Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОДЕССКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
52, С. 413-415 опубликовано: 26 мая 2023г.


ОДЕССКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Одесской и Измаильской епархии УПЦ), находится в г. Одессе (Украина). Основан в 1876 г. архим. Макарием (Сушкиным) как подворье афонского Русского великомученика Пантелеимона мужского монастыря для помощи паломникам, направлявшимся на Св. Гору. Первоначально подворье располагалось при каменном 2-этажном доме на ул. Ново-Рыбной (участок № 165; ныне ул. Пантелеймоновская, 66), приобретенном родным братом архим. Макария тульским купцом И. И. Сушкиным через поверенного В. Т. Буланова. К 1880 г. здесь проживали 3 насельника (заведующий мон. Андрей (Христиченко), мон. Григорий (Говтворенко), направленный с Афона в Одессу для получения монастырской корреспонденции, отправки посылок и помощи паломникам, и мон. Филипп (Псарев)), в 1884 г.- ок. 10 монахов и послушников.

Храм во имя вмч. Пантелеимона. Литография. Кон. XIX в.
Храм во имя вмч. Пантелеимона. Литография. Кон. XIX в.

Храм во имя вмч. Пантелеимона. Литография. Кон. XIX в.

В 1883 г. на Куликовом поле напротив подворья было построено новое здание железнодорожного вокзала «Одесса-Главная». С появлением полноценного вокзала поток богомольцев на Св. Гору многократно возрос. Ежегодно из Одессы в паломничество отправлялись сотни верующих. В 1885-1896 гг. близ Пантелеимонового подворья было построено подворье Андрея апостола скита, а в 1896 г. также неподалеку возведен храм подворья афонского Илиинского скита (см. Одесский во имя святого Илии пророка мужской монастырь).

24 авг. 1892 г. владелец крупнейшего в России канатного завода купец 1-й гильдии Я. А. Новиков (1849-1912) пожертвовал афонской обители соседний с Пантелеимоновым подворьем участок земли (№ 158) с дарственной надписью: «…для устройства церкви и служб, в которых начальствующим монастыря встретится надобность в видах доставления паломникам, путешествующим к Святым местам, приюта и душевного упокоения». 9 мая 1893 г. на этом участке был заложен новый корпус подворья с церковью. Первоначальные эскизы здания составлены в 1892 г. с.-петербургским епархиальным архит. Н. Н. Никоновым, детальные планы разработаны одесским архит. Л. Ф. Прокоповичем, выпускником АХ (Барановский. 1902. С. 129).

28 дек. 1895 г. викарный еп. Елисаветградский Тихон (Морошкин; † 1903) в сослужении настоятеля подворья иером. Пиора и епархиального духовенства освятил 3-этажное здание с 5-купольным храмом во имя вмч. Пантелеимона (правый придел - в честь Покрова Пресв. Богородицы, левый - во имя свт. Николая Чудотворца). На торжестве присутствовали одесский градоначальник, генерал-лейтенант П. А. Зеленой, городской голова В. Н. Лигин, а также представители Пантелеимонова мон-ря иером. Виссарион и иеромонах афонского подворья в К-поле Иоанникий. Пел хор архиерейских певчих.

Храм вмч. Пантелеимона располагался на 3-м этаже здания, выстроенного в московско-ярославском стиле. Золотой резной иконостас работы московского мастера купца Н. А. Ахапкина украшали иконы «уставного» фряжского письма, выполненные В. В. Шокоревым, поставщиком икон для имп. двора. Настенные росписи сделаны одесскими мастерами в византийско-рус. стиле. В храме были устроены вместительные хоры для певчих. С хор узкая лестница вела на колокольню (высота с крестом 27 саж.). На колокольне установили 11 колоколов разного размера весом от 5 до 1200 кг, отлитые на Воронежском колокольно-литейном заводе. Во дворе располагался флигель с кельями для братии.

К 1907 г. Пантелеимоново подворье могло одновременно вместить более 600 постояльцев, принимая за год в среднем 2 тыс. чел. 13 февр. 1909 г. постановлением Одесской городской думы «во внимание... к полезной деятельности Одесского подворья» ул. Ново-Рыбная была переименована в Пантелеймоновскую.

