Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКОЛЬСКИЙ
50, С. 688-691 опубликовано: 20 декабря 2022г.


НИКОЛЬСКИЙ

А. В. Никольский и А. В. Касторский. Фотография. 1899 г.
А. В. Никольский и А. В. Касторский. Фотография. 1899 г.

А. В. Никольский и А. В. Касторский. Фотография. 1899 г.

Александр Васильевич (10.06.1874, с. Владыкино Пензенской губ.- 19.03.1943, Москва), рус. композитор, ученый-теоретик, публицист, педагог, музыкально-общественный деятель, один из ярких представителей Нового направления в рус. духовной музыке. Род. в семье священнослужителя, в 1888 г. окончил Тихоновское ДУ в Пензе, в 1894 г.- Пензенскую ДС (с отличием). Под влиянием А. В. Касторского увлекся музыкой и вскоре принял решение получить профессиональное музыкальное образование. В 1894-1897 гг. Н. обучался на курсах для взрослых певчих Синодального хора при московском Синодальном училище церковного пения, к-рые окончил экстерном. Среди учителей Н. были А. Д. Кастальский (элементарная теория музыки), В. С. Орлов (сольфеджио), С. Н. Кругликов (гармония); Н. также посещал лекции С. В. Смоленского по истории церковного пения в России. В 1897-1900 гг. продолжил образование в Московской консерватории в классе С. И. Танеева (теория музыки), затем перешел в музыкально-драматическое уч-ще Московского филармонического об-ва, где обучался у А. А. Ильинского (теория композиции) и В. Кеса (симфоническое дирижирование). В тот период Н. создавал светские сочинения разных жанров, среди них - концерт для флейты с оркестром, симфонические поэмы и фантазии, несколько романсов. Н. окончил училище в 1902 г., но получил диплом и звание свободного художника только в 1905 г.

Н. вел активную педагогическую работу: был преподавателем и одним из организаторов регентско-певческих и учительских курсов в Москве, Вятке, Камышине, Наровчате, Пензе, Саратове и во Ржеве, преподавал в Строгановском центральном уч-ще технического рисования (с 1901 художественно-промышленное уч-ще) (1894-1918), Елизаветинском женском ин-те (1896-1906), Александро-Мариинском женском ин-те (1899-1906). Преподавал контрапункт и теорию фуги в Синодальном уч-ще (1915-1918; впосл. Народная хоровая академия, Н. преподавал в ней в 1918-1923), гармонию, контрапункт, фугу и форму в Общедоступном музыкальном уч-ще В. Ю. Зограф-Плаксиной (1910-1917) и затем (до 1933) в возникших на его основе муз. учебных заведениях, вел курсы хорового пения в частной женской гимназии Е. Константинова (1902-1906), в 3-й городской муж. гимназии (с 1903), в частной муж. гимназии П. С. Казачкина (с 1908) и др. учебных заведениях.

Первый опыт Н. в области духовной музыки относится, вероятно, к 1892 г. (см.: РДМДМ. Т. 8. Кн. 1. С. 63). Большая часть духовных сочинений Н. написана в период с 1908 по 1917 г. Наиболее крупные из них: Литургия Преждеосвященных Даров (Oр. 23), Всенощное бдение (Oр. 26), Литургия св. Иоанна Златоуста № 1 (Oр. 31), Песнопения Страстной седмицы (Oр. 35), Песнопения на Св. Пасху (Oр. 37), Венчание (Oр. 41).

Общественная деятельность Н. в дореволюционный период была направлена на повышение профессионального уровня регентов и певчих по всей России. Он был широко известен как активный деятель Об-ва взаимопомощи регентов церковных хоров, являлся одним из организаторов и участником всех 6 регентских съездов (1908-1917). В 1914 г. Н. стал членом Наблюдательного совета при Синодальном уч-ще, в к-ром занимался рецензированием новых духовно-муз. сочинений, а в 1916 г. был назначен заведующим частными церковными хорами Москвы.

