Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МХИТАР ГОШ
48, С. 104-106 опубликовано: 20 апреля 2022г.


МХИТАР ГОШ

Мхитар Гош. Скульптура перед фасадом Матенадарана в Ереване. 50-е (?) гг. ХХ в. Скульптор Г. Чубарян
Мхитар Гош. Скульптура перед фасадом Матенадарана в Ереване. 50-е (?) гг. ХХ в. Скульптор Г. Чубарян

Мхитар Гош. Скульптура перед фасадом Матенадарана в Ереване. 50-е (?) гг. ХХ в. Скульптор Г. Чубарян
(Арм. ՄԽիթար Գռջ; Гетикци, Гандзакеци) (ок. 1133/34, Гандзак (Гянджа) - 1213, монастырь Нор-Гетик, ныне Гошаванк), арм. вардапет, писатель, хронист, выдающийся богослов Армянской Апостольской Церкви, законодатель, баснописец, педагог, гос. и общественный деятель. В большинстве своих рукописей М. Г. носит титул «Ерамец вардапет» (трижды прославленный вардапет), что говорит о его важной роли и высокой репутации среди современников. М. Г. также был советником и духовным наставником кн. Закаре Закаряна и играл ведущую роль в решении важнейших гос. вопросов автономного Армянского княжества.

Главным источником сведений о жизни М. Г. и его наследии является труд арм. историка Киракоса Гандзакеци «История Армении», вероятного свидетеля многих из описанных им событий. Позднейшие авторы использовали сведения Гандзакеци о М. Г. как основу. Важные биографические данные содержат также некоторые труды самого М. Г.: «Судебник», «Краткие толкования пророчества Иеремии», «Католикосы и события в Агванском мире в XII веке», «Мученичество св. Хосрова Гандзакеци», «Письмо к грузинам о православной вере». Среди др. источников можно назвать «Всеобщую историю» архим. Вардана Бардзрбердци (сер. XIII в.), «Соборное послание» католикоса Нерсеса IV Шнорали (1166), «Книгу историй» Аракела Даврижеци (XVII в.). «Житие и история Мхитара Гоша» содержится под 5 июля или 11 февр. в арм. средневек. сб. «Айсмавурк» (аналог синаксаря), к-рый составлен преимущественно на основе труда Гандзакеци. Особым источником являются также настенные записи в монастыре Нор-Гетик.

Монастырь Гошаванк в с. Гош, Армения
Монастырь Гошаванк в с. Гош, Армения

Монастырь Гошаванк в с. Гош, Армения

Большую источниковедческую ценность имеет труд М. Чамчяна «История Армении». Наиболее важный вклад в изучение «Судебника» внесли В. Бастамянц, опубликовавший редакцию Б «Судебника», к-рую он считал исходным авторским вариантом М. Г., а также Х. Торосян, издавший редакции А и Г «Судебника».

Киракос Гандзакеци был воспитанником мон-ря Нор-Гетик, получал знания у ученика М. Г. Вардапета Ванакана и большую часть жизни провел в этом мон-ре. Гандзакеци уверяет, что подробные сведения о М. Г. изложены также в «Истории» Вардапета Ванакана. М. Г. родился в Гандзаке, в христ. семье. Сведения о родителях М. Г. не сохранились. В арменоведении встречаются разные версии относительно места рождения М. Г. В детстве он поступил на обучение в монастырь и вскоре, вероятно уже в 14 лет, принял монашество. Монашеский постриг обязывал М. Г. носить бороду, но из-за того, что у него борода выросла поздно, он получил прозвище «Гош» (редкобородый). Уже в молодости М. Г. прославился благодаря своим добродетелям и мудрости.

После неск. лет священнического служения М. Г. решил углубить свои знания в толковании Свящ. Писания и народных преданий (басен). Он встретился с известным странствующим вардапетом Ованнесом Тавушеци и долгие годы обучался у него, после чего сам получил степень вардапета. После смерти Тавушеци М. Г. отправился в Киликийскую Армению, где, скрывая свое звание вардапета, приступил к обучению в монастыре Сев-Лер. Спустя некоторое время он повторно получил степень вардапета и вернулся в Гандзак.

В ущелье Тандзута М. Г. начал строительство нового мон-ря Нор-Гетик, принимал участие в его возведении вместе с монахами. Средства на строительство М. Г. выделяли князья Иване и Закаре Закаряны, Курдский ишхан и его сыновья, а также Вахтанг Тагаворазн и его братья. Стремясь к пустынной жизни, М. Г. поселился неподалеку от нового мон-ря, построив для себя дом и деревянную ц. Св. Духа. В пожилом возрасте М. Г. рядом с монастырем построил еще одну церковь, Вознесения Христа, к-рая должна была послужить ему храмом-усыпальницей.

Центр образования и знаний в монастыре Нор-Гетик, возглавляемый М. Г., был высшим образовательным учреждением; его выпускники получали степень вардапетов. К М. Г. приходили ученики даже из отдаленных областей. Нек-рые вардапеты скрывали свою степень, чтобы иметь возможность учиться у М. Г. Мон-рь был многолюден; в составе братии находились самые знаменитые люди своей эпохи, о чем свидетельствуют настенные записи. Князья и вельможи делали пожертвования, внося т. о. вклад в развитие арм. христ. культуры.