Братия активно занималась благотворительностью. Так, с 1895 г. на подворье беднякам ежедневно по утрам выдавали по куску ржаного хлеба (от 250 до 500 г), на что каждый год расходовалось 5-7 тыс. р. Кроме того, ежегодно вносилось 300 р. в эмеритальную кассу духовенства Херсонской епархии, 300 р. ежегодно жертвовалось Свято-Андреевскому братству при храме Одесской ДС и 50 р.- бедным учащимся семинарии. В кон. XIX в. Одесское подворье являлось 2-м по значению (после Московского) центром просветительско-издательской деятельности афонского Пантелеимонова мон-ря на территории России. Впервые в сер. 80-х гг. XIX в. насельники подворья пожертвовали Свято-Андреевскому братству 1 тыс. р. для издания брошюр и листков против штундистов, а также передали братству 70 тыс. экз. духовно-нравственной лит-ры. В дальнейшем помощь братству стала регулярной.

Особенно активизировалась деятельность Одесского подворья, когда 29 окт. 1905 г. его заведующим был назначен иером. (впосл. схиархимандрит) Кирик (Максимов; 1864 - 2 дек. 1938), постриженик игум. Макария (Сушкина). В марте 1908 г. иером. Кирик от имени подворья передал градоначальнику Одессы генерал-майору И. Н. Толмачёву (1861-1931) 1125 книг. 12 окт. 1908 г. настоятель Александро-Невского собора г. Ревеля (ныне Таллин) прот. Симеон Попов (1823-1909) в письме афонскому игум. Мисаилу (Сопегину; ок. 1852-1940) выразил благодарность за безвозмездную высылку из Одессы иером. Кириком 204 экз. «Сборника душеполезных листков» за 1907 г. и просил присылать их и в дальнейшем. 8 июня 1914 г. председатель Иоанно-Предтеченского об-ва трезвости в Челябинске свящ. Михаил Пеньковский (1880 - после 1933) благодарил игум. Мисаила за присланное из Одессы «целое книжное богатство». 25 июля того же года приходское попечительство и об-во трезвости Спасского храма Оханского у. Пермской губ. выразило подворью благодарность за пожертвованный иером. Кириком ящик книг.

Во время русско-японской войны (1904-1905) игум. Кирик не только выполнял обязанности настоятеля подворья, но и окормлял солдат 4-го стрелкового батальона, за что был награжден золотым наперсным крестом и набедренником; в 1909 г. его избрали действительным членом Православного Палестинского об-ва. В 1910 г. игум. Кирик был вызван на Афон, но в марте 1914 г. решением собора старцев Пантелеимонова мон-ря вновь назначен настоятелем подворья. После начала первой мировой войны (1914-1918) братия во главе с игум. Кириком пожертвовала российским воинам на фронт брошюры и листки духовно-нравственного содержания на сумму более 65 тыс. р. (только в 1915 - на 17 тыс. р.), кроме того, передала в военные лазареты и убежища Татьяновского комитета беженцев в Одессе более 1 тыс. икон и еще свыше 250 икон - полковым священникам и офицерам на общую сумму более 5 тыс. р. Для лазарета, открытого на подворье в 1914 г., была собрана специальная б-ка, в помещении которой также проводились духовные беседы с воинами. За активную деятельность постановлением Синода в 1916 г. игум. Кирик был награжден орденом св. Анны 3-й степени и 21 февр. того же года в кафедральном Преображенском соборе Одессы возведен в сан архимандрита. Постановлением Российского об-ва Красного Креста от 25 янв. 1916 г. ему предоставлялось право ношения установленного 24 июня 1899 г. знака Красного Креста. В февр. 1920 г. он покинул Одессу вместе с отступавшими частями Белой армии и вернулся на Афон.

