Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МУНЗИР ИБН АЛЬ-ХАРИС
47, С. 638-639 опубликовано: 3 марта 2022г.


МУНЗИР ИБН АЛЬ-ХАРИС

Аль- [аль-Мунзир ибн аль-Харис ибн Джабала; Аламундар, Мундар; араб.      ; греч. ᾿Αλαμούνδαρος; сир.  ], 3-й царь из династии Гассанидов (569-581). В последние годы правления своего отца аль-Хариса (ум. в К-поле в 569) М. был удостоен звания «игумен [ἡγούμενος - букв. «предводитель»] области ромейских арабов». 20 мая 570 г. уже в качестве гассанидского царя он одержал 1-ю победу, отразив нападение на визант. пограничье Кабуса, брата Амра ибн аль-Мунзира, царя Лахмидов. Отождествление этой битвы с «днем Айн-Убаг», воспетым в доисламской араб. поэзии, представляется весьма вероятным. Нанеся еще неск. поражений лахмидскому войску, М. потребовал у визант. имп. Юстина II золото, чтобы заплатить своим воинам, но тот разгневался, решив, что арабам вполне достаточно захваченной добычи, и приказал патрикию Маркиану тайно убить М. О вероломном замысле императора М. случайно узнал, что вызвало в нач. 70-х гг. VI в. охлаждение отношений между имп. Юстином II и Гассанидами, отказавшимися нести пограничную службу. Лишь через 3 года состоялось их примирение в храме св. Сергия в Русафе, после чего летом 578 г. М. внезапно напал на лахмидскую столицу Хиру, ограбил ее и предал огню.

М. продолжил религ. политику своего отца, направленную на поддержку монофизитства и урегулирование отношений между различными партиями внутри этого течения, в частности между последователями еп. Иакова Барадея и Антиохийского патриарха Павла из Бет-Уккаме (см. Павел Чёрный). Сторонники последнего были и в гассанидском войске, из-за чего произошло разделение среди воинов по догматическим вопросам. Неудовольствие сменившего Юстина II имп. Тиверия I вызывала общая антихалкидонитская позиция М. и его подданных, однако император вынужден был торжественно принять его 8 февр. 580 г. в К-поле, возложить на его главу царский венец (тадж) и дать обещание прекратить гонения на монофизитов. С санкции Тиверия 2 марта М. организовал собрание глав монофизитских общин с целью примирить сторонников Павла из Бет-Уккаме и Александрийского патриарха Дамиана. Терпимость императора объяснялась его заинтересованностью в активной поддержке со стороны М. визант. войск, с лета 579 г. вовлеченных в боевые действия против Сасанидов на территории Месопотамии. Летом 580 г. отряды арабов во главе с гассанидским царем вторглись совместно с армией полководца Маврикия (с 582 император) через Аравийскую пустыню в обл. Бет-Арамайе. Там между М. и Маврикием произошел серьезный конфликт, в ходе к-рого последний обвинил арабов в том, что они предали византийцев, сообщив персам о его планах. Вопрос о том, действительно ли М. поступил вероломно по отношению к империи или был ложно обвинен в этом, до сих пор остается дискуссионным. Однако у имп. Тиверия не оставалось сомнений в виновности М., и тогда друг и патрон гассанидского царя, сириец Магн, занимавший высокий пост управителя имп. имениями и дворцами с титулом «комит священных щедрот» (comes sacrarum largitionum), вызвался заманить М. в ловушку и доставить в столицу. Получив согласие императора, он пригласил М. в сел. Хаврин (Эль-Хаварин) между Дамаском и Пальмирой на освящение церкви. М., прибывший туда с небольшой свитой, был схвачен и весной 581 г. привезен в К-поль, где ему позволено было жить как почетному пленнику. Та же участь постигла впосл. старшего сына М. ан-Нумана ибн аль-Мунзира, к-рый отомстил за отца, ограбив лагерь Магна, но затем пошел на переговоры с Маврикием, потребовавшим от него признать решения Халкидонского Собора (см. Вселенский IV Собор). Ан-Нуман отказался, сославшись на то, что все арабы - яковиты (см. ст. Сирийская яковитская Церковь); на обратном пути он был захвачен в плен и до конца жизни оставался под надзором. М. с женой и др. детьми был отправлен в ссылку на Сицилию, где и скончался. После пленения М. и ан-Нумана ибн аль-Мунзира царство Гассанидов распалось.

Ист.: Hamzae Ispahanensis Annalium libri X / Ed. I. M. E. Gottwaldt. Petropoli; Lipsiae, 1844. T. 1: Textus arabicus. P. 117; 1848. T. 2: Translatio latina. P. 92; Caskel W. Gamharat an-Nasab: Das genealogische Werk des Hišâm ibn Muhammad al-Kalbî. Leiden, 1966. Bd. 1. Taf. 193; Bd. 2. S. 429; Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari / Ed. M. J. de Goeje. Ser. 1. Lugd. Batav., 1881-1882. T. 2. P. 900, 958-959, 1025; Evagr. Schol. Hist. eccl. V 20, VI 2; Theophyl. Sim. Hist. III 17; Ioan. Ephes. Hist. eccl. Pars 3. 1935. Vol. 1: [Textus]. P. 173-178, 208-209, 218-221, 275-276, 280-287, 312-314; 1936. Vol. 2: [Versio]. P. 129-133, 155-156, 163-166, 208-209, 212-217, 237-238.
Лит.: Nöldeke Th. Die Ghassânischen Fürsten aus dem Haus Gafna's. B., 1887. S. 23-30; Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964. С. 202-213.
С. А. Французов
Ключевые слова:
Мусульманский Восток Династии и правители Мунзир Ибн Аль-Харис, аль- [аль-Мунзир ибн аль-Харис ибн Джабала; Аламундар, Мундар], 3-й царь из династии Гассанидов (569-581)
См.также:
АМР ИБН АЛЬ-МУНЗИР (VI в.), царь из араб. династии Лахмидов (554-569 или 570), сын аль-Мунзира III
МУНЗИР III аль- [Аламундар, Мундар], (ум. в июне 554), царь из династии Лахмидов
АББАСИДЫ арабская династия, стоявшая в 750–1258 гг. во главе мусульманского государства — халифата
АЙЮБИДЫ мусульм. династия курдского происхождения, различные ветви к-рой правили в Египте, Сирии, В. Месопотамии и Йемене в кон. XII - 1-й пол. ХIII в.
АЛЕКСАНДР ДОБРЫЙ († 1432), молдав. господарь из династии Мушатов, правивший в 1400-1432
АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ серия военных походов арабов-мусульман в VII в., приведшая к созданию на Ближ. Востоке мусульм. империи - Исламского халифата