(Сулимова Елизавета Николаевна; ок. 1859-1861, г. Устюжна Новгородской губ.- 15.09. 1918, близ г. Кириллова Череповецкой губ.), прмц. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), игум. Род. в семье иконописных дел мастера Николая Абрамовича Сулимова, занимавшегося реставрацией церковной старины (в частности, подновлял росписи стен ц. прп. Мартиниана Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря). В 1874 г. Елизавета поступила в Леушинский во имя святого Иоанна Предтечи женский монастырь, в 1884 г. была определена в число указных послушниц. Проходила различные послушания, преимущественно состояла регентом хора мон-ря, затем - регентом ц. ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского мон-ря в С.-Петербурге, заведующей к-рым была ее старшая сестра - мон. Нина (в схиме Ферапонта). В этот период в день памяти мч. Вонифатия Римского с Елизаветой случилось чудо: по молитвам святому она мгновенно (во время чтения шестопсалмия) была исцелена от многолетнего большого нароста на кисти руки, о чем было написано в «Новгородских епархиальных ведомостях».
14 февр. 1901 г. Елизавета приняла постриг с именем Серафима в честь мц. Серафимы, девы Римской. 17 мая 1902 г. назначена казначеей Леушинского мон-ря. Прот. прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев), окормлявший Леушинский мон-рь, опекал и ценил С., неоднократно писал о ней в письмах настоятельнице мон-ря игум. Таисии (Солоповой), называя ее «верной рабой Божией» и отмечая «ее сердечную исповедь». Прав. Иоанн любил пение хора леушинских сестер, поэтому неск. инокинь во главе с С. неоднократно часть пути сопровождали его на пароходе.
В 1901 г. игум. Таисия обратилась с рапортом в Синод о возобновлении упраздненного в 1798 г. Ферапонтова мон-ря, церкви к-рого действовали как приходские. 12 дек. 1903 г. разрешение было получено, в янв. 1904 г. здания были приняты по описи, и леушинские сестры прибыли «для обустройства обители и пения». В 1905 г. С. была назначена возобновительницей Ферапонтова мон-ря, 23 мая 1906 г. определением Синода - его настоятельницей, 2 июля возведена в сан игумении. В эти дни С. навестил прав. Иоанн Кронштадтский, опекавший ее и сестер мон-ря до последних месяцев своей жизни. 29 мая 1909 г. С. была награждена наперсным крестом. Она отличалась рассудительностью, при ласковом общении с насельницами мон-ря соблюдала необходимую строгость, стремясь упорядочить монастырскую жизнь в соответствии с уставом. В мон-ре, мн. здания которого были руинированы, С. произвела значительные строительные работы; были построены корпуса и церковноприходская школа для крестьянских девочек с «рукодельными» классами (1909). Поскольку и сам монастырь, и собор Рождества Пресв. Богородицы, расписанный Дионисием (лето-осень 1502), являлись художественными памятниками мирового значения и находились в тяжелом состоянии, С. приняла все возможные меры к их сохранению и реставрации, в чем ей активно содействовал архиеп. Новгородский Арсений (Стадницкий), а также имп. Археологическая комиссия и Об-во защиты и сохранения памятников старины. При об-ве была создана комиссия по сохранению и реставрации Ферапонтова мон-ря (председатель кн. А. В. Оболенский), к-рая с 1912 г. стала руководить реставрационными работами, проводившимися на гос. и благотворительные средства. По разрешению Синода на восстановление Ферапонтова мон-ря были проведены всероссийские кружечные сборы. К 1915 г. была отремонтирована монастырская ц. прп. Мартиниана Белозерского.
В кон. янв. 1918 г. был опубликован декрет советской власти об отделении Церкви от гос-ва и о переходе всего церковного имущества в гос. собственность. 27 февр. приходской совет Ферапонтова мон-ря при участии членов Ферапонтовского исполнительного комитета произвел опись имущества. 8 апр. 1918 г. приходской совет постановил, что «все дела, касающиеся прихода и монастыря, должны решаться непременно через приходской совет... и никаких лиц, как частных, так и официальных, приезжающих в приходской Ферапонтов монастырь как для осмотра, так и других целей, без уполномоченных приходского церковного совета не допускать».
