Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МЕФОДИЙ
45, С. 112-113 опубликовано: 13 июля 2021г.


МЕФОДИЙ

Сщмч. Мефодий (Краснопёров), еп. Акмолинский. Фотография. 1913 г.
Сщмч. Мефодий (Краснопёров), еп. Акмолинский. Фотография. 1913 г.

Сщмч. Мефодий (Краснопёров), еп. Акмолинский. Фотография. 1913 г.

(Краснопёров Михаил Платонович; 30.07.1868, с. Вятское Сарапульского у. Вятской губ.- 17.02.1921, г. Петропавловск, ныне в Республике Казахстан), сщмч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Петропавловский. Род. в семье псаломщика. Окончил Сарапульское ДУ и Вятскую ДС. В 1890 г. определен на должность надзирателя Сарапульского ДУ. 22 окт. 1891 г. Сарапульский еп. Афанасий (Пархомович; впосл. архиепископ) рукоположил его во иерея. Назначен священником Тихвино-Богородицкой ц. в с. Паздеры Сарапульского у. С 19 февр. 1896 г. сверхштатный священник в Вознесенском соборе в Сарапуле, одновременно был заведующим и законоучителем в городской Никольской церковноприходской школе. Овдовел. В 1898 г. уволен с должностей в связи с поступлением в КазДА. Общение с ректором академии еп. Антонием (Храповицким; впосл. митрополит) склонило его к решению принять монашество. 11 февр. 1900 г. пострижен еп. Антонием в мантию с именем Мефодий. Был назначен благочинным учащегося в академии духовенства. В 1902 г. окончил КазДА со степенью кандидата богословия за соч. «Пастырь Церкви по учению святого апостола Павла». 16 авг. того же года назначен помощником смотрителя Уфимского ДУ. 5 июля 1903 г. стал инспектором Александровской миссионерской ДС (бывш. Ардонское ДУ) близ Владикавказа и членом Ардонского отд-ния епархиального училищного совета. В 1905 г. назначен исполняющим обязанности ректора Александровской ДС. 20 нояб. 1906 г. назначен ректором Уфимской ДС и возведен в сан архимандрита. С 1907 г. постоянный член Уфимского епархиального комитета правосл. миссионерского об-ва, с 1908 г. редактор неофиц. части «Уфимских епархиальных ведомостей», в том же году стал старшим членом просветительского отдела уфимского епархиального братства Воскресения Христова со званием помощника председателя братства. М. был известен в Уфимской епархии как одаренный проповедник, ему часто поручали произносить проповеди в уфимском кафедральном соборе. Был одним из активных участников открывшегося в 1909 г. в Уфе пастырско-проповеднического кружка. По его инициативе было положено начало регулярным беседам в городском ночлежном доме, в к-рых он принимал самое деятельное участие: посещал его вместе с учениками семинарии, совершал здесь молебны, всенощные, раздавал книги и брошюры религиозно-нравственного содержания. 13 нояб. 1911 г. в Уфе при участии М. было открыто Попечительство о бедных воспитанниках семинарии. Активно трудился в Уфимском епархиальном комитете Православного миссионерского об-ва и во время отсутствия епархиального архиерея возглавлял все заседания комитета.

8 февр. 1913 г. с учреждением в Омской и Павлодарской епархии 2-й викарной кафедры М. был наречен епископом Акмолинским. Архиерейскую хиротонию 10 февр. того же года в С.-Петербурге в Александро-Невской лавре возглавил С.-Петербургский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский). Стал ближайшим помощником Омского и Павлодарского еп. сщмч. Андроника (Никольского), прежде всего в миссионерских делах. М. пребывал вместе с епархиальным архиереем в Омске, где ему были поручено управление внутренней миссией, руководство противосектантской и противораскольнической деятельностью; он председательствовал в общеепархиальном и епархиальном училищном советах, а также в новоучрежденном епархиальном братстве трезвости. Использовал любую возможность для проповеди, для просвещения паствы, для миссионерских поездок по приходам епархии. После ходатайства городской думы Петропавловска о перенесении места пребывания викарного епископа Акмолинского из Омска в Петропавловск по указу Синода М. 6 нояб. 1914 г. получил назначение на викарную кафедру в Петропавловске и стал носить титул епископа Петропавловского. Ему были предоставлены полномочия на управление приходами Петропавловского, Кокчетавского и Атбасарского уездов Акмолинской обл. В Петропавловском вик-стве М. стал инициатором проведения неск. масштабных крестных ходов. С 17 мая по 19 июня 1915 г. он возглавлял крестный ход, к-рый прошел более 500 верст из Петропавловска в Акмолинск с иконой свт. Николая Чудотворца, подаренной акмолинцам имп.-страстотерпцем мч. Николаем II Александровичем. Существенными проблемами в церковной жизни Петропавловска были недостаток храмов и их малая вместительность. В то же время в новопостроенном городском приходском уч-ще был спланирован для театральных представлений большой зал на 300 чел. М. исхлопотал у городских властей разрешение служить в этом зале молебны, а также вести религиозно-нравственные и противосектантские беседы. Впослед. по благословению посетившего Петропавловск Омского и Павлодарского еп. сщмч. Сильвестра (Ольшевского) в этом зале был устроен храм, освященный в янв. 1916 г.