В журналах «Хоровое и регентское дело», «Музыка и жизнь», «Вестник воспитания», «Педагогический листок» и др. публиковались его статьи, рецензии и заметки, посвященные актуальным вопросам, связанным с развитием духовной музыки и регентского искусства. Ему также принадлежат труды по истории и теории рус. церковной музыки (наиболее значительный - «Формы русского церковного пения»), музыкально-педагогические работы, статьи о деятелях Нового направления. Практически все дореволюционные работы Н. связаны с идеями Нового направления и отражают его историю.

С 1902 г. Н. начал сотрудничать в Московской музыкально-этнографической комиссии, после Октябрьской революции 1917 г. продолжил работать как этнограф. В 1919 г. Н. написал и подготовил к изданию труд «Теория русской народной песни».

В первые 10 лет после революции продолжал активно сочинять духовную музыку (Op. 52, 55 (№ 3: «О дивное чудо» и № 5: «В молитвах неусыпающую Богородицу» - не найдены), 62 (№ 6: Венчание - утерян), 63 (№ 2: «От восток солнца» - утерян), 68 (№ 3: Кондак прп. Марии Египетской - утерян)), которая, по всей видимости, исполнялась и была востребована (см.: РДМДМ. Т. 9. Кн. 1. С. 31). Однако с Н. взяли расписку о нераспространении духовных сочинений, и он перестал писать церковную музыку (см. его письмо Д. С. Семёнову от 22 авг. 1933 г. // РДМДМ. Т. 8. Кн. 1. С. 227-228).

А. В. Никольский. Фотография. 1911 г.
А. В. Никольский. Фотография. 1911 г.

А. В. Никольский. Фотография. 1911 г.

В 20-х гг. XX в. Н. занялся исследованием и преподаванием народного песенного творчества. С 1920 г. он работал в Музыкальном отделе Наркомпроса, с 1923 г.- в Государственном институте музыкальной науки, с 1928 г.- в Московской консерватории, с 1929 г.- в Государственном музыкально-инструкторском техникуме им. Октябрьской революции. Работа Н. в консерватории после 1931 г. была связана преимущественно с кафедрой хорового дирижирования. Изучение народного песенного творчества он считал обязательным условием общего муз. образования, курс теории рус. народной песни мыслил как вводный в предмет «хоровая литература». В 1928-1931 гг. Н.- заведующий этнографическим отделом и приват-доцент, с 1929 по 1935 г.- доцент хорового отдела, а с 1935 по 1943 г.- профессор кафедры хорового дирижирования. Фактически Н. был одним из основателей дирижерско-хорового образования в Московской консерватории: «...в течение многих лет он был единственным и бессменным преподавателем важнейших в хоровом образовании курсов: хоровой литературы, народной песни, аранжировки. Периодически... преподавал на дирижерско-хоровом отделении и другие дисциплины: методику обучения музыкальной грамоте в хоре, анализ музыкальных форм. Недолгое время он вел и дирижерский класс. Ему принадлежит редакция первоначальных учебных программ по первой специальности и авторство большей части из них. Во многом эти программы служат образцом и поныне» (Птица. 1970. С. 51).

В разработанном Н. курсе хоровой лит-ры он умел очень живо и увлекательно описать историю развития хоровой культуры, дать объективную оценку тому или иному явлению, охарактеризовать эпоху или жанр. В рамках курса хоровой аранжировки изучалась разработанная Н. система «тембризации» - разделения каждой из хоровых партий на неск. групп по регистрово-тембровому принципу. В ходе аранжировки объектом внимания становится тембр как таковой, ведется поиск новых тембровых решений за счет divisi, дублировок, характера подачи звука и т. д. Т. о., в хоровую фактуру проникают оркестровые принципы. Идея введения оркестровых приемов в хоровое сочинение появилась гораздо раньше и неоднократно находила отражение в творчестве композиторов Нового направления (см.: Лисицын М., свящ. О Новом направлении в русской церковной музыке. СПб., 1909. С. 22), однако впервые она была сформулирована и описана именно Н.: «К хору можно подойти не как к комплексу из четырех только голосов, а как к богатейшему ансамблю, содержащему в себе до полутора десятков разных тембров, имеющих свой особенный и яркий колорит и могущих, при надлежащем использовании, дать звуковые эффекты неизмеримо большие, чем какие обычно извлекаются из смешанного хора» (К вопросу о новых путях. 1924. С. 12). В 1935/36 и 1942 гг. на дирижерско-хоровом фак-те в рамках предмета «аранжировка» изучалась сложная регистрово-тембровая система Н.

