Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МОНГОЛИЯ
46, С. 652-663 опубликовано: 9 декабря 2021г.


МОНГОЛИЯ

[Монг. Монгол Улс], гос-во в вост. части Центр. Азии. На севере граничит с Россией, на юге, востоке и западе - с Китаем. Территория - 1564,1 тыс. кв. км. Столица - Улан-Батор (1,345 млн чел.; оценка на 2016 г.). Крупные города (перепись 2010 г.) - Эрдэнэт (83,4 тыс. чел.), Дархан (74,7 тыс. чел.), Чойбалсан (38,5 тыс. чел.), Мурэн (35,8 тыс. чел.). Офиц. язык - монгольский. Административно-территориальное деление: г. Улан-Батор и 21 аймак. М.- член ООН (1961), МВФ (1991), Движения неприсоединения (1993), МБРР (1991), ВТО (1997). География. Главный водораздел Земли делит М. на 2 области - северную, к-рая по природным условиям является продолжением восточносибирских ландшафтов, и южную, относящуюся к пустынным и полупустынным районам Центр. Азии. Горы занимают более 40% общей площади М. Бо́льшая часть территории страны находится на высоте 1000-2000 м. На западе и северо-западе го́ры Монгольский Алтай (высота до 4374 м, гора Куйтэн-Уул - высшая точка М.), Гобийский Алтай (до 3957 м), Хангай (до 4021 м) разделены обширными котловинами (Котловина Больших Озер и Долина Озер). На востоке и юго-востоке - равнины Гоби (высота 1000-2000 м). Песчаные пустыни занимают территорию ок. 30 тыс. кв. км, гл. обр. в Гоби и Котловине Больших Озер. Климат умеренный, резко континентальный. Зима холодная, малоснежная, средняя температура янв. от -35°C (на севере) до -10°C (на юге). Лето теплое, короткое, средняя температура июля от 18 до 26°C. Среднее годовое количество осадков 250 мм; на севере, в горах - до 400 мм; на юге, в пустыне Гоби - менее 100 мм. Наибольшее количество осадков (80-90%) выпадает летом. В горах Монгольского Алтая - ледники. Главные реки: Селенга, Керулен, Онон, Орхон. Крупные озера: Убсу-Нур, Хубсугул. Охраняемые природные зоны занимают 13,5% площади М.

Население

Население М. составляет 3057,8 тыс. чел. (оценка на 2015 г.). Большинство - народы монг. группы: 82,4% - халха, обитающие по всей территории М.; на западе - ойраты (дэрбэты - 2,8%, баяты - 2,2, захчины - 1,3, олёты - 0,6, торгуты - 0,5, мянгаты - 0,3%), а также урянхайцы (1%), хотоны (0,4%) и хотогойты (0,6%); на севере - дархаты (0,8%); на востоке - буряты (1,7%), дариганга (1%), баргуты (0,1%), узумчины (0,1%). Тюркское население представлено казахами (5,4%), тувинцами (0,2%) и цаатанами (0,01%). Ок. 0,4% составляют представители др. народов - сартулы, узбеки, русские, китайцы и др. (перепись 2010 г.). По оценочным данным на 2016 г., годовой прирост населения составил 1,25%, рождаемость - 19,6 чел. на 1 тыс. чел., уровень смертности - 6,3 чел. на 1 тыс. чел., показатель фертильности - 2,1 ребенка на 1 женщину. В возрастной структуре населения доля детей до 14 лет - 26,9%, лиц в возрасте 15-64 лет - 68,9, лиц 65 лет и старше - 4,2%. Средняя продолжительность жизни - 69,6 года (мужчины - 65,4, женщины - 74,1 года). Средняя плотность населения - 2 чел. на кв. км (2011). Доля городского населения - 72,5% (2015). Грамотность - 98,4% (2015).

Государственное устройство

М.- унитарное гос-во, форма правления - парламентская республика. Действует Конституция от 13 янв. 1992 г. Главой гос-ва и Верховным главнокомандующим является президент, избираемый путем всеобщего прямого и тайного голосования сроком на 4 года (с правом одного переизбрания). Законодательную власть осуществляет парламент - Великий гос. хурал (ВГХ), к-рый состоит из 76 членов, избираемых по одномандатным округам простым большинством голосов на срок 4 года. ВГХ возглавляют председатель, заместитель председателя и генеральный секретарь, избираемые тайным голосованием из числа его членов. ВГХ вправе преодолеть вето президента на законопроект и вносить изменения в конституцию, для чего требуется 2/3 голосов. Парламент формирует правительство во главе с премьер-министром, кандидатуру которого предлагает президент. Судебная система состоит из Верховного суда, Конституционного суда, судов столицы и аймаков, сомонных, межсомонных и окружных судов. В М. существует многопартийная система. Ведущие политические партии: Монгольская народная партия, Демократическая партия и Монгольская народно-революционная партия.

Религия

В М. 53% населения исповедуют буддизм, 3% - ислам, 2,9% - традиционные монг. верования, 2,1% - христианство, 0,4% - др. религии. 38,6% жителей не относят себя ни к одной религии или являются атеистами (перепись 2010 г.). Бо́льшую часть монг. христиан (ок. 90%) составляют протестанты различных деноминаций, ок. 9% - мормоны, ок. 1% - католики и православные (оценка на 2015 г.).

Православие

Церковь Св. Троицы в Улан-Баторе. 2009 г.
Церковь Св. Троицы в Улан-Баторе. 2009 г.

Церковь Св. Троицы в Улан-Баторе. 2009 г.
В М. действуют приход Пресв. Троицы в Улан-Баторе и небольшой домовый храм в г. Эрдэнэте в юрисдикции Русской Православной Церкви Московского Патриархата (МП). Православие исповедуют гл. обр. иммигранты и постоянно проживающие или работающие в М. иностранцы (русские, украинцы, сербы, белорусы, грузины и др.). Число обращенных в Православие монголов невелико. Приход Пресв. Троицы издает правосл. газету «Троица» на рус. и монг. языках, сборники правосл. молитв на монг. языке.

Римско-католическая Церковь

представлена апостолической префектурой Улан-Батор (7 приходов, ок. 1 тыс. чел.). Дипломатические отношения с Папским престолом были установлены в 1992 г.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Протестанты - одна из самых быстрорастущих религиозных групп в М.: в 1994 г. в 30 протестант. центрах насчитывалось 4,5 тыс. верующих, в 2000 г.- в 170 церквах 15 тыс. верующих, в 2010 г. в М. было 34 тыс. протестантов. В наст. время протестанты образуют различные независимые орг-ции, большинство из к-рых объединяет Монгольский евангелический альянс (МЕА; в 1996-2002 Монгольское евангелическое братство), член Всемирного евангелического альянса. МЕА раз в 2-3 года проводит Национальную церковную ассамблею. Мн. церкви и собрания, известные под такими названиями, как «Вечный свет», «Аллилуия», «Слово веры», «Новая жизнь» и т. п., не имеют четкой конфессиональной принадлежности. Кроме того, действуют протестант. студенческие объединения, центры изучения Библии, телеканал «Eagle News» (ранее «Eagle TV»), радиостанции и проч.

Лютеранство представлено Норвежской лютеранской миссией (действует в М. с 1994) и Финской лютеранской зарубежной миссией (с 1997).

Кальвинизм исповедуют гл. обр. пресвитериане из Юж. Кореи, к-рые приступили к проповеди в М. в нач. 90-х гг. XX в. и в наст. время объединены в Корейское миссионерское братство. Эта орг-ция поддерживает в М. университет, теологический колледж, детские сады и школы.

Адвентисты седьмого дня имеют в М. 6 церквей и насчитывают свыше 2 тыс. последователей. В 1991 г. в Улан-Батор прибыли 1-е адвентисты Брэд и Кэти Джолли. В нояб. 1997 г. была открыта 1-я церковь адвентистов в Улан-Баторе. Позже был рукоположен 1-й монг. пастор - Батсухийн Болд. Адвентисты в М. сохраняют свою конфессиональную идентичность и мало сотрудничают с др. церквами.

Пятидесятники представлены в М. неск. группами. В 1993 г. в Улан-Баторе миссионерами из Гонконга была основана 1-я пятидесятническая церковь в М. под названием «Надежда». Впосл. в Улан-Баторе пятидесятники открыли библейский колледж. В наст. время орг-ция «Ассамблеи Бога» имеет 18 церквей. С 2006 г. в стране также действуют миссионеры Церкви Бога (Кливленд), основавшие в М. 3 церкви. К пятидесятникам примыкают верующие харизматических церквей, к-рые впервые появились в М. в 1986 г. По данным на 2000 г., в стране насчитывается 6 харизматических деноминаций.

Баптисты объединены в Конференцию баптистских церквей (7 общин, ок. 500 прихожан), к-рая была основана в 2000 г. миссионерами Южной баптистской конвенции, прибывшими в М. в 1992 г. Баптистские церкви, возглавляемые монг. пасторами, носят названия «Вера», «Прямые пути», «Щедрое сердце Новый Завет», «Чингэлтэй», «Угинуур» и др.

Мормоны (Церковь Иисуса Христа святых последних дней) насчитывают в М. 16 церквей и более 10 тыс. последователей. Миссионеры-мормоны прибыли в М. в 1992 г. В февр. 1993 г. ими впервые были крещены 2 монгола. В 1994 г. церковь прошла офиц. регистрацию. В июле 1995 г. была основана 1-я миссия во главе с Р. Э. Куком. В 2001 г. вышел монг. перевод Книги Мормона. В 2009 г. в М. было ок. 170 миссионеров, из к-рых ок. 40 - иностранцы.

