, затем - регентом ц. ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского мон-ря в С.-Петербурге, заведующей к-рым была ее старшая сестра - мон. Нина (в схиме Ферапонта). В этот период в день памяти мч. Вонифатия Римского с Елизаветой случилось чудо: по молитвам святому она мгновенно (во время чтения шестопсалмия) была исцелена от многолетнего большого нароста на кисти руки, о чем было написано в «Новгородских епархиальных ведомостях».

14 февр. 1901 г. Елизавета приняла постриг с именем Серафима в честь мц. Серафимы, девы Римской. 17 мая 1902 г. назначена казначеей Леушинского мон-ря. Прот. прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев), окормлявший Леушинский мон-рь, опекал и ценил С., неоднократно писал о ней в письмах настоятельнице мон-ря игум. Таисии (Солоповой), называя ее «верной рабой Божией» и отмечая «ее сердечную исповедь». Прав. Иоанн любил пение хора леушинских сестер, поэтому неск. инокинь во главе с С. неоднократно часть пути сопровождали его на пароходе.

В 1901 г. игум. Таисия обратилась с рапортом в Синод о возобновлении упраздненного в 1798 г. Ферапонтова мон-ря, церкви к-рого действовали как приходские. 12 дек. 1903 г. разрешение было получено, в янв. 1904 г. здания были приняты по описи, и леушинские сестры прибыли «для обустройства обители и пения». В 1905 г. С. была назначена возобновительницей Ферапонтова мон-ря, 23 мая 1906 г. определением Синода - его настоятельницей, 2 июля возведена в сан игумении. В эти дни С. навестил прав. Иоанн Кронштадтский, опекавший ее и сестер мон-ря до последних месяцев своей жизни. 29 мая 1909 г. С. была награждена наперсным крестом. Она отличалась рассудительностью, при ласковом общении с насельницами мон-ря соблюдала необходимую строгость, стремясь упорядочить монастырскую жизнь в соответствии с уставом. В мон-ре, мн. здания которого были руинированы, С. произвела значительные строительные работы; были построены корпуса и церковноприходская школа для крестьянских девочек с «рукодельными» классами (1909). Поскольку и сам монастырь, и собор Рождества Пресв. Богородицы, расписанный Дионисием (лето-осень 1502), являлись художественными памятниками мирового значения и находились в тяжелом состоянии, С. приняла все возможные меры к их сохранению и реставрации, в чем ей активно содействовал архиеп. Новгородский Арсений (Стадницкий), а также имп. Археологическая комиссия и Об-во защиты и сохранения памятников старины. При об-ве была создана комиссия по сохранению и реставрации Ферапонтова мон-ря (председатель кн. А. В. Оболенский), к-рая с 1912 г. стала руководить реставрационными работами, проводившимися на гос. и благотворительные средства. По разрешению Синода на восстановление Ферапонтова мон-ря были проведены всероссийские кружечные сборы. К 1915 г. была отремонтирована монастырская ц. прп. Мартиниана Белозерского.

В кон. янв. 1918 г. был опубликован декрет советской власти об отделении Церкви от гос-ва и о переходе всего церковного имущества в гос. собственность. 27 февр. приходской совет Ферапонтова мон-ря при участии членов Ферапонтовского исполнительного комитета произвел опись имущества. 8 апр. 1918 г. приходской совет постановил, что «все дела, касающиеся прихода и монастыря, должны решаться непременно через приходской совет... и никаких лиц, как частных, так и официальных, приезжающих в приходской Ферапонтов монастырь как для осмотра, так и других целей, без уполномоченных приходского церковного совета не допускать».

6(19) мая по окончании литургии священник мон-ря прот. сщмч. Иоанн Иванов по просьбе С. сделал объявление о том, что власти намереваются приехать в мон-рь для описи монастырской ризницы. Поскольку опись уже производилась приходским советом, сщмч. Иоанн в своем обращении к пастве отметил: «Допускать или не допускать их - ваше дело, но в случае, если будут обижать церковь и сестер,- защитите». Прихожане решили не допускать описи и прогнали приехавших из Кирилловского исполкома лиц; лишь уговоры сщмч. Иоанна помогли избежать кровопролития. 9(22) мая сщмч. Иоанн был арестован, богослужения в мон-ре прекратились. Настроение прихожан изменилось. С. писала в рапорте митр. Арсению (Стадницкому) о том, что 11(24) мая к ней «явились... около 40 человек из ближайших двух деревень и потребовали ключи от всех монастырских кладовых для осмотра всех продовольственных запасов». С. подчинилась их требованию, «они пошли осматривать и искать в присутствии комиссара; и почти все, что нашли, отобрали». На др. день в мон-рь пришла толпа народа и устроила погром: люди «ходили по кельям сестер, чердакам, проникали всюду, разламывали сундуки, срывали пробои и похищали все, что попадется под руку... Угрожали разогнать всех сестер, нанося им различные оскорбления». 12(25) мая С. вызвали в г. Кириллов. После допроса ей было приказано не выезжать из города, она жила на монастырском подворье, где ее навещал еп. Кирилловский сщмч. Варсонофий (Лебедев). В июне сщмч. Иоанна Иванова перевели в череповецкую тюрьму, откуда он уже не вернулся; С. отпустили.

