Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАВРИКИЙ
42, С. 238-241 опубликовано: 21 октября 2020г.


Содержание

МАВРИКИЙ

Имп. Маврикий. Бронзовая монета. Аверс. Реверс. V–VI вв.
Имп. Маврикий. Бронзовая монета. Аверс. Реверс. V–VI вв.

Имп. Маврикий. Бронзовая монета. Аверс. Реверс. V–VI вв.
[Флавий Маврикий Тиверий; греч. Θλάβιος Μαυρίκιος Τιβέριος; лат. Flavius Mauricius Tiberius] (14.08.582 - 21.11.602). М.- сын Павла, выходец из состоятельной греч. семьи. Семья М. приписывала себе знатное рим. просхождение, но в реальности, вероятно, имела арм. корни (Charanis. 1965). М. появился в К-поле примерно в кон. 60-х гг. VI в. при дворе имп. Юстина II (565-578) и стал секретарем Тиверия, комита экскувиторов (начальник дворцовой стражи; император в 578-582). В дек. 574 г., после того как Тиверий был провозглашен соправителем имп. Юстина II, М. занял пост комита экскувиторов. В кон. 577 г., когда реальная власть в К-поле перешла к Тиверию, М. был назначен комитом Востока и возглавил визант. армию в войне против Персии, к-рая велась с 571 г. Первоначально его ставка находилась близ Кесарии Каппадокийской, в родных для него местах. Действия М. на востоке были в основном успешными, определившими постепенный переход инициативы в военных действиях от персов к византийцам. Летом 578 г. М. возглавил поход в персид. приграничную провинцию Арзанену, овладел неск. крепостями, переселил оттуда христиан на Кипр. В 579 г. осаждал крепость Хломарон в Арзанене (близ совр. Малабади, Юго-Вост. Турция), но успеха не добился. Летом 581 г. одержал победу над персами у крепости Монокарт (ныне Кызылтепе, Юго-Вост. Турция), причем в сражении был убит персид. полководец Тамхосров. Осенью 581 г. М. праздновал триумф в К-поле, в честь побед Монокарт был переименован в Тивериополь (Theoph. Chron. P. 251-252). Весной следующего года в связи с болезнью имп. Тиверия М. был вызван в К-поль; 5 авг. 582 г. был провозглашен кесарем, 13 авг., за день до смерти Тиверия, был коронован Тиверием во дворе Трибунала Большого дворца в К-поле. Вскоре после коронации М. женился на дочери имп. Тиверия Константине (Evagr. Schol. Hist. eccl. V 22, VI 1; Theoph. Chron. P. 252). Соправителем М. остался Герман, женатый на Харито, сестре жены М., и провозглашенный кесарем еще при жизни Тиверия в 582 г., однако его влияние на политику М. было незначительным. Формирование правительства М. завершилось его вступлением в должность консула, которое состоялось 25 дек. 583 г., хотя по традиции консулат начинался 1 янв. (Theophyl. Sym. Hist. I 12; Theoph. Chron. P. 253).

В период правления М. Византия вынуждена была вести затяжные военные действия против персов на вост. границе (до 591) и против авар и славян на Балканах. Война с персами шла с переменным успехом. С осени 583 г. визант. армию возглавил комит Востока Филиппик, зять М. Как ранее действовал и сам М., Филиппик предпринимал нападения на персид. владения и защищал свои пограничные крепости. Летом 585 г. он одержал крупную победу на равнине Солахон (южнее Дары, ныне Огуз, Юго-Вост. Турция), но в 587 г. был отправлен в отставку по болезни. Война стала одной из главных причин нараставшего финансового кризиса. Весной 588 г., видимо, в качестве крайней меры М. был вынужден издать указ о сокращении на 1/4 денежного содержания солдат действующей армии, что вызвало бунт в приграничных районах Сирии и Месопотамии. Командующий доместик схол Приск не сумел склонить солдат к примирению и вскоре бежал. В кон. апр. 588 г. армия самостоятельно избрала командующим Германа, прежде бывшего стратигом Финикии Ливанской, и против его воли провозгласила его императором. Спустя 2 месяца в армию приехал Филиппик, вновь назначенный М. командующим, но армия отказалась ему подчиняться. Герман продолжал успешно командовать и вскоре одержал победу при Мартирополе (ныне Сильван, Юго-Вост. Турция). В кон. 588 г. Герман был вызван в К-поль, где М. провел судебное разбирательство его действий, проигнорировав обстоятельства мятежа; Герман и неск. его помощников-командиров были полностью оправданы и получили подарки от М. На Пасху в апр. 589 г. состоялось примирение армии с офиц. командующим Филиппиком, к-рый вновь прибыл в военные лагеря на границе. Филиппика сопровождал патриарх Григорий I Антиохийский, к-рый устроил пасхальное угощение для командиров (Evagr. Schol. Hist. eccl. VI 7, 10-13; Theophyl. Sym. Hist. III 1-5). Но в 589 г. византийцы потеряли крепость Мартирополь из-за предательства части гарнизона, а попытки взять ее осадой результата не дали. В июле 589 г. византийцы во главе с Коменциолом одержали победу в тяжелой битве у крепости Сисавранон (к востоку от совр. Эль-Камышлы, Вост. Сирия).