Ислам

Суннитский ислам исповедуют гл. обр. этнические казахи, проживающие в аймаке Баян-Улгий (составляют 88,7% от общей численности населения провинции) и аймаке Ховд (11,5%). Несмотря на значительную культурную ассимиляцию в буддистской и шаманистской среде, мусульманами считают себя также хотоны (ок. 10 тыс. чел.), переселенные в М. в XVII в. и в наст. время компактно проживающие в местности Тариалан аймака Увс.

Иудаизм

исповедуется представителями немногочисленной евр. общины, официально зарегистрированной в М. в 2003 г.

Буддизм

тибет. традиции гелуг, испытавший сильное влияние традиц. монг. верований, является основной религией в М. Также в стране действуют др. школы тибетского буддизма (сакья, ньингма, кагью), общины чань-буддистов и проч. буддийских течений.

Новые религиозные движения

В 1992 г. начали деятельность «Монгольское общество Ананда Марга» и «Ассоциация монгольских студентов Ананда Марга», в 1993 г.- «Монгольское общество Бахаи», в 1996 г.- Церковь объединения (мунисты). Также действуют неск. центров Шри Чин Мой и Шри Шри Рави Шанкар.

Традиционные монгольские верования и шаманизм

Шаманизм известен у древнемонгольских племен (сяньби) по кит. источникам с I в. по Р. Х. и, несмотря на борьбу буддистов и социалистических лидеров с шаманами, существует в М. по наст. время. Сведения о монг. верованиях в XIII-XIV вв. содержатся в некоторых памятниках монг. письменности (гл. обр. в историческом произведении «Сокровенное сказание монголов»), а также в сочинениях иран. историографа при дворе Хулагуидов Рашид ад-Дина, итальянских (Джованни дель Плано Карпини, Марко Поло), фламандских (Гильом де Рубрук), английского (Джон Мандевиль) путешественников, в работах армянских (Киракос Гандзакеци, Хетум Армянский и др.) и кит. историков.

В 90-х гг. XX в. в М. началось возрождение шаманизма. Его особенностью в совр. М. является формирование шаманских орг-ций, таких как Ассоциация шаманов, Центр по изучению шаманизма «Голомт» (Очаг), Монгольский шаманский исследовательский центр «Асар» (Великий), Центр «Мунх Тэнгэр» (Вечное Небо). Более всего шаманизм распространен среди таких монг. этносов, как дархаты, цаатаны и буряты, и служит элементом их этнической идентичности. Шаманские организации в городах тесно связаны с центрами, занимающимися сохранением монг. культуры, а также с различными националистическими группами. Особое место в практике улан-баторских шаманов занимает фигура Чингисхана. Такого рода шаманизм уже выходит за пределы этнических границ и функционирует на национальном уровне как всемонгольская традиция.

Мифология шаманизма тесно связана с ритуальной практикой шамана - центральной фигуры, осуществляющей посредничество между миром людей и миром духов. По представлениям монг. шаманов, мироздание делится на 3 уровня: верхний, средний и нижний, каждый из к-рых в свою очередь делится на неск. слоев. Отчетливо прослеживается отождествление положительного, светлого начала с верхом, небом, а отрицательного, темного - с низом, миром мертвых. Верхний мир населяется добрыми духами, подземный мир - вредоносными духами и душами покойников, средний мир - людьми и многочисленными духами-хозяевами природных ландшафтов. Выделяются шаманские мифы, связанные с посвящением в шаманы и с шаманской обрядовой практикой. Шаманские инициации описываются как избранничество неофита духами, к-рые преследуют его, пока не добьются от него согласия на «сотрудничество», «на заключение брака» с ними, впосл. они становятся главными духами-помощниками шамана. Наиболее распространенные функции шаманов - врачевание, проводы души умершего в загробный мир. Шаманские действия и ритуалы (камлания) осуществляются во время экстатического транса, при этом, как правило, используют бубен, специальную одежду, особые танцы и заклинания. В процессе камлания шаман вместе со своими духами-помощниками совершает символическое путешествие в мир духов, при этом он призывает то одного, то др. духа-помощника, вступает в поединки с духами болезней, уговаривает и заклинает духов-хозяев местности удовлетворить просьбы своих соплеменников: способствовать благополучию и процветанию рода, избавить от болезни, даровать долголетие, помочь в поиске пропавшего животного, даровать удачу в охоте и т. д.

Традиционные верования монголов включают культы неба и земли, поклонение горам (а также культ обо - насыпей из камней), огню, деревьям, рекам и озерам и связанным с ними духам-хозяевам местностей; промысловые культы (охотничьи и скотоводческие) и специфический для М. культ Чингисхана как духа-предка и покровителя всего монг. народа. Большинство обрядов, связанных с этими культами, проводили не шаманы, а светские лидеры: правители, старейшины и др. В М. также действуют общины сторонников учения Бон.

Религиозное законодательство

«Закон об отношениях между гос-вом и религ. орг-циями» от 1993 г. призван обеспечить законодательное регулирование отношений между гос-вом и религ. орг-циями и право граждан на свободу вероисповедания, провозглашенное действующей Конституцией (ст. 16, п. 16). Согласно этому закону, монг. гос-во «уважает преобладающую позицию» буддизма, а также признает традиционными для М. религиями шаманизм и ислам. Дискриминация граждан по религ. признаку запрещена. В отношении нетрадиционных для М. религий, к к-рым относят в т. ч. все христ. конфессии, позиция монг. властей неоднозначна. В нач. 90-х гг. XX в. активная миссионерская деятельность христ. орг-ций вызвала у правительства опасения в том, что распространение христианства может угрожать национальной культуре и традиционным религиям. Были предприняты попытки ограничить миссионерскую деятельность христ. орг-ций на законодательном уровне. Но из-за протестов монг. христиан и давления зап. правозащитных орг-ций и дипломатических миссий правительство М. было вынуждено пойти на компромисс. Дискриминация граждан по религ. признаку была запрещена, гос-во обязывалось с уважением относиться к религ. орг-циям, а религ. орг-ции - чтить гос-во; гражданам М. была гарантирована свобода совести и вероисповедания. Тем не менее закон накладывает ограничение на деятельность миссионеров-иностранцев, проповедующих нетрадиционные для М. конфессии (при этом тибетские монахи не рассматриваются как иностранные миссионеры), и предусматривает введение гос. контроля над числом буддистских мон-рей и монахов.

История

Провозглашение Темучина ханом всех монголов. Миниатюра из кн. «Джами-ат-таварих» Рашид-ад-Дина. Ок. 1430 г. (Paris. sup. persan 1113. Fol. 44v)
Провозглашение Темучина ханом всех монголов. Миниатюра из кн. «Джами-ат-таварих» Рашид-ад-Дина. Ок. 1430 г. (Paris. sup. persan 1113. Fol. 44v)

Провозглашение Темучина ханом всех монголов. Миниатюра из кн. «Джами-ат-таварих» Рашид-ад-Дина. Ок. 1430 г. (Paris. sup. persan 1113. Fol. 44v)
Свыше 800 тыс. лет назад на территории совр. М. появились предки совр. человека, 40 тыс. лет назад здесь расселился человек совр. вида. В 209 г. до Р. Х. территория совр. М. вошла в состав гос-ва хунну. После его распада в 156 г. по Р. Х. кочевники, объединившиеся против хунну, образовали гос-во сяньби. В III в. по Р. Х. от сяньби отделились племена тоба, которые в дальнейшем захватили Сев. Китай. Позднее потомки тоба были ассимилированы китайцами. В V в. жужане, предположительно монг. племя, завоевали территорию от Турфана до Кореи. В сер. VI в. они были завоеваны тюрками; территория совр. М. вошла в состав Тюркского каганата, к-рый распался к 603 г. В 630 г. вост. часть каганата, куда входила территория совр. М., попала в зависимость от кит. империи Тан. В 679-689 гг. была восстановлена независимость, а в нач. VII в.- и могущество тюрк. гос-ва. В сер. VIII в. на смену Тюркскому каганату пришел Уйгурский, столица к-рого Карабалгасун находилась в долине р. Орхон. В 840 г. уйгуры были разбиты енисейскими кыргызами, к-рые вскоре были оттеснены монголоязычными племенами киданей к Памиру. Под покровительством правителей киданей на эти земли стал проникать буддизм. В нач. X в. тюрки окончательно покинули территорию М., в течение X-XII вв. ее заселили монг. племена, не имевшие своей государственности.

В XII в. на территории М. существовало неск. враждовавших между собой племен, в т. ч. найманы, татары, кераиты, ониуды, меркиты и др. В сер. XII в. сложилось вождество Хамаг Монгол Улс во главе с Хайду-ханом. Его внук Хабул-хан покорил часть гос-ва Цзинь в Сев. Китае. В 1189 г. потомок Хабул-хана Темучин (Тэмуджин) восстановил распавшийся Хамаг Монгол Улс, а к нач. XIII в. покорил все монг. племена. В 1206 г. он был провозглашен ханом всех монголов и получил титул Чингисхан (от тюрк. «тенгиз» - море) и стал правителем единого монг. гос-ва - Их Монгол Улс («Великая Монголия»).

