Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ» ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
49, С. 359-363 опубликовано: 28 июля 2022г.


НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ» ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Нижнетагильской и Невьянской епархии Екатеринбургской митрополии), находится в г. Н. Тагил Свердловской обл. По местному преданию, в 1855 г. настоятель Отенского монастыря близ Новгорода архим. Израиль установил на месте будущей обители крест, положив в его основании камни, привезенные из Иерусалима. В 1864-1883 гг., возможно рядом с крестом, близ р. М. Кушва на средства купца И. И. Сергеева была построена и 20 окт. 1883 г. освящена кирпичная ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Основу храма составляет четверик со срезанными углами, перекрытый пологим куполом. С востока к четверику примыкает прямоугольный в плане алтарь, крытый на 2 ската, а с запада - уступчатый по высоте притвор. Углы объемов отмечены пилястрами. Фасады украшены арочными и прямоугольными окнами, обрамленными наличниками. Основание купола декорировано профилированными кокошниками с килевидным завершением.

Церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (1883) и Вознесения Господня (1913). Фотография. 10-е гг. ХХI в.
Церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (1883) и Вознесения Господня (1913). Фотография. 10-е гг. ХХI в.

Церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (1883) и Вознесения Господня (1913). Фотография. 10-е гг. ХХI в.

В июле 1883 и в марте 1884 г. вдова М. В. Навзорова († до 1904) и др. жительницы пос. Нижнетагильский Завод и окрестных деревень подали на имя еп. Пермского Ефрема (Рязанова) прошение об основании при Скорбященской ц. женской общины. В 1884 г. Навзорова с 14 сестрами писала, что «общество первой части Нижнетагильского завода» готово уступить для обители 2 дес. земли близ Скорбященского храма. Одновременно Навзорова просила возбудить ходатайство перед владельцем местных заводов П. П. Демидовым (1839-1885), кн. Сан-Донато, о разрешении построить на указанном месте обитель, причем добавляла, что никакого пособия для строительства сестры не требуют. Об устроении общины в Пермскую консисторию писал и благочинный 2-го Верхотурского округа прот. Иоанн Флавианов (1827-1913), служивший в нижнетагильском Введенском храме, к которому первоначально была приписана Скорбященская ц. В сент. 1884 г. Навзорова с 8 женщинами просила епархиальное начальство разрешить возведение построек для предполагаемой обители, а также сообщила, что Входо-Иерусалимское сельское общество Нижнетагильского завода с разрешения кн. Демидова отводит близ Скорбященского храма 2 дес. земли для «заведения» жен. общины. Пермская консистория отклонила это прошение из-за отсутствия у сестер достаточных средств к существованию (только 2 из 14 просительниц имели собственное торговое дело, 3 были домовладелицами), однако указом от 28 сент. 1884 г. позволила основать на отведенном месте женскую богадельню. Наставником и 1-м духовным руководителем сестер стал прот. И. Флавианов, предложивший насельницам общежительный устав жен. Бородинской общины (см.: Бородинский во имя Нерукотворного образа Спасителя женский монастырь), составленный митр. Московским и Коломенским свт. Филаретом (Дроздовым). Первоначально в богадельне проживало 14 чел., к 1892 г.- 25 (3 вдовы и 22 девицы), в 1901 г.- 65 чел.

В 1885 г. из с. Воскресенского (Шиловка) Верхотурского у. Пермской губ. был перевезен деревянный дом со службами, пожертвованный крестьянкой М. Е. Белоусовой. К осени в собранном на территории богадельни доме поселились сестры. 13 дек. того же года Навзорова вновь безуспешно обратилась в Екатеринбургскую епархию с прошением об учреждении общины. Она писала, что сестры уже построили себе помещение для проживания, а многие тагильчане готовы оказывать им материальную помощь (Нечаева. 2007. С. 474). В 1892 г. в распоряжении богадельни помимо храма находилось 2 двухэтажных дома, а к 1901 г. было построено еще 2. Имелись надворные постройки, конюшня, коровник. На средства, пожертвованные наследницей строителя Скорбященского храма вдовой М. А. Колчиной, территория богадельни была обнесена оградой.