Последние упоминания о жизни М. Г. связаны с его участием в собраниях. В 1205 г. он присутствовал на Соборе в Лоре, в 1207 г.- в Ани, в 1212 г.- в Нор-Гетике. Достигнув глубокой старости и предчувствуя скорую смерть, М. Г. созвал братию мон-ря и учеников и благословил их. Своего ученика Мартироса он назначил настоятелем вместо себя, написал завещание на имя кн. Иване Закаряна и передал ему попечение о мон-ре. М. Г. был похоронен у входа в ц. Вознесения Христа. От могилы М. Г. и в наст. время происходят исцеления.

Сочинения

М. Г. оставил после себя многожанровое литературное наследие. Среди его трудов - толкования на Свящ. Писание, учебные книги, богословские труды, жития и похвальные слова в честь святых, исторические сочинения, проповеди, молитвы, труды в сфере права. Наиболее полные сведения о трудах М. Г. содержатся в «Истории Армении» Киракоса Гандзакеци.

Агиографические сочинения

1. Мученичество св. Хосрова Гандзакеци. 2. Мученичества святых Овсепа Двнеци и Овсепа Норашенци.

Юридические труды

Отрывок из «Судебника» Мхитара Гоша. 1184–1185 гг. (Матен. 1237. Л. 100–101)
Отрывок из «Судебника» Мхитара Гоша. 1184–1185 гг. (Матен. 1237. Л. 100–101)

Отрывок из «Судебника» Мхитара Гоша. 1184–1185 гг. (Матен. 1237. Л. 100–101)
«Судебник» был написан в 1184-1185 гг. в мон-ре Оромашен, сохранился в 3 редакциях. Это важнейшее из сочинений М. Г., 1-й арм. труд по судебному делу, является одним из величайших произведений армянской средневек. книжности. «Судебник» освещает ряд важных тем, среди которых вырубка деревьев, строительство церквей, взяточничество чиновников и др. «Судебник» получил широкое признание среди армян; особый акцент был сделан на идее национальной консолидации, основанной на внутренних ресурсах народа. «Судебником» пользовались армянские общины по всему миру: во Львове, в Трансильвании, Каменец-Подольском, Крыму, Астрахани, Моздоке, Кизляре, Нор-Нахичеване, Трансильвании, Судане и Индии.

Исторические сочинения

«Католикосы и события в Агванском мире, произошедшие в XII веке» - список Агванских католикосов и перечисление различных событий из истории Агванка, помещенные М. Г. в приложении к «Судебнику».

Экзегетические сочинения

«Краткое толкование пророчества Иеремии». «Толкование на Филона Александрийского» дошло до нас в неопубликованном сб. «Книга причин» Григора, сына Абаса.

Богословские послания

«Письмо к грузинам о православной вере» (упоминается Киракосом Гандзакеци). Послание является блестящим образцом апологетического и полемического богословия и ценным источником для изучения умонастроений эпохи. Сочинение также отражает взгляды М. Г. на вопросы сотрудничества между Армянской Церковью и правосл. миром. Он высказывается как сторонник религ. толерантности и взаимопонимания между христианами. «Письмо Армянскому католикосу Григору от вардапетов северной стороны Армении, Ахпата и Санаина» (М. Г. является соавтором этого сочинения). Это послание было использовано в «Соборном послании» католикоса Нерсеса IV Шнорали.

Поучения и басни

В XII-XIII вв. среди образцов армянской книжности произведения этого жанра получили большое распространение. Армянское самостоятельное баснописание появилось в XII в. благодаря М. Г. и Вардану Айгекци. Впервые басни были собраны и отредактированы М. Г. Сохранился составленный им сборник из 190 басен (впервые был опубл. в 1790 в Венеции).

Гомилии

В авторстве М. Г. известны сочинения «О человеческой природе Иисуса Христа», «Об исповедании грехов» и «О воскрешении Лазаря».

Молитвы

М. Г. содержатся в собраниях рукописей Матенадарана, Иерусалима, Венеции, Вены, Мюнхена, арм. мон-ря Бзуммар (Зммар, Ливан). Сборник его молитв был впервые опубликован в 1717 г. в К-поле.

Приписываемые М. Г. сочинения

Рукопись монастыря Бзуммар (№ 299) содержит стихи, которые мн. исследователи ранее ошибочно приписывали М. Г., однако в наст. время они считаются подражанием ему. Нек-рые из сочинений Мхитара Айриванеци также в рукописной традиции приписывалась М. Г. Ему же приписывался трактат «О Рождестве Христовом» свт. Григория Богослова.

Утраченные сочинения

1. Причитание: «Скорбь о природе Адама» - об этом сочинении упоминает Киракос Гандзакеци. 2. Завещание, написанное М. Г. накануне смерти и также упоминаемое Гандзакеци.