Февральская революция 1917 г. застала М. в Уфе, где он временно замещал Уфимского еп. Андрея (Ухтомского), вызванного в Петроград. В Петропавловск М. вернулся 23 марта. Через 2 дня местный исполком Совета рабочих и солдатских депутатов постановил произвести обыск в архиерейском доме и в жен. монастыре на предмет контрреволюционной лит-ры. Вечером архиерейский дом и мон-рь были окружены солдатами. Из квартиры епископа, ничего не обнаружив, отряд отправился в мон-рь. Солдаты вошли с оружием в церковь, проникли в алтарь и по приказанию унтер-офицера стали искать под престолом. Утром 26 марта, в Вербное воскресенье, М., узнав об обыске в церкви, благословил освятить алтарь и служить. После литургии в соборе епископ вышел благословить народ и кратко изложил все, что произошло в монастырском храме. В тот же день к М. пришел председатель исполкома и обвинил владыку в произнесении проповеди, угрожающей общественному спокойствию. 27 марта петропавловский Совет рабочих и солдатских депутатов постановил послать в Петроград телеграммы Временному правительству и Синоду с требованием удаления М. из Петропавловска за «реакционную деятельность, угрожающую общественному спокойствию». Это обращение Синод оставил без внимания. 1 мая 1917 г. М. направил в Синод обстоятельный доклад о происшедших событиях, в к-ром, в частности, писал: «Вопрос об удалении меня по просьбе Совета рабочих и солдатских депутатов будет обсуждаться на собрании мирян и духовенства города Петропавловска. Резолюция будет представлена обер-прокурору для доклада Святейшему Синоду. Возмутили обыском в церкви православный народ и, спасая себя, свалили все на архиерея. Они надеялись, что по их капризу сейчас архиерея уберут. Если будет такой произвол, какой у нас сейчас, то, конечно, служить трудно...»

В нояб. 1917 г. в Петропавловске была установлена советская власть, однако уже в мае 1918 г. город был занят частями Чехословацкого корпуса и белыми войсками. М. признал Высшее временное церковное управление Сибири, но активного участия в общественно-церковной жизни Сибирской церковной области и Омской епархии во время гражданской войны не принимал. 30 окт. 1919 г. Петропавловск был взят войсками Красной Армии. В кон. янв.- нач. февр. 1921 г. в Екатеринбургской, Тюменской и Омской губерниях вспыхнуло антибольшевистское крестьянское восстание. 13 февр. восставшие крестьяне вошли в Петропавловск и, поддержанные горожанами, 2 дня вели уличные бои с его гарнизоном. К утру 16 февр. прибывшие по железной дороге красные войска вытеснили отряды восставших из города и стали обыскивать дома и задерживать и расстреливать всех подозреваемых. Имеются свидетельства того, что во время боев за город М. служил Божественную литургию в Никольской ц. и после службы вышел со словами примирения к собравшемуся перед храмом народу. По распространенному преданию, в этот момент прямо на площади его закололи штыками красноармейцы, воткнув в рану распятие. Обнаруженные недавно архивные документы внесли уточнение в картину мученической кончины М. В приказе командующего группой войск охраны железнодорожной линии Омск - Челябинск Н. И. Корицкого от 17 февр. 1921 г. в связи с событиями в Петропавловске говорилось: «Чрезвычайным полевым военным революционным трибуналом в заседании своем 16 сего февраля приговорены за участие в восстании к высшей мере наказания... 2) Красноперов Михаил - П[етро]павловский епископ... Приговор над каковыми по моему распоряжению 17 февраля в 2 часа 25 мин. приведен в исполнение» (РГВА. Ф. 1393. Оп. 1. Д. 94. Л. 2). Вместе с М. были казнены 10 мирян из числа пленных повстанцев. Место их захоронения неизвестно.

М. прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 584; Ф. 831. Д. 86.
Соч.: Речь при наречении во еп. Акмолинского // Омские ЕВ. 1913. № 6. С. 8-11; Приветственная речь, произ. при встрече в кафедральном соборе преосв. Андроника, еп. Омского и Павлодарского // Там же. № 9. С. 8-10; Пастырь Церкви по учению св. ап. Павла: Проповеди. Тверь, 2007.
Лит.: Прибытие преосв. Мефодия, еп. Петропавловского, в г. Петропавловск 23 дек. 1914 г. // Омские ЕВ. 1915. № 3. С. 50-62; Польский. Т. 2. С. 105; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 340-341; ЖНИР. Февр. С. 25-55; Святые новомученики и исповедники, в земле Казахстанской просиявшие. М., 2008. С. 462-467.
Игум. Дамаскин (Орловский)
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) Новомученики Русской Православной Церкви (см. также - Новоканонизированные святые Русской Православной Церкви) Новоканонизированные святые Русской Православной Церкви (см. также - Новомученики Русской Православной Церкви) Епископы Русской Православной Церкви Мефодий (Краснопёров Михаил Платонович; 1868 - 1921), епископ Петропавловский, священномученик (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
См.также:
АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых)
АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)
АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АНТОНИЙ (Панкеев; 1892-1938), еп. Белгородский, сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АРКАДИЙ (Ершов Александр Павлович; 1878-1937), еп. Свердловский, сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)
ВИКТОР (Островидов Константин Александрович;1878-1934), еп. бывш. Глазовский, священноисп. (пам. 19 апр., 18 июня, в Соборе Вятских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
ГЕРМАН (Коккель (Кокель) Григорий Афанасьевич; 1883-1937), еп. Благовещенский, сщмч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ГЕРМАН (Косолапов Николай Васильевич; 1882-1919), еп. Вольский, сщмч. (пам 27 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)