В 1207-1211 гг. монголы завоевали народы Сибири и Вост. Туркестана - якутов, бурят, ойратов, кыргызов, уйгуров. В 1211-1216 гг. Чингисхан вел войну против гос-ва Цзинь, в 1219 г. вторгся в Ср. Азию, в 1221 г. взял Хорезм, в 1225-1227 гг. предпринял ряд походов против гос-ва тангутов Си Ся. В 1221 г., после завоевания Хорезма, Чингисхан направил в «западные земли» разведывательный отряд под рук. Джэбэ и Субэдэя. Они прошли по юж. берегу Каспийского м., затем, после разорения Сев. Ирана, проникли в Закавказье, разбили груз. армию (1222) и, продвигаясь на север вдоль зап. берега Каспийского м., встретили на Сев. Кавказе объединенное войско половцев, лезгинов, черкесов и аланов и разбили его по частям. 31 мая 1223 г. в битве на р. Калка Джэбэ и Субэдэй разбили объединенное войско половецкого хана Котяна и рус. князей Киевского, Галицкого, Черниговского, Северского, Смоленского и Волынского княжеств. На обратном пути у устья Камы монг. войска потерпели поражение от волжских булгар. В 1225 г. передовой отряд вернулся в Центр. Азию. На востоке к 1223 г. монголы почти полностью завоевали Сев. Китайскую империю, границы Монгольской державы подошли к границам Центр. и Юж. Китая династии Сун.

Воины-монголы. Миниатюра из кн. «Джами ат-таварих» Рашид-ад-Дина. Ок. 1430 г. (Paris. sup. persan 1113. Fol. 72r)
Воины-монголы. Миниатюра из кн. «Джами ат-таварих» Рашид-ад-Дина. Ок. 1430 г. (Paris. sup. persan 1113. Fol. 72r)

Воины-монголы. Миниатюра из кн. «Джами ат-таварих» Рашид-ад-Дина. Ок. 1430 г. (Paris. sup. persan 1113. Fol. 72r)
После смерти Чингисхана (25 авг. 1227) его третий сын Угэдэй в 1229 г. стал ханом всех монголов. Во время правления Угэдэя границы империи быстро расширялись. На западе внук Чингисхана Бату-хан (Батый) в 1227 г. наследовал улус своего отца Джучи (Золотая Орда), в 1236 г. разбил Волжскую Булгарию, в 1237-1240 гг. покорил Русь. В 1241-1242 гг. он напал на Центр. Европу, монг. отряды с боями прошли Польшу, Венгрию и достигли Адриатического м., где безуспешно осаждали прибрежные крепости, после чего отступили. На востоке в 1231-1232 гг. началась война с Кореей, завершившаяся в 1273 г.; в 1231-1234 гг. были окончательно захвачены земли Сев. Китая (династия Цзинь); после этого была объявлена война династии Сун Юж. Китая, к-рая была завершена Хубилай-ханом в 1279 г. В 1271 г. он провозгласил себя императором, основав монг. династию Юань в Китае. В гос-ве Юань историческая территория М. считалась «священной», здесь была расположена резиденция наследников и размещался основной контингент монг. войск. Хубилай-хан дважды предпринимал безуспешные попытки захватить Японию (в 1274 и 1281) с территории Кореи. При Хубилае буддизм, начавший проникать в М. из Тибета, был объявлен гос. религией. После смерти Хубилай-хана (1294) гос-во Юань просуществовало 70 лет, пока в период правления хана Тогон-Тэмура (1333-1368) династия не была свергнута восставшими китайцами (т. н. восстание «Красных войск», начавшееся в 1351). Резиденция монг. хана была вновь перенесена в Каракорум. С 1370 по 20-е гг. XV в. кит. императоры династии Мин успешно вели войны против М., неск. раз захватывая ее столицу Каракорум. В результате племена вост. М. признали зависимость от Китая. В то же время на западе М. возвысилась зап. ветвь монголов - ойраты. В нач. XV в. М. фактически распалась на вост. и зап. части, власть хана стала номинальной. К сер. XV в. особое влияние приобрели тайшы - верховные министры. В 1451 г. тайша Эсэн убил Тайсун-хана и провозгласил себя великим ханом в нарушение закона о наследовании престола только потомками Чингисхана. В 1455 г. Эсэн был убит в результате восстания аристократов, недовольных его политикой, после чего М. распалась на несколько независимых гос-в. В правление Бату-Мункэ (1479 - ок. 1543), носившего почетный титул Даян-хана («Всеобщего хана»), М. была вновь объединена, он перенес столицу на север в долину р. Керулен и регулярно совершал набеги на Китай. В XVI в. начался новый этап проникновения буддизма в М. Даян-хан разделил свои владения между сыновьями, при которых Вост. М. в XVI в. распалась на Северную и Южную.

Со 2-й пол. XVI в. маньчжуры, жившие на северо-востоке совр. Китая, вошли в контакт с племенами монголов и стали заключать с ними союзы. К 1636 г. Южная М. подчинилась власти маньчжурского имп. Абахая (1626-1643) и вошла в состав Китая под названием Внутренняя М. В 1691 г. в маньчжурскую империю Цин вошла территория ханств, располагавшихся к северу от пустыни Гоби (т. н. Халха), которая получила название Внешняя М., в 1756 г.- Джунгарское ханство, сложившееся в 1-й пол. XVII в. в Зап. М. среди ойратов. Т. о., вся территория М. вошла в состав Китая Цинской династии. В 1755-1758 гг. ойраты во главе с Амурсаной подняли восстание, подавленное цинскими войсками. Поскольку глава монг. буддийской сангхи Лобсан Тенпей (Богдо-гэгэн II) поддержал Амурсану, в Пекине было принято решение искать перерождения следующих Богдо-гэгэнов только в Тибете. Резиденция Богдо-гэгэна располагалась в Да-хурэ, в Урге (ныне Улан-Батор). Кит. торговцам разрешалось лишь на короткое время и по определенному маршруту приезжать во Внешнюю М. и запрещалось жить здесь постоянно и заниматься к.-л. деятельностью, кроме торговли. Цинское правительство стремилось изолировать М. и от внешнего мира, в т. ч. от России. В кон. XVII - XVIII в., согласно договорам между Россией и Цинским Китаем, деятельность российских купцов на территории М. была ограничена. С сер. XIX в. с ослаблением Цинской империи прекратилась и изоляция М. В 1860 г. по Пекинскому трактату между М. и Россией была установлена территория беспошлинной торговли. В 1861 г. в Урге открылось 1-е российское консульство. В 1881 г. Россия получила право беспошлинной торговли на всей территории М.

Вид Урги. 1-я треть XIX в. (Музей изобразительного искусства Монголии, Улан-Батор)
Вид Урги. 1-я треть XIX в. (Музей изобразительного искусства Монголии, Улан-Батор)

Вид Урги. 1-я треть XIX в. (Музей изобразительного искусства Монголии, Улан-Батор)
В нач. XX в. цинское правительство приступило к активной колонизации М. и инкорпорации ее территории в кит. гос-во. Пекин вынуждал князей Внешней М. постепенно продавать пахотные земли Китаю за половину стоимости. Был разработан план переселения на эти земли китайских крестьян. В М. эти меры вызвали глубокое недовольство, набирали силу антицинские и пророссийские настроения. Угроза вхождения М. в состав Китая в качестве одной из его провинций, политика китаизации страны, углубление социально-экономического кризиса послужили толчком к подъему освободительного движения в М. В июле 1911 г. в Урге тайно от маньчжурских властей состоялось совещание крупнейших светских и духовных лидеров; на нем было принято решение о создании независимого монг. гос-ва во главе с Богдо-гэгэном VIII. В С.-Петербург было направлено тайное посольство для переговоров с российскими властями о поддержке независимой М. Однако Россия выступила против отделения М. от Китая, добившись при этом обязательства от цинского правительства согласовывать с Россией проведение реформ на территории М. В нояб. 1911 г. Богдо-гэгэн и его сторонники создали комитет светских и духовных лидеров, к-рый 1 дек. 1911 г. провозгласил независимость М. и уничтожение власти кит. чиновников (4 дек. 1911 они были вынуждены уехать из Урги в Китай). 29 дек. 1911 г. в Урге в мон-ре Дзун-хурэ Богдо-гэгэн был возведен на великоханский престол. Монг. государственность была восстановлена в форме неограниченной теократической монархии. Первым указом великий хан сформировал правительство из 5 министров и ввел новое летоисчисление (начиная с 1911). В 1913 г. двухсторонняя русско-китайская декларация признала территорию Халхи и Кобдоского окр. частью Китая на правах широкой автономии. В 1915 г. Кяхтинское 3-стороннее соглашение между Китаем, Россией и Внешней М. подтвердило положения этой декларации.

Богдо-гэгэн VIII, первый великий хан независимой Монголии. Худож. Б. Шарав. Ок. 1924 г. (Музей изобразительного искусства Монголии, Улан-Батор)
Богдо-гэгэн VIII, первый великий хан независимой Монголии. Худож. Б. Шарав. Ок. 1924 г. (Музей изобразительного искусства Монголии, Улан-Батор)

Богдо-гэгэн VIII, первый великий хан независимой Монголии. Худож. Б. Шарав. Ок. 1924 г. (Музей изобразительного искусства Монголии, Улан-Батор)
В окт. 1919 г., после революционных событий в России, кит. войска оккупировали М., в нояб. 1919 г. Богдо-гэгэн был низложен, независимость ликвидирована. Советская Россия поддерживала антикит. силы в М. и принимала на своей территории недовольных монг. беженцев. В июне 1920 г. была создана подпольная Монгольская народная партия (с 1925 - Монгольская народно-революционная партия (МНРП)). В авг. 1920 г. в М. вошел отряд белогвардейского ген. Р. Ф. Унгерна фон Штернберга, в февр. 1921 г. захвативший Ургу и восстановивший власть Богдо-гэгэна. В Кяхте было создано Временное народное правительство под рук. Сухэ-Батора, стремившегося освободить М. от белогвардейцев и китайцев. В мае-авг. 1921 г. Монгольская народная армия, возглавляемая Сухэ-Батором, при поддержке частей Красной Армии разбила силы Унгерна фон Штернберга. 6 июля 1921 г. Сухэ-Батор занял Ургу. 10 июля Временное народное правительство было реорганизовано в постоянное Народное правительство; Сухэ-Батор вошел в его состав, заняв пост военного министра. Формально была сохранена ограниченная монархия во главе с Богдо-гэгэном, который не имел реальной власти. Советская Россия признала новое правительство М., заключив с ним 5 нояб. 1921 г. соглашение об установлении дружественных отношений.

