Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НАЗАРИЙ
48, С. 343-348 опубликовано: 9 мая 2022г.


НАЗАРИЙ

Игум. сщмч. Назарий (Лежава) с семьей. Фотография. 1924 г.
Игум. сщмч. Назарий (Лежава) с семьей. Фотография. 1924 г.

Игум. сщмч. Назарий (Лежава) с семьей. Фотография. 1924 г.
(Лежава), Герман Джаджанидзе, Иерофей Николадзе, Симеон Мчедлидзе, Виссарион Кухианидзе, священномученики Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), расстрелянные 2 сент. 1924 г. в окрестностях Кутаиса (пам. груз. 14 авг.). Прославлены в лике святых 18-19 сент. 1995 г. на заседании Собора ГПЦ, состоявшемся в патриаршем соборе Светицховели (Цкаро (Источник). 1996. № 29/30. С. 55).

Священномученик Назарий

(Лежава Нестор Андреевич) [груз. ნაზარი ლეჟავა], митр. Кутаисско-Гаенатский, род. 4 янв. 1870 г. в с. Джихаиши Кутаисского у. и губ. в семье свящ. Андрея Лежавы и Евфимии Григорьевны Чхенкели. Неск. поколений его предков были священнослужителями. Таинство Крещения совершили его дед, свящ. Николай Маркозович Лежава, и псаломщик Лука Бибилеишвили. Крестным отцом был житель Джихаиши дворянин Е. И. Гогоберидзе (Гвенетадзе. 2015. С. 95). В 1886 г. окончил Кутаисское ДУ, в 1892 г.- Тифлисскую ДС (ДВГЭ. 1892. № 12. С. 10). Вспоминая время, проведенное в уч-ще, еп. Назарий писал: «С младенчества я был воспитан в вере в Бога и желании служить ему. Мне было 8 лет, когда я по своим наклонностям вместо обычной школы попал в духовную школу, где в течение 12 лет учился богословию и осваивал идеи служения. Летние каникулы я проводил в прекрасном, как Эдем, месте, в Гелатском монастыре. В этом кругу под руководством моего незабвенного дяди иеромонаха Ясона я проникался духом и традициями «ангельской жизни», которая привлекала меня с детства» (Сакартвело. 1918. № 225. С. 3).

По окончании ДС Нестор повенчался с Александрой Ивлиановной (фам. неизв.). 13 февр. 1893 г. еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе) рукоположил его во диакона. 21 февр. о. Нестор был рукоположен во иерея и определен на служение в Спасскую ц. с. Хони. 14 дек. 1894 г. награжден набедренником. 1 сент. 1897 г. назначен зав. хонской церковноприходской школой и учителем богословия. 13 июня 1897 г. награжден бронзовой медалью «За труды по первой Всеобщей переписи населения». Получил также памятную медаль имп. Александра III. 14 февр. 1899 г. на заседании Имеретинской епархии избран депутатом от духовенства благочиннического округа. В 1900 г. награжден скуфьей (НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 65141. Л. 71). В 1900 г. о. Нестор потерял жену, в скором времени скончались двое его детей. Потеря семьи тяжело отразилась на молодом священнике. По благословению своего духовника он решил отправиться на учебу в Россию (Чичинадзе. 1916. С. 307).

