Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКОЛЕ
50, С. 687-688 опубликовано: 20 декабря 2022г.


НИКОЛЕ

Монастырь Николе
Монастырь Николе

Монастырь Николе

[Серб. Никоље] (Николе-Рудничко), жен. мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен близ с. Доня-Шаторня Шумадийского окр. (Сербия). Предположительно был основан во время правления серб. деспота св. Стефана Лазаревича. Согласно ктиторской слав. записи 1425 г., сохранившейся на мраморной плите над порталом храма и выполненной искусным каллиграфическим почерком, обитель построил местный правитель Никола Дорьенович; к.-л. др. сведения о нем или его семье не сохранились. На территории обители не обнаружено средневек. могил, поэтому скорее всего ее возникновение не связано с созданием семейного некрополя.

После османского завоевания серб. земель Н. упоминается в различных документах 1476/78, 1516, 1525 гг. и 40-х гг. XVI в. О монашеской жизни в этот период свидетельствуют и надписи, вырезанные на каменных блоках сев. фасада храма. Несмотря на частые разорения османскими отрядами, монахи не покидали обитель. В кон. XVI - нач. XVII в. в мон-ре переписывали книги, делали печати и обучали буд. священников.

В 1-й пол. XVII в., судя по фрескам, в храме перестроили верхнюю зону, заменили кровельное покрытие, повторно расписали наос и нартекс. В XVIII в., во время австр. оккупации этих земель, мон-рь продолжал действовать: в описи 1735 г. он упоминается как мон-рь Шаторня с приходом, окормлявшим села Лесковац и Трешневица (ныне Горня-Трешневица). В тот период он относился к Валевской епархии Белградско-Карловацкой митрополии. Когда в 1739 г. эти земли вновь были завоеваны Османской империей, монастырь вошел в состав Белградской митрополии.

Незадолго до первого серб. восстания, в 1803 г., Н. был сожжен по указанию Сали-аги; после этого пожара прекратила деятельность школа, в к-рой 2 монаха обучали ок. 40 учеников. Вскоре после ремонта (1811) обитель вновь пострадала от нападения османского отряда. Во времена правления Карагеоргия (см. в ст. Карагеоргиевичи) храм покрыли гонтом и возвели большой жилой корпус. В 1817 г. над зап. частью храма поставили 2-ярусную квадратную башню в стиле средневек. пиргов, в которой позже устроили звонницу. В 1836 г. обитель закрыли, храм стал приходским. В период правления князей Милоша Обреновича (1817-1839) и Александра Карагеоргиевича (1842-1858) в Н. проведены ремонтные работы, в 1850 г. поверх ранних фресок храм вновь расписали Живко Павлович и Илия Стойчевич из Пожареваца.

В 1988 г. началось восстановление храма, в 1990 г. при нем возродилась монашеская община. Однонефный храм Н., возведенный из руста и желтого сига, имеет прямоугольную основу, полукруглую апсиду и полукруглый свод. Над центральной частью возвышается небольшой 8-гранный купол, опирающийся на фронтальные и боковые арки с массивными пилястрами. Монументальный портал в зап. стене нартекса сложен из белого мрамора, широкие дверные мраморные рамы и архитрав покрыты искусной геометрической резьбой. Пол наоса выложен каменными плитами разного размера и формы: он выше первоначального уровня на 50 см. В XV в. фасад был оштукатурен, в нач. XIX в. побелен. Тогда же рамы окон и пространство купола были украшены красными геометрическими орнаментами.

От изначальной живописи, выполненной искусным мастером, сохранились лишь фрагменты фигур святителей в сцене «Служба агнцу». Живопись неизвестного автора 1-й пол. XVII в. представлена на северной, западной и восточной стенах нартекса (в основном это фигуры святителей в рост среди арочных аркад), отличается высоким художественным уровнем. В верхней части помещены медальоны с погрудными изображениями мучеников, святителей и пророков, на самом верху - сцены из Жития свт. Николая Чудотворца. На вост. стене видны фрагменты изображений Пресв. Богородицы, Христа и ангелов. На зап. стене по сторонам портала сохранилось больше всего фресок: внизу - растительные мотивы, над ними - ростовые фигуры и медальоны святителей, выше - погрудные образы св. мучениц. Образы иконостаса относятся к сер. XIX в. и выполнены в стиле левантского барокко.

Лит.: Петковић В. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950. С. 220; Зироjевић О. Цркве и манастири на подручjу Пећке патриjаршиjе до 1683. г. Београд, 1984. С. 154; Вуjовић Б. Уметност обновљене Србиjе, 1791-1848. Београд, 1986. С. 185-188; Српска православна епархиjа шумадиjска, 1947-1997: Шематизам. Крагуjевац, 1997. С. 209-212; Челиковић Б. Светилишта Рудничког краjа. Крагуjевац, 1998. С. 69-78; Радосављевић Н. Ваљевска епископиjа, 1718-1739 // Гласник Историjског архива Ваљева. Ваљево, 1998. Књ. 32. С. 9-33; он же. Православна црква у Београдском пашалуку, 1766-1831: Управа Васељенске патриjаршиjе. Београд, 2007. С. 360, 413, 421; Пеjовић К. Никоље // Енциклопедиjа Православља. Београд, 2002. Књ. 2. С. 1325; Монастыри Сербской Православной Церкви: Путеводитель. Белград, 2015. С. 429.
Н. В. Радосавлевич