Во время отсутствия в Одессе игум. Кирика наместником мон-ря был подвижник благочестия игум. Феотекн (Галкин; 1851-1914). К лету 1913 г. на подворье проживали 74 насельника: 5 иеромонахов, в т. ч. Феотекн и Иакинф, 4 иеродиакона, схимонах, 60 монахов и 5 рясофорных иноков. Часть братии подворья, как и афонского Пантелеимонова монастыря, оказались сторонниками имяславия. В мае того же года на подворье останавливался еп. Никон (Рождественский), по поручению Синода направлявшийся на Афон для «искоренения ереси», к-рый «безуспешно» беседовал с монахами Дометием (Комяком; 1873 - ?), Варсонофием и Серафимом (см.: Никон (Рождественский). 1913. С. 1504). С июля 1914 г. мон. Дометий (Комяк) вместе с др. афонскими имяславцами проживал в московском в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыре под надзором викарного еп. Верейского Модеста (Никитина). На подворье также служили: ок. 1912 г.- иером. Антипа (Киршмов), расстрелянный 13 марта 1938 г. на полигоне в Бутове, ок. 1914 г.- прмч. Иларион (Громов), иером. прмч. Иона (Санков).

В янв. 1918 г. на Привокзальной пл. напротив подворья произошел бой восставших рабочих и матросов с войсками укр. Центральной рады. 119 жертв были захоронены в братской могиле на Куликовом поле, четверо из них скончались от ран в лазарете подворья.

2 мая 1922 г. подворье было закрыто, община зарегистрирована как Афоно-Пантелеимоновский Одесский мужской мон-рь. В документе, подтверждающем регистрацию, упоминаются староста храма иером. Феогност (Брендач), а также наместник иером. Феодосий (Кравцов). Их подписи значатся под актом изъятия церковных ценностей от 22 мая 1922 г. (ГА Одесской обл. Ф. Р-599. Оп. 1. Д. 699. Л. 25).

Во время Великой Отечественной войны, в 1941-1944 гг., территория оккупированной Одесской обл. находилась в составе губернаторства Транснистрия. По инициативе Румынской православной миссии подворье было открыто как скит, в марте 1942 г. храм вмч. Пантелеимона вновь освящен. Первоначально обителью управлял игум. Варлаам (Хирита), выпускник Кишинёвского богословского фак-та, затем др. выходец из Бессарабии - игум. Василий (Солтици). В февр. 1943 г. глава Румынской православной миссии Буковинский митр. Виссарион (Пую) в письме настоятелю афонского Пантелеимонова монастыря архим. Иустину (Соломатину; 1878-1958) предложил направить в Одессу святогорских монахов. В 1944-1945 гг. архим. Иустин официально зарегистрировал неск. одесских насельников.

После освобождения Одессы, в 1945 г., управляющий епархией еп. Сергий (Ларин) обратился к патриарху Алексию I (Симанскому) с ходатайством об открытии в городе духовного учебного заведения. 18 апр. того же года Синод благословил организовать в помещении подворья пастырско-богословские курсы, торжественное открытие к-рых состоялось 15 июля 1945 г. Курсы располагались на 2-м этаже фасадного здания и занимали 14 комнат (актовый зал, аудитория, б-ка, читальня, кабинет ректора, комната преподавателей, комнаты воспитателей и спальни для слушателей). В 1946 г. курсы были обращены в Одесскую ДС, а монашеская община переведена в помещения одесского Илиинского подворья (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 25. Л. 231).

В 1946-1947 гг. наместником подворья, которое в документах того времени называли Пантелеимоновым или Илиинским Пантелеимоновым мон-рем, упомянут иером. Владимир (Балык). В янв. 1948 г. по требованию уполномоченного по делам РПЦ П. А. Благова архиеп. Одесский Фотий (Топиро) закрыл Пантелеимонову обитель, размещавшуюся в стенах Илиинского подворья, а также запретил клирикам подворья служить в часовне на Октябрьском рынке (ГА Одесской обл. Ф. Р-2000. Оп. 3. Д. 170). По решению Одесского исполкома от 4 мая 1961 г. помещения подворья передали в распоряжение Приморского исполкома для обустройства детской стоматологической клиники и детского комбината. В том же году семинария была переведена в одесский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь. В 1961-1991 гг. на территории подворья располагались планетарий, завод «Эталон», военная часть, учебный корпус политехнического ин-та и проч. учреждения. 25 февр. 1981 г. Одесский исполком утвердил решение о признании здания подворья памятником архитектуры и градостроительства.