В 1901 г. поступил в КДА. Избрал для углубленного изучения историческую группу предметов. 6 авг. 1904 г. обратился к ректору КДА еп. Платону (Рождественскому) с просьбой о монашеском постриге. 24 авг. 1904 г. наместник КПЛ архим. Антоний (Петрушевский) с согласия Киевского митр. Флавиана (Городецкого) совершил постриг о. Нестора с наречением ему имени Назарий в Никольской ц. лаврского Больничного мон-ря (НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 65141. Л. 72). В 1905 г. иером. Назарий подал в Совет КДА канд. дис. «Грузинская Церковь от ее происхождения до установления в ней автокефалии» (рукопись сохранилась в ИР НБУВ. Ф. 304. Дис. 1861), которая получила положительные отзывы проф. прот. Ф. И. Титова и проф. А. В. Розова (Извлечение из журналов... 1905. С. 383-387). Груз. писатель А. Гацерелия в б-ке Тбилисского гос. ун-та изучал соч. иером. Назария «Каппадокийская богословская школа» (ныне утрачено), к-рое считал его дипломной работой (Асатиани. 1995. С. 6). 3 июня 1905 г. определением Совета КДА (утверждено резолюцией Киевского митр. Флавиана (Городецкого) от 15 июня 1905 г.) получил степень кандидата богословия с правом получения степени магистра без новых испытаний (Извлечение из журналов... 1905. С. 501-504). Определением Синода от 19 окт.- 5 нояб. 1905 г. назначен преподавателем гомилетики и соединенных с ней предметов в Волынской ДС (находилась в Житомире) (ЦВед. 1905. № 47. С. 513). С 3 окт. 1907 г.- смотритель Клеванского ДУ (в мест. Клевань, ныне поселок Ровенского р-на и обл., Украина) (ЦВед. 1907. № 42. С. 379). 6 мая 1908 г. награжден наперсным золотым крестом. 10 мая 1910 г. возведен в сан игумена (НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 65141. Л. 72).

17 нояб. 1911 г. уволен от духовно-учебной службы и был переведен на служение на родину, в Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви: его назначили настоятелем муж. мон-ря Натлисмцемели во имя св. Иоанна Предтечи в пуст. Гареджи (ЦВед. 1911. № 48. С. 389). 1 дек. 1911 г. возведен в сан архимандрита (ДВГЭ. 1911. Вып. 24. С. 8). Груз. общественный деятель З. Чичинадзе отзывался о нем как о человеке, отличающемся «любовью к своей стране, народу и к своей службе», «трезво оглядывающемся на наше прошлое, нашу нацию, нашу историю и литературу». Чичинадзе также писал, что архим. Назарий сблизился с К. С. Кекелидзе, состоявшим в то время в сане протоиерея, и занялся изданием его труда «Иерусалимский канонарь», вышедшего в Тифлисе в 1912 г. (Чичинадзе. 1916. С. 307). 12 мая 1912 г. архим. Назарий избран благочинным мон-рей Вост. Грузии. 30 мая того же года избран членом Церковного музея, 28 авг.- членом миссионерского об-ва (очевидно, Общества восстановления православного христианства на Кавказе). 15 мая 1913 г. награжден орденом св. Анны 3-й степени. 5 июня 1913 г. по заданию Церковного музея назначен смотрителем восстановительных работ мцхетского храма Джвари. 6 мая 1914 г. награжден орденом св. Анны 2-й степени. 9 окт. 1914 г. в связи с военным положением избран членом созданного при Экзархате Комитета по сбору средств в помощь военным. 2 мая 1915 г. избран на должность сотрудника Экзархата, занимавшегося приемом приезжавших в правление Экзархата духовных лиц. 6 мая 1916 г. награжден орденом св. Владимира 4-й степени (НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 57648. Л. 39).

19 апр. 1916 г. архим. Назарий назначен членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы (ДВГЭ. 1916. Вып. 10/11. С. 312). 5 мая 1917 г. по ходатайству братии поставлен настоятелем мон-ря Гелати (НА Грузии. Ф. 1699. Оп. 1. Д. 108. С. 4-5), однако в Зап. Грузию не поехал и остался в Тифлисе, где 4 июля, согласно выбору представителей груз. мон-рей, был утвержден на должность делегата от монашествующих Вост. Грузии во Временном церковном правлении Грузии (Сакартвело. 1917. № 149. С. 3). 8-17 сент. 1917 г. как член Временного церковного правления Грузии присутствовал на 1-м Соборе ГПЦ, на котором была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви. В февр. 1918 г. приглашен в Тифлисскую ДС читать курс канонического права (Там же. 1918. № 40. С. 2).