11 сент. 1918 г. в дер. Сосуново неизвестными был убит председатель комитета бедноты коммунист А. И. Костюничев, участвовавший в организации продразверстки в Кирилловском у. По подозрению были арестованы трое Костюничевых из той же деревни. Состоялось 2 судебных процесса: 1-й суд принял резолюцию о необходимости дорасследовать дело, поскольку улик против арестованных недостаточно; 2-й суд, не проводя дополнительных расследований, приговорил всех троих к расстрелу, но, принимая во внимание то, что подсудимые являются «несознательными крестьянами», смягчил приговор, дав им 15 лет принудительных работ в Череповецком концлагере. Эти события вызвали резонанс в районных органах власти. Так, Череповецкий губернский комитет РКП(б) написал, что раз дело касается члена партии, то оно должно иметь политическую окраску и восприниматься как заговор против коммуниста. Ревтрибунал постановил ответить на убийство А. И. Костюничева красным террором, а именно: «...кроме наглых убийц и заговорщиков, подвергнуть расстрелу из числа 52 заложников… 37 человек». В «Известиях Череповецкого губернского и уездного Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов» в заметке о похоронах А. И. Костюничева содержались угрозы: «За каждую голову честного борца будут снесены ваши головы тысячами».

14 сент. были арестованы еп. сщмч. Варсонофий (Лебедев), к-рый возвращался из Горицкого в честь Воскресения Господня женского монастыря, и С., за к-рой в Ферапонтов мон-рь прислали подводу и к-рую в час ночи доставили в тюрьму. Утром 15 сент., в день похорон А. И. Костюничева, из тюрьмы в сопровождении отряда из 20 чел. вывели сщмч. Варсонофия, С., мучеников Николая Бурлакова, Анатолия Барашкова, Михаила Трубникова и Филиппа Марышева и в 5 часов расстреляли в 2 верстах от Кириллова по направлению к Горицам, поставив приговоренных лицом к горе Золотуха и спиной к Кириллову Белозерскому в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскому монастырю.

На докладе сестер Ферапонтова мон-ря об этих событиях еп. Тихвинский Алексий (Симанский; в 1945-1970 патриарх Московский и всея Руси Алексий I) написал: «Да помянет Господь подвиг и страдания рабы Своей игумении Серафимы и да сподобит ее блаженства вечного в Царствии Своем. Предложить обителям внести ее имя в синодики». Место погребения мучеников оставалось почитаемым на протяжении мн. лет. В 60-х гг. XX в. власти, видя, что поток людей, несмотря на пропаганду, не уменьшается, уничтожили могилу, возведя на ее месте хозяйственную постройку. 17 дек. 1998 г. на месте расстрела мучеников был установлен крест, в 2005 г. построена и освящена часовня Новомучеников Кирилловских.

С. прославлена в лике святых Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. Реабилитирована прокуратурой Вологодской обл. в апр. 2017 г.

Арх.: РГИА. Ф. 797. Оп. 77. Отд. 2. Ст. 3. Д. 227. Л. 155; Оп. 80. Отд. 2. Ст. 3. Д. 422. Л. 175-175 об.; Ф. 833. Оп. 1. Д. 26. Л. 157-158; ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 117; Д. 249. Л. 1-45 об.; ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4941. Л. 1401-1402; Ф. 481. Оп. 1. Д. 59. Л. 1-4; УКМ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 1. Л. 32, 33.
Ист.: Новгородские ЕВ. 1916. № 51. С. 1589-1591; 1918. № 16, 20; Сергиев И. И. [Иоанн Кронштадтский, прав.]. Письма к настоятельнице Иоанно-Предтеченского Леушинского первокл. мон-ря игум. Таисии. СПб., 1909; Варсонофий (Лебедев), сщмч., еп. Письма еп. Кирилловского Варсонофия архиеп. Новгородскому Арсению / Публ., вступ. ст.: Е. Р. Стрельникова // Источники по истории реставрации и изучения памятников рус. худож. культуры, XX в.: По мат-лам науч. конф. 6-10 авг. 2003. [Ярославль-Ферапонтово]. М., 2005. С. 159-214.
Лит.: Смирнов И. А. К истории Ферапонтова мон-ря: По страницам «Новгородских ЕВ» // Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 1997. Вып. 2. С. 101-107; Дамаскин. Кн. 5. С. 209, 218-230; Стрельникова Е. Р. Кронштадтский пастырь в Белозерье // Ферапонтовский сб. М., 2002. Вып. 6. С. 113-138; она же. Жития новомучеников Кирилловских. М., 2004; Воротынцева Е. А. Игуменья Серафима Сулимова // Вперед. Устюжна, 2002. 29 окт. С. 4; 1 нояб. С. 6; она же. Старинная Устюжна: Из истории города и края с древнейших времен до нач. XX в. Вологда, 2018. С. 359-361.
Архим. Дамаскин (Орловский)
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) Игуменьи Русской Православной Церкви Преподобномученицы Русской Православной Церкви Серафима (Сулимова Елизавета Николаевна; ок. 1859-1861 - 1918), игуменья, преподобномученица (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
См.также:
АВГУСТА (Защук Лидия Васильевна; 1871-1938), схимон., прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АГАФИЯ Крапивникова (1890 - 1937), прмц. Павлодарская (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АЛЕКСАНДРА Ивановна Дьячкова (1893–1938), послушница, прмц. (пам. 1 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АЛЕКСАНДРА (Самойлова Анна (?) Никитична; 1882–1938), мон., прмц. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)
АЛЕКСАНДРА (Червякова Мария Афанасьевна; 1873–1938), схим., прмц. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)
АНАСТАСИЯ Степановна Бобкова (1890–1938), послушница, прмц. (пам. 23 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)
АНАСТАСИЯ (Камаева Анастасия Леонтьевна; 1879-1937), мон., прмц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АННА (Благовещенская Мария Алексеевна; 1898-1938), прмц. Ярославская (пам. 26 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
АННА (Ежова Анна Ивановна; 1885-1937), прмц. (пам. 16 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АННА (Макандина Анна Алексеевна; 1892-1938), послушница, прмц. (пам. 1 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)