В годы Великой Отечественной войны Н. не уехал в эвакуацию, а остался в Москве и продолжал читать лекции. В 1942 г. он начал вести факультативный курс церковного пения, но вскоре умер от паралича сердца. Похоронен на Пятницком кладбище.

Стилистически духовная музыка Н. находится в русле Нового направления. Идейно-эстетические ориентиры были восприняты композитором от его учителей, гл. обр. от Смоленского и Кастальского: духовно-музыкальное сочинение должно, во-первых, быть молитвенным по духу, во-вторых, являть собой произведение высокохудожественное, написанное на должном профессиональном уровне.

Примерно 1/5 церковной музыки Н. составляют обработки древних распевов, основной объем - оригинальные сочинения. Одной из ярких особенностей стиля Н. является выразительная мелодика. В оригинальных композициях мелодия имеет один или неск. стилистических ориентиров, среди них - попевки знаменного распева («Аллилуия» из Литургии (Oр. 52)), напевы обиходного осмогласия (антифоны Литургии (Oр. 31)), фольклорные интонации (трихордовые попевки в Предначинательном псалме (Oр. 17. № 1), интонации закличек в Cтихирах Пасхи (Oр. 24 № 2)), вокализированные речевые интонации («Милость мира» (Oр. 3) и Литургия Преждеосвященных Даров (Oр. 23)), псалмодия (Молитва Господня (Oр. 22. № 5), «Свете тихий» (Op. 62. № 4)) и т. д.

Сочинения Н. разнообразны по муз. складу. Н. использовал как традиционный для многоголосного церковного пения гомофонно-гармонический склад, так и развитую полифонию, гл. обр. подголосочную и имитационную. Уникальный пример имитационной полифонии - Ектения сугубая - образец четверного контрапункта (см.: Плотникова. 2006). В «Милости мира» (Oр. 3. № 1) имитации несут смысловую нагрузку, изображая троекратное ангельское славословие.

Тембр являлся объектом особого внимания композитора. Разработанная Н. система тембризации нашла практическое воплощение в Литургии Преждеосвященных Даров для 8-голосного хора (Oр. 23), в песнопении «Совет превечный» для 9-голосного хора (Oр. 20. № 11), в Стихирах Пасхи для большого хора (Oр. 24. № 5), в псалме «Исповедайтеся Господеви» (Oр. 45. № 8), построенном на сопоставлении хора и ансамбля, и др.

Важнейшей чертой стиля Н. является изобразительность. Композитор тяготел к детализированной передаче текста: так, в Предначинательном псалме (Oр. 17. № 1) фраза «основаяй землю на тверди ея» сопровождается резким тесситурным контрастом и появлением жестких диссонантных созвучий, а слова о сотворении солнца и луны - яркими гармоническими сопоставлениями. Яркий пример изобразительности - имитация колокольного звона в Стихирах Пасхи (Oр. 24. № 2). В концерте «Боже, Боже мой» (Oр. 57. № 2) детализация связана с отражением чувств, описываемых в тексте псалма.

В ст. «О «церковности» духовно-музыкальных сочинений» Н. призвал «считать уместным в храме не только одно согласное с требованием церковной традиции, но и все, отмеченное печатью таланта и искренности - как свободный дар человека, приносящего на алтарь Божий самое ценное для него - свой порыв к Богу, выраженный так, как только сумел и захотел этот талантливый человек-художник» (ХРД. 1909. № 3. С. 75). Отражением этих слов служат духовно-муз. сочинения Н., каждое из к-рых неповторимо в своем художественном решении.

Муз. соч.: Арх.: [Песнопения для смеш. хора, если не указано иное]: ГЦММК. Ф. 294. № 378: Op. 55 (1922): № 1: «Ныне отпущаеши» (№ 3): С соло баса, № 2: «От юности моея» (№ 2): С соло тенора, № 4: «Ныне отпущаеши» (демественное); Op. 62. № 2: «Ангел вопияше» (№ 2): С сопрано соло; Op. 63. № 1: «Возлюбим друг друга... Отца и Сына»: Для диакона, трио и смеш. хора (1925), № 3: «Восхваляют людие псалмы»: Стихира мч. Трифону (1925), № 4: «Божественныя веры»: Тропарь свт. Павлу, патриарху К-польскому (1925), № 5: «Страсти телесныя»: Стихиры прп. Харитону Исповеднику, № 6: «В Чермнем мори»: Догматик знам. расп.: Для 3 голосов, № 7: «Царь Небесный»: Догматик знам. расп.: Для 3 голосов; Ф. 294. № 430: Op. 55. № 6: Ектения сугубая; Op. 68. № 1: «Господи, помилуй» (на литии, к Пасхе) (1927), № 2: «Хвалите имя Господне»: С соло тенора и баритона (1927), № 4: «Бог Господь», тропарь и кондак на Преображение Господне: Обычного расп., № 5: Тропарь свт. Василию Рязанскому: Обычного расп. (1927); Частное собрание: «Богородице Дево, радуйся»: Для квартета солистов и смеш. хора (1922).
Изд.: изд. П. И. Юргенсона: Духовно-муз. соч.: Для смеш. хора [если не указано иное]: Op. 3. № 1–3: «Милость мира»: Для жен. хора: [a-moll, G-dur, знам. расп.]. М., [1910]; Op. 4: «Слава в вышних Богу»: 3 стихиры знам. расп. на Рождество Христово. М.; Лпц., [1910]; Op. 7. № 1: «Покаяния отверзи ми двери»: Перелож. знам. расп. и свободное соч., «На спасения стези» и «Множества содеянных»: Знам. расп., № 2: «На реках Вавилонских»: Знам. расп. М., [1909]; Op. 17. № 1: «Благослови, душе моя, Господа»: Предначинательный псалом, № 2: «Ныне отпущаеши», № 3: «Хвалите имя Господне». М.; Лпц., [1908]; Op. 19. № 1: «Готово сердце мое, Боже» (Пс 107), № 2: «Во исходе Израилеве» (Пс 113, на Крещение Господне), № 3: «Господня земля» (Пс 23, на освящение храмов). М., [1908]; Op. 20а [в изд. указ.: Op. 20. № 11]: «Совет превечный»: [На 6 голосов]. М., [1907]; Op. 21 [в изд. указ.: Op. 21. № 2]: «Рече Господь» (Пс 109). М., [1907]; Op. 22. № 5: Молитва Господня: Для альта соло и смеш. хора. М., [1907] [Op. 20a, 21 и 22 первонач. Изданы автором в литогр. В. Гроссе]; Op. 23. № 1–7: Литургия Преждеосвященных Св. Даров. М., [1908]; Op. 24. № 1: «Доколе, Господи» (Пс 12), № 2: «Да воскреснет Бог» (Стихиры Пасхи): Для большого хора. М.; Лпц., [1908]; Op. 26. № 1–9: Неизменяемые песнопения из всенощного бдения: Для смеш. хора. М.; Лпц., [1909] (репр. Российского муз. Изд-ва: М., 1992); Op. 33. № 1: «Господи, Господь наш» (Пс 8): Вместо причастна, № 2: «Помилуй нас, Господи»: Вместо причастна, № 3: «Господи, помилуй нас»: Вместо причастна, № 4: «Радуйтеся, праведнии, о Господе»: Причастен. М., [1910]; Op. 35. № 1–15: Песнопения Страстной седмицы. М., [1911–1912]; Op. 37. № 1–8: Песнопения на Св. Пасху: Перелож. обычных расп. М., [1913] (рец.: ХРД. 1913. № 3. С. 57–58); Op. 41. № 1–9: Последование (полное) венчания. М., [1914] (репр. Российского муз. изд-ва: М., 1992); Op. 45. № 1–8: Херувимская песнь: Греч. расп.: «Отца и Сына» и Символ веры, «Милость мира» № 2, «Хвалите Господа с небес» № 2: Причастен, «Блажени, яже избрал»: Причастен, «Упокой, Боже, раба Твоего»: Запричастен на заупокойной литургии, «Господь воцарися»: Пс 96: Концерт, «Исповедайтеся Господеви»: Концерт. М., [1915]; Op. 46. № 1: Каноны (катавасии): «Отверзу уста моя», № 2: «Христос раждается». М., [1917]; Op. 47. Литийные стихиры киев. расп., переложенные для смеш. хора. № 1–9: На праздники господские, № 10–14: На праздники богородичны, № 15–17: На службы святым. М., [1917]; Op. 48. Догматики-запричастны знам. расп. в свободной обработке для большого смеш. хора: № 1: «Всемирную славу», № 2: «Како не дивимся», № 3: «В Чермнем мори», № 4: «Царь Небесный». М., [1918]; изд. ж. «Хоровое и регентское дело» (литогр. Г. Шмидта): Op. 31: Литургия св. Иоанна Златоуста: Для смеш. хора. СПб., [1909] (репр. Российского муз. изд-ва: М., 1992; рец.: Аз // ХРД. 1909. № 11. С. 292–293); «Упокой, Боже, раба Твоего». Запричастен на заупокойной литургии // ХРД. 1913. № 10. Нотн. прил.; изд. ж. «Музыка и жизнь» (1908. № 10) (печатня В. Гроссе): Херувимская песнь (f-moll): Для смеш. хора. М., 1908; изд. Товарищеского хорового изд-ва: «Свете тихий»: Для смеш. хора. [СПб.], 1916; «Хвалите Имя Господне»: Киев. расп.: Для смеш. хора. [СПб.], 1916; изд. П. М. Киреева (литогр.): Op. 55. № 1: «Ныне отпущаеши» (№ 4): Для соло баса и смеш. хора, № 2: «От юности моея» (№ 2). Л., [2-я пол. 20-х гг. XX в.]; изд. Сурожской епархии РПЦ: «Ныне отпущаеши» (Op. 17. № 2), Полиелей (C-dur) // Нотный сборник православного рус. церк. пения. Лондон, 1975. Т. 2. Ч. 1. № 26, 48 (репр. изд-ва «Живоносный Источник»: М., б. г.); совр. изд.: «Господь просвещение мое»: Концерт // На Божественной литургии: Для небольшого смеш. хора / Сост.: Л. Л. Лобыкин. М., 1992. № 40; «Упокой, Боже, раба Твоего»: Запричастен на заупокойной литургии: Пам. С. В. Смоленского, «Блажени, яже избрал»: Причастен // Избранные псалмы и молитвенные песнопения / Сост.: Л. Боровлева, И. Соловьев. М., 1996. С. 43–48; Херувимская песнь: Греч. расп. // «Тебе поем»: (Песнопения Божественной литургии): Для смеш. хора / Сост.: А. Ратников, Л. Боровлева, И. Соловьев. М., 1997. С. 68–71; «Свете тихий» [№ 4] (1922). М., 1998; «Достойно есть»: Экзаменационная работа в Синодальном уч-ще (1896). М., 1998; Литургия св. Иоанна Златоуста (№ 2): Op. 52 (1921–1927): Для смеш. хора. М., 1998; «Совет превечный», «Рече Господь», «Свете тихий»: [Op. 26. № 4], «Хвалите имя Господне» // Чесноков П. Г. Переложения со смешанного на однородный хор духовно муз. произв. разных авторов. М., 1998. № 41, 42, 50, 57; «Приидите вси празднолюбцы»: Литийная стихира на явление Тихвинской иконы Божией Матери (1922): Для смеш. хора. М., 1998; «Се ныне благословите Господа» (Пс 133) // Сокровищница рус. духовной