В 590 г. длительное военное напряжение начало сказываться и на положении персов. В Сев. Иране мятеж полководца Бахрама Чубина парализовал Персидскую державу. 6 февр. 590 г. в Ктесифоне был свергнут шах Хормизд IV и возведен на трон его сын Хосров II, но уже через месяц наступление Бахрама вынудило Хосрова с семьей бежать к визант. границе. Он был милостиво встречен визант. командованием и перевезен в Эдессу. С весны до осени 590 г. в К-поле находилось его посольство, к-рое просило у М. помощи в возвращении трона в обмен на мир и раздел земель Армении между 2 державами. В то же время в К-поль прибыло посольство от Бахрама, но М. отказался принимать его. Осенью М. заключил договор с Хосровом и объявил, что заочно усыновляет его (Theophyl. Sym. Hist. V 3; Theoph. Chron. P. 266). В нач. 591 г. визант. армия под командой Нарсеса и Иоанна Мистакона совместно с персами, лояльными Хосрову, начала поход в Месопотамию и Иран. В сент. 591 г. Бахрам был разбит византийцами при Гандзаке (близ совр. г. Лейлан, Сев.-Зап. Иран); Хосров вернулся в Ктесифон; тысяча визант. лучших воинов составили его личную охрану. Положение христиан в Персии укрепилось, т. к. Хосров вскоре издал указ, уравнивавший в правах христиан и представителей традиц. персид. религии - маздеизма. В результате этой победы визант. граница в Сирии и Месопотамии была полностью восстановлена; были присоединены нек-рые области Закавказья и Сев. Месопотамии, преимущественно Армении: Иверия, Тайк, Айрарат, Тарон, Вост. Арзанена. Установление визант. власти в Армении сопровождалось восстанием под рук. Смбата Багратуни, в ходе к-рого был убит визант. полководец Иоанн Мистакон; спустя неск. лет восстание было подавлено. После присоединения Зап. Армении был образован арм. Аванский католикосат, к-рый должен был объединить армян-халкидонитов, лояльных Византии.