6(19) мая по окончании литургии священник мон-ря прот. сщмч. Иоанн Иванов по просьбе С. сделал объявление о том, что власти намереваются приехать в мон-рь для описи монастырской ризницы. Поскольку опись уже производилась приходским советом, сщмч. Иоанн в своем обращении к пастве отметил: «Допускать или не допускать их - ваше дело, но в случае, если будут обижать церковь и сестер,- защитите». Прихожане решили не допускать описи и прогнали приехавших из Кирилловского исполкома лиц; лишь уговоры сщмч. Иоанна помогли избежать кровопролития. 9(22) мая сщмч. Иоанн был арестован, богослужения в мон-ре прекратились. Настроение прихожан изменилось. С. писала в рапорте митр. Арсению (Стадницкому) о том, что 11(24) мая к ней «явились... около 40 человек из ближайших двух деревень и потребовали ключи от всех монастырских кладовых для осмотра всех продовольственных запасов». С. подчинилась их требованию, «они пошли осматривать и искать в присутствии комиссара; и почти все, что нашли, отобрали». На др. день в мон-рь пришла толпа народа и устроила погром: люди «ходили по кельям сестер, чердакам, проникали всюду, разламывали сундуки, срывали пробои и похищали все, что попадется под руку... Угрожали разогнать всех сестер, нанося им различные оскорбления». 12(25) мая С. вызвали в г. Кириллов. После допроса ей было приказано не выезжать из города, она жила на монастырском подворье, где ее навещал еп. Кирилловский сщмч. Варсонофий (Лебедев). В июне сщмч. Иоанна Иванова перевели в череповецкую тюрьму, откуда он уже не вернулся; С. отпустили.
11 сент. 1918 г. в дер. Сосуново неизвестными был убит председатель комитета бедноты коммунист А. И. Костюничев, участвовавший в организации продразверстки в Кирилловском у. По подозрению были арестованы трое Костюничевых из той же деревни. Состоялось 2 судебных процесса: 1-й суд принял резолюцию о необходимости дорасследовать дело, поскольку улик против арестованных недостаточно; 2-й суд, не проводя дополнительных расследований, приговорил всех троих к расстрелу, но, принимая во внимание то, что подсудимые являются «несознательными крестьянами», смягчил приговор, дав им 15 лет принудительных работ в Череповецком концлагере. Эти события вызвали резонанс в районных органах власти. Так, Череповецкий губернский комитет РКП(б) написал, что раз дело касается члена партии, то оно должно иметь политическую окраску и восприниматься как заговор против коммуниста. Ревтрибунал постановил ответить на убийство А. И. Костюничева красным террором, а именно: «...кроме наглых убийц и заговорщиков, подвергнуть расстрелу из числа 52 заложников… 37 человек». В «Известиях Череповецкого губернского и уездного Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов» в заметке о похоронах А. И. Костюничева содержались угрозы: «За каждую голову честного борца будут снесены ваши головы тысячами».
14 сент. были арестованы еп. сщмч. Варсонофий (Лебедев), к-рый возвращался из Горицкого в честь Воскресения Господня женского монастыря, и С., за к-рой в Ферапонтов мон-рь прислали подводу и к-рую в час ночи доставили в тюрьму. Утром 15 сент., в день похорон А. И. Костюничева, из тюрьмы в сопровождении отряда из 20 чел. вывели сщмч. Варсонофия, С., мучеников Николая Бурлакова, Анатолия Барашкова, Михаила Трубникова и Филиппа Марышева и в 5 часов расстреляли в 2 верстах от Кириллова по направлению к Горицам, поставив приговоренных лицом к горе Золотуха и спиной к Кириллову Белозерскому в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскому монастырю.
На докладе сестер Ферапонтова мон-ря об этих событиях еп. Тихвинский Алексий (Симанский; в 1945-1970 патриарх Московский и всея Руси Алексий I) написал: «Да помянет Господь подвиг и страдания рабы Своей игумении Серафимы и да сподобит ее блаженства вечного в Царствии Своем. Предложить обителям внести ее имя в синодики». Место погребения мучеников оставалось почитаемым на протяжении мн. лет. В 60-х гг. XX в. власти, видя, что поток людей, несмотря на пропаганду, не уменьшается, уничтожили могилу, возведя на ее месте хозяйственную постройку. 17 дек. 1998 г. на месте расстрела мучеников был установлен крест, в 2005 г. построена и освящена часовня Новомучеников Кирилловских.
С. прославлена в лике святых Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. Реабилитирована прокуратурой Вологодской обл. в апр. 2017 г.