музыки / Сост.: Б. Г. Тевлин; примеч.: А. В. Романычева. М., 2000. С. 111–113; «Ангел вопияше»: Задостойник Пасхи: [Нотн. сб.] / Сост.: С. Потокина, О. А. Бычков. М., 2001. С. 56–59; Op. 62. № 1: «Спаси мя, Боже» (Пс 68), № 3: «Боже, Боже мой» (Пс 21), № 5: «Господь просвещение мое» (Пс 26) (1922) // Никольский А. В. Концерты. М., 2001; «Милость мира»: Op. 45. № 3 // «Милость мира»: Нотн. сб. / Сост.: С. Потокина. М., 2004. Ч. 2. С. 54–59; «Да исправится»: Op. 23. № 3 // «Да исправится молитва моя»: Великий прокимен на литургии Преждеосвященных Даров. М., 2005. Ч. 2. С. 28–31; «Совет превечный»: [Концерт]: Ред. для 4-голосного хора // Благовещение Пресв. Богородицы: [Нотн. сб.] / Сост.: О. А. Бычков. М., 2008. С. 177–181; «Собезначальный и соприсносущный Сын»: Стихира на литии: Глас 1 киев. расп. // Неделя Ваий: Вход Господень во Иерусалим: [Нотн. сб.] / Сост.: О. А. Бычков. М., 2012. С. 116–117; «Егда вознеслся еси во славе»: Стихира на литии: Глас 4 киев. расп. // Вознесение Господне: [Нотн. сб.] / Сост.: О. А. Бычков. М., 2013. С. 41–43; «Приидите, взыдем на гору Господню»: Стихира на литии: Глас 5 киев. расп. // Преображение Господне: [Нотн. сб.] / Сост.: О. А. Бычков. М., 2013. С. 54–56; «Радуйтеся, праведнии»: Причастен // Рождество Христово: [Нотн. сб.] / Сост.: О. А. Бычков. М., 2013. С. 25–28; «В благознаменитый день»: Стихира на литии: Глас 8 киев. расп. // Рождество Пресв. Богородицы: [Нотн. сб.] / Сост.: О. А. Бычков. М., 2014. С. 47–49; «Приидите, вси концы земнии»: Стихира на литии: Глас 3 киев. расп.: Op. 47. № 12 // Успение Пресв. Богородицы: [Нотн. сб.] / Сост.: О. А. Бычков. М., 2014. С. 78–82; «Возсия днесь радостен и праздник всечестен»: Стихира на литии: Глас 5 киев. расп. // Введение во храм Пресв. Богородицы: [Нотн. сб.] / Сост.: О. А. Бычков. М., 20152. С. 48–50; «Честнаго Креста Твоего, Христе, действо прообразив»: Стихира на литии: Глас 4 киев. расп., «Приидите, вернии»: Стихира на поклонение Кресту: Глас 2 киев. расп. // Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста: [Нотн. сб.] / Сост.: О. А. Бычков. М., 20152. С. 58–60, 217–219.
Учеб. пособия: Никольский А. В., Кашкин Н. Д. Начальный учебник хорового пения в связи с элементарной теорией музыки, изложенный в практических примерах. М., 1908, 19162. Курс 1; 1909. Курс 2 (рец.: ХРД. 1909. № 3. С. 94-96); Энциклопедия школьного пения в практических примерах, с текстом и без него. М., [1916-1918]. Вып. 1-4.
Соч.: Мелодическое пение по Обиходу // Пензенские ЕВ. 1897. С. 228-234 (переизд.: Астраханские ЕВ. Отд. неофиц. 