Нападения авар и славян на Балканы к нач. 80-х гг. VI в. стали регулярными. В 583 г., после крупного нападения и разграбления крепостей Сингидун (ныне Белград, Сербия), Анхиал (ныне Поморие, Болгария), Виминакий (близ совр. Костолаца, Сербия) и Августы (устье р. Огоста, Болгария) на Балканах, славяне впервые остались зимовать на территории империи (Ioan. Ephes. Hist. eccl. VI 25; Evagr. Schol. Hist. eccl. VI 10; Theoph. Chron. P. 253). Византийцы в основном контролировали границу по Дунаю и морским побережьям, но мн. внутренние районы Балкан постепенно выходили из-под их контроля, местное население покидало их, и там расселялись слав. племенные союзы. Уже в 584 г. славяне доходили до Длинной стены К-поля; М. лично организовывал оборону предместий столицы, но затем визант. войско Коменциола разбило славян под Адрианополем (ныне Эдирне, Турция). В сент. 586 г. славяне попытались напасть на Фессалонику, осаждали город в течение 8 дней, но без успеха (ActaSS. Oct. Т. 4. P. 107-148; Свод древнейших письм. известий о славянах. М., 1995. Т. 2. C. 186-187). Весной 592 г., одержав победу на Востоке, М. решил лично возглавить поход против авар. Он переправился морем из К-поля в Ираклию Фракийскую, но 19 марта произошло солнечное затмение, а затем еще неск. незначительных событий, к-рые были истолкованы как неблагоприятные знамения, и поход был отменен (Theophyl. Sym. Hist. V 16 - VI 3; Theoph. Chron. P. 268-269). Фактические военные действия против авар возглавил Приск, к-рый в 593 г. вытеснил основные силы авар и славян за Дунай, но отказался выполнить приказ М. перейти на сев. берег Дуная из-за недовольства в армии. С 594 г. войска возглавил брат М. Петр, но он не смог отразить новое масштабное нападение варваров. Переправив армию на сев. берег Дуная, он разгромил ставку одного из слав. князей, Пирагаста, но затем потерпел поражение в битве с крупными силами славян и вынужден был отступать через Дунай на юг (Theophyl. Sym. Hist. VII 4-5; Theoph. Chron. P. 275-276). Армию вновь возглавил Приск, он возобновил военные действия за Дунаем, но успехов не достиг. В 597 г. авары и славяне одновременно напали на Сингидун и Томы (ныне Констанца, Румыния), византийцы не сдержали их натиск и отступили от Дуная вглубь Балканского п-ова. В К-поле при известии о поражениях началась паника, население бежало в Азию, но наступление варваров вскоре остановилось из-за эпидемии чумы в их лагере. М. направил посольство к аварам и заключил с ними мир при условии ухода авар с имперских земель и выплаты им визант. правительством 120 тыс. номисм. При этом М. отказался выкупать пленников и авары убили их (Theophyl. Sym. Hist. VII 14-15; Theoph. Chron. P. 279-280). Позднее М. рассылал дары во все вост. патриархаты для поминовения погибших пленных ромеев (Theoph. Chron. P. 284-286). Но вскоре М. объявил о разрыве с аварами и отправил главные силы визант. армии во главе с Приском на Дунай. Летом 600 г. византийцы перешли на сев. берег у Виминакия, разгромили авар, славян и гепидов и оттеснили варваров за р. Тиса, навязав им мирный договор на более выгодных условиях. С кон. 601 г. армию вновь возглавил Петр, к-рый успешно отразил очередное нападение авар на Балканы. Осенью 602 г. армией был получен приказ М. об устройстве зимних лагерей на сев. берегу Дуная, что вызвало всеобщий мятеж и привело к свержению М.

На Западе с правлением М. связано формирование визант. экзархатов: Равеннского в Италии и Карфагенского в Сев. Африке, особых полуавтономных областей, в к-рых вся власть передавалась экзархам, одновременно исполнявшим должности гражданских администраторов и военных командующих. Об экзархе Италии впервые упомянуто в письме папы Пелагия II в 582 г. (Pelagius papa II. Ep. 1 // PL. 72. Col. 704). В целом положение этих владений империи было стабильным, несмотря на присутствие лангобардов в ряде областей Италии. Против них М. заключил союз с франками, к-рые в кон. 80-х гг. VI в. предприняли 3 неудачных похода в Сев. Италию. Ок. 595 г. в африкан. владения империи вторглись мавры. Они угрожали осадой Карфагену, но экзарх Геннадий совершил неожиданную для них удачную вылазку из города и разгромил варваров.

В отличие от большинства своих предшественников на визант. престоле М. имел большую семью и стремился выдвигать детей и родственников на различные гос. посты. Отец М. Павел в кон. 582 или в 583 г. вторично женился на некоей неизвестной в К-поле и постоянно присутствовал при дворе (ум. ок. 593; Theoph. Chron. P. 271). У М. были брат Петр (ок. 550-602) и сестры Феоктиста (ок. 540 - после 582) и Гордия (ок. 550 - после 602). Петр занимал пост куропалата при дворе М. и погиб одновременно с ним. Гордия ок. 583 г. была выдана замуж за Филиппика (ок. 550-614), комита экскувиторов и позднее магистра милитум при М. и в начале правления имп. Ираклия (610-641). В браке М. и Константины родились сыновья Феодосий (4 авг. 583), Тиверий, Петр, Павел, Юстин и Юстиниан, дочери Анастасия, Феоктиста и Клеопатра. Старший сын Феодосий был провозглашен цезарем в 587 г., на Пасху, 26 марта 590 г. состоялась его коронация как августа и соправителя М. В нояб. 601 г. Феодосий женился на дочери кесаря Германа (ее имя неизв.). Близкий родственник (двоюродный брат или племянник) М. св. Дометиан ок. 580 г. принял сан митрополита Мелитины (ныне Малатья, Турция). Между авг. 596 и 597 г. М. тяжело болел и назначил еп. Дометиана опекуном своих детей. Дометиан умер в К-поле 11 янв. 602 г. и был похоронен в соборе св. Апостолов; от его мощей впосл. происходили чудеса (SynCP. Col. 383-384).

