Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕМИПАЛАТИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО
62, С. 389-391 опубликовано: 25 ноября 2025г. 


СЕМИПАЛАТИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Омской епархии (см. ст. Омская и Таврическая епархия), существовало в 1911-1928 гг. Получило название по г. Семипалатинску (ныне Семей, Казахстан). 4 окт. 1911 г. имп. мч. Николай II Александрович утвердил доклад Синода об образовании С. в. и о назначении викарным епископом Семипалатинским начальника Киргизской духовной миссии Омской епархии архим. Киприана (Комаровского; с авг. 1899 он служил миссионером Шульбинского стана Киргизской миссии, с 19 апр. 1901 был помощником начальника миссии, с 11 июля 1906 начальник миссии). Омскому и Семипалатинскому еп. Владимиру (см. ст. Путята В. В.) повелевалось именоваться Омским и Акмолинским. Наречение и архиерейская хиротония викария должны были состояться в Омске (Высочайшее повеление // Омские ЕВ. 1911. № 23. Ч. офиц. С. 1-2).

3 дек. 1911 г. в омской ц. в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» Омского епархиального братства ревнителей Православия, самодержавия, русской народности и христианского благотворения состоялось наречение архим. Киприана (Комаровского) во епископа Семипалатинского, на следующий день в омском Успенском кафедральном соборе - его архиерейская хиротония (1-я в истории Омска). Наречение и хиротонию совершили еп. Омский Владимир (Путята), еп. Бийский Иннокентий (Соколов; 1-й викарий Томской епархии, начальник Алтайской духовной миссии) и еп. бывш. Михайловский Исидор (Колоколов), управлявший Покровским мон-рем близ Омска (ныне в черте города).

Викарий должен был пребывать в Семипалатинске и продолжать заведовать Киргизской миссией, центральный стан которой находился в предместье Семипалатинска Заречная слободка. Содержание викария было «отнесено на местные средства». Благодаря содействию семипалатинского губернатора А. Н. Тройницкого городские об-ва постановили ежегодно выделять на содержание Семипалатинского епископа следующие суммы: от Семипалатинска - 300 р., от Павлодара - 400, от Каркаралинска - 100, от г. Кокпекты - 25 р. (Киприан (Комаровский), еп. 1912. С. 7). Кроме того, Семипалатинский викарий получал жалованье (1 тыс. р. в год) от Совета Православного миссионерского об-ва, как начальник Киргизской миссии (Голошубин. 1914. С. 860).

17 дек. 1911 г. еп. Киприан прибыл в Семипалатинск. Его торжественную встречу семипалатинским духовенством организовал настоятель Знаменского собора прот. Акиндин Правдин. В мероприятии, проходившем в самой большой церкви Семипалатинска, Никольской (вмещала до 3 тыс. чел.), участвовали все городское духовенство (2 протоиерея, 11 священников, 8 диаконов), семипалатинский губернатор Тройницкий, вице-губернатор Г. А. Савримович, др. светские чиновники, а также воинские части и военный оркестр (Прибытие преосв. Киприана, еп. Семипалатинского, в Семипалатинск // Омские ЕВ. 1912. № 2. Ч. неофиц. С. 18-21). После того как 26 янв. 1913 г. император утвердил доклад Синода об учреждении в Омской епархии Акмолинского викариатства (в 1914 переименовано в Петропавловское викариатство), Семипалатинский епископ получил статус 1-го викария Омской епархии (Высочайшее повеление // Там же. 1913. № 5. Ч. офиц. С. 1-2).

Во время кампании по изъятию церковных ценностей Семипалатинский еп. Киприан из-за давления властей был вынужден 20 апр. 1922 г. провести в Никольском храме заседание церковноприходского совета (присутствовало 400 прихожан), посвященное реквизиции ценностей. Омский архиеп. Димитрий (Беликов) и Семипалатинский еп. Киприан обратились к духовенству и прихожанам с посланиями, в которых призывали не сопротивляться изъятию церковных ценностей. 5 мая изымались ценности из Никольской ц.: серебряные ризы были сняты с 25 икон, верующим удалось сохранить ризу иконы свт. Николая, выкупив ее, всего из этого храма реквизировали 69 серебряных предметов весом ок. 3 пудов. Из Знаменского собора изъяли 49 серебряных предметов весом ок. 3 пудов; серебряные ризы были сохранены лишь на местном списке Абалакской «Знамение» иконы Божией Матери (впосл. икона пропала) и на иконе «Христос Царь Славы».

Летом 1922 г., когда на территории Омской епархии начало распространяться обновленчество, Семипалатинский еп. Киприан признал раскольничье Высшее церковное управление. Однако уже в конце того же года он принес покаяние патриарху Московскому и всея России свт. Тихону (Беллавину).

В 1922-1937 гг. существовала обновленческая Семипалатинская и Усть-Каменогорская епархия, которая в 1922-1925 гг. входила в раскольничью Сибирскую митрополию, в 1928-1937 гг.- в Казахстанскую митрополию.

В кон. 1922 г. проводились собрания духовенства и мирян С. в., на к-рых обсуждались вопросы противостояния обновленчеству. Среди организаторов этих собраний были еп. Киприан (Комаровский), священномученики Нестор Панин и Виктор Климов, а также прот. А. Правдин. 4 дек. 1922 г. ряд участников собраний были арестованы. 7 дек. того же года арестован еп. Киприан. 16 мая 1923 г. Семипалатинский архиерей и прот. А. Правдин были приговорены к заключению на 2 года в концлагерь; еп. Киприан в дальнейшем в Семипалатинск не возвратился. Были оштрафованы 10 обвиняемых, в т. ч. священномученики Нестор Панин и Виктор Климов.