После смерти Богдо-гэгэна 20 мая 1924 г. встала необходимость выбора для М. формы правления. Был созван первый Великий народный хурал (ВНХ), к-рый 26 нояб. 1924 г. провозгласил создание Монгольской Народной Республики (МНР) и в согласовании с Москвой утвердил ее конституцию. Основной закон ликвидировал частную собственность, лишил избирательных прав бывш. религ. и светскую элиту, объявил разделение религии и гос-ва. Столица Урга была переименована в Улан-Батор. В 1924 г. 3-й съезд МНРП провозгласил развитие МНР по социалистическому пути. В 1925 г. СССР вывел части Красной Армии из М. после ликвидации остатков белогвардейских отрядов.

В 1928 г. в результате внутрипартийной борьбы в МНРП между социал-демократами и радикальными левыми к власти пришли последние, получив поддержку Коммунистического интернационала. Левые партийные лидеры приступили к политике активного строительства социализма, основным источником финансирования которой стал СССР. Были прерваны связи со странами капиталистического блока. В 1929 г. по указанию Коминтерна началась конфискация имущества и скота у населения и у буддийских общин при мон-рях. С 1930 г. проводилась принудительная коллективизация, в результате к-рой к 1932 г. на треть сократилось поголовье скота. В апр.-окт. 1932 г. на западе и в центре М. вспыхнуло антиправительственное восстание, подавленное к осени того же года при помощи советских войск. В 1934 г. при поддержке СССР был начат т. н. новый курс МНРП, который приостановил темпы коллективизации единоличных аратских хозяйств и был направлен на создание крупного промышленного производства. Руководство М. осуществляло программу по борьбе с неграмотностью и стремилось создать системы бесплатного здравоохранения и образования.

В 1936 г. в соответствии с Протоколом о взаимопомощи, подписанным правительствами МНР и СССР, советские войска вошли на территорию М. В том же году министр внутренних дел Х. Чойбалсан, последовательный сторонник И. В. Сталина, содействовал отстранению от власти премьер-министра П. Гэндэна, который вскоре был арестован и казнен. В 1937-1941 гг. под рук. Чойбалсана были проведены массовые репрессии, уничтожившие не только его противников в партии, но и бывш. аристократию, буддийское духовенство, монашество (были закрыты или разрушены все мон-ри) и др. «нежелательные» слои общества. В результате «чистки» было репрессировано ок. 30 тыс. чел.

В мае-сент. 1939 г. объединенные советские и монг. войска нанесли поражение японцам в Халхин-Гольском конфликте, что еще более укрепило позиции Чойбалсана, сосредоточившего в своих руках все высшие посты и установившего режим личной власти. В годы второй мировой войны М. оказывала СССР помощь, поставляя скот (в т. ч. лошадей) и продукты животноводства. В 1942 г. при помощи советской профессуры был открыт Монгольский ун-т. В 1944 г. М. попросила советское руководство включить ее в состав СССР на правах союзной республики, но получила отказ. Вслед за СССР объявив войну Японии (10 авг. 1945), М. приняла участие в окончательной победе над Японией. 20 окт. 1945 г., согласно решению Ялтинской конференции, в М. прошел плебисцит, в результате к-рого население М. высказалось за сохранение национальной независимости страны. В 1946 г. результаты плебисцита были признаны СССР и Китаем, с к-рым МНР установила дипломатические отношения. В том же году с СССР был подписан договор о дружбе и взаимопомощи.

После 1-й «пятилетки» 1948-1952 гг. вплоть до кон. 80-х гг. XX в. в М. существовала плановая экономика. За этот период при финансовой и технической поддержке СССР постепенно развивались тяжелая промышленность, транспорт и связь (в 1954 построена трансмонг. железная дорога, соединившая СССР и КНР). Была ликвидирована неграмотность, в т. ч. благодаря замене сложного уйгурского письма кириллицей (1945). К 1960 г. в целом завершились коллективизация аратских хозяйств, но, несмотря на становление земледелия как самостоятельной отрасли, М. могла лишь частично обеспечивать себя зерном. К сер. 80-х гг. XX в. технологическая и экономическая отсталость М. не была ликвидирована.

В 1949 г. в Конституцию МНР были внесены поправки, согласно к-рым ВНХ был преобразован в законодательный орган, избираемый на основе всеобщего тайного прямого голосования. После смерти Чойбалсана (янв. 1952) председателем ВНХ был избран Ж. Самбу, главой правительства - Ю. Цеденбал. В 1960 г. принята новая конституция, провозгласившая М. социалистическим гос-вом, а МНРП - руководящей силой общества. В нач. 60-х гг. XX в. отношения между СССР и Китаем ухудшились и привели к вооруженным столкновениям на границе. В 1966 г. МНР и СССР заключили Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, в соответствии с к-рым СССР в 1967 г. ввел в М. войска. С 60-х гг. XX в. власть Цеденбала становилась все более авторитарной, в 1962-1964, 1981 и 1982 гг. были проведены «чистки» в партии и правительстве. В 1974 г. главой правительства стал Ж. Батмунх, но Цеденбал продолжал управлять гос-вом в должности первого секретаря МНРП. В 1984 г. политической верхушке в связи с ухудшением состояния здоровья Цеденбала удалось сместить его со всех постов, Батмунх стал генеральным секретарем МНРП и председателем ВНХ.

Чингисхан. Скульптура в Цонжин-Болдоге у р. Туул. 2008 г. Архит. Ж. Энхжаргал, скульптор Д. Эрдэнэбилэг
Чингисхан. Скульптура в Цонжин-Болдоге у р. Туул. 2008 г. Архит. Ж. Энхжаргал, скульптор Д. Эрдэнэбилэг

Чингисхан. Скульптура в Цонжин-Болдоге у р. Туул. 2008 г. Архит. Ж. Энхжаргал, скульптор Д. Эрдэнэбилэг
С 1986 г., с начала «перестройки» в СССР, руководство МНР стремилось осуществить меры по повышению экономической эффективности, обновлению политической системы и демократизации общественной жизни. В 1986-1989 гг. по решению Верховного главнокомандующего СССР М. С. Горбачёва советские войска были выведены с территории МНР. Набирало силу оппозиционное движение, возникшее в среде молодой интеллигенции. 7 нояб. 1989 г. был создан Монгольский демократический союз (МДС), к-рый в дек. того же года вывел на центральную площадь Улан-Батора ок. 200 чел. с демократическими лозунгами. В нач. марта 1990 г. массовые протестные акции в Улан-Баторе завершились полной отставкой политбюро ЦК МНРП 9 марта. В апр. чрезвычайный съезд МНРП практически полностью обновил состав и избрал председателем министра внешней торговли П. Очирбата. В мае ВНХ внес поправки в Конституцию 1960 г., согласно к-рым был учрежден пост Президента М. (в сент. им стал Очирбат) и введена многопартийная система. МДС был преобразован в Монгольскую демократическую партию (МДП).

Крещение Чагатая. Миниатюра из кн. М. Поло «Livre des merveilles du monde» XV в. (Paris. fr. 2810. Fol. 20v)
Крещение Чагатая. Миниатюра из кн. М. Поло «Livre des merveilles du monde» XV в. (Paris. fr. 2810. Fol. 20v)

Крещение Чагатая. Миниатюра из кн. М. Поло «Livre des merveilles du monde» XV в. (Paris. fr. 2810. Fol. 20v)
В 1-й пол. 90-х гг. XX в. М. погрузилась в глубокий экономический кризис, вызванный в т. ч. прекращением материальной помощи из стран социалистического лагеря. В 1991-1993 гг. была проведена приватизация экономики. Принятая 13 янв. 1992 г. Конституция провозгласила М. парламентской республикой во главе с президентом. В 1992 г. по результатам выборов в парламент большинство мест получили депутаты МНРП. В 1993 г. президентом был избран Очирбат. Новое правительство, в состав которого вошли только члены МНРП, продолжило курс на либерализацию экономики. В 1996 г. на парламентских выборах победила коалиция демократических партий - Демократический союз, после чего вплоть до 2000 г. продолжалась «министерская чехарда» (сменились 4 правительства). Тем не менее во 2-й пол. 90-х гг. XX в. при поддержке международного сообщества руководству М. удалось стабилизировать экономическую ситуацию. В 2000 г. в результате слияния 2 партий была создана Демократическая партия (ДП), которая стала основным оппонентом МНРП. В 2004 г. МНРП и демократическая коалиция во главе с ДП получили равное число мест в парламенте и сформировали т. н. правительство национального согласия, к-рое возглавил лидер ДП Ц. Элбэгдорж. Но уже в нач. 2006 г. под давлением МНРП оно было вынуждено уйти в отставку, а новое правительство возглавил председатель МНРП М. Энхболд. В июне 2008 г. на парламентских выборах большинство голосов досталось МНРП, но ДП, не признав итоги выборов, организовала массовые акции протеста в Улан-Баторе. Политический кризис был преодолен в сент. того же года, когда было создано коалиционное правительство, в состав к-рого вошли 8 представителей МНРП и 6 членов ДП. В июне 2009 г. президентом стал Элбэгдорж.