1897. № 19. С. 736-740); Хоровое церковное пение // Там же. Ч. неофиц. № 6. С. 179-189; К вопросу о пении в общеобразовательной школе // Педагогический листок. М., 1908. Кн. 2. С. 91-98; Кн. 3. С. 169-178; Образовательно-воспитательное значение музыки // Вестн. воспитания. М., 1908. № 6. С. 93-109; П. И. Чайковский как духовный композитор // Музыка и жизнь. М., 1908. № 10. С. 6-9; № 11. С. 4-7; Pia desideria учителя-регента: Из курсовых впечатлений // Там же. № 3. С. 2-6; Старообрядческий духовный концерт [под упр. П. В. Цветкова] // Там же. № 5. С. 12-13; Духовный концерт любительского хора ц. Троицы на Грязех, под упр. П. Чеснокова // ХРД. 1909. № 1. С. 25-26; Инертно ли рус. регентство? // Там же. № 2. С. 53-55; Снова об «Обществе» [взаимопомощи регентов церк. хоров]! // Там же. № 3. С. 80-81 (др. публикации на ту же тему: Опять об Обществе! // Там же. № 5/6. С. 128-135; Куда мы идем? // Там же. 1911. № 5. С. 115-119); Регентский съезд // Там же. 1909. № 5. С. 121-124; Отчет о Летних регентско-учительских курсах в г. Москве // Там же. № 9. С. 226-233; № 10. С. 250-253; № 11. С. 281-287; № 12. С. 307-308; То же за 1909 и 1910 гг. // Там же. 1910. № 10. С. 250-253; № 11. С. 274-283; № 12. С. 311-315; 1911. № 1. С. 15-20; № 2. С. 41-47; С. В. Смоленский и регентские съезды // Там же. 1909. № 10. С. 239-241; Краткое обозрение «новинок» хоровой лит-ры // Там же. 1910. № 2. С. 150-155; Третий съезд хоровых деятелей // Там же. С. 135-138; Каталог-указатель духовно-муз. соч., распределенных в порядке следования их в церк. службах и разделенных по степени трудности. М., [1909] (рец.: ХРД. 1909. № 7/8. С. 212); Крюковая система, ее смысл и значение // ХРД. 1912. № 3. С. 41-47; № 4. С. 65-72; Напев пасхального тропаря в его подлинной редакции и обработке // Там же. № 1. С. 1-10; К вопросу о новых путях в области хоровой композиции // Муз. новь. 1924. № 6/7; Всенощное бдение Рахманинова: Op. 37: (Кр. очерк) // Рахманинов С. В. Всенощное бдение: Op. 37. М., 1995. С. VII-X; Краткий очерк истории церк. пения в период I-X вв. // О церковном пении: Сб. ст. / Сост.: О. Д. Лада. М., 1997. С. 27-61; Голос и слух хорового певца / Предисл. и коммент.: Б. М. Ляшко, ред.: Е. С. Тугаринов. М., 19982; С. В. Смоленский и его роль в Новом направлении рус. церк. музыки // РДМДМ. 1998. Т. 1. С. 156-160; С. В. Смоленский и его последнее «учительство» // Там же. C. 161-164; В. С. Орлов (регент и директор Синодального хора) // Там же. С. 192-201; С. Н. Кругликов // Там же. С. 217-218; Из переписки с К. И. Балашевой // Там же. С. 397-409; Муз. заметки // Там же. С. 411-415; Об учреждении постоянной репертуарной комиссии для отбора духовно-муз. композиций, допускаемых к применению за богослужением и внехрамовыми требами: Докл. записка... 20 февр. 1917 г. // Там же. 2002. Т. 2. Кн. 1. С. 521-526; О положении хорового дела в Москве за 6 месяцев, протекших после переворота: Докл. ... 