Туркестанской епархии (см. ст. Ташкентская и Среднеазиатская епархия), существовало в 1916-1927 гг. Названо по Семиреченской обл. Туркестанского генерал-губернаторства. Было создано высочайше утвержденным указом Синода от 16 дек. 1916 г., которым резиденция епископа Туркестанского и Ташкентского переносилась в г. Ташкент и Семиреченская кафедра учреждалась в г. Верном (ныне Алматы (Алма-Ата), Казахстан) как существующая на местные средства с именованием епископа Семиреченским и Верненским (Туркестанские ЕВ. 1917. Ч. офиц. № 2. С. 26). С. в. совпадало с границами Семиреченской обл. 21 янв. 1917 г. на Семиреченскую кафедру был назначен Соликамский еп. Сергий (Лавров) (ЦВед. 1917. № 6. С. 33). Однако в Верный он не прибыл. Титул Семиреченского и Верненского оставался за ним до 9 июля 1917 г., когда на Семиреченскую кафедру был назначен Салмасский еп. сщмч. Пимен (Белоликов), уволенный по прошению с должности начальника Урмийской духовной миссии (Туркестанские ЕВ. 1917. Ч. офиц. № 15. С. 193). Указ он получил только накануне Крестовоздвижения и сразу направился к месту назначения, прибыв в Верный 11 окт. 1917 г. Он стал 1-м и единственным Семиреченским архиереем, пребывавшим в своем кафедральном городе (Там же. № 20. С. 241).
По данным на 1916 г., население Туркестанского генерал-губернаторства насчитывало 10 млн чел., русские составляли 8,9%. Особенно активно переселенцы приезжали в Семиреченскую обл. Около 70% населения в Семиречье составляли кочевые племена; на 1916 г. здесь проживали 210 тыс. правосл. русских, было 34 старожильческих села, более 200 сел новых переселенцев, 19 казачьих станиц, 15 казачьих выселков. Существовало созданное в 1867 г. Семиреченское казачье войско с центром в Верном. Ко времени учреждения С. в. действовало более 130 правосл. приходов (ГА Алматинской обл. Ф. 716. Оп. 2. Д. 1), область испытывала огромную нужду в духовенстве и архипастырском окормлении. Тем более, что в авг.-окт. 1916 г. на юге Семиречья в результате Киргизского восстания десятки приходов были сожжены, среди многочисленных жертв переселенцев были священники.
Указ о С. в. предполагал перенос штатов кафедрального собора, архиерейского дома и консистории в Ташкент, но в мае 1917 г. начальник Туркестанской консистории в циркулярном послании поднял вопрос о целесообразности сохранения епархиального центра Туркестана в Верном, мотивируя тем, что духовенство областей помимо Семиреченской малочисленно и разобщено, церковные школы малочисленны; мн. приходы довольствуются молитвенными домами, в самом Ташкенте нет архиерейского дома и здания для консистории (Туркестанские ЕВ. 1917. Ч. офиц. № 9. Л. 107-108). Туркестанский и Ташкентский еп. Иннокентий (Пустынский), вернувшись 14 янв. 1917 г. в Верный из командировки в Петроград, оставался здесь до июля 1917 г. На съезде семиреченского духовенства 6 июля 1917 г. большинством голосов ему было вынесено недоверие и сформулировано постановление: «Не просить преосвященного Иннокентия о перемещении с Ташкентской кафедры на Семиреченскую» (Там же. № 17. С. 212). Выехав в Ташкент, а затем в Москву для участия в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 годов, он все же предполагал вернуться в Верный, но с прибытием на Семиреченскую кафедру еп. Пимена вынужден был жить в Ташкенте. Указ о С. в. остался в силе. Вик-ству временно подчинялись консисторское делопроизводство, «Туркестанские епархиальные ведомости», свечной завод и др. учреждения.
Правление еп. Пимена пришлось на развернувшуюся весной 1918 г. гражданскую войну в Семиреченской обл., главным мотивом к-рой стал земельный передел: противостояние малоземельного крестьянства и обеспеченного землей казачества. Территория С. в. оказалась разделенной: север - под контролем Западно-Сибирского комиссариата Временного Сибирского правительства; на юге, включая областной центр, удерживалась советская власть. Эта часть области вошла в состав Туркестанской АССР. На границах 2 враждебных территорий шли бои. После рабоче-крестьянской революции в Ташкенте, сопровождавшейся многочисленными жертвами, Семиреченский викарий поддержал казачью диктатуру, действовавшую в Верном с нояб. 1917 по 3 марта 1918 г. Еп. Пимен был расстрелян 16 сент. 1918 г. за сопротивление декретам центральной советской власти и связь с белыми отрядами. После его трагической гибели церковное руководство епархией осуществлялось из Ташкента Туркестанским архиеп. Иннокентием (Пустынским). 11 мая 1919 г. ВВЦУ Сибири на заседании в Омске во епископа Семиреченского и Верненского был избран архим. Софроний (Арефьев; впосл. архиепископ), хиротонию к-рого 10 июня 1919 г. совершил патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин). Еп. Софроний не возглавил С. в. и 23 июня был командирован в Якутск для управления Якутской епархией, в 1920 г. получил назначение на Якутскую кафедру. С 20 янв. по 16 марта 1920 г. старшим священником Семиреченского края являлся игум. свт. Иона (Покровский; впоследствии епископ). С июня 1921 по 18 мая 1922 г. титул «Верненский» носил еп. Леонид (Скобеев), проживавший в Москве и не выехавший к месту назначения. В 1922 г. на чрезвычайном заседании епархиального совета Туркестанской епархии епископом Верненским и Семиреченским был избран архим. Виссарион (Зорнин (Зорин)), 24 нояб. состоялось его наречение, но хиротония не могла быть совершена. 25 сент. 1923 г. он был назначен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии, и вскоре хиротонисан.