18 сент. 1918 г. скончался митр. Кутаисско-Гаенатский Антоний (Гиоргадзе). На овдовевшую кафедру было 3 претендента: еп. Урбнисский Давид (Качахидзе), архим. Николай (Наморадзе) и архим. Назарий. Священноначалие проголосовало за архим. Назария. 16 нояб. 1918 г. в кафедральном соборе Тифлисский Сиони состоялось его наречение во архиерея, 17 нояб. в мцхетском кафедральном соборе Светицховели митр. Тифлисским Леонидом (Окропиридзе; католикос-патриарх всей Грузии в 1918-1921), митр. Чкондидским исп. Амвросием (Хелаей; католикос-патриарх всей Грузии в 1921-1927), еп. Цилканским Георгием (Аладашвили) и еп. Алавердским Пирром (Окропиридзе) был хиротонисан во епископа Кутаисско-Гаенатского и в тот же день возведен в сан митрополита (Асатиани. 1995. С. 7).

В 1919 г. митр. Назарий вместе с причтом кутаисского кафедрального собора во имя св. кн. Александра Невского совершил архипастырскую поездку по Кутаисско-Гаенатской епархии: 1 окт. 1919 г. побывал в Окрибском благочинническом округе, 1 нояб.- в Свирском, 11 нояб.- в Чунешском округах. Митрополит читал много проповедей, выслушивал людей, часто ему приходилось поздним вечером посещать церкви, и народ с зажженными свечами ждал его и не расходился, желая получить благословение владыки. 7 дек. 1919 г. на епархиальном собрании в Кутаисе, открытом митр. Назарием, был основан Кружок любителей грузинского церковного пения (Чвени квекана (Наша страна). 1919. № 175. С. 4; № 200. С. 4; № 224. С. 3). 1-7 сент. 1921 г. митр. Назарий участвовал в 3-м Церковном Соборе ГПЦ, прошедшем в Гелати, на к-ром рассматривалась его кандидатура и кандидатура Сухумско-Абхазского митр. исп. Амвросия (Хелаи) на престол католикоса-патриарха. В Соборе участвовали 108 чел., по результатам тайного голосования исп. Амвросий собрал 67 голосов за и 41 против, а митр. Назарий - 54 за и 54 против (Архив Груз. Патриархии. Оп. 1. Д. 6478. Л. 51).

24 окт. 1921 г. митр. Назарий под предлогом отсутствия у него документов, удостоверяющих личность, был задержан гражданскими властями на железнодорожной станции в Кутаисе. Его допросили и освободили, однако с этого времени начались гонения на него со стороны властей. 10 июня 1922 г. он был вновь задержан вместе с протоиереем Квирильского благочиннического окр. Иаковом Гвелесиани, протоиереем кутаисского кафедрального собора во имя св. Александра Невского Василием Долаберидзе, прот. Мелитоном Келенджеридзе и управляющим канцелярией Кутаисско-Гаенатской епархии Э. Тутберидзе, когда они намеревались выехать в Свирский и Сачхерский округа (Журналы заседаний. 2016. С. 348). 25 февр. 1921 г. в Тифлис вошла Красная Армия, Грузинская Демократическая Республика прекратила свое существование, страна был интегрирована в состав Советского гос-ва. Католикосский совет принял постановление, согласно которому святыни и древности Тифлисского Сиона и Светицховели во избежание секуляризации их правительством нужно было вывезти в Кутаис. Это было поручено светицховельскому архим. Павлу (Джапаридзе). Ценности вначале были спрятаны в кутаисском кафедральном соборе. Через неск. дней в Кутаис приехал католикос-патриарх исп. Амвросий (Хелая), принявший решение укрыть сокровищницу возле храма Баграта, под балконом дома митр. Назария, накрыв ее каменной плитой. 24 апр. 1923 г. представитель Кутаисского политбюро Цирекидзе допросил архим. Павла и кутаисского прот. Платона Цкитишвили. Архим. Павел заявил, что, приехав в Кутаис, все 4 ящика и мешок оставил на железнодорожной станции и ничего не знает об их дальнейшей судьбе, а прот. Платон дал показания, что вместе с архим. Павлом видел эти 4 ящика в кутаисском кафедральном соборе и что их отнесли в дом митр. Назария. Из-за несоответствия показаний их обоих арестовали. 25 апр. специальная комиссия обнаружила ценности в указанном месте (Гамахария. 2006. С. 167-168).