В сфере церковной политики М. не проявлял к.-л. значительных инициатив. К-польский Патриарший престол в то время занимали Иоанн IV Постник (582-595) и Кириак (596-605). В Александрии патриархом был Евлогий I (580-607/8), в Антиохии - Григорий I (570-593). После его смерти в 593 г. на кафедру вернулся Анастасий I Синаит (559-570, 593-598); его сменил Анастасий II (599-609/10). Римский престол возглавлял папа Пелагий II (579-590). Однако наиболее активную церковную политику вел преемник Пелагия II св. папа Григорий I Великий (590-604), бывший в 579-585 гг. нунцием Римского престола в К-поле, хорошо знакомый с правительством и семьей М. В 593 г. папа Григорий выступил против эдикта М., ограничившего право поступления в мон-ри и запрещавшего оставлять гос. (гражданскую и военную) службу ради принятия пострига. Направив ряд писем М. и неск. его приближенным, Григорий добился отмены эдикта (Greg. Magn. Reg. epist. 3). Отношения между кафедрами К-поля и Рима осложнялись спором о титуле К-польского патриарха «Вселенский» (с 587). Папы Пелагий II и Григорий выступали с протестами, считая этот титул «новшеством» (Ibid. 5). Спор на некоторое время прекратился после восшествия на К-польский престол в 596 г. патриарха Кириака.

Недовольство в балканской армии накапливалось в течение многих лет и связывалось с планами М. воевать на сев. берегу Дуная. Первые известия о брожении среди военных относятся к 593 г. (Theoph. Chron. P. 272-273). В 595 г. солдат возмутили объявленные изменения в порядке выдачи жалованья: 1/3 деньгами, 1/3 оружием и 1/3 одеждой. Реформу пришлось отменить из-за угрозы бунта (Ibid. P. 276). Продолжительная, хотя и успешная война и экономический упадок страны привели к росту числа недовольных политикой М. во всех слоях населения. На Рождество 601 г. в К-поле был голод из-за недостатка хлеба; некий юродивый монах у ворот Халка кричал, что М. погибнет от меча; в это же время толпа кидала камни в М. и его семью во время крестного хода; император скрылся во Влахернском храме (Theophyl. Sym. Hist. VIII 4-5; Theoph. Chron. P. 283). В 602 г. М. уже ожидал некоего переворота со стороны знати, какое-то время подозревал в заговоре Филиппика. В нояб. 602 г., получив сведения о начавшемся мятеже, М. попытался привлечь на свою сторону партии цирка и поручил им охрану городских стен. 20 нояб. М. узнал, что кесарь Герман и сын М. Феодосий имели контакты с мятежниками и те предлагали к.-л. из них двоих занять престол вместо М. Он вызвал обоих во дворец и обвинил в заговоре Германа, а Феодосия избил жезлом. 21 нояб. Герман скрывался в алтаре храма Пресв. Богородицы Кира, затем в соборе Св. Софии; жители К-поля не позволили его арестовать. В ночь на 22 нояб. М. снял с себя имп. инсигнии и с семьей переправился на корабле через Пропонтиду в Никомидию. Феодосия он отправил ко двору шаха Хосрова II просить поддержки, но вскоре по неясной причине приказал ему вернуться. 23 нояб. 602 г. в военном лагере близ К-поля императором был провозглашен гекатонтарх (сотник) Фока, тогда же он коронован в храме св. Иоанна Крестителя в Евдоме. 25 нояб. Фока торжественно въехал в столицу. Часть жителей К-поля, в основном из партии венетов, до последнего выступали на стороне М.; еще 27 нояб. в городе продолжались столкновения. Однако сам М. был схвачен вместе со всей семьей и 27 нояб. казнен вместе с 5 сыновьями; их головы выставили на обозрение в Евдоме. Вскоре были убиты также брат Петр, его сын Феодосий и неск. военачальников. Августа Константина и 3 дочери М. содержались под арестом во дворце Льва (Theophyl. Sym. Hist. VIII 8-15; Theoph. Chron. P. 287-291).