В нояб. 2010 г. на XXVI съезде МНРП было решено вернуть партии ее первоначальное название «Монгольская народная партия» (бытовавшее в 1920-1925; МНП). В июне 2011 г. несогласные с этим решением зарегистрировали новую партию под старым названием Монгольская народно-революционная партия. Ее возглавил экс-премьер-министр и экс-президент Н. Энхбаяр. Этот раскол способствовал усилению ДП. 28 июня 2012 г. на очередных парламентских выборах она одержала победу, получив 35,3% голосов. В апр. 2013 г. по обвинению в коррупции был арестован лидер новой МНРП Энхбаяр, осужден и позже помилован президентом. Из-за своего ареста Энхбаяр, главный конкурент Элбэгдоржа, не смог участвовать в президентских выборах, состоявшихся 26 июня 2013 г. Элбэгдорж одержал победу, набрав более 50% голосов. Период доминирования ДП завершился в июне 2016 г., когда на очередных парламентских выборах сокрушительную победу одержала МНП, получив 65 из 76 мест (ДП получила 9 мест и по одному месту - МНРП и независимый кандидат). Экономика М. в 2000-х гг. переживала периоды роста (2000-2008; 2011-2012) и спада (2009; 2013-2015), вызванные зависимостью от цен на природные ископаемые. В 2009 г. М. заключила с Россией декларацию о развитии стратегического партнерства. В 2014 г. страны подписали соглашение об отмене виз.

История христианства

Несторианство

Толуй и его жена Сорхахтани-беки. Миниатюра из кн. «Джами-ат-таварих» Рашид-ад-Дина Ок. 1430 г. (Paris. sup. persan 1113. Fol. 164v)
Толуй и его жена Сорхахтани-беки. Миниатюра из кн. «Джами-ат-таварих» Рашид-ад-Дина Ок. 1430 г. (Paris. sup. persan 1113. Fol. 164v)

Толуй и его жена Сорхахтани-беки. Миниатюра из кн. «Джами-ат-таварих» Рашид-ад-Дина Ок. 1430 г. (Paris. sup. persan 1113. Fol. 164v)
Первым исторически достоверным христианским вероучением, известным на территории совр. М., было несторианство, к-рое к кон. I тыс. по Р. Х. широко распространилось среди тюркских и монг. народов Центр. Азии. В XIII в. при Чингисидах несториане имели существенное влияние на ханский двор. Одной из жен Чингисхана была кереитская принцесса-несторианка. Согласно сообщениям Марко Поло, старший сын Чингисхана Чагатай принял крещение. Старшая жена хана Толуя, сына Чингисхана, Сорхахтани-беки, также исповедовала несторианство. Их сын Хубилай, основатель династии Юань в Китае, покровительствовал христианам: когда в 1264 г. он перенес столицу своей империи в Ханбалык (ныне Пекин), сюда вместе с его двором прибыли множество несторианских специалистов (врачей, ремесленников и т. п.), Ханбалык стал центром митрополии несторианской церкви в Китае. К 1320 г. в империи насчитывалось 72 несторианских храма. На западе внук Чингисхана Батый также покровительствовал несторианам. Его старший сын Сартак крестился под влиянием личного секретаря-несторианина. Ногай (ум. в 1300), правитель зап. улуса Золотой Орды (на территории от левого берега Дуная до Днестра), был женат на несторианке. Расцвет несторианской церкви в Золотой Орде пришелся на ХIII-XIV вв.

Католицизм

Никколо и Маттео Поло перед ханом Хубилаем. Миниатюра из кн. «Livre des merveilles du monde» XV в. (Paris. fr. 2810. Fol. 4v)
Никколо и Маттео Поло перед ханом Хубилаем. Миниатюра из кн. «Livre des merveilles du monde» XV в. (Paris. fr. 2810. Fol. 4v)

Никколо и Маттео Поло перед ханом Хубилаем. Миниатюра из кн. «Livre des merveilles du monde» XV в. (Paris. fr. 2810. Fol. 4v)
Начало распространения католицизма на территории совр. М. связано с дипломатической и миссионерской деятельностью францисканцев в Монгольской империи и гос-ве Юань в XIII-XIV вв. (см. также в ст. Китай). В сер. XIII в. папа Римский Иннокентий IV (1243-1254) и франц. кор. Людовик IX (1226-1270) направили к великим ханам М. ряд посольских миссий, наиболее известные из к-рых возглавляли францисканцы Джованни дель Плано Карпини (Иоанн из Пьян-дель-Карпине) и Гильом де Рубрук, достигшие Каракорума. В описаниях своих путешествий они сообщили, что среди монгольских племен были христиане, придерживавшиеся Церкви Востока, а также небольшая община католиков-пленников из Вост. Европы. Зимой 1266 г. в Ханбалык прибыли венецианские купцы братья Никколо и Маттео Поло и были приняты ханом Хубилаем, к-рый поручил им передать послание папе Римскому с просьбой направить к нему проповедников христианства и прислать лампадное масло из гробницы Христа в Иерусалиме. В 1271 г. они передали папе Григорию X полученное от Хубилая письмо и в том же году, взяв с собой Марко, сына Никколо, отправились через Иерусалим обратно к великому хану. В 1275-1292 гг. семейство Поло находилось при дворе хана Хубилая. По возвращении домой Марко Поло рассказал европейцам о разнообразии присутствовавших в империи Юань религий, в т. ч. о существовании там христ. общин. В тот же период правитель (ильхан) гос-ва Хулагуидов Аргун отправил в Европу в качестве посла монаха-несторианина Раббана бар Сауму, к-рый сообщил европ. монархам, что среди монголов много христиан, пользовавшихся расположением монг. правителей. В 1289 г. папа Николай IV (1288-1292) направил Хубилаю посольство под руководством францисканца Иоанна из Монтекорвино (ок. 1247 - ок. 1328), который в 1293/94 г. прибыл в Ханбалык и был благосклонно принят либо Хубилаем, либо уже его преемником Тэмуром (1294-1307). В 1299 г. в Ханбалыке был построен 1-й католич. храм, в 1318 г. здесь действовали 3 храма. По сообщениям Иоанна из Монтекорвино, к 1306 г. в католичество обратилось ок. 6 тыс. чел. Католич. община Ханбалыка была представлена гл. обр. членами правящей династии и ее окружением, к-рые принадлежали к тюрк. и монг. народам, а также выходцами из др. стран, в т. ч. аланами и армянами. Иоанн из Монтекорвино изучил «татарский» язык (вероятно, монгольский), на к-рый он перевел НЗ и Псалтирь и на к-ром вел проповеди и внелитургическое богослужение. В 1303 г. в столицу гос-ва Юань прибыл францисканец Арнольд из Кёльна, ставший помощником Иоанна из Монтекорвино. В 1307 г. папа Климент V возвел Иоанна в сан архиепископа Ханбалыкского, передав в его юрисдикцию всю Монгольскую империю. В Ханбалык были направлены 10 францисканцев для служения в новом архиеп-стве, но до места назначения добрались только 4 из них. Правители династии Юань покровительствовали католич. миссионерам и с почтением относились к христианству, но достоверных сведений о принятии ими крещения нет. После свержения в Китае монг. династии (1368) христиане подверглись гонениям и католич. миссия пришла в упадок.

Католический собор святых Петра и Павла в Улан-Баторе. 2003 г.
Католический собор святых Петра и Павла в Улан-Баторе. 2003 г.

Католический собор святых Петра и Павла в Улан-Баторе. 2003 г.
В 1690 г. территория М. была включена в новообразованное епископство Пекин. До 1785 г. евангелизацию местного населения во Внутренней М. проводили гл. обр. иезуиты, затем их сменили франц. лазаристы. В 1840 г. был учрежден апостолический викариат Монголии. В 1844 г. лазарист о. Жозеф Габе вместе с 2 обращенными в христианство бывш. ламами совершил поездку во Внешнюю М. Сменившие в 1865 г. лазаристов представители конгрегации Непорочного Сердца Марии (схётисты) вели проповедь во Внутренней М. сначала среди кит. переселенцев, а затем и среди собственно монг. населения. Наибольшего успеха в евангелизации проповедники достигли в обл. Ордос. В 1883 г. из викариата М., переименованного в викариат Центральной М., были выделены 2 новых викариата: Юго-Западной М. и Восточной М. В нач. ХХ в. католицизм был распространен в среде монг. аристократии, проживавшей во Внутренней М.; мн. представители знати (в т. ч. Чингисиды) имели католич. образование. В 1922 г. викариат Юго-Западной М. был разделен на викариаты Хух-Хото и Нинся, в 1922 г. викариат Центральной М.- на викариат Чахар (с 1924 - Чунли-Сиваньцзы) и миссию «sui iuris» в Урге, которая стала 1-й структурой Римско-католической Церкви на территории совр. М. В 20-х гг. XX в. в связи с культурной революцией на территории совр. М. данная миссия фактически прекратила существование: схётистам, которым было поручено управление миссией в Урге, въезд в М. был запрещен. Во Внутренней М., несмотря на гонения 30-40-х гг. XX в., структуры католич. Церкви сохранились. В 1946 г. статус еп-ства Суйюань (Хух-Хото) был повышен до архиеп-ства, в подчинение которому были переданы 3 еп-ства: Нинся, Сиваньцзы и Цзинин.