В 1923 г. в Алма-Ате (до 1921 - Верный) учреждена обновленческая Джетысуйская кафедра (Постановлением ВЦИК от 12 окт. 1922 Семиреченская обл. переименована в Джетысуйскую). Обновленческую епархию возглавил бывш. ташкентский прот. А. И. Марков, 23 дек. 1923 г. возведенный в сан «епископа» Джетысуйского. До его назначения в авг. 1923 г. в Алма-Ате побывал представитель ВЦУ свящ. Матфей Шевченко и провел съезд, на к-ром духовенство полным составом приняло ВЦУ (Иаков (Воронцов). 2019). В сводке ГПУ за 1925 г. по Джетысуйской губ. указано наличие 80 обновленческих приходов и 5 автокефальных (староцерковных) (ГА Алматинской обл. Ф. 489. Оп. 2. Д. 1).
25 янв. 1925 г. указом патриарха свт. Тихона епископом Семиреченским и Верненским, викарием Туркестанской епархии, с поручением временно управлять Туркестанской епархией, определен проживавший в Ташкенте Черноморский и Новороссийский еп. Сергий (Лавров), вторично назначенный на Семиреченскую кафедру. К моменту его назначения все приходы Алма-Аты перешли в обновленчество. Об этом свидетельствует письмо свящ. Григория Лазуревского еп. Сергию от 8 дек. 1925 г. (ЦГА Респ. Узбекистан. Ф. И-429. Оп. 1. Д. 659а), из которого следует, что несколько священников староцерковного направления оставались в Пржевальске, в Алма-Ате же все духовенство перешло в обновленчество. Староцерковная община была зарегистрирована здесь группой мирян 6 дек. 1925 г., и свящ. Григорий Лазуревский приступил к служению в снятом для этих целей доме. По его словам, для перехода из раскола все ждали приезда епископа. Первые резолюции еп. Сергия датированы мартом 1925 г. Тогда же было издано «Смиренное Послание к пастырям и чадам Православной Церкви Семиреченской и Туркестанской епархии, уклонившимся в обновленческий раскол». Это и другие послания оказали влияние на ситуацию в С. в.: один за другим обновленческие священники стали подавать заявления, в которых приносили покаяние и просили принять их в «старую Церковь» (Ходаковская. 2016. С. 20). В Алма-Ату еп. Сергий не прибыл, т. к. 6 дек. 1925 г. был арестован, а 6 февр. 1927 г., по освобождении, объявил о своем переходе в обновленческий раскол.
С 30 окт. 1926 по 6 нояб. 1929 г. на территории Джетысуйской губ. существовало вик-ство, совпадавшее в границах с прежним С. в. и названное Туркестанским еп. священноисп. Лукой (Войно-Ясенецким) Пишпекским, поскольку в 1926 г. титул «Семиреченский» оставался за находящимся в изоляции еп. Сергием (Лавровым). Пишпекское вик-ство весь период его существования возглавлял еп. Мелхиседек (Аверченко). На обширнейшей территории Туркестанской епархии в противостоянии обновленчеству еп. Луке приходилось надеяться на помощь викариев на местах, но к 1927 г. действующим было только это вик-ство (Озмитель. 2020). Деятели обновленческого раскола продолжали поглощать тихоновские приходы. Весной-осенью 1927 г. обновленческий «митрополит» А. И. Введенский совершил турне по Ср. Азии, в ходе которого тихоновская община Никольского собора г. Фрунзе (до 1926 Пишпек, с 1991 Бишкек) во главе со свящ. Пономарёвым, к-рого еп. Мелхиседек намеревался «сделать полномочным благочинным всей северной Азии», перешла в обновленческую юрисдикцию под влиянием антитихоновских лекций Введенского и совершённых им богослужений в обновленческой Серафимовской ц. (Введенский. 1927).
Указом заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) Туркестанская епархия Московского Патриархата в сент. 1927 г. была разделена на 2 самостоятельные: Ташкентскую Туркестанскую и Алма-Атинскую Туркестанскую (Цыпин. История РЦ. С. 714). В сент. 1927 г. на Алма-Атинскую кафедру был назначен еп. Лев (Черепанов). Границы Алма-Атинской епархии совпадали с границами С. в. Пишпекское викариатство вошло в ее состав, его территория сократилась до Чуйской долины и Иссык-Кульской котловины. В 1928 г. Пишпекский викарий объехал территорию совр. Чуйской обл. и власти, фиксируя это событие, с неудовольствием констатировали провал своей атеистической пропаганды: «В ряде селений проезжал архиерей, и всюду устраивались торжественные встречи» (Озмитель. 2014). После освобождения 6 нояб. 1929 г. еп. Мелхиседека от управления Пишпекским вик-ством оно перестало существовать (ЦГА Респ. Узбекистан. Ф. Р-429. Оп. 1. Д. 68. Л. 4).