Сщмч. Назарий (Лежава), митр. Кутаисско-Гаенатский. Фотография. Ок. 1909 г.
Сщмч. Назарий (Лежава), митр. Кутаисско-Гаенатский. Фотография. Ок. 1909 г.

Сщмч. Назарий (Лежава), митр. Кутаисско-Гаенатский. Фотография. Ок. 1909 г.
12 янв. 1923 г. представители советской власти арестовали членов Католикосского совета, католикос-патриарх исп. Амвросий (Хелая) был посажен под домашний арест. Также работники ЧК собирали агентурную информацию и показания «свидетелей» об антисоветской деятельности митр. Назария. ЧК интересовала и роль митрополита в деле о ценностях мон-рей Гелати и Джручи , к-рые по распоряжению Г. Цинцадзе, личного секретаря председателя Грузинской Демократической Республики Н. Жордании, от 23/24 нояб. 1920 г. были перенесены в Кутаис и затем переправлены в Европу. 4 февр. 1923 г. митр. Назария допросил поверенный Кутаисского политбюро Кикалеишвили. Митр. Назарий отрицал свое участие в антисоветской деятельности, но 10 февр. по этому же обвинению его и кутаисского прот. Гавриила Цагареишвили арестовал др. представитель Кутаисского политбюро - Каландаришвили (Гамахария. 2006. С. 165-166). Ему вменяли в вину сокрытие церковных ценностей и участие в меморандуме, к-рый 7 февр. 1922 г. католикос-патриарх исп. Амвросий направил Генуэзской конференции и в к-ром описал положение Грузии в условиях ее советизации. 11 марта 1923 г. митр. Назарий обратился к председателю ЧК Грузии с просьбой разрешить ввиду Великого поста духовенству, находящемуся в заключении, исповедоваться и причаститься «в одном из ближайших к тюрьме храмов» (НА Грузии. Ф. 516. Оп. 1. Д. 1. Л. 196). 19 марта 1924 г. в 8 ч. вечера, «после 25-часового заседания», суд вынес приговор, по к-рому в силу амнистии ЦК Грузии митр. Назарий после 14-месячного ареста был освобожден как невиновный. 29 марта 1924 г. измученный и больной архиерей вернулся в епархию (Комунисти (Коммунист). 1924. № 147. С. 5).

1 авг. 1924 г. митр. Назарий вместе с кутаисским причтом по просьбе паствы поехал в с. Родинаули (Шорапанский р-н), чтобы освятить церковь. После вечернего богослужения они зашли в дом к одному из верующих. В час ночи местные власти арестовали их (9 чел.) «за попытку организации мятежа» и перевезли в Свирский районный исполком. По словам митр. Назария, его «вывели на улицу в нижнем белье, положили на арбу, как бандита, связали руки и повезли в Свири». Председатель Свирского исполкома Манджгаладзе перевез арестованных в Кутаис. Митр. Назарий был обвинен в «проведении с контрреволюционной целью антиправительственного нелегального собрания и неповиновении местным властям». Его положение усугубило наличие судимости. Митр. Назарий заболел дизентерией и 14 авг. был переведен в больницу (Амколадзе. 1998. С. 126-128).

