Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 49, С. 363-364 опубликовано: 28 июля 2022г.


НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Нижнетагильской и Серовской епархии Екатеринбургской митрополии), находится в г. Н. Тагил Свердловской обл. Открыт по решению Синода от 9 июня 1998 г. при нижнетагильском соборе в честь Казанской иконы Божией Матери (1872).

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1871–1872 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1871–1872 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1871–1872 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.

В 1782 г. в усадьбе крестьянина Уткина приказчики Г. Г. Белов и Матусеев построили старообрядческую часовню, место для нее освятил некий беглый свящ. Игнатий. В 1810 г. часовня была перестроена, а в 1831 г. расширена при активном участии приказчика Е. Устинова, причем перестройка проводилась втайне от руководства Нижнетагильского завода. Традиционно часовня называлась Устиновской или Уткинской (Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. 1902. С. 596). В 1837 г., во время активного преследования раскольников, в Н. Тагил был направлен единоверческий свящ. Иоанн Стефанович Пырьев, к-рый пытался совершить в часовне богослужение по правосл. обряду, но старообрядцы его не пустили. Устиновская часовня была опечатана властями, но после того как в 1839 г. часть старообрядцев согласилась перейти в единоверие, возвращена им со всеми книгами и иконами (Кривощеков. 1910. С. 367-368).

20 окт. 1843 г. жители поселка при Выйском заводе решили принять единоверческого священника, и 20 дек. к ним был определен иерей А. Попов. 24 янв. 1845 г. Уткинская часовня перешла к единоверцам. 14 нояб. 1856 г. было освящено место для алтаря, затем построена колокольня, поставлен иконостас и проведены др. необходимые работы. 16 янв. 1857 г. единоверческая церковь была освящена. В 1871 г. храм перенесли на др. место, 28 июля 1871 г. состоялась закладка, а 6 нояб. 1872 г.- освящение ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1897 г. к храму были пристроены деревянные приделы (правый, свт. Николая Чудотворца, освящен в 1900; левый, вмч. Пантелеимона, освящен только в 1952), каменная сторожка и кладовая. Клир состоял только из священника, обязанности псаломщика исполняли прихожане, в обиходе использовалось древнее Евангелие (Екатеринбургские ЕВ. 1901. № 22).

Казанская церковь была единственным храмом Н. Тагила, не закрывавшимся после 1917 г. С 1930 г. в главном, Казанском приделе служили единоверческие священники, а в Никольском приделе - клирики, остававшиеся верными заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому). В 1937 г. были арестованы единоверческие протоиереи Семен Иванович Воронин, Конон Кондратьевич Мартюшев, иереи Владимир Иванович Чесноков и Фаддей Карпович Авдеев. 13 нояб. трое первых были приговорены к 10 годам лагерей, а свящ. Ф. Авдеев - к расстрелу.

В 1942 г. единоверческая община ушла из Казанской ц. С 1951 по 1955 г. в храме служил прот. Орест Николаевич Бычковский (впосл. архиепископ Пермский и Соликамский Николай). В 50-х гг. XX в. храм был отреставрирован, обновлена роспись (в 70-х гг. обновлена вторично). 8 дек. 1958 г. по ходатайству епископа Свердловского и Курганского Флавиана (Дмитриюка) решением Синода РПЦ храм получил статус собора. В 1996 г. Казанский собор был реорганизован в подворье правящего архиерея, в 1997 г. на его территории был заложен Богоявленский храм, но построен он так и не был.

С 1998 г. настоятелем обители является иером. (с 2006 игумен) Алексий (Орлов). К кон. 2017 г. в Н. К. м. проживали 3 иеромонаха, иерей, 2 иеродиакона и неск. послушников. С 2002 г. при мон-ре действует воскресная школа для детей из окрестных микрорайонов.

В 1999-2000 гг. в Казанском соборе с 3-ярусной колокольней был проведен капитальный ремонт, заменено отопление, оштукатурена и покрашена верхняя часть храма, возведены новые купола. На территории Н. К. м. находятся также кельи, церковная лавка, помещение для охраны, подсобные строения.

Среди почитаемых святынь в обители хранится ковчег с частицами Древа Креста Господня и мощей 36 святых, в т. ч. святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, великомучеников Пантелеимона и Георгия Победоносца, великомучениц Параскевы и Варвары, мч. Иоанна Воина, мц. Марины, преподобных Сергия Радонежского и Марии Египетской. В храме находятся написанные на Афоне иконы Божией Матери «Скоропослушница», «Неопалимая Купина», вмч. Пантелеимона, а также Иверский образ Божией Матери. Почитается также икона свт. Арсения Элассонского с частицей его мощей.

Лит.: Пермские ЕВ. 1900. № 21; Екатеринбургские ЕВ. 1901. № 22; Приходы и церкви Екатеринбургской епархии: Ист. очерк. Екат., 1902; Кривощеков И. Я. Словарь Верхотурского у. Пермской губ. Пермь, 1910; Рус. мон-ри. Новомосковск, 2007. Т. 9: Урал. Екатеринбургская и Верхотурская епархия. С. 461-469; drevo-info.ru/articles/13983.html [Электр. ресурс].
О. В. Хабарова
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Нижнетагильский в честь Казанской иконы Божией Матери мужской монастырь (Нижнетагильской и Невьянской епархии Екатеринбургской митрополии)
См.также:
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле