Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИЖНЕТАГИЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО
Т. 49, С. 364 опубликовано: 28 июля 2022г.


НИЖНЕТАГИЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Екатеринбургской (с 1924 Свердловской) епархии (см. ст. Екатеринбургская и Верхотурская епархия), существовало в 1923-1928 гг., получило название по г. Н. Тагил (ныне Свердловской области). Вопрос об образовании единоверческого (см. ст. Единоверие) Н. в. поднимался в 1921 г., в качестве кандидата в викарные архиереи рассматривался архим. Ириней (Шульмин; впосл. архиепископ), в то время служивший настоятелем нижнетагильской Входо-Иерусалимской ц. Весной 1922 г. при новом обсуждении вопроса об учреждении Н. в. архим. Ириней повторно был выдвинут кандидатом в епископы.

После ареста в ночь на 13 авг. 1922 г. Екатеринбургского архиеп. Григория (Яцковского) в епархии при поддержке властей начало активно распространяться обновленчество; раскольникам передавались лучшие храмы. Положение усугублялось недостаточной информированностью духовенства и прихожан о положении дел в РПЦ после ареста патриарха Московского и всея России свт. Тихона и образования обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). Центром борьбы с обновленчеством в Екатеринбургской епархии стал Н. Тагил. 19 дек. 1922 г. в городе состоялось экстренное собрание приходских советов Нижнетагильского у., на к-ром было принято решение учредить Н. в. Новая епископия до восстановления законной высшей церковной власти должна была действовать «на началах самоуправления» (в документах того времени самоуправляемые епархии и викариатства нередко именовались автокефальными). На собрании Нижнетагильским епископом был избран вдовый свящ. Леонид Черепанов (см. ст. Лев (Черепанов), еп.). Представители нижнетагильских единоверческих приходов постановили учредить отдельную архиерейскую кафедру (см. ст. Кушвинское викариатство), для замещения к-рой был избран архим. Ириней (Шульмин). От находившегося в тюрьме архиеп. Григория (Яцковского) было получено благословение на рукоположение избранных кандидатов на самоуправляемые епископии, к-рое должны были совершить архиереи, не признавшие ВЦУ. Верующие Н. Тагила обратились с просьбой совершить хиротонии для Екатеринбургской епархии к епископам, временно управлявшим Уфимской автокефальной епархией в период нахождения в заключении еп. Андрея (Ухтомского). Свящ. Леонид в Уфе принял монашеский постриг с именем Лев, 8 февр. 1923 г. состоялась его архиерейская хиротония, которую совершили викарии Уфимской епархии Давлекановский еп. Иоанн (Поярков) и еп. Нижегородский (слободы Нижегородка г. Уфы) Петр (Гасилов). По нек-рым сведениям, 9 февр. того же года еп. Лев (Черепанов) вместе с еп. Петром хиротонисал архим. Иринея (Шульмина) во епископа Кушвинского, викария Екатеринбургской епархии.

После прибытия в Н. Тагил еп. Лев возглавил борьбу с обновленчеством. Первоначально он окормлял 6 приходов города. В апр.-мае 1923 г. он получил от находившегося в заключении архиеп. Григория (Яцковского) письменное благословение на временное управление Екатеринбургской епархией. После этого в подчинение еп. Льва перешли 5 общин Екатеринбурга, приходы Шадринска, а также входившие в состав Пермской епархии общины Осы и Оханска. Успехи архиерея в деле объединения правосл. приходов привлекли внимание властей. 15 июня 1923 г. еп. Лев был арестован вместе с группой священнослужителей и мирян (более 20 чел.). В авг. 1923 г., во время пребывания еп. Льва в заключении в Москве, освобожденный из-под ареста патриарх свт. Тихон подтвердил каноничность его архиерейской хиротонии и т. о. утвердил учреждение Н. в. 14 дек. 1923 г. еп. Лев был приговорен к ссылке в Ср. Азию. К 1927 г. неск. приходов Тагильского окр. Уральской обл. продолжали признавать своим архиереем пребывавшего в ссылке еп. Льва.

16 сент. 1927 г. на Нижнетагильскую кафедру был назначен викарий Московской епархии Орехово-Зуевский еп. сщмч. Никита (Делекторский). Он не принял это назначение и подал ходатайство об увольнении на покой, удовлетворенное 31 окт. 1928 г., после чего Н. в. прекратило существование.

Ист.: «Довести до Вашего сведения…» / Публ. и коммент.: Н. А. Кривошеева // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2006. Вып. 2(19). С. 209-214.
Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 153; Т. 5. С. 84; Дамаскин. Кн. 5. С. 337-340; Лавринов В. В., прот. Екатеринбургская епархия: События, люди, храмы. Екат., 2001. С. 39-40, 43, 48-49, 53-55, 57, 113, 148, 157; он же. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 344, 363, 379-380, 429, 485-486, 506, 545, 602, 639. (МИЦ; 54); ЖНИР: Моск. Нояб. С. 77-82; Зимина Н. П. Нижнетагильская автокефалия: (Канонич. основания, тактика, ист. значение) // Государство, общество, Церковь в истории России XX в.: Мат-лы XII Междунар. науч. конф. Иваново, 2013. Ч. 1. С. 164-171.