После месячного заключения, 2 сент. 1924 г., митр. Назария, протоиереев Германа Джаджанидзе и Иерофея Николадзе, иерея Симеона Мчедлидзе и протодиак. Виссариона Кухианидзе на рассвете вывели из тюрьмы и расстреляли в лесу в окрестностях Кутаиса (точное место неизв.). О событиях того утра написал в воспоминаниях прот. Василий Долаберидзе, арестованный вместе с митр. Назарием в числе 9 чел. и находившийся в одной камере с ним и с остальными. Он вспоминал, как пришли охранники и потребовали разбудить 5 чел., как он помогал собирать вещи митр. Назария. Когда он спросил владыку, которая из ложек - его, священномученик ответил: «Которая меньше всех». Все думали, что их переводят в тюрьму Метехи в Тифлисе. Однако прот. Герман перед выходом попросил прот. Василия позаботиться о его детях, а митр. Назарий «вернулся, надел рясу, попрощался с нами, всех расцеловал и сказал нам: «Не бойтесь, держитесь, смерть одна»,- и пошел с ними. Тогда мы не поняли значение этих слов» (Василий Долаберидзе, прот. Из моей жизни // Семейный архив Долаберидзе. Т. 4. С. 37).

Определением Синода УПЦ от 20 июня 2012 г. (журнал № 52) имя сщмч. Назария внесено в состав Собора Волынских святых, а 9 нояб. 2012 г. по благословению Предстоятеля УПЦ митр. Владимира (Сабодана) - в состав Собора святых КДА.

Арх.: ИР НБУВ. Ф. 175. Д. 1667; ЦГИАУК. Ф. 711. Оп. 1. Д. 9320. Л. 1-4.
Ист.: Извлечение из журналов Совета КДА за 1904-1905 учебный год. К., 1905; Журналы заседаний Временного правления Грузинской Православной Церкви, 13 марта - 14 сент. 1917 г. / Сост., предисл., коммент., биогр. справки: Н. Шиолашвили, И. Арабидзе. Тб., 2016 (на груз. яз.).
Лит.: Чичинадзе З. Грузинские типографии 1627-1916 гг. Тифлис, 1916 (на груз. яз.); Асатиани Г. Митр. Назарий (Лежава). Тб., 1995 (на груз. яз.); Амколадзе Т. Последние дни митр. Назария // Цискари (Заря). Тб., 1998. № 11. С. 116-129 (на груз. яз.); Гамахария Д. Святой исповедник Амвросий (Хелая) и Абхазия. Тб., 2006 (на груз. яз.); Бурега В. В. Собор святых Киевской Духовной Академии: Установление празднования и иконография // ТКДА. 2013. Вып. 18. С. 225-226; он же. Назарiй (Лежава Нестор Андрiйович) // Киïвська Духовна Академiя в iменах: 1819-1924: Енциклопедiя / Упоряд. i наук. ред.: М. Л. Ткачук; вiдп. ред.: В. С. Брюховецький. К., 2016. Т. 2: Л-Я. С. 242-244; Гвенетадзе Е. Из истории церквей Диди-Джихаиши: Св. Назарий (Лежава). Тб., 2015 (на груз. яз.).

Священномученик Герман

Сщмч. Герман Джаджанидзе. Фотография. 1900 г.
Сщмч. Герман Джаджанидзе. Фотография. 1900 г.