30 сент. 1917 г. // Там же. С. 537-540; Памяти П. Д. Самарина // Там же. 2002. Т. 3. С. 322-326; О «церковности» духовно-музыкальных сочинений // Там же. С. 562-563; О «церковности» духовной музыки // Там же. С. 564-569; Духовные концерты и их задачи // Там же. С. 597-601; Один из «больных» вопросов церк. пения // Там же. С. 645-649; Концерт Синодального хора 14 дек. [1908 г.] // Там же. 2004. Т. 2. Кн. 2. С. 1031; Корреспонденция из Москвы [2 рец. на концерты Синод. хора 8 нояб. 1909 г. и 24 янв. 1910 г.] // Там же. С. 1032-1034; А. Д. Кастальский как композитор и как исследователь народно-русской песни // Там же. 2006. Т. 5. С. 338-344; Памяти А. Д. Кастальского // Там же. С. 345-346; Русские регенты и церковный устав: Докл. ... в мае 1917 г. // Тр. МРПС, 2002-2003. М., 2005. С. 262-273; Формы рус. церк. пения: [Полный текст] / Публ., вступ. ст. и коммент.: Ю. А. Ефимова. М., 2010; А. В. Никольский и хоровое движение в России в нач. XX в. / Науч. ред.: С. Г. Зверева, подгот. текста, вступ. ст., коммент.: С. Г. Зверева, А. В. Лебедева-Емелина, Н. А. Потемкина. М., 2017. Кн. 1: Литературно-музыкальное наследие А. В. Никольского. (РДМДМ; 8).
Лит.: Птица К. Б. Мастера хорового искусства в Московской консерватории. М., 1970; Козлова Е. Б. Духовная музыка А. В. Никольского: (К 120-летию со дня рождения) // ЖМП. 1994. № 6. С. 103-110; [Зверева С. Г.]. А. В. Никольский // РДМДМ. 1998. Т. 1. С. 387-396; Мазель Л. А. О неизданных музыкально-теоретических работах А. В. Никольского // Муз. академия. 2000. № 3. С. 127-129; Потемкина Н. А. Работа А. В. Никольского «Формы русского церковного пения»: Методы анализа, терминология // Вестн. РАМ им. Гнесиных. 2001. № 1 // www.gnesin-academy.ru/vestnikram/file/potemkina2k11.pdf (Электр. ресурс); Плотникова Н. Ю. Полифонические формы в рус. духовной музыке нового направления кон. XIX - нач. XX в. // От Гвидо до Кейджа: Полифонические чт.: Сб. ст. по мат-лам науч. конф. 24 февр. 2005 г. М., 2006. С. 171-185; Ефимова Ю. А. Вопросы регентского образования в лит. наследии A. B. Никольского // Мастер русской гармонии: К 80-летию А. Н. Мясоедова: Сб. ст. и мат-лов / Сост.: Т. А. Старостина. М., 2009. С. 220-230; она же. Духовная музыка А. В. Никольского: проблемы стиля // Музыковедение. 2010. № 2. С. 52-58; она же. А. В. Никольский: Творческий портрет: Канд. дис. М., 2011; Малацай Л. В. Александр Никольский: Творческая биография. М., 2010; Русское православное церковное пение в XX в.: Советский период. М., 2015. Кн. 1: 1920-1930-е гг. Ч. 1-2. (РДМДМ; 9).
Ю. А. Вертман
Ключевые слова:
Композиторы русские Педагоги музыкальные Никольский Александр Васильевич (1874 - 1943), русский композитор, ученый-теоретик, публицист, педагог, музыкально-общественный деятель
См.также:
АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог
АНИСИМОВ Иван Никифорович (нач. 80-х гг. XIX в.-1942), композитор, автор духовно-муз. сочинений, педагог
АРЕНСКИЙ Антон Степанович (1861-1906), русский композитор, дирижер, педагог
АРНОЛЬД Юрий Карлович (1811-1898), русский музыкальный теоретик, критик, композитор, педагог
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836 - 1910), русский композитор, глава новой рус. школы - "Могучей кучки"
ВАРЛАМОВ (1801 - 1848), рус. композитор, певец, педагог-вокалист, дирижер