(Астанайской и Алматинской епархии РПЦ), находится в г. Алматы, Казахстан. Создание обители связано с именем архиеп. Димитрия (Абашидзе; в схиме Антоний; см. Антоний (Абашидзе)), в 1906-1912 гг. возглавлявшего Туркестанскую кафедру (с 1915 архиепископ). С первых дней пребывания на кафедре он высказывал мысль о необходимости создания в г. Верном (с 1921 Алма-Ата, с 1993 Алматы) монашеской общины. С этим вопросом он обращался в Синод. В июле 1907 г. в город из Ташкента по нуждам своей обители прибыла монахиня Никольского жен. мон-ря Паисия (Крюкова). Она поддержала инициативу архиерея и стала 1-й трудницей создаваемой общины. Еп. Димитрий благословил начать сбор пожертвований на новый мон-рь и сам внес накопленные им за всю жизнь деньги - 1500 р. Помощницей мон. Паисии была назначена Анна Коробкова. Вскоре в Верном сложилась небольшая жен. община, возглавляемая мон. Паисией. Сестры временно поселились на архиерейской даче в М. Алматинском ущелье, где к тому времени закончилось строительство домового храма во имя прп. Серафима Саровского. 12 июля 1907 г. мещанки сестры Мария и Христина Николенковы обратились к руководству города с прошением об учреждении в Верном мон-ря, над созданием которого они готовы были потрудиться. Вопрос об устройстве Иверско-Серафимовской жен. обители был положительно рассмотрен на заседании духовной консистории 12 окт. Законоучитель верненской муж. гимназии прот. Михаил Колобов был уполномочен ходатайствовать перед властями об отводе земли и угодий для мон-ря. Для разрешения этого вопроса был создан особый комитет. Первыми насельницами монашеской общины стали: Мария и Христина Николенковы, Анисия Врублевская, Дария Руднева, Параскева Войсова, Параскева Андреева, Матрона Алексеева, Надежда Долженкова, Мария Осетрова, Елисавета Артемьева, Марфа Романенкова, Татиана Таровкова, Татиана Сыровая, Матрона Безматерина, Леонида Кудрявцева, Иустина Дёмина, Елисавета Палгина. 12 марта 1908 г. еп. Димитрий повторно писал в Синод, и 20 дек. было получено благословение на создание жен. монашеской общины. Под нужды обители были выделены земли вблизи городского кладбища, расположенного внутри квадрата совр. проспектов Райымбека-Сейфуллина и улиц Макатаева-Муратбаева, на южной стороне оживленного Ташкентского тракта, с построенной по инициативе еп. Туркестанского и Ташкентского Аркадия (Карпинского) и освященной в нач. 1904 г. еп. Туркестанским и Ташкентским Паисием (Виноградовым) кладбищенской ц. во имя Всех святых, к-рая была бесприходной, в ней совершали отпевания усопших и редко заупокойные и праздничные богослужения. На попечение сестер отдали и кладбище.
Позднее к мон-рю были приписаны находящаяся близ кладбища Иверская часовня и часовня в память жертв землетрясения 1887 г. на Гостином дворе (ныне Зеленый базар). Архитектором С. К. Тропаревским, строителем Всехсвятской ц., был составлен проект архитектурного ансамбля мон-ря: сестринского корпуса, просфорни, трапезной и дома настоятельницы. В мон-рь доставили чтимую копию Иверской иконы Божией Матери. Торжественное открытие обители состоялось 31 дек. 1908 г.
27 янв. 1911 г. последовал указ Синода об обращении верненской Иверско-Серафимовской жен. общины в жен. общежительный монастырь, а 5 марта Синодом была назначена новая настоятельница - игум. Нектария, насельница ставропольского Иоанно-Мариинского мон-ря. Духовником сестер стал иером. Иона. 22 июня того же года был получен государев указ, утверждающий передачу г. Верным земельного участка с постройками в собственность мон-ря. Вскоре обители передали в аренду участок земли под Талгаром, где был явлен св. ключ и построена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
Преемник еп. Димитрия еп. Иннокентий (Пустынский) в 1913 г. назначил настоятельницей обители монахиню Евфросинию (впосл. игумения), дочь председателя войскового правления ген. В. И. Бакуревича, к-рой предстояло понести тяготы революционной смуты и закрытие мон-ря. В непростые предреволюционные дни неск. сестер по благословению прмч. Серафима (Богословского) поселились в горном скиту в р-не Медео.
После переноса Туркестанской кафедры в Ташкент, 9 июня 1917 г., в Верный был назначен викарным архиереем сщмч. Пимен (Белоликов), к-рый прибыл в город накануне Октябрьского переворота и стал очевидцем гражданской междоусобицы и смуты в регионе.