Сщмч. Герман Джаджанидзе. Фотография. 1900 г.
Виссарионович Джаджанидзе [груз. გერმანე ჯაჯანიმე], протоиерей, род. в 1868 г. в семье крестьянина Виссариона Джаджанидзе и Тинатин. В 1885 г. окончил Кутаисское ДУ, в 1891 г.- Тифлисскую ДС. С 1891 г. смотритель, в 1898-1903 гг. классный наставник Кутаисского ДУ. В 1903 г. был рукоположен во иерея и назначен капелланом 1-го Кубанского пластунского батальона. С 1904 г. настоятель полковой церкви № 1 Ейского полка Кубанского казачьего войска, расквартированного в с. Кагызман Карсской обл. (ныне в Турции). 31 янв. 1907 г. награжден скуфьей. 27 окт. 1907 г., в день рождения известного груз. писателя и общественного деятеля прав. Илии Чавчавадзе, убитого 12 сент. того же года, сщмч. Герман отслужил по новопреставленному панихиду, после к-рой объявил о создании фонда им. прав. Илии. Сразу было собрано 15 р. 63 к., груз. солдаты решили каждый месяц удерживать из жалованья определенный процент, эти средства направлялись в фонд Илии Чавчавадзе. В нач. 1912 г. сщмч. Герман был переведен на должность капеллана 3-го Кавказского стрелкового полка. 6 мая 1912 г. награжден камилавкой. С кон. 1912 г. капеллан 1-го Запорожского полка Кубанского казачьего войска, с 1913 г.- 202-го пехотного Горийского полка. 4 июня 1915 г. награжден орденом св. Владимира 4-й степени, 17 дек.- золотым наперсным крестом, 1 июля 1916 г.- золотым крестом вмч. Георгия с лентой. К кон. 1917 г. его определили настоятелем 51-й пехотной дивизии 2-го Кавказского армейского корпуса, в том же году возведен в сан протоиерея. В 1918 г. вернулся на родину и служил в храме 158-го пехотного Кутаисского полка. Затем состоял в причте кутаисского кафедрального собора. Был женат на Наро (Агати) Луковне Микадзе (1880 - 13 февр. 1924), имел четверых детей: Михаила, Веру (Венеру), Евгению, Елизавету.

Ист.: ДВГЭ. 1891. № 8. С. 11; Исари (Стрела). 1907. № 267. С. 4; Сакартвело (Грузия). 1917. № 27. С. 3; Халхис мегобари (Друг народа). 1918. № 340. С. 1; Комунисти (Коммунист). 1924. № 38. С. 4.

Священномученик Иерофей

Сщмч. Иерофей Николадзе. Фотография. Нач. XX в.
Сщмч. Иерофей Николадзе. Фотография. Нач. XX в.

Сщмч. Иерофей Николадзе. Фотография. Нач. XX в.
Андреевич Николадзе [груз. იეროთეოზ ნიკოლამე], протоиерей, род. 23 февр. 1863 г. в семье священника. 30 мая 1885 г. окончил 5 классов Кутаисской классической гимназии. 1 сент. 1888 г. назначен учителем церковноприходской школы при кутаисском храме во имя Архангелов на кладбище Дзелквиани. 7 мая 1889 г. еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе) рукоположил его во диакона и оставил в причте того же храма. 2 марта 1893 г. был рукоположен во иерея и определен в ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Инашаури. 1 сент. 1893 г. на свои средства открыл при храме церковноприходскую школу. С 15 апр. 1899 до 1 сент. 1902 г. был заведующим 2-классной церковноприходской школы в с. Амаглеба и педагогом Свящ. Писания в ней. В 1902 г. награжден набедренником, в 1905 г.- скуфьей. 12 июля 1907 г. был назначен помощником благочинного Ванского благочиннического окр. В том же году назначен председателем Комиссии призывников со стороны духовенства Ванской обл. 20 марта 1909 г. временно вновь был назначен в школу с. Амаглеба. 18 апр. 1911 г. определен 2-м священником кутаисского храма во имя Архангелов (кладбище Дзелквиани). В газ. «Колхида» были описаны эти события: 27 марта состоялось приходское собрание с целью выбрать 2-го священника, «до 17 духовных отцов изъявили желание занять это место, но ящик поставили только пятерым: Ткешелашвили, Парцхаве, Цкитишвили, Цагареишвили и Николадзе». Из 87 голосов сщмч. Иерофей получил 54 голоса за и 33 против (Колхида. 1911. № 3. С. 3). 16 сент. 1911 г. назначен заведующим церковноприходской школы ц. св. Архангелов и учителем Закона Божия в ней. 6 мая 1914 г. награжден камилавкой. К кон. 10-х гг. XX в. был возведен в сан протоиерея. Был женат на Екатерине Теймуразовне (род. в 1864, фам. неизв.), брак был бездетным.

Арх.: НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 57633; ДВГЭ. 1914. № 10. С. 122.
Лит.: Кезевадзе М. Имеретинские церкви и священники времен Экзархата. Кутаиси, 2008. С. 76, 133 (на груз. яз.).