С падением социалистического режима и либерализацией общественной жизни в 1-й пол. 90-х гг. XX в. в М. вернулись католич. миссионеры. В 1992 г. в страну прибыли 3 проповедника из конгрегации Непорочного Сердца Марии во главе с филиппинцем Венсеслао Сельгой Падильей. В 1996 г. в Улан-Баторе была построена первая на территории М. католич. церковь св. апостолов Петра и Павла. В 1997 г. в М. была направлена 2-я католич. миссия. 5 июня 2000 г. папа Римский Иоанн Павел II встретился с Н. Багабанди, президентом М., для обсуждения будущего католич. Церкви в стране. В 2002 г. миссия «sui iuris» в М. (формально существовавшая с 1922) была преобразована в апостолическую префектуру Улан-Батор. Префектом был назначен Падилья, в 2003 г. ставший титулярным епископом Тарроса. В наст. время помимо представителей конгрегации Непорочного Сердца Марии в М. работают миссионеры из др. католич. орг-ций («Сестры Святого Павла Шартрского», «Миссионеры Милосердия», «Fidei Donum» и проч.), гл. обр. выходцы из Республики Кореи, стран Юго-Вост. Азии и Африки. В 2016 г. был рукоположен 1-й священник-монгол. Католическая миссия активно участвует в социальных проектах: содержит детский сад, техническую школу, столовые для бездомных, 2 фермы. Центр им. Ф. Вербиста оказывает помощь бездомным детям.

Протестантизм

Протестантский миссионер из Шотландии Дж. Гилмор. Фотография. 2-я пол. XIX в.
Протестантский миссионер из Шотландии Дж. Гилмор. Фотография. 2-я пол. XIX в.

Протестантский миссионер из Шотландии Дж. Гилмор. Фотография. 2-я пол. XIX в.
Первые попытки проповеди протестантизма в М. предпринимались с севера - из Бурятии, и с юга - из Китая (Внутренняя М., Калган (ныне Чжанцзякоу)). Миссионеры старались общаться с монголами, приезжавшими в Китай по торговым делам или в паломничество, передавали им Библии. В нач. XIX в. моравские братья начали работу над переводом Библии на калм. язык. Для этого они привлекли Я. И. Шмидта, к-рый к 1826 г. перевел НЗ на монг. и калм. языки (в 1829 вышло исправленное издание перевода). В 1817-1841 гг. в Бурятии работали протестанты Лондонского миссионерского об-ва (Эдвард и Сара Сталибрас, Корнелиус и Бетти Рамн и др.), завершившие перевод Библии на монг. язык. С 1870 г. миссионерской деятельностью в степных районах М. занимался шотл. миссионер Дж. Гилмор. В нач. 1884 г. он обратил в христианство одного монгола, к-рый в течение последующих 4 лет распространял Библию в М. После смерти Гилмора (1891) и до восстания ихэтуаней в 1900 г. миссионеры Т. Кокрейн и др. проповедовали в Чаояне (Китай), куда по торговым делам приезжало много монголов. В 1893 г. в М. прибыл шведский миссионер Ф. А. Ларсон. В основном проживая в Ордосе (Внутренняя М.), Калгане (Китай) и Кяхте, он тем не менее провел ок. года в Урге и бывал там почти ежегодно по делам. Начав как представитель Миссии Скандинавского альянса, в 1902 г. он примкнул к Британскому и зарубежному библейскому об-ву. С 1896 г. в Урге работали неск. норвежских миссионеров. В 20-х XX в. шведские миссионеры начали деятельность в Халун-Ус (Внутренняя М.). В нач. XX в. протестантские миссионеры, работавшие в Китае (напр., Р. Стерт), неоднократно выезжали в М., распространяя там Библию. В 1919 г. шведка Г. Нильсон открыла в Урге клинику. Однако все попытки христианизации монголов в XIX - нач. XX в. приводили к весьма скромным результатам, что было связано с сильными позициями буддизма и кочевым укладом жизни коренного населения. В 20-х гг. ХХ в. протестант. орг-ции в М. оказались вне закона, монг. правительство провело против них ряд репрессий.

В 90-х гг. XX в., после падения социалистического режима, протестанты, гл. обр. из США и Юж. Кореи, вновь появились в М. Одним из первых был англичанин Дж. Гиббенс, к-рый посетил М. еще в 1972 г., будучи студентом, и провел там около года. Тогда же он начал перевод НЗ на монг. язык, к-рый был опубликован в 1990 г. 23 сент. 1990 г. Гиббенс открыл 1-ю протестант. церковь в М.- «Церковь Христа». Его перевод НЗ, а также фильм «Иисус», снятый «Студенческим движением за Христа» («Кампус Крусейд»), сыграли большую роль в евангелизации монголов в 90-х гг. XX в. В 1990 г. в Улан-Баторе было создано Библейское об-во. В 1991-2000 гг. Комитет по переводу Библии на монг. язык осуществил новый перевод Свящ. Писания. Протестантизм в М. поначалу носил преимущественно надконфессиональный характер. В 90-х гг. XX в. шел процесс разделения церквей и образования новых по причине разногласий или по мере роста численности прихожан. В сер. 90-х гг. XX в. крупнейшими церквами в Улан-Баторе были: надконфессиональная «Вечная заря» (основана в 1992), пресвитерианская «Вечная любовь» (основана в 1994 корейским пастором) и пятидесятническая «Надежда» («Ассамблеи Бога», основана в 1993 миссионерами из Гонконга). Большую роль в распространении протестантизма в М. играли международные христ. неправительственные и некоммерческие орг-ции. Среди миссионеров наблюдается большое число пасторов из Юж. Кореи (ок. 250 чел.; 2009).

Интерес монголов к протестант. проповеди обусловлен активной работой миссионеров в социальной сфере, потребностью в психологической и материальной поддержке, интересом местных жителей (гл. обр. молодежи) к культуре зап. стран. Мн. зарубежные протестант. миссионеры рассматривают М. как базу для дальнейшего распространения христианства в Центр. Азии и буддийских регионах (Непал, Тибет и др.).

Православие

Консульство Российской империи в Урге; церковь Пресв. Троицы (1864). Фотография. Кон. XIX в.
Консульство Российской империи в Урге; церковь Пресв. Троицы (1864). Фотография. Кон. XIX в.

Консульство Российской империи в Урге; церковь Пресв. Троицы (1864). Фотография. Кон. XIX в.
Интерьер ц. Св. Троицы
Интерьер ц. Св. Троицы

Интерьер ц. Св. Троицы
Визит в Монголию Кирилла (Гундяева), митр. Смоленского и Калининградского. Фотография. 2001 г.
Визит в Монголию Кирилла (Гундяева), митр. Смоленского и Калининградского. Фотография. 2001 г.

Визит в Монголию Кирилла (Гундяева), митр. Смоленского и Калининградского. Фотография. 2001 г.
Проникновение Православия в М. началось во 2-й пол. XIX в. В связи с подписанием Россией и Китаем Пекинского договора (1860) и «Правил сухопутной торговли» (1862) была разрешена торговля рус. купцов на территории совр. М. В 1861 г. в Урге открыто рус. консульство, при котором была возведена первая в стране правосл. ц. во имя Пресв. Троицы. 22 марта (3 апр.) 1864 г. забайкальским свящ. Иоанном Никольским было совершено 1-е богослужение. Правосл. община в Урге находилась в подчинении Российской духовной миссии в Пекине. До 1893 г. богослужения совершали приезжие священники из Забайкальской духовной миссии, Российской духовной миссии в Пекине и из Иркутской епархии. 4 сент. 1893 г. решением Святейшего Синода был назначен 1-й настоятель ц. Пресв. Троицы свящ. Николай Шастин, миссионер Цакирского стана Забайкальской духовной Миссии. После восстановления в 1911 г. суверенитета и независимости М. Россия заключила с правительством Богдо-гэгэна договор об открытии 3 правосл. миссионерских станов в районе оз. Хубсугул, в Алтап-Булаке и Кобдо. Но миссионерская деятельность среди коренного населения давала скромные результаты. Правосл. приход в Урге перешел в юрисдикцию Иркутской епархии. В 1914 г. настоятелем ц. Пресв. Троицы стал иркутский свящ. Феодор Парняков. При нем был организован сбор средств на строительство нового храма, но идея не была воплощена в жизнь. В нояб. 1920 г., после неудачной попытки штурма Урги Азиатской дивизией белого ген. Р. Ф. Унгерна фон Штернберга, ц. Пресв. Троицы была разграблена кит. оккупационными войсками. В февр. 1921 г., после взятия Урги Унгерном фон Штернбергом, свящ. Феодор был казнен по подозрению в связях с большевиками. В 1921-1928 гг. службы в храме отправляли приезжие священники. В 1928 г. церковь была закрыта. В 1995 г. рус. община Улан-Батора обратилась в МИД России с просьбой оказать помощь в воссоздании правосл. прихода в М. 29 июля - 1 авг. 1996 г. настоятель храма Успения Божией Матери г. Кяхты иерей Олег Матвеев совершил поездку в Улан-Батор, в ходе к-рой он встретился с представителями рус. общины и послом России в Монголии Н. В. Павловым. В нояб. 1996 г. в Улан-Баторе был восстановлен Свято-Троицкий правосл. приход, к-рый направил в Москву прошение о принятии православных М. под юрисдикцию МП, что было осуществлено постановлением Синода от 28 дек. 1996 г. До нач. 1998 г. окормление правосл. общины Улан-Батора осуществляли священники Читинской и Забайкальской епархии. В дек. 1997 г. в пользование РПЦ было передано расположенное на территории Торгпредства России в М. здание, к-рое переоборудовали под небольшой храм и приходской комплекс. 25 дек. 1997 г. Синод назначил настоятелем правосл. прихода в Улан-Баторе прот. Анатолия Фесечко из Владимирской и Суздальской епархии (прибыл в столицу М. 19 янв. 1998), архипастырское окормление было поручено председателю ОВЦС митр. Смоленскому и Калининградскому Кириллу (Гундяеву; ныне Патриарх Московский и всея Руси). Летом 2001 г. митр. Кирилл (Гундяев) в ходе визита в Улан-Батор заложил 1-й камень в основание правосл. храма (освящен 21 июня 2009 во имя Пресв. Троицы) и встретился с главой Ассоциации буддистов Монголии хамбо-ламой Д. Чойжамцем. В июне 2005 г. настоятелем Свято-Троицкого прихода был назначен свящ. Алексий Трубач. В 2000-х гг. был создан небольшой домовый храм в г. Эрдэнэте.

История нехристианских конфессий

Буддизм

Во II в. до Р. Х. протомонг. народы (хунну, сяньби, кидани) познакомились с буддизмом, к-рый проник на территорию совр. М. из Индии через согдийскую культуру. В XIII в. началось распространение тибет. буддизма. Тибет. монахи, последователи школы сакья (наиболее известные из них - Сакья-пандита Кунга Гьялцен и его племянник Пагба-лама), были духовными наставниками монг. ханов. Пагба-лама наставлял хана Хубилая, к-рый провозгласил буддизм гос. религией. В то же время в М. пришли учителя школы кагью. В 1578 г., когда состоялась встреча главы школы гелуг Соднам Джамцо (или Гьяцо) с Алтан-ханом тумэтским, в М. начался 2-й этап распространения буддизма. Во время этой встречи Алтан-хан вручил тибет. священнику золотую печать, на которой было начертано «далай лама» - так возник титул, впосл. передававшийся в линии «перерождений» (тулку) в тибет. буддизме школы гелуг. В отличие от времен Юань, когда буддизм оставался религией в основном монг. аристократии, с кон. XVI в. он начинает распространяться и среди простых монголов. С тибет. языка на монгольский были переведены полные собрания текстов Ганджура и Данджура, буддийского канона, монг. ученые составляли комментарии к буддийским текстам на монг. и тибет. языках; появились монг. проповедники буддизма, строились храмы и мон-ри. В кон. XVI в. на месте древней столицы Каракорума был построен 1-й мон-рь на территории совр. М.- Эрдэни-дзу. В кругах монг. аристократии появились крупные религ. деятели: Нейджи-тойн (1557-1653), ойратский зая-пандита Намкхай Джамцо (1599-1662), Богдо-гэгэн I Дзанабадзар (1635-1723). Последний стал главой буддийской сангхи М. и сопредельных территорий (Тувы, Бурятии); он создал специальную одежду для монгольских монахов, разработал специальный алфавит соёмбо для транслитерации санскр. и тибет. мантр. В 1778 г. кочующая с XVII в. резиденция монг. Богдо-гэгэнов осела в месте слияния рек Тола и Сэлбэ, где впосл. возник крупнейший г. Урга. В кон. XVI - кон. XVIII в. был принят ряд законов, к-рые, в частности, защищали буддийских монахов и запрещали деятельность шаманов. Мн. монг. автохтонные верования и культы были ассимилированы буддизмом: культы Матери-земли, духов местности (гор, озер, лесов), огня (домашнего очага), промысловые культы, культ Чингисхана как духа-предка и покровителя всего монг. народа.

К нач. XX в. в стране насчитывалось 747 буддистских мон-рей, ок. 100 тыс. монахов (при общем населении страны в 650 тыс. чел.). Однако бо́льшая часть монахов (лам) проживала вне мон-рей. Мон-ри и отдельные ламы были крупнейшими собственниками скота, оказывали значительное воздействие на экономическую и политическую жизнь страны. Буддийскую сангху возглавлял Джебцун-дамба-хутухта (Богдо-гэгэн), во главе мон-рей стояли хутухты и хубилганы (ламы-«перерожденцы»). В ведении сангхи находились образование, медицина и др. важные сферы общественной жизни.

В результате революции 1921 г. и антирелиг. кампании 30-х гг. XX в. к концу этого десятилетия были подорваны основы экономического и политического могущества сангхи. Все мон-ри разрушили или закрыли, имущество конфисковали, высшие ламы и хутухты были расстреляны, большинство лам было вынуждено перейти к светскому образу жизни. Прекратил существование институт хутухт, был запрещен поиск 9-го перерождения Джебцун-дамба-хутухты, мн. функции буддизма (образовательная, культурная и др.) стали прерогативой светских гос. учреждений.

В кон. 40-х гг. XX в., когда сангха уже не представляла угрозы для новой власти, было принято решение восстановить некоторые элементы буддизма как части монг. истории и культуры. В 1944 г. был открыт монастырь Гандантекчинлин (Гандан) в Улан-Баторе, в 1970 г. при нем начал работу Буддийский ун-т. В 1950 г. монг. буддисты вошли в состав Всемирного братства буддистов, в 1970 г. они были одними из инициаторов создания Азиатской буддийской конференции за мир. Реальное возрождение буддизма стало возможным только в 90-х гг. XX в. К тому времени действовало лишь неск. мон-рей, остро ощущалось отсутствие квалифицированных учителей, не хватало материальных средств, литературы, сангха испытывала серьезную конкуренцию со стороны христ. миссионеров. Зарубежные буддийские фонды и орг-ции, такие как Тибетский фонд, Фонд мира ламы Гангчена и Фонд поддержания махаянской традиции, содействовали возрождению сангхи в М., к-рое осуществлялось на основе традиционного для этого региона тибет. буддизма. Между правительством М. и резиденцией далай-ламы XIV в Дхарамсале (Сев. Индия) были установлены тесные контакты. В 2002, 2006, 2011 и 2016 гг. далай-лама посещал страну с офиц. визитом, несмотря на протесты со стороны КНР. Под рук. посла Индии в М., ламы Бакулы Ринпоче, существенно повлиявшего на возрождение религ. жизни в М., началась работа по переводу буддийских сочинений на монг. язык и их изданию. В 2003 г. при мон-ре Гандан был восстановлен дацан (учебный факультет) Идгаа Чойзинлинг, ставший одним из ведущих центров буддийского образования в М. В нач. 2000-х гг. был восстановлен мон-рь Дара-эх близ Улан-Батора, в к-ром поселились 14 монахинь (обитель была названа Долма-Линг и стала 1-м жен. мон-рем в М.).

К 2011 г. в стране насчитывалось ок. 170 буддийских храмов и мон-рей и ок. 5 тыс. лам. Был построен мон-рь Бэтуб в Улан-Баторе, основанный Бакулой Ринпоче; восстановлены мон-ри Амарбаясгалант в Селенгинском аймаке, Зуун-хурэ, Дашчойлин, Дамбадаржа, Манба-дацан, Нархажид и др. в Улан-Баторе, а также мон-рь Хамар знаменитого буддийского хутухты и поэта Данзан Равджи в Гоби и др.

В 1992 г. далай-лама XIV объявил о существовании 9-го воплощения Джебцун-дамба-хутухты. Поначалу монг. власти отнеслись к нему настороженно, поскольку он был тибетцем, однако в 2010 г. Джебцун-дамба-хутухта IX получил монг. гражданство, а 2 нояб. 2011 г. его провозгласили главой Центра буддистов М., т. е. де-факто он возглавил монг. сангху. 1 марта 2012 г. Джебцун-дамба-хутухта IX скончался, после чего была сформирована специальная комиссия по поиску его следующего воплощения.

Буддизм в совр. М. неоднороден. Большинство орг-ций и монастырей ориентируются на далай-ламу XIV и тибет. буддизм школы гелуг в целом. Мн. верующие объединяются вокруг известных лам-учителей: Арджа Ринпоче (глава Тибето-монг. буддийского центра в Индиане (США)), Панчена Отрула Ринпоче (проживает в Ирландии), Жадо Ринпоче и др. Однако есть и более националистически настроенные ламы, выступающие за самостоятельный монг. буддизм. Среди них - последователи Дордже Шугдена, «гневного духа», поклонение к-рому было запрещено далай-ламой XIV. Кроме того, некоторые ламы ориентируются на кит. панчен-ламу.

Ислам

Предположительно монголы впервые познакомились с исламом в 1-й пол. XIII в., во время завоеваний в Ср. Азии. В 1254 г. Гильом де Рубрук сообщил, что в Каракоруме действовали 2 мечети. Одним из первых монголов, принявших ислам, был внук Чингисхана Берке (ум. 1266), хан Золотой Орды. К 1330 г. ислам стал основной религией 3 из 4 улусов Монгольской империи: Золотой Орды, гос-ва Хулагуидов в Иране и Чагатайского улуса в Центр. Азии. В империи Юань мусульмане (персы, арабы, тюрки) были частью привилегированного сословия сэму и по статусу уступали лишь монголам, играя заметную роль в политической, экономической и культурной жизни. В XVI-XVII вв. с мусульманами активно контактировали западные монголы (ойраты).

В кон. XIX в. казахи-мусульмане начали заселять Джунгарию и горные районы Алтая. После провозглашения в 1911 г. независимости М. казахам было разрешено поселиться в Ховде. На религ. представления казахов оказали влияние многочисленные пережитки доислам. или неислам. по происхождению обычаев и представлений, которые до наст. времени проявляются в бытовой обрядности, культе святых и культе предков. В 20-х - нач. 30-х гг. XX в. на западе М. было построено 14 мечетей, 5 медресе. Однако дальнейшее распространение ислама в М. было прервано в результате политических изменений в стране. В 1926 г. монг. казахи последний раз совершили хадж в Мекку. В 1956 г. численность казахов составляла 37 тыс. чел. (4,3% населения), в 1989 г.- 121 тыс. чел. (6,1% населения страны).