В информационной сводке VI отделения Секретного отдела ОГПУ «о состоянии православных церковников по С. С. С. Р. на 1 января 1924 г.» отмечалось, что в Семипалатинской губ. «тихоновщина в силу превосходивших сил обновленцев на время прекратила свою деятельность», однако после освобождения патриарха из-под ареста (27 июня 1923) «почувствовала себя сильней и начала проявлять активность», численность духовенства и приходов Патриаршей Церкви «все более и более начала увеличиваться». Наибольшую активность представители канонической Церкви проявляли в Бухтарминском у. (Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 388). К 1 янв. 1925 г. в обновленческой Семипалатинской епархии было 142 церкви, 144 священника и 20 диаконов (Левитин, Шавров. Очерки Смуты. С. 457). В ответ на приглашение обновленцев принять участие в их соборе 1925 г. представители Патриаршей Церкви в Семипалатинске «отказались от переговоров на том основании, что «противоречия между староцерковниками и обновленцами может разрешить лишь Вселенский Собор»» (Там же. С. 501).

В 1925 г. (не ранее 12 апр.) на Семипалатинскую кафедру был переведен Петропавловский еп. Алексий (Буй); с июня по окт. 1925 г. он также временно управлял Свердловской епархией (см. Екатеринбургская и Верхотурская епархия). 13 дек. 1925 г. Омский архиеп. Виктор (Богоявленский) и Петропавловский еп. сщмч. Иоанн (Троянский) хиротонисали во епископа Семипалатинского архим. Иннокентия (Никифорова). 22 авг. 1928 г. С. в. Омской епархии было преобразовано в самостоятельную Семипалатинскую и Усть-Каменогорскую епархию (см. Усть-Каменогорская и Семипалатинская епархия) во главе с еп. Иннокентием. По нек-рым сведениям, с 1925 по 1929 г. С. в. (с 1928 епархией) неоднократно и кратковременно управлял Вольский еп. Григорий (Козырев) (Акты свт. Тихона. С. 945; Губонин. История иерархии. 2019. С. 450).

В 1929-1934 гг. на территории Казахстана существовала Алма-Атинская епархия в ведении Временного высшего церковного совета (ВВЦС), коллегиального органа григорианского раскола. В Семипалатинске с 1929 по осень 1931 г. григорианская община совместно с общиной канонической Церкви пользовалась Воскресенской (Казачьей) ц. С осени 1931 по февр. 1936 г. в ведении ВВЦС находилась Всехсвятская старокладбищенская ц. в Семипалатинске (Лавринов. 2018. С. 510, 528).

Ист.: Киприан (Комаровский), еп. Речь, произнесенная при наречении его во еп. Семипалатинского, вик. Омской епархии, 3 дек. 1911 г. // Омские ЕВ. 1911. № 24. Ч. неофиц. С. 19-22; Акты свт. Тихона. С. 835, 945, 960, 967, 970, 973-974, 977, 981, 983.
Лит.: Открытие вик-ства в Омской епархии // Омские ЕВ. 1911. № 20. Ч. неофиц. С. 42-43; С. В. П. Наречение и хиротония начальника Киргизской духовной миссии архим. Киприана во еп. Семипалатинского // Там же. № 24. Ч. неофиц. С. 22-25; Киприан (Комаровский), еп. Краткая записка о Киргизской миссии за 1911 г. // Там же. 1912. № 20. Ч. офиц. С. 7-28; Голошубин И., свящ. Справочная книга Омской епархии. Омск, 1914; Левитин, Шавров. Очерки Смуты. С. 358, 457, 501; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 105; Ч. 3. С. 251-252; Ч. 4. С. 99-100; Кашляк В. Н. Семипалатинск: Три века истории. Новосиб., 2002; он же. Храмы Семипалатинска: Прошлое и настоящее. Семипалатинск, 2004; «Обновленческий» раскол. С. 793-795; Шкаровский М. В. Судьбы иосифлянских пастырей: Иосифлянское движение РПЦ в судьбах его участников: Арх. док-ты. СПб., 2006. С. 125-126; Регельсон Л. Л. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. М., 20073. С. 529, 531, 535, 543, 595. (МИЦ; 15); Левкина Н. Жизнеописание сщмч. Феодора Чичканова и с ним пострадавших // Томские ЕВ. 2009. № 7(138). С. 6-7;Иустин (Ларионов), иером. Рус. православие в Вост. Казахстане в XVIII-XX вв. Усть-Каменогорск, 2014; Жанбосинова А. С. Кампания по изъятию религ. ценностей в 20-е гг. XX в. как метод борьбы с культом // Мировоззрение населения Юж. Сибири и Центр. Азии в ист. ретроспективе. Барнаул, 2015. Вып. 8. С. 264-275; Лавринов В. В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 168-169, 218, 312, 368, 404, 486, 598, 601, 653-654. (МИЦ; 54); он же. Временный высший церк. совет и его роль в истории РПЦ: (1925-1945). М., 2018. (МИЦ; 59); Губонин. История иерархии. 2019. С. 450-451.