22 дек. 1991 г. исполнительный комитет Одесского областного совета передал подворье в бессрочное пользование Одесской и Измаильской епархии. В том же году в Пантелеимоновом храме была совершена Божественная литургия. В 1991-1992 гг. здесь служили настоятель прот. Аристид Руссу и иеродиак. Евлогий (Гутченко; впосл. митрополит Сумской и Ахтырский). По решению Синода УПЦ от 2 авг. 1995 г. при храме был учрежден мужской мон-рь, 15 авг. 1995 г. состоялся первый монашеский постриг. 11 марта 1996 г. по указу митр. Одесского Агафангела (Саввина) наместником О. П. м. был назначен игум. Аркадий (Таранов). 8 дек. того же года митр. Агафангел освятил главный престол монастырского храма вмч. Пантелеимона и передал обители частицу мощей ее небесного покровителя со Св. Горы. Правый придел соборного храма освящен в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», левый - во имя прп. Сергия Радонежского. В нижнем храме приделы освящены в честь иконы Божией Матери «Державная» и во имя вмч. Димитрия Солунского. Среди др. святынь О. П. м.- распятие и 2 ковчега с частицами мощей святых, иконы прп. Алексия Карпатского, Оптинских старцев, Киево-Печерских преподобных отцов с частицами мощей, образ Божией Матери «Достойно есть».

В с. Малом Раздельнянского р-на Одесской обл., на берегу Хаджибейского лимана, расположен монастырский скит с келейным корпусом и храмом в честь Рождества Христова, освященным 21 июля 2017 г. митр. Агафангелом.

К сент. 2018 г. в О. П. м. проживали 11 насельников, в т. ч. 2 архимандрита и 2 иеромонаха. Наместник - епископ Овидиопольский, викарий Одесской епархии, Аркадий (Таранов).

Ист.: Никон (Рождественский), еп. Плоды великого искушения около имени Божия: (Из докл. Св. Синоду о поездке на Афон) // ПрибЦВед. 1913. № 34. С. 1504-1521; он же. Моя поездка на Старый Афон и плоды «великого искушения» // Он же. Меч обоюдоострый. М., 2014. С. 175-205.
Лит.: Барановский Г. В. Архитектурная энцикл. 2-й пол. XIX в. СПб., 1902. Т. 1; Ювачев И. П. Паломничество в Палестину к Гробу Господню. СПб., 1904; Монахов М. Открытие Одесских Пастырско-богословских курсов // ЖМП. 1945. № 10. С. 26-29; Серафима (Шевчик), игум. Молитвенные лампады: История одесских мон-рей. Од., 1996; Виктор (Быков), еп. Св.-Пантелеймоновский одесский муж. мон-рь. Од., 2005; Михайлуца Н. И. Правосл. мон-ри Одессы в период оккупации и после освобождения: (1941-1945) // Голос минувшего: Кубанский ист. ж. Краснодар, 2012. № 3/4. С. 48-51; он же (Михайлуца М. I.). Вiдбудова правосл. храмiв в Одесi в роки румунськоï окупацiï (1941-1944 рр.) // Iсторична пам'ять. Полтава, 2014. Вип. 30/31. С. 86-93; Михальченко В. А. Духовенство Одессы, 1794-1925. Од., 2012. С. 215-216; Рус. Афонский отечник XIX-XX вв. Св. гора Афон, 2012. Т. 1; Шкаровский М. В. Благотворительная деятельность Рус. Афонского Св.-Пантелеимонова мон-ря в XIX - нач. XX в. // ХЧ. 2017. № 1. С. 319-350; Деятельность Одесского отд. Имп. Правосл. Палестинского об-ва, 1893-1917 гг. Од., 2018. С. 32-36.
В. Г. Пидгайко, Д. Б. К.