Гибель М. и его семьи потрясла современников. В Византии ходили слухи о том, что казнь стала наказанием за грехи М., особенно за отказ выкупать пленных ромеев. Говорили, что М. оставлял в храмах по всей империи письма к Христу, в к-рых умолял принять его жизнь в обмен на совершенные им прегрешения. Сохранилось также предание о том, что М. во время молитвы однажды услышал Глас Божий, спросивший его, хочет ли он получить возмездие за грехи в этой жизни или в будущей. М. пожелал возмездия на земле. После казни говорили также, что царская кормилица пыталась спасти от убийц младшего ребенка М., отдав им своего. Но М. воспротивился этому и потребовал смерти для своего сына, а не для подменного (Theophyl. Sym. Hist. VIII. 11; Teoph. Chron. P. 284-285).

После воцарения Фоки в Византии ходили слухи о том, что сын М. Феодосий остался жив. В 603-605 гг. доместик Востока Нарсес восстал в Сирии, отказываясь признавать власть Фоки; он представлял некоего подставного Феодосия как законного наследника М. Однако Нарсеса обманом уговорили сдаться и казнили. Хосров II, узнав о гибели М., также отказался признавать имп. Фоку и объявил Византии войну. Сопротивление власти Фоки в К-поле продолжалось неск. лет. В 603 или 605 г. группы под рук. евнуха Схоластика, Германа и партия венетов подняли восстание. В К-поле происходили уличные столкновения и пожары, августа Константина с дочерьми скрывалась в соборе Св. Софии. Восстание окончилось неудачей; большинство организаторов были казнены. Герман и Филиппик были пострижены в монахи, а Константина с дочерьми заключены в монастырь (Theoph. Chron. P. 293). Вскоре Фока заподозрил их вместе с Германом в новом заговоре, и 7 июня 605 г. они были казнены на том же месте, что и М. с сыновьями. Герман и его дочь (вдова Феодосия, невестка М.) были заколоты мечами на о-ве Проти (Ibid. P. 294-295).

М. традиционно приписывается авторство «Стратегикона», трактата о военном искусстве и состоянии Византийской империи, содержащего в т. ч. ценные сведения о славянах (см.: Стратегикон Маврикия. 2004).

Почитание М.

не получило повсеместного распространения, но в средние века в Византии и в ряде правосл. стран Ближ. Востока М. вместе с его семьей поминался как мученик. Так, память М. содержится в груз. палестинском календаре (X в.) под 28 авг. (Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 87, 315). В К-польском Синаксаре (X в.) под 28 нояб. есть память М., его жены и детей, однако здесь ошибочно указаны имена «Константина, Маркиана и их детей»; правильно было бы читать «Константины, Маврикия и их детей» (SynCP. Col. 264; Grumel. 1966; Дагрон. 2010. С. 196, 199). О христ. благочестии М. писали в исторических сочинениях его эпохи, упоминали в позднейших преданиях в Византии и на Кавказе. М. неоднократно посещал прп. Феодора Сикеота в его мон-ре в Галатии и много общался с ним. Вместе с братом Петром он побывал у прп. Феодора в 582 г., незадолго до восшествия на престол, и получил его благословение (Георгий, игум. Сикеонский. 2005. 54). Большую роль в эпоху М. в К-поле играло почитание вмц. Евфимии Всехвальной. Визант. историк Феофилакт Симокатта писал, что в 593 (или 594) г. М. разуверился в истинности ежегодного чуда истечения крови вмц. Евфимии, к-рое происходило в Халкидоне. Он приказал снять с гробницы святой серебряную крышку, а саму гробницу опечатать. Однако в день праздника святой (16 сент.) истечение вновь произошло, и потрясенный чудом М. стал одним из наиболее ревностных ее почитателей (Theophyl. Sym. Hist. VIII 14). Нек-рые источники приписывают М. инициативу перенесения мощей святой из Халкидона в храм св. Евфимии у ипподрома в К-поле, хотя скорее всего перенесение состоялось лишь в VII в., в период разграбления Халкидона персами.