В сент. 1893 г. Навзорова вместе со старшей сестрой Феозвой Константиновной Крузе (1857-1932?) просила еп. Екатеринбургского и Ирбитского Афанасия (Пархомовича) благословить преобразование богадельни в общину и, кроме того, ходатайствовала о назначении начальницей обители мон. Ерементианы, насельницы екатеринбургского в честь Тихвинской иконы Божией Матери (Новотихвинского) монастыря (для ознакомления сестер с правилами монастырского общежития). Но и это прошение осталось «без движения». К янв. 1895 г. богадельне были пожертвованы «в полное и вечное пользование»: 6 дес. пахотной земли в юго-вост. квартале по Невьянской дороге; сенокосное угодье по р. Ежевке (14 и 1/4 дес.); 7 дес. пахотной земли по р. Вязовке. К 1 апр. 1897 г. богадельня имела 5966 р. 23 к., имущество на 5290 р. 50 к.; доходы от хлебопашества и сенокошения составляли ок. 1071 р., а также «по разным статьям» - 2013 р. 53 к.

В нач. 1897 г. при богадельне была открыта жен. церковная школа грамотности, в к-рую приняли 14 девочек. Учительницей была одна из сестер. К окт. 1901 г. специально для школы на средства общины (3414 р. 50 к.) было построено 2-этажное каменное здание с калориферным отоплением. Первым заведующим и законоучителем школы был свящ. Николай Воецкий, служивший во Введенском храме. Обучение девочек было настолько успешным, что по ходатайству священника с 1 сент. 1902 г. школа была преобразована в церковноприходскую. В ней обучались 44 чел. Ученицы, родители к-рых имели средства на дальнейшее обучение, затем поступали в Павло-Анатольевскую жен. гимназию, открытую в 1903 г., а нек-рые - в Екатеринбургское епархиальное жен. училище. В 1909 г. за успехи в преподавании учительница А. Рыбакова была награждена серебряной медалью «За усердие» на Александровской ленте для ношения на шее. Попечителем Скорбященской школы долгие годы являлся купец А. А. Железнов, 8 лет состоявший старостой храма. В 1901 г. он выделил на достройку здания школы 350 р. (по др. сведениям - 300 и 369 р.). Затем он ежегодно, даже после переезда в Екатеринбург, а потом в Златоуст, жертвовал 30-45 р. на награды лучшим ученицам и материальную поддержку учителей. За деятельность в качестве старосты и попечителя школы Железнов получил архипастырское благословение с выдачей свидетельства, его последователь Я. Е. Семёнов в 1913 г. пожалован серебряной медалью «За усердие» на Владимирской ленте для ношения на шее. Особенностью школы было обучение девочек церковному пению по нотным книгам. Они могли переписать ноты и петь по ним на 3 голоса всенощное бдение и Божественную литургию. Регенты монастырского хора А. Егорова и А. Курочкина обучались нотной грамоте именно в школе, поступив в богадельню в 7-летнем возрасте. Хор мон-ря являлся лучшим в Нижнетагильском Заводе и принимал участие в торжественных событиях, в т. ч. и в архиерейских богослужениях.

10 нояб. 1900 г. на имя еп. Екатеринбургского и Ирбитского Иринея (Орды) поступило прошение от старших сестер богадельни Феозвы Крузе, Татьяны Деевой, Анны Евстафьевой о преобразовании богадельни в жен. общину. Согласно собранным духовной консисторией сведениям и документам (крепостным актам, приговорам и др.), к 1901 г. в богадельне проживало 65 насельниц, к-рыми управлял совет старших сестер под руководством местного благочинного и приходских священников Введенского храма. Сестры занимались хлебопашеством, скотоводством, огородничеством, рукоделием, переплетом книг, а также читали Псалтирь по усопшим. На территории богадельни, расположенной в ограде Скорбященской ц., имелись 4 дома, в т. ч. каменный, деревянные баня, погреб, амбар, конюшня, коровник, каретник, кладовая, кирпичный сарай. Все недвижимое имущество оценивалось в 16550 р. Помещения богадельни, по отзывам благочинного, для 60-65 сестер «весьма достаточны».

30 окт. 1901 г. еп. Ириней представил в Синод прошение о преобразовании богадельни в жен. общину. Указ Синода от 14/31 марта 1902 г. определил: «Существующую в Нижнетагильском заводе Верхотурского уезда, при Скорбященской кладбищенской церкви, богадельню преобразовать в женскую общину с наименованием ее Скорбященскою, с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства». Екатеринбургское епархиальное начальство на основании этого указа 1 июня 1902 г. уведомило местного губернатора и предписало благочинному мон-рей 2-го округа архим. Арефе в один из воскресных или праздничных дней совершить открытие общины, а после окончания литургии зачитать указ Синода и отслужить благоденственный молебен с крестным ходом вокруг обители. 16 июня 1902 г. архим. Арефа торжественно открыл общину в присутствии всех сестер, нижнетагильского духовенства и местных жителей. 17 июня под председательством архим. Арефы начальницей общины была избрана Феозва Крузе, казначеей - Т. Я. Деева. В авг.-сент. 1902 г. Скорбященская ц. с церковными и причтовыми капиталами, ризницей и утварью была официально передана общине. 2 мая 1903 г. в Скорбященском храме еп. Сарапульский Михей (Алексеев) постриг Ф. Крузе в монашество с именем Мария, Т. Дееву постриг 15 февр. 1905 г. настоятель Верхотурского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря игум. Евгений (Кибардин).

В 1904 г. еп. Екатеринбургский и Ирбитский Владимир (Соколовский-Автономов)? объезжая епархию, посетил и пос. Нижнетагильский Завод, познакомился с бытом насельниц, к-рые удостоились его благожелательного отзыва и обещания ходатайствовать перед Синодом об учреждении мон-ря. 17 мая 1904 г. Синод учредил при общине вакансию священника, временно (до 12 нояб. 1904) им был назначен иерей Михаил Бирюков, а позднее в Н. С. м. служил иерей Всеволод Черепанов, с 1910 г. являвшийся помощником благочинного 3-го округа Верхотурского у. Екатеринбургской епархии. С 25 июля 1913 г. вакансия священника была свободна. С 6 сент. 1914 г. монастырским священником стал сын В. Черепанова - Леонид Черепанов (впосл. еп. Ставропольский и Кубанский Лев).

Игум. Мария (Крузе). Фотография. 1909 г.
Игум. Мария (Крузе). Фотография. 1909 г.

Игум. Мария (Крузе). Фотография. 1909 г.

23 окт. 1904 г. община по ходатайству еп. Владимира от 12 июня того же года была переименована в Скорбященский общежительный жен. монастырь. Настоятельницей была назначена мон. Мария (Крузе), 15 авг. 1909 г. в Крестовой ц. Екатеринбурга возведенная в сан игумении. Только одна из первых сестер - М. И. Бородина, пришедшая в общежитие в 1884 г.,- дождалась офиц. учреждения мон-ря и монашества. 14 февр. 1905 г. в Скорбященской ц. постриг Бородиной с именем Миропия совершил настоятель Верхотурского мон-ря игум. Евгений (Кибардин).

26 мая 1905 г., в день торжественного открытия монастыря, еп. Екатеринбургским Владимиром (Соколовским-Автономовым) был заложен, а 9 дек. 1913 г. еп. Митрофаном (Афонским) освящен собор в честь Вознесения Господня (архитектор - главный губ. инженер Е. И. Артёмов). Правый придел во имя свт. Николая Чудотворца и прав. Симеона Верхотурского освящен 31 мая 1915 г. еп. Серафимом (Голубятниковым), дата освящения левого - во имя прп. Серафима Саровского - неизвестна. Собор построен из кирпича, поставлен на подклет. Четверик основного объема увенчан 5 луковичными главами на цилиндрических широко расставленных барабанах. Причем центральный барабан значительно шире и выше остальных. С востока к четверику примыкает сложной формы алтарная часть, состоящая из 3 апсид. С запада основной объем продолжен притвором, на к-ром, вероятно, предполагалось поставить колокольню. Декоративное убранство фасада чрезвычайно богато. Основания малых барабанов декорированы «плетением» кокошников. Лопатки, выведенные по краям, имеют постаменты с огранкой рустом, вертикальный ряд ширинок и завершение треугольным кокошником. Между лопатками - тройное окно, обрамленное аркатурой на фигурных, перехваченных дыньками колонках. Храм возведен из кирпича, который обжигали сами монахини на небольшом заводике в районе Корабельного мыса. Уральское Горное управление предоставило 400 куб. саж. дров для обжига кирпича.

К 1910 г. в Н. С. м. проживала 101 насельница, в т. ч. игум. Мария, 3 монахини, 7 послушниц; 30 сестер несли послушание в белошвейной мастерской, 6 - в живописной, 3 - в переплетной, 8 - в цветочной, 5 - в портняжной, 3 - в чеботарной, 2 - в чулочной, 3 - в ткацкой, 6 - в одеяльной; 6 сестер неустанно, по очереди, читали Псалтирь, остальные занимались др. хозяйственными делами. В переписи 1913 г. числилось 140 насельниц, в т. ч. 3 монахини и 41 рясофорная послушница. В летнее время кроме полевых работ в обязанность сестер входило также изготовление кирпича (300 тыс. штук в год). В обители имелись портняжная, сапожная, кузнечно-столярно-слесарная мастерские. В 1908 г. на кустарной и сельскохозяйственной выставке-ярмарке Верхотурского земства белошвейные и золотошвейные изделия сестер обители были награждены медалями. При Н. С. м. числилось 7 дес. усадебной земли, 16 дес.- сенокосной, 20 дес.- пахотной, 20 дес.- земли, арендуемой для кирпичного производства. Доходы мон-ря за 1910 г. составили: за чтение Псалтири по умершим - 1390 р. 7 к., от «рукодельных работ» - 1747 р. 4 к., от продажи кирпича - 691 р. 50 к., от продажи молочных продуктов, сена и скота - 380 р. 5 к., просфор - 128 р. 63 к.; за «места для могил и катафалка» - 659 р. 55 к.; пожертвования - 655 р. и проценты с капитала - 305 р. 40 к.

Во время первой мировой войны Н. С. м. взял на попечение 36 девочек-сирот, к-рые воспитывались и учились в монастырской школе. В 1913 г. «за благочестиво-иноческое житие и весьма полезные труды, заботы по благоустроению общины и постройке нового каменного храма» решением Синода игум. Мария была награждена золотым наперсным крестом. В 1919 г., когда у власти на Урале были белогвардейцы, «во внимание к весьма полезному и ревностному исполнению обязанностей настоятельницы при трудностях переживаемого времени» епархиальные власти представили ее к благословению иконой Всемилостивейшего Спаса (Там же. С. 477-478).

В нояб. 1920 г., после установления в Н. Тагиле советской власти, монастырь был закрыт. Послушницы зарегистрировались как сельскохозяйственная коммуна «Улей», но она просуществовала один год; монахини, как лишенные избирательных прав, в нее не входили. 30 нояб. 1921 г. постановлением уездного земотдела коммуна была реорганизована в кооператив, ликвидированный 10 янв. 1922 г. Большинство насельниц вернулись в родные деревни, несколько сестер остались жить в Н. Тагиле.

С нояб. 1920 г. на территории Н. С. м. располагался Екатеринбургский концентрационный лагерь № 2. Первоначально 420 чел., обвиненные в саботаже, спекуляции и др. преступлениях, содержались в монастырских зданиях. Большая группа заключенных, осужденная за участие в тамбовском восстании и шпионаже, прибыла летом 1921 г. Заключенные работали в мастерских, прачечной и хлебопекарне, ранее принадлежавших обители, а также в городе по заявкам учреждений и орг-ций. Тяжелые условия, антисанитарная обстановка и скудное питание привели к высокой смертности в лагере. За весь период существования концлагеря там отбывали наказание 1036 чел. (среди них 17 представителей духовенства), с окт. 1921 по июнь 1922 г. умерли 265 чел. В одной из двух книг регистрации заключенных указано 542 чел., из них 253 с пометой «умер». Только в янв. 1922 г. на монастырском кладбище было похоронено 75 чел. Случаи побегов заключенных привели к тому, что в 1921 г. в концлагере была введена «круговая порука»: при побеге одного заключенного расстреливали пятерых. Решением Губернского подотдела от 15 марта 1922 г. Нижнетагильский лагерь стал филиалом Екатеринбургского концентрационного лагеря № 1; 1 июля 1922 г. был окончательно закрыт.

Во время размещения концлагеря на территории Н. С. м. оба храма были закрыты и обнесены проволочным заграждением, изгнаны неск. монахинь, проживавших в подклете Вознесенского храма. Но 4 янв. 1921 г. прихожане добились разрешения исполкома открыть Скорбященский и Вознесенский храмы и совершать в них богослужение. 16 янв. 1921 г. на общем приходском собрании настоятелем Вознесенской ц. был избран свящ. Леонид Черепанов, благочинный 4-го благочиннического округа Н. Тагила. В совет восстановленного прихода помимо Черепанова вошли игум. Мария и казначея мон. Валентина. Старостой прихода стал Я. Е. Семёнов, в прошлом щедрый благотворитель мон-ря, строитель 2-этажного каменного здания, в к-ром располагались богадельня, больница и странноприимный дом.

Летом 1922 г., после закрытия концлагеря, территория Н. С. м. перешла в распоряжение уездного отдела народного образования. Тагильский педагог И. В. Яшников инициировал создание на территории обители Детского городка (школы-коммуны для пролетарских детей-сирот), который 5 дек. 1922 г. был открыт. Но руководство и коллектив городка считали недопустимым соседство с церковным приходом. 3 февр. 1923 г. на заседании Нижнетагильского горсовета было решено передать Детскому городку монастырские церкви. 30 марта того же года постановили храмы «немедленно закрыть, возбудить ходатайство на продажу церковной утвари и имущества, деньги потратить на Детский городок».

В 30-х гг. XX в. Детский городок был преобразован в Нижнетагильский детский дом № 1. В 30-80-х гг. пришли в негодность все надворные постройки мон-ря, жилые дома для монахинь и послушниц, ограда и колокольня. Особенно пострадал Скорбященский храм: была разрушена колокольня до уровня 1-го яруса, снесен исторический купол, утрачена маковка под крестом на барабане, изменен вид притвора. В храме устроили б-ку и комнату для кружков. В 50-60-х гг. XX в. на юж. стороне апсиды был прорублен дверной проем, сооружены межэтажное перекрытие и антресоли на 2-м этаже, что привело к изменению исторического интерьера и архитектурного стиля храма. В это же время на вост. фасаде храма были заложены кирпичом оконный проем 1-го этажа, боковые оконные проемы апсиды 2-го этажа; на юж. и сев. фасадах заложены парные арочные оконные проемы притвора. В период с 1920 по 1980 г. Вознесенский собор утратил исторический портал, большой и малые купола и малые угловые барабаны.

В февр. 1932 г. в Н. Тагиле были арестованы 10 монахинь в числе группы из 180 чел., к-рым предъявили обвинение в создании контрреволюционной «поповско-монашеской организации». 7 сент. того же года были осуждены на 3 года ссылки в Казахстан сестры Прасковья Гагарина, Мария Декунова, в Зап. Сибирь - Марфа Суворова. Игум. Мария, после закрытия монастыря проживавшая в частном доме в Н. Тагиле, также подверглась допросам. Ее судьба после 20 мая 1932 г. неизвестна. Служивший в обители прот. Всеволод Черепанов в 1924-1927 гг. отбывал ссылку в Верх-Исетском Заводе Свердловского окр. и умер 11 апр. 1936 г. в Н. Тагиле.

С нач. 90-х гг. XX в. в храмах монастыря, переданных РПЦ, ведутся восстановительно-реставрационные работы. Первая Божественная литургия была отслужена 15 мая 1994 г. прот. Геннадием Брагиным, а 1-м настоятелем прихода стал его сын, свящ. Иоанн Брагин.

9 июня 1998 г. по решению Синода Н. С. м. был открыт, настоятельницей назначена мон. Кирилла (Суворова; † 2011), возведенная в сан игумении. В Скорбященской ц. служили свящ. Владимир Чудинов, прот. Георгий Потеев, священники Евгений Самойлов и Алексий Исмагилов. С дек. 2011 г. по благословению еп. Нижнетагильского и Серовского Иннокентия (Яковлева) настоятельницей является игум. Мария (Сташевская), прибывшая вместе с 3 сестрами из Киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женского монастыря. К нояб. 2017 г. в обители проживали 8 сестер.

Среди святынь Н. м.- икона и частицы мощей благоверных кн. Петра и кнг. Февронии Муромских, иконы вмц. Варвары и мц. Татианы с частицами мощей, образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Нижнетагильская), на к-рой Пресв. Богородица изображена в райском саду с предстоящими преподобными Серафимом Саровским, Сергием Радонежским, свт. Николаем Чудотворцем и прав. Симеоном Верхотурским.

Лит.: Павловский С. Г. Нижне-Тагильский Скорбященский жен. мон-рь // Екатеринбургские ЕВ. 1905. Отд. неофиц. № 10. С. 305-320; № 11. С. 345-356; Денисов. С. 666; Булгаков С. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М., 1993p. Ч. 2. С. 1448-1449; Нечаева М. Ю. Первые тагильские монахини Мария Навзорова, Феозва Крузе, Татьяна Деева // Нижний Тагил в лицах: Обществ. деятели Тагила XIX - нач. ХХ в. Н. Тагил, 1998. С. 67-79; она же. Скорбященский жен. мон-рь // Рус. мон-ри: Урал. М., 2007. С. 470-479; Ефанов А. В. Судьба Нижнетагильского Скорбященского жен. мон-ря при советской власти // Тагильский край в панораме веков. Екат., 1999. С. 87-91; он же, авт.-сост. Богоизбранный Тагил, или о Скорбященском мон-ре. Н. Тагил, 2007; Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екат., 2001; Свод памятников истории и культуры Свердловской обл. Екат., 2008. Т. 2: Свердловская обл.; Чемезова В. А. От скорби к радости: История нижнетагильского Скорбященского жен. мон-ря. Н. Тагил, 2014; она же. Плоды шиповника: Докум. исслед. Н. Тагил, 2016; Лапина О. К. Храмы Нижнего Тагила. Н. Тагил, 2015.
Д. Б. К.