Вскоре монастырь получил статус сельхозкоммуны со строгими потребительскими нормами и ограничениями. В сент. 1918 г. красным отрядом Кихтенко были арестованы насельницы обители мон. Анимаиса (Затыльникова) и послушница прмц. Евдокия Ткаченко, работавшие на монастырской заимке в 12 верстах от города. Без следствия и судебного производства 25 сент. сестры были расстреляны пьяными солдатами. Мон. Анимаиса получила ранение, а прмц. Евдокия скончалась на месте.
Из-за начавшихся гонений на Церковь игум. Евфросиния была вынуждена распустить воспитанниц и часть послушниц. Обреченный на закрытие мон-рь просуществовал до 1921 г., когда сестер выселили и они вынуждены были расселиться по окрестным селам и станицам. Нек-рые насельницы закрытой обители остались в городе и вместе со ссыльными священнослужителями и монашествующими составляли общину Никольского собора вплоть до его закрытия в 1936 г.
В 1922 г. отдельные монастырские здания были разобраны под строительные нужды города. Всехсвятский храм подвергся разрушению в 1942 г., тогда же было упразднено и застроено под эвакуированный завод им. С. М. Кирова кладбище.
Возрождение обители и начало ее новой истории относятся к 2004 г. 21 марта Мефодий (Немцов), митр. Астанайский и Алматинский, после богослужения огласил указ Синода о создании в г. Алматы жен. Иверско-Серафимовского мон-ря. Обитель была воссоздана на новом месте - на территории восстанавливавшегося Софийского собора. К тому времени при разоренном и разрушенном в годы гонений Софийском соборе была создана приходская община и построен храм во имя блж. Матроны Московской. Сестры ютились в небольшом помещении под храмом.
С 30 марта 2005 г. настоятельницей обители является игум. Любовь (Якушкина), возглавлявшая до этого Троице-Никольский мон-рь в Ташкенте. Под рук. игумении велись работы по строительству собора и сестринского корпуса. 30 сент. 2007 г. состоялось освящение Софийского собора, к-рый до закрытия неск. раз менял статус: был приходским станичным храмом, войсковым казачьим собором и даже кафедрой Туркестанской епархии и усыпальницей архиереев. Возродился старейший собор города в качестве монастырского.
Кроме 2 храмов, сестринского корпуса и хозяйственных построек на территории обители были созданы: мемориал Туркестанским архипастырям архиеп. Софонии (Сокольскому) и еп. Никону (Богоявленскому), погребенным в Софийском соборе, часовня во имя прп. Серафима Саровского, водосвятная часовня и паломническая гостиница.
При Александре (Могилёве), митр. Астанайском и Казахстанском, главе Митрополичьего округа РПЦ в Республике Казахстан, в монастырском соборе был установлен иконостас и сделаны росписи, облагорожена территория обители; установлен новый иконостас в храме блж. Матроны Московской, написаны иконы для 2 монастырских церквей. При обители действуют: просфорная, пекарня, швейный цех, иконописная мастерская и воскресная школа. Попечением митр. Александра на территории обители с 2014 по 2017 г. был построен духовно-культурный центр им. митр. Иосифа (Чернова), в к-ром располагается управление Алматинской епархии, проводятся заседания Синода Митрополичьего округа РПЦ в Республике Казахстан, работают управление делами, секретариат, отделы и комиссии Митрополичьего округа.
1 янв. 2016 г. приходской храм св. Царственных страстотерпцев в с. Карабулак Алматинской обл. преобразован в подворье Иверско-Серафимовского монастыря. В 2018 г. на подворье завершено строительство монастырского комплекса. Ведется строительство паломнического центра.
Чтимые святыни обители: копия Годеновского креста; икона с частицей мощей блж. Матроны; образ вмч. Пантелеимона афонского письма; икона мучеников Гурия, Самона и Авива, принадлежавшая митр. священноисп. Николаю (Могилевскому); ковчежец с частицами мощей преподобных Феодора Санаксарского, Александры, Марфы и Елены Дивеевских, святителей Феофана Затворника (Говорова), Мелетия и Гавриила Рязанских, Агафангела Ярославского, праведного воина Феодора Ушакова, благоверных князей Феодора Смоленского, Давида и Константина Ярославских, блж. Любови Рязанской; часть рясы св. прав. Иоанна Кронштадтского (Сергиева); частица мощей мц. Агафии Панормской; икона с частицей мощей священноисп. Луки (Войно-Ясенецкого); икона с частицей мощей прав. Симеона Богоприимца; икона с частицей мощей вмч. Пантелеимона; икона с частицей мощей преподобноисп. Антония (Абашидзе); икона с частицей мощей преподобноисп. Севастиана (Фомина). На подворье: икона с частицей мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России, икона святых царственных страстотерпцев.