Соч.: Басни и назидательные стихотворения. Венеция, 1790 (на арм. яз.); Басни Мхитара Гоша. Венеция, 1842 (на арм. яз.); Армянский судебник Мхитара Гоша / C юрид. исслед. и примеч. архим. Вагана Бастамянца. Вагаршапат, 1880 (на арм. яз.) (рус. пер.: Армянский Судебник Мхитара Гоша / Пер. с древнеарм.: A. A. Паповян, вступ. ст.: Б. М. Арутюнян. Ер., 1954); Марр Н. Сборники притч Вардана. СПб., 1894. Ч. 1; Тер-Мкртчян Г. Свидетельства святого Хосрова великого и славленного, названного новым мучеником, который проповедовал в стране Агуанк в столице Гандзак // Арарат. 1896. Дек. C. 590-594; 1897. Янв. С. 37-41 (на арм. яз.); Послание Мхитара Архимандрита, названного Гошем / Изд. К. Тер-Мкртчяна // Арарат. Ер., 1900. Год. 34. Окт. С. 497-504; Нояб. С. 562-568 (на арм. яз.); Душеполезные наставления Мхитара Гоша / Изд. Г. Саргсяна. Венеция, 1933 (Мудрости армянские; 23) (на арм. яз.); Басни / Под ред. Э. Пивазяна. Ер., 1951 (на арм. яз.); Басни средневек. Армении / Пер. с древнеарм. и предисл. И. А. Орбели. М.; Л., 1956; Албанская хроника / Пер., предисл. и коммент. З. М. Буниятова. Баку, 1960; Судебная книга / Под ред. Х. Торосяна. Ер., 1975 (на арм. яз.); Послание к грузинам о праведной вере / Изд. П. Мурадяна // Гандзасар. Ер., 1996. Кн. 6. С. 340-402 (на арм. яз.); Новые арм. мученики (1155-1843) / Под ред. Г. Манандяна, Г. Ачаряна; пер., предисл. и примеч. К. Тер-Давтян. Ер., 1998; The Law Сode of Mxitar Gos / Ed. R. W. Thomson. Amst.; Atlanta, 2000; Летописцы армянские. Ер., 2014. Т. 20. Кн. 2: Мхитар Гош (на арм. яз.); Бозоян А. Толкование пророчества Иеремии Мхитара Гоша // Там же. С. 109-431 (на арм. яз.).
Ист.: Киракос Гандзакеци. История Армении / Под ред. К. Мелик-Оганджаняна. Ер., 1961 (на арм. яз.); Вардан Бардзрбердци. Всеобщая история. М., 1861 (на арм. яз.).
Лит.: Арцруни С. М. Историко-догматическое значениe «Судебника» Мхитара Гоша. Тифлис, 1890; Тигранян С. «Судебная книга» Мхитара и «Книга канонов» // ИзвКавИАИ. 1925. Т. 3. С. 61-72; Сукиасян А. Г. Мхитар Гош и «Армянский судебник». Ер., 1965 (на арм. яз.); Армяно-груз. догматические споры в XI-XIII веках и «Послание к грузинам» Мхитара Гоша / Под ред. П. Мурадяна. Эчмиадзин, 2011 (на арм. яз.); Зурначян А. С. Судебник Мхитара Гоша как источник арм. права // Genesis: Исторические исслед. 2015. Т. 2. С. 25-49.
Н. Мирзоян
Ключевые слова:
Педагоги Богословы монофизитские Вардапеты Армянской Апостольской Церкви Деятели Армянской Апостольской Церкви Писатели армянские Мхитар Гош ( Гетикци, Гандзакеци) (ок. 1133/34 - 1213), армянский вардапет, писатель, хронист, выдающийся богослов Армянской Апостольской Церкви, законодатель, баснописец, педагог, государственный и общественный деятель Хронисты армянские
См.также:
ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель
ВАРДАН ВЕЛИКИЙ (ок. 1198 - 1271), арм. историк, богослов, педагог, церковный и общественный деятель
ВРТАНЕС КЕРТОГ (кон. VI - нач. VII в.), арм. летописец, богослов, полемист, видный деятель Армянской Церкви
ДАВИД КОБАЙРЕЦИ (1150? - 1220?), арм. вардапет, богослов, философ, педагог, толкователь
ЕСАИ НИЧЕЦИ [Ничский; Нчеци] (ок. 1255 - ок. 1338), арм. ученый, педагог, грамматик
КИРАКОС ЕРЗНКАЦИ (70-е гг. XIII в. - 1356), арм. вардапет, богослов, философ, экзегет, поэт, педагог (рабунапет)
ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель
АДСОН (910 или 915–992), западноевроп. средневек. педагог и писатель
АКАЛА КРЭСТОС († 1707), эфиоп. монофизит. богослов, сторонник и выразитель доктрины "помазания"
АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения
АНАНИЯ НАРЕКАЦИ († ок. 978), арм. писатель, философ, богослов
АНАНИЯ ШИРАКАЦИ (610-е – 685), армянский математик, космограф, писатель
АПОСТОЛИС (XV в.), учитель, писатель, переписчик греческих рукописей
БОСКО Джованни (1815 - 1888), свящ., основатель салезианского ордена, св. католич. Церкви (пам. зап. 31 янв.)