Ист.: Theophyl. Sym. Hist.; Evagr. Schol. Hist. eccl.; Ioan. Ephes. Hist. eccl.; Greg. Magn. Reg. epist. 3; Theoph. Chron. P. 252-295; Chron. Pasch. P. 690-697; Niceph. Callist. Hist. eccl. XVIII 31 // PG. 147. Col. 389-392; Das Strategikon des Maurikios / Ed. G. T. Dennis, E. Gamillscheg. W., 1981 (рус. пер.: Стратегикон Маврикия / Изд. подгот.: В. В. Кучма. СПб., 2004); Histoire de l'empereur Maurice / Ed. F. Nau // PO. 1981. Vol. 5. Fasc. 5. P. 773-778; Георгий, игум. Сикеонский. Житие прп. отца нашего Феодора, архим. Сикеонского / Пер.: Д. Е. Афиногенов. М., 2005.
Лит.: Vailhe S. Execution de l'empereur Maurice à Calamich en 602 // EO. 1910. Vol. 13. N 83. P. 201-208; Janssens Y. Les Bleus et les Verts sous Maurice, Phocas et Héraclius // Byz. 1936. Vol. 11. P. 499-536; Gregoire H. Sainte Euphémie et l'empereur Maurice // Le Muséon. 1946. Vol. 59. P. 295-302; Goubert P. Byzance et l'Orient sous les successeurs de Justinien: L'empereur Maurice. P., 1951; Paret R. Dometianus de Mélitène et la politique religieuse de l'empereur Maurice // REB. 1957. Vol. 15. P. 42-72; Меликсет-Бек Л. М. Из истории армяно-визант. отношений: «Маврикиевы легенды» в памятниках культуры древней Армении // ВВ. 1961. Т. 20. С. 64-74; Charanis P. A Note on the Ethnic Origin of the Emperor Maurice // Byz. 1965. Vol. 35. P. 412-417; Grumel V. La mémoire de Tibère II et de Maurice dans le Synaxaire de Constantinople // AnBoll. 1966. Vol. 84. P. 249-253; Zástĕrová B. Les Avares et les Slaves dans la Tactique de Maurice. Prague, 1971; Удальцова З. В. Стратегикон Псевдо-Маврикия о борьбе двух миров - римско-визант. и варварского // Она же. Идейно-полит. борьба в ранней Византии. М., 1974. С. 295-318; Kaegi W. E. Byzantine Military Unrest. Amst., 1981. P. 101-119; Whitby M. Theophanes' Chronicle Sources for the Reigns of Justin II, Tiberius and Maurice (A. D. 565-602) // Byz. 1983. Vol. 53. P. 312-345; idem. The Emperor Maurice and His Historian: Theophylact Simocatta on Persian and Balkan Warfare. Oxf., 1988; ODB. Vol. 2. P. 1318; PLRE. Vol. 3. P. 855-860, 1293-1294; Shlosser F. E. The Reign of the Emperor Maurikios (582-602): A reassessment. Athens, 1994; Кулаковский. История. Т. 2. С. 338-397; Успенский. История. Т. 1. С. 392-400; Дагрон Ж. Император и священник. СПб., 2010. С. 43-44, 195-199; Острогорский Г. А. История Визант. государства. М., 2011. С. 125-129.
И. Н. Попов
Ключевые слова:
Императоры византийские Маврикий [Флавий Маврикий Тиверий] (ок. 539 - 602), византийский император
См.также:
АЛЕКСАНДР (ок. 870-913), имп. Византии (с 11 мая 912)
АЛЕКСЕЙ I КОМНИН (ок. 1057-1118), визант. император с 1081
АЛЕКСЕЙ II КОМНИН (1169 – 1183), визант. имп. с 1180
АЛЕКСЕЙ III АНГЕЛ КОМНИН (ок.1153-1211 или 1212), визант. имп. в 1195 – 1203