В кон. 90-х гг. XX в. среди хотонов и казахов М. началось возрождение ислама. В 1990 г. в Улан-Баторе было создано Общество мусульман М. (с 1992 - Религ. центр монг. ислама). На совр. казах. язык был переведен Коран. В 1992 г. была построена 1-я мечеть на средства, выделенные зарубежными и монг. благотворительными орг-циями. В 1993 г. в аймаке Баян-Улгий было открыто медресе, в к-ром в наст. время обучаются ок. 3 тыс. студентов под руководством преподавателей из Турции. К 2000 г. массовая репатриация казахов-оралманов в Казахстан привела к сокращению числа казахов в М. до 103 тыс. чел. К 2007 г. их численность вновь возросла до 140 тыс. чел. (5,4% населения). В наст. время в стране насчитывается более 40 мечетей (соборная - в г. Улгий), мусульмане М. пользуются поддержкой всемирных ислам. орг-ций, таких как Ислам. банк реконструкции и развития. Богослужение совершают на казах. и араб. языках. В 1989-2008 гг. ок. 150 казахов из М. совершили хадж. Имамы прошли обучение в Турции, Саудовской Аравии и др. странах. В 2010 г. в Улан-Баторе при поддержке Турции и благотворительных орг-ций был открыт исламский культурный центр. В наст. время в столице М. ведется строительство соборной мечети.

Иудаизм

Предположительно евреи поселились в Каракоруме в эпоху Чингисхана и его потомков. В XIV в., после разрушения Каракорума, евр. община прекратила существование. В кон. XIX в. неск. евр. торговцев из Сибири обосновались в М. В 1918-1920 гг. к ним присоединились евреи, бежавшие от гражданской войны в России. Многие из них были уничтожены белогвардейцами или выехали на территорию Внутренней М. В сер. 20-х гг. XX в. в Улан-Баторе было ок. 600 евреев из России, еще ок. 50 евр. семей проживали в малонаселенных районах М. В кон. 20-х гг. XX в. ввиду ликвидации частного сектора почти все они переселились гл. обр. в Маньчжурию. С нач. 90-х гг. XX в. евреи вновь поселяются в М. В 2003 г. в стране официально зарегистрирована евр. община.

Лит.: Külb P. H. Geschichte der Missionsreisen nach Mongolei während des XIII. und XIV. Jh. Regensburg, 1860. 3 Bde; Позднеев А. М. Монгольская летопись «Эрденийн Эрихэ». СПб., 1883; он же. Очерки быта буддийских мон-рей и буддийского духовенства в Монголии. СПб., 1887; он же. Монголия и монголы: В 2 т. СПб., 1896-1898; Lovett R. James Gilmour of Mongolia. L., 1892; Покотилов Д. Д. История вост. монголов в период династии Мин, 1368-1634: (По кит. источникам). СПб., 1893; Парняков Ф., свящ. Религиозно-нравственное состояние рус. колонистов, проживающих в Монголии: Рапорт епископу настоятеля ургинской Св.-Троицкой ц. // Забайкальские обл. вед.: Газ. Чита, 1914. Авг.; Percheron M. Dieux et dèmons: Lamas et sorciers de Mongolie. P., [1953]; Dawson C. H. The Mongol Mission: Narratives and Letters of the Franciscan Missionaries in Mongolia in the 13th and 14th Cent. N. Y., 1955; Евтюхова Л. А. О племенах Центр. Монголии в IX в. // Сов. Арх. 1957. № 2. С. 205-227; Rupen R. A. Mongols of the XXth Cent. Bloomington, 1964; Bawden C. R. Modern History of Mongolia. L., 1968; Tucci G., Heissig W. Die Religion Tibets und der Mongolei. Stuttg., 1970. (Die Religionen der Menschheit; 20); Hambis L. Gengis-Khan. P., 1973; Moses L. W. The Political Role of Mongol Buddhism. Bloomington, 1977. (Indiana Univ. Uralic and Altaic Ser.; 133); Викторова Л. Л. Монголы: Происхождение народа и истоки культуры. М., 1980; Heissig W. The Religions of Mongolia. Berkeley, 1980; Окладников А. П. Петроглифы Монголии. Л., 1981; Далай Ч. Монголия в XIII-XVI вв. М., 1983; Златкин И. Я. История Джунгарского ханства, 1635-1758. М., 19832; История Монгольской Народной Республики. М., 1983; Новгородова Э. А. Мир петроглифов Монголии. М., 1984; она же. Древняя Монголия. М., 1989; Худяков Ю. С. Кыргызы в Монголии // Олон Улсын Монголч Эрдэмтний IV Их Хурал [= IV Междунар. конгресс монголоведов]. Улаанбаатар, 1985. С. 349-355; Археология, этнография и антропология Монголии. Новосиб., 1987; Жуковская Н. Л. Категории и символика традиц. культуры монголов. М., 1988; Скрынникова Т. Д. Ламаистская церковь и гос-во: Внешняя Монголия, XVI - нач. XX в. Новосиб., 1988; Even M. D. The Schamanism of the Mongols // Mongolia Today. L.; N. Y., 1991. P. 183-205; Dulam S. The Traditions of Darkhat Shamans. Ulaanbaatar, 1992; Войтов В. Е. Древнетюркский пантеон и модель мироздания в культово-поминальных памятниках Монголии VI-VIII вв. М., 1996; Humphrey C., Urgunge O. Shamans and Elders: Experience, Knowledge, and Power among the Daur Mongols. Oxf., 1996; Sanders A. J. K. Historical Dictionary of Mongolia. Lanham, 1996; Barkmann U. B. The Revival of Lamaism in Mongolia // Central Asian Survey. Oxf., 1997. Vol. 16. N 1. P. 69-79; Поздняев Д., свящ. История правосл. общины во Внешней Монголии // ЕжБК. 1998. С. 282-284; Белов Е. А. Россия и Монголия: (1911-1919 гг.). М., 1999; Рощин С. К. Полит. история Монголии: (1921-1940 гг.). М., 1999; Hurcha N. Attempts to Buddhicise the Cult of Chinggis Khan // Inner Asia. Camb., 1999. Vol. 1. N 1. P. 45-57; Proc. of the Intern. Seminar «Revival of Buddhism in Mongolia after 1990» (Warsaw, Nov. 24-27, 1999). Warsz., 1999; Kemp H. P. Steppe by Step: Mongolia's Christians: From Ancient Roots to Vibrant Young Church. L., 2000; Zhukovskaya N. L. Neo-Shamanism in the Context of the Contemporary Ethno-Cultural Situation in the Republic of Buryatia // Inner Asia. 2000. Vol. 2. N 1. P. 25-36; Цэцэнбилэг Ц. Проблемы модернизации монгольского общества. Улан-Батор, 2002; Kollmar-Paulenz K. Buddhism in Mongolia after 1990 // J. of Global Buddhism. Univ. Park, 2003. Vol. 4. P. 18-34; Сабиров Р. Т. Религиозная ситуация в Монголии: Кон. 1980-х - 1990-е гг.: Канд. дис. М., 2004; он же. Автохтонные верования и шаманизм в Монголии после 1990 г. // ВМУ: Вост. 2005. № 4. С. 20-36; он же. Христианство в Монголии после 1990 г. // Владимирцовские чт.- V. М., 2006. С. 100-104; он же. Русская правосл. Церковь в Монголии: История и современность // Три четверти века: Д. В. Деопику - друзья и ученики. М., 2007. С. 401-409; он же. Буддизм в Монголии после 1990 г.: Тибетский или монгольский? // Гуманит. исслед. Внутр. Азии. Улан-Удэ, 2009. № 4/5. С. 38-42; он же. Буддизм в Монголии на рубеже XX-XXI вв. // Вестн. Калмыцкого ин-та гуманит. исслед. РАН. Элиста, 2012. № 3. С. 95-100; он же. Социокультурные факторы обращения монголов в христианство
после 1990 г. // Христианство в Юж. и Вост. Азии: История и современность. М., 2016. С. 116-126; Ванчикова Ц. П. Буддизм в Монголии в 1990-2005 гг. // Россия и Монголия сквозь призму времени: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. «Улымжиевские чт.- III». Улан-Удэ, 2007. С. 146-149; Wazgird A. God on the Steppe: Christian Missionaries in Mongolia after 1990: Diss. Oslo, 2011.
М. В. Монгуш, Р. Т. Сабиров
Ключевые слова:
Буддизм на территории разных стран Монголия, государство в восточной части Центральной Азии География. Монголия Страноведение. Монголия Религиозная ситуация на территории разных стран. Монголия Религиозное законодательство. Монголия Монголия. История Христианство на территории разных стран. Монголия
См.также:
АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ субъект Российской Федерации
БАКТРИЯ древн. историко-культурная обл. в Ср. Азии
БАНГЛАДЕШ гос-во в Юж. Азии
БУДДИЗМ одна из мировых религий
БУРЯТИЯ субъект Российской Федерации
БУТАН гос-во в Юж. Азии
ГАЙАНА бывш. Британская Гвиана, гос-во в сев.-вост. части Юж. Америки
ГАНА гос-во в Зап. Африке
ДАЦАН в тибет. и монг. буддизме подразделение монастырского комплекса, в к-ром ведется преподавание одной из 5 больших и 5 малых буддийских наук
ДЗЁДО в буддизме Японии один из вариантов учения о «чистой земле»; школа, основанная Хонэном
ДЗЭН одно из наиболее влиятельных направлений япон. буддизма
КАНАДА гос-во в Сев. Америке
КЕНИЯ [Республика Кения], государство в Вост. Африке
КОБЕН (1173, п-ов Кии, совр. префектура Вакаяма - 1232, Тоганоо близ совр. Киото), япон. мыслитель, сторонник возрождения буддийской общины и обновления учений «старых» буддийских школ, один из знаменитых монахов-проповедников в Японии в XIII в.
НЕПАЛ Непал [Федеративная Демократическая Республика Непал], гос-во в центральной части Гималаев в Юж. Азии