Священномученик Симеон

Сщмч. Симеон Мчедлидзе. Фотография. 1898–1899 гг.
Сщмч. Симеон Мчедлидзе. Фотография. 1898–1899 гг.

Сщмч. Симеон Мчедлидзе. Фотография. 1898–1899 гг.
Михайлович Мчедлидзе [груз. სიმონი მჭედლიმე], иерей, род. 15 февр. 1865 г. в с. Свири Шорапанского у. Кутаисской губ. в семье протоиерея. Учился в Кутаисском ДУ, в 1888 г. окончил Ставропольскую ДС. В 1889-1891 гг. был учителем дворянской гимназии в Сенаки. В 1891-1894 гг. в Кутаисе с разрешения руководства гимназии открыл свой пансион для мальчиков младшего возраста. 7 мая 1894 г. еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе) рукоположил его во диакона, 23 мая - во иерея и назначил настоятелем свирской ц. в честь Фомина воскресенья (Квирацховлоба). Сщмч. Симеон вел активную педагогическую и общественную деятельность. В 1894-1905 гг. был избран депутатом со стороны духовенства благочиннического округа. В 1896-1905 гг. был членом Учебного комитета губ. отд-ния Шорапанского у. 20 мая 1897 г. награжден набедренником. С 1898 до 20 сент. 1906 г. смотритель приходских школ Шорапанского у. В 1900, 1901 и 1903 гг. был делегатом собрания 40-го, 41-го и 43-го съездов духовенства Имеретинской епархии. В 1901 г. назначен смотрителем местных педагогических курсов церковноприходских школ Имеретинской епархии. 30 апр. 1901 г. награжден скуфьей. В 1902 г. назначен смотрителем педагогических курсов образцовых школ Имеретинской и Гурийско-Мингрельской епархий. 28 янв. 1903 г. переведен в свирскую ц. во имя вмч. Георгия. Со 2 мая 1905 до 1908 г. управляющий делами Имеретинского епархиального совета. 6 мая 1905 г. награжден камилавкой. С 27 июня 1905 г. временно состоял в клире кутаисского кафедрального собора во имя св. блгв. кн. Александра Невского. 15 сент. 1905 г. избран членом епархиального совета. С 1908 г. преподаватель Свящ. Писания в одной из частных школ Кутаиса. 1 сент. 1912 г. назначен 4-м священником кутаисского кафедрального собора. 6 мая 1914 г. получил золотой наперсный крест. В с. Лаше построил школу, в к-рой обучали вначале 2 года, затем 4, затем 8 лет (в 1958 получила статус средней школы, действует до сих пор). На свои средства основал в Кутаисе типографию религиозно-просветительского братства, целью к-рой было издание духовных книг. Известный общественный деятель того времени З. Чичинадзе, описывая типографскую деятельность сщмч. Симеона, вспоминал: «Еще при жизни протоиерея Д. Гамбашидзе отличился священник С. Мчедлидзе... Он мечтает об умственном развитии грузинского народа. Он уже показал плоды своей деятельности, большое уважение к грузинскому народу и желание о возрождении нации» (Чичинадзе З. Грузинские типографии в 1627-1916 гг. Тифлис, 1916. С. 239-240). В типографии сщмч. Симеона была заложена основа для создания груз. учебников по Закону Божию и литургике, вышли в свет «Божья история Ветхого и Нового Заветов» и «О богослужении» (1914). В 1908-1916 гг. сщмч. Симеон издавал религ. нравственно-общественный ж. «Шинаури сакмееби» (Домашние дела), был основателем ежемесячного богословско-философского, политического и лит. сб. «Гантиади» (Рассвет) (1913-1915). В «Шинаури сакмееби» печатались письма, посвященные как высокодуховным темам, так и злободневным вопросам видных духовных лиц того времени: еп. сщмч. Кириона (Садзаглишвили; католикос-патриарх всей Грузии Кирион III (II) в 1917-1918), еп. Леонида (Окропиридзе), еп. Каллистрата (Цинцадзе; католикос-патриарх всей Грузии в 1932-1952), архим. Нестора (Кубанеишвили), иером. прп. Алексия (Шушании; о нем см. в ст. Менджи мон-рь) и др. Сщмч. Симеон печатал в газете под псевдонимом также и свои публикации. Он выступал за восстановление автокефалии Грузинской Церкви, за обретение Грузией независимости, за отмену платного обучения, за преподавание в духовных учебных заведениях на груз. языке, призывал духовных лиц к благотворительности. Он писал: «Церкви требуется духовенство, соответствующее времени». Примечательно, что 2 авг., на следующий день после ареста, митр. Назарий должен был возвести сщмч. Симеона в храме в Родинаули в сан протоиерея. Сщмч. Симеон был женат на Екатерине Виссарионовне Дгебуадзе (род. в 1866), имел шестерых детей: Виссариона (род. в 1893), Варвару (род. в 1895), Бидзину (род. в 1903), Димитрия (род. в 1904), Анастасию (род. в 1907), Нину (род. в 1910).

Арх.: НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 57663.
Ист.: Журналы заседаний Временного правления Грузинской Православной Церкви, 13 марта - 14 сент. 1917 г. / Сост., предисл., коммент., биогр. справки: Н. Шиолашвили, И. Арабидзе. Тб., 2016. С. 361-363 (на груз. яз.).

Священномученик Виссарион

Сщмч. Виссарион Кухианидзе. Фотография. 1898–1899 гг.
Сщмч. Виссарион Кухианидзе. Фотография. 1898–1899 гг.

Сщмч. Виссарион Кухианидзе. Фотография. 1898–1899 гг.
Софронович Кухианидзе [груз. ბესარიონ კუხიანიმე], протодиакон, род. в 1870 г. в семье псаломщика. Окончил Кутаисское ДУ и поступил в Тифлисскую ДС. 3 февр. 1893 г., находясь на 3-м курсе, бросил обучение и 20 мая был назначен псаломщиком кутаисского кафедрального собора во имя св. блгв. кн. Александра Невского. 21 дек. 1893 г. назначен младшим пономарем; 18 авг. 1895 г.- старшим пономарем. 20 мая 1896 г. еп. Алавердский Виссарион (Дадиани), который в то время управлял также Имеретинской епархией, рукоположил его во диакона и оставил в штате собора как пономаря. 5 июля 1897 г. переведен на должность псаломщика. 2 июля 1898 г. назначен временно исполняющим обязанности протодиакона, 23 апр. 1899 г. утвержден протодиаконом. 15 марта 1900 г. избран членом Комитета помощи детям, лишенным родительской заботы, духовных лиц Имеретинской епархии, 30 нояб. 1912 г. стал казначеем этого комитета. Был женат на Элпиде (род. в 1873), дочери свящ. Тарасия Ткешелашвили, которая скончалась в молодом возрасте. У протодиак. Виссариона было пятеро детей: Ксения (род. в 1896, окончила Имеретинское епархиальное училище), Михаил (род. в 1898, окончил Кутаисскую дворянскую гимназию), Кетеван (род. в 1900, окончила Имеретинское епархиальное уч-ще), Мариам (род. в 1904), Тамара (род. в 1905).

Арх.: НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 53115, 57663.
Г. Мачуришвили
Ключевые слова:
Святые Грузинской Православной Церкви Священномученики Грузинской Православной Церкви Назарий (Лежава), Герман Джаджанидзе, Иерофей Николадзе, Симеон Мчедлидзе, Виссарион Кухианидзе, священномученики Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), расстрелянные 2 сент. 1924 г. в окрестностях Кутаиса (пам. груз. 14 авг.)
См.также:
АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)
ГРИГОРИЙ (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 1899 -1942, концлагерь Освенцим, Польша), архим., сщмч. Грузинской и Польской Церквей (пам. груз. 23 нояб.)
ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820)
ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.)
